Земельный налог религиозных организаций

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Земельный налог религиозных организаций" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В праздник Сретения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля

В канун праздника Сретения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Архив

«О земельном налоге и налоге на имущество организаций»

Письмо Ф от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/[email protected] Федеральной Налоговой службы.

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41.

Настоящие разъяснения доведите до нижестоящих налоговых органов.

Главный государственный советник налоговой службы В.В.Гусев

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо от 24 мая 2005 г. N 03-06-02-02/41

В связи с поступающими запросами религиозных организаций по вопросам применения налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций и во исполнение пункта 2 раздела I Протокола заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 18.02.2005 N 1 (51) Минфин России разъясняет.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», утрачивающего силу с 1 января 2006 года, от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

Из данного положения следует, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

Статьей 395 указанной главы Кодекса определены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты земельного налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.

Данное положение реализовано в пункте 4 статьи 395 Кодекса, согласно которому религиозные организации подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Таким образом, освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (пункт 1 статьи 16 Закона; пункт 1 Положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490).

На основании пункта 1 статьи 18 Закона религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Читайте так же:  Обстоятельства смягчающие отягчающие ответственность налоговые правонарушения

Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

Принимая во внимание положение пункта 4 статьи 395 Кодекса, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.

3. Порядок налогообложения имущества организаций, включая и религиозные организации, определяется главой 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 381 Кодекса религиозные организации освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

К имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.

Кроме того, в рамках положений статьи 381 Кодекса предусмотрена льгота для организаций — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере.

Указанная льгота в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» утрачивает силу с 1 января 2006 года.

При этом нормы главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Прошу довести данные разъяснения до территориальных налоговых органов.

http://www.patriarchia.ru/db/text/159869.html

Земельный налог религиозных организаций

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налогообложения земельным налогом религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ) религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения (пункт 1 статьи 21 Федерального закона № 125-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условия) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

Учитывая изложенное, полагаем, что норма пункта 4 статьи 395 Кодекса распространяется на религиозные организации, которым земельные участки принадлежат на праве собственности и на этих земельных участках расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, принадлежащие как религиозным организациям, так и другим организациям. При этом, по мнению Департамента, данная льгота предоставляется религиозным организациям вне зависимости от вида разрешенного использования земельного участка при наличии на нем здания религиозного и (или) благотворительного назначения.

http://www.eg-online.ru/document/regulatory/347442/

Энциклопедия решений. Льготы по земельному налогу для религиозных организаций

Льготы по земельному налогу для религиозных организаций

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон N 125-ФЗ) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.

Согласно п. 4 ст. 395 НК РФ религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, освобождаются от обложения земельным налогом.

Исходя из п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ и п. 1 Положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490, религиозные организации вправе основывать и содержать здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности.

Также религиозные организации на основании п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Понятие и цели благотворительной деятельности определены в ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ). Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности, предусмотренной Законом N 135-ФЗ.

Читайте так же:  Налоговый вычет военнослужащим на детей как получить

Специалисты Минфина России в письме от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41 разъяснили, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. См. также письма Минфина России от 18.08.2006 N 03-06-02-02/114, УФНС России по Иркутской области от 28.02.2011 N 16-26/[email protected]

При этом если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке (см. письмо ФНС России от 11.10.2011 N ЗН-4-11/[email protected]). Это касается и ситуации, когда на таком участке расположено только жилое здание (см. письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-05-05-02/32556).

Представители финансового ведомства уточнили, что также не применяется льгота в отношении земельных участков, на которых не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (см. письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-05-04-02/31).

http://base.garant.ru/58076782/

Приложение N 2. Коды налоговых льгот по земельному налогу

Приложение N 2
к Порядку заполнения формы заявления
налогоплательщика-организации о
предоставлении налоговой льготы по
транспортному налогу и (или) земельному
налогу, утвержденному приказом ФНС России
от 25.07.2019 г. N ММВ-7-21/[email protected]

Коды налоговых льгот по земельному налогу

Наименование вида налоговой льготы

учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций

организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования

религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце 1 подпункта 5 пункта 1 статьи 395 Кодекса общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям

организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов

организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 395 Кодекса, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок

организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом

судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет

организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок

организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра

льготы в виде налогового вычета по земельному налогу

льготы в виде уменьшения суммы земельного налога

льготы в виде доли необлагаемой земельным налогом площади земельного участка

льготы в виде освобождения от налогообложения по земельному налогу

льготы в виде снижения налоговой ставки земельного налога

льготы (освобождения) по земельному налогу, предусмотренные международными договорами Российской Федерации

http://base.garant.ru/72634310/1d48ab41ceb4b406e6d59ae55621977c/

Энциклопедия решений. Льготы по земельному налогу для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы

Льготы по земельному налогу для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России

Читайте так же:  Оплатил налог через госуслуги а долг висит

Согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:

— учреждения, исполняющие наказания;

— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Видео (кликните для воспроизведения).

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, учебные и иные учреждения.

Виды организаций (учреждений), относящихся к уголовно-исполнительной системе, определены постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89.

Следовательно, если организация или учреждение входят в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, то они освобождаются от налогообложения земельного участка, предоставленного для выполнения возложенных на эту организацию или учреждение функций (см. постановления ФАС Центрального округа от 13.08.2008 по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18.02.2008 по делу N А14-7273-2007/332/25).

http://base.garant.ru/58076780/

Минфин разъяснил, какие налоги платить религиозным организациям

Минфин подготовил информационную справку в связи с обращением религиозной организации, интересовавшейся:

  • акцизами и ценами на бензин и дизтопливо;
  • размерами ставок НДС;
  • необходимостью оплаты налога на прибыль, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, а также налога на добавленную стоимость.

Акцизы

Благодаря акцизам на нефтепродукты формируются федеральные и региональные дорожные фонды. Их средства финансируют дорожное хозяйство. Размеры акцизных ставок установлены в ст. 193 НК РФ. Поскольку они определяются в твердой сумме, их размеры ежегодно индексируются с учетом грядущего уровня инфляции.

Цены на нефтепродукты формируются не только исходя из ставок акцизов, но из множества факторов:

  • спроса и предложения;
  • количества участников рынка;
  • их торгово-сбытовых надбавок;
  • соотношения внутренних цен с мировыми.

С начала текущего года уже работает механизм, стабилизирующий цены на энергоносители. Помимо него, Законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ внесены поправки в НК РФ, которые уменьшают зависимость внутренних цен на бензин, дизтопливо от мировых цен на нефть. Для этого предусмотрен ряд мер:

  • снижение средних оптовых цен на бензин АИ-92 в 2019 году с 56 до 51 тыс. рублей за тонну, дизтоплива — с 50 до 46 тыс. рублей за тонну;
  • продление индексации оптовых цен на 5 процентов до 2024 года, а не до 2021-го, как было запланировано ранее;
  • увеличение компенсационного коэффициента (по бензину — с 0,6 до 0,75 в 2019 году).

НДС

Что касается НДС, ставки налога увеличены с 18 до 20 процентов. Но сохранены:

  • льготы по освобождению от НДС;
  • льготная ставка в размере 10 процентов на товары соцназначения, некоторых продовольственных товаров, детских товаров, печатных изданий и книг по образованию, науке и культуре, а также лекарств и медицинских изделий.

Ведомство разъяснило, плательщиками каких налогов являются религиозные организации.

ТАБЛИЦА: «Налоги религиозных организаций»

Вид налога Норма Особенности

Налог на прибыль

П. 1 ст. 246 НК РФ

Являются одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, признаваемых плательщиками налога. Ст. 247 НК РФ Объект обложения: доходы, уменьшенные на расходы, определяемые в порядке гл. 25 НК РФ. Ст. 251 НК РФ

Не учитываются в доходах:

— доходы в виде имущества, включая денежные средства в виде имущественных прав, полученных на ведение уставной деятельности, а также в связи с осуществлением религиозных обрядов;

— от продажи религиозной литературы и предметов культа;

Иные доходы облагаются по общим правилам

Транспортный налог Гл. 28 НК РФ По общеустановленным правилам Налог на имущество Гл. 30 НК РФ Льготы по имуществу, используемому в религиозной деятельности

Земельный налог

Гл. 31 НК РФ Льготы по участкам, на которых находятся здания религиозного и благотворительного назначения

НДС

П. 1 ст. 143 НК РФ Признаются плательщиками НДС П. 1 ст. 146 НК РФ

— реализация товаров, работ, услуг на территории РФ;

— передача товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету в том числе через амортизационные отчисления при исчислении прибыльного налога;

— выполнение СМР для собственных нужд;

— ввоз товаров на территорию РФ и иные, находящиеся под ее юрисдикцией территории

П. 2 ст. 146 НК РФ и ст. 149 НК РФ Перечни операций, не признаваемых объектом обложения НДС Пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ

Не облагается НДС:

— реализация, передача для собственных нужд предметов культа и религиозной литературы по перечню Правительства РФ, производимых религиозными организациями с учетом предъявляемых к таким организациям требований, в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья;

— организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов или других культовых действий.

Осуществление операций, не указанных в перечне, подлежит налогообложению в общем порядке

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

http://www.v2b.ru/2019/08/23/minfin-razyasnil-kakie-nalogi-platit-religioznym-organizatsiyam/

О порядке применения льготы по налогу на имущество

Федеральная налоговая служба о порядке применения предусмотренной пунктом 2 статьи 381 Налогового кодекса РФ(далее – Кодекс) льготы по налогу на имущество организаций сообщает следующее.

В соответствии с указанным пунктом Кодекса религиозные организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ) религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Читайте так же:  Предел льгот по ндфл

На основании статьи 16 Закона № 125-ФЗ религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения отнесено недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

При этом статьей 21 Закона № 125-ФЗ определено, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Таким образом, религиозной организации может принадлежать как имущество религиозного назначения, так и иное имущество (в том числе библиотека, инвентарь, холодильники, компьютеры, автомобили, сельхозтехника и иные хозяйственные и социально-культурные объекты), необходимое для обеспечения религиозной деятельности.

Поэтому в силу пункта 2 статьи 381 Кодекса во взаимосвязи с указанными федеральными законами, если религиозная организация не осуществляет иную, отличную от религиозной, деятельность, то все необходимое для обеспечения религиозной деятельности вышеназванное имущество (основные средства), находящиеся на балансе религиозной организации, не признается объектом налогообложения.

Что касается имущества, используемого религиозной организацией для иных видов деятельности, то в силу статей 374, 375 и 376 Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций формируются для целей налогообложения исходя из установленных правил ведения бухгалтерского учета основных средств.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Деление указанного объекта для целей налогообложения пропорционально каким-либо показателям (выручке, площади и т.д.) указанной главой Кодекса не предусмотрено.

В этой связи, если религиозная организация осуществляет иные виды деятельности (например, осуществляет производство и продажу предметов религиозного назначения и иного назначения и имеет склады для хранения данной продукции, автотранспортные средства для перевозки грузов и т.п.), то основные средства (инвентарные объекты), используемые полностью для этих видов деятельности, являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

В случае, если один и тот же объект основных средств (например, здание церкви, отдельные склады) используется одновременно для осуществления религиозной деятельности (культовой) и иной деятельности (производство и торговля предметами религиозного назначения в церковной лавке), то в отношении этого объекта (здания) налоговая льгота применяется как по объекту религиозного назначения.

Поэтому такие имеющиеся у религиозной организации входящие в состав здания помещения как ризница, склад для богослужебных предметов, помещение для воспитания и обучения детей православному вероисповеданию, библиотека для воскресной школы, церковная лавка для продажи предметов религиозного назначения и т.п. подлежат льготированию по пункту 2 статьи 381 Кодекса.

Данная позиция с Минфином России согласована.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

http://na.buhgalteria.ru/document/n65532

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В праздник Сретения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля

В канун праздника Сретения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Архив

О применении налоговых льгот в отношении земельного участка и жилого здания, в котором осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии

Статья руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) опубликована в журнале «Приход» (№ 6, 2013).

1. О применении п. 2 ст. 381 НК в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии.

В письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556 (Приложение) содержится вывод о том, что «в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, не могут применяться положения п. 2 ст. 381 НК».

Данный вывод Минфина России является ошибочным.

В соответствии с п. 2 ст. 381 НК РФ религиозные организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении имущества, используемого ими для религиозной деятельности.

Читайте так же:  Перерасчет налога на квартиру

Минфин России аргументирует свою позицию тем, что жилое помещение предназначено для проживания (п. 1 ст. 17 ЖК РФ), а не для религиозной деятельности. Однако в п. 2 ст. 381 НК в качестве критерия применения соответствующей налоговой льготы устанавливается не «предназначение» имущества для религиозной деятельности, а «использование» имущества религиозной организацией для религиозной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно совершаться в жилых помещениях.

П. 2 ст. 17 ЖК РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает законные права и интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, положение п. 2 ст. 381 НК распространяется на жилые помещения (здания), принадлежащие религиозным организациям на праве собственности и используемые для совершения богослужений и иной религиозной деятельности.

Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 20.08.07 № Ф09-6574/07-С3 по делу № А60-5394/07. Таким образом, налоговая позиция, изложенная в письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556, вступает в противоречие с налоговой позицией ФАС Уральского округа, содержащейся в постановлении ФАС Уральского округа от 20.08.07 № Ф09-6574/07-С3 по делу № А60-5394/07.

Возникшая коллизия между налоговым и судебным актами должна быть решена, на наш взгляд, в пользу судебного акта.

Согласно п. 1 ст. 34.2 НК Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Письменные разъяснения Минфина России, предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ, не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию (Письмо Минфина России от 24.02.2010 № 03-04-05/10-67 «По вопросу правового статуса письменных разъяснений Минфина РФ»).

Данные разъяснения являются актами официального толкования норм права, содержанием которых являются налоговые правовые позиции. Налоговые правовые позиции Минфина России обязательны для налоговых органов (пп. 5) п. 1 ст. 31 НК). Что касается налогоплательщиков, то данные правовые позиции обязательны для них только в том случае, если они не нарушают их права.

Вместе с тем, «при возникновении конкуренции (коллизии) между налоговыми правовыми позициями Минфина России и судебных органов следует руководствоваться преимуществом налоговых правовых позиций судебных инстанций. Это объясняется различной природой государственных органов, их задачами и функциями» 1 .

2. О применении п. 4 ст. 395 НК в отношении земельного участка, находящегося в собственности религиозной организации и занимаемого жилым зданием, принадлежащим религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии.

В письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556 содержится вывод о том, что в отношении такого земельного участка не могут применяться положения п. 4 ст. 395 НК.

Данный вывод является правильным в том случае, если жилой дом построен для проживания граждан.

Согласно п. 4 ст. 395 НК освобождаются от налогообложения земельным налогом религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Согласно письму Минфина России от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41 под зданиями, строениями, сооружениями понимаются объекты, предназначенные для религиозной деятельности.

Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ относит к имуществу религиозного назначения недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей (ст. 2).

Если жилой дом построен для проживания граждан, то в отношении него не могут применяться положения п. 4 ст. 395 НК. Именно эта ситуация рассматривается в письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556.

Однако в случае, если здание, относящееся в настоящее время к жилому фонду, было построено для целей, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ, положение п. 4 ст. 395 НК подлежит применению. Данная ситуация в письме Минфина России не рассмотрена.

1 — Власенко Л.В. Налоговые правовые позиции судов: теория и практика: Монография (под ред. И.А. Цинделиани). «Норма», «Инфра-М», 2011.

В 2014 году начинается выпуск ежеквартального приложения к журналу «Приход» — «Вопрос-ответ» под редакцией руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги).

Тематика рассматриваемых вопросов затронет все аспекты деятельности религиозных организаций:

  • правоотношения, связанные со свободой совести и деятельностью религиозных объединений в Российской Федерации;
  • передача имущества, земельных участков;
  • льготы, налоги, сборы;
  • отчетность, подаваемая в госструктуры;
  • образовательная, социальная и благотворительная деятельность;
  • вопросы применения Трудового кодекса РФ;
  • экономическая (предпринимательская) деятельность;
  • вопросы, регламентированные Типовыми уставами приходов и монастырей, а также Уставом Русской Православной Церкви.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.patriarchia.ru/db/text/3427794.html

Земельный налог религиозных организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here