Земельный налог казенных учреждений

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Земельный налог казенных учреждений" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Земельный налог казенных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 7 ноября 2014 г. N 02-07-10/56182 О начислении кредиторской задолженности по земельному налогу

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу начисления кредиторской задолженности по земельному налогу и сообщает.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Возникновение обязательств по уплате земельного налога регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

Общие требования к ведению бухгалтерского учета организациями государственного сектора, в том числе исправлению ошибок в регистрах бухгалтерского учета, установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Согласно пункту 309 Инструкции N 157н объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам.

Принятие бюджетных обязательств и денежных обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году, отражается с аналитическим признаком 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)».

Согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, уплата земельного налога производится по окончании налогового периода (календарного года).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

С учетом изложенного, денежное обязательство по уплате земельного налога за 4 квартал 2013 года подлежало отражению в бухгалтерском учете как обязательство очередного финансового года.

Согласно пункту 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Таким образом, по мнению Департамента, расходы по начислению к уплате земельного налога за 2013 год подлежали отражению в регистрах бухгалтерского учета в 2013 году.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
С.В. Сивец

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. — (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Кроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды). Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Читайте так же:  Сроки оплаты подоходного налога

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Письмо Минфина России от 15 августа 2018 г. № 09-02-08/59009 О порядке финансового обеспечения расходов по оплате земельного налога и сервитута, в случае заключения соглашения о сервитуте между получателями средств федерального бюджета, подведомственными Федеральной налоговой службе

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о порядке финансового обеспечения расходов по оплате земельного налога и сервитута, в случае заключения соглашения о сервитуте между получателями средств федерального бюджета, подведомственными Федеральной налоговой службе, и сообщает следующее.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, ФНС России и ее территориальные органы (управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня) являются юридическими лицами и составляют единую централизованную систему налоговых органов. Финансовое обеспечение деятельности ФНС России и ее территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

Положениями абзаца первого пункта 11 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Положениями статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающими земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации земельный налог является одним из видов налоговых доходов местного бюджета.

Положениями статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Положениями абзаца второго пункта 11 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, получившее земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, заключает соглашение о сервитуте с иными юридическими лицами, имеющими здания, сооружения на указанном земельном участке.

При этом плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных иным юридическим лицам на праве оперативного управления.

Согласно положениям абзаца второго пункта 3 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

На основании статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета относится, в том числе плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральными органами исполнительной власти, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), — по нормативу 100 процентов.

Читайте так же:  Валютный контроль акция

Как следует из обращения, земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен за соответствующим территориальным органом Федеральной налоговой службы.

При этом здания, сооружения, помещения в зданиях и сооружениях, находящихся на вышеуказанном земельном участке, закреплены на праве оперативного управления, в том числе за федеральным казенным учреждением «Налог-Сервис», подведомственном ФНС России.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, при организации исполнения федерального бюджета ФНС России, как главный распорядитель средств федерального бюджета вправе в установленном порядке предусмотреть соответствующие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств:

территориальным органам ФНС России в целях исполнения обязательств по уплате земельного налога;

федеральным казенным учреждениям, подведомственным ФНС России, в целях исполнения обязательств, связанных с оплатой сервитута.

Кроме того, учитывая, что средства от уплаты земельного налога подлежат перечислению в доход местного бюджета, а средства от оплаты сервитута, соответственно, в федеральный бюджет, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, «задвоения» расходных обязательств ФНС России не происходит.

A.M. Лавров

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Читайте так же:  На какие виды подразделяется финансовый контроль

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Земельный налог казенных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Общие требования к ведению бухучета организациями госсектора, в т. ч. исправлению ошибок в регистрах, установлены инструкцией по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н).

Объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам.

Принятие бюджетных обязательств и денежных обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году, отражается с аналитическим признаком 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)».

В силу НК РФ земельный налог уплачивается по окончании календарного года. Например, обязательство за IV квартал 2013 г. отражается в бухучете как обязательство очередного финансового года.

Бухучет ведется методом начисления. Результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены средства при расчетах, связанных с этими операциями.

Таким образом, расходы по начислению к уплате земельного налога за 2013 г. нужно было отразить в регистрах бухучета в 2013 г.

Налогообложение земельных участков, находящихся в казне муниципального образования

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495 ) 649-41-49; (495 ) 649-11-65

Вопрос: Могут ли земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, входить в состав муниципальной казны? Каков порядок налогообложения земельных участков, находящихся в казне муниципального образования?

Ответ: Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( п. 3 ст. 215 ГК РФ). При этом имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации ( ст. ст. 294, 296 ГК РФ).

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся в том числе и земельные участки. Между тем регулирование земельных отношений в Российской Федерации осуществляется на основании принципа разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель ( ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Так, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

В соответствии со ст. 216 ГК РФ к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, отнесены в отношении земельных участков право пожизненного наследуемого владения и право постоянного ( бессрочного) пользования, а в отношении прочего имущества — право хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальным учреждениям и казенным предприятиям земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на праве постоянного ( бессрочного) пользования.

Таким образом, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и не предоставленные муниципальным учреждениям и казенным предприятиям на праве постоянного ( бессрочного) пользования, также составляют казну соответствующего муниципального образования. Этот вывод также подтверждается и складывающейся судебной практикой ( в частности, Постановления ФАС Поволжского округа от 24.06.2009 по делу N А55-14257/2008 и от 23.06.2009 по делу N А55-15360/2008).

Плательщиками земельного налога на основании ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного ( бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В силу положений п. 2 ст. 11 НК РФ муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, быть признаны плательщиками земельного налога. При этом органы местного самоуправления, не обладающие правом постоянного ( бессрочного) пользования земельными участками, а осуществляющие управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности ( п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации), также не могут быть признаны плательщиками земельного налога в отношении таких земельных участков.

Автор статьи: Е.Холева

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

Читайте так же:  Налоги взимаемые с дохода и имущества

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения

Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить земельный налог? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.

Обзор документа

Рассмотрена следующая ситуация. Земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен за территориальным органом ФНС России. При этом здания, сооружения, помещения в них закреплены на праве оперативного управления в том числе за ФКУ «Налог-Сервис», подведомственным ФНС России.

По мнению Минфина России, ФНС, как главный распорядитель средств федерального бюджета, вправе предусмотреть соответствующие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств территориальным органам в целях исполнения обязательств по уплате земельного налога, а также ФКУ в оплаты сервитута.

Средства от уплаты земельного налога перечисляются в доход местного бюджета, а средства от оплаты сервитута — в федеральный бюджет. Поэтому, по мнению Минфина России, «задвоения» расходных обязательств ФНС России не происходит.

Земельный налог казенных учреждений

Л.П. Фомичева,
аудитор

Использование земель в Российской Федерации является платным (пп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 Земельного кодекса РФ; далее — ЗК РФ). Формы платы за землепользование — земельный налог и арендная плата.
Государственные и муниципальные учреждения (автономные, бюджетные, казенные) являются некоммерческими организациями (ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее — Закон № 7-ФЗ). Для выполнения уставных задач им может представляться на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ст. 20 ЗК РФ).
При этом земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

Общие положения

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Актуальные вопросы по исчислению и уплате земельного налога

Налог на землю является местным налогом. Порядок его начисления и уплаты регулируется гл. 31 НК РФ. Являются ли земельные участки, предоставленные казенным учреждениям силовых структур, объектом обложения данным налогом? В каких случаях такие учреждения обязаны уплачивать земельный налог? Какие проблемы связаны с исчислением земельного налога? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.


Для справки. На основании ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 «О порядке определения нормативной цены земли». Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

В случае если в отношении земельного участка нормативная цена земли тоже не определена, в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу (письма Минфина РФ от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680, от 19.06.2013 N 03-05-06-02/22924, от 28.08.2013 N 03-05-05-02/35289, от 25.09.2013 N 03-05-06-02/39682).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3%.

Обратите внимание! Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно. Сумма земельного налога начисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости).

Пример 1
Казенное учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории, принадлежащей представительному органу муниципального образования, где расположен земельный участок организации, введен земельный налог. Налоговая ставка по земельному налогу определена в размере 0,3%, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 25 000 000 руб.
Сумма земельного налога за 2014 год составит 75 000 руб. (25 000 000 руб. x 0,3%).

В том случае, когда права на земельный участок возникли в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если право возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц считается полным. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Пример 2
Казенное учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.06.2014. Ставка земельного налога определена в размере 0,3%. Кадастровая стоимость участка на 20.06.2014 составила 30 000 000 руб. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за 2014 год.
Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((6 / 12) мес.).
Сумма земельного налога за 2014 год составит 45 000 руб. (30 000 000 руб. x 0,3% x (6 / 12) мес.).

Читайте так же:  Налоговый вычет ипотека пример

Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для налогоплательщиков установлены отчетные периоды (как квартал), то они исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками как разница между годовой суммой земельного налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года.

Пример 3
По итогам 2014 года казенным учреждением начислен земельный налог в сумме 45 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 33 750 руб.
Окончательная сумма к уплате за 2014 год составит 11450 руб. (45 200 – 33 750).
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Казенные предприятия и налог на имущество

Муниципальное казенное предприятие (далее – МКП) получило в оперативное управление объекты движимого и недвижимого имущества. Как должен уплачиваться налог по данным объектам? Какую дату считать датой принятия объектов к учету: дату получения имущества в оперативное управление или дату приобретения (создания) этого имущества учредителем предприятия (собственником имущества)? Вправе ли казенное предприятие воспользоваться льготой из п. 25 ст. 381 НК РФ и не облагать налогом движимое имущество, полученное в оперативное управление позднее 01.01.2013?

Определяем дату принятия к учету
для целей налогообложения

Любопытно, что ПБУ 6/01 не увязывает принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве ОС с государственной регистрацией прав на него. Надо полагать, это касается как права собственности, так и права оперативного управления. Поэтому казенное предприятие, получающее имущество в оперативное управление, должно принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав на данное имущество (см., например, Письмо Минфина России от 01.10.2015 N 03-05-05-01/56284). А вот казенные учреждения, напротив, при принятии в оперативное управление имущества в качестве объектов ОС ориентируются на дату регистрации права на такие объекты. Это следует из Инструкции N 157н и Письма ФНС России от 17.09.2015 N БС-4-11/[email protected]
——————————–
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Заполнение отдельных строк декларации
по налогу на имущество

Форма декларации по налогу на имущество и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Сведения о расчете налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества приводятся налогоплательщиком в разд. 2 декларации (см. с. 33).

Раздел 2. Определение налоговой базы
и исчисление суммы налога в отношении подлежащего
налогообложению имущества российских организаций
и иностранных организаций, осуществляющих
деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства

Важно, что даже в случае, если казенное предприятие имеет в оперативном управлении недвижимость, которая по описанию, данному в ст. 378.2 НК РФ, должна облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости начиная с 2014 г., налог все равно исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества (см. Письмо Минфина России от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641). Дело в том, что в силу п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества подлежит налогообложению по кадастровой стоимости только у собственника такого объекта, с 01.01.2016 – у собственника и организации, владеющей данным объектом на праве хозяйственного ведения . Поэтому в отношении имущества, находящегося на балансе государственных (муниципальных) организаций на праве оперативного управления, применяется установленный гл. 30 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из балансовой (остаточной) стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).
——————————–
Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ».

Для того чтобы правильно посчитать налог по имуществу, полученному в оперативное управление, необходимо помнить, что такое имущество принимается к учету и образует налогооблагаемую базу в момент его фактического получения (при условии, что оно соответствует всем требованиям п. 4 ПБУ 6/01). Налоговая база рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости полученного имущества, включая объекты недвижимости, которые подпадают под описание административно-деловых (торговых) центров, по которым собственники таких объектов, а также унитарные предприятия, отличные от казенных, должны уплачивать налог исходя из кадастровой стоимости.

М.О.Денисова
Главный редактор журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Земельный налог казенных учреждений

Бюджетные учреждения, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты.
Как исчисляется и уплачивается земельный налог бюджетными учреждениями Вы узнаете из этой статьи.

Являются ли бюджетные учреждения плательщиками земельного налога?
Как Вы знаете, земельный налог отнесен к числу местных налогов, следовательно, он устанавливается главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15 НК РФ, статья 387 НК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники

Земельный налог казенных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here