Занижение налоговой базы налог на землю

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Занижение налоговой базы налог на землю" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Главные нарушения по земельному налогу на 2017 год по итогам проверок

Налог за землю можно по праву отнести к тем обязательным платежам, на которых каждый хочет сэкономить. При этом земельный налог отчисляют в местную казну и граждане, и юридические лица. Какие нарушения по земельному налогу чаще всего выявляют проверки – в нашем обзоре.

Правовое регулирование

Налог за землю в российской системе носит местный характер. То есть необходимо руководствоваться не только главной 31 Налогового кодекса РФ, но и нормативными актами о земельном налоге, изданными на местном уровне.

Организациям – собственникам земельных участков следует особенно внимательно отслеживать изменения, которые происходят в законе о земельном налоге соответствующего муниципального образования. Дело в том, что юридические лица сами проводят все расчёты земельного налога. Нарушения и ошибки здесь не исключены. А вот обычным гражданам проще: итоговая сумма платежа приходит к ним уже рассчитанной согласно уведомлению из ИФНС. Оно показано на рисунке ниже в части этого налога:

Напомним, что местные власти вправе определять для своей территории:

  • ставку налога;
  • порядок и сроки перечисления (для юридических лиц);
  • налоговые послабления;
  • основания и порядок применения льгот;
  • величину не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий плательщиков.

Где введена уплата земельного налога

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.

Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

Как отчитываться по земельному налогу

По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка по месту работы

По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации деклараций не сдают.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Как не допустить самых распространенных налоговых правонарушений: налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог и НДФЛ (для налоговых агентов)

Мы завершаем публикацию списка самых распространенных нарушений, которые Федеральная налоговая служба выявила в ходе проверок в 2011 году. Чтобы начинающий бухгалтер мог избежать самых «популярных» ошибок или при необходимости отстоять свою правоту в суде, мы снабдили каждое нарушение из списка ссылками на наши материалы. Страницу с данной публикацией можно добавить в закладки на нашем сайте или в «Избранное» в браузере и использовать ее как справочник по сложным моментам налогового учета или путеводитель по материалам «Бухгалтерии Онлайн». Публикацию завершают налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, и НДФЛ (для налоговых агентов). Публикацию, посвященную налогу на прибыль, можно посмотреть здесь, налогу на добавленную стоимость – здесь, УСН и ЕНВД – здесь.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

  • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

Кто должен платить земельный налог и от чего зависит его сумма?

Не каждому коммерсанту приходится платить земельный налог. Как только земельный участок появляется в составе его имущества, вопрос расчета и уплаты этого налога становится актуальным.

Например, 21.01.2019 компания зарегистрировала право собственности на землю — с этого момента у нее возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если же компания решила оформить землю на праве безвозмездного срочного пользования или заключила договор аренды, обязанность платить земельный налог у нее отсутствует и искать ответ на вопрос, как рассчитать земельный налог, не нужно (п. 2 ст. 388 НК РФ).

ВАЖНО! Земельный налог является местным и регламентируется не только Налоговым кодексом (гл. 31), но и земельным, а также муниципальным законодательством (в части установления льгот, ставок, порядка и сроков уплаты).

Сумма налога зависит от нескольких факторов: от регионального расположения и кадастровой стоимости участка, назначения его использования, ставки налога и наличия льгот. Регионам в отношении этого налога дана возможность:

  • утверждать величину ставок по нему, не выходя за пределы, установленные НК РФ;
  • дифференцировать эти ставки;
  • вводить дополнительные льготы;
  • принимать решение об уплате авансов по налогу;
  • устанавливать сроки уплаты.

Далее рассмотрим порядок расчета земельного налога для юрлица.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3%. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Итоги

Для решения вопроса о том, как рассчитать земельный налог, недостаточно прочитать Налоговый кодекс — нужно внимательно изучить и местное законодательство, которое содержит важную информацию, необходимую для расчета и уплаты налога (ставки, льготы, сроки и др.).

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2004 г. N Ф04/2670-293/А67-2004 Земельный налог доначислен обоснованно, поскольку налогоплательщиком допущено занижение налоговой базы вследствие неправильного указания площади земельного участка (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 мая 2004 г. N Ф04/2670-293/А67-2004
(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску (далее — налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Томский нефтехимический завод» (далее — ОАО «ТНХЗ») налоговых санкций по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 223 руб. за неполную уплату земельного налога за 2002 год.

Решением от 11.07.2003 (судья: З.) заявленное требование удовлетворено.

Суд пришел к выводу о том, что налоговая инспекция правомерно применила при исчислении земельного налога за 2002 год ставку земельного налога в размере 6,36 руб. за 1 кв. м. Указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное опубликование приложений к нормативно-правовым актам, которым применительно к настоящему делу является приложение к решению Томской городской Думы от 07.12.2000 N 278 «О ценовом зонировании города Томска».

Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2003 (судьи: Т., К., Б.) решение суда отменено. В удовлетворении заявления налоговой инспекции отказано.

Читайте так же:  Подоходный налог с карты сбербанка

Суд указал на необоснованное применение налоговой инспекцией коэффициента 1,2 к ранее действующей ставке земельного налога при проведении камеральной проверки и доначислении земельного налога за 2002 год, так как размеры коэффициентов, в зависимость от которых поставлен размер ставки земельного налога, не были опубликованы, что противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Также указал на неправомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку положения указанной статьи прямо указывают на наступление ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога, а не за неполную уплату авансовых платежей.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а именно пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение по настоящему делу оставить в силе. Отмечает, что решение Томской городской Думы от 07.12.2000 N 278 «О ценовом зонировании города Томска», утвердившее коэффициенты поэтапного перехода ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности (приложение N 2), было опубликовано в газете «Томский вестник». К тексту опубликованного решения имелась сноска о том, что с приложениями к решению можно ознакомиться в Управлении по земельным ресурсам и землеустройству г. Томска. Заявитель жалобы полагает, что применение налоговой инспекцией коэффициента 1,2 к ранее действующей ставке земельного налога является обоснованным. Считает, что налогоплательщик обоснованно привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации, так как вносил по сроку уплаты 01.07.2002 сумму земельного налога, а не авансовый платеж.

Отзыв от ОАО «ТНХЗ» в суд не поступил.

Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО «ТНХЗ» представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год, согласно которой площадь земельного участка составляет 2 010 200 кв. м., а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет — 12 784 872 руб. По результатам проведения камеральной проверки представленной налоговой декларации налоговой инспекцией был составлен акт от 13.09.2002 N 262/2-29к и вынесено решение от 30.09.2002 N 172/2-29к о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 233 руб.

Основанием для принятия решения, по мнению налоговой инспекции, послужила неполная уплата ОАО «ТНХЗ» земельного налога в результате занижения налоговой базы на 4 452 руб. из-за занижения площади земельного участка на 700 кв. м.

Требование N 2698 об уплате налога, направленное налогоплательщику, в добровольном порядке им не исполнено, что послужило основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение по данному делу оставлению без изменения исходя из следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящими от пользователей земли.

Согласно статье 17 указанного закона налоговым периодом по земельному налогу является год, а исчисленный в соответствии с его правилами налог подлежал уплате за налоговый период в целом. При этом установлено, что суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что Законом «О плате за землю» налоговый период не определен, следует признать несостоятельным.

В соответствии с названной статьей органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Решением Томской городской Думы от 07.12.2000 N 271 «Об утверждении сроков уплаты земельного налога на территории г. Томска» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что уплата земельного налога производится равными долями не позднее 1 июля, 15 сентября, 15 ноября, 1 декабря.

Таким образом, по сроку уплаты 01.07.2002 ОАО «ТНХЗ» вносился налог, а не авансовый платеж.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что налогоплательщиком при указании в налоговой декларации за 2002 год площади земельного участка в размере 2 010 200 кв.м. занижена облагаемая база по земельному налогу.

Следовательно, привлечение ОАО «ТНХЗ» к налоговой ответственности по основаниям пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в результате занижения налоговой базы за 2002 год в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы является обоснованным.

Возражение налогоплательщика, положенное в основу постановления суда апелляционной инстанции, о том, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для применения коэффициента 1,2 к ранее действующей ставке земельного налога, поскольку Приложение N 2 к решению Томской городской Думы от 07.12.2000 N 278 «О ценовом зонировании г. Томска», в котором указывался размер коэффициентов по зонам градостроительной ценности, не было официально опубликовано, не может быть принято.

Из анализа оспариваемого решения налоговой инспекции не следует, что налогоплательщик неправильно применил налоговую ставку или не применил соответствующий коэффициент. Основанием для принятия решения о привлечении ОАО «ТНХЗ» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения послужило занижение налогоплательщиком налоговой базы (площади земельного участка, находящегося в пользовании организации). Иных оснований в названном решении налоговой инспекции не указано.

При наличии у налогоплательщика возражений по вопросу исчисления и уплаты земельного налога за 2002 год, он не лишен права в установленном законом порядке обратиться в суд с самостоятельными требованиями.

Читайте так же:  Сколько раз можно подавать декларацию 3 ндфл

Поскольку налоговая инспекция обоснованно вынесла оспариваемое решение, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции, которым удовлетворены заявленные требования, подлежит оставлению в силе.

Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относится на ОАО «ТНХЗ».

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:

постановление апелляционной инстанции от 31.10.2003 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2137/03 отменить, решение суда первой инстанции от 11.07.2003 по данному делу оставить в силе.

Взыскать с открытого акционерного общества «Томский нефтехимический завод» государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрения дела в арбитражном суде в сумме 100 (сто) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2004 г. N Ф04/2670-293/А67-2004

Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника

Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Расчет земельного налога по кадастровой стоимости на примере

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2019 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2019 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога в 2019 году:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2019 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

  • авансовый платеж за 1 квартал 2019 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
  • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2019 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
  • по итогам 2019 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

Виды нарушений (Транспортный налог)

1. Неисчисление налога в связи с сокрытием (не полным отражением) объектов налогообложения (транспортных средств).

2. Занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы.

3. Неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства).

4. Нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).

Материалы по теме:

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на участок (базовая формула)

Как рассчитывается земельный налог за 2019 год? На первый взгляд обычно: налоговую базу умножаем на ставку. При этом в качестве базы выступает кадастровая стоимость земли, установленная на начало соответствующего налогового года (п. 1 ст. 389 НК РФ), информацию о которой можно узнать:

  • из публичной кадастровой карты на сайте Росреестра;
  • непосредственно в Росреестре, послав туда письменный запрос;
  • из кадастрового паспорта участка или из свидетельства, полученного при регистрации права на землю, если регистрация такого права осуществлена в текущем налоговом году.

Если земля в течение года куплена или продана, формула земельного налога будет корректироваться с учетом периода владения землей (коэффициент Кв рассчитывается как отношение полных месяцев владения землей к 12 месяцам). Полным считается месяц, в котором право собственности возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Другой коэффициент (Ки) должен применяться, если в течение года происходит изменение кадастровой стоимости.

Особый порядок исчисления земельного налога применяется, если земля расположена на территории сразу двух муниципальных образований. Тогда стоимость участка делится между этими образованиями с учетом доли площади, находящейся в каждом из них (п. 1 ст. 391 НК РФ). И для каждой части делается свой расчет налога с применением соответствующих каждому из образований льгот и ставок.

Читайте так же:  Налог на землю увеличат

От компании требуется не только рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости с применением всех коэффициентов — не менее важно вовремя отчитаться в налоговую и уплатить налог.

Как рассчитать и уплатить налог, читайте в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?».

Закон региона может предусматривать уплату квартальных авансовых платежей по налогу. Каждый такой платеж рассчитывают как ¼ годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ) с учетом числа месяцев владения в соответствующем квартале (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сдать декларацию по земельному налогу за 2019 год компаниям нужно не позднее 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля) — п. 3 ст. 398 НК РФ.

Налог по итогам года платят в срок, установленный в муниципальном образовании, но не раньше наступления срока подачи декларации (п. 1 ст. 397 НК РФ). Если местным законодательством предусмотрено начисление авансовых платежей (пп. 2, 3 ст. 393 НК РФ), то в течение года нужно платить авансы по налогу в соответствии со сроками, установленными местными властями.

ВАЖНО! Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации в ИФНС отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В какие сроки уплачивать авансовые платежи по земельному налогу, мы рассказываем в статье «Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу».

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Виды нарушений (Земельный налог)

1. Занижение налоговой базы в связи с неправильным определением кадастровой стоимости земельных участков.

2. Занижение суммы земельного налога в результате неправомерного применения более низкой налоговой ставки.

3. Неверно рассчитан коэффициент, применяемый при исчислении налога в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю).

4. Занижение суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет, в результате отражения в годовой декларации авансовых платежей в завышенном размере.

Материалы по теме:

Виды нарушений (Налог на имущество организаций)

1. Неправомерное занижение остаточной стоимости основных средств в результате неверного определения амортизационной группы.

Материалы по теме:

2. А) Занижение налоговой базы на стоимость основных средств, отраженных в учете на счете незавершенного строительства, но реально введенных в эксплуатацию и используемых в экономической деятельности налогоплательщика. Б) Занижение налога за счет несвоевременного принятия на учет основных средств.

Материалы по теме:

3. Занижение суммы налога в связи с неверным исчислением авансовых платежей.

Материалы по теме:

Особенности

В конце июля 2017 года ФНС России в рамках своей аналитической работы подытожила результаты проверок по земельному налогу с 2014 по 2016 годы включительно. Благодаря этому, стало известно о самых популярных нарушениях, которые допускают плательщики налога за землю.

Анализ деяний, которые представлены ниже в таблице, показывает, что основные причины нарушений:

  • ошибки в расчёте земельного налога (авансовых платежей), который организации делают самостоятельно;
  • несогласие с кадастровой оценкой земли либо применение в расчётах устаревшего значения;
  • неверное определение точного срока владения землёй в налоговом периоде;
  • спорные моменты с определением статуса и изначального предназначения участка (особенно, когда земля граничит участками для гос. целей).
Основные нарушения по земельному налогу
Читайте так же:  Если продаешь квартиру нужно платить налог
Норма Налогового кодекса РФ, которая нарушена В чём заключается нарушение П. 1 ст. 391 Занижение налоговой базы по причине неверного отражения кадастровой стоимости земельного участка П. 7 ст. 396 Занижение размера налога по причине применения неверного коэффициента владения земельным участком П. 1 ст. 396 Занижение размера налога по причине применения неверных ставок по нему П. 15 ст. 396 Плательщик не применил повышающий коэффициент 2.

Пояснение: это необходимо делать при расчёте налога в отношении земельных участков, приобретенных или предоставленных в собственность юридическому лицу на условиях ведения на них жилищного строительства.

П. 7 ст. 396 Неверный расчет коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности/постоянном (бессрочном) пользовании/пожизненном наследуемом владении плательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде Подп. 1 п. 1 ст. 394 Неправомерное использование налоговой ставки, которая установлена в отношении земельных участков, ограниченных по закону в обороте, предоставленных для обеспечения:

· обороны страны;
· безопасности;
· таможенных нужд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как рассчитать земельный налог за 2019 год в 2020 году (пример)?

Возможно ли исчислить уплачиваемый юрлицами земельный налог онлайн?

Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Виды нарушений (Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых агентов)

1. Неудержание и (или) неперечисление (несвоевременное перечисление) в бюджет удержанных сумм НДФЛ с фактически выплаченных физическим лицам доходов.

Материалы по теме:

2. А) Невключение в совокупный доход работников сумм оплаты, произведенной за счет средств работодателя, например, по кредитному договору сотрудника; не включены в совокупный доход работников выплаты по договорам подряда, а также за аренду имущества. Б) Невключение в налогооблагаемый доход физического лица доходов в виде материальной выгоды, в частности, от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.

Материалы по теме:

3. Невключение в совокупный доход физического лица сумм, выданных в подотчет на хозяйственные нужды, и не возвращенных (или по которым отсутствую авансовые отчеты), а также доходов, полученных в натуральной форме.

Материалы по теме:

4. Заявление стандартных налоговых вычетов без подтверждающих документов, а также без учета доходов, полученных с начала налогового периода по предыдущему месту работы.

Материалы по теме:

Видео (кликните для воспроизведения).

В завершение отметим, что значительная часть названных нарушений была выявлена в ходе самых неприятных для налогоплательщиков мероприятий, которые могут практически парализовать работу компании или ИП — в ходе выездных налоговых проверок (подробнее см. «Как изменятся налоговые проверки»). Однако налоговики давно сделали публичными критерии отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки. Достаточно воспользоваться сервисом «Эксперт», чтобы понять, какие показатели в вашей налоговой отчетности могут вызвать у налоговиков подозрения и вовремя скорректировать эти показатели. Или же подготовиться к проверке, заранее собрав все подтверждающие документы и вооружившись аргументами. Подробнее см. «Оценить вероятность налоговой проверки и финансовое состояние предприятия можно с помощью веб-сервиса «Эксперт»».

Источники

Занижение налоговой базы налог на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here