Законопроект о валютном регулировании и валютном контроле

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Законопроект о валютном регулировании и валютном контроле" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Законопроект о валютном регулировании и валютном контроле

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 398-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

Принят Государственной Думой 20 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, 7351; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3447; 2014, N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50; 2017, N 30, ст. 4456; N 47, ст. 6851; 2018, N 1, ст. 11; N 11, ст. 1579; N 15, ст. 2035; N 22, ст. 3041; N 31, ст. 4835, 4836, 4837; N 32, ст. 5086; N 49, ст. 7524; N 52, ст. 8103; N 53, ст. 8411, 8440; 2019, N 30, ст. 4148; N 31, ст. 4424; N 42, ст. 5806) следующие изменения:

1) подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1 после слов «Российской Федерации» дополнить словами «(в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации)»;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2) пункт 1 части 1 статьи 9 после слов «статьи 12» дополнить словами «, абзацами десятым и одиннадцатым части 2»;

3) в части 5.1 статьи 12:

а) в абзаце первом слова «Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ)» заменить словами «Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией», слова «членов ОЭСР или ФАТФ» заменить словами «членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией,»;

б) в абзаце втором слова «членов ОЭСР или ФАТФ» заменить словами «членов ЕАЭС, или открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией»;

в) в абзаце девятом слова «иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению» заменить словами «государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам — нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами — резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.

Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) такого федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках.»;

б) часть 3 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) получения физическими лицами — резидентами наличной иностранной валюты при оплате и (или) возмещении им юридическими лицами — резидентами расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также погашения такими физическими лицами — резидентами юридическим лицам — резидентам неизрасходованных авансов, выданных в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.»;

а) пункт 1 части 1.1 дополнить словами «либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации»;

б) в пункте 1 части 2 слова «членов ОЭСР или ФАТФ» заменить словами «членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией,».

Читайте так же:  Возможность рассмотрения налоговых правонарушений как длящихся

Внести в Федеральный закон от 2 августа 2019 года N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст. 4424) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором подпункта «ж» слова «иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство» заменить словами «государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое»;

б) в абзаце четвертом подпункта «к» слова «иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство» заменить словами «государства — члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое»;

в) в абзаце втором подпункта «м» слова «в частях 5.2 и 7 настоящей статьи» заменить словами «в частях 5.1, 5.2 и 7 настоящей статьи и пункте 1 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона»;

2) статью 2 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Действие положений части 5.2 и абзаца третьего части 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца шестого подпункта «а» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац шестой подпункта «а» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Действие положений абзацев первого, второго и девятого части 5.1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

2 декабря 2019 года

Обзор документа

Скорректирован Закон о валютном регулировании и валютном контроле.

Юрлицам-резидентам разрешили осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физлицами-нерезидентами в наличной валюте РФ при компенсации НДС по системе Tax Free.

Кроме того, юридические и физические лица — резиденты теперь могут проводить без использования вышеуказанных счетов операции с наличной иностранной валютой при оплате или возмещении расходов, связанных с зарубежными служебными командировками, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных в связи с такими командировками.

Ряд поправок затрагивает участников бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений и ФГУПов, которым в Федеральном казначействе открыты лицевые счета. Эти организации смогут вносить и получать наличную иностранную валюту через счета казначейства, открытые в уполномоченных банках. Данная норма начнет действовать по истечении 180 дней после даты опубликования.

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением вышеуказанной нормы.

«Горячие» документы — Валютное регулирование

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел «Интернет-версии системы КонсультантПлюс», просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле»

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

21 ноября 2003 года

26 ноября 2003 года

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле

Федеральным законом от 02.12.2019 № 298-ФЗ юридическим лицам-резидентам предоставляется право осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчёты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам-нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость, а также расчёты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Федеральным законом также предоставляется право юридическим лицам-резидентам осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» 2020, 2019

Закон о валютном регулировании в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 31 мая 2020 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о валютном регулировании имеет будущую редакцию только от 31 мая 2020 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает основные принципы валютного обращения в Российской Федерации. Федеральный закон определяет права и обязанности юридических лиц, предпринимателей и физических лиц по использовании, приобретению и реализации иностранной валюты. Федеральный закон определяет права и обязанности органов валютного контроля, формы валютного контроля, виды обеспечения наложенных ограничений, а также правила открытия валютных счетов в иностранных банках.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет ответственность при совершении нарушений в сфере валютных операций и положений действующего законодательства. Валютному контролю подлежит ввоз валюты и ценных бумаг в валюте на территорию Таможенного Союза или вывоз с его территории. Новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» снимает ограничения на текущие валютные операции и операции движения капитала, на валютные операции между резидентами и нерезидентами, на количество счетов, открытых в иностранных банках в уведомительном порядке, с предварительной регистрацией Банком России.

Подробный обзор изменений валютного регулирования

Дата публикации: 29 ноября 2019 .

На этой неделе Совет Федерации одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании…» (Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ) и в Федеральный Закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании…» — в тот самый, который вступает в силу с 1 января 2020-го года и, с одной стороны, вносит либеральные поправки в валютный контроль, а с другой, устанавливает обязанность уведомлять о счетах и отчитываться о движении средств по счетам, открытым в «иных организациях финансового рынка».

Читайте так же:  Долг по налогу доход от аренды эстония

Исходя из опыта, можно с уверенностью сказать, что данный законопроект приобретет статус действующего закона до конца этого, 2019-го года, может быть даже раньше (дата вступления данного законопроекта в силу – очень важна, чуть ниже мы вернемся к этому вопросу).

Данные поправки будут касаться операций с валютой и иностранными счетами как юридических, так и физических лиц. Традиционно, мы сосредоточимся именно на физических лицах.

И так, что же ждать физическим лицам – резидентам после того, как рассматриваемый законопроект обретет силу закона?

  1. Изменение принципа «разрешения» операций.
  2. Действие нового принципа во времени.
  3. Изменение принципа «разрешения» операций

Вообще, Закон «О валютном регулировании…» в основном разрешает российским валютным резидентам операции с иностранными счетами, связанные с оттоком (или расходованием) денег с иностранного счета, конечно, не без исключений, а вот операции, связанные с зачислением средств на иностранные счета (получение доходов, поступлений) – серьезно ограничены.

Фактически, в действующей редакции Закона «О валютном контроле…» установлено два перечня разрешенных операций, связанных с зачислением денег на счет:

Первый перечень — это операции по зачислению средств на счета вне зависимости от того, в какой стране находится банк, где открыт счет. Это самые простые операции, внесение наличных средств на иностранный счет, перевод на иностранный счет денег из России или с другого иностранного счета, получение от нерезидентов заработной платы, выплат по судам и выплат социального характера, страховых выплат и возврата денежных средств в некоторых случаях. Этот перечень содержится в пунктах 4 и 5 статьи 12 действующей редакции Закона «О валютном контроле…».

Второй перечень – это дополнительные операции по зачислению средств на иностранный счет, но в только том случае, если счет открыт на территории страны ОЭСР и/или ФАТФ. Данный перечень операций установлен пунктом 5.1. статьи 12 Закона «О валютном регулировании…».

К таким операциям, в частности, относятся:

— получение доходов от аренды, продажи недвижимого имущества, выплаты по ценным бумагам и доход от продажи ценных бумаг(если они прошли листинг на утвержденном перечне бирж), доход от продажи металлов (с 1 января 2020 года) с металлических счетов, доход от доверительного управления, а так же получение кредитов (но на срок свыше двух лет).

В августе 2019 года был приняты поправки в действующую редакцию Закона «О валютном регулировании…» (Федеральный закон от 02.08.2019 № 265 – ФЗ), и этим законом был введен пункт 5.2. в статью 12, гласящий, что если счет открыт на территории страны ОЭСР / ФАТФ и одновременно с этим данная страна автоматически (это важно – именно автоматически) обменивается информацией по финансовым с Россией, то на эти счета можно зачислять денежные средства без ограничений, т.е. от любой операции.

Поясняем на примере:

Возьмем четыре страны: США, Великобританию, Кипр и Швейцарию. По действующей редакции Закона и с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2020 года (НО! Без учета обсуждаемого законопроекта) ситуация выглядит следующим образом:

Счет в США – операции ограничены перечнем из пунктов 4,5 и 5.1 – поскольку США хоть и является членом ОЭСР и ФАТФ, но – не обменивается с Россией автоматически, даже не подписало соответствующего соглашения.

Счет в Великобритании – операции так же ограничены перечнем из пунктов 4, 5 и 5.1, поскольку, несмотря на то, что Великобритания – член ОЭСР и ФАТФ и подписала соглашение об обмене и даже предоставила данные в Россию за 2017-й год, но в 2018-м такой обмен в отношении России – приостановила.

Счет на Кипре – операции вообще ограничены пунктами 4 и 5, даже 5.1 в данном случае – «не работает», поскольку Кипр не является членом ОЭСР или ФАТФ, хотя обменивается автоматически с Россией информацией по счетам.

Счет в Швейцарии – а вот тут – все хорошо: член ОЭСР и ФАТФ, и осуществляет (правда только с 2018-го года) обмен с Россией. Значит, все пункты с 4 по 5.1 – применимы, а с 1 января вступил бы в силу пункт 5.2 и тогда по счетам в Швейцарии можно будет совершать операции без ограничений.

НО! Когда комментируемый законопроект вступит в силу – а он, скорее всего вступит в силу уже до конца этого года, ситуация поменяется следующим образом:

«Разрешение» операции, предусмотренных пунктом 5.1 и вообще разрешение всех операций согласно пункту 5.2 будет зависеть не от того, является ли страна, где открыт счет, членом ОЭСР / ФАТФ, а только от того, является ли она членом ЕАЭС.

Т.е. в законопроекте предусматривается замена фразы:

[счета открыты на территории] иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство [осуществляет автоматический обмен]

[счета открыты на территории] государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое [осуществляет автоматический обмен].

Что же это будет значить? Давайте вернемся к примеру:

Счет в США – только операции, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 12 Закона «О валютном контроле …», а вот операции по пункту 5.1, такие, как получение доходов от аренды, продажи недвижимого имущества, выплаты по ценным бумагам и доход от продажи ценных бумаг – вне зависимости от того, прошли ли эти бумаги листинг или нет – уже осуществлять будет нельзя. Потому, что США – не осуществляет и даже не подписали соглашение с Россией (не присоединились к многостороннему соглашению) автоматический обмен с Россией, а то, что они являются членом ОЭСР или ФАТФ – не важно.

Счет в Великобритании – ровно такая же ситуация в отношении операций, как и с США: только 4 и 5 пункты двенадцатой статьи и – ничего более. Потому что Великобритания не осуществляет автоматический обмен, хотя и является участником многостороннего соглашения об автоматическом обмене – просто не предоставляет сведения России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но при этом, обращаем внимание на то, что и с Великобританией, и с США работают механизмы обмена информацией по запросу.

Счет на Кипре – все великолепно. Хоть Кипр и не является членом ОЭСР / ФАТФ, но осуществляет автоматический обмен с Россией – поэтому можно совершать операции, предусмотренные и пунктом 5.1, да и вообще – любые без ограничения по пункту 5.2 – тоже можно (о пунктах 5.1 и 5.2 статьи 12 Закона «О валютном регулировании…» чуть ниже поговорим отдельно.

Читайте так же:  Стандарты внешнего муниципального финансового контроля

Счет в Швейцарии – так же, как и на Кипре, все хорошо: Швейцария автоматически обменивается с Россией информацией по финансовым счетам.

Разумеется, «все хорошо» со счетами на Кипре и в Швейцарии только до тех пор, пока эти страны фактически осуществляют обмен. Но если по каким-то причинам перестанут – тогда см. «Счет в Великобритании».

С какими же странами осуществляется автоматический обмен? Их перечень можно посмотреть в Приказе ФНС от 4 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/[email protected] В этом приказе 75 стран и 13 отдельных территорий (можно ознакомится в приложении).

С этим разобрались, давайте, перейдём к следующему важному пункту.

  1. Действие нового принципа во времени.

И так, сам закон об изменениях в закон вступит в силу с дня его официального опубликования, за исключением отдельного положения, но оно – вне контекста того, о чем мы пишем.

Но при этом, действия обновленных редакций пункта 5.1 и 5.2. статьи 12 Закона «О валютном регулировании…» будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 -го года.

Это значит, что, например, все операции, совершенные и в 2018-м, и в 2019 -м годах в банке, находящемся на Кипре, будут считаться законными, если они попадают в перечень пункта 5.1, либо – вообще законными в силу пункта 5.2 (к этой коллизии между пунктами 5.1 и 5.2 мы еще вернемся) статьи 12 в новой редакции.

НО при этом, все операции, совершенные в банках США и Великобритании, проходившие ранее по перечню пункта 5.1 статьи 12 Закона «О валютном контроле…», такие, как получение денег за аренду, получение выплат по внешним бумагам, продажа прошедших листинг на бирже ценных бумаг, получение дохода от доверительного управления — с 1 января 2018-го года автоматически признаются незаконными!

Вот это поворот! Но ведь если операции – незаконные, то значит за них могут оштрафовать? На 75-100 процентов от суммы?!

Строго говоря – нет. Незаконная валютная операция – это административное правонарушение. И в данном случае несмотря на то, что сам закон «О валютном контроле…» имеет обратную силу, применить «в обратном порядке» административное наказание – нельзя, что прямо установлено пунктом 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

Ну и напоследок –

Коллизия пунктов 5.1 и 5.2 статьи 12 в новой редакции с учетом рассматриваемого законопроекта.

В новой редакции (с учетом рассматриваемого законопроекта) пункт 5.1. устанавливает конкретный закрытый перечень операций по зачислению на счет физического лица – резидента в случае, если счет открыт в стране ЕАЭС или в стране, осуществляющей обмен с Россией.

При этом в новой же редакции пункта 5.2 (который, кстати, вступит в силу только с 1 января 2020 года, но его действие будет распространяться на отношения, возникшие после 1 января 2018 года) указано, что если счет открыт в стране ЕАЭС или стране, осуществляющей автоматический обмен с Россией, то зачисление на такой счет производится без ограничений.

Все же просто, правда?

И так, есть счет в Швейцарском банке (напомним, Швейцария – осуществляет обмен, а больше ничего и не нужно) и есть три потенциальных вида доходов, которые мы хотим получить на этот счет:

— продажа недвижимого имущества (нерезиденту);

— продажа акции, непрошедшей листинг ни на одной из бирж компании;

— продажа слитка золота, хранящегося в том же швейцарском банке.

Какие из этих операций можно будет сделать? Давайте разбираться:

Продажа недвижимого имущества – прямо поименована в девятом абзаце пункта 5.1 как в действующей, так и в предполагаемой законопроектом редакции, значит – можно.

Продажа акции непрошедшей листинг – нет, в 5.1 – не поименована, как разрешенная операция (наоборот – разрешено зачислять доход только от продажи «листингованных» бумаг), впрочем, получение дохода от продажи золота в слитках (а также иного имущества, кроме недвижимости и транспортных средств) – так же в 5.1 непоименованы. Так что, получается, нельзя?

Конечно можно! Ведь пункт 5.2 гласит: если страна автоматически обменивается, то операции по зачислению – без ограничений!

Но зачем тогда пункт 5.1, если 5.2 ровно в той же самой ситуации говорит «да делайте все операции»? Скорее всего, пункт 5.1 будет упразднен. Но пока это смотрится довольно забавно.

Поправки в закон о валютном регулировании и валютном контроле

В 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» внесены существенные изменения. В целом они направлены на либерализацию валютного законодательства.

2 августа опубликован Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

  • Уведомление об открытии счета и отчет о движении средств теперь подаются не только в отношении иностранных счетов в банках, но и в отношении счетов, открытых в иных финансовых организациях. Например, если вы откроете счет у брокера, у которого нет банковской лицензии, то вам нужно будет единоразово подать уведомление об открытии счета и ежегодно готовить отчет о движении средств. А по нынешним правилам вам бы не пришлось это делать.
  • Отменяется репатриация рублевой выручки по несырьевому экспорту и поэтапно отменяется репатриация рублевой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ смогут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021 — 30%; с 2022 — 50%; с 2023 — 70%; с 2024 — 100%. Сейчас экспортеры обязаны полностью зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. С нового года часть денег можно будет зачислить сразу на счет в иностранном банке.
  • Теперь без ограничений можно зачислять деньги на иностранные счета от нерезидентов из стран ОЭСР и ФАТФ, а также доходы от реализации драгоценных металлов. Напомню, что сейчас есть ограниченный перечень случаев зачисления денег на иностранный счет, например, зарплату или стипендию зачислить можно, а оплату по договору оказания услуг или вознаграждение от продажи доли в компании — нет.
  • Отчет о движении средств по иностранному счету можно не подавать, если сумма денег, зачисленных на счет или списанных со счета за год, не превышает 600 тысяч рублей, а банк находится в стране ОЭСР или ФАТФ.

Деньги как утекали, так и утекают; мы же для тех, кто занимается добросовестным экспортом, делаем жизнь более лёгкой.

У нас колоссальное количество обращений от небольших экспортёров, которые говорят: ваше валютное регулирование нас замучило, нам очень тяжело жить. Вот мы идём именно в направлении облегчения.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле»

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

Читайте так же:  Подоходный налог с зарплаты льгота

Принят
Государственной Думой
21 ноября 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
26 ноября 2003 года

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Читайте так же:  Возврат налога за лечение за сколько лет

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Источники

Законопроект о валютном регулировании и валютном контроле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here