Задачи органов государственного финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Задачи органов государственного финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Органы государственного финансового контроля и их функции

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

§ предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете и по другим финансовым вопросам;

§ текущий контроль при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

§ последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ.

Особое место в проведении парламентского контроля отводитсяСчетной палате РФ, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной палаты РФ, всех ее специалистов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов.

Контрольные полномочия Минфина России распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ созданаФедеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

§ за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

§ за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

§ за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федератьного бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;

§ за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах имеют право:

§ проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильное использование денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

§ проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки (сличение записей, документов);

§ направлять в проверенные организации, в их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения предстаапения или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Читайте так же:  Квитанция подоходного налога

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность она осуществляет через территориальные органы — налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

§ обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ;

§ осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;

§ проводят проверки налогоплательщиков;

§ ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;

§ контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;

§ ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.

Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступление таможенных пошлин и обязана:

§ проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

§ проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

§ приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

§ проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Ответственные контрольные функции возложены наФедеральнуюслужбупо финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. руб. каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, деятельности товарных бирж, биржевых посредников. Эта служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежитЦентральному банку РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9661 — | 7398 — или читать все.

http://studopedia.ru/17_60002_organi-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-i-ih-funktsii.html

Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль и органы, его осуществляющие

1. Понятие и характеристика элементов контроля. Сущность финансового контроля. Задачи и функции финансового контроля. Принципы и основные требования к организации контроля. Классификация видов и форм финансового контроля. Методы финансового контроля.

2. Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

3. Сущность, значение, проблемы организации ведомственного государственного финансового контроля.

4. Цели и задачи аудиторского (независимого) контроля. Классификация видов аудита. Организация аудита, этапы его проведения.

5. Концепция системы внутрихозяйственного финансового контроля организации.

6. Характеристика общественного финансового контроля.

7. Перспективы развития финансового контроля России.

Понятие и характеристика элементов контроля. Сущность финансового контроля. Задачи и функции финансового контроля. Принципы и основные требования к организации контроля. Классификация видов и форм финансового контроля. Методы финансового контроля.

Любая система предполагает управление.

Учетная функция отражает:

— прямую связь (приказы, распоряжения);

— обратную связь (реакция на управленческое воздействие)

Функция контроля необходима для закрепления той информации, которая собирается учетом. Существуют различные определения понятия «контроль», так как это междисциплинарный предмет (это и стадия процесса управления; и совокупность приемов и методов определения нарушений; и форма обратной связи).

Контроль представляет собой одну из функций управления. Это система наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличия отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения.

Выделяют следующие виды контроля:

· административный и т.д.

Любой вид контроля следует рассматривать как систему и как процесс.

Контроль как система – это совокупность отдельных элементов:

1. субъект контроля – кто контролирует;

2. объект контроля – кого контролируют;

3. предмет контроля – что контролируют;

4. принципы контроля – правила контроля;

5. метод и методика контроля – посредством чего контролировать;

6. техника и технология контроля;

7. субъект, принимающий решения по результатам контроля (иногда совпадает с субъектом контроля, например: налоговая инспекция);

8. решения, которые принимаются по результатам контроля (элемент, привлекаемый из системы управления).

Читайте так же:  Юридические услуги налоговые споры

Механизм контроля – совокупность принципов, методов, техники и процесса контроля.

Контроль как процесс – процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантированное достижение наиболее эффективными способами поставленных целей управления путем применения соответствующих принципов, методов, техники, и типов контроля.

Существует несколько подходов к определению стадий процесса контроля:

1. установление норм функционирования (пропорции, нормативы);

2. оценка выполнения установленных норм;

3. корректирование отклонений от установленных норм и планов;

1. установление норм функционирования;

2. сбор данных о фактическом результате исполнения норм;

3. оценка и сравнение фактических и ожидаемых результатов исполнения;

4. выработка и осуществление корректирующих действий;

1. установление стандарта или начальной точки контроля;

2. собственно процедуры изменения;

3. оценка эффективности контроля (эта стадия редко выполняется).

Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом – это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правомерному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, а также помогающая обнаружить нарушения финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления, ГУПов, МУПов и прочих хозяйствующих организаций.

Цель финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Институт «финансовый контроль» представляет собой:

1) составной элемент общей структуры контрольных органов;

2) элемент финансового механизма;

3) элемент финансовой политики.

Финансовый контроль является междисциплинарным явлением, поэтому изучается в рамках различных дисциплин.

Финансовый контроль инициирует государство, которое часто делегирует эту функцию другим субъектам. В 90-ых годах была разрушена система финансового контроля СССР, на сегодняшний день идет процесс установления новой, но нехватка трудовых ресурсов, времени для проработки, денежных средств привела к тому, что данная структура не выстроена ни содержательно, ни функционально. Контроль есть, но эффекта нет (необходимо совершенствовать).

Задачи финансового контроля:

1) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;

2) обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета;

3) контроль правильности составления и исполнения бюджета;

4) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

5) проверка состояния и эффективности использования финансовых, материальных, трудовых ресурсов предприятий и организаций;

6) контроль правильности осуществления валютных операций.

Функции финансового контроля:

1) контроль источников поступления бюджетных средств;

2) контроль направления расходования бюджетных средств;

3) контроль финансовой эффективности использования государственной и муниципальной собственности;

4) контроль за использованием средств внебюджетных фондов и счетов;

5) контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;

6) контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;

7) пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений.

Принципы финансового контроля:

1) принцип объективности – объективная информация;

2) принцип независимости – органы финансового контроля должны обладать:

· иной (родственной и т.д.) независимостью.

Органы должны быть независимы от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц любым образом связанных с проверками (аффелированных лиц). Независимость должна быть формально закреплена в законных и подзаконных актах. Независимость характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей работников (работник должен иметь возможность высказывать свои суждения).

3) принцип гласности – открытость информации, связь со СМИ;

4) принцип законности – финансовый контроль должен брать свое начало из законодательства (и организацию, и действия, и процедуры);

5) принцип ответственности следует рассматривать в трех аспектах:

1. ответственность контролера;

2. ответственность контролируемых;

3. ответственность третьих лиц.

Требования к организации финансового контроля:

1) требование полноты (проверка должна быть полностью осуществлена);

2) требование информационной обеспеченности;

3) требование своевременности контроля (у нас это не выполняется: в 20001 году Счетная палата объявляла результаты практики Пенсионного фонда за 1998 год);

4) требование приемлемости или пригодности методологии финансового контроля;

5) требование непрерывности развития и совершенствования системы финансового контроля;

6) требование подконтрольности каждого субъекта финансового контроля;

7) требование компетентности, добросовестности контролеров;

8) требование постоянства и комплексности;

9) требование приоритетности;

10) требование оптимальной централизации структуры контроля;

11) требование четкой регламентации;

12) требование единичной ответственности (четкое разграничение функций ответственности: с кого, что требовать);

13) требование координации и взаимодействия;

14) требование экономического эффекта;

15) требование своевременного сообщения.

Методы финансового контроля: проверка, анализ, ревизия, обследование, наблюдение (мониторинг).

Классификация видов и форм финансового контроля:

I. по субъекту контроля:

II. по стадии проверки:

III. по направлениям:

Видео (кликните для воспроизведения).

5. аудиторский (независимый);

IV. по органам контроля:

1. Министерство по налогам и сборам;

2. Центральный Банк России;

3. Главное контрольное управление Президента РФ;

4. Счетная палата;

5. Департамент финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ;

6. Главное федеральное казначейство МФ РФ;

7. Государственный таможенный комитет;

8. Федеральная комиссия по ценным бумагам;

9. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

10. Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

V. по содержанию:

4. контроль страховой деятельности;

VI. по основанию проведения:

1. полный и частичный;

2. тематический и комплексный.

Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

Государственные финансовый контроль – установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (федерального, регионального, местного):

Читайте так же:  Возврат налога за детский сад документы

1) по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности нематериальными объектами государственной собственности;

2) по несоблюдению финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного законодательства;

3) по выявлению, предупреждению и пресечению недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием, либо связанных с государством особым способом (предприятия, которые имеют в своей деятельности государственную собственность, выполняют государственные заказы, являются получателями государственной финансовой поддержки).

Целью государственного финансового контроля является соблюдение законодательства и обеспечение целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению в разных уровнях (МУПы с долей государственной собственности).

Задачи государственного финансового контроля:

1. проверка на предмет законности, целесообразности, полноты, своевременности и целевого назначения используемых государственных финансовых ресурсов;

2. контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, законностью использования материальных ценностей государства, нематериальных активов, государственных запасов и резервов;

3. выявление резервов повышения эффективности государственных органов, предприятий и т.д.;

4. установление полноты и своевременности расчетов хозяйствующих субъектов с бюджетами и внебюджетными фондами;

5. контроль за обращением государственных средств в банковско-кредитной системе страны;

6. контроль формирования и исполнения бюджета;

7. контроль правильности и законности предоставления государственных ресурсов (кредитов, трансфертов), в том числе иностранным государствам и организациям, а также правильности предоставления государственного имущества и финансовых гарантий;

8. налоговая система, контроль за распоряжением и получением бюджетных средств и т.д.

Функции государственного финансового контроля:

4. функция координации между органами контроля.

Классификация органов государственного финансового контроля:

I. по принадлежности к ветвям власти:

1. контрольные органы исполнительной власти (административный контроль);

2. органы парламентского контроля (законодательная ветвь власти);

3. независимые органы финансового контроля.

II. по вертикалям власти:

1. федеральные контрольные органы;

2. органы субъектов федерации;

III. по характеру функций и объему компетенции:

1. общефункциональные организации (контроль является частью функции; например, аппарат Президента РФ);

2. специализированные организации общей компетенции (например, Министерство по налогам и сборам РФ, Налоговая полиция РФ);

3. специализированные организации ограниченной компетенции (например, по валютным операциям);

4. внутриведомственный орган;

IV. по способу образования:

1. избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования;

2. назначаемые в административном порядке.

Органы контроля законодательной власти:

1. Главное контрольное управление при Президенте РФ;

2. Счетная палата;

3. различные комитеты Федерального собрания.

Органы контроля исполнительной власти:

1. Министерство Финансов;

2. Министерство по налогам и сборам;

3. Центральный банк РФ;

4. Таможенный комитет;

5. Налоговая полиция.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 213 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

http://studopedia.net/8_78224_tsel-funktsii-zadachi-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-sistema-organov-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

Задачи и функции органов государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства.

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступления ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления в рамках действующего законодательства.

Государственный финансовый контроль включает следующие виды:

1. Государственный финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), включая контроль, осуществляемый Президентом, так и через специально созданные ими органы независимого контроля;

2. Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Государственный финансовый контроль со стороны представительных органов государственной власти включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания:

1. Совет Федерации;

2. Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам).

В соответствии с Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ. Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов феде­рального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступле­нием средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Независимыми органами государственного финансового контроля выступают счетные палаты Австрии, Испании, Франции, Германии и др.

Читайте так же:  Акции магнит дивиденды ближайшие выплаты

Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ). Среди функций Контрольного управления Президента РФ – контроль за деятельностью контролирующих органов.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на:

· Министерство финансов РФ,

· Федеральное казначейство (федеральная служба),

· финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

· главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

Все структурные подразделения Министерство финансов РФ в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Министерство финансов РФ осуществляет контроль в процессе разработки Федерального бюджета и Внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в РФ существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов:

3. банковская деятельность.

1.Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля (государственные налоговые инспекции), которые возглавляет Федеральная налоговая служба. Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фон­ды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

2. Контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов осуществляет ЦБ России, которому переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам.

3.Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку РФ. Он организует и контролирует также денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение. Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Центральным банком нормативов банковской деятельности.

Тема 4.Финансы организаций

Дата добавления: 2016-11-28 ; просмотров: 3392 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/8-78892.html

Основные задачи государственного – финансового контроля

Значение и сущность государственного финансового контроля

По субъектам финансово-хозяйственный контроль в России разделяется на государственный, независимый и контроль собственника.

Характеристика современной системы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;

2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;

4) угроз финансовой безопасности государства.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

1) управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);

2) обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;

3) обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;

4) обеспечению финансовой безопасности государства.

Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:

контроль за законностью, целесообразностью, полнотой, своевременностью и целевым назначением направления и использования государственных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, кредитов, ссуд, субсидий, субвенций и т.д.);

контроль за законностью и целесообразностью предоставления государственных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых в качестве обеспечения сделок;

вскрытие резервов в формировании государственных финансовых ресурсов, выработка предложений по сокращению нерациональных расходов, снижению бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса;

контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, за законностью и правильностью пользования, целесообразностью (рациональностью) и эффективностью распоряжения материальными ценностями (ресурсами) государства (например, за законностью и целесообразностью сдачи в аренду зданий и помещений; за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов; за сохранностью, законностью и рациональностью использования материальных ценностей мобилизационного резерва и т.д.);

контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами собственности на акции предприятий и т.д.);

оценка эффективности организации и проведения преобразования форм собственности (в частности, приватизации);

контроль за законностью, правильностью и эффективностью распоряжения нематериальными объектами государственной собственности (влекущего образование финансовых ресурсов);

контроль за состоянием и использованием государственных запасов и резервов;

контроль за выполнением плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдением нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл пенсионер вычет

контроль за законностью и правильностью квотирования и соблюдения экспортных квот (квот на экспорт сырья и т.д.);

контроль за обеспечением конкурентных условий во всех сегментах внутреннего рынка (конкурентной среды);

оценка макроэкономической ситуации в стране или регионе и перспектив экономического роста (для подготовки заключения по проектам бюджетов);

контроль за обеспечением оптимизации цен в высокомонополизированных отраслях экономики и торговли;

контроль за законностью и правильностью предоставления и использования налоговых, таможенных и иных финансовых льгот и преимуществ субъектам хозяйствования;

контроль за обращением государственных средств в кредитной системе (включая расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, размещение ценных бумаг, кредитование через банки или банками под гарантии органов исполнительной власти и т.д.);

контроль за организацией денежного обращения в целом;

контроль за полнотой и своевременностью исполнения банковской системой соответствующих операций по перечислению бюджетных средств (исполнением платежных документов на перечисление и зачисление средств и т.д.);

проверка соблюдения главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, использования и возврата (при условии) государственных средств (ассигнований);

контроль за правильным (законным) и экономически обоснованным распределением всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета (осуществляемым по бюджетной росписи доходов и расходов, а также по кассовым планам исполнения бюджета), правильностью и обоснованностью расчетов сметных назначений;

контроль за полнотой, своевременностью, структурным соответствием и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей федерального и территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов; проверка правильности учета исполнения бюджетов (смет), а также полноты, точности и достоверности соответствующей отчетности;

выявление резервов роста доходов государственного бюджета, подготовка предложений по устранению отклонений и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

контроль за целесообразностью привлечения государством, целевым направлением и эффективностью использования внешних и внутренних займов (финансовых и материальных средств, привлекаемых государством из внешних, или иностранных (иностранных государств, их физических и юридических лиц, международных организаций, межгосударственных образований), и внутренних источников);

контроль за состоянием, обслуживанием и погашением государственного внешнего и внутреннего долга (оптимальностью системы управления долгом);

контроль за своевременностью и полнотой расчетов по исполненным государственным заказам;

контроль за своевременностью, полнотой и порядком погашения иностранными государствами, их юридическими лицами, международными организациями и межгосударственными образованиями своих задолженностей перед Российской Федерацией;

финансовая экспертиза проектов международных договоров Российской Федерации, нормативно-правовых актов и иных документов, затрагивающих государственные финансы (например, оценка проекта закона «О федеральном бюджете на . год» и сопутствующих ему документов, т.е. различных прогнозов социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, денежно-кредитной, налоговой и иной финансовой политики и т.д.), прямо либо косвенно влияющих на формирование, объем и исполнение всех уровней бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (включая внебюджетные фонды субъектов РФ — социальные, целевые, отраслевые и т.д.);

оценка финансового состояния и эффективности систем управления и контроля (в аспекте влияния на образование и использование финансовых ресурсов) в бюджетных (государственных) учреждениях, государственных унитарных предприятиях, организациях с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства (использующих в своей деятельности госсобственность, выполняющих государственные заказы и задачи, в отношении которых предоставлены государственные гарантии, поручительства и прочие обеспечения, использующих предоставленные государством финансовые и материальные средства, имеющих предоставленные органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества и т.д.), определение источников роста их стоимости. Разработка вариантов оптимизации систем управления и выявление резервов повышения эффективности деятельности вышеуказанных субъектов хозяйствования (например: механизмов предотвращения нерациональных и необоснованных затрат, снижения себестоимости и т.д.);

контроль деятельности органов государственной власти и управления (и их должностных лиц), на которых в соответствии с законодательством возложены функции по разработке и реализации государственной финансовой политики;

В целом эти основные задачи и должны реализовываться субъектами ГФК в соответствии с их компетенцией.

Очевидно, что данные задачи представлены в весьма агрегированном виде, т.е. их можно детализировать или конкретизировать при их распределении между исполнителями — субъектами ГФК. Например, контроль в отношении обычной секторальной (региональной, отраслевой, научной и т.п.) целевой государственной программы в общем и целом, кроме определения ее законности, целесообразности и эффективности на стадии принятия решений, включает в основном следующие важнейшие аспекты:

1) контроль государственных заказчиков (включая координатора программы), осуществляемый как ими (как субъектами контроля), так и в отношении их самих (как объектов контроля со стороны органов внешнего контроля). Например, следующие аспекты их деятельности (как объектов контроля) могут быть подвержены внешнему контролю: проведение конкурсов, определяющих основных исполнителей программы, распределение выделяемых на программу из государственного бюджета средств среди организаций, выигравших конкурс, контроль (внутренний) за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (в рамках реализации программы);

2) контроль органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов власти (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), распределяющих ежегодно выделяемые средства соответствующих бюджетов и осуществляющих контроль за их целевым использованием;

3) контроль исполнителей программных мероприятий (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), использующих выделенные средства (по всем источникам финансирования) в соответствии с поставленными целями;

4) контроль органов текущего управления государственной программой (например, дирекции программы, ее региональных отделений и т.д.).

Естественно, приведенный в качестве примера перечень аспектов контроля государственных программ далеко не полный.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/3_16439_osnovnie-zadachi-gosudarstvennogo—finansovogo-kontrolya.html

Задачи органов государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here