Выездные проверки налоговой для малых предприятий

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Выездные проверки налоговой для малых предприятий" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года

Karuka / Depositphotos.com

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.

Мороторий на налоговые проверки малого бизнеса Минфин вводить не собирается

В письме от 08.05.2018 № 03-01-15/31040 Минфин России однозначно высказался по поводу налоговых проверок малого бизнеса: они будут продолжаться. Ни о какой отмене или приостановке контрольных мероприятия (моратории) речи не идёт.

Так, проведение камеральной ревизии не препятствует ведению проверяемыми лицами своей деятельности. Что касается выездного налогового контроля, то “… в действующих условиях проверки в отношении субъектов малого предпринимательства минимизированы и проводятся в исключительных случаях”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса

Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Действующий закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).

Теперь в этот закон вносится новая статья 26.2, которая устанавливает на 2019 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.


Мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Закон вступит в силу с 5 января 2019 года.

Изначальная редакция указанных поправок предполагала, что «надзорные каникулы» будут установлены для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако в утвержденном законе речь идет только о субъектах малого бизнеса.

Выездные проверки налоговой для малых предприятий

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Имеет ли право налоговая инспекция проводить выездную налоговую проверку в отношении индивидуального предпринимателя, который относится к субъектам малого бизнеса, если в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ говорится, что субъекты малого предпринимательства не проверяются три года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наличие у индивидуального предпринимателя статуса субъекта малого предпринимательства не ограничивает право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки в отношении этого лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 ноября 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Основания для выездной налоговой проверки

Среди бухгалтеров с давних пор периодически появляется слух, что в УФНС есть файл о планируемых на ближайшие год или три налоговых проверках. Некоторые отчаянные головы пытаются раздобыть его, но ничего не выходит. Потому что на самом деле такого файла нет.

Читайте так же:  Какой налог при дарении доли в квартире

К слову, выездная проверка не планируется в Москве, она инициируется местной инспекцией, которая назначает ее по итогам полученных данных. Давайте рассмотрим, какие данные могут к этому привести.

Почему я?!

Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.

Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.

Суть законопроекта о моратории проверок

Одной из основных функций налоговой службы, закрепленная законом, является контроль над правильным исчислением налогов, их уплатой в бюджет страны, а также правильность соблюдения предприятием налогового учета.

Другими словами, цель прийти и найти: неточности, нарушения в грубой форме, либо систематическое (вероятное) применение схем уклонения от уплаты налога в полном объеме и занижение соответствующей налогооблагаемой базы.

Правительство РФ для снятия нагрузки и распределения трудовых ресурсов малых предприятий приняло закон от 13.07.2015 № 246 ФЗ, где закреплено освобождение от проверок налоговиками форм и ИП. Закон вводит в действие период до 31.12.2020 года, в котором для представителей малого бизнеса действуют надзорные каникулы.

Как работает закон? Дело в том, что при формировании ежегодного плана по проверкам определенные компании и предприниматели исключаются из списка к обязательной проверке. К примеру, для предприятий, которые ведут сезонную деятельность, можно будет не отвлекаться на запросы проверяющих в процессе максимальной нагрузки на производство (сельское хозяйство, сезонные услуги или работы).

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Закон о продлении моратория на 2019 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Количество выездных проверок малого бизнеса сократилось на 25%

Глава отдела специальных налоговых режимов Управления налогообложения юридических лиц ФНС РФ Марат Садыков сообщил на Всероссийском форуме семейного предпринимательства, что за 9 месяцев текущего года ФНС сократила число выездных проверок малого бизнеса на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Читайте так же:  Закон о налоге на недвижимость

Представитель ФНС сообщил: «За девять месяцев 2019 года количество проверок малого бизнеса, и без того невысокое, сократилось на 25% и составило всего 744 проверки по всей стране».

Марат Садыков напомнил, что в 2018 году на 4 000 представителей малого бизнеса приходилась одна выездная налоговая проверка. «По итогам 2019 года такой показатель может составить одну проверку на 5 000 налогоплательщиков», — сообщил представитель налоговой службы.

Марат Садыков также отметил, что общее количество выездных проверок бизнеса за 9 месяцев текущего года сократилось на 35%, передает ТАСС .

Выездная проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать 6 месяцев. Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). В случае представления уточненной налоговой декларации проверяется период, за который представлена такая декларация.

Налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также они не вправе проводить в отношении одного плательщика более двух выездных проверок в течение года.

В некоторых случаях налоговики вправе провести повторную выездную налоговую проверку. Повторной признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная проверка может проводиться, например, по факту представления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Мораторий на налоговые проверки в 2020-2020 году

Предупрежден, значит вооружен. Данная прописная истина сегодня актуальна для бизнесменов и предпринимателей. Можно ли выяснить ждать ли предприятиям налоговую проверку в ближайшее время легко выяснить, ознакомившись с нашей публикацией.

Ключевые риски в случае налоговой проверки

В отношении работы ФНС следует помнить о том, что под ее контроль попадают страховые взносы, направленные на пенсионное, медицинское, социальное страхование. В этой части начисления, а также своевременная уплата налогов контролируется ежемесячно.

Кроме того, кардинальные изменения в отчетности по формированию сведений о налоге с доходов физических лиц привели к тому, что ФНС отслеживает сроки исполнения обязательств налоговых агентов. В случае нарушений (опоздание с оплатой налогов, сдачей декларации) к фирмам применяются жесткие санкции. За каждое нарушение предусмотрен штраф 20% от суммы недоплаты. Если отчет сдан позже установленного срока, то минимальный штраф в размере 1000 рублей это не предел. За опоздание служащие ФНС наделены правом приостановить работу компании, заблокировать расчетные счета. В отношении отчетов по доходам физических лиц (6-НДФЛ) ФНС ведет камеральные проверки микрофирм и ИП, имеющих сотрудников.

В части проверки налога на добавленную стоимость ужесточение контроля посредством изменений законодательства в отношении экспортного НДС произошли уже в октябре 2017 года.

Важно! Кроме штрафов, за каждый день опоздания поступления налогов в бюджет взимается пени.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

Какие есть ограничения

Видео (кликните для воспроизведения).

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Читайте так же:  Перечень документов для возврата подоходного налога

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций

Налоговые проверки в 2018 году — список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Ужесточение внеплановых проверок

В случае, если остались сомнения предпринимателей в отношении того, нагрянет ли проверка, стоит провести ряд некоторых мероприятий в компании. Это может быть:

  • Ревизия контрагентов на предмет надежности;
  • Тестирование и переквалификация бухгалтерского и кадрового персонала;
  • Свериться с бюджетом на выявление задолженности по налогам и сборам;
  • Осуществить инвентаризацию ТМЦ, первичной документации по отдельным сделкам.

В частности, главный бухгалтер может составить инструкцию, содержащую порядок принятия к учету первички (счетов-фактур, товарных и транспортных документов), а также способ их проверки. Обратить внимание штатных бухгалтеров на обязательные реквизиты: ИНН контрагента, адрес фирмы поставщика, ставки налогов или акцизов (правильно ли подсчитаны), подписи и расшифровки ФИО ответственных лиц.

Не помешает ознакомиться с всероссийским реестром проверок на сайте: https://proverki.gov.ru. Если компания считает, что попала в поле зрения проверяющих без оснований, то об этом следует сообщить проверяющим службам, уведомить об обстоятельствах письменно. Ответ на заявление приходит фирмам в течение 13 дней. В случае положительного решения компания будет исключена из реестра обязательных проверок.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Кому следует ждать налоговую проверку

В действующем законе 294 ФЗ по мораторию для отдельных видов предприятий и видов экономической деятельности право на проверки также сохраняется. Так, структуры здравоохранения, образования, сферы социальных услуг населению. Также, планово будут и дальше проверять энергетиков, систему теплоснабжения. Не коснется мораторий работы полицейских, оперативно-розыскных мероприятий, страховых и банковских сфер.

Серьезным основанием для посещения компаний послужит информация о нарушении трудовых прав сотрудников. Если работодатель нарушает права персонала в отношении трудовых документов, выплаты зарплаты, соблюдения норм труда и условий безопасности трудящихся.

Важно! По основным нормам за нарушение трудового права работодатель несет финансовую ответственность в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей.

Проверку внеплановую может инициировать случай причинения вреда окружающей среде, при угрозе жизни мирных граждан, культурному наследию страны (памятникам, архитектурным объектам).

Из всего можно заключить, что, как и прежде налогоплательщики обязаны соблюдать действующие нормы законодательства, избегая внимания проверяющих.

Сценарии выездных проверок

Сценариев выездных проверок всего два: проверка на работу с недобросовестными поставщиками и дробление бизнеса. Рассмотрим их более подробно.

Пример 1

Работа с недобросовестными поставщиками.

Чаще всего с этим сталкиваются организации и ИП, работающие с грузоперевозками. Если вам регулярно приходится обращаться к услугам сторонних перевозчиков, то будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с работой с фирмами-однодневками. ФНС обязала нас проверять своего контрагента на добросовестность (общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утвержденный Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Но если требуется перевезти много грузов и в короткие сроки, то иногда можно не успеть всех проверить или соблазниться ценой, которая существенно ниже, чем у конкурентов.

Читайте так же:  Как исчисляется налог на роскошь на автомобили

Допустим, несколько раз за квартал организация приобретала услугу по перевозке у одного поставщика, потом у другого, подобного первому, а через время выяснилось, что это были фирмы-однодневки, которые со своих оказанных услуг налогов не платили, отчетность не сдавали. В ходе камеральной налоговой проверки (подтверждение расходов по налогу на прибыль) организации может прийти требование из налоговой, о том, что у нее есть счет-фактура, а у поставщика нет. В одном случае могут быть поданы документы, в которых указано, что были расходы, только вот такой организации уже нет и она никаких налогов не заплатила с этой сделки; во втором случае, может быть предоставлена счет-фактура, а поставщик, оказывается, вообще не сдал декларацию, и все попытки его разыскать заканчиваются ничем.

Можно несколько раз «обжечься» таким образом. Даже если фирма выиграет дело в суде против инспекции по нескольким сделкам, в ИФНС все равно будет собрана пухленькая папка, в которой будут учтены все такие сделки, и по их совокупности организацию могут счесть практикующей уход от налогов. И если в ходе камеральных проверок выявлено столько нарушений, то при выездной проверке у организации точно можно найти, что требуется, и получить деньги для бюджета.

Пример 2

Дробление бизнеса.

Вот тут нужно учесть тонкую грань между дроблением бизнеса и реальной необходимостью в работе нескольких фирм. Если вы занимаетесь продажей запчастей, кто-то из ваших родственников по рыночной цене сдает вам в аренду торговую площадь, кто-то занимается доставкой, опять же по рыночным ценам, то это не схема. Тут все обосновано, нет дублирования услуг, завышения сумм оказания услуг для уменьшения налоговой базы, тоже нет.

Или, допустим, у фирмы есть магазин на ЕНВД. Налог рассчитывается от площади, которая весьма велика – 150 кв.м (согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ — это лимит для применения ЕНВД). Не стоит при этом разбивать торговый зал на три ИП (условно «на себя, жену и сына»), потому что торговый зал один, торгуют там одни и те же лица, везде одно и тоже оформление, сразу видно, что магазин один, а не три разных. Это уже схема дробления бизнеса, и фирму сразу же снимут со спецрежима и доначислят налог, и штраф тоже выпишут.

В Интернете часто можно встретить заголовки «Легальная схема для резкого уменьшения налогов», но надо помнить, что у ИФНС есть предельные значения налоговой базы в среднем по отрасли для каждого региона и по каждому налогу. Если организация из квартала в квартал будет ходить по грани, ни к чему хорошему это не приведет. К тому же, у ФНС есть доступ к базам банков, ФМС, ГИБДД, ФСС, таможни, не считая арсенала самой ФНС, поэтому утаить что-либо очень сложно. Инспектор, скорее всего, будет знать, что и в какой сумме унаследовала 10 лет назад троюродная племянница жены соучредителя фирмы.

Прочее критерии

Навести инспектора на мысль о проверке могут и другие факторы. По отдельности они мелкие и особой опасности налогоплательщику не несут, а вот в совокупности дают повод наведаться к вам. Уже упомянутая низкая налоговая нагрузка (Приказ ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007) может стать одним из оснований для выездной проверки, за этим стоит следить. Пределы налоговой нагрузки можно узнать на сайте ФНС (nalog.ru). Все предельные значения – по заработной плате (минимальный размер), по предельным нормам спецрежимов или расходам ИП (расходы практически полностью перекрывают доходы) – лучше устранить.

Если у фирмы в течение года идут убытки, и она ничем не может это объяснить – тем, например, что осваивает новые рынки сбыта, из-за чего товар продается по низкой цене, покупает дорогое оборудование, работа сезонная и прочее, – то организации следует мобилизовать силы и устранить проседание бизнеса. Иначе инспекция заинтересуется, зачем они ведут убыточную деятельность.

Бывает и такое: выручка у компании большая, а сотрудников два или три человека. Может, они стахановцы, но, скорее всего, тут что-то нечисто.

Еще привлечь внимание может частая сдача корректировочных деклараций, но этим страдают многие добропорядочные организации, и инспекция может закрыть на это глаза. Однако этим все равно лучше не увлекаться: если фирма не пострадает от инспекции, так потенциальный покупатель, проверяя организацию на благонадежность, увидит большое количество уточненок и может решить, что это ненадежный деловой партнер.

Если ваша организация соответствует указанным выше критериям, это еще не означает, что угроза неотвратима. Нужно только подтвердить все операции документально и обосновать правомерность своих действий.

Надежда Игнатьева, и.о. заместителя начальника отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Читайте так же:  Повторная сдача декларации 3 ндфл какие документы

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/[email protected]) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2019 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

На кого распространяется действие моратория

Освобождение от налоговых проверок коснется малого бизнеса. К ним относится ряд бизнесменов, у которых наличествуют следующие признаки:

  • Величина выручки от реализации;
  • Участие (доля) иных фирм в компании;
  • Численность персонала, который трудится у бизнесмена.

В отношении закона о моратории ключевой показатель выручка микропредприятий. На сегодняшний день она составляет 120 млн. рублей. То есть, с 2015 года годовая выручка микро фирмы не пересекает данный предел. И в данном случае, в течение трех лет норматив №246 ФЗ (до конца 2020 года) запрещает органам госконтроля (роспотребнадзор, трудовая комиссия, пожарная инспекция, миграционные службы) планово проверять бизнесменов. Период и виды государственных служб, которые не могут осуществлять плановые проверки предпринимателей и компаний имеет свои особенности. Мораторий не носит абсолютно исключающий характер. А именно, нормативом закона от 26.12.2008 года № 294 ФЗ предусмотрены исключения.

Сохраняет право на все виды проверок налоговая структура. Кроме того у фирмы не должно быть налоговых нарушений, зафиксированных инспекторами:

  • Приостановка экономической деятельности;
  • Аннулирование лицензий на отдельные виды хозяйствования;
  • Иных административных взысканий.

Если данные нарушения имели место в истории предприятия, то налоговых инспекторов им не избежать.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Распространенные вопросы

Вопрос 1: Компания предоставила декларацию более трех месяцев назад. Инспектор ФНС прислал запрос на предоставление документов для проведения камеральной проверки. Законно ли это требование?

Налоговым нормативом, упомянутым п. 2 ст. 88НК предусмотрен срок проведения камеральной проверки КНП три месяца с момента предоставления соответствующего отчета (декларации). Действия в рамках проверки осуществляются по документам, которые инспекторы получают от налогоплательщика. Дополнительно в п. 6 ст. 101НК фискалы наделены правом запросить в ходе КНП любые документы для выявления нарушений, либо завершения самой проверки и составления итоговых результатов.

Вопрос 2: Что предпринять бухгалтеру компании, у которого сотрудники ФНС запросили оригиналы по факту проведения проверки?

Видео (кликните для воспроизведения).

Законное требование налоговиков о предоставлении документации установлено порядком п. 2 ст. 93НК, где говорится, что фирма должна подготовить и передать в распоряжение ФНС заверенные копии всех документов.

Источники

Выездные проверки налоговой для малых предприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here