Выездная налоговая проверка на имущество организации

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Выездная налоговая проверка на имущество организации" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Статьи — Налоговые проверки

В Письме ФНС России от 23.03.2017 N ЕД-5-9/[email protected] отмечено, что налоговым органам надо уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, а также оценивать на предмет получения необоснованной налоговой выгоды недобросовестность именно проверяемого налогоплательщика и совершенных им, а не его контрагентами действий.

Чтобы истребовать документы, налоговые инспекторы, проводящие проверку, должны вручить вам требование о представлении документов. В требовании должно быть указано, какие документы и на основании какой статьи НК РФ истребуются, в какой срок и в какой форме их надо представить. При камеральной проверке налоговой декларации дополнительные документы могут быть истребованы только в следующих ситуациях.

При наличии любых отклонений инспекторы обязательно заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая. Другие причины — закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса.

При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений или отсутствия таковых может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления. Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при ознакомлении. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица.

Довольно часто возникает необходимость произвести выемку документов, которые находятся не в офисе или производственном помещении, а в квартире. Очевидно, что при таких условиях налогоплательщик, как правило, добровольно отказывается выдать требуемое. Что говорит об этом закон? Статья 89 НК РФ дает налоговым органам полномочия проводить проверку физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В то же время, если речь идет о жилье, встает вопрос о конституционном праве на его неприкосновенность. Таким образом, сотрудники налоговых органов не вправе находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц.

Проверка документов, подтверждающих осуществление хозяйственной операции, включает формальную (наличие реквизитов), арифметическую и правовую проверки. При контроле уплаты налога на имущество организаций проверяется имущество, учитываемое на счете 01 «Основные средства», а также факт того, что на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» не числится имущество, которое введено в эксплуатацию. По мнению Минфина России и арбитражных судов, если объект капитального строительства, первоначальная стоимость которого сформирована на дату представления документов на государственную регистрацию прав собственности, передан по акту приема-передачи в эксплуатацию, и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, данный объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, что подтверждается показателями, характеризующими деятельность налоговых органов любого субъекта РФ и налоговой службы в целом. В 2007 г. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» для создания единой системы планирования выездных налоговых проверок были утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии (критерии) самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В соответствии с Концепцией были утверждены Критерии, по которым налогоплательщик автоматически подвергается выездной налоговой проверке, доступные и для налогоплательщиков. Предполагалось, что Концепция будет стимулировать налогоплательщиков к прекращению ведения своей финансово-хозяйственной деятельности в большей степени в секторе теневой экономики или хотя бы к сокращению количества таких лиц, а также к повышению поступлений в бюджет в виде налоговых платежей. Авторами проанализированы Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков с точки зрения обоснованности их использования при планировании выездных налоговых проверок.

Право налоговых органов на проведение инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества закреплено пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ. Налоговым кодексом РФ порядок проведения данного контрольного мероприятия не определен. В упомянутом п. 13 ст. 89 НК РФ указано лишь, что инвентаризация проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа при необходимости. Следовательно, налоговики сами решают, следует ли проводить инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке законодатель поручил утвердить Минфину России. Практически сразу за введением части первой НК РФ Минфин России и МНС России выпустили совместный Приказ от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, которым как раз и было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. Отметим, что на момент утверждения данного Положения еще не вступила в силу гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. Пункт 5 ст. 101.4 НК РФ устанавливает такой срок — 10 дней. Указание в данных статьях только на возможность представления возражений не лишает налоговый орган права ходатайствовать о снижении налоговой санкции. Таким образом, если акт вручен 21 октября 2011 г., 15-дневный срок на представление возражений истекает 14 ноября 2011 г. Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ решение налоговым органом должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Как правило, налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) и в установленный срок уплачивает налог. Однако в некоторых случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ). В таких ситуациях обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Обязанность по уплате налогов, пени и штрафа может возникнуть на основании вступившего в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки.

Читайте так же:  Повторность налогового правонарушения

Выпуск от 20 августа 2010 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Корреспонденция счетов:

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. В данном случае организация не представляет в налоговые органы уточненную декларацию по налогу на имущество за 2008 г., так как нарушения в исчислении налога выявлены в ходе выездной налоговой проверки.

Налог на прибыль организаций

В целях исчисления налога на прибыль сумма налога на имущество учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Указанный расход признается на дату начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно, в данном случае организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль за 2008 г. на 40 000 руб.

Сумма пеней, начисленная за нарушение налогового законодательства, не учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

На основании абз. 2 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ организация вправе подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2008 г. Сумма излишне уплаченного налога на прибыль организаций может быть возвращена организации или зачтена в счет уплаты налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации доначисления, произведенные по итогам выездной налоговой проверки, организация отражает записями августа 2010 г. на основании требования об уплате налога, выставленного налоговым органом. Указанная сумма налога отражается в составе прочих расходов как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, абз. 2 п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

Таким образом, доначисленную сумму налога организация отражает по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а сумму пеней — по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц пеня

Применение ПБУ 18/02

Как указано выше, в данном случае организация в составе прочих расходов признала в бухгалтерском учете доначисленную сумму налога на имущество. То есть указанная сумма будет формировать финансовый результат в 2010 г. При этом, если организация представит в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2008 г., доначисленная сумма налога на имущество не будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в 2010 г. В связи с этим в учете возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В отношении доначисленных пеней заметим, что суммы, отраженные на счете 99, не учитываются при определении бухгалтерской прибыли (убытка), исходя из величины которой исчисляется условный расход (условный доход) по налогу на прибыль согласно требованиям ПБУ 18/02.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-им «Расчеты по налогу на имущество»;

68-пр «Расчеты по налогу на прибыль организаций».

Особенности выездной налоговой проверки налога на имущество организаций

При проведении выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций объектами контроля являются:

А) учредительные документы (договор, устав);

Б) свидетельство о постановке на налоговый учет;

В) бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и т. д.;

Г) данные по счетам 01, 02, 03 и 08 бухгалтерского учета;

Д) налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций;

Е) договоры купли-продажи, о сдаче имущества в аренду, в том числе финансовой аренды (лизинга);

Ж) платежные банковские поручения, приходные и расходные кассовые ордеры;

З) унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7):

– N ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

– N ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

– N ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

– N ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»;

– N ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»;

– N ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

– N ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

– N ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

– N ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»;

– N ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»;

– N ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»;

– N ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»;

– N ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж»;

– N ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования»;

К) учетные регистры (например, Главная книга, оборотные ведомости, журналы-ордеры).

Налоговая проверка может осуществляться сплошным либо выборочным методом. В ходе проверки учетной документации контролируются:

1) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений налогового законодательства;

2) соответствие показателей, отраженных в налоговой декларации, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки в целях налогообложения;

3) соответствие показателей налоговой и бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

4) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. Проверка начинается с изучения данных Главной книги. Далее контролируется корреспонденция счетов с целью выявления неправильной или нетипичной корреспонденции. Затем проверяется соответствие данных учета первичным документам;

5) обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, а также правильность исчисления сумм налогов.

Проверка документов, подтверждающих осуществление хозяйственной операции, включает:

– формальную проверку (наличие реквизитов);

При контроле уплаты налога на имущество организаций налоговые инспекторы проверяют имущество, учитываемое на счете 01 «Основные средства», а также удостоверяются в том, что на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» не числится имущество, которое введено в эксплуатацию.

В ходе выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций может осуществляться выемка документов, если налогоплательщик отказывается представить запрашиваемые документы или не представляет их в установленный срок, а также если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Выемка документов проводится в присутствии понятых и оформляется протоколом (при необходимости могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел). Об этом сказано в ст. 94 НК РФ.

При проведении выездной налоговой проверки может производиться осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода. Также может осуществляться инвентаризация имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для проверки, и т. д.

Порядок исчисления и учета налога на имущество организаций

Проверяется полнота и четкость заполнения всех реквизитов, правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а

Ситуация:

По результатам выездной налоговой проверки организации доначислены налог на имущество и пени. Как отразить результаты налоговой проверки в учете организации?

В августе 2010 г. по результатам выездной налоговой проверки установлено занижение суммы налога на имущество, подлежащей уплате за 2008 г., в размере 40 000 руб. и пеней — 1746 руб. Доначисление произведено в связи с допущенной бухгалтером арифметической ошибкой. Суммы, доначисленные по итогам налоговой проверки, организация заплатила в добровольном порядке.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет беларусь

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Читайте так же:  Как оплатить задолженность по налогам без квитанции

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция «прокамералит» вашу уточненку полностью».

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Порядок исчисления и учета налога на имущество организаций

Другие дипломы по предмету

В десятидневный срок со дня вынесения решения по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет плательщику требование об уплате налога и пени, а также сумм налоговых санкций. [11]

3.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Таким образом, руководителем ИФНС России по КАО г. Омска Новиковым Ю.Н. в отношении ОАО «Парус» было вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

Проведение проверки было поручено главному налоговому инспектору ИФНС России по КАО г.Омска Кильковой Ольге Валерьевне специалисту 1 разряда, секретарю государственной гражданской службы РФ 3 класса отдела выездных проверок №2 Кузнецовой М.С. (Приложение 5)

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

На основании решения проверяющими составляется программа проведения налоговой проверки.

Таким образом проверяющими группы главным налоговым инспектором ИФНС России по КАО г.Омска Кильковой Ольгой Валерьевной и Кузнецовой Марией Сергеевной в отношении ОАО «Парус» была составлена программа проведения налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

Согласно которой в ОАО «Парус» будут проверены следующие налоги:

НДС за период 01.01.2010 по 31.12.2010;

налог на прибыль организаций за период 01.01.2010 по 31.12.2010 ;

транспортный налог за период 01.01.2010 по 31.12.2010 ;

НДФЛ за период 01.01.2010 по 31.12.2010;

налог на имущество организаций за период 01.01.2010 по 31.12.2010 . (Приложение 6)

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Читайте так же:  Налог на недвижимость иностранным гражданам нерезидентам

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов выездной налоговой проверки.

Таким образом, ОАО «Парус» было направлено требование о предоставление следующих документов:

бухгалтерский баланс за 2010 год;

книга продаж за 2010год;

книга покупок за 2010 год;

журнал полученных и выставленных счетов-фактур за 2010 год;

инвентарные карточки по основным средствам, приобретённым в 2010 году;

регистры налогового учёта по начислению амортизации;

приложение к бухгалтерскому балансу за 2010 год ( форма № 5).

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаётся налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ в соответствии со статьей 126 Налогового Кодекса РФ.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов. Согласно требования документы были представлены в установленные сроки.

В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Согласно составленной программы проверке подлежат следующие налоги:

налог на доходы физических лиц;

налог на имущество организации;

налог на прибыль организации.

Налоговое правонарушение было выявлено только в отношении налога на имущество организации.

В ходе проверки было выяснено следующее:

налог на имущество организации был рассчитан из следующей остаточной стоимости основных средств:

на 1 января — 16, 0 млн. руб.

сумма ежемесячной амортизации 180000 руб.

на 1 января — 16000000 руб.

на 1 февраля — 15820000 руб.

на 1 марта — 15640000 руб.

на 1 апреля — 15460000 руб.

на 1 мая — 15280000 руб.

на 1 июня — 15100000 руб.

на 1 июля — 14920000 руб.

на 1 августа — 14740000 руб.

на 1 сентября — 14560000 руб.

на 1 октября — 14380000 руб.

на 1 ноября — 14200000 руб.

на 1 декабря — 14020000 руб.

на 31 декабря — 13840000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества составила:

+15820000+15640000+15460000+15280000+15100000+14920000+14740000+14560000+14380000+14200000+14020000+13840000/12+1=14920000 в соответствии со ст. 375 НКРФ.

Сумма налога составила: 14920000 x 2,2%=328240 руб. в соответствии со ст. 382 НКРФ.

Однако по данным проверки было выяснено, что сумма амортизации составляет 100000 руб.

на 1 января — 16000000 руб.

на 1 февраля — 15900000 руб.

на 1 марта — 15800000 руб.

на 1 апреля — 15700000 руб.

на 1 мая — 15600000 руб.

на 1 июня — 15500000 руб.

на 1 июля — 15400000 руб.

на 1 августа — 15300000 руб.

на 1 сентября — 15200000 руб.

на 1 октября — 15100000 руб.

на 1 ноября — 15000000 руб.

на 1 декабря — 14900000 руб.

на 31 декабря — 14800000 руб.

Таким образом, среднегодовая стоимость имущества составила:

+15900000+15800000+15700000+15600000+15500000+15400000+15300000+15200000+15100000+14900000+14800000/12+1=15400000 в соответствии со ст. 375 НКРФ.

Сумма налога составила: 15400000 x 2,2%=338800 руб. в соответствии со ст. 382 НКРФ.

Таким образом, сумма налога на имущество организаций была уплачена в размере 328240 руб. По данным проверки сумма налога должна быть уплачена в размере 338800 руб. Согласно выявленным нарушениям, сумма недоимки составляет 10560руб. (338800 руб. —

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источники

Выездная налоговая проверка на имущество организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here