Выездная налоговая проверка допрос сотрудников

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Выездная налоговая проверка допрос сотрудников" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Допрос работника при налоговой проверке

При выездной налоговой проверке инспекторы могут привлечь работника компании для дачи показаний или пояснений. Рассмотрим, в каких случаях допрос работника будет незаконным

Вызов на допрос и проведение допроса

Согласно положениям налогового законодательства инспекторы в рамках выездной налоговой проверки вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ). Учитывая формулировку статьи 31 Налогового кодекса, свидетелей чаще всего вызывают на территорию налогового органа. Однако на практике встречаются случаи, когда допрос проводят по месту пребывания свидетеля, например, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию. По усмотрению должностного лица налогового органа данное правило также может распространяться и на другие случаи (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Вызов свидетеля на территорию инспекции осуществляется повесткой (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected]). Рекомендуемая форма данного документа приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры» (документ для служебного пользования).

Налоговики обязаны указать в повестке основания ее направления, а также время и место проведения допроса.

К сожалению, законодательством РФ не установлены сроки, когда такая повестка считается доставленной или врученной адресату. Поэтому датой получения следует считать день фактического получения документа (по почте либо лично).

Обратите внимание, что работника могут вызвать на допрос только повесткой. На телефонные звонки с просьбами явиться в инспекцию можно не реагировать.

То же самое касается дачи показаний и пояснений по телефону. Такая форма взаимоотношений незаконна и недопустима (пост. ФАС МО от 28.04.2010 № КА-А40/4027-10).

Если же допрос проводят по месту нахождения работника или организации, то составлять документ о вызове свидетеля не нужно.

ФНС России разъясняет (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected]), что в качестве свидетелей могут привлекаться только лица, не заинтересованные в исходе дела. Если же опрашивают лиц, заведомо заинтересованных (например, генерального и/или финансового директора, главного бухгалтера организации), то протокол допроса может быть квалифицирован как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Форма протокола допроса свидетеля установлена ФНС России (приложение № 11 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Документ, составленный в произвольной форме, будет считаться недействительным.

Одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос должно явиться именно то лицо, чья фамилия указана в повестке. Для дачи пояснений, если получено соответствующее уведомление (форма также установлена ФНС России (приложение № 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected])), можно отправить любое должностное лицо или уполномоченного представителя компании, например налогового юриста. Вручают уведомление, в отличие от повестки, непосредственно компании по ТКС либо ее представителю лично.

Допрашивать как бывших, так и нынешних работников могут только те инспекторы, которые входят в список участников проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ). Если же сотрудников допрашивал инспектор, чья фамилия не фигурировала в решении о проведении проверки, протокол допроса считается недействительным.

В допросе также могут участвовать сотрудники органов внутренних дел, включенные в состав проверяющих (пп. 2, 4, 7, 8 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347; пост. Девятого ААС от 22.03.2010 № 09АП-3290/2010, от 18.03.2010 № 09АП-2709/2010).

Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ). Время начала и окончания допроса фиксируют в протоколе.

Обратите внимание, что не могут быть допрошены (п. 2 ст. 90 НК РФ):

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (в частности, нотариус, адвокат, аудитор).

Ответственность при допросе

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей (ст. 128 НК РФ). Неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей (ст. 128НК РФ).

Отказаться от дачи показаний и не быть привлеченным к ответственности работник может только в одном случае: сославшись на Конституцию РФ, положения которой предусматривают, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Инспекторы еще до начала допроса обязаны предупредить об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. В протоколе делают соответствующую отметку, которую удостоверяют подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ). Отсутствие подписи может являться поводом для признания протокола недействительным.

Допрос работника во время приостановления проверки

В период приостановления выездной налоговой проверки прекращаются действия инспекторов по истребованию у компании документов, а также другие действия на ее территории, связанные с проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Еще в 2013 году Пленум ВАС РФ сделал вывод, что по смыслу пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса в период приостановления не допускаются получение от организации пояснений и допрос ее сотрудников. Однако этот запрет применим только в случае проведения допроса/получения пояснений на территории организации. Инспекция не лишена возможности проводить допрос или получать пояснения вне территории компании, если они не связаны с истребованием у нее документов (п. 26 пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Читайте так же:  Дебиторская задолженность по налогу на прибыль

Описанный выше вывод касается и бывших сотрудников, допрашиваемых в качестве свидетеля (пост. АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2068/16).

Минфин России полностью согласен с позицией ВАС РФ и подтверждает ее в своих разъяснениях (письма Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Вторит данному мнению и ФНС России (письма ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected], от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

Допрос работника после окончания проверки

Если работника допрашивают после окончания проверки, то имеет место нарушение установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Полученные таким образом протоколы допроса свидетелей или пояснения не могут быть использованы инспекторами при вынесении решения по проверке.

К такому выводу пришли судьи в нескольких арбитражных округах (пост. АС ЦО от 03.06.2016 № Ф10-1572/16, ФАС ПО от 25.09.2012 № Ф06-6503/12, ФАС МО от 16.06.2011 № Ф05-16135/10, от 31.01.2011 № КА-А40/17644-10-П, ФАС ЗСО от 11.11.2011 № Ф04-5932/11, ФАС ДВО от 29.07.2011 № Ф03-3493/11, ФАС ВВО от 07.04.2011 № Ф01-1079/11, ФАС УО от 08.08.2011 № Ф09-4830/11).

Однако если повестка была направлена работнику еще во время проверки, то считается, что инспекторы фактически выполнили требования Налогового кодекса (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Проведение допроса будет являться законным, так как показания получены после окончания проверки по не зависящим от них обстоятельствам (пост. ФАС ЗСО от 04.06.2008 № Ф04-3296/2008(5681-А27-42) (определением ВАС РФ от 31.07.2008 № 9497/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

Также допрос будет считаться правомерным в ситуации, когда налоговый орган отправляет поручение о его проведении в стороннюю инспекцию и при этом данный документ датирован периодом проверки (пост. ФАС ВСО от 10.09.2012 № Ф02-3964/12 (определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14735/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

Налоговые проверки: как допрашивают и что отвечать?

Согласно законодательству, налоговые органы вправе вызывать на допрос в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проверки. Кого и как допрашивают чиновники? А главное, как отвечать на вопросы?

Свидетель не имеет права отказаться от дачи показаний в рамках допроса. В случае неявки на него без уважительной причины лицо может быть оштрафовано (ст. 128 НК РФ). При проведении допроса обязательно составляется протокол соответствующей формы (утв. приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected]). До начала допроса свидетель расписывается о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Получается, что допрос — это мероприятие налогового контроля, в ходе которого допрашивается свидетель, а его показания заносятся в протокол. Следует отличать допрос от опроса. Последний составляется в произвольной форме без установленных бланков. Это может быть обычная объяснительная записка — от того, что в ней написано, можно смело и безнаказанно отказаться.

Допрос является доказательством по делам о налоговых правонарушениях. Учтите, что один допрос ничего не решает, только с другими доказательствами он имеет силу. Так, например, арбитры указали: налоговым органом не предпринято мер, направленных на проверку достоверности объяснений и свидетельских показаний. В основу доводов положены непроверенные и неподкрепленные показания. Тогда как свидетельские показания и объяснения суд первой инстанции правомерно признал недостаточными доказательствами. Тем более сами по себе свидетельские показания названных лиц не могут опровергнуть факт осуществления реальных хозяйственных операций между обществом и его контрагентами (постановления ФАС Московского округа от 14 октября 2009 г. № КА-А40/10182-09, ФАС Поволжского округа от 11 октября 2010 г. № А55-26723/2009, ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. № А66-7390/2009).

Кого именно вызывать на допрос, чиновники решат самостоятельно, причем вне зависимости от того, располагаете вы на самом деле нужной информацией или нет. На допрос обычно «приглашаются» руководители, учредители ваших контрагентов, руководитель и главный бухгалтер вашей фирмы, работники вашей организации.

Вызов сотрудников

Но и это еще не конец. Организацию проверили только на связь с «однодневкой». Теперь следует подготовить к кадровому «штурму». Для этого проведите с работниками круглый стол. Это особенно актуально на случай, если часть зарплаты на фирме выплачивается «в конверте». Предупредите их о том, чтобы эта информация осталась в тайне. Проследите, чтобы каждый работник знал свою «белую» зарплату, и убедитесь, что она не ниже МРОТ.

Стоит оговорить с сотрудниками и иные «серые места» работы фирмы, о которых они знают, но о которых лучше не знать контролирующим органам. Сложнее дело обстоит с экс-кадрами, которых не удастся «поднатаскать». Их налоговая инспекция пригласит на допрос в первую очередь. Так что, если есть возможность, сгладьте «острые углы» с бывшими работниками.

Приведем основные вопросы, которые могут задать на допросе сотрудникам:

1. С какого периода вы работали в ООО «Фактор» (ИНН/КПП)?

2. Кем вы работали в ООО «Фактор» (ИНН/КПП)?

3. Своевременно ли выплачивалась заработная плата?

4. Знаете ли вы размеры МРОТ?

5. Какой размер заработной платы был вам установлен в 2009 году?

15 000 рублей (указать следует «белую» зарплату).

6. Как вы получали зарплату?

Наличными под роспись (на карточку, в зависимости от того, какой способ оплаты в организации).

7. Сколько вы фактически получили на руки?

13 050 рублей в месяц.

8. Знаете ли вы о фактах перечисления «серой» заработной платы в ООО «Фактор»?

Так как допрос работника проводится за три предшествующих года, то он может в точности не помнить размер заработной платы в этот период работы на предприятии. Работник может ответить «не помню» или «примерно меньше 15 000 рублей» — такие показания не могут быть признаны уклончивыми. Хотя значительно подпортят протокол допроса для налоговиков. Ведь в этом случае они в точности так и не узнают сумму фактически выплачиваемой заработной платы, а соответственно и сумму для соответствующих доначислений. Тем более сам по себе допрос еще не повод для доначислений.

Как указывают арбитры, допрос свидетелей не позволяет точно определить размер полученных этими лицами сумм. Налоговые органы не вправе доначислить НДФЛ только на основании протоколов допросов сотрудников компании (постановления ФАС Московского округа от 21 мая 2009 г. № КА-А40/4358-09, ФАС Центрального округа от 14 ноября 2007 г. № А36-1308/2007). Чтобы укрепить свою позицию, организации следует подготовить штатные расписания, расчетные ведомости, табели учета рабочего времени, трудовые договоры.

Читайте так же:  Валютный контроль кража груза

Так как с 2010 года страховые взносы контролируют фонды, то налоговые органы не вправе проводить допрос свидетелей о правильности исчисления и полноте уплаты страховых взносов, а только в части ЕСН. Подробнее о том, какие вопросы задают фонды и кому, читайте в № 6 журнала «Практическая бухгалтерия».

* Выездная налоговая проверка проводится за три предшествующих года. Поэтому спрашивать свидетеля вправе только за этот период.

Арбитражный суд: инспекторы вправе допрашивать свидетелей в период приостановления выездной проверки

Приостановление выездной налоговой проверки не лишает инспекторов права проводить допрос свидетелей вне территории (помещения) налогоплательщика. К такому выводу, который согласуется с позицией Минфина России, пришел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.06.16 № Ф04-2068/2016.

Допрос с пристрастием

Возникает вопрос: кого же фискалы могут вызвать для дачи показаний в рамках камеральной проверки? Ответ – любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления контроля, в том числе, конечно, и работников проверяемой фирмы. Например, главбуха иди генерального директора. Показания свидетеля фискалы могут получить по месту его пребывания, например, если свидетель из-за болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию, а по усмотрению должностного лица этого органа – и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ). Показания свидетеля контролеры занесут в протокол.

Перед получением показаний налоговый инспектор предупредит свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложной информации. Об этом в протоколе контролеры сделают отметку, которую удостоверит подписью свидетель.

Кстати, об ответственности. Статья 128 Налогового кодекса предусматривает, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей; неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – в размере 3000 рублей.

Количество проведенных контрольных мероприятий на 1 сотрудника отдела камеральных проверок составило 1222 оверки в 2014 году (в 2013 – 1324 проверки)

Решение суда

Суд отказался поддержать налогоплательщика, сославшись на положения пункта 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57. В нем разъяснено следующее. Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ, на период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия инспекции по истребованию документов, а также приостанавливаются действия контролеров на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у последнего документов. Таким образом, сделал вывод суд, статья 89 НК РФ не запрещает допрашивать свидетелей (не являющихся работниками налогоплательщика) в период приостановления налоговой проверки.

Напомним, что похожая позиция выражена в письме Минфина России от 05.05.11 № 03-02-07/1-156. По мнению чиновников, в период приостановления проведения выездной проверки инспекторы вправе вызывать свидетелей в помещение налогового органа для дачи ими показаний. При этом в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, в том числе и работник проверяемой организации (см. «Во время приостановления выездной налоговой проверки налоговики вправе вызывать свидетелей для дачи показаний»).

Незаконные допросы сотрудников налогоплательщика в период приостановления налоговой проверки. Как бороться за свои права?

Налоговики очень часто в период приостановления в проведении выездных налоговых проверок проводят допросы не только третьих лиц, но и сотрудников налогоплательщика, хотя допросы сотрудников налогоплательщика в период приостановки проверки незаконны. Эти обстоятельства нужно отслеживать и успешно использовать как инструмент борьбы с налоговиками за свои права. Как отстоять свои интересы в этой ситуации? Ответ на эти вопросы даст генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе выемки, а так же приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Пункт 26 Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013 года разъяснил, что при рассмотрении дел, связанных с обжалованием действий налоговых органов, судам необходимо иметь в виду следующее – «по смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной проверки не допускается (1) получение объяснений налогоплательщика и (2) допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов».

Тем самым, на наш взгляд, ВАС РФ приравнял (1) получение объяснений от самого налогоплательщика в период приостановки проверки и (2) проведение допросов сотрудников налогоплательщика в период приостановки проверки, к действиям налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика в период приостановки проверки. Следовательно, логика ВАС РФ в данном случае сводится к выводу, что сотрудник налогоплательщика это по сути дела и есть сам налогоплательщик (его часть), а поскольку во время приостановки проверки истребовать документы у налогоплательщика и совершать какие-либо действия на территории налогоплательщика запрещают положения п.9 ст.89 НК РФ, то значит и допрашивать сотрудников налогоплательщика в период приостановки проверки нельзя.

Но очень часто, вопреки вышеизложенной позиции пленума ВАС в период приостановки проведения проверки налоговые инспекторы проводят допросы именно сотрудников налогоплательщика. Заметим, что в этом случае речь не идет об осуществлении налоговым органом ИНЫХ действий вне территории (помещения) налогоплательщика, поскольку Пленум ВАС РФ прямо указал, что допросы именно сотрудников налогоплательщика не допустимы в период приостановления налоговой проверки, но указал что возможны ИНЫЕ действия налогового органа вне территории налогоплательщика. Значит, ВАС РФ допросы сотрудников налогоплательщика явно не относит к ИНЫМ действиям налогового органа, проводимым вне территории налогоплательщика, даже если допросы сотрудников налогоплательщика были произведены вне территории налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Возврат с процентов по ипотеке размер суммы

Обратите внимание, Пленум ВАС РФ не написал, что в период приостановления выездной проверки не допускается получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников НА ТЕРРИТОРИИ (помещении) налогоплательщика. Пленум ВАС РФ четко написал, что в ходе приостановления проверки Инспекция не лишена права осуществлять иные действиявне территории (помещения) налогоплательщика, и то если они не связаны с истребование у него документов.

На взгляд, очевидно что если в период приостановки проведения налоговой проверки, проводятся допросы сотрудников налогоплательщика, то протоколы таких допросов налогоплательщикам необходимо выявлять и подавать вышестоящему налоговому органу и суду ходатайства о признании их недопустимыми доказательствами по делу, как полученные с нарушением федерального законодательства (см. абз.2 п.4 ст.101 НК РФ, абз.3 п.7 ст.101.4 НК РФ).

Типичные ошибки на допросах при вызове в налоговые органы

Допрос сотрудниками налоговых органов уже достаточно долгое время является одним из часто используемых методов получения информации в целях проведения налогового контроля и выявления различных нарушений в данной сфере. Как правило, допрос применяется для таких целей, как выявление признаков фирмы-однодневки в отношении конкретного юридического лица, определение «номинальности» руководителя организации, получение подробной информации о конкретных коммерческих операциях от контрагентов предприятия, в отношении которого проводится налоговая проверка, установление лиц, в действительности осуществляющих управление фирмой, а также конечных бенефициаров ее деятельности.

В качестве свидетеля в налоговый орган в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Нередко в качестве свидетеля сотрудники налогового органа вызывают директора того либо иного юридического лица.

5. Не пользоваться при очевидной необходимости правом, предоставленным статьей 51 Конституции РФ . Право не свидетельствовать против себя, своих близких родственников также является абсолютным конституционным правом, которое не может быть ограничено. Вопреки сложившемуся убеждению, использование данного права на допросе не повлечет для допрашиваемого привлечения к какой-либо ответственности или вывода налогового органа о совершении правонарушения. Однако это может дать им неформальный повод для проведения более подробной и тщательной проверки и применения дополнительных форм налогового контроля. Тем не менее, по мнению автора, в случае необходимости лучше воспользоваться данным правом, чем дать показания, которые очевидно могут повлечь для допрашиваемого неблагоприятные последствия. Таким образом, разумеется, данным правом нужно пользоваться в исключительных объективных случаях, когда лучшего варианта найти не удалось.

6. Бояться говорить о том, что допрашиваемый не помнит каких-то конкретных обстоятельств. Разумеется, это не касается информации, которую человек объективно должен знать и помнить ввиду занимаемой им должности руководителя организации. Однако в остальных случаях, когда вопрос касается каких-то обстоятельств, имевших место продолжительное время назад, либо касающихся одного из многих контрагентов, либо конкретных цифр и дат, весьма закономерным будет являться ответ о том, что сейчас допрашиваемый этого вспомнить не может и ему необходимо сначала изучить соответствующие документы, чтобы невольно не вводить сотрудников налогового органа в заблуждение. Данное решение будет наиболее правильным, так как с одной стороны, не позволит допрашиваемому предоставить возможно не вполне достоверную информацию, а с другой продемонстрирует его готовность и желание давать ответы на вопросы, но невозможность этого по объективным причинам.

7. Не проверять указанные в протоколе допроса показания перед его подписанием. Очевидно, что данный совет универсален: необходимо внимательно читать любые документы перед тем, как их подписать. Это замечание особенно справедливо по отношению к протоколу допроса, так как его содержание является изложением показаний конкретного человека и лишь он несет за него ответственность. Ознакомление с протоколом допроса в налоговом органе должно быть особенно внимательным и тщательным. Нередкими являются случаи, при которых инспектор записывает показания допрашиваемого, перефразируя его слова, добавляя какие-то детали, из-за чего, как это ни странно, весь смысл сказанного может поменяться. Это справедливо и по отношению к порядку изложения информации, используемым словам и выражениям, а также конкретным фактам: все должно быть изложено именно так и именно с тем смыслом, который вкладывал допрашиваемый, а не как его понял сотрудник налогового органа.

8. Не настаивать на исправлениях и дополнениях, если показания допрашиваемого, по его мнению, указаны некорректно. Данный пункт, безусловно, согласуется и вытекает из предыдущего, но не является менее важным. Очевидно, если в ходе ознакомления с протоколом допроса допрашиваемый обнаружил, что его показания записаны некорректно, необходимо настаивать на исправлении. В данном случае необходимо понимать, что сотрудник налогового органа лишь фиксирует показания допрашиваемого лица и не имеет права их каким-либо образом корректировать, дополнять, оценивать и тому подобное. Лишь сам допрашиваемый, а также адвокат (в случае его участия в допросе) может оценить, насколько верно показания были зафиксированы. Как правило, на просьбы исправить или дополнить протокол допроса сотрудники налогового органа реагируют адекватно и и исполняют их. В случае же, если этого не произошло, данный факт, безусловно, необходимо отразить в графе протокола, предназначенной для замечаний.

9. Не отражать в протоколе допроса замечания по поводу нарушений, допущенных в ходе его проведения. Данные нарушения могут носить различный характер. Например, в качестве таковых могут быть указаны такие, как: факт не разъяснения допрашиваемому перед началом допроса его прав и обязанностей, проведение допроса неуполномоченным лицом, участие в процедуре допроса лица, не указанного в протоколе, отказ допрашивающего исправить те либо иные моменты в показаниях, оказание на допрашиваемого психологического давления и тому подобное. Все нарушения, обнаруженные и не устраненные в ходе самого опроса, необходимо указать в протоколе в соответствующей графе. В случае, если данной графы не достаточно для указания и описания всех нарушений, необходимо их зафиксировать на отдельном листе бумаги и приобщить к протоколу допроса с обязательным указанием в нем на данный факт. При этом не нужно бояться какой-либо отрицательной реакции на это со стороны допрашивающего: данные действия находятся строго в рамках действующего законодательства и каких-либо юридических последствий допрашиваемый не понесет.

10. Не получать копию протокола допроса после его составления. Пунктом 6 статьи 90 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность лица, производящего допрос, вручить копию протокола допроса после его составления допрашиваемому лицу. Следовательно, директор, допрос которого был произведен, имеет безусловное право на получение копии протокола допроса. Данным правом необходимо пользоваться и не идти на встречу сотруднику налогового органа, который может убеждать, что копия протокола допрашиваемому не нужна, так как это лишь его показания и ничего больше. Наличие данного протокола вкупе с другими документами может в дальнейшем оказать существенную помощь в оценке рисков несения юридическим лицом либо его руководителем каких-либо неблагоприятных последствий, рисков проведения в их отношении налоговой проверки.

Читайте так же:  Возмещение налога на землю

Налоговая вправе вызывать и допрашивать свидетелей в период приостановления выездной проверки

Если допрос проходит на территории ИФНС, никаких препятствий к нему нет.

В период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия налоговиков по истребованию документов, а также все связанные с ВНП действия на территории / в помещении налогоплательщика. Любые действия вне этой территории (кроме истребования) правомерны.

Это неоднократно подтверждали суды. Совсем свежий пример подобного решения – постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 № Ф04-2068/2016.

Обратите внимание! Допрос, проведенный уже по окончании ВНП, можно обернуть в свою пользу – см. «Допрос свидетеля по окончании проверки дает повод поспорить с решением».

О правомерности допросов при камеральных проверках узнайте из материала «Возможен ли допрос свидетеля в рамках камералки?».

Допрос при камеральной проверке

Письмо Минфина от 19 июня 2015 года № 03-02-07/1/35776 не обрадовало бизнес. В нем ведомство разъяснило: при проведении камеральной проверки инспекция может вызвать свидетеля на допрос. Марина Скудутис внимательно изучила документ.

Минфин напомнил: согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 и пункту 1 статьи 90 НК, фискальные органы вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Ведомство пришло к выводу, что кодекс не запрещает этого делать и при камеральном мероприятии. Напомню, некоторых лиц контролеры допрашивать не вправе. К ним относятся:

  • во-первых, граждане, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не могут объективно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для проверки;
  • во-вторых, лица, которые получили информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к тайне. Тут речь идет, например, об адвокатах или аудиторах.

Отмечу, что Минфин ранее уже давал разъяснения, где уточнил, что кодекс не ограничивает право ревизоров проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки (Письмо Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411).

Непосредственно в сфере контрольной работы ФНС задействованы сотрудники отделов камеральных и выездных проверок и отделов оперативного контроля, штатная численность которых на 1 января 2015 года составила 53 774 единиц, фактическая – 45 917 человек.

Однако, несмотря на разъяснения ведомства, все не так однозначно. Дело в том, что некоторые арбитры придерживаются иного мнения. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 28 декабря 2011 года по делу № А08- 2014/2011. Тогда коммерсант в суде просил признать незаконным решение инспекции, которая доначислила ему ЕНВД, пени, штраф по статье 122 НК в связи с занижением физического показателя «площадь торгового зала (в квадратных метрах)». Индивидуальный предприниматель не включил в расчет площадь помещения, находящегося в торговом центре. А арбитры требование удовлетворили. Они пришли к выводу, что выездная налоговая проверка не проводилась, соответствующего решения о ее проведении налоговый орган не представил. А в рамках камерального мероприятия инспекторы не вправе были допрашивать свидетелей.

Но есть решения арбитров и с противоположным мнением судей. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 21 января 2013 года № А73-3214/2012 пришел к выводу, что налоговое законодательство не запрещает допрашивать свидетелей в рамках невыездных проверок. Суд решил, что НК РФ предусматривает последовательный порядок проведения камеральной проверки представленной декларации, направленный на достоверное установление обязанностей компании перед бюджетом. В частности, инспекция вправе потребовать у фирмы документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 кодекса правомерность применения вычетов. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) фискального органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. К ним, по мнению суда, может быть отнесен в том числе и допрос свидетеля.

Допрос «однодневки»

Допрос может проводиться как в самой инспекции, так и на месте пребывания свидетеля. При проверке проверяющих обязательно заинтересуют ваши контрагенты, которые будут проверены на признаки «фирм-однодневок». Для этого вызовут на допрос руководителя предполагаемой «фирмы-однодневки», который подписывал документы по финансово-хозяйственной деятельности с вашей организацией.

Как выгоднее отвечать на допрос руководителя «фирмы-однодневки»:

1. Являлись вы когда-нибудь участником ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

2. Являлись ли вы в 2008 — 2010 годах* руководителем, учредителем, главным бухгалтером ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

3. Регистрировали ли вы на свое имя ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

Не помню (может, по доверенности кто-то регистрировал либо наняли специализированную организацию).

4. По какому адресу регистрировалось ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

Не помню (если покажут адрес, можно ответить — не уверен).

5. Каким видом деятельности занималось ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

Услуги по клинингу (назвать тот, который указан в выписке ЕГРЮЛ, либо указать тот, который был прописан при регистрации юридического лица).

6. Подписывали ли вы следующие документы от лица ООО «Резус» (ИНН/КПП) по взаимоотношениям с ООО «Фактор» (ИНН/КПП):

  • товарная накладная от 25 июня 2010 г. № 11;
  • счет-фактура от 24 июня 2010 г. № 104?

Да (при этом чиновники обязаны показать перечисленные документы свидетелю).

7. Ваша ли подпись стоит на предъявленных документах?

8. Выписывали вы кому-нибудь доверенность, на чье имя?

9. Знаете ли вы о перечислении денежных средств от ООО «Фактор» (ИНН/КПП) в пользу ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

10. Являетесь ли вы руководителем, учредителем, главным бухгалтером других фирм?

Да (нет, в зависимости, «висят» ли на нем еще фирмы).

11. Теряли ли вы паспорт?

Конечно, перед допросом лучше собрать больше информации об «однодневке», какие именно нужны документы, мы рассказывали в № 4 в статье «Распознаем »однодневку»». С этими документами следует ознакомить руководителя «помойки», чтобы он был в курсе дела. Обычно организации заранее договариваются с лжеруководителем о том, как надо отвечать на вопросы инспекторов, либо на допрос он приходит вместе с юристом, который не позволит запугать свидетеля. Соответственно вам выгодно, чтобы руководитель оказался таковым, не отрицал участия в деятельности организации и не отказывался от подписей.

Читайте так же:  Обязательный налоговый вычет на ребенка

Если же налоговики раньше разыскали его, то, скорее всего, контролеры смогут получить нужную информацию. В этом случае можно найти и зацепки в пользу организации, например, если свидетель будет отвечать «расплывчатыми» и «уклончивыми» фразами: «Не знаю, не помню, не уверен, может быть, наверное». Эту информацию организация сможет узнать из самого допроса, который инспекторы обязаны приложить к акту проверки. В суде дело можно повернуть в свою сторону, если свидетель вдруг «вспомнит», что действительно являлся в те годы руководителем и подписывал документы. Кроме того, он может сослаться на то, что документы по взаимоотношениям с ООО «Резус», предъявленные налоговой к суду и подписанные им, на осмотре представлены не были. Либо организация найдет «прорехи» в допросе, которые помогут признать его незаконным.

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ). При этом необязательно, чтобы допрос проводил сотрудник, который входит в группу проверяющих. Более того, это может быть сотрудник из другого налогового органа, на учете которого стоит организация либо физическое лицо. Следует учесть, что сотрудник внутренних дел не вправе проводить допрос ((постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. по делу № А42-5547/2008, ФАС Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09).

Признание «верхушки» организации

Как мы уже сказали, один допрос ничего не решает, поэтому проверяющие начнут собирать косвенные улики. Для этого на допрос вызовут руководителя организации и главного бухгалтера. Задавать вопросы им будут примерно одинаковые, но допрашивать по отдельности.

Как выгоднее отвечать на допрос для руководителя организации:

1. Подписывали ли вы договоры, иные документы с ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

Да (при этом контролеры должны продемонстрировать, какие именно договоры и документы они имеют в виду, ведь у вас их может быть очень много).

2. Встречались ли вы лично с руководителем ООО «Резус» (ИНН/КПП) при обсуждении условий поставок и при подписании договора (№)?

3. Кто был инициатором сделки?

ООО «Резус» (не помню, может, у вас сотни контрагентов и всех запомнить невозможно).

4. Располагает ли ООО «Фактор» (ИНН/КПП) документальным подтверждением полномочий представителя ООО «Резус» (ИНН/КПП), копиями документа, удостоверяющего его личность?

Не знаю (не помню, действительно вы же не можете помнить о всех бумажках).

5. Как вы получали первичные документы от ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

Не помню (директор может и не знать такие нюансы). Документы обычно доставляются курьером, либо доставляются вместе с товаром (бухгалтеру следует знать, как обычно «приходит» «первичка»).

6. Известно ли вам фактическое местонахождение ООО «Резус» (ИНН/КПП)?

Не помню (может, данный контрагент вообще из другого региона и у вас нет возможности проверить фактическое местонахождение фирмы).

На большинство вопросов лучше отвечать «не помню» или «расплывчатыми» фразами. Ведь в действительности, заранее не зная данных вопросов, вы вряд ли сможете ответить на них четко и без необходимых бумаг, наизусть продиктовать фактический адрес контрагента или вспомнить, как вы подписывали договор в 2009 году! Ведь это ваш не единственный поставщик, есть и сотня других, и вы не можете помнить все детали по каждой сделке.

Кроме того, руководитель организации не обязан лично встречаться с руководителем компании поставщика, поскольку, согласно законодательству, сделки могут заключаться путем обмена документами (постановление ФАС Московского округа от 30 сентября 2010 г. № КА-А40/9677-10 по делу № А40-69666/09-118-555). Если же организация запаслась ксерокопией паспорта руководителя контрагента, то можно на вопрос о личной встрече ответить положительно, если же нет, то лучше сказать, что не помните. При этом контролер не вправе требовать показать ему этот документ, так как он не служит для исчисления и уплаты налогов и не подтверждает правильность исчисления и своевременность уплаты. Поэтому, если инспектор потребует представить ему документы которые бы подтверждали, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента, вы вправе ему отказать.

Налоговый инспектор не вправе требовать представления документов, которые подтверждают, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Так как данные документы не служат для исчисления и уплаты налогов и не подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты.

Обратите внимание: на вопрос, кто был инициатором сделки, не следует отвечать, что им была ваша компания. В противном случае могут «посыпаться» вопросы о том, как вы их нашли и как связывались с ними, были ли рекомендации партнеров. При этом контролеры будут проверять, имеют ли они сайт или рекламу в СМИ. Отсутствие данной информации наведет на мысль, что вы сами создали эту «однодневку» для получения необоснованной налоговой выгоды. Если вы четко ответили, что инициатором было ООО «Резус», то этот ответ можно обосновать так, что в вашей организации отсутствует отдел маркетинга и рекламы, поэтому большинство партнеров связываются с вами самостоятельно.

Как видите, вопросы с «подковыркой», поэтому лучше заранее руководителю и главному бухгалтеру обсудить, как следует отвечать, чтобы не противоречить друг другу.

Суть спора

По итогам выездной проверки инспекция доначислила предпринимателю ЕНВД. По мнению контролеров, ИП в нарушение пункта 3 статьи 346.29 НК РФ занизил физический показатель «величина площади торгового зала в квадратных метрах» и, соответственно, неправомерно уменьшил сумму налога. Налогоплательщик пояснил, что спорная площадь магазина использовалась в качестве склада, а потому не должна учитываться при расчете ЕНВД. Однако, согласно показаниям бывших работников, в указанном помещении не было бытовых и подсобных комнат. Товар раскладывался по периметру всего арендованного помещения, и у покупателей был свободный доступ для просмотра и выбора этого товара. Таким образом, свидетели подтвердили, что вся арендуемая площадь фактически использовалась для ведения розничной торговли.

Налогоплательщик обратился в суд с требованием признать решение инспекции недействительным. Один из аргументов — протоколы допросов свидетелей составлены вне рамок выездной налоговой проверки, а это является нарушением положения пункта 4 статьи 101 НК РФ.

Полный отказ

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Видео (кликните для воспроизведения).

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Источники

Выездная налоговая проверка допрос сотрудников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here