Водный налог кто должен платить

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Водный налог кто должен платить" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Водный налог кто должен платить

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Кто должен платить водный налог?

Плательщиками водного налога не признаются организации и физлица, занимающиеся водопользованием на основании соответствующих договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных (принятых) после введения в действие Водного кодекса РФ (т. е. после 01.01.2007).

Действие решений Правительства РФ либо региональных органов исполнительной власти, а также лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до 01.01.2007, прекращается со следующего момента. Когда истек срок действия указанных лицензий и договоров либо возникает право пользования объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Разъяснено следующее. Если организация-водопользователь использует поверхностные водные объекты на основании лицензии и срок действия таковой не истек, это лицо является налогоплательщиком и представляет налоговые декларации в общем порядке.

Если у организации-водопользователя, осуществляющей забор воды из поверхностных водных объектов, срок действия лицензии на пользование такими объектами истек в 2010 г., она не является плательщиком водного налога.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

К какому виду налогов относится водный налог: кто, когда и за что должен платить

Водный налог – вид налога, перечисляемый в бюджет федерального уровня. Закрепленный Налоговым Кодексом, подлежит к платежам в России. Cбор причисляют к «специальным» платежам, имеющим целевое предназначение.

Отметим, что водный налог – федеральный. Налог собирает возмещения средств, потраченных на защиту и обновление экологии водных массивов. Его не относят к взымаемым прямо или косвенно сборам и пошлинам.

В статье раскрывается информация:

  • кем должен уплачиваться налог на воду;
  • каким образом его подсчитывают и взымают;
  • величина ставок.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Читайте так же:  Перечислите налоговые вычеты по ндфл

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Кто и на каких основаниях платит водный сбор

Водный налог кратко описан в статье 333.8 Налогового Кодекса. Налогоплательщиками водного налог признаются юр- и физлица (считая бизнесменов), использующие воду в сферах, где необходимо разрешение (это называют особое водопользование).

К особому водопользованию относят применение разнообразной техники (инструментов, приспособлений для работы на воде). Для законности подобных операций выдают лицензию.

Согласно НК РФ, водный налог не уплачивают фирмы и лица, с правом обращения резервов согласно контрактов. Решения о заключении контрактов имеют право принимать:

  • члены Правительства России;
  • муниципалитет и исполнительные органы власти.

Виды работ, не попадающие под обложение водным сбором:

  • ирригация полей и пастбищных угодий;
  • тушение пожаров;
  • обустройство лагерей летнего пребывания и санаторно-курортных зон для ветеранов, детей, лиц с инвалидностью на землях, примыкающих к воде;
  • пользование земель для промысловой охоты и рыболовства;
  • иные работы, сопряженные с государственными интересами.

Не признаются налогоплательщиками водного налога компании и граждане, пользующиеся ресурсом по контрактам, подписанным после внедрения в редакции Водного кодекса России. Материал о том, кто признается плательщиком водного налога, читайте на нашем сайте.

Период и сроки платежей

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал. Его подсчитывают цифры и платят в ходе двадцати дней с момента его завершения.

Отчет направляют в налоговый орган по месту пребывания акватории. Крупные плательщики сбора извещают Ф НС, по месту учета.

Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы

Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:

  • на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.

Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.

Такое разграничение должно быть:

  • оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
  • технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).

Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Применяется ли льгота, если нет лицензии?

Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:

  • применение пониженной ставки водного налога — это льгота;
  • для ее применения требуется указание в лицензии цели использования подземных вод (для водоснабжения населения) с обязательным отражением ПДО (предельно-допустимого объема) забираемой воды.

Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.

Узнайте больше о лицензировании и учете расходов на эту операцию из материалов:

На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.

Читайте так же:  Возврат налогового вычета после камеральной проверки

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности , грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до шести месяцев.

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • термальных вод;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • пожарной безопасности;
  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыболовства и охоты;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Когда налог на воду не уплачивается?

Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:

  • забираете воду для специфичных целей: ликвидации последствий аварий, нужд пожарной безопасности или для обеспечения работы судового оборудования;
  • производите забор воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • используете акваторию для определенных операций: орошения сельхозземель, поливки огородов, разовых посадок воздушных судов, стоянки плавсредств, проведения дноуглубительных работ, размещения и строительства гидротехнических сооружений и т. д.

Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.

Исчерпывающую информацию, касающуюся водного налога, узнайте здесь.

Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).

Как влияет на налоговую нагрузку налоговая политика государства, рассказано в этой публикации.

Правила расчета сбора

В статье 333.13 кодекса налогового России прописаны правила расчета сбора. Путем умножения базы на увеличивающий коэффициент.

По каждому виду объекта воды сбор подсчитывают индивидуально. Далее подсчитанные результаты суммируют.

Пример подсчета сбора

Компания проводила забор вод для производственных нужд. Лимит для квартала – 250 тысяч кубометров. Превышение по лимиту на 20 000 кубометров. Сбор подсчитывают так:

Налог в лимитированных пределах:

250 000 * 300 рублей * 2,01 / 1000 = 150 750 руб.

Налог за сверхлимит:

20 000 * 300 руб. * 2,01 *5 / 1000 м3 = 60 300 рублей,

300 руб. — ставка для 1 000 куб. м;

2,01 — коэффициент, корректирующий;

5 — коэффициент для сверхлимитного потребления. Итоговая сумма налога к перечислению:

Кто признается плательщиком водного налога

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года. После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору. До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Читайте так же:  Налог на роскошь в испании

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица .

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий. До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии ?

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды . Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями. Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Читайте так же:  Решение о выплате дивидендов частями образец

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта ?

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ). А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица .

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

База по сбору

Базы по используемым водам плательщики подсчитывают индивидуально:

  • при подъеме вод – водоресурсы, извлеченные за отчетный интервал;
  • при ресурсопользовании за базу по сбору принимают ее площадь.

Если вывода воды для нужд гидроэлектростанций не было, базу определяют, как выработанную электрическую энергию за интервал отчета.

Лесосплавные фирмы базу подсчитывают так:

  • ЧД – число деревьев, сплавленных за интервал отчета в тысячах кубометров;
  • С – протяженность пространства вод в километрах.

От разновидности применения массивов вод зависит подсчет сбора. При заборе воды, налоговая база по водному налогу определяется так:

  1. Подсчитывают число поднятой воды за интервал отчета, опираясь на сведения приборов. Если приборы отсутствуют, то объем выявляют, опираясь на мощность и рабочее время техники. В остальных условиях применяют нормы потребления согласно стандартам.
  2. При питании электрической энергией соседних местностей расчет делают на основе количества выпущенной электрической энергии за отчетный промежуток.

При лесосплавлении, базу считают так:

  • W — количество дерева (в тыс. кубометров);
  • Р — длина сплавного тракта (в километрах).

Для прочих функций с задействованием массивов вод требуется знание ее площади. Подробнее о расчете водного налога читайте в отдельной статье.

Ставки налога применяют при добыче вод в зафиксированных пределах. В случае их превышения, ставка возрастает в пять раз. Когда в лицензии не зафиксирован лимит, ставку подсчитывают как одну четверть оборота за год.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Кто платит налог на водопользование

Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Из материалов нашей рубрики, посвященной этому налогу, вы узнаете о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок.

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
Читайте так же:  Срок уплаты земельного налога

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование. После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию. Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование. В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?

Какая налоговая отчетность содержит информацию о «водных» льготах?

Если вы являетесь плательщиками ВН, обязательным для вас является представление декларации по этому налогу. Среди общего набора информации, необходимого для определения суммы ВН, предусмотрены отдельные строки и для льготируемых ситуаций — они расположены в разделе 2 декларации:

Строка раздела 2 декларации по водному налогу

Занесите сюда данные по лицензии на водопользование (серия, номер и вид лицензии), если вы претендуете на применение сниженной ставки в связи с водозабором для нужд населения

Проставьте в этой строке показатель объема воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения (по п. 2 ст. 333.9 НК РФ)

Укажите здесь цель забора воды в закодированном виде — при водоснабжении населения проставьте цифру «1»

Отразите налоговую ставку за 1 000 м 3 — при водозаборе для нужд населения возьмите ее из п. 3 ст. 333.12 НК РФ

Декларацию по водному налогу в полном объеме можно найти здесь.

К какому типу относят водный сбор

Объясняя понятие водный налог (какой это налог по классификации), отметим, что его относят к целевому сбору. Обязанность по уплате возложена на фирмы и лица, использующие массивы вод.

Объекты, попадающие под сбор, в табл. №1 (приложении к статье). Базу сбора подсчитывают индивидуально.

Объектом налогообложения по водному налогу признаются действия:

  • подъем воды, пользование акваториями;
  • водопользование сплавления леса.

Не признают предметами налогообложения подъем вод:

  • при пожаротушении, устранении результатов аварийных ситуаций;
  • для судоходства, санитарии, экологии, оборудования;
  • подъем для рыборазведения и обновления ресурсов;
  • подъем термальных вод, залежей, содержащих воды с ископаемыми из-под земли;
  • водопользование для судоходства и единичных приземлений, взлетов воздухоплавательных аппаратов;
  • водопользование акваториями для швартовки плавсредств, базирования аппаратуры водоохраны;
  • для топографических работ, геодезии, постановки приспособлений гидротехники и канализации;
  • потребление воды для снабжения отдыха лиц с инвалидностью, детей, ветеранов;
  • водопользование для улучшения путей судоходства;
  • обращение к массивам для оборонных потребностей страны;
  • водопользование для ирригации земель с/х назначения, личных хозяйств граждан, земельных участков, для содержания скотоводческих хозяйств;
  • обращение к шахтным, подземным водам, коллекторным, дренажам;
  • водоснабжение охотничьих рыболовных хозяйств.

Где в Налоговом кодексе написано о льготах по водному налогу?

НК РФ структурирован таким образом, что по многим налогам описание льгот не нужно долго искать — они выделены в отдельную статью. Например:

  • по транспортному налогу — в ст. 361.1;
  • по земельному налогу — в ст. 395;

Узнайте, что предпринять имеющему право на «земельную» льготу физлицу для ее получения.

  • по налогу на имущество организаций — ст. 381;
  • имущественные льготы физлиц — ст. 407.

Внимание! О льготах по земельному и транспортному налогу, налогоплательщики обязаны сообщать ФНС по специальной форме. Подробности см. здесь.

О льготах водного налога кодекс умалчивает — в гл. 25.2 НК РФ отдельной статьи с названием «налоговые льготы» нет. При этом в статьях этой главы все-таки можно найти «льготные» элементы, а именно:

  • перечисление полностью освобожденных от водного налога (ВН) операций с использованием водных объектов;
  • пониженные ставки ВН для отдельных категорий потребителей воды.

Такие налоговые послабления можно отнести к льготам по ВН, хотя напрямую в кодексе они так не называются. Расскажем о них подробнее.

Ставки сбора

Тарифы устанавливают по пространствам озер, морей, рек и местностям, конкретно:

  • мировых просторов;
  • пользования водой без подъема для электрогидроэнергетики и лесосплавительных компаний.

Тарифы водного сбора зависят от:

Для компаний, подающих воду для граждан, внедрена дифференцированная ставка сбора.

Ставку используют фирмы, поставляющие воду в дома. Работа по водоснабжению граждан фиксируется в соглашении и лицензируется.

С 2015 года к ставкам внедрены повышающие коэффициенты. Их величина зафиксирована законодательством до 2 025 года. С 2026 года, налог начнут рассчитывать, опираясь на увеличение или понижение цен за истекший год.Ставки в денежном выражении округляют.

Итоги

Среди налоговых льгот по водному налогу можно назвать предоставленную п. 2 ст. 333.9 НК РФ возможность не уплачивать налог в отдельных случаях (если забранная вода используется для ликвидации последствий аварий, обеспечения пожарной безопасности и по другим основаниям).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если водозабор осуществляется для нужд населения, можно применять пониженные ставки налога. Для этого нужно оформить лицензию и организовать учет фактически переданных населению объемов воды.

Источники

Водный налог кто должен платить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here