Вне налоговая проверка что это

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Вне налоговая проверка что это" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

ФНС России выступает против истребования документов или информации в излишнем объеме вне рамок налоговых проверок

piyaphun/ Shutterstock.com

ФНС России считает необходимым при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Такая позиция налогового ведомства отражена в письме ФНС России от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/[email protected] «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок».

Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок может истребовать документы или информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих соответствующими документами или информацией. Такая возможность допускается, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов или информации (по мнению налоговиков, это условие имеет важное значение для оценки объема истребуемых документов или информации).

В частности, отмечается, что истребование документов или информации в излишнем объеме приводит к жалобам на действия налоговых органов, снижению репутации ФНС России и не способствует повышению эффективности налогового контроля. А учитывая, что размер штрафов по п. 2 ст. 126 НК РФ не зависит от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) снижается стимулирующая функция такого вида наказания.

Кроме того, в судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. При решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика суды часто обращают внимание на:

  • реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
  • реальную возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов;
  • реальную возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме;
  • то, обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно было принято решение налогового органа по этому вопросу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По результатам исследования указанных обстоятельств имеют место случаи применения судами смягчающих обстоятельств, иные способы удовлетворения исков вплоть до освобождения от налоговой ответственности.

«Налоговый орган, истребующий значительное количество документов (большой объем информации) вне рамок проведения налоговых проверок, должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении аудиторских проверок внутреннего аудита все вопросы, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами», – предупреждает ФНС России.

Ведомство призывает должностных лиц территориальных налоговых органов не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налогового контроля.

В каких случаях истребование документов вне рамок налоговой проверки является обоснованным, а в каких – нет?

MorePixelsShutterstock / Shutterstock.com

Как рассказал советник государственной гражданской службы 2 класса, юрист по налоговым проверкам Андрей Быченя, в случае, когда налоговый орган выставил компании требования вне рамок налоговой проверки необходимо понять – налоговики исполняют функции налогового контроля или превышают свои полномочия?

Напомним, что требования налогового органа вне рамок налоговых проверок считаются законными, если они возникли по причине обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса).

«Исходя из данной нормы возникает два вопроса – как налоговый орган определяет «конкретную сделку», ведь реквизиты договора не всегда известны? И каким образом оценивается обоснованность необходимости получения документов? Особенно волнует вопрос – налогоплательщик должен знать об этой необходимости или это исключительно налоговики должны понимать, что такая необходимость существует и она обоснованна?» – отмечает эксперт.

Что нужно учитывать при подготовке документов на запрос налогового органа? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

По его словам, для разрешения вопросов при наличии такой неоднозначной нормы права обычно происходит обращение к судебной практике. Однако в данном случае ответов в ней найти не удастся, так как суды занимают прямо противоположную позицию. «Одни полагают, что налогоплательщику следует сообщить по какой причине у него истребуют документы. К примеру, суд Дальневосточного округа в марте текущего года постановил, что налоговый орган не может истребовать документы в ходе предпроверочного анализа с целью решения вопроса о включении налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок. Суд решил, что так как «предпроверочного анализа» главой 14 НК РФ не предусмотрено, соответственно, истребовать документы на этом основании налоговики не могут», – пояснил Андрей Быченя. В то же время, другие суды полагают, что уведомлять налогоплательщика, по какой причине у него истребуются документы, налоговики не обязаны, так как проверка документов является частью налогового контроля. Однако таких решений меньшинство.

«На наш взгляд такая позиция судов неправильная, так как в ст. 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не исполнять неправомерные акты налоговых органов. В данном случае непонятно, каким образом можно реализовать данное право, понять законно выставлено требование или незаконно?», – говорит Андрей Быченя.

В качестве рекомендации он посоветовал компаниям, получившим подобные требования от налоговых органов не торопиться с представлением документом, а детально разобраться с каждым пунктом и оценить, какие риски существуют в случае не удовлетворения требования. Кроме того, компания сама может обратиться к налоговому органу для получения комментариев, ведь часто на основании недопонимания ситуации налоговым инспектором доначисляется крупная сумма налога. Этого можно избежать, предоставив налоговикам нюансы технологического процесса или другие аспекты производства.

Внеплановые налоговые проверки

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Хуже выездной проверки может быть только внеплановая выездная проверка. Такую проверку спрогнозировать сложнее, а значит, время на подготовку к ней очень ограничено. Выездные проверки, как правило, проводятся в отношении компаний, заранее включенных в план выездных проверок на текущий период.

Читайте так же:  Как заполнить декларацию 3 ндфл второй раз

Но отсутствие организации в графике, утвержденном территориальными ИФНС, не означает, что налоговики не могут прийти без предупреждения. По каким причинам проводится внеплановая выездная проверка и как избежать ее назначения – читайте в нашей публикации.

В каких случаях проводится внеплановая выездная проверка

Основания для проведения выездных проверок закреплены в нескольких официальных источниках.

В Налоговом кодексе в качестве поводов для проведения внеплановой проверки упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы могут обрадовать своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая налоговая проверка, но проверять они могут период не более 3-х лет.

Специалисты 1С-WiseAdvice помогут подготовиться к процедуре реорганизации / ликвидации так, чтобы у налоговой не осталось возможности напоследок доначислить компании налоги, пени и штрафы. Размер подобного ущерба несопоставим со стоимостью консалтинговых услуг.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не называет напрямую основания, которые непосредственно касаются деятельности ФНС. Перечисленные ситуации относятся к функциям других контролирующих органов – технических, санитарных, трудовых инспекций, Роспотребнадзора и пр. Однако некоторые пункты можно косвенно отнести к зоне ответственности инспекторов в качестве дополнительного контроля в компании с другими ведомствами. Их ключевой посыл: поводом для налоговой внеплановой проверки предпринимателя могут послужить сведения, поступившие от физических или юридических лиц, предписания прокуратуры.

Зачастую собственник даже не задумывается, у какого числа потенциальных недоброжелателей есть возможность организовать незапланированный визит инспекторов. Учитывая, что заинтересованная в проверке сторона должна подтвердить предоставленную информацию – документально или другим способом, – лучше доверить ведение налогового учета специалистам и лишить оппонента шанса обосновать свое обращение.

В Письме ФНС от 30.05.17 № ЕД-2-15/[email protected] говорится, что основанием для визита налоговиков могут послужить «полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами». Нужно учитывать, что сведения недоброжелатель может передать в налоговую не напрямую, а через прокуратуру, ОВД, ФСБ или ОБЭП.

На подозрительные финансовые операции, связанные с фирмами-однодневками, может также указать АСК-НДС 3.

Наличие взаимодополняющих нормативных актов свидетельствует о том, что налоговики не ограничены по возможностям назначения внеплановой ревизии настолько, насколько этого хотелось бы собственникам бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда учитывают возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности. Мы точно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять. Наши специалисты, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, ведут бухгалтерский учет по правилам налогового – поэтому инспекторы попросту не захотят тратить свое время, чтобы искать несуществующие расхождения. Интересы и безопасность бизнеса, необходимость реорганизации и ликвидации предприятий, не будут зависеть от внешних угроз.

Отличие внеплановой ВНП от обычной выездной проверки

Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки.

Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию.

Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям. От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки. Распоряжение о визите налоговиков вы не получите – согласно письму ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/[email protected]), НК не устанавливает сроки уведомления о проведения проверки.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают около сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности клиента, на которые опираются инспекторы, принимая решение о более тщательной камеральной проверке или назначении выездной ревизии.

В зоне налогового учета, которому наши эксперты уделяют первостепенное внимание, основные риски клиента. Благодаря такому подходу снижается риск проведения внеплановой выездной проверки.

Параллельно инспекторы могут попросить пояснения, а также доказательства нарушения и у инициировавшего проверку ведомства или «оппонента». Если им удастся бросить тень на какие-то сделки или процессы, связанные с бизнесом, налоговики могут истребовать у компании дополнительные документы, а потом еще и еще. Главный способ «насытить» налоговиков в этом случае – своевременно предоставлять корректные подтверждающие документы. Тогда ИФНС поймет, что никаких секретов от нее у компании нет и искать у нее нечего.

Уникальная технология обработки «первички», разработанная специалистами 1С-WiseAdvice, позволяет в режиме реального времени отслеживать наличие, полноту, качество этих документов, а соответственно, максимально быстро подготавливать запрашиваемые инспекцией документы.

Результаты предварительной проверки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. Но если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удалось подтвердить факты нарушения или преступления, значит, вскоре руководитель ИФНС получит на подпись мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. Поэтому правильнее разубедить налоговиков выезжать к вам с ревизией на этапе предварительной проверки, а еще лучше – на стадии формирования отчетности.

Что делать, чтобы у компании не возникало нежданных выездных проверок?

Передать бухгалтерию на аутсорсинг команде профессионалов, а самим заняться управлением бизнеса и не вникать в нюансы бухгалтерского учета, беспокоясь о возможных проблемах с налоговой.

Признаки того, что в компанию придет внеплановая выездная проверка

Предсказать внеплановую выездную проверку сложно, поскольку при назначении проверки данного типа не последнюю роль в ее организации играет человеческий фактор.

Если инспекторы вдруг истребовали у компании пакет документов или пояснения, значит, задумываются о целесообразности внеплановой выездной проверки. И предшествовать этому может сам факт сотрудничества с сомнительным контрагентом. Конфликт с ним или конкурентом может усугубить ситуацию и стать поводом для их обращения в прокуратуру или другое ведомство.

Эксперты 1C-WiseAdvice могут сформировать бизнес-справку, которая будет содержать всю необходимую достоверную информацию о потенциальном партнере, из Премиального Контур.Фокус. Данная справка является одним из неопровержимых доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

В случае, когда вы все-таки ошиблись с выбором партнера, и инспекторы уже требуют пояснений по конкретным сделкам, лучше не игнорировать запрос ИФНС. 1C-WiseAdvice обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Но несмотря на это, эксперты нашей компании рекомендуют изначально соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров: благодаря системе АСК НДС-3 сегодня прослеживается вся цепочка контрагентов, а значит, не стоит привлекать лишнее внимание к вашей компании.

Читайте так же:  Подать документы на налоговый вычет через госуслуги

В разделе 3 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] перечислены некоторые критерии, которые могут сыграть против компании, если по каким-то основаниям она все-таки попала в поле зрения налоговиков. В их числе:

  • налоговые отчисления компании меньше средних показателей по отрасли;
  • значительные отклонения финансово-хозяйственных показателей текущего периода от показателей аналогичных периодов за предыдущие года;
  • несвоевременные оплаты налоговых платежей, а также уменьшение их размера по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениям, которыми располагает налоговая;
  • ошибки, противоречия и неточности, допущенные при формировании налоговой базы.

Запатентованный 1С-WiseAdvice «Электронный аудитор» каждый день в автоматическом режиме проверяет бухгалтерские базы клиентов на предмет отклонения от стандартов учета, ошибок и подозрительных ситуаций в учете. При обнаружении таковых программой далее уже специалист получает оповещение и перепроверяет операцию вручную, правя при необходимости.

Правила безопасного поведения, чтобы внеплановая выездная проверка прошла с наименьшими потерями

Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения. Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа. Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.

Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.

Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию. Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.

Даже в самых угрожающих ситуациях эксперты 1С-WiseAdvice помогут чувствовать себя уверенней и свести потенциальные риски и убытки к минимуму. Экспертная поддержка наших специалистов защитит интересы клиента на всех этапах взаимоотношений с ИФНС. Мы не только подготовим аргументированные ответы на запросы и требования налоговиков, дадим пояснения, но и при необходимости будем бороться за благоприятный для вас исход по итогам проверки вплоть до суда.

Судебный вердикт: налоговики могут требовать любые документы вне рамок налоговой проверки

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11.11.2019 № А67-9023/2018 подтвердил, что налоговая инспекция вправе затребовать у организации даже те документы, которые нужны для проверки компании, не являющейся ее контрагентом. Обосновывать необходимость представления таких документов не нужно.

Предмет спора : организация отказалась исполнять требование о представлении документов в целях проверки компании, которая не являлась ее контрагентом. Организация сослалась на то, что вне рамок налоговой проверки она не обязана исполнять необоснованные налоговые требования и представлять документы, которые не относятся к ее деятельности или деятельности ее контрагентов. ИФНС оштрафовала организацию по ст. 126 НК РФ. Штраф был оспорен в судебном порядке.

За что спорили : 5 000 рублей.

Кто выиграл : налоговая инспекция.

В суде организация пояснила, что документы были истребованы в рамках налоговой проверки третьего лица, которое не являлось ее контрагентом. Налоговых проверок в отношении самой организации или ее контрагентов не проводилось.

При этом инспекция не пояснила, зачем именно ей были нужны затребованные документы. Следовательно, не было и оснований для представления необоснованно запрошенных документов.

Суд кассационной инстанции отклонил данные доводы и признал решение налоговой инспекции законным. Суд пояснил, что непроведение проверки в отношении плательщика и его контрагентов не лишает налоговиков права на истребование необходимых документов.

Налоговые органы вправе истребовать документы как у контрагентов налогоплательщика, так и у иных лиц, перечень которых не ограничен. При этом вне рамок налоговой проверки налоговые органы могут истребовать только те документы, которые касаются конкретной сделки.

В спорном случае документы истребовались в рамках проверки обоснованности заявленного вычета по НДС. Сведения запрашивались по цепочке сделок, заключенных в разное время разными организациями. При этом данная «цепочка» была установлена налоговиками, исходя из анализа книг покупок и продаж, а также выписок по расчетным счетам организаций.

НК РФ не ограничивает налоговиков в праве на истребование документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика. Не содержит законодательство и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго и последующего звена).

В связи с этим у ИФНС имелись законные основания для истребования у организации спорных документов и, соответственно, привлечения ее к ответственности за их непредставление.

Запрос по «встречке»: можно ли отказать налоговикам

Когда могут запросить документы

Налоговики могут истребовать документы (информацию) у контрагентов проверяемой компании в строго определенных случая х пп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ :

• непосредственно в ходе проверки;

• при проведении дополнительных мероприятий.

Обратите внимание: потребовать документы налоговики могут только в пределах установленных сроков проверки и дополнительных мероприятий. Вместе с тем, даже если контрагент получит требование о представлении документов после окончания проверки лица, в отношении которого истребуются документы, его необходимо исполнит ь п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57; Постановление АС СЗО от 18.02.2016 № А05-6530/2015 ;

• вне рамок налоговой проверки — могут истребовать только документы или информацию по конкретной сделке (например, для предпроверочного анализа).

Видео (кликните для воспроизведения).

При непредставлении документов по «встречке» налоговики не вправе оштрафовать компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документ. Эта мера ответственности может быть применена к самому налогоплательщику, но не к его контрагент у п. 1 ст. 126 НК РФ; Письмо Минфина от 10.07.2017 № 03-02-08/43465 .

Отметим, что количество документов, которые может истребовать инспекция по конкретной сделке, ничем не ограничено. Но ФНС советует инспекторам на местах не увлекаться и запрашивать документы с учетом реальной потребности в них, возможности компании их подготовить в запрошенном объеме и возможности у инспекторов их в этом объеме изучить. К тому же штраф за непредставление документов или информации не зависит от количества запрошенных документов. То есть чем больше запросили, тем меньше у компании заинтересованность в исполнении требовани я ст. 129.1 НК РФ; Письмо ФНС от 27.06.2017 № ЕД-4-2/[email protected] .

Читайте так же:  Годовой налог на недвижимость

Кстати, даже если вне рамок проверки налоговики запросили не информацию, а конкретные документы по сделке, оштрафовать компанию по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 000 руб.) при их непредставлении они все равно не имеют права. В этом случае должна применяться исключительно ст. 129.1 НК РФ (за первичное несообщение сведений — штраф в размере 5000 руб.) Письмо ФНС от 27.06.2017 № СА-4-9/[email protected] ; Постановление АС ДВО от 15.06.2017 № Ф03-1832/2017 . Между тем, поскольку штраф за непредставление документов больше, у налоговиков бывает соблазн применить ст. 126 НК РФ. И даже суды иногда соглашаются с таким «неправильным» штрафо м Постановление АС МО от 24.04.2017 № Ф05-3645/2017 .

Для наглядности покажем возможные варианты запросов по «встречке» и последствия их неисполнения в таблице.

Ситуация Норма Что затребовано Срок исполнения Штраф
Проверка контрагента (выездная или камеральная) п. 1 ст. 93.1 НК РФ Документы или информация 5 рабочих дней со дня получения требовани я п. 5 ст. 93.1 НК РФ 10 000 руб. п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Мероприятия налогового контроля вне рамок проверки п. 2 ст. 93.1 НК РФ Документы или информация по конкретной сделке (сделкам) 10 рабочих дней со дня получения требовани я п. 5 ст. 93.1 НК РФ 5000 руб. или 20 000 руб., если деяние совершено повторно в течение года п. 6 ст. 93.1, пп. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ

Какая инспекция может прислать запрос

Можно ли оставить требование о представлении документов без исполнения, если его прислала ИФНС по месту учета контрагента? Полагаем, что да. Поручение об истребовании документов (информации) чужая инспекция должна направить в ИФНС по месту учета вашей компании. И уже ваша ИФНС пришлет вам требование с копией этого поручени я пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ . Напрямую запрашивать документы у организации, не состоящей на учете в их ИФНС, инспекторы не должны.

На наш взгляд, все равно лучше не молчать, а подготовить для инспекции, приславшей требование, мотивированный письменный отказ. Копию отказа вместе с копией требования, выставленного чужой инспекцией, направьте в ИФНС по месту учета.

Сложнее ситуация, когда запрос в порядке ст. 93.1 НК РФ присылает своя ИФНС, но. без поручения от инспекции по месту учета контрагента, по которому истребует документы или информацию.

Например, в одном деле, рассмотренном судом, ИФНС по месту учета компании прислала требование о представлении вне рамок проверки информации по контрагенту, который состоял на учете в другой инспекции. Компания отказалась исполнять требование, сославшись на то, что без поручения инспекции по месту учета контрагента оно незаконно. Оспорить последовавший за этим штраф фирма решила в суде. Причем сослалась на Письмо Минфина, в котором затрагивался порядок взаимодействия между налоговыми органами при встречных проверка х Письмо Минфина от 09.12.2014 № 03-02-07/63185 .

Но судьи поддержали налоговиков. Они указали, что требование составлено по установленной форме и содержит все необходимые для его исполнения сведения, а Письмо Минфина не регулирует поведение лица, у которого истребуют документ ы Постановление АС СЗО от 17.07.2018 № Ф07-8142/2018 . Получается, дело компании — исполнить требование, а кто и зачем инициировал запрос, ее не касается?

Отметим, что в случае, когда проверяемый контрагент и компания состоят на учете в одной инспекции, поручение сама себе ИФНС не выписывает, а сразу присылает компании требование о представлении документов. Есть только один нюанс — подписать такое требование должен руководитель (заместитель руководителя) ИФНС, а не инспектор, проводящий проверку контрагент а п. 5 приложения № 18 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] .

Налоговики вправе запрашивать документы по цепочке контрагентов

Нередко компании пытаются оспорить правомерность истребования у них документов или информации о сделках не с самим проверяемым налогоплательщиком, а с его контрагентами. Но в последнее время судебные решения в пользу налоговиков по этому вопросу перевешивают вердикты в поддержку компаний.

ФНС и суды ссылаются на отказное Определение ВС, в котором говорится, что законодательство не предписывает инспекторам ограничиваться истребованием документов только у первого контрагента налогоплательщика. То есть они вправе запросить, к примеру, документы у компании, покупатель которой впоследствии поставил приобретенный у нее товар проверяемой фирм е Письмо ФНС от 17.07.2015 № СА-4-7/[email protected] ; Определение ВС от 17.09.2014 № 306-КГ14-1989 ; Постановление АС ДВО от 25.04.2018 № Ф03-1030/2018 .

Причем контрагенты последующих звеньев цепочки могут быть неизвестны налоговому органу заранее. И именно с целью их установления может запрашиваться информация. Так что, если ИФНС попросила контрагента представить данные о его поставщиках с указанием наименований фирм, их ИНН и прочих реквизитов и все это относится к движению конкретной партии товара, то такое требование лучше исполнит ь Постановление АС УО от 19.10.2018 № Ф09-3138/18 .

Указывать реквизиты конкретных документов ИФНС не обязана

Форма поручения и форма требования о представлении документов предусматривают указание наименования документов, их реквизитов, иных индивидуализирующих признаков и периода, к которому они относятся. Причем в форме требования есть ремарка: реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются при наличи и приложения № 15, 17 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] .

За неисполнение одного запроса налоговики не должны штрафовать сразу и как за непредставление документов, и как за непредставление информаци и Постановление АС ЗСО от 16.01.2017 № Ф04-6102/2016 .

Суды исходят из того, что указывать конкретные реквизиты документов налоговики не обязаны, поскольку в силу объективных причин просто могут ими не располагать. Могут не знать они и точное количество документов, которые должна представить компания по запросу. И если из требования можно понять, какие документы следует представить и за какой период, то отсутствие реквизитов — не повод для его неисполнения. Например, если ИФНС потребовала представить книгу покупок и книгу продаж, счета-фактуры, договор и иные документы в отношении конкретного контрагента за определенный период, то этого вполне достаточн о Постановления АС ДВО от 25.07.2018 № А24-6927/2017 ; АС ВСО от 28.07.2017 № Ф02-3705/2017 .

Иногда возникает вопрос: может ли компания не представлять документы, которые по датам «выходят» за пределы проверяемого периода контрагента (если документы запрошены в ходе проверки или дополнительных мероприятий)? Минфин когда-то разъяснял, что при «встречке» могут истребовать документы за любое время без строгой привязки к периоду, за который проводится проверк а Письмо Минфина от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 . С этим соглашаются и суды. То есть если установленные сроки хранения запрошенных документов не истекли, лучше их представит ь Постановления АС ЗСО от 27.06.2017 № Ф04-1440/2017 ; 9 ААС от 28.02.2017 № 09АП-1369/2017 .

Читайте так же:  Судебный приказ о взыскании задолженности по налогам

О какой сделке речь?

Если вне рамок проверки налоговики истребуют документы или информацию по конкретной сделке, то в требовании должно быть не только названо мероприятие налогового контроля, при проведении которого понадобились данные, но и приведены сведения, позволяющие идентифицировать эту сделк у п. 3 ст. 93.1 НК РФ .

Это не значит, конечно, что налоговики обязательно должны указать номер и дату договора, заключенного вами с интересующей их фирмой. Они могут попросить данные о приобретении конкретной партии товара или об оказанных вами услугах по перевозке. Но инспекторы не вправе потребовать документы (информацию):

• по всем сделкам с интересующей их компанией за несколько лет Постановление АС ЦО от 24.04.2017 № Ф10-980/2017 ;

Такие действия суд сочтет явным злоупотреблением правом со стороны налоговиков.

А вот если окажется, что запрошенные документы или информация относятся к нескольким сделкам, то, по мнению Минфина, это не делает требование незаконны м Письмо Минфина от 15.10.2018 № 03-02-07/1/73833 . С тем, что нормы НК РФ не запрещают вне рамок проверки истребовать документы или информацию по нескольким сделкам, согласны и суды Постановление АС ВСО от 28.07.2017 № Ф02-3705/2017 .

«Обоснованная необходимость» как основание для истребования документов

Можно ли не исполнять требование, если в нем или в поручении не указано, направлен запрос в связи с проведением проверки контрагента или каких-либо иных мероприятий? В ряде случаев суды признают, что требование, в котором не указаны ни мероприятия налогового контроля, в связи с которыми нужно представить документы, ни причина истребования, является неправомерны м Постановления АС ПО от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016 ; АС СЗО от 23.06.2016 № Ф07-3815/2016 .

То есть, к примеру, формулировка «в связи с возникновением обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки для подтверждения реальности осуществления финансово-хозяйственных операций между ООО “А” (заемщик) и АО “Б” (заимодавец) по договору займа от. №. » не отвечает требованиям закона. Такое требование является произвольным, и компания-исполнитель не может оценить, действительно ли налоговикам нужна такая информация и насколько законно они возлагают на компанию обязанность по ее подготовк е Постановление АС ЗСО от 13.06.2017 № Ф04-1488/2017 . И даже если ИФНС сослалась на то, что данные нужны ей для предпроверочного анализа, это еще не доказывает необходимость получения информации по сделк е Постановление АС ДВО от 21.03.2017 № Ф03-712/2017 .

Однако есть и другой подход: отсутствие ссылки на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования. Это нарушение носит формальный характер и не пресекает полномочия ИФНС получать вне рамок проверки информацию по конкретным сделка м Постановления АС ПО от 28.09.2018 № Ф06-37361/2018 , от 13.04.2018 № Ф06-31578/2018 ; АС СЗО от 28.05.2018 № Ф07-5713/2018 ; АС ЦО от 25.05.2016 № Ф10-1440/2016 . А сообщение контрагенту причин, по которым ИФНС сочла необходимым истребовать документы, могло бы привести к незаконному разглашению налоговой тайн ы Постановление АС ВСО от 28.07.2017 № Ф02-3705/2017 .

Иногда компании отказываются исполнять требование, ссылаясь на то, что запрошенные документы или информация не связаны с начислением налогов. Но правомочен ли налогоплательщик делать такие выводы? Каких-либо ограничений по объему и составу истребуемых документов не существует. И если налоговики решили, что для проверки им нужны ваше штатное расписание, трудовой договор с работником и характеристика на него, то вы должны эти сведения дать. Их отношение к деятельности проверяемого лица в любом случае определяете не вы, а налоговый инспекто р Письма Минфина от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 ; ФНС от 02.08.2018 № ЕД-4-2/[email protected] ; Постановления АС СЗО от 16.04.2018 № Ф07-2899/2018 , от 15.01.2018 № Ф07-14573/2017 .

Истребование документов вне налоговой проверки инспекция должна обосновывать

ФНС предписала сотрудникам инспекций истребовать у налогоплательщиков документы вне рамок налоговых проверок лишь в случае, когда на то есть обоснованная необходимост ь Письмо ФНС от 27.06.2017 № ЕД-4-2/[email protected] . Поскольку истребование документации в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков и плохо отразиться на репутации налоговиков, при направлении запроса на предоставление большого количества документов следует руководствоваться принципами целесообразности, разумности и обоснованности.

Сотрудникам инспекций стоит учитывать следующее. В судебной практике большое количество истребуемых документов само по себе не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Однако при вынесении решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за непредставление запрошенных документов для судов имеют значение такие факторы:

• реальная необходимость истребования конкретных документов исходя из ситуации (то есть разумность и обоснованность требований);

• реальная возможность проверяющих изучить большой объем документации;

• реальная возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить копии истребуемых документов;

• наличие (отсутствие) обращения налогоплательщика с ходатайством о продлении срока представления документов.

По итогам анализа этих факторов суды зачастую применяют смягчающие обстоятельства и даже полностью отменяют штрафные санкции. Поэтому сотрудникам инспекций следует не запрашивать документы наобум и быть готовыми аргументированно обосновать необходимость истребования документов.

Истребование документов вне рамок проверки: представлять или нет?

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

Так представлять или не представлять документы и информацию?

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

Итак, есть право налогового органа истребовать документы и информацию вне рамок налоговой проверки, есть штраф.

Читайте так же:  Сдаю квартиру налог надо платить

Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

Еще раз: исключительный характер, обоснованная необходимость и конкретная сделка.

То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

Вот Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 по делу N А27-12135/2013.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «. поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки. »

А вот другой случай: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 N Ф09-535/18 по делу N А50-23230/2017.

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

«Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

  1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
  2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
  3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию — передаем информацию, а не документы.
  4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше — передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
  5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить — пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
  6. Если вас мучают сомнения — представлять или не представлять конкретные документы — вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.

Источники

Вне налоговая проверка что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here