Виды налоговых правонарушений таблица

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Виды налоговых правонарушений таблица" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Виды налоговых правонарушений таблица

(*) Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов — фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (ст.120 НК РФ).

Понятие, признаки и виды налоговых преступлений

Понятие и виды налоговых правонарушений

Четкий термин, что такое налоговое правонарушение, дается в ст. 106 НК РФ. Из этой нормы следует, что любое деяние, виновно совершенное в разрез с нормами фискального законодательства, за которое предусмотрено наказание, и является правонарушением. Одним из ключевых слов в данном случае является слово «виновно», то есть должна быть доказана вина нарушителя, иначе он освобождается от ответственности.

Если говорить про виды нарушений законодательства о налогах и сборах, то их насчитывается свыше 30. Они перечислены в главах 16 и 18 НК РФ. При этом классификация составов налоговых правонарушений может быть различной — в зависимости от выбранных критериев.

Например, можно разделить преступления по типам налогоплательщиков. Классификация налоговых правонарушений будет следующей:

  • совершаемые только юридическими лицами. В качестве примера можно привести неплательщиков налога на прибыль, поскольку его уплачивают только организации;
  • совершаемые только физическими лицами. К примеру, гражданин не уплатил НДФЛ с доходов, полученных при продаже имущества, которым он владел менее 3 лет;
  • совершаемые организациями и индивидуальными предпринимателями. Допустим, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Москвы, несвоевременно уплатили торговый сбор, обязательный и для ИП, и для юрлиц;
  • совершаемые и организациями, и ИП, и гражданами. В качестве примера можно привести несвоевременную сдачу деклараций, когда их обязательное предоставление предусмотрено законом.

Если же классифицировать действия и бездействия налогоплательщиков по характеру, то получим следующие разновидности правонарушений:

  • препятствуют налоговому контролю (например, статьи 116 НК РФ, 119 НК РФ, 126 НК РФ);
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности (статьи 119.1 НК РФ, 129.4 НК РФ);
  • не соответствуют обязанности по уплате налогов, страховых взносов и обязательных сборов (статьи 122 НК РФ, 123 НК РФ);
  • допускаются в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях (статьи 128 НК РФ, 129 НК РФ);
  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях (ст. 125 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Существует также классификация налоговых правоотношений. Один из наиболее часто используемых критериев — по характеру фискальных норм. В этом случае правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Под материальными подразумевают отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. А процессуальные отношения — это взаимодействие во время проверок, в ходе привлечения нарушителей к ответственности, в иных ситуациях.

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

В соответствии с положениями ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности в следующих случаях:

Если отсутствует событие налогового правонарушения;

Если в совершении налогового правонарушения отсутствует вина указанного лица;

Если истекли сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120 , 122 и 123 НК . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19 , 20 НК , а именно ст. 137 , частично 138 , о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ( ст. 101.3 НК ).
Читайте так же:  Справка об отсутствии социального налогового вычета госуслуги

Ответственность за совершение налоговых правонарушений в 2019 году: общие положения

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений прописаны в Главе 15 НК РФ. Отметим основные моменты:

  • Налоговая ответственность представляет собой разновидность финансово-правовой ответственности;
  • Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут как организации, так и физические лица старше 16 лет;
  • Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
  • При этом никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является решение налогового органа о привлечении к ответственности.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения состоит из следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (как и другие правонарушения в соответствии с общей теорией права). Если говорить коротко, то общий объект – это общественные отношения, охраняемые налоговым законодательством, которые «страдают» при совершении налогового правонарушения. В научной литературе выделают также родовой объект и непосредственный объект.

Объективная сторона – это набор признаков, установленных НК РФ, характеризующих внешнее проявление противоправного поведения. К ним относятся само деяние, общественно опасные последствия, а также причинно-следственная связь между деянием и последствиями.

Субъект налогового правонарушения – лицо, его совершившее. А субъективная сторона – это отношение лица к совершенному правонарушению. Как было сказано выше, лицо может быть привлечено к ответственности при наличии вины. Так вот субъективная сторона предполагает исследование не только вопроса вины субъекта, но и обстоятельств, исключающих, смягчающих или отягчающих вину (ст. 111, 112 НК РФ), форму вины (умысел или неосторожность) и т.д.

Более подробно о понятии и составе налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ, написано в «Видах налоговых правонарушений».

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК . Смягчают ее:

  • стечение тяжких семейных или индивидуальных обстоятельств;
  • угрозы или принуждения, а также служебная, материальная или иная зависимость;
  • тяжелое материальное положение — для физического лица;
  • иные обстоятельства, которые признаются таковыми в конкретной ситуации.

Отягчает ответственность рецидив нарушения.

Ответственность за налоговые правонарушения в 2019 году

Дата публикации материала: 06.02.2019

Последнее обновление: 14.06.2019

Какие формы ответственности могут быть предусмотрены за нарушения в сфере налогового законодательства РФ? Рассказывают юристы портала бесплатных юридических консультаций «ЦентрСовета».

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в 2019 году

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 113 НК РФ. Суть этой статьи заключается в том, что физическое или юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если истекли 3 года:

Со дня совершения налогового правонарушения (это правило применяется ко всем видам налоговых правонарушений, кроме ст. 120 и ст. 122 НК РФ);

Со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (соответственно, это правило актуально для ст. 120 и ст. 122 НК РФ ).

Обратите внимание! Во всех указанных выше случаях трехлетний срок исчисляется в календарных годах.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Характеристика налоговых правонарушений

Что говорит НК

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ ( гл. 15 — 18 ). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).
  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;
  • Статья 128. Ответственность свидетеля;
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/[email protected] “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации”

Какая предусмотрена ответственность за налоговые преступления

Если исходить только из норм НК РФ, то для налогоплательщиков, нарушающих фискальные нормы, предусмотрены только денежные санкции: штраф в конкретном размере или в процентном соотношении от суммы, которую бюджет недополучил.

Читайте так же:  Подать заявление о неуплате налогов

Для наглядности предлагаем таблицу, в которой собраны наиболее распространенные фискальные нарушения и ответственность, предусмотренная в случае их выявления.

Наименование правонарушения и номер статьи НК РФ

Ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС (ст. 116 НК РФ)

10 % доходов, полученных за время деятельности, но не менее 40 000 руб.

Непредоставление в срок декларации или расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ)

5–30 процентов неперечисленной суммы, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб.

Неуплата либо неполная уплата обязательного платежа в результате неправильного исчисления, занижения базы, других незаконных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

20–40 процентов неуплаченной суммы

Непредоставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для контроля (ст. 126 НК РФ)

200 руб. за каждый непредоставленный документ

Предоставление налоговым агентом недостоверных документов (ст. 126.1 НК РФ)

500 руб. за каждый документ

Обращаем внимание, что в таблице представлены только те преступления, за которые предусмотрено наказание в НК РФ. Уголовное преследование возможно за уклонение от уплаты обязательных платежей в крупном и особо крупном размерах — свыше 900 000 руб., а также за сокрытие средств или имущества, за счет которых можно взыскать недоимку.

Виды налоговых правонарушений таблица

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, см. статью 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу 1 июля 2002 года.

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

(п. 2 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(п. 2 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, см. статью 15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу 1 июля 2002 года.

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока представления налоговой декларации, см. статью 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу 1 июля 2002 года.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании противоречащим Конституции РФ пункта 1 статьи 119 в связи с признанием жалобы недопустимой см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 291-О.

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Пункт 2 статьи 119 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 316-О.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

Читайте так же:  Платежное поручение земельный налог образец заполнения

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 120 см. определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2003.

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 121. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

О применении пункта 1 статьи 122 см. определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 202-О.

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ

2. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующей Конституции РФ статьи 123 см. определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003.

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 124. Утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

По вопросу, касающемуся административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, см. статью 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу 1 июля 2002 года.

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах,

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

(п. 1 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Статья 127. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 128. Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

(введена Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов —

влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

2. Те же деяния, совершенные более одного раза, —

Читайте так же:  Какой срок возврата налогового вычета

влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Налоговые правонарушения

Для начала разберем понятие и признаки налогового правонарушения.

Понятие налогового правонарушения раскрывается в НК РФ. Это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика взносов, налогового агента либо иного лица, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Это может быть неисполнение организацией или ИП своих обязанностей, установленных НК РФ (ст. 23 НК РФ), нарушение прав налоговых органов и др.

Вместе с тем не всякое нарушение влечет за собой привлечение лица к ответственности. Налоговым правонарушением признается такое деяние, которое:

  • являет собой несоблюдение правовой нормы. То есть имеет место противоправность действия или бездействия. Поэтому налоговым правонарушением не является, к примеру, использование налогоплательщиком неточностей в законодательстве, благодаря которым его налоговые обязательства уменьшаются;
  • отражает виновность лица, привлекаемого к ответственности. Вина предполагает умысел лица или его неосторожность (недальновидность), приведшие к действию, бездействию;
  • обнаруживает связь между деянием и негативными последствиями.

Собственно, понятие и признаки налогового правонарушения мы разобрали. Далее рассмотрим состав.

Виды налоговых правонарушений

В российском законодательстве под термином «налоговое правонарушение» понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, ответственность за которое предусмотрена Налоговым Кодексом Российской Федерации. Именно это определение можно найти в тексте ст. 106 НК РФ.

О каких именно деяниях говорится в этой статье? Полный перечень налоговых правонарушений указан в Главе 16 НК РФ. В нашем материале мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения налогового законодательства:

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Влечет за собой взыскание штрафа в размере от 10 до 40 тыс. руб. (ст. 116 НК РФ)

Непредставление налоговой декларации

Влечет взыскание штрафа в размере не менее 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Влечет взыскание штрафа в размере от 10 до 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ)

Неуплата или неполная уплата сумм налога

Влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ)

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и/или перечислению налогов

Влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению (ст. 123 НК РФ)

Несоблюдение порядка владения, пользования и/или распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Влечет взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ)

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ)

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов
налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.

Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК , основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

  • нормативное — описание конкретного нарушения в законе (скажем, ст. 129.11 НК « , ч. 1 которой гласит, что непредоставление в установленный срок налогоплательщиком документации карается взысканием штрафа в 100 000 руб.;
  • фактическое — означает реальность совершенного нарушения;
  • процессуальное — соответствующий акт ФНС или суда, который вступил в силу.

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры ( гл. 11 НК ) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК . Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК ;
  • дисциплинарные ( ст. 192 ТК ) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП ;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ ).
Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения законодательство

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона — совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения — лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

    • налогоплательщики — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты — российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика — физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Источники

Виды налоговых правонарушений таблица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here