Валютный контроль за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютный контроль за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета

Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета

1. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

ГАРАНТ:

Согласно письму ГТК РФ от 1 июля 2004 г. N 01-06/24278 привлечение лиц к административной ответственности за неисполнение названной обязанности, будет возможным после внесения изменений в данный Федеральный закон, уточняющих срок исполнения данной обязанности

2. Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации (утв. ВЭК РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ 2, 9, 11 апреля 1997 г. NN 07-26/768, 10-83/1355, 01-23/6678)

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 44 настоящего Федерального закона

http://base.garant.ru/58045536/0add9c67393c4454d39a78904e0baac0/

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета»

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1207
«Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета»

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и в целях обеспечения защиты экономических интересов Российской Федерации при совершении внешнеторговых бартерных сделок Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральной таможенной службой в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда должностных лиц Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

22 ноября 2012 г. N 1207

Правила
осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1207)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления учета и контроля сделок, совершаемых при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающих обмен товарами, услугами, работами и интеллектуальной собственностью (далее — внешнеторговые бартерные сделки), условиями которых предусмотрен вывоз из Российской Федерации товаров, в том числе являющихся результатом оказанных услуг, выполненных работ, а также предполагающих передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

2. Субъектами правоотношений, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых они заключены (далее — российские юридические и физические лица), и таможенные органы.

3. Федеральная таможенная служба обеспечивает осуществление таможенными органами контроля за исполнением российскими юридическими и физическими лицами в сроки, установленные условиями внешнеторговых бартерных сделок, обязанности по обеспечению предусмотренных такими сделками ввоза в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказания иностранными лицами равноценных услуг, выполнения равноценных работ, передачи равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также по обеспечению учета внешнеторговых бартерных сделок.

4. Федеральная таможенная служба определяет исходя из мест декларирования соответствующих товаров и мест государственной регистрации российских юридических и физических лиц таможенные органы, к компетенции которых относится осуществление в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в отношении российских юридических и физических лиц и ведение учета таких сделок (далее — уполномоченный таможенный орган).

5. В целях контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета уполномоченный таможенный орган запрашивает в письменном виде у российских юридических и физических лиц следующие документы:

а) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или документ о государственной регистрации юридического лица;

б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

в) документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговых бартерных сделок (включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица), а также документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения), акты государственных органов;

г) документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке (передачу или ввоз товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них).

6. Запрашиваемые документы представляются российскими юридическими и физическими лицами уполномоченному таможенному органу в виде оригиналов или заверенных ими копий. По окончании рассмотрения запрашиваемых документов уполномоченный таможенный орган обязан возвратить российским юридическим и физическим лицам по их требованию оригиналы представленных документов.

Читайте так же:  Вычет ндс при выплате возмещения по осаго


В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, российские юридические и физические лица обязаны сообщить об этом соответствующему уполномоченному таможенному органу, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения.

7. Для осуществления контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок у российских юридических и физических лиц могут быть запрошены только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Срок для представления документов по запросу уполномоченного таможенного органа составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса.

8. С целью реализации полномочий, предусмотренных настоящими Правилами, Федеральная таможенная служба осуществляет информационное взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

II. Порядок контроля за внешнеторговыми бартерными сделками

9. Федеральная таможенная служба в течение 3 рабочих дней со дня выпуска 1-й партии вывозимых по внешнеторговой бартерной сделке товаров (в том числе если внешнеторговая бартерная сделка предусматривает только одну поставку товаров) в соответствии с заявленной таможенной процедурой направляет в электронном виде соответствующую декларацию на товары по телекоммуникационным каналам связи в уполномоченный таможенный орган.

10. В течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения из Федеральной таможенной службы декларации на товары в электронном виде, уполномоченный таможенный орган запрашивает у российских юридических и физических лиц документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил. При этом документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке, запрашиваются только в отношении обязательств, которые в соответствии с условиями внешнеторговой бартерной сделки на день направления запроса должны быть исполнены.

11. Последующие запросы документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 настоящих Правил, направляются уполномоченным таможенным органом российским юридическим и физическим лицам в соответствии со сроками исполнения соответствующих обязательств, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки.

12. Уполномоченный таможенный орган не позднее 15-го числа каждого месяца после получения первых документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 настоящих Правил, анализирует представленную информацию, в том числе информацию о сроках исполнения обязательств и сумме стоимости исполненных встречных обязательств по внешнеторговой бартерной сделке, для выявления возможных нарушений законодательства Российской Федерации.

13. Информация о результатах осуществления контроля направляется уполномоченным таможенным органом в Федеральную таможенную службу в порядке, определяемом Службой.

14. В случае непредставления в установленном порядке запрашиваемых документов, а также в случае неисполнения в установленные сроки обязанности по ввозу в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказанию иностранными лицами равноценных работ, передаче равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлению права на использование объектов интеллектуальной собственности российские юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Порядок учета внешнеторговых бартерных сделок

15. Уполномоченный таможенный орган осуществляет учет внешнеторговых бартерных сделок в документе учета внешнеторговой бартерной сделки (далее — документ учета), формируемом в электронном виде.

16. Документ учета содержит следующие сведения:

а) учетный номер внешнеторговой бартерной сделки и дата оформления документа учета;

б) общие сведения о внешнеторговой бартерной сделке (сведения о сторонах внешнеторговой бартерной сделки, дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения всех обязательств по внешнеторговой бартерной сделке);

в) сведения о таможенном органе, оформившем документ учета;

г) сведения о документах, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 настоящих Правил.

17. Документ учета оформляется уполномоченным таможенным органом не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения из Федеральной таможенной службы информации о декларации на товары в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, на основании сведений об идентификационном номере налогоплательщика, о наименовании российского юридического или физического лица и номере контракта, заявленных в декларации на товары, с присвоением учетного номера внешнеторговой бартерной сделке и передается в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его оформления, в Федеральную таможенную службу в порядке, определяемом Службой.

Форму документа учета и порядок ее заполнения определяет Федеральная таможенная служба.

18. Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от российских юридических и физических лиц документов в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, в документ учета вносятся сведения об условиях внешнеторговой бартерной сделки, предусмотренные подпунктами «б» и «г» пункта 16 настоящих Правил.

19. Информация об исполнении обязательств по внешнеторговой бартерной сделке вносится в документ учета не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от российских юридических и физических лиц соответствующих подтверждающих документов.

20. Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения исполнения всех обязательств по внешнеторговой бартерной сделке либо за днем досрочного расторжения сделки, в документ учета вносится соответствующая запись.

21. Уполномоченный таможенный орган ежемесячно, до 15-го числа календарного месяца, направляет в Федеральную таможенную службу документ учета с актуализированной информацией.

22. Федеральная таможенная служба обеспечивает формирование сводной статистической информации о результатах исполнения внешнеторговых бартерных сделок на основании документов учета, получаемых от уполномоченных таможенных органов.

Закреплено, как контролируются и учитываются внешнеторговые бартерные сделки.

Речь идет о сделках, совершаемых при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающих обмен товарами, услугами, работами и интеллектуальной собственностью, условиями которых оговорен вывоз из России товаров, в т. ч. являющихся результатом оказанных услуг, выполненных работ, а также предполагающих передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Субъектами указанных правоотношений являются российские юридические и физические лица, таможенные органы. Последние контролируют исполнение этими лицами обязанностей по таким сделкам.

ФТС России в течение 3 рабочих дней после выпуска 1-й партии вывозимых товаров направляет в электронном виде соответствующую декларацию на них в уполномоченный таможенный орган. Он запрашивает у российских юридических и физических лиц соответствующие документы. Приведен их перечень. Срок представления документов по запросу уполномоченного таможенного органа — 10 рабочих дней.

Читайте так же:  Налоговая официальный сайт проверка задолженности

Уполномоченный таможенный орган анализирует представленную информацию, в т. ч. данные о сроках исполнения обязательств и сумме стоимости исполненных встречных обязательств по внешнеторговой бартерной сделке, для выявления возможных нарушений законодательства.

Сделки учитываются уполномоченным таможенным органом в документе учета, который ведется в электронном виде. Определено, какие сведения в него вносятся, как он заполняется.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 30 ноября 2012 г. N 277, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 49 ст. 6857

http://base.garant.ru/70265746/

Валютный контроль за бартерными операциями

Внешнеторговые бартерные сделки — совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Указом Президента РФ от l8.08.l996 г. № 1209 установлено, что с 1 ноября 1996 г. российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций (90 дней), обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.

Названные сроки исчисляются с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами РФ либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Превышение указанных сроков или выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускаются лишь при условии получения разрешения, выдаваемого Минторгом РФ.

Российское лицо, получившее такое разрешение, должно учитывать, что соблюдение установленного порядка зачисления выручки от экспорта товаров включает одновременное выполнение следующих условий (если иное не установлено ЦБ РФ):

  1. зачисление данной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, в котором оформлен паспорт экспортной сделки на контракт, в соответствии с которым товары вывезены с таможенной территории РФ Данное требование установлено Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 5.1), Указом Президента РФ от 21.11.1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (п. 1), Инструкцией «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров», утвержденной 13.10.1999 г. ЦБ РФ № 86-И и ГТК РФ № 01-23/26541 (п. 3.1, 3.2).
  2. зачисление данной выручки в сроки исполнения текущих валютных операций, либо в сроки, установленные ЦБ РФ, если расчеты осуществляются в иностранной валюте. Такое зачисление — либо текущая валютная операция (если соблюдены сроки исполнения текущих валютных операций), либо, в соответствии со ст. 1.10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», — валютная операция, связанная с движением капитала. В соответствии со ст. 6.2 Закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, установленном ЦБ РФ, на основании разрешений (лицензий), выдаваемых ЦБ РФ.

Таким образом, зачисление валютной выручки от экспорта товаров в сроки, превышающие сроки исполнения текущих валютных операций, без разрешения, выданного ЦБ РФ на осуществление данной валютной операции, рассматривается как зачисление, совершенное с нарушением установленного порядка.

Сроки проведения расчетов за товар по внешнеэкономическим сделкам в валюте РФ действующим законодательством РФ не установлены.

Осуществление контроля за исполнением российскими лицами, совершающими или от имени которых совершаются внешнеторговые бартерные сделки, требований законодательства РФ в целях обеспечения ввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, возложено на таможенные органы.

До осуществления таможенного оформления перемещения товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных сделок, российские лица обязаны оформить в Минторге РФ паспорт бартерной сделки (далее — ПСб).

Паспорт бартерной сделки — базовый документ государственного контроля за исполнением российскими лицами, совершающими внешнеторговые бартерные сделки, требований законодательства по обеспечению ввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в объемах, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам и в сроки, установленные для исполнения текущих валютных операций.

Для оформления ПСб российское лицо направляет в Управление уполномоченного Минторга РФ по региону Заявление. К Заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью российского лица ПСб;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего ПСб, и нотариально удостоверенный образец его подписи и оттиска печати организации, которые остаются в Управлении уполномоченного Минторга РФ в регионе;
  • оригинал договора (или изменения к договору), на основании которого был составлен ПСб, и нотариально удостоверенные их копии. При отсутствии оригинала договора на русском языке предоставляется удостоверенный российским лицом перевод; копия международного договора РФ, если договор, на основании которого составлен данный ПСб, заключен во исполнение международного договора РФ;
  • оригинал и копия разрешения Минторга РФ;
  • нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;
  • копии учредительных документов (только при первом обращении в Управление уполномоченного Минторга РФ в регионе);
  • копия справки из управления статистики;
  • копия карты налогоплательщика.

Все представленные в Минторг РФ документы регистрируются в журнале.

Если сумма контракта превышает в эквиваленте 200 тысяч американских долларов, ПСб оформляется только в Управлении уполномоченного Минторга РФ по Центральному району, по согласованию с Департаментом регулирования внешнеэкономической деятельности (ДРВЭД) Минторга РФ.

Если условиями контракта предусмотрено выполнение встречных поставок способом, не предусматривающим ввоз(вывоз) товаров, или срок выполнения встречных обязательств превышает 90 дней, Минторг РФ определяет обоснованность предусмотренных контрактом условий и выдает разрешение в соответствии с «Порядком выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» п. З», утвержденным МВЭС РФ 13.03.1997 г. № 10-83/897, ГТК РФ 04.03.1997 г. № 01-23/4663, ВЭК РФ 20.02.1997 г. № 07-26/356, согласованным с ЦБ РФ 03.04.1997 г. и зарегистрированным Минюстом РФ 24.04.1997 г. (регистр. № 1296).

Читайте так же:  Ндфл сумма налоговых вычетов ребенка

Плата за рассмотрение документов о выдаче и оформлении ПСб при экспорте и импорте товаров (работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности) установлена в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.

Паспорт бартерной сделки оформляется по единой установленной форме.

ПСб заполняется российским лицом на печатающем устройстве компьютера или на пишущей машинке. Сокращения слов должны применяться в соответствии с Общероссийским классификатором технико-экономической информации.

При таможенном оформлении первой партии товаров, перемещаемых по внешнеторговой бартерной сделке, таможенному органу представляется оригинал ПСб и его копия, удостоверенная подписями руководителя и главного бухгалтера российского лица, оформившего ПСб, а также печатью этого российского лица (дчя юридических лиц). При таможенном оформлении последующих партий товаров в данный таможенный орган представляется копия ПСб, заверенная официальной печатью российского лица.

Копия ПСб вместе с экземпляром ГТД хранится в делах таможенного органа в течение сроков, установленных для хранения ГТД.

При таможенном оформлении товаров таможенному органу представляются следующие документы, необходимые для осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок:

  • контракт;
  • оригинал ГТД;
  • оригинал паспорта бартерной сделки (ПСб) — только при таможенном оформлении первой партии товаров по конкретному договору в данном таможенном органе. Вместо оригинала ПСб при таможенном оформлении первой партии товаров по конкретному договору в данном таможенном органе может рассматриваться нотариально удостоверенная копия ПСб (в качестве исключения);
  • копия ПСб, удостоверенная подписями руководителя и главного бухгалтера лица, оформившего ПСб, а также печатью этого российского лица (для юридических лиц);
  • копия разрешения Минторга РФ (в случаях, когда условиями договора импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности предусматривается с превышением сроков, установленных для исполнения текущих валютных операций либо бартерных операций, либо при выполнении иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
  • иные документы, необходимые для проверки заявляемых сведений.

Основанием для отказа в выпуске товаров не может служить:

При совершении внешнеторговых бартерных сделок таможенное оформление товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, производится в порядке, установленном нормативными документами ГТК РФ для режима экспорта.

При совершении внешнеторговых бартерных сделок таможенное оформление товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и реимпорта, производится в порядке, установленном нормативными документами ГТК РФ.

Оформление, переоформление и выдача паспортов, формирование и ведение базы данных паспортов бартерных сделок в Минторге РФ, а также информационный обмен между Минторгом РФ, ВЭК РФ (см. ниже) и ГТК РФ осуществляются в соответствии с Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок.

Контроль за исполением российскими лицами бартерных сделок, предусматривающих ввоз в РФ товаров взамен вывезенных за пределы РФ в установленные сроки (90 дней), осуществляется Минторгом РФ или его Уполномоченными по региону.

При оформлении паспортов Минторг РФ осуществляет контроль за выполнением российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок.

Минторг РФ направляет в ВЭК РФ и ГТК РФ электронные формы всех оформленных в Минторге РФ паспортов, в которых предусмотрен экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, образцы оттисков печатей уполномоченных Минторга РФ в регионах. Порядок и регламент информационного обмена определяются двусторонними соглашениями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Минторг РФ по заявлению заинтересованного лица рассматривает вопрос о признании обоснованными обстоятельств, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, и дает соответствующее заключение в соответствии с порядком, утвержденным Минторгом РФ совместно с ВЭК РФ и ГТК РФ, по согласованию с ЦБ РФ.

Контроль за исполнением бартерных сделок, по которым:

  • ввоз на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг осуществляется с превышением срока в 90 дней;
  • выполнение встречных обязательств производится способом, не предусматривающим ввоз(вывоз) товаров или услуг, в том числе передача третьей стороне получаемых российским лицом вне таможенной территории РФ товаров, работ, услуг по другой бартерной сделке;
  • предусматривается экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности существляется Минторгом РФ совместно с Федеральной службой по валютному и экспортному контролю РФ (далее — ВЭК РФ)

Российские лица, осуществляющие бартерные сделки, предоставляют в течение 15 дней после вывоза работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности по бартерному контракту в ВЭК РФ или в его территориальные органы документы, подтверждающие их выполнение или получение, а также копии паспортов.

При выявлении фактов оформления паспортов с нарушениями установленных требований ВЭК РФ направляет информацию об этом в Минторг РФ для проведения проверок по данным фактам.

В случае подтверждения в результате проводимых проверок информации о неисполнении российскими лицами требований, установленных нормативными актами в части совершения бартерных сделок, предусматривающих экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, ВЭК РФ принимает решение о привлечении российских лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

ВЭК РФ не реже одного раза в полугодие представляет в ГТК РФ аналитические материалы о состоянии и результатах контроля за исполнением бартерных сделок, предусматривающих выполнение на территории РФ работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально

Действия российских лиц, не исполнивших требования законодательства РФ:

  • по обеспечению ввоза в сроки исполнения текущих валютных операций, либо в сроки, установленные Минторгом РФ, на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам (если иное не разрешено Минторгом РФ) при совершении внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих вывоз товаров с таможенной территории РФ, и
  • по зачислению в установленном порядке на счета в уполномоченных банках денежных средств от экспорта товаров (если иное не разрешено ЦБ РФ) при изменении условий договора на предусматривающие расчеты за экспортируемые товары в иностранной валюте или валюте РФ, содержат признаки нарушения таможенных правил, выразившегося в несоблюдении требований таможенного режима экспорта товаров, ответственность за которое предусмотрена статьей 273 Таможенного кодекса РФ.
Читайте так же:  Налог на роскошь диссертация

При этом для квалификации указанного правонарушения по статье 273 Таможенного кодекса РФ факт предоставления при таможенном оформлении товаров паспорта сделки практического значения не имеет.

Не могут быть признаны нарушениями таможенных правил факты неввоза на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, связанные:

Обязательным условием признания перечисленных случаев обстоятельствами, исключающими производство по делу о нарушении таможенных правил, является их документальное подтверждение, а также возможность проверки таможенными органами достоверности представленных документов.

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

http://www.transportall.ru/info/tamojnya/320/2280.html

Особенности контроля внешнеторговых бартерных сделок

Внешнеторговые бартерные сделки (ВБС) представляют собой внешнеторговые операции, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности). В настоящее время они, занимая незначительную долю в объеме внешней торговли, сохраняют свою специфику, которая обусловливает особенности осуществления за ними контроля со стороны государства.

ВБС оформляется договором международной купли-продажи (договор мены), который должен отвечать следующим основным требованиям:

1) иметь дату заключения и номер;

2) быть оформленным в виде одного документа за исключением сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений. В этом случае допускается оформление договоров виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки;

· номенклатуру, количество, качество, цену товара (для сопоставления стоимости взаимных поставок) – по каждой товарной позиции;

· сроки поступления компенсационного товара, условия экспорта и импорта (срок, место, поставки, упаковка, маркировка, вид и способ транспортировки, приемка);

· перечень работ (услуг, результатов интеллектуальной деятельности), их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора и др.

Российские лица, заключившие ВБС, обязаны в сроки, установленные контрактом, обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), эквивалентных по стоимости вывезенным товарам (работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности), с подтверждением факта ввоза соответствующими документами (таможенная декларация, акт приемки-сдачи, счет-фактура, транспортная накладная, договор об уступке прав, свидетельство, сертификат и др.).

Данное требование российского законодательства является объектом контроля со стороны государства, который изначально стал осуществляться усилиями трех ведомств: Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом РФ. При этом их компетенция устанавливалась совместным Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу РФ (МВЭС – от 09.04.1997 № 10-83/1355, ФСВЭК – от 02.04.1997 № 07-26/768, ГТК – 11.04.1997 № 01-23/6678). В настоящее время правопреемниками этих ведомств являются соответственно – Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Федеральная таможенная служба.

В основу контроля МБС положена технология валютного контроля внешнеторговых операций, предполагающая оформление паспортов сделок. Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок (ПСб) установлен соответствующим совместным документом МВЭС РФ (№ 10-83/3225), ГТК РФ (№ 01-23/21497, Минфина РФ (№ 01-14/197). В нем определяется форма паспорта сделки, а также алгоритм его оформления, аналогичный основному алгоритму оформления ПС при осуществлении валютного контроля.

Важная особенность «паспортизации» бартерных сделок состоит в том, что: 1) оформление и выдача ПСб производится уполномоченным Минэкономразвития РФ в регионе (по месту государственной регистрации российского лица), а при превышении суммы договора в эквиваленте 5 млн долл. США – Управлением уполномоченного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласованию с Минэкономразвития; 2) срок рассмотрения документов, представленных для подписания ПСб, составляет не более 21 рабочего дня.

При осуществлении контроля ВБС основные функции участвующих в нем ведомств распределены следующим образом.

Министерство экономического развития и торговли:

· производит оформление ПСб;

· осуществляет контроль при оформлении ПСб за соответствием условий оформляемых бартерных сделок требованиям законодательства РФ;

· дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности.

Министерство финансов РФ:

· обеспечивает контроль за выполнением российскими лицами требований законодательства, касающегося исполнения и регулирования бартерных сделок, в целях обеспечения ввоза в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

· проводит проверки предполагаемых нарушений на основании имеющейся информации и данных, полученных из ФТС;

· применяет меры воздействия к российским лицам за неисполнение установленных требований при проведении бартерных сделок в соответствии с действующим законодательством;

· представляет в Правительство РФ информацию о состоянии и результатах контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба:

· осуществляет контроль за выполнением российскими лицами требований законодательства, касающегося исполнения и регулирования бартерных сделок, в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам;

· производит контроль за исполнением бартерных сделок при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом должностные лица таможенного органа руководствуются Методическими рекомендациями по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (см. письмо ФТС РФ от 12.07.2007 № 01-06/25927).

В своей практической работе по участию в контроле МБС таможенные органы сталкиваются с проблемой, не позволяющей им выполнять свои функции в полном объеме. Эта проблема состоит в отсутствии законодательно установленных сроков получения участником бартерной сделки эквивалентного по стоимости товара. Без ее решения таможенные органы не могут проводить проверки соблюдения законодательства, регулирующего международные бартерные сделки, их участниками.

Читайте так же:  Нарушения выявленные финансовым контролем

Осуществление контроля внешнеторговых бартерных сделок предполагает определенные взаимоотношения участвующих в нем ведомств в виде информационного обмена, порядок и регламент которого определяются двусторонними соглашениями (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Схема взаимодействия участников контроля
внешнеторговых бартерных операций

Содержание информационного обмена между участниками контроля ВБС состоит в следующем:

1 – оформление и выдача ПСб российскому лицу – участнику внешней торговли;

2 – представление копии ПСб наряду с иными документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

3 – информация из таможенного органа о перемещении товаров через таможенную границу РФ в счет исполнения бартерных сделок, содержащаяся в ГТД; информация из ФТС (ГНИВЦ) о нарушениях нормативных актов по регулированию ВБС для проведения проверок;

4 – информационный обмен, направление из МЭРТ электронных форм ПСб, образцов оттисков печатей уполномоченных МЭРТ России в регионах;

5 – направление из МЭРТ электронных форм ПСб, образцов оттисков печатей уполномоченных МЭРТ России в регионах; направление из ФТС информации о всех ПСб и иных документах, оформленных с нарушениями установленных требований, для проведения проверок по данным фактам;

6 – информация из ФТС о ввозе товаров по бартерным сделкам в обмен на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

7 – проведение проверок предполагаемых фактов нарушения требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию РФ товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

8 – проведение проверок предполагаемых фактов нарушения требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, а также принятие решения о привлечении российских лиц, нарушивших данное требование, к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Итак, валютный контроль представляет собой важный элемент механизма валютного регулирования внешнеторговой сферы, который обеспечивает эффективное действие используемых государством валютных ограничений. За годы применения он претерпел эволюционные изменения, в ходе которых приобрел качества системного явления. В настоящее время валютный контроль совершенствуется в направлении, обусловленном либерализацией валютной политики российского государства.

Основные выводы

1. Созданный в России механизм валютного контроля основывался на опыте Франции и был реализован в виде таможенно-банковского валютного контроля, основное содержание которого заключалось в информационном взаимодействии таможенных органов и уполномоченных банков, регламентированном совместными инструкциями Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета.

2. Валютный контроль начал применяться в отношении экспортных операций, пройдя в дальнейшем определенную эволюцию, которая насчитывает 4 этапа, и расширяя сферу своего применения в различных направлениях.

3. В настоящее время механизм валютного контроля внешней торговли претерпел существенные изменения в результате либерализации валютной политики российского государства, которые затронули: 1) структуру контролирующих органов; 2) применяемые в отношении внешней торговли валютные ограничения; 3) содержание механизма валютного контроля.

4. Модификация механизма валютного контроля внешней торговли выражается в утрате взаимоотношений между участниками контрольных действий, прежде всего уполномоченными банками и таможенными органами, характера информационного обмена, достаточно жестко регламентированного на основе единого совместного (ЦБ РФ и ФТС РФ) нормативного акта. Данный обмен стал осуществляться по преимуществу в запросно-ответной форме, на основании двусторонних соглашений между участвующими в контроле ведомствами.

5. Современный механизм валютного контроля внешней торговли складывается из достаточно большого числа взаимодействий, в которых принимают участие: экспортеры и импортеры, уполномоченные банки, Росфиннадзор, налоговые органы, Банк России, различные уровни таможенной системы.

6. Осуществление валютного контроля предполагает соблюдение определенного порядка представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении ими валютных операций, прежде всего справки о валютных операциях, паспорта сделки, справки о подтверждающих документах, справки о поступлении валюты РФ.

7. Исходный пункт в выполнении таможенными органами функций агента валютного контроля связан с таможенным оформлением и таможенным контролем, в ходе которого их должностные лица выполняют определенные действия по проверке сведений, заявленных для целей валютного контроля в грузовой таможенной декларации.

8. При контроле внешнеторговых бартерных сделок применяется схема валютного контроля при несколько ином составе контролирующих органов.

Ключевые понятия

Внешнеторговая бартерная сделка

Грузовая таможенная декларация

Справка о валютных операциях

Справка о поступлении валюты РФ

Справка о подтверждающих документах

Таможенно-банковский валютный контроль

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы прошла в своем развитии система валютного контроля в РФ?

2. В чем состоит основное содержание первого этапа?

3. В чем состояла сущность таможенно-банковского валютного контроля?

4. Чем отличается второй этап развития системы валютного контроля в РФ?

5. Какие изменения в системе валютного контроля произошли на третьем этапе?

6. Как либерализация валютной политики сказалась на системе валютного контроля?

7. Что такое механизм валютного контроля?

8. Как модифицировался механизм валютного контроля в современных условиях?

9. Какими нормативными актами регламентируется порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций?

10. Какие документы должны представлять в уполномоченный банк экспортеры и импортеры, осуществляющие валютные операции?

11. Какой существует порядок оформления этих документов?

12. Что представляет собой паспорт сделки?

13. Какие виды справок обязаны представлять в уполномоченный банк участники валютных операций?

14. Какие функции выполняют должностные лица таможенных органов, осуществляя таможенное оформление и таможенный контроль товаров в целях валютного контроля?

15. Какие документы проверяются должностными лицами таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, в целях валютного контроля?

16. По каким критериям производится проверка соблюдения порядка оформления ПС?

17. Что представляют собой международные бартерные сделки?

18. Какие требования предъявляются к договору бартерной сделки?

19. В чем состоят основные особенности осуществления контроля за международными бартерными сделками?

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 1695 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsii.org/5-52669.html

Валютный контроль за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here