Валютный контроль вэд

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютный контроль вэд" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль при ВЭД

Валютный контроль – это процесс наблюдения за участниками валютных операций со стороны банковских организаций с целью соблюдения валютного законодательства страны.

Валютный контроль обязателен при получении денег от заграничных контрагентов или переводе денег им в другую страну. Прохождение валютного контроля является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности (ВЭД) компании.

Кто осуществляет валютный контроль?

По закону валютным контролем занимаются банковские организации. Для этого банки запрашивают у контрагентов необходимую информацию:

  • Сведения о сделке
  • Сканы всех необходимых документов подтверждающих сделку

Цель проверки валютных операций – убедиться в том, что компании ведут добросовестную деятельность, не мошенничают, не нарушают законы.

Типичные ошибки в договоре

Для выполнения обязательств перед центральным банком, банки осуществляющие валютный контроль, как правило, проверяют договор на ошибки, касающиеся валютного контроля (банк не указывает на орфографические ошибки или на невыгодные условия сделки).

Банк сам определяет как сообщить клиенту об ошибке. Рекомендуем отправить банку договор на проверку без подписи, до оплаты по сделке. Банк может отказаться проверять договор, но может и проверить.

Типичные ошибки касающиеся валютного контроля:

  • Отсутствует дата договора;
  • Непонятен объект договора или описан слишком расплывчато (Не ясно что покупаем/продаем);
  • Нет суммы и валюты договора;
  • Не указан срок оплаты или дата поставки, выполнения заказа (обязательное условие);
  • Неполные или неправильные реквизиты сторон.

Валютный контроль

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Правовое регулирование валютных операций

13.12.2019 — Тюменские таможенники выявили схему нелегального вывода денег в Казахстан

Сотрудники Тюменской таможни совместно с УФСБ России по Курганской области выявили факт совершения незаконных валютных операций. Злоумышленники осуществляли перевод денежных средств в Казахстан с предоставлением в банк подложных документов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Валютный контроль: что такое УНК

До марта 2018 года действовала инструкция 138-И, согласно которой участники ВЭД получали паспорт сделки (ПС). Лимит для контрактов — превышение суммы 50 000 долларов. Больше года российские экспортные и импортные компании не оформляют ПС, который был главным документом валютного контроля. Сейчас внешнеторговые соглашения ставятся на учет в банке при определенных суммах поставки.

Теперь в целях регулирования обслуживающие банковские организации присваивают УНК, который состоит из такого же набора цифр, что и отмененный ПС. Расшифровка УНК — уникальный номер контракта.

22.01.2020 — Новосибирская таможня изъяла у граждан 17 млн руб.

С февраля 2020 года изменятся правила перемещения наличных денег через границу. Новосибирская таможня отмечает рост числа правонарушений, связанных с недекларированием и недостоверным декларированием денежных средств.

09.12.2019 — Физлиц обяжут документально подтверждать происхождение перемещаемых денежных средств свыше 100 тыс. $

ФТС России сообщает, что с 4 февраля 2020 года при единовременном перемещении одним физическим лицом через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в сумме свыше 100 тыс. долларов США одновременно с подачей пассажирской таможенной декларации необходимо будет предоставить документы, подтверждающие происхождение таких средств

Валютный контроль: когда паспорт сделки не нужен

Участники ВЭД при валютном регулировании руководствуются Инструкцией Банка России №181-И. В статье разберем изменения в учете внешнеторговых сделок, предоставлении отчетной документации, сроках регистрации договоров.

11.12.2019 — Объем сомнительных операций по выводу средств за рубеж сократился до 522 млрд рублей

Росфинмониторинг также выявил 3 тыс. недобросовестных исполнителей контрактов по нацпроектам

Процедура учета контрактов

Когда сумма внешнеэкономического соглашения превысила установленные лимиты, контрактодержатель обязан учитывать договор в обслуживающей банковской организации. Для получения уникального номера требуется предоставить полные сведения о внешнеэкономической операции по форме банка или текст соглашения.

Банк присваивает номер контракта не позднее следующего рабочего дня. Ранее оформление ПС занимало до 3 рабочих дней. Банк не вправе отказать в присвоении УНК при достаточности сведений и представленных документов.

Импортно-экспортная организация может продлить действие УНК, продолжив работу по зарегистрированному контракту. Для этого нужно предоставить в банковскую организацию документы о пролонгации сроков договора — дополнительные соглашения с контрагентом. Сроки — до 15 дней. В целях валютного регулирования участник ВЭД обязан сообщать о любых изменениях с предоставлением подтверждающей документации в течение 15 рабочих дней.

Новым участникам ВЭД сложно самостоятельно разбираться в валютном законодательстве, отслеживать изменения и сроки. Банки в 2019 году предоставляют расширенную услугу валютного контроля с консультациями и обучением. Закрепленный персональный менеджер помогает оформлять отчеты, напоминает о сроках предоставления документов, консультирует по возникающим вопросам.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

22.01.2020 — Читинские таможенники за 2019 год выявили нарушения валютного законодательства на сумму свыше 814 млн рублей

Читинские таможенники за 2019 год выявили нарушения валютного законодательства на сумму свыше 814,9 млн рублей. Всего было проведено 209 проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, выявлено 463 нарушения.

Читайте так же:  Кто платит ндс при упрощенной системе налогообложения

Валютный контроль. Виды

  • Обычный валютный контроль. Требуется полный пакет документов: договора, акты, накладные
  • Упрощенный валютный контроль. Требуется предоставить информацию о сделке. Документы не нужны.

18.12.2019 — Количество нарушений валютного законодательства на Сахалине в 2019 году выросло в 2,5 раза

В 2019 году Сахалинская таможня возбудила 102 административных дела по фактам нарушения валютного законодательства (в 2018 году — 40 аналогичных дел). Общая сумма наложенных штрафов превышает 13 миллионов рублей.

Лимиты в валютном контроле

Инструкция №181-И предусматривает увеличенные суммы для регулирования международных сделок. Также применяется отдельная градация по различным видам соглашений (ранее была единая величина в 50 тыс. долл.). Участник ВЭД обязан зарегистрировать договор в банке, где открыт счет для международных расчетов с контрагентом, при сумме операции:

  • 3 миллиона рублей — для импортных соглашений;
  • 6 миллионов рублей — для экспортных сделок.

Если сумма внешнеторгового соглашения не превышает 200 000 рублей, компания не предоставляет договор в банк. Отметим, что законодательно не запрещено заключать на каждую поставку отдельный договор на сумму до 200 тыс. руб. В таких случаях участнику внешнеэкономической сделки придется проходить полную процедуру валютного регулирования в банке.

При операциях в диапазоне 200 тыс. рублей — 3 и 6 млн руб. внешнеторговые компании предоставляют в банковскую организацию договор без оформления УНК.

Документы для валютного контроля

Как правило, банки запрашивают следующие документы:

  • Договор с иностранным контрагентом (импортный контракт);
  • Справка банка о подтверждающих документах;
  • Подтверждение о списании денег с транзитного счета;
  • Документы, подтверждающие выполненный заказ (акт, таможенная декларация).

В зависимости от банка, список требуемых документов для валютного контроля может различаться. Некоторые банки просят меньшее количество документов, так как готовят и заполняют большую часть бумаг самостоятельно.

Список необходимых документов также может меняться в зависимости от текста договора и типа сделки.

23.12.2019 — Из Башкирии в Китай переводили миллионы по фиктивным контрактам

Башкортостанская таможня выявила организованное преступное сообщество, которое вывело за рубеж свыше 12 млн юаней (более 127 млн рублей на день совершения валютных операций) с использованием подложных документов. По данному факту возбуждено уголовное дело

10.12.2019 — Таможенная собака учуяла запах денег у пересекающих границу монголов

Собака из кинологического отдела Бурятской таможни уловила характерный запах российских рублей и монгольских тугров, скрытых от декларирования

24.12.2019 — Астраханская и Южная оперативная таможни выявили схему отмывания денег

Астраханской таможней во взаимодействии с Южной оперативной таможней установлено, что российская компания заключила договор на покупку импортного оборудования с венгерской фирмой. Сумма контракта составила 24 млн долларов США

18.12.2019 — Ростовские таможенники обнаружили у пассажира авиарейса незадекларированные деньги

В ходе таможенного контроля пассажиров международного рейса в Стамбул должностные лица таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону (Платов) выявили у гражданина России, проходившего таможенный контроль по «зеленому» коридору, 15 900 долларов США, 19 850 рублей и 180 турецких лир. Пассажирскую таможенную декларацию на имеющиеся при себе наличные денежные средства он не подавал.

17.02.2020 — Находкинская таможня возбудила уголовное дело по факту контрабанды 22 тысяч долларов США

22 тысячи незадекларированных долларов США обнаружили находкинские таможенники на морском судне, прибывшем из Республики Корея в порт Пластун (Приморский край). В отношении владельца валюты возбуждено уголовное дело.

Кто контролирует валютные операции?

15.01.2020 — 11 миллионов рублей пытались незаконно переместить авиапассажиры на Урале

С начала года уральские таможенники зафиксировали 12 случаев незаконного перемещения наличной валюты на общую сумму 11 млн. рублей (годом ранее таких случаев было 7).

Уникальный номер контракта

При экспортных сделках свыше 6 000 000 рублей и импортных закупках свыше 3 000 000 необходимо получить у банка уникальный номер контракта.

Упрощенный валютный контроль

Для чего удобен: разовые, небольшие сделки, тестовые поставки.

Условие упрощенного контроля (на 01.2020)

  • сумма всех платежей по одной сделке не должна превышать 200 000 (двести тысяч) рублей. Данная сумма в документах называется «лимитом».

Если разделить поставку на несколько сделок до 200 000 рублей и на каждую поставку заключить отдельный договор, то это подпадает под условия упрощенного контроля

Информация для банка при упрощенном контроле

  • название контрагента с которым заключен договор;
  • страна контрагента;
  • номер и дата договора;
  • реквизиты счета;
  • сумма и валюта сделки;
  • вид сделки: импорт, экспорт, займ, услуги;
  • типа оплаты: предоплата, пост оплата.

Способ предоставления данной информации в банк не регламентирован, поэтому это можно сделать любым удобным для вас и банка способом: электронная почта, чат, распечатки и т. д.

23.01.2020 — В международном аэропорту «Курумоч» самарские таможенники пресекли незаконный вывоз валюты в особо крупном размере

Самарские таможенники пресекли незаконный вывоз иностранной валюты гражданином России, который вылетал в Объединенные Арабские Эмираты.

20.12.2019 — На рейсе «Минеральные Воды — Стамбул» задержана крупная партия валюты

Во время проведения таможенного контроля международного авиарейса «Минеральные Воды – Стамбул» должностными лицами Минераловодского таможенного поста было выявлено недекларирование крупной партии валюты.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Обслуживание ВЭД и валютный контроль

Локо-банк один из ведущих банков Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с действующим валютным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России валютный контроль по всем видам валютных операций.

Читайте так же:  Подготовка 3 ндфл для налогового вычета

Валютный контроль — комплекс мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами. В меры валютного контроля, как правило, входят:

  • система регулирования приобретения и расчетов в иностранной валюте на территории страны;
  • лицензирование деятельности по купле-продаже валютных ценностей;
  • система контроля за перемещением валюты через государственную границу;
  • система контроля расчетов по экспортно-импортным операциям;

Смотрите также

Документы и бланки

Контакты

Изменения от 14.04.2018 г.

Сообщаем Вам, что 14.04.2018 года вступают в силу изменения в ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 КоАП РФ.

При предоставлении резидентами займов нерезидентам резиденты обязаны:
— обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся по таким договорам, в предусмотренные договорами сроки;
— представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Кроме того, часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ дополнена новым составом правонарушения в виде невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа. Штраф за такое правонарушение равен одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением срока, за каждый день просрочки или от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Также обращаем Ваше внимание, что данные изменения не применяются к договорам займа, заключенным до 14.04.2018 г., за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после 14.04.2018 г.

Изменения от 14.05.2018 г.

Сообщаем Вам, что 14.05.2018 года вступают в силу изменения в ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 КоАП РФ.

Произойдут следующие изменения:
1) Вводится обязанность по указанию во внешнеторговых договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами, и контрактах при предоставлении резидентами займов нерезидентам сроков исполнения сторонами своих обязательств.

В целях исполнения данного требования рекомендуем указывать в договорах следующие сроки:
— по контрактам на предоставление резидентами займов нерезидентам — сроки оплаты нерезидентом, в том числе по уплате процентных платежей;
— по договорам на экспорт товаров/оказание услуг резидентом нерезиденту, если оплата производится после вывоза из РФ/оказания услуг – сроки оплаты нерезидентом;
— по договорам на импорт товаров/оказание услуг нерезидентом резиденту, если осуществляется предоплата – сроки поставки товара/оказания услуг нерезидентом и сроки возврата ранее осуществленной предоплаты.

При отсутствии в договоре/иных документах необходимой информации банк будет вынужден отказать в приеме документов и осуществлении валютной операции на основании абз. 4 ч. 5 ст. 23 ФЗ № 173-ФЗ и п. 16.1.1 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И.

Обращаем Ваше внимание, что требование об указании в договорах сроков исполнения сторонами своих обязательств распространяется также на:
— договоры, представленные в банк до 14.05.2018;
— иные документы, на основании которых между сторонами возникают договорные отношения, если договор не заключался.

2) Увеличивается перечень оснований, по которым банк обязан отказать в осуществлении валютной операции:
— в случае нарушения резидентом положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 ФЗ № 173-ФЗ или положения других актов валютного законодательства РФ;
— если представленные в банк документы не отвечают требованиям ФЗ № 173-ФЗ.

3) Вводится административная ответственность для должностных лиц за:
— осуществление незаконных валютных операций или осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства РФ;
— невыполнение требования о получении денежных средств за переданные нерезиденту товары, оказанные услуги;
— невыполнение требования о возврате предоплаты за неввезенные в РФ товары, неоказанные услуги.

Размер штрафа для должностных лиц за данные нарушения составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное совершение аналогичного правонарушения должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от шести месяцев до трех лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Просим Вас учесть это в дальнейшей работе.

Изменения c 30.07.2018 по 01.09.2018

Уважаемый клиент!
Сообщаем Вам, что 30.07.2018 года вступили в силу изменения в ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон).

Произошли следующие изменения:
1) Введена обязанность по представлению уполномоченным банкам информации об ожидаемых сроках репатриации денежных средств при предоставлении резидентами нерезидентам займов (ст. 19, ч. 1.1, п. 3 Закона);

3) В перечень разрешенных валютных операций между резидентами включены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2011 N 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» (ст. 9, ч. 1, п. 29 Закона).

Также информируем Вас о ближайших изменениях Закона:
1) С 10.08.2018 резиденты имеют право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами международной электросвязи, в том числе если расчеты между ними осуществляются с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Международного союза электросвязи (ст. 19, ч. 2, п. 11 Закона);

2) С 30.08.2018 закон разрешает резидентам осуществлять перевод иностранной валюты со счетов в уполномоченных банках, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, на счета Федерального казначейства в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), а также на открытые в уполномоченных банках счета федеральных органов государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере уголовного судопроизводства (ст. 9, ч. 1, п. 30 Закона);

Читайте так же:  Социальные налоговые вычеты таблица

3) С 01.09.2018 разрешены осуществляемые между резидентами валютные операции, связанные с получением в порядке наследования валютных ценностей и с передачей валютных ценностей наследственным фондом выгодоприобретателям наследственного фонда (статья 123.20-3 ГК РФ) (ст. 9, ч. 1, п. 28 Закона);
А также резиденты смогут получать на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, суммы, полученные в порядке:
А) наследования валютных ценностей и с передачей валютных ценностей наследственным фондом выгодоприобретателям наследственного фонда;
Б) завещания валютных ценностей;
В) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам (ст. 12 ч. 5 Закона).

Просим Вас учесть это в дальнейшей работе.

Изменения от 20.11.2018 г.

Уважаемый клиент!
Сообщаем Вам, что с 20.11.2018 частично меняется учет валютных операций, в связи с изменениями в Инструкцию ЦБ РФ № 181-И от 16.08.2017. Произойдут следующие изменения:

1. Изменен комплект документов, представляемый для перевода договора на обслуживание в новый банк. Кроме договора (выписки из договора, содержащей необходимую информацию), с приложением дополнительных соглашений и приложений к нему, резидент должен представлять в новый банк информацию:

  • об уникальном номере контракта
  • о дате постановки на учет
  • о дате снятия с учета в предыдущем банке УК
  • о регистрационном номере предыдущего банка УК в формате ХХХХ/ХХХХ;

2. Изменен комплект документов, представляемый для перевода договора на обслуживание из банка с отозванной лицензией. Кроме договора (выписки из договора, содержащей необходимую информацию), с приложением дополнительных соглашений и приложений к нему, резидент должен представлять в новый банк информацию:

  • об уникальном номере контракта
  • о дате постановки на учет

4. Изменены правила проведения расчетов Физических лиц-резидентов при осуществлении операций по договору на предоставление займа резидентом нерезиденту:
a) физическое лицо-резидент при выдаче займа нерезиденту обязано представить в банк договор до осуществления платежа.
b) Если сумма договора равна или превышает 3 млн. руб., то физическое лицо-резидент должно дополнительно представить информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ, в виде графика с указанием дат и сумм поступлений денежных средств от нерезидента, отдельно по основному долгу и процентам. Суммы должны быть указаны в единицах валюты договора займа.
c) При получении средств от нерезидента по такому договору, физическое лицо-резидент не позднее 30 рабочих дней с даты зачисления денежных средств на счет обязано представить в банк информацию:

  • о назначении платежа (погашение основного долга или процентов);
  • сведения о договоре займа: № и дата договора, сумма и валюта договора, наименование контрагента и его страна регистрации;
  • если сумма договора равна или превышает 3 млн. руб. –ожидаемые сроки репатриации дополнительно к вышеуказанной информации.

Обращаем Ваше внимание, что невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, является нарушением валютного законодательства.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

15.01.2020 — Ростовские таможенники обнаружили незадекларированные денежные средства

В ходе таможенного контроля пассажиров международного рейса «Ростов-на-Дону — Стамбул» должностные лица таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону (Платов) выявили у гражданки Украины, проходившей таможенный контроль по «зеленому» коридору, 20 625 долларов США, 170 канадских долларов и 230 евро. Пассажирскую таможенную декларацию на имеющиеся при себе наличные денежные средства женщина не подавала.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

Читайте так же:  Отказ возврата излишне уплаченного налога

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

Читайте так же:  Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Источники

Валютный контроль вэд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here