Валютный контроль в республике беларусь

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютный контроль в республике беларусь" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Закон РБ О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 24. Органы валютного контроля и их компетенция

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет государственного контроля), Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей;

осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Валютный контроль в республике беларусь

14.4. Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, а также по их поручениям кредитных учреждений, направленную на выявление и пресечение нарушений действующего валютного законодательства. Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. В то же время валютный контроль обладает определенными особенностями. Во-первых, у валютного контроля своя цель, содержащаяся в приведенном определении валютного контроля. Во-вторых, объектами валютного контроля являются операции с валютными ценностями. В-третьих, функции валютного контроля осуществляют уполномоченные на то органы, которые, как правило, являются органами финансового контроля.

Основными направлениями валютного контроля в Республике Беларусь в соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  • обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
  • предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Функции валютного контроля возлагаются в Республике Беларусь на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля на территории Республики Беларусь относятся:

1. Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2. Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля (ст. 24 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований законности происхождения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Читайте так же:  Ифнс налоговая проверка на сайте

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Агенты валютного контроля подотчетны органам валютного контроля и обладают полномочиями, закрепленными в ст. 27–29 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 июля 2003 года №226-З

О валютном регулировании и валютном контроле

(В редакции Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 г. №137-З, 05.01.2008 г. №317-З, 03.06.2009 г. №22-З, 14.06.2010 г. №132-З, 12.07.2013 г. №51-З, 05.01.2016 г. №355-З)

Принят Палатой представителей 25 июня 2003 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года

Настоящий Закон устанавливает основы валютного регулирования и валютного контроля в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия:

1. Валютное регулирование — деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

2. Валютный контроль — деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

3. Валютные ценности:

платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

ценные бумаги в иностранной валюте;

белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;

ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь;

платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

4. Иностранная валюта:

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

5. Ценные бумаги в иностранной валюте:

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте.

6. Ценные бумаги в белорусских рублях:

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях;

ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях;

ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях.

физические лица — граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон РБ О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 21. Полномочия Национального банка как органа валютного регулирования

Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;

Читайте так же:  Возмещение ндфл за лекарства список документов

устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;

определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и Президентом Республики Беларусь;

в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Валютный контроль в Казахстане

Основные правила и процедуры валютного контроля Республики Казахстан оговорены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» № 42 от 30.03.2019. Но если речь идет о сделках, затрагивающих страны, с которыми у Казахстана заключены международные договоры (касающиеся валютных операций), то приоритет отдается именно им.

Кто осуществляет валютный контроль в Казахстане

Основные полномочия по осуществлению валютного контроля в РК закреплены за Национальным банком. Закон определяет возможность делегирования части функций другим органам (например, местной исполнительной власти). При этом Нацбанк определяет:

  • правила совершения операций обмена национальной валюты на деньги иных государств;
  • порядок осуществления валютных транзакций резидентами и нерезидентами;
  • процедуру контроля валютных транзакций нерезидентов, ведущих коммерческую деятельность в Казахстане;
  • форму и правила предоставления отчетности по основным валютным операциям.

Кроме этого, Нацбанк осуществляет выдачу лицензий для коммерческих банков на ведение обменных операций с валютой зарубежных государств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законом предусмотрены виды операций, попадающих под контроль со стороны Национального банка:

  • расчеты, связанные с оформлением кредита на срок до 180 дней для обеспечения сделок по импорту и экспорту;
  • инвестиции в различные отрасли рынка — причем речь идет и о зарубежных вливаниях средств в экономику Казахстана, и о финансировании гражданами РК зарубежных проектов или компаний;
  • предоставление финансовых займов (с участием нерезидентов) сроком до 180 дней;
  • любые платежи по международным контрактам, предусматривающие передачу (или получение) объектов интеллектуального труда, финансовых средств, движимого или недвижимого имущества.

Иные сделки, не предусмотренные законом, в процедуре валютного контроля не участвуют.

Правила регистрации валютных операций

Далеко не все сделки обязательно регистрируются Национальным банком. Согласно закону «О валютном регулировании» основанием для этого может стать одно или несколько условий:

  • сумма контракта, предусматривающего поступление средств (или возврат имущества), равна или превышает $50 000;
  • сумма контракта, связанного с выводом средств за границу, равна или превышает $100 000.

Чтобы поставить контракт на учет, участник ВЭД должен обратиться в Нацбанк:

  • до начала исполнения обязательств, предусмотренных в договоре, если заранее известно, что сумма сделки превышает значения, указанные в законодательных актах;
  • если регистрация потребовалась в связи с правками, внесенными в изначальный вариант договора — в течение 30 календарных дней с момента согласования изменений (но до момента исполнения обязательств по контракту одной из сторон).

Сам процесс постановки на учет занимает 10 рабочих дней, после чего заявитель получает на руки регистрационное свидетельство.

Органы ВК в Республике Беларусь

За законностью операций, связанных с денежными единицами иностранных государств, в республике следят сразу несколько органов. Одни из них осуществляют общее руководство, другие непосредственно работают с участниками ВЭД.

  • Совет Министров: устанавливает рамки компетенций исполнительных комитетов разного уровня по вопросам исполнения функций ВК.
  • Национальный банк: проводит проверку транзакций, проводимых банками, а также кредитно-финансовыми учреждениями, если операции связаны с валютными средствами или выводом денег за границу.
  • Комитет государственного контроля: отвечает за составление, ведение и регулярное пополнение базы данных по вопросам ВК, готовит аналитические справки на основе собранной информации, вносит предложения по совершенствованию ВК, а также выполняет контролирующие функции в рамках выделенных компетенций.
  • Государственный таможенный комитет: отвечает за ВК в отношении валютных ценностей, которые вывозятся или ввозятся на территорию республики.

Офшорные сборы

Законодательством РБ определен порядок проведения операций, связанных с переводом денег на счета нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах. Все транзакции совершаются только после того, как резидент уплатит офшорный сбор.

Перечень лиц, обязанных уплачивать сбор, его ставка, порядок исчисления, сроки оплаты, возможные льготы определяются в гл. 24 Особенной части НК РБ. Подробный список офшорных зон, с которыми разрешается иметь финансовые отношения резидентам, приводится в президентском указе от 25 мая 2006 года № 353.

Валютный контроль внешнеторговых операций

Основными нормативными актами, определяющими особенности и правила проведения внешнеторговых операций, являются:

  • Указ Президента от 27 марта № 176 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».
  • Постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 5 ноября 2011 № 1483/22, где определяются сроки завершения операций по ВЭД-контрактам, а также условия их продления.
  • Инструкция Нацбанка Беларуси от 22 апреля 2009 года № 52, разъясняющая порядок оформления разрешений на изменение сроков операций.
  • Постановление Правления Нацбанка от 9 июля 2009 года № 101, регламентирующее порядок проведения внешнеторговых операций.
  • Инструкция от 18 апреля 2009 № 46, в которой рассматривается процедура регистрации сделок, а также определяется круг обязанностей агентов ВК в отношении этих операций.
Читайте так же:  Возмещение ндфл по иис через кабинет налогоплательщика

Для исполнения требований валютного законодательства резиденты должны представить в банк:

  • при проведении платежей — документы, служащие основанием для совершения операции;
  • при зачислении валютных средств — бумаги, подтверждающие легальность транзакции, а также «Сведения о поступивших денежных средствах»;
  • при завершении операций — «Информацию о завершении операции по внешнеторговому договору».

Транзакции между резидентами и нерезидентами

Легитимность проведения таких операций определяется в соответствии с перечнем, приведенным в ст. 4 закона «О валютном регулировании…» от 22 июня 2003 года. При этом все действия подразделяются на два типа: текущие и связанные с движением материальных активов.

По текущим операциям закон не предусматривает ограничений, за исключением транзакций в виде пожертвований или по договору дарения (для этого нужно получить специальное разрешение от Национального банка РБ).

В отношении операций, связанных с перемещением капитала, действуют следующие принципы:

  • получать разрешение Нацбанка не нужно, если транзакция предусмотрена в перечне, приведенном в ст. 10 закона «О валютном регулировании»;
  • разрешение следует получить, если операция входит в список, предусмотренный п. 18 Правил проведения валютных операций;
  • достаточно уведомить Нацбанк о транзакции, если она соответствует списку разрешенных (п. 20 Постановления Правления Нацбанка от 30 апреля 2004 года № 72).

Для целей ВК в банк следует представить следующие документы:

  • при совершении платежа — бумаги, на основании которых совершается перевод (например, контракт, инвойс, акт и т. д.), разрешение Нацбанка (если оно требуется для данного типа операции);
  • при зачислении средств — подтверждающие документы и «Сведения о поступивших средствах»;
  • при закрытии операции — «Информация о завершении».

Особенности регистрации валютных сделок

Порядок осуществления операций, связанных с внешней торговлей, определен в президентском указе от 27 марта 2008 года № 178. В частности, документ оговаривает необходимость регистрации сделок для ИП и юридических лиц (являющихся резидентами).

Под валютной сделкой понимается ВЭД-договор, в рамках которого одна сторона обязуется передать другой товары (оказать услуги или выполнить работы) на сумму более € 3000.

Чтобы зарегистрировать сделку, подпадающую под действие ВК, необходимо представить в банк, с которым у резидента заключен договор на обслуживание, следующие документы:

  • заявление о регистрации (либо повторной регистрации) — заполняется по форме, выданной банковским учреждением;
  • оригинал договора или его заверенную копию.

Получив документы, банк присваивает контракту регистрационный номер путем проставления на титульном листе печати учреждения с указанием номера и подписью ответственного лица. Если же документы подавались в электронном виде (закон допускает такой формат подачи бумаг), информацию о регистрации отправляют заявителю также в электронном виде.

При перерегистрации порядок действий не отличается, только вместо старого регномера документу присваивается новый.

Если перерегистрация проводится из-за смены импортера или экспортера, новый контрагент должен представить в банк следующие бумаги:

  • заявление на перерегистрацию;
  • оригинал или заверенную копию контракта;
  • оригинал или копии документов, на основании которых произошла смена контрагента.

В соответствии с законом, срок регистрации внешнеторговых сделок составляет 1 рабочий день, то есть номер присваивается в день обращения.

Изменения в валютном законодательстве в 2019 году

Новые изменения закона «О валютном регулировании» №42 от 30.03.2019 вступили в силу с 1 июля этого года. Теперь понятие «резидент РК» получило расширенное толкование. В частности, резидентами отныне считаются:

  • граждане Казахстана, кроме лиц, постоянно проживающих вне территории страны;
  • иностранные граждане, а также лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории РК;
  • юридические лица, зарегистрированные в РК (кроме организаций, имеющих статус международных);
  • международные компании, работающие в РК в статусе резидентов согласно международным договоренностям;
  • филиалы и представительства зарубежных нефинансовых компаний.

Кроме этого, все резиденты обязаны заключать сделки с использованием национальной валюты (тенге).

Вступили в силу и правки, касающиеся операций экспорта и импорта. Как и в России, был отменен паспорт сделки, упрощен документооборот (теперь нет необходимости составлять акты сверки по контракту, вести журналы регистрации). Вместо этого договоры с нерезидентами будут регистрироваться в Нацбанке с присвоением уникального учетного номера.

Важно! Само понятие «контракт» из закона убрали. Вместо него вводится термин «валютный договор» — документ, на основании которого совершаются операции с денежными единицами иностранных государств.

Новая редакция закона предусматривает и термин «срок репатриации». Под ним подразумевается период времени:

  • между фактической датой пересечения границы экспортным грузом и датой поступления оплаты на расчетный счет экспортера;
  • между датой платежа по контракту импорта и датой возвращения средств (авансового платежа) в случае неисполнения обязательств зарубежным партнером;
  • между датой платежа по контракту импорта и датой ввоза товара на территорию РК.

Обязательства по возврату средств (репатриации) касаются только тех договоров, где оговорены сроки исполнения обязательств обеими сторонами. В случае нарушения все деньги, переведенные на иностранные счета, должны быть возвращены обратно.

Валютный контроль

В России основной платежной валютой является рубль. Лишь для определенных операций предусмотрено использование денежных единиц других стан. Все они подпадают под действие валютного законодательства и, как следствие, контроля.

Процедура уведомления для участников ВЭД

Резиденты, участвующие в ВЭД, а также коммерческие и государственные банки обязаны предоставлять информацию в Национальный банк о проведенных валютных транзакциях, заключенных валютных контрактах (и изменениях в них) в следующих случаях:

  • при приобретении зарубежных ценных бумаг;
  • при внесении средств или имущества в уставной капитал иностранных компаний;
  • при международных операциях, связанных с деривативами;
  • при передаче прав собственности на объекты движимого и недвижимого имущества с участием иностранных граждан или компаний;
  • передача денег или имущества нерезиденту или от него по договору доверительного управления.
Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц налоговое право

Кроме этого, закон предусматривает обязательное уведомление об открытии счетов (расчетных, сберегательных, инвестиционных) на имя юридических лиц-резидентов в зарубежных банках. Срок подачи уведомлений составляет 30 календарных дней с момента заключения соглашения с банковским учреждением.

Что такое валютный контроль

Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.

Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.

Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.

Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.

Принципы валютного контроля

В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.

В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:

  • первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
  • текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
  • последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.

Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Документы для валютного контроля

Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:

  • справки о государственной регистрации участников договора;
  • таможенная декларация и иная документация;
  • контракты, инвойсы, счета;
  • доверенность на проведение валютной операции.

С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:

  • наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
  • реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
  • данные по контракту — его номер, дату подписания;
  • вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
  • особенности платежа (например предоплата).

Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.

По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.

Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.

Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Нарушения валютного законодательства

Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:

  • нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
  • использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
  • нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
  • игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).
Читайте так же:  Должно ли снт платить водный налог

За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
  • административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
  • уголовная, включая лишение свободы.

Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.

Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.

Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).

Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.

Можно ли оспорить штраф

Российским законодательством предусмотрена возможность снизить сумму штрафа в связи с малозначительностью нарушения или наличием ряда смягчающих обстоятельств.

В первом случае речь идет, например, об ошибках в оформлении справок — например, часто допускаются неточности в написании ФИО, адреса или наименования компании.

Во втором случае суд может обратить внимание на хорошую репутацию компании или ИП, финансовые трудности (имеющие документальное подтверждение), исправление ошибки по истечении сроков, оговоренных банком или иным агентом ВК (но до назначения штрафа за эти действия).

Следует понимать, что полностью «списать» ответственность не удастся — можно лишь уменьшить сумму штрафа.

Обратите внимание! Несоблюдение установленных законом сроков (даже в случае просрочки на 1 день) считается серьезным нарушением.

Валютный контроль Республики Беларусь

Согласно нормативным актам Республики Беларусь, любые внешнеэкономические сделки проводятся в соответствии с нормами валютного законодательства. При этом не имеет значения, кто выступает участником этих операций — резиденты или нерезиденты, под внимание агентов валютного контроля подпадают все операции с привлечением валюты зарубежных государств (или национальной валюты, если она переводится на иностранные счета).

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Операции с наличными деньгами зарубежных стран

Закон оставляет за резидентами право на получение и использование валютных средств в целях, предусмотренных Инструкцией № 1 от 17 января 2007 года. Она определяет порядок проведения операций, связанных с использованием денежных средств (как национальных, так и иностранных) резидентами РБ.

Банковские учреждения имеют право отказать клиенту в выполнении операции (например, снятия с кассы или приема в кассу средств) с наличными деньгами, если:

  • источник поступления или цель операции не соответствуют списку разрешенных Инструкцией;
  • если резидент не представил в банк документы, необходимые для совершения операции;
  • если деньги пытаются снять со счета, не включенного в список разрешенных.

В остальных случаях наличные деньги вносятся на счет или, наоборот, снимаются без ограничений.

Осуществление юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами валютных операций, связанных с движением капитала

В соответствии с Правилами № 72 юридическим лицам – резидентам и индивидуальным предпринимателям – резидентам.
с 1 марта 2019 г. предоставлено право проводить ряд валютных операций, связанных с движением капитала, без разрешения Национального банка (осуществляемых ранее на основании разрешений Национального банка).

В связи с этим с 1 марта 2019 г. юридические лица – резиденты и индивидуальные предприниматели – резиденты (далее – юридические лица – резиденты) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, в следующем порядке:

Регистрация внешнеэкономических договоров проводится в обслуживающем банке в порядке, установленном Инструкцией № 46.

Регистрацию таких сделок (внешнеэкономических договоров, в рамках которых проводятся валютные операции, связанные с движением капитала) юридическое лицо – резидент обязано осуществить до их проведения, а по валютным операциям, предусматривающим поступление платежей от нерезидентов, – до их поступления либо не позднее семи рабочих дней с даты поступления первого платежа.

В случае поступления денежных средств на счета, открытые в банках – нерезидентах, регистрация такой операции осуществляется в одном из банков Республики Беларусь, в котором открыт счет юридического лица – резидента.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уведомления, необходимые для целей валютного регулирования, представляются юридическими лицами – резидентами в порядке, установленном Инструкцией № 514.

Источники

Валютный контроль в республике беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here