Валютный контроль в китае

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютный контроль в китае" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль в Китае

Вступление в ВТО оказало большое влияние на систему управления валютными курсами.

С одной стороны, наряду с поддержанием контроля над плавающим валютным курсом, была увеличена его гибкость, возрасла его роль в регулировании зарубежных доходов и расходов. С другой стороны, для того, чтобы соответствовать предъявляемым при вступлении в ВТО требованиям, Китаю понадобится постепенно превратить свою валюту в полностью конвертированную. При полной же конвертируемости валюты, станет возможен краткосрочный приток и отток иностранного капитала, что может вызвать колебания в спросе и предложении на валютном рынке. Таким образом, валютный курс перестанет быть чем-то устойчивым, будет зависеть от ситуации на рынке, превратится в косвенно регулируемый плавающий курс. Китай осуществляет единый валютный контроль, эти полномочия выполняет Главное государственное управление валютного контроля.

В 1994 г. Китай провел реформу валютной системы, в результате введены единые курсы основных валют к жэньминьби, создана единая система валютных расчетов, продаж и переводов, единый межбанковский валютный рынок. В 1996 г. на этой основе операции по купле-продаже валюты предприятиями были включены в банковскую систему конвертации. 1 декабря 1996 г. Китай официально задействовал восьмую статью соглашения МВФ, досрочно ввел обмен жэньминьби на валюту для хозяйствующих субъектов. Одновременно Китай активно участвовал и содействовал сотрудничеству в валютном обмене между ACEAN, с одной стороны, и Китаем, Японией и Южной Кореей, с другой. Во время финансового кризиса в Азии в конце 1990-х гг. Китай не только заявил о сохранении стабильности обменного курса жэньминьби и недевальвации жэнь- миньби, но и оказал финансовое содействие заинтересованным странам, это выявило важную роль Китая в сохранении стабильности азиатского финансового рынка.

Золотовалютные резервы Китая в 2006 г. превысили 1 трлн долл. (предполагается, что к концу 2009 г. они достигнут 2 трлн долл.). В 2007 г. Китай создал компанию SFXIC для неконсервативного размещения части валютных резервов. Около 200 млрд долл. предполагается перевести из казначейских облигаций США в более доходные инструменты: лоты товарных рынков, инвестиции за рубежом в стратегически важные отрасли (нефтедобыча и переработка, металлургия, энергетика).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Эта статья из раздела-последствия вступления в вто, которая посвящена теме-валютный контроль в китае. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Государственное управление валютного контроля КНР

Что такое «Государственное управление валютного контроля КНР»

Государственное управление валютного контроля КНР — валютно-регулирующий орган государственного управления, подчиненный Народному банку Китая. В компетенцию Государственного управления валютного контроля КНР (ГУВК КНР) входят контроль за проведением валютных операций, мониторинг состояния международного платежного баланса КНР, контроль за осуществлением платежей и поступлений денежных средств в иностранной валюте, применение административных наказаний за совершение правонарушений в сфере валютного контроля, текущее управление золотовалютными резервами.

Краткий обзор

Фундаментальный принцип валютного контроля и валютного регулирования в Гонконге определен Основным Законом САР Гонконг (SAR Hong Kong Basic Law) от 4 апреля 1990 г. (вступил в силу с 1 июля 1997 г.), который является главным конституционным документом этого специального административного района КНР. Согласно Статье 112 Главы 5 Основного Закона САР Гонконг:

В пределах САР Гонконг валютный контроль не осуществляется. Гонконгский доллар является свободно конвертируемой валютой.

Таким образом, в Гонконге осуществляется принцип свободного движения капиталов, поэтому проведение банковских операций, относящихся к международной торговле (аккредитивы, входящие/исходящие банковские переводы и др.) требует в пределах его территории лишь минимального оформления. Тем не менее, САР Гонконг с 1991 г. является членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и обязан осуществлять меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В Китае за слухи об обвале рынка и взрывах арестованы 197 человек

Чтобы сделать покупку валюты более дорогой, НБК с 15 октября ввел новое правило: банк, который в течение месяца купил валюты на $100 с помощью такого финансового инструмента, как валютный форвард, должен перечислить на счет в НБК $20. Формирующиеся резервы будут храниться в Центробанке в течение года при нулевой ставке. Это требование направлено на «предотвращение макрофинансовых рисков», говорится в заявлении НБК.

По давлением властей некоторые из крупнейших банков ужесточают процедуры внутреннего контроля. Так, в Bank of China любые покупки валюты на сумму более $1 млн должны быть рассмотрены в штаб-квартире в Пекине. А руководителям China Citic Bank регуляторы посоветовали пристальнее следить за людьми, которые просят родственников или друзей приобретать валюту и пересылать ее трансграничным переводом, фактически обходя таким образом ограничения. В банки даже разослан черный список таких людей. «Регулятор накажет и оштрафует банки, которые не смогут выявить фигурантов черного списка или будут смотреть на их действия сквозь пальцы», – говорит сотрудник Citic.

К борьбе с незаконными переводами подключились и правоохранительные органы. Заместитель министра общественной безопасности Мен Цинфен заявил в августе, что, несмотря на их усилия, подпольные трансфертные агенты продолжают активно действовать, передавало агентство «Синьхуа». Мен призвал правоохранителей лучше координировать свои действия с Центробанком в рамках кампании, которая продлится до конца ноября.

Учитывая давние обещания Пекина постепенно смягчать ограничения на движение капитала, нынешние меры – шаг назад на пути к более рыночной системе, считает Чжон Чжэншэн, директор по экономическим исследованиям в государственной брокерской компании Hua Chuang Securities.

Читайте так же:  Как отразить в бухучете выплату дивидендов

Валютный контроль Китая

Органы валютного контроля в Китае, валютное регулирование юридических лиц

В Китае, как и в России, действует система государственного валютного контроля. На территории Китая запрещены платежи в иностранной валюте, но юридические и физические лица могут иметь валютные счета, совершать операции с валютой, пересылать валюту за рубеж и принимать платежи в валюте от зарубежных контрагентов.

Органом валютного контроля Китая является Государственное управление валютного контроля и его отделения на местах.

ПРАВО НА ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В КИТАЕ

Компании, осуществляющие импортно-экспортные операции могут открыть валютный счет в банке. При этом каждое получение денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснование (контракт или инвойс).

При получении валюты потребуется заполнить заявление, в котором указывается назначение данных валютных средств (оплата за товар, за услуги и др.). При получении валютного перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счета, банк автоматически переведет валютные средства в юани по текущему официальному курсу.

Однако не все банки смогут это осуществить. В частности, Торгово-промышленный банк Китая, получив валютный перевод на компанию, у которой нет валютного счета, в большинстве случае отошлет его обратно, в то время как Банк Китая сможет зачислить средства. Поэтому лучше всего проводить платежи через Банк Китая, поскольку этот банк является самым опытным в осуществлении операций, связанных с международным бизнесом.

Валютные операции подразделяются на обычные (стандартные) и капитальные. Их основное отличие состоит в том, что на проведение капитальных транзакций необходимо получать разрешение еще до их осуществления и обычно получение этого разрешения занимает довольно длительное время.

СТАНДАРТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В КИТАЕ

Стандартные транзакции — это часто совершаемые сделки, включающие валютные поступления от торговли или услуг, переводы валюты при импорте продукции и т.п. Валюта, необходимая для стандартных операций, может быть приобретена в банке, где у предприятия открыт валютный счет.

После получения валютных доходов от экспорта и перевода валюты при импорте, компании должны оформить специальный документ, подтверждающий ее целевое использование.

СИСТЕМА УТВЕРЖДЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КИТАЕ

После перевода или получения валютных средств, компания должна предъявить в банк импортную или экспортную таможенную декларацию для подтверждения использования валюты в соответствии с заявкой на перевод или получение валюты.

Валютные операции должны быть утверждены в течение 90 дней после завершения импортной или экспортной операции, в особых ситуациях (отсроченный платеж или аккредитив с отсрочкой платежа) этот срок может быть продлен.

КАПИТАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ В КИТАЕ

Капитальные транзакции — это международные операции, связанные с прямыми инвестициями, инвестициями в виде ценных бумаг и получением кредитов в иностранных банках или займов от иностранных предприятий.

При оформлении займа за рубежом необходимо подать заявку в органы валютного контроля, только после утверждения заявки можно будет начать осуществление этой операции.

Различают следующие виды внешних займов, требующих регистрации: кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных банков, кредиты иностранных предприятий, выпуск облигаций в иностранной валюте, международный финансовый лизинг, отсроченные платежи. «Свидетельство о регистрации внешнего займа» выдается Государственным управлением валютного контроля Китая.

При получении кредита от иностранного банка или предприятия заемщик должен открыть специальный счет для внешнего займа в Банке Китая или другом банке, имеющем соответствующее разрешение Управления валютного контроля. Возврат займа также осуществляется со специального счета для возврата кредита и уплаты процентов.

30.12.2017 Уведомление Государственного управления валютного контроля о регулировании в сфере операций с крупными суммами наличных средств снимаемых с банковских карт за рубежом

индекс: 000014453-2017-00847
классификация: статистика международных платежных балансов извещение широкие слои общественности
Государственное управление валютного контроля
дата публикации: 30.12.2017
наименование документа: Уведомление Государственного управления валютного контроля о регулировании в сфере операций с крупными суммами наличных средств снимаемых с банковских карт за рубежом
номер: ВУ №29 [2017]

Уведомление Государственного управления валютного контроля о регулировании в сфере операций с крупными суммами наличных средств снимаемых с банковских карт за рубежом

Филиалам Государственного управления валютного контроля на уровне провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, Департаменту валютного регулирования, отделениям Управления валютного регулирования городов Шэньчжэнь, Далянь, Циндао, Сямынь, Нинбо; всем национальным китайским банкам; UnionPay International Co. Ltd
В целях совершенствования контроля в сфере трансграничного использования банковских карт, предотвращения использования банковской системы для отмывания денег, финансирования терроризма, нарушений в области налогового законодательства, в соответствии с «Положениями Китайской Народной Республики о валютном регулировании» (именуемым в дальнейшем «Положениями»), иными нормативными актами, Государственное управление валютного контроля (именуемое в дальнейшем Валютное управление) делает следующее заявление:

    Физическое лицо, имеющее банковскую карту, открытую в одном из банков Китая (включая дополнительную банковскую карту (на члена семьи или партнера)) при получении наличных средств, находясь за рубежом, не вправе превышать сумму равную в эквиваленте 100 тыс. юаней за календарный год. В случае превышения установленного годового лимита, операции по снятию наличных средств за рубежом будут невозможны в течение текущего и следующего года.

Физические лица не вправе использовать банковскую карту другого лица или авансировать свою собственную банковскую карту с целью уклониться, или содействовать уклонению от контроля над снятием наличных средств за рубежом.
Валютное управление, ежедневно используя систему управления иностранной валютой для операций с банковскими картами за рубежом, посылает в финансовые учреждения выдавшее банковские карты список лиц, снимавших наличные средства за рубежом, транзакции по картам которых должны быть приостановлены. Финансовое учреждение, выдавшее банковскую карту, обязано не позднее 17 часов пекинского времени текущего дня заблокировать банковские карты, лицам, указанным в списке.

Государственное управление валютного контроля

29 декабря 2017 года

Я зарабатываю на жизнь трудом переводчика, частью которого является этот материал.
Своё удовлетворение от прочитанного можно выразить через:
Тинькофф Банк
5536 9137 5954 7090 Илья Ц.
или
Сбербанк
4276 4000 3185 1331 Ольга Владимировна А.
или
Яндекс-Деньги
Номер кошелька
410012682044620
https://money.yandex.ru/to/410012682044620
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!

Читайте так же:  Как оплатить налог за аренду квартиры

tags: Государственное управление валютного контроля КНР, валютное регулирование в Китае, правила обналичивания денежных средств за рубежом, обналичивание денежных средств владельцами карт выданных банками Китая, обналичивание денежных средств гражданами Китая за рубежом

Перевод: © Цай Илья. Гуанчжоу 2018 год. Все права защищены

ЦБ требует от банков усилить контроль за денежными переводами за рубеж

ЦБ в ходе надзора за банками заметил схему с сомнительными денежными переводами за границу. Вот как описывает ее зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин в письме, разосланном банкам 14 января.

Одни и те же люди, которых Скобелкин называет «серийными отправителями», неоднократно в течение дня с небольшими временными интервалами осуществляют переводы денег. Делают они это без открытия банковских счетов, как правило, в подразделениях банков в крупных торговых точках либо рядом с ними – в большинстве случаев там не используется контрольно-кассовая техника.

Суммы переводов гораздо больше тех, что обычно проводят физлица по основаниям, не связанным с предпринимательской деятельностью (это перевод заработной платы, дарение, материальная помощь и др.), указывает регулятор. Часто один человек переводит деньги нескольким получателям, но в одни и те же населенные пункты.

«Средний чек» таких переводов ЦБ не раскрыл. В III квартале 2018 г. средняя сумма одного перевода из России (с открытием и без открытия банковского счета) составила $197, по данным ЦБ.

По оценке ЦБ, за год таких сомнительных переводов совершается более чем на 100 млрд руб., сообщил человек, близкий к ЦБ. Представитель регулятора оперативно прокомментировать это не смог.

На самом деле такими переводами люди могут расплачиваться по договорам, предусматривающим поставку товаров в Россию, считает ЦБ, т. е. фактически они таким образом могут скрывать то, что ведут предпринимательскую деятельность, и избегать постановки контрактов на учет в банках для проведения валютного контроля. ЦБ полагает, что такие переводы имеют очевидные признаки сомнительных операций, а банки недостаточно контролируют операции на предмет отмывания денег.

ЦБ рекомендовал банкам тщательнее контролировать серийные переводы наличных за рубеж, говорится в письме Скобелкина.

В отсутствие валютного контроля клиентам не приходится предоставлять подтверждающие документы о том, что за товар поступил в страну, и если клиенты хотят избежать именно этого, то речь может идти просто о выводе средств за рубеж, говорит начальник управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Дремин. Но если товар реально ввозится в Россию, то тогда с помощью таких переводов без открытия счета индивидуальные предприниматели либо самозанятые граждане могут уходить от уплаты налогов, указывает он.

Целью подобных операций может быть как уход от налогообложения, так и вывод средств за рубеж, подтвердил «Ведомостям» представитель ЦБ.

«На рынках активно торгуют иностранцы. Никаких ИП или ООО они не регистрируют, а наличные деньги, которые получают от продаж, отправляют на родину для поставки новой партии товара», – объясняет один из финансистов. Схема не новая, этим грешил не один банк, знает он. Например, средняя сумма перевода из России в Китай за III квартал, по данным ЦБ, $2571. Нерезиденты переводят в Китай в среднем $5867.

Это мигранты, подтверждает другой собеседник «Ведомостей», но всплеск переводов связан с тем, что в одном из действующих банков полиция остановила работу подобной площадки. Это подтверждает человек, близкий к одной из систем денежных переводов.

Часто такими системами пользуются микропредприниматели, торгующие на рынке, наряду с правомерными переводами, говорит советник предправления Пробанка Александр Алленов. Однако вкрупную государство обмануть не выйдет: у платежных систем есть лимиты по размеру переводов, говорит он. Все системы денежных переводов ставят ограничение на переводы за рубеж для резидентов – $5000 или эквивалент в другой валюте в день, говорится на их сайтах.

Для перевода более крупных сумм используются либо сами банки, либо криптовалюты, продолжает он: у банков при переводе крупных сумм должны сразу возникать вопросы, тем более если операция проводится без открытия счета.

У трудовых мигрантов подобных проблем обычно не возникает, говорит представитель «Золотой короны», но действительно есть сегмент отправителей, совершающих многократные крупные операции. Отслеживать подобные операции наиболее успешно может банк-отправитель, поскольку он вправе запросить документы, подтверждающие источник происхождения средств, продолжает он. Среднюю сумму подозрительного перевода назвать сложно, ориентировочно это операции от 500 000 руб.

Представитель Сбербанка отказался от комментариев. ВТБ не осуществляет трансграничные переводы наличных без открытия счета, сообщил его представитель. Представители других крупных банков на вопросы не ответили.

Валютное регулирование и контроль в Китае

Валютное регулирование в Китае операций физических и юридических лиц. Банковская система Китая: структура и современное состояние. Реформа банков в Китае: перспективы развития. Китайские коммерческие банки. Городские акционерные коммерческие банки Китая.

Рубрика Банковское, биржевое дело и страхование
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.11.2011
Размер файла 48,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Можно сделать вывод, что при китайских масштабах нет больших противоречий между завершением комплексной, полноотраслевой индустриализации и модернизации, с одной стороны, и использованием на внешнем рынке сравнительных преимуществ в ряде отраслей — с другой. Высокая доля потребительских товаров в китайском экспорте не препятствует расширению позиций этой страны на внешних рынках, создавая там прослойку торговцев, жизненно заинтересованных в продолжении и расширении поставок.

Говоря о перспективах валютной политики КНР, вероятно, следует заметить, что экономика этой страны находится в очень благоприятной фазе развития, так как денежные потоки в ней еще не оторвались от реальной экономики настолько, насколько это произошло в глобальных финансах, вызывая закономерную тревогу многих экономистов. Возможно, что преимущество такого положения китайское руководство постарается сохранить на достаточно продолжительный исторический срок.

Помимо прочего, преимущество стабильности, т.е. невысоких колебаний цен, курса валюты, процентной ставки и т.п., — позволяет сохранять достаточно эффективное планирование, причем не только по натуральным показателям, но и по стоимостным — за счет формирования относительно небольших страховых фондов и запасов.

Читайте так же:  Налог на имущество организаций автомобиль

Очевидно и то, что полноценное и широкое экономическое взаимодействие с КНР, включающее производственное сотрудничество, может способствовать повышению конкурентоспособности белорусских предприятий благодаря относительно низким ценам китайского рынка и наличию на нем реальной конкурентной среды.

1. КНР. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1984.

2. Материалы 1-й сессии ВСНП 10-го созыва: итоги экономического и социального развития КНР в 2002 г. и планы на 2003 г. \ Жэньминь жибао, 5 марта 2003 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Горюнов А.П. Реформирование системы внешнеторгового регулирования в КНР. Автореферат кандидатской диссертации. Хабаровск, 2002.

4. Ефимов А.Ю. Финансовая политика КНР/ Ловушки либерализации (Китай и ВТО). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004.

5. Ю.Китай: фундамент успехов XXI века. М.: ИДВ РАН.

6. Макушкин А.Г. Политическая экономия финансовой глобализации/ Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2007.

7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Издание второе, переработанное и дополненное. Под ред. JI.H. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2008.

8. Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2005.

9. Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Под ред. Ю.Д. Маслюкова. М.: Издатель Чернышова, 2008.

10. Джомо К.С. Либерализация мировой финансовой системы и кризис развития восточно-азиатских стран/ Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2009.

11. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа. М.: ИДВ РАН, 2009.

12. Ю.Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Прогресс, 1994.ll.Xoy Цзиньгуан. Реформа государственных предприятий в Китайской Народной Республике. Дисс. канд. экономических наук. М., 2004.

13. Чжан Янь, Ян Цзыин «Баланс внешних платежей и устойчивый прирост валютных запасов»»Jinrong luntan», 2007, №5.

14. Кузнецова В.В. Китайская валютная политика// Банковское дело. 2002. № 12.

15. П.Кузнецова В.В. Юань: региональная валюта?/ Современные тенденции развития регионального экономического сотрудничества в Восточной Азии. М.: ИМЭМО РАН, 2003.

16. Порядок проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты за китайские юани резидентами и нерезидентами. Выступление на семинаре Торгово-промышленного банка КНР и Внешторгбанка. Пекин, октябрь 2003 г.

Валютный контроль в Гонконге

Законодательство САР Гонконг о противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем

Включает два основных нормативных акта:

  1. Ордонанс о торговле наркотиками (Drug Trafficking (Recovery of Proceeds) Ordinance (DTROP)) устанавливает меры по выявлению, «замораживанию» и конфискации доходов, полученных от торговли наркотиками и преступность деяний, связанных с отмыванием таких доходов.
  2. Ордонанс об организованной преступности (Organized and Serious Crimes Ordinance (OSCO)), разработанный на основе DTROP, распространяет уголовную ответственность за отмывание доходов на деятельность, связанную с сокрытием подобных доходов.

DTROP и OSCO (раздел 25 (1) обоих актов) устанавливают преступность деяния, связанного с использованием финансовых средств или иного имущества, лицом, знающим или имеющим достаточные основания подозревать, что указанные финансовые средства или иное имущество (далее – доходы), полностью или частично прямо или косвенно, получены от торговли наркотиками или иным незаконным образом. Максимальное наказание за данное преступление составляет 14 лет тюремного заключения или штраф в размере HK$5 млн.

Лицо не подлежит ответственности, в случае если докажет, что оно намеревалось сообщить такие сведения, подозрения или факты уполномоченному должностному лицу либо представит обоснованную причину невозможности исполнения данной обязанности.

Устанавливается законная обязанность лица, знающего или подозревающего, что финансовые средства или иное имущество, полностью или частично прямо или косвенно, получены от торговли наркотиками или иным незаконным образом, либо использовались или будет использоваться в подобных целях, сообщить об этом уполномоченному должностному лицу. За неисполнение данной обязанности предусмотрен штраф 5 уровня (от $25, 001 до $50 тыс.) или тюремное заключение до 3 месяцев.

Необходимо отметить, что ответственность за использование доходов от преступной деятельности или несообщение о подобных деяниях наступает и в случае если основное преступление, с помощью которого получен незаконный доход, совершено за пределами Гонконга.

В случае если лицо, сообщившее сведения о таких незаконных действиях, совершает деяние, нарушающее раздел 25 (1), и сообщенные им сведения, касаются данного деяния, оно освобождается от ответственности если:

  • сведения были представлены до совершения противоправного деяния, и на его совершение было получено согласие уполномоченного должностного лица
  • сведения были представлены после совершения противоправного деяния, но в добровольном порядке и в разумный срок

Сообщение таких сведений не может рассматриваться как нарушение договора или законодательного установления, налагающего запрет на раскрытие информации. Лицо не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие сообщения таких сведений. Организации не несут ответственности за разглашение конфиденциальной информации о клиентах, при исполнении указанной обязанности.

Сообщение сведений любым третьим лицам лицом, знающим или подозревающим, что такие сведения уже представлены уполномоченным органам власти, при условии, что это может воспрепятствовать нормальному ходу расследования по данному делу (tipping off), наказывается тюремным заключением на срок до 3 лет или штрафом до $500 тыс.

Подробнее о Государственном управлении валютного контроля КНР

Основные функции ГУВК КНР включают в себя: изучение вопросов реформы системы валютного контроля, обеспечения сбалансированности международного платежного баланса, внесение в Народный банк Китая предложений по изменению курса юаня, участие в разработке проектов законов по вопросам валютного контроля, учет и мониторинг состояния международного платежного баланса и внешнего долга, регулирование валютного рынка в пределах всей страны, контроль иностранной валюты, управление государственными золотовалютными резервами, а также выполнение других функций по поручению Государственного совета КНР или Народного банка Китая

SAFE действовала как независимая организация до 1998 года, затем китайское правительство сделало ГУВК КНР подконтрольным Народному банку Китая (НБК). Основанием для этого стало установление НБК в качестве центрального банка.

Положения КНР о валютном контроле в Китае

Глава I Общие положения

Обнародованы Указом №193 Госсовета КНР, 29 января 1996 года. По решению Госсовета о пересмотре положений КНР о валютном контроле в Китае от 14 января 1997 в Положения были внесены поправки. Закон был повторно обнародован Указом 211 Госсовета КНР 14 января 1997 и вступил в силу со дня обнародования.

Читайте так же:  Срок выплаты возврата налогового вычета

Статья 1. Данные положения вводятся с целью усиления валютного контроля, поддержания платежного баланса и укрепления здорового развития национальной экономики.

Статья 2. Отдел валютного контроля при Госсовете, а также филиалы отдела (далее в тексте – органы валютного контроля) должны, согласно закону, выполнять функции, относящиеся к валютному контролю и нести ответственность за выполнение данных Положений.

Статья 3. В данных Положениях, термин валюта означает следующие платежные средства и активы, обозначенные в валюте и могущие быть использованными при международных расчетах: 1) Иностранная валюта, включая банкноты и разменные монеты. 2) Документы, оплачиваемые в иностранной валюте, включая счета, банковские сертификаты с депозита и почтовые сберегательные сертификаты. 3) Ценные бумаги, обозначенные в валюте, включая государственные облигации, промышленные облигации, долговые обязательства, резервы и т.д. 4) Специальные права заимствования. 5) Подобные же другие валютные активы.

Статья 4. Данные положения относятся ко всем видам деятельности, имеющим отношение к денежным поступлениям и выплатам и операциям, проводимым на валютной основе всеми организациями и частными лицами, а также иностранными организациями и иностранными частными лицами на территории Китая.

Статья 5. Государство не накладывает какие-либо ограничения на международные выплаты и переводы по текущему счету.

Статья 6. Для платежного баланса государство применяет систему статистических отчетов. Все подразделения и частные лица должны давать статистический отчет по всем зарубежным выплатам и денежным поступлениям.

Статья 7. Обращение иностранной валюты на территории Китая запрещено и никакая иностранная валюта не может быть использована для оценки и произведения расчетов.

Статья 8. Всем подразделениям и частным лицам дано право докладывать о любом нарушении в валютном регулировании. Органы валютного контроля должны награждать подразделения или частных лиц, сыгравших выдающуюся роль в раскрытии или оказавших существенную помощь в расследовании таких нарушений, и нести ответственность за сохранение конфиденциальности.

Глава II Иностранная валюта на текущем счету

Статья 9. Организация, на территории страны должна переводить свои валютные заработки на текущий счет в Китай, и не может, в нарушение соответствующих государственных положений, размещать свою валюту за пределами Китая.

Статья 10. Организация на территории страны должна продавать свои валютные заработки на текущем счету банку, уполномоченному проводить валютные операции в соответствии с положениями Госсовета, касающимися иностранной валюты, ее продажи или приобретения, либо, по получении разрешения, открывать валютный счет в таком банке.

Статья 11. Организация на территории страны должна, представив действующие свидетельства и финансовую документацию, приобретать необходимую ей валюту на текущий счет в банке, уполномоченном вести валютные операции, в соответствии с положениями Госсовета, касающимися иностранной валюты, ее продажи или приобретения.

Статья 12. Валютный сбор поступлений от экспорта и валютные выплаты за импорт всех организаций на территории страны должны регулироваться процедурами по проверке и списанию, в соответствии с государственными положениями об управлении сбором, проверкой и списанием экспортных поступлений или оплатой проверкой и списанием импорта в иностранной валюте.

Статья 13. Валюта, принадлежащая частным лицам, может находиться в их распоряжении, или может быть также отложена в банках или продана банкам, уполномоченным вести операции с иностранной валютой. Сберегательные вклады в валюте должны управляться на принципах добровольных вкладов, свободного изъятия средств, процентных вкладов и сохранения тайны вкладчиков.

Положения КНР о валютном контроле в Китае

Статья 14. Частное лицо, уезжающее из Китая по частному делу, может приобрести необходимую ему зарубежную валюту в установленных пределах. Валюта, необходимая для ведения частных дел и превышающая установленный предел может быть приобретена после подачи ходатайства в органы валютного контроля, при этом последние должны подтвердить, что ходатайство основано на фактах. Частное лицо, намеревающееся завезти в Китай зарубежную валюту либо вывести зарубежную валюту из Китая должно заполнить декларацию установленного образца на таможне. Частное лицо, уезжающее из Китая с валютной суммой превышающей установленный предел должно представить на таможне соответствующее свидетельство.

Статья 15. В том случае, если частное лицо эмигрирует, то его или ее накапливающиеся доходы в валюте от остающихся в стране активов могут, на основании конкретных документальных материалов и имеющих силу документов, быть переведены из страны через банк, имеющий полномочия на проведение валютных операций, или вывезены с территории.

Статья 16. Никакие активы в иностранной валюте, такие как платежные средства и ценные бумаги обозначенные в иностранной валюте, принадлежащие гражданам Китая, проживающим на территории КНР, не могут быть перевезены и высланы по почте за пределы Китая без одобрения органов валютного контроля.

Статья 17. Зарубежные организации и зарубежные граждане, находящиеся в Китае, желающие перевезти из Китая свои законно полученные доходы в юанях, могут, по представлению соответствующих материалов и документов, конвертировать их в зарубежную валюту в банках, уполномоченных на проведение валютных операций.

Статья 18. Зарубежная валюта, переведенная и завезенная в Китай зарубежными организациями, находящимися в Китае или зарубежными гражданами в Китае может сохраняться у них или быть положенной в банки или продана банкам, уполномоченным на проведение валютных операций или, по представлении действующих документов, быть переведенной за рубеж или вывезенной из Китая.

Глава III Валюта на счету предприятия

Статья 19. Все организации на территории страны обязаны переводить свои валютные заработки на счет предприятия в КНР, если Госсовет не примет другого решения.

Статья 20. Организация на территории страны, в соответствие с действующими государственными положениями, должна открыть счет в банке, уполномоченном на ведение валютных операций, для перечисления валюты на счет предприятия; если предприятие желает продать валютную прибыль банку, уполномоченному на ведение валютных операций, то оно обязано получить разрешение органов валютного контроля.

Читайте так же:  Торговый сбор регионы

Статья 21. В случае, если работающая на территории страны организация намерена сделать инвестиции за пределами Китая, источник ее валютных поступлений будет проверен органами валютного контроля до регистрации заявки в органах, ответственных за выдачу разрешений на это; после получения разрешения организация, в соответствии с положениями Госсовета о валютном контроле зарубежных инвестиций, проходит через формальности, необходимые для перевода зарубежной валюты.

Статья 22. Внешние займы осуществляются только государственными отделами, назначенными Госсоветом, а также финансовыми учреждениями и предприятиями, уполномоченными отделом валютного контроля при Госсовете. Внешние займы должны проводится согласно соответствующим государственным положениям. Предприятие с зарубежным капиталом должно сообщить о сделанном внешнем займе в органы валютного контроля для регистрации.

Статья 23. Для выпуска финансовыми учреждениями облигаций в иностранной валюте за пределами Китая следует получить разрешение отдела валютного контроля при Госсовете и действовать согласно соответствующим государственным положениям.

Статья 24. Внешние гарантии должны предлагаться только соответствующими финансовыми учреждениями и предприятиям, удовлетворяющим установленным государственным стандартам. На предоставление внешних гарантий необходимо получить разрешение органов валютного контроля.

Статья 25. Государство устанавливает систему регистрации внешних долгов. Все организации на территории страны должны, в соответствии с установленными Госсоветом положениями о статистическом учете и контроле внешних долгов, проходить такую регистрацию. Отдел валютного контроля при Госсовете несет ответственность за статистический учет и контроль внешних долгов по всей стране и периодически публикует отчеты о ситуации по внешним долгам.

Китай ужесточает валютный контроль

Народный банк Китая (НБК) обязал банки откладывать в резервы пятую часть от средств, потраченных на покупку иностранной валюты. Кроме того, по словам банкиров, от них требуют ужесточить проверки крупных операций по покупке валюты корпоративными клиентами. Власти также усиливают борьбу с незаконными агентами по переводу денег за рубеж, к ней подключилось министерство общественной безопасности.

Возможности людей и компаний приобретать валюту и осуществлять трансграничные денежные переводы ограничены. Например, физическое лицо не может вывести из Китая более $50 000 в год. Обмен юаней на иностранные валюты компаниями допускается лишь в бизнес-целях, таких как оплата импорта и одобренные зарубежные инвестиции. Однако способов обойти эти ограничения немало – от включения личных средств в корпоративные валютные операции, в том числе по фиктивным договорам, до использования услуг подпольных трансфертных агентов. Среди законных способов – инвестиции в зарубежную коммерческую недвижимость, которые в значительной степени осуществляются богатыми китайцами. По оценке CBRE Group, в первом полугодии такие вложения составили $6,5 млрд и по итогам года они могут превысить прошлогодний результат в $10,5 млрд.

Надежных данных о трансграничных потоках капитала нет, в том числе потому, что многие переводы проводятся в обход ограничений. Тем не менее экономисты указывают на сокращение валютных резервов Китая как на индикатор растущего оттока: почти достигнув в 2014 г. $4 трлн, они с тех пор уменьшились более чем на $340 млрд.

Экономисты Goldman Sachs в отчете для клиентов назвали возможную нестабильность юаня и отток капитала основными поводами для беспокойства. По их оценке, после объявленной 11 августа девальвации юаня темпы оттока капитала могли ускориться до $150-200 млрд в год.

По мнению Чжу Хайбиня, экономиста JPMorgan Chase, за год по конец II квартала отток достиг «впечатляющих» $340 млрд. Экономист Macquarie Group Ларри Ху называет цифру в $264 млрд за тот же период.

В ближайшие месяцы отток может усилиться, если юань будет слабеть, а экономика и дальше будет демонстрировать признаки быстрого замедления. С начала года курс юаня к доллару опустился на 2,6%; опубликованные во вторник официальные данные по промышленному производству в августе оказались худшими за последние три года. «В III квартале отток может увеличиться из-за ожиданий ослабления юаня», – полагает Чжан Минь, старший экономист Академии общественных наук КНР.

Требования декларации Базельского комитета (1988 г.) и ФАТФ

Согласно законодательству САР Гонконг, организации должны соблюдать основные правила и принципы, сформулированные в Декларации о принципах Базельского комитета 1988 г. и рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Декларация устанавливает следующие принципы ведения банковской деятельности:

  1. Знай своего клиента: банки должны применять соответствующие меры по установлению подлинной личности клиента, и использовать надлежащую методику установления добросовестности клиентов.
  2. Соблюдение законов: банки должны гарантировать соответствие осуществляемой деятельности высоким этическим стандартам, строгое соблюдение законов и правил, и не обслуживать клиентов, в отношении которых существуют основания предполагать, что их деятельность связана с отмыванием доходов.
  3. Взаимодействие с правоприменительными органами: в пределах ограничений, установленных законодательством о конфиденциальной информации (банковской тайне), банки должны взаимодействовать с соответствующими органами государственной власти.
  4. Банковская политика и обучение персонала: политика банков не должна противоречить Декларации, и весь персонал должен быть надлежащим образом проинструктирован и должен следовать данной политике.

Организации и учреждения не вправе вести операции и обслуживать счета анонимных или использующих заведомо фиктивные имена клиентов.

Организациям рекомендуется избегать открытия счетов посредством использования почтовых отправлений и по возможности проводить личные собеседования с заявителями. Для иностранных заявителей предпочтительнее открытие счета в отделениях организации, в банке-корреспонденте либо в банке, заслуживающем доверия в осуществлении должной идентификации заявителя.

Подозрительные операции

Подозрительными операциями могут считаться операции, проводимые при следующих обстоятельствах:

  • не связаны с обычно проводимой законной коммерческой и иной деятельностью клиента;
  • связаны с деятельностью обычно не проводимой в связи с использованием данного конкретного вида счета;
  • использование услуг посредника, без видимых на то причин, при проведении обычной операции или ведении обычной деятельности;
  • любой необычный способ расчетов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Примеры подозрительных операций и связанной с ними деятельности:

Источники

Валютный контроль в китае
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here