Упрощенная система налогообложения в автономной

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Упрощенная система налогообложения в автономной" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Упрощенная система налогообложения в автономной

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В оперативном управлении автономного учреждения дошкольного образования находится объект недвижимого имущества (здание детского сада). Начисление и уплату налога на имущество осуществляет автономное учреждение за счет средств, выделенных учредителем на выполнение муниципального задания. С 1 января 2017 г. автономное учреждение переходит на упрощенную систему налогообложения.
Обязано ли учреждение уплачивать налог на это имущество после перехода на УСН, или уплата является обязанностью собственника имущества?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Энциклопедия решений. Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями

Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями

Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) относится к специальным налоговым режимам, установленным НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 18 НК РФ). В главе 26.2 НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. Преимущества УСН заключаются в том, что налог, уплачиваемый в связи с применением этого спецрежима, заменяет исчисление и уплату следующих налогов (п. 2 ст. 346.11):

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

— налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость; письмо Минфина России от 28.07.2014 N 03-11-06/2/36924);

— НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется в добровольном порядке (ст. 346.11 НК РФ).

Плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, признаются, в частности, организации, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Однако применение УСН возможно только при выполнении условий и ограничений, установленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, а также в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Это ограничения:

— по величине доходов;

— по численности работников (письмо Минфина России от 07.12.2016 N 03-11-06/2/72772);

— по остаточной стоимости основных средств;

— по структуре уставного капитала (доли участия других организаций в уставном (складочном) капитале);

— по наличию филиалов и представительств ( с 2016 года — только филиалов);

— некоторые иные ограничения по перечню ст. 346.12 НК РФ.

К числу лиц, которые не вправе применять УСН относятся казенные и бюджетные учреждения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Проводя разграничение между видами государственных (муниципальных) учреждений, Минфин России в письме от 07.10.2011 N 03-11-06/2/140 приводит разъяснения, что ограничение для применения УСН, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.

Внимание

Имущество, передаваемое в оперативное управление автономному учреждению собственником имущества (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), не является амортизируемым имуществом (п. 2 ст. 256 НК РФ), соответственно, стоимость этого имущества не учитывается в целях ограничения по остаточной стоимости основных средств, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (письма Минфина России от 06.07.2016 N 03-11-10/39450, от 18.03.2013 N 03-11-06/2/8166).

Пунктом 1 ст. 346.14 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН, предусмотрено на выбор два объекта налогообложения: «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Выбор объекта налогообложения — право налогоплательщика, сделать его нужно до начала применения УСН.

От выбранного объекта налогообложения зависит налоговая база для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также ставка налога (ст.ст. 346.18 и 346.20 НК РФ). Для правильного выбора объекта налогообложения с целью оптимизации налоговых выплат необходимо проанализировать структуру расходов автономного учреждения и сравнить их с перечнем расходов, учитываемых при УСН, приведенным в ст. 346.16 НК РФ.

Применение одновременно двух объектов налогообложения по УСН (по разным видам деятельности) не предусмотрено (см. письмо ФНС России от 15.04.2011 N КЕ-4-3/[email protected]). Изменить выбранный объект можно только с начала налогового периода, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается сменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Порядок определения доходов для целей применения УСН установлен в ст. 346.15 НК РФ. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, то есть:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

Читайте так же:  Ип на осно с работниками налоги

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Вместе с тем при налогообложении УСН не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ; письма Минфина России от 22.12.2016 N 03-11-06/2/77284, от 29.11.2016 N 03-11-06/2/70559). Применительно к автономным учреждениям это означает, что при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования и целевых поступлений, к которым относятся и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Положения ст. 251 НК РФ обязывают получателей целевого финансирования и целевых поступлений вести раздельный учет доходов и связанных с ними расходов. Кроме того, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ в отношении целевых поступлений обязательным является требование об их целевом расходовании — при неисполнении данного требования эти поступления не могут рассматриваться в качестве целевых и подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

Порядок определения расходов для целей применения УСН установлен в ст. 346.16 НК РФ. Положения этой статьи применяются только к налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Внимание

При определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит (письмо Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-06/2/76035). Расходы признаются в порядке, установленном в п.п. 2, 3 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Они должны быть:

1) экономически обоснованны;

2) документально подтверждены;

3) произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При отнесении затрат к расходам, непосредственно связанным с приносящей доход деятельностью, следует помнить: при налогообложении УСН не могут учитываться те расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий.

Расходами признаются лишь реально понесенные затраты, причем повторное их включение в налоговую базу недопустимо (п.п. 1, 5 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Примечание

При разработке учетной политики в целях налогообложения желательно стремиться выделить из всех осуществляемых расходов как можно больше расходов, непосредственно связанных с осуществлением приносящей доход деятельности и направленных на получение собственных доходов.

Применение упрощенной системы налогообложения УСНО автономными учреждениями

Чем привлекательна УСНО?

Перейти на УСНО, а также вернуться к иным режимам налогообложения — дело добровольное, но не для учреждений, попавших в перечень организаций, для которых применение данного специального режима запрещено. Так, бюджетным учреждениям запрещено применять УСНО с 01.01.2006 (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, введенный в действие Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Поскольку автономные учреждения не являются бюджетными, к ним указанное ограничение не применяется, поэтому они вправе перейти на УСНО.

В связи с этим руководитель АУ должен оценить преимущества УСНО и решить, подходит ли данный спецрежим его учреждению. Применяя обычную систему налогообложения, АУ является плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество, земельного налога и страховых взносов в ПФР — на обязательное пенсионное страхование, ФСС — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС — на обязательное медицинское страхование. В случае применения УСНО автономное учреждение будет освобождено от обязанностей по уплате налога на прибыль и налога на имущество. Кроме того, оно не будет признаваться плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Применение УСНО также означает, что АУ становится плательщиком единого налога. Ставка по этому налогу зависит от выбора объекта обложения: доходы (6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (15%). Выбор объекта налогообложения осуществляет сам налогоплательщик (необходимо посчитать, в каком случае налоговая нагрузка меньше). Если АУ решит, что выбор сделан неудачно, объект налогообложения можно изменить только с начала налогового периода, известив об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода объект обложения единым налогом менять запрещено.

Платежи по обычной и упрощенной системе налогообложения

Обычная система налогообложения

Налог на прибыль

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО

Налог на имущество

Что же касается страховых взносов, которые с 01.01.2010 заменили ЕСН, в 2010 г. «упрощенцы» должны их уплачивать только в ПФР, применяя ставку 14%. С 01.01.2011 нагрузка по страховым взносам станет такой же, как и в случае применения обычной системы налогообложения.

Страховые взносы при обычной и упрощенной системе налогообложения


Тарифы страховых взносов


Общая нагрузка по страховым взносам

В случае применения обычной системы налогообложения

В случае применения УСНО

Итак, главное преимущество УСНО по сравнению с обычной системой налогообложения заключается в возможности сэкономить на уплате налогов, сборов, но с 2011 г. эта экономия из-за выравнивания страховых взносов резко уменьшается.

Объекты «УСН доходы» и «УСН доходы минус расходы». Ставки налога

Налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему, должен выбрать один из двух объектов налогообложения. По сути, это два способа начисления единого налога. Первый объект — это доходы. Те, кто его выбрали, суммируют свои доходы за определенный период и умножают на 6%. Полученная цифра и есть величина единого «упрощенного» налога.

Второй объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов («доходы минус расходы»). Здесь величина налога рассчитывается как разница между доходами и расходами, умноженная на 15%. По Налоговому кодексу регионы вправе устанавливать пониженную налоговую ставку для объекта «доходы минус расходы» в зависимости от категории налогоплательщика. Например, в Москве для предприятий обрабатывающего производства действует ставка, равная 10%. Узнать, какие льготные ставки приняты в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Выбрать объект налогообложения нужно еще до перехода на УСН. Далее выбранный объект применяется в течение всего календарного года. Затем, начиная с 1 января следующего года, можно поменять объект, предварительно уведомив об этом свою налоговую инспекцию не позднее 20 декабря. Таким образом, переходить с одного объекта на другой можно не чаще, чем один раз в год. Тут есть исключение: участники договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом лишены права выбора, они могут применять только объект «доходы минус расходы».

Читайте так же:  Уточненка по земельному налогу

Какие налоги не нужно платить при применении УСН

В общем случае организации, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте). Прочие налоги и сборы нужно платить в общем порядке. Так, «упрощенцы» должны делать платежи на обязательное страхование с зарплаты сотрудников, удерживать и перечислять НДФЛ и пр.

Как рассчитать единый «упрощенный» налог

Нужно определить налоговую базу (то есть сумму доходов либо разность между доходами и расходами) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Налогоплательщики, выбравшие объект «доходы минус расходы», должны сравнить полученную сумму единого налога с так называемым минимальным налогом. Последний равен одному проценту от доходов. Если единый налог, рассчитанный обычным способом, оказался меньше минимального, то в бюджет необходимо перечислить минимальный налог. В последующие налоговые периоды в составе расходов можно учесть разницу между минимальным и «обычным» налогом. К тому же те, для кого объектом являются «доходы минус расходы», могут перенести убытки на будущее.

Как долго нужно применять «упрощенку»

Налогоплательщик, перешедший на УСН, должен применять ее до конца налогового периода, то есть по 31 декабря текущего года включительно. До этого времени добровольно отказаться от УСН нельзя. Сменить систему по собственному желанию можно только с 1 января следующего года, о чем нужно письменно уведомить налоговую инспекцию.

Досрочный переход с упрощенной системы возможен только в случаях, когда компания или предприниматель в течение года потеряли право на «упрощенку». Тогда отказ от данной системы является обязательным, то есть не зависит от желания налогоплательщика. Это происходит, когда доходы за квартал, полугодие, девять месяцев или год превышают 60 млн руб. либо перестают выполняться критерии по численности работников, стоимости амортизируемого имущества или доле в уставном капитале. Помимо этого право на УСН теряется, если организация в середине года попадает в «запретную» категорию (например, открывает филиал или начинает производить подакцизные товары).

Видео (кликните для воспроизведения).

Прекращение применения «упрощенки» происходит с начала того квартала, в котором утрачено право на нее. Это значит, что предприятие или ИП начиная с первого дня такого квартала должны пересчитать налоги по иной системе. Пени и штрафы в этом случае не начисляются. Кроме того, при утрате права на упрощенную систему налогоплательщик должен письменно известить налоговую инспекцию о переходе на иную систему налогообложения в течение 15 календарных дней по окончании соответствующего периода: квартала, полугодия, девяти месяцев или года.

Решил применять УСНО — извести налоговый орган

УСНО можно применять с начала нового года, а вновь созданные организации вправе перейти на данный специальный налоговый режим с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. Несмотря на то что применение УСНО — дело добровольное, АУ обязано известить о своем выборе налоговый орган по месту нахождения путем представления заявления (форма N 26.2-1). Данное требование закреплено в ст. 346.13 НК РФ.

С какого момента вправе применять УСНО автономное учреждение, созданное путем изменения типа бывшего государственного или муниципального учреждения? Согласно п. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях создание АУ указанным способом не является реорганизацией бюджетного учреждения. При переводе бюджетного учреждения в автономное вносятся соответствующие изменения в его устав. В этом случае новое юридическое лицо не возникает, поэтому АУ, созданное путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, вправе перейти на УСНО только с нового года.

Подчеркнем еще раз: переход на УСНО — право налогоплательщика, а не его обязанность. У налогового органа отсутствуют основания для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСНО. В то же время налогоплательщик вправе обратиться в письменном виде в налоговую инспекцию с просьбой подтвердить факт применения им УСНО. В этом случае налоговый орган должен в произвольной форме письменно проинформировать налогоплательщика о том, что на основании представленного им заявления он применяет УСНО (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе). Таковы указания ФНС (Письмо от 04.12.2009 N ШС-22-3/[email protected]). Кроме того, если налогоплательщик представит заявление о переходе на УСНО в более поздний срок, чем установлено в Налоговом кодексе, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи (Письмо ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

Когда перечислять деньги в бюджет

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием и девятью месяцами), нужно перечислить в бюджет авансовый платеж. Он равен налоговой базе за отчетный период, умноженной на соответствующую ставку, за минусом авансовых платежей за предшествующие периоды.

По окончании налогового периода необходимо перечислить в бюджет итоговую сумму единого «упрощенного» налога, причем для организаций и предпринимателей установлены разные сроки уплаты. Так, предприятия должны перевести деньги не позднее 31 марта следующего года, а ИП — не позднее 30 апреля следующего года. При перечислении итоговой величины налога следует учесть все авансовые платежи, сделанные в течение года.

К тому же налогоплательщики, выбравшие объект «доходы», уменьшают авансовые платежи и итоговую сумму налога на обязательные страховые взносы в ПФР, ФСС и медстрах, а также на выплаты по больничным листам работников. При этом авансовый платеж или итоговую сумму налога нельзя уменьшить более чем на 50%.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл перечень документов

Где действует упрощенная система

На всей территории Российской Федерации без каких-либо региональных или местных ограничений. Правила перехода на УСН и возврата на другие системы налогообложения одинаковы для всех российских организаций и предпринимателей независимо от местонахождения.

Исключение составляет упрощенная система на основе патента. Это разновидность УСН, которая вводится не повсеместно, а в отдельных регионах, если в них приняты соответствующие законы. Узнать о том, принят ли такой закон в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Как перейти на УСН

Организации или предприниматели, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, могут перейти на УСН, если их доходы за период с января по сентябрь не превысили 45 млн руб. В случае выполнения данного условия нужно подать заявление в налоговую инспекцию в период с 1 октября по 30 ноября, и с января следующего года можно применять «упрощенку».

Вновь созданные предприятия и вновь зарегистрированные ИП вправе применять упрощенную систему с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать заявление в пятидневный срок (отсчитывается с даты постановки на налоговый учет).

Кто может применять УСН

Российские организации и индивидуальные предприниматели, которые добровольно выбрали УСН и у которых есть право применять данную систему. Компании и предприниматели, не изъявившие желания перейти на «упрощенку», по умолчанию применяют другие системы налогообложения. Иными словами, переход на уплату единого «упрощенного» налога не может быть принудительным.

Ограничения по численности работников, стоимости амортизируемого имущества и доле в уставном капитале

Не вправе переходить на упрощенную систему организации и ИП, если средняя численность работников превышает 100 человек. Запрет на переход действует также для компаний и предпринимателей, у которых остаточная стоимость амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) более 100 млн руб.

Кроме того, в общем случае нельзя применять УСН предприятиям, если доля участия в них других юридических лиц более чем 25%.

Как отчитываться при УСН

Отчитываться по единому «упрощенному» налогу нужно один раз в год. Компании должны предоставить декларацию по УСН не позднее 31 марта, а предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Отчетность по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев не предусмотрена.

Кто не вправе перейти на УСН

Организации, открывшие филиалы или представительства, банки, страховщики, бюджетные учреждения, ломбарды, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, а также ряд других компаний.

Кроме того, «упрощенка» запрещена компаниям и предпринимателям, производящим подакцизные товары, добывающим и продающим полезные ископаемые, работающим в сфере игорного бизнеса либо перешедшим на уплату единого сельхозналога.

Требования, предъявляемые налогоплательщику при переходе на УСНО

Руководитель АУ должен знать, что Налоговым кодексом установлены определенные требования, невыполнение которых означает, что на УСНО перейти не удастся.

Требование о доходах. В первую очередь необходимо убедиться, что доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСНО, не превышают определенную величину. Речь идет о доходах, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, в 2009 г. при подаче заявления о переходе на УСНО с 01.01.2010 применялся предельный размер доходов, ограничивающий право организации перейти на УСНО, а именно 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, Письмо ФНС России от 31.08.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

Ключевой момент. Размер доходов по итогам девяти месяцев 2009 г. не должен превышать 45 млн руб.

Требование о численности работников. Второе ограничение касается средней численности работников, которое установлено пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Автономное учреждение вправе применять УСНО только в том случае, если средняя численность его работников не превышает 100 человек за налоговый (отчетный) период. Превышение установленного лимита за девять месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСНО, не означает, что АУ не сможет применять специальный налоговый режим. В заявлении указывается численность, превышающая 100 человек, однако если по итогам года средняя численность работников будет приведена в соответствие с требованиями Налогового кодекса, АУ вправе применять УСНО (Письма Минфина России от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248, от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10).

Ключевой момент. Средняя численность работников АУ за налоговый период (календарный год) не должна превышать 100 человек.

Требование об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Последнее ограничение, которое необходимо учесть, чтобы воспользоваться правом на применение УСНО, закреплено в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб. Остаточная стоимость определяется достаточно своеобразным способом. Во-первых, в расчет принимаются только те основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании гл. 25 НК РФ. Во-вторых, остаточная стоимость этих основных средств и нематериальных активов определяется по правилам законодательства РФ о бухгалтерском учете. Таким образом, понадобится определенная по данным бухгалтерского учета остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые в целях налогообложения амортизируются.

Ключевой момент. Определенная по данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых в этой деятельности, по состоянию на 1 октября текущего года не должна превышать 100 млн руб.

Итак, автономное учреждение вправе применять УСНО, если размер доходов и средняя численность работников за определенный период, а также остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на определенную дату не превышают установленных Налоговым кодексом лимитов. При этом без проведения предварительных расчетов не рекомендуем спешить менять систему налогообложения, поскольку может оказаться, что в данном конкретном случае на УСНО нагрузка по налогам и сборам выше, чем в случае использования обычной системы налогообложения. Это становится особенно актуальным с 2011 г., когда «упрощенцы» будут уплачивать страховые взносы по полной программе (пониженные тарифы действовать не будут). Сделав выбор в пользу УСНО, автономное учреждение не сможет перейти на иной режим налогообложения до окончания налогового периода, то есть календарного года, если только не будет утрачено право на применение данного специального налогового режима.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций устанавливается

Государственные автономные учреждения могут применять упрощенную систему налогообложения

«Автономные учреждения: экономика — налогообложение — бухгалтерский учет», 2012, N 7

В п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса приведен перечень налогоплательщиков, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. В частности, там упомянуты казенные и бюджетные учреждения. Касается ли данное ограничение государственных автономных учреждений? Нет, эти организации могут применять УСН на общих условиях, считают в Минфине России (Письмо от 07.10.2011 N 03-11-06/2/140).

Дело в том, что автономные учреждения не являются ни казенными, ни бюджетными.

Казенное учреждение — это государственное или муниципальное учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги и финансируется за счет соответствующего бюджета. Об этом сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса.

Определения терминов «бюджетное учреждение» и «автономное учреждение» идентичны. Это некие некоммерческие организации, созданные на федеральном, региональном или муниципальном уровнях для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения полномочий государства в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Однако деятельность бюджетных и автономных учреждений регулируется разными нормативными актами. А именно: Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Поэтому, как полагают в Минфине, автономное учреждение не является ни казенным, ни бюджетным учреждением. А значит, предусмотренный п. 3 ст. 346.12 НК РФ запрет на применение УСН на автономные учреждения не распространяется.

Статьи предназначены для начинающих бухгалтеров; для бухгалтеров, которые ранее имели узкую специализацию (скажем, расчет зарплаты), а теперь планируют занять более высокую должность (например, заместитель главбуха); для студентов. Задача наших статей — дать человеку общее представление о механизме действия того или иного налога. Разобраться в данном механизме путем чтения Налогового кодекса крайне сложно — утонешь в деталях (вроде перечня расходов), даже не приблизившись к порядку исчисления налога. А представление о сути налога, которое можно получить с помощью наших статей, делает чтение НК РФ легким и приятным. Обратите внимание: наши статьи дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Как учесть доходы и расходы

Налогооблагаемыми доходами при УСН является выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности, например от сдачи имущества в аренду (внереализационные доходы). Список расходов строго ограничен. В него входят все популярные статьи затрат, в частности заработная плата, стоимость и ремонт основных средств, закупка товаров для дальнейшей реализации и так далее. Но при этом в перечне отсутствует такой пункт, как «прочие расходы». Поэтому налоговики при проверках проявляют строгость и аннулируют любые затраты, которые прямо не упомянуты в списке. Все доходы и расходы следует учитывать в специальной книге, форма которой утверждена Министерством финансов.

При упрощенной системе применяется кассовый метод признания доходов и расходов. Другими словами, доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация или ИП погасили обязательство перед поставщиком.

Упрощенная система на основе патента

Данная разновидность УСН предназначена исключительно для индивидуальных предпринимателей, организации не могут ее применять. Патентная «упрощенка» практикуется только в тех регионах, где приняты соответствующие законы (в частности, в Москве и Подмосковье).

Патент может получить ИП, который занимается одним или несколькими видами деятельности из списка, приведенного в Налоговом кодексе. На каждый вид деятельности нужно получить свой патент. Для этого необходимо подать заявление в налоговую инспекцию не позднее чем за один месяц до начала применения этого режима. Срок действия патента — от одного до 12 месяцев, по желанию предпринимателя. Патент действует только на территории того региона, в котором он получен. Его стоимость устанавливается законом данного региона на каждый календарный год. Оплата патента приравнивается к уплате единого «упрощенного» налога.

Предприниматель, перешедший на УСН с патентом, не должен представлять налоговую декларацию, но обязан вести книгу учета доходов и расходов. Правда, в ней он может фиксировать только доходы, а графы, посвященные расходам, оставлять пустыми.

Во время применения упрощенной системы на основе патента необходимо выполнение двух условий. Первое — среднесписочная численность наемных работников не должна превышать пяти человек. Второе — доходы предпринимателя в течение календарного года не должны превышать 60 млн руб. Если одно или оба условия оказались нарушенными, ИП утрачивает право на патентную «упрощенку» и начисляет налоги по иной системе за весь период, на который выдан патент. Деньги, ранее заплаченные за патент, не возвращаются. Об утрате права на УСН с патентом необходимо проинформировать свою налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней.

Совмещение УСН и ЕНВД

Поскольку переход на ЕНВД является обязательным, может случиться, что по одним видам деятельности налогоплательщик начисляет «вмененный» налог, а по другим — единый налог по УСН. В этом случае необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к каждому из спецрежимов. Если это невозможно, то затраты следует распределять пропорционально доходам от видов деятельности, подпадающих под разные системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения в автономной

Удобный сервис определит, какой режим налогообложения выгоднее применять в 2020 году и рассчитает предполагаемую прибыль от бизнеса. Вам достаточно ввести исходные данные, а сервис выдаст готовый результат. И наглядно покажет все ваши расходы на налоги и взносы.

Обратите внимание: в 2020 году на УСН можно работать, если доходы не превышают 150 млн. руб., а остаточная стоимость основных средств — 150 млн. руб. Поэтому если вы укажете доходы более 150 млн. руб., сервис покажет, что вы не можете применять УСН в 2020 году.

Правила расчета налогов, которые учтены в сервисе:

1. Организации и ИП с работниками могут уменьшить налог по УСН с объектом доходы не более чем на 50% (для ИП в эту сумму входят и взносы за себя, и взносы за работников). Если ИП работает один, то он может уменьшить налог по УСН с объектом доходы на взносы за себя без ограничений.

Читайте так же:  Налоговая не перечисляет имущественный вычет

2. Взносы ИП за себя состоят из двух платежей. Первый — фиксированный за год. Второй — в ПФР 1% с доходов, превышающих 300 000 руб.

3. Для расчетов сервис использует ставку по УСН для отдельных видов деятельности, которая установлена в конкретном регионе. Пониженная ставка для УСН доходы минус расходы действует в 71 регионе, для доходы — в 33 регионах. Для применения региональным законом могут быть прописаны условия. Например, размер доходов от льготного вида деятельности не менее 70%.

Для перехода с ОСН на УСН используйте наш новый сервис «Переход на УСН с 2019 года по новым лимитам»

Прежде чем перейти на новый режим налогообложения, узнайте про изменения в работе:

Применение УСН автономными госучреждениями

В соответствии со ст. 120 ГК РФ государственное учреждение может быть автономным, бюджетным и казенным. Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения.

Вправе ли применять УСН государственные автономные учреждения?

В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Так, в силу положений ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях)).

В соответствии со ст. 6 Закона об автономных учреждениях учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.

На основании изложенного автономное учреждение не является бюджетным учреждением. Поэтому ограничение для применения упрощенной системы налогообложения, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.

Основание: Письмо Минфина РФ от 7 октября 2011 г. N 03-11-06/2/140


Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Упрощенная система налогообложения в автономной

М.Н. Желонкина,
эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету

По итогам встречи с представителями деловых кругов Оренбургской области Президент РФ утвердил перечень поручений от 25.10.2016 № Пр-2035 (далее — Перечень поручений). Выполнение одного из них может расширить круг автономных учреждений, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), уже с 1 января 2017 года.

Вынос
С 2016 года по УСН в 70 регионах РФ, в том числе в Москве, введены пониженные ставки налога по УСН. На объекте «доходы» ставка снижена с 6 до 1%, а на объекте «доходы минус расходы» — с 15 до 5%.

Переход на УСН

Ограничения по переходу на УСН затрагивают сразу несколько параметров, которые должны соблюдать автономные учреждения (далее — АУ):
— отсутствие филиалов (сведения о них необходимо проверить в том числе из устава учреждения — пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина России от 29.06.2009 № 03-11-06/3/173), если представительство не упомянуто в уставе — его наличие допустимо;
— остаточная стоимость основных средств;
— размер доходов.
Есть еще несколько параметров, но для автономных учреждений они не актуальны с учетом специфики учредительства в них.

В 2016 году Минфин России выпустил несколько разъяснений о том, что автономные учреждения вправе применять УСН на общих основаниях, в том числе при получении от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности:
— объектов недвижимости стоимостью свыше 100 млн руб. (письмо от 06.07.2016 № 03-11-10/39450);
— иные основные средства независимо от их стоимости (письмо от 22.01.2016 № 03-11-06/2/2393).
Таким образом, финансовое ведомство разъяснило особенности АУ при выполнении одного из обязательных требований для перехода на УСН и пролонгации этого режима налогообложения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники

Упрощенная система налогообложения в автономной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here