Управление досудебного урегулирования налоговых споров фнс россии

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Управление досудебного урегулирования налоговых споров фнс россии" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Узнать о жалобе или обращении

Эффективно ли досудебное урегулирование налоговых споров

В настоящее время установленный законодательством порядок решения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Это в первую очередь связано с тем, что досудебное урегулирование спора стало обязательным. Такой способ позволяет без особых сложностей решить проблемы, возникшие с налоговым органом. Судебные разбирательства экономически не выгодны, а кроме того требуют довольно много времени.

Основные сведения налоговых споров

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Несомненным преимуществом процесса досудебного урегулирования налоговых споров является простая и оперативная процедура, на которую отводится один месяц (в случае претензий, ведущих к наступлению ответственности) и 15 календарных дней (в случае рассмотрения прочих жалоб). Время рассмотрения заявления может быть увеличено вдвое на усмотрение руководства подразделения ФНС.

В качестве результата предварительного обращения в ФНС можно добиться следующих решений:

  • Отзыв санкций, наказывающих за уплату налога не вовремя;
  • Отмена дополнительных начислений;
  • Отмена применяемых мер ответственности налогоплательщика;
  • Исправление нарушений со стороны налоговой службы;
  • Признание неправомерности действий или бездействий службы налогов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Функции соответствующим отделом

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Решения по жалобам

Порядок досудебного урегулирования

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Этапы досудебного урегулирования

Согласно статей 139 и 140 Налогового кодекса РФ процесс досудебного урегулирования включает в себя несколько стадий:

  • Составление и направление жалобы. Важно помнить, что хоть последняя и подается в вышестоящий орган – региональное управление ФНС, но делать это приходится через территориальный налоговый орган, выступающий в качестве одной из сторон спора.
  • Решение о принятии к рассмотрению или отказе в рассмотрении жалобы по законным причинам.
  • При принятии к рассмотрению – уведомление сторон о времени, дате и месте рассмотрения спора.
  • Предоставление заявителем аргументов, объяснений и доказательств.
  • Запрос у нижестоящего налогового органа необходимых документов и материалов по делу.
  • Непосредственное рассмотрение жалобы в вышестоящей инстанции.
  • Вынесение мотивированного решения по данному досудебному спору.
  • Отправка письменного решения заинтересованным сторонам спора.
Читайте так же:  Возмещение ущерба по суду ндфл

Определяющее значение при досудебном урегулировании имеет предусмотренный действующим законодательством срок подачи апелляционной или обычной жалобы. Максимальный срок – один год с момента нарушения прав заявителя. В компетентный орган жалоба перенаправляется в трехдневный срок, о чем уведомляются обе стороны.

Обжалование действий/бездействия, ненормативных актов налоговых органов

Примеры иных ненормативных актов налоговых органов, действий/ бездействия налоговых органов которые могут быть обжалованы:

  • отказ в возврате налога;
  • решение о приостановлении операций по счетам;
  • требование об уплате налога, пени или штрафа;
  • решение о взыскании налога;
  • отказ в предоставлении налогового вычета;
  • и иные.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области сообщает.

Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками – это важнейшее средство укрепления начал законности в деятельности налоговых органов, которое имеет своей целью, с одной стороны, повышение уровня защиты интересов граждан и юридических лиц в сфере налоговых правоотношений, с другой стороны – осуществление эффективного контроля за качеством работы налоговых органов и, как следствие, снижение количества обращений налогоплательщиков в судебные органы.

Плюсы досудебного обжалования налоговых споров – простота, оперативность и бесплатность.

Рассмотрение жалоб происходит на основании направленных налогоплательщиком материалов, а также тех документов и информации, которые имеются у территориальных налоговых органов.

Законодателем не установлено строгих правил и требований к оформлению жалоб. Даже лица, не имеющие специальных знаний в области налогообложения или юриспруденции, смогут подготовить такое обращение и направить его в налоговый орган.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров представляет собой две стадии.

Первая стадия – представление налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки Инспекции, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях;

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать наиболее результативной встречу налогоплательщиков с налоговым органом, разобраться в сути возникших вопросов.

Вторая стадия – обжалование решений Инспекций, действий (бездействия) должностных лиц Инспекций в Управлении.

Сроки рассмотрения жалоб:

А) на решения по итогам выездных и камеральных проверок.
Вышестоящий орган рассматривает в течение месяца со дня получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на месяц, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от инспекции или если после подачи жалобы поданы дополнительные документы (п. 1 ст. 100.1, п. 7 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Решение по жалобе вам отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Б) на другие решения и на действия (бездействие) инспекции.
Вышестоящий орган рассматривает в течение 15 рабочих дней со дня получения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на 15 рабочих дней, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от инспекции или если после отправки жалобы они поданы налогоплательщиком (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение по жалобе вам отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать интернет-сервис «Узнать о жалобе» на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволяет организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу, также в электронном виде можно подать жалобу через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Обратиться в ФНС России».

Досудебное урегулирование налоговых споров

Главная страница » Блог » Досудебное урегулирование налоговых споров

Любые действия федеральной службы налогов в отношении физического или юридического лица, а так же бездействия, можно оспорить еще до суда, обратившись с претензией на более высокий внутриведомственный уровень самой ФНС. Подобное досудебное урегулирование налоговых споров является обязательным и регламентируется следующими правовыми актами:

  • Статья №137 и №138 НК Российской Федерации.
  • Приказ № ММВ-7-9/78 от 13.02.2013 г. по Российской Федеральной Службе налогов.
  • Постановление №57 от 30.07.2013 г., утвержденное Пленумом ВАС Российской Федерации.
  • Информация с официального сайта ФНС РФ о процедуре досудебных разбирательств.

Как рассматривается жалоба?

Чтобы направленное обращение было принято к рассмотрению, суть жалобы должны соответствовать положениям Налогового кодекса. Кроме того, законом не запрещено рассмотрение предмета спора в отсутствие заявителя. Он может присутствовать по собственному желанию или направить своего законного представителя. Общий срок рассмотрения жалобы при досудебном урегулировании составляет не более 15 дней с момента поступления обращения. Сроки отслеживаются по почтовому штемпелю, поэтому обязательно отправляйте жалобу заказным письмом с обязательной отправкой уведомления о прочтении. По решению руководителя органа вышестоящей инстанции срок рассмотрения можно продлить еще на 15 дней, но только один раз. Если рассматривается спор, связанный с привлечением к ответственности уполномоченного должностного лица, то срок продлевается до 1 месяца.

Логичным окончанием стадии урегулирования является принятие мотивированного решения, которое может иметь следующее содержание:

  • Отказать в удовлетворении требований заявителя;
  • Признать налоговый акт незаконным, отменить его или изменить;
  • Признать действие или бездействие должностных лиц незаконным, как и последовавшие за этим решения;
  • Изменить или отменить решения органа первой инстанции лишь в определенной части.

Если вы столкнулись с неправомерными действиями или бездействием должностных лиц, принятые налоговым органом решения и акты нарушают вами законные права и интересы, рекомендуем записаться на предварительную консультацию юриста и обрисовать суть возникшего спора. Опытный специалист оценит обстановку, изучит имеющуюся доказательную базу и поможет добиться отмены решения путем подачи жалобы в вышестоящую инстанцию. Чем на более ранней стадии к делу подключится налоговый юрист, тем выше шансы на итоговый успех.

Досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году

Довольно часто в отношениях между хозяйствующими субъектами и налоговым органом возникают спорные моменты. При этом основными причинами споров могут стать такие как, отказ в возврате налога, необоснованные требования контролирующих органов, некорректные действия представителей налоговой (приведшие к правовым последствиям, оскорбления), и др. если по каким либо основаниям у налогоплательщика возникли противоречия с налоговой, то прежде следует попытаться решить проблему, подав жалобу в вышестоящий орган, а только потом обращаться в суд. В статье рассмотрим, как происходит досудебное урегулирование налоговых споров.

Читайте так же:  Налог на недвижимость несколько объектов

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Разница досудебного и судебного урегулирования налоговых споров

Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров находятся в прямой зависимости друг от друга. Согласно действующему законодательству, без предварительного обращения с претензией в управляющую налоговую инстанцию через местное подразделение ФНС решение об ответственности за правонарушения в налоговой сфере не может быть обжаловано в суде.

Предварительное рассмотрение возникшего вопроса в ФНС во многих случаях приводит к положительным решениям в пользу плательщика налогов и снимает необходимость судебных разбирательств и связанных с ними финансовых издержек.

Наш коллектив квалифицированных бухгалтеров и юристов предлагает профессиональные услуги по досудебному урегулированию налоговых споров на самых выгодных условиях. Мы возьмем на себя все самые сложные моменты по надлежащему оформлению документов и сопровождению рассмотрения претензии в инстанциях ФНС.

Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом, чтобы получить подробную консультацию и узнать о том, как оперативно начать сотрудничество. Ждем вас!

Начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Суворова: антиуклонительные нормы помогают защитить добросовестный бизнес

«Когда компания злоупотребляет нормами международных соглашений, она создает недобросовестную конкуренцию за счет минимизации налогов. Антиуклонительные нормы позволяют пресекать налоговые схемы, тем самым защищая добросовестный бизнес», — заявила начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Суворова в рамках круглого стола на тему «Налоговое право и права человека: современные зарубежные и международные тенденции». Цель Круглого стола– предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Она рассказала, что ОЭСР в своих рекомендациях об усилении мер по предотвращению неуплаты налогов (План BEPS) призывает сотрудничать страны для борьбы со злоупотреблениями, в том числе с помощью концепции фактического права на доход.

«Концепция бенефициарного собственника – это универсальный инструмент. Он актуален для схем вывода из-под налогообложения не только пассивных доходов (дивиденды, проценты, займы), но и активных доходов (например, вывод из-под налогообложения доходов от деятельности в РФ путем перевода в оффшорные компании)», — сообщила Елена Суворова. Для этого исследуются деловая цель сделок, признаки технической компании (наличие материальных/нематериальных и трудовых ресурсов, транзитных платежей, отсутствие финансовых и коммерческих рисков и т.д.).

Участники обсудили этапы развития национальных правил налогообложения в операциях между взаимозависимыми лицами, методы определения прибыли контролируемых иностранных компаний, подходы в определении фактического права на доход, правила тонкой капитализации, трансфертного ценообразования и другие.

Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках V Студенческого юридического форума. Его проведение в этом году приурочено к 70-летнему юбилею Всеобщей декларации прав человека и 25-летию Конституции Российской Федерации. Данная платформа объединила студентов, представителей образовательной среды и научного сообщества, правозащиты (адвокаты), Центральной избирательной комиссии России, Банка России, Федеральной нотариальной палаты, различных ведомств Москвы, а также российского и иностранного бизнеса.

Понятие «бенефициарной собственности» происходит из английского трастового права, где данную правовую конструкцию можно описать как ситуацию, в которой владелец некоего актива (учредитель траста) передает его в юридическую собственность иному лицу — доверительному управляющему, а последний управляет переданным ему в собственность имуществом в интересах бенефициаров (лиц не являющимися юридическими владельцами активов). Бенефициары имеют «интерес» в отношении переданного в траст актива, а именно получают определенную часть прибыли, возникшую в результате управления данным имуществом. Однако впоследствии эта концепция была перенесена в международное налоговое право, став самой распространенной нормой, направленной на противодействие неправомерному применению соглашений об избежании двойного налогообложения (treaty shopping).

Досудебное урегулирование налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

В каких случаях и кому это необходимо?

Действующий порядок досудебного урегулирования налоговых споров позволяет оперативно и эффективно решать конфликтные ситуации, связанные с приостановкой проведения операций по расчетным счетам предприятий и частных лиц, вменения обязанностей по уплате сборов налогов, штрафных отчислений, включая пеню, а так же других действий, бездействий или решений инстанции ФНС, на которые плательщик должен быстро отреагировать.

Обратившись в установленном порядке в Управление досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, можно разрешить следующие проблемы:

  • Заявить о несогласии с результатами контрольно-проверочных мероприятий;
  • Возразить против факта указанных в результатах проверки нарушений;
  • Инициировать изменение решений о наличии правонарушений и привлечении плательщика налогов к ответственности, как в случае вступления их в силу, так и в случае отсрочки;
  • Подать возражение против иных действий или бездействий службы по налогам.

Какие действия ИФНС могут быть обжалованы

Свою деятельность ИФНС осуществляет в соответствии с требованиями и нормами Налогового кодекса и других федеральных законодательных актов. Но на практике могут возникать и иные ситуации. Наиболее частыми основаниями для подачи жалоб на налоговый орган являются следующие:

Основания для подачи жалобы В чем заключается нарушение
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

Видео (кликните для воспроизведения).

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Когда в налоговый орган сведения о снятии с учета ТС или продажи квартиры поступили несвоевременно, это может явиться причиной ошибочного направления уведомления для оплаты Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами положенного двухмесячного срока для направления налогоплательщику инкассового поручения Контролирующие мероприятия В частности действия представителей налоговых органов по:
Читайте так же:  Выплата дивидендов относится к какой деятельности

· истребованию документов о некоторых лицах

· осмотру помещений

Бездействие (то есть, отказ налоговиков в выполнении каких-либо действий) Отказ от выполнения каких-либо действий, возложенных на должностных лиц (к примеру, невозврат денежных средств)

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Обжалование решений по налоговым проверкам

Виды жалоб на решения по проверкам

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Порядок составления жалобы

Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:

  1. Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
  2. Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
  3. Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
  4. Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (номер телефона, почта).
  6. Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Важно! Жалоба принимается к рассмотрению только в том случае, если она составлена должным образом.

Составление претензии в ФНС

Особенностью досудебного порядка урегулирования налоговых споров является подача претензии в более высокую налоговую инстанцию, но через подразделение, решения которого оспариваются. Это регламентируется статьей №139 Налогового кодекса Российской Федерации.

Последовательность подачи жалобы следующая:

  1. Оформление претензии по соответствующей форме.
  2. Передача пакета документов налогоплательщика почтовым отправлением, через официальный сайт ФНС РФ или при личном посещении местной инстанции налоговой службы.
  3. Сопровождение рассмотрения претензии лично или через представителя.
  4. Получение на руки решений по окончании рассмотрения претензии.
  5. Возможная передача дела в суд при неудовлетворительных результатах.

При этом важно надлежащее оформление всех необходимых документов и квалифицированная юридическая поддержка в ходе рассмотрения дела.

Порядок направления жалобы

Подать жалобу можно путем личного посещения налогового органа, так и через доверенное лицо. Кроме того, направить жалобу можно по почте в виде заказного письма или через «Личный кабинет» на сайте налоговой. Подается жалоба в тот орган, в котором лицо зарегистрировано. В ФНС иных регионов обращаться не нужно, так как это повлечет за собой дополнительные трудо- и временных затрат. И это может привести к неэффективности.

Важно! Если подача жалобы в вышестоящий орган не приносит ожидаемые результаты, то налогоплательщик вправе уже обратиться в прокуратуру. Этот орган рассматривает жалобу в течение 30 дней, после чего выносит решение со своими комментариями и обоснованиями.

Если налогоплательщик хочет подать жалобу в суд, то для этого ему сначала потребуется обратиться в налоговое управление. Читайте также статью ⇒ ВОЗВРАТ НДФЛ ЗА ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

Досудебное урегулирование налоговых споров

До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Читайте так же:  Этапы рассмотрения акта о налоговом правонарушении

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Недостатки досудебного урегулирования

Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Направление жалобы через сайт налоговой

Подать жалобу также можно и онлайн. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте налоговой, зайти в личный кабинет и заполнить предлагаемые поля. Указать нужно будет свои личные данные и порядок решения данного вопроса. Далее загружаются сканы подтверждающих документов, если они есть у заявителя и он хочет их приложить к заявлению.

Подача возражения на акты налоговых проверок

В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • В акте налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ),
  • В акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п.5 ст.101.4 НК РФ)

Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Способы подачи возражений

  • В канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа
  • По почте

Варианты подачи возражений

  • Лично
  • Через представителя

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Судебная панорама

Отсутствие в заявлениях предпринимателя об обжаловании решения налогового органа указания на то, что они адресованы Управлению ФНС, не может свидетельствовать о несоблюдении заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Не согласившись с решением проверяющих о взыскании денежных средств, предприниматель обратился с жалобой в инспекцию. Заявления были оформлены с учетом требований п. 1 и 2 ст. 139.2 Кодекса, в них предприниматель выразил несогласие с решением и взысканием указанных в нём сумм, привёл свои мотивы. Также в наименовании документов указана цель обращения с заявлениями – «в порядке досудебного урегулирования спора». Заявления предпринимателя об обжаловании решения налогового органа не были направлены инспекцией в Управление ФНС и рассмотрены ею самостоятельно путём дачи письменного ответа о законности указанного выше решения.

Решение налогового органа было обжаловано в судебном порядке.

Суд первой инстанции указал на несоблюдение заявителем досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, поскольку, по мнению суда, заявления, представленные предпринимателем в качестве доказательств досудебного урегулирования спора, адресованы непосредственно начальнику инспекции, указание о подаче данных заявлений в Управление Федеральной налоговой службы отсутствует. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд округа, отменяя решения нижестоящих судов указал, что судами не принята во внимание как указанная предпринимателем в заявлениях цель подачи жалоб в инспекцию (досудебный порядок урегулирования спора), так и положения п. 1 ст. 139 НК РФ, предписывающие подачу жалоб через налоговый орган, акт ненормативного характера которого обжалуется. При таких обстоятельствах отсутствие в заявлениях предпринимателя об обжаловании решения указания на то, что они адресованы Управлению Федеральной налоговой службе, не может свидетельствовать о несоблюдении заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Поскольку налоговый орган, получив заявления предпринимателя, поданные в порядке досудебного урегулирования спора, не передал их в компетентный орган и в своих ответах указал на законность принятого им решения, суд округа с учетом разъяснений, изложенных в п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015), полагает, что предпринимателем были соблюдены положения ст. 138 НК РФ для обращения в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правого акта инспекции.

Читайте так же:  Как перечислять подоходный налог

Однако предпринимателем было заявлено не только требование об оспаривании решения налогового органа, но и о взыскании неправомерно взысканных по такому решению сумм, то есть фактически — требование в порядке ст. 79 НК РФ о возврате взысканных инспекцией сумм, поэтому судам необходимо было руководствоваться разъяснениями, изложенными в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со ст. 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Таким образом, указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.01.2020 по делу № А33-27297/2019, ИП Глущенко В.М.)

Досудебное урегулирование налоговых споров

Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке – это наиболее простой, эффективный и продуманный способ добиться желаемого результата при взаимодействии между налоговыми органами и налогоплательщиком. В любом случае предмет спора возникает задолго до того момента, когда одна из сторон решает отстаивать свои права и интересы в судебном порядке. Важно понимать, что досудебное урегулирование открывает широкий простор для действий, ведь подать исковое заявление в суд никогда не поздно, а так появляется возможность подробно изучить позицию налогового органа, ознакомиться с сильными и слабыми сторонами, выработать стратегию защиты.

На вашей стороне находится и действующее законодательство, в частности, 137-ая статья Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой каждый налоговый агент или налогоплательщик имеет законное право обжаловать принятые акты ненормативного характера, бездействие или действия должностных лиц. С единственной оговоркой: если при этом нарушаются права заявителя. Квалифицированная помощь узкоспециализированного юриста значительно упростит ситуацию и повысит шансы на итоговый успех. Но прежде чем записаться на консультацию и оценить перспективы разрешения спора, рекомендуем ознакомиться с вводной информацией.

Суть и обязательность досудебного урегулирования

Как гласит та же вышеупомянутая статья 137 Налогового кодекса РФ, законом предусмотрены два равнозначных варианта для защиты нарушенных прав налогоплательщиков путем действия/бездействия налоговых органов или принятия ими нормативных актов, наложения штрафов или иных санкций.

Первый вариант защиты прав – это обращение в суд с исковым заявлением относительно оспаривания незаконных решений и действий. Второй вариант – досудебное урегулирование налоговых споров, которое предусматривает подачу жалобы в вышестоящий орган Федеральной налоговой службы. Важно понимать, что решить спор в досудебном порядке можно лишь путем подачи жалобы. Не имеет значения, кто выступает в качестве заявителя: субъект хозяйствования или физическое лицо.

Необходимо заметить, что соблюдение досудебной стадии урегулирования является обязательным моментом, предусмотренным действующим законодательством (статья 138 Налогового кодекса). В этой же статье указывается, что порядок решения конфликтных ситуаций при обжаловании нормативного акта ФНС, которое еще не вступило в законную силу, и любых иных действий налогового органа, имеет ряд различий. В первом случае подается апелляционная жалоба, во втором – обычная.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

Источники

Управление досудебного урегулирования налоговых споров фнс россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here