Управленческий финансовый контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Управленческий финансовый контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

22. Финансовый контроль, его место в управлении финансами

Фин. контроль — контроль законодат. и исполнит. органов власти всех уровней, а также спец.созданных учреждений за фин. д-тью всех эк. субъектов: госуд., предпр. и учрежд.

Основное назначение фин. контроля — обеспечить эффективность процесса формир. и расход. денежных средств, находящихся в руках государства.

Фин. контроль призван обеспечивать:

• правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

•соблюдение действующего бюдж. и нал. закон-тва, правильность ведения б/у, составления отчетности;

• эффективное и целевое использования средств гос. бюджета и внебюджет. фондов; правильность операций с бюджет. средствами на счетах в банках и других кредит. учреждениях;

• выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

• успешную реализацию межбюджет. отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финн. поддержки регионов;

• пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление фин. злоупотребл. и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

• улучшение фин. дисциплины, проведение профилактич. и разъяснит. работы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих фин. контроль, различают следующие его виды:

— общегосуд. контроль проводится органами гос. власти (Президентом и Правительством РФ, ФС РФ, Министерством финансов РФ, Мин. по нал. и сборам РФ и др.). Главная цель — обеспечить интересы гос. и общества по поступлению доходов и при расход. гос. средств;

— ведомственный контроль осущ. контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает д-ть подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

— внутрихоз. контроль проводится эк. и фин. службами предприятий и организаций. Объект контроля- хоз. и фин. д-ть;

— общест. контроль осуществляют неправит. организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

— независимый контроль проводится спец. органами: аудитор. фирмами и другими службами.

23. Цель и задачи, принципы финансового контроля

ФК необходим в об-ве, основанном на тов-ден. отношениях.

ФК-совокупность действий и операций, осущ-емых для проверки соблюдения субъектами хозяйствования, органами гос.власти и мест. самоуправления установленных норм права и получения полной и достоверной инфо о ходе реализации принятых управл. решений в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов.

Цель ФК получение инфо о возможных отклонениях и нарушениях в процессе управления финансами на макро- и микроуровне для принятия управл-ких решений.

Основные зад. ФК:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

• обеспечение фин. безопасности и устойчивости фин. системы гос-ва;

•выполнение субъектами хозяйствования фин.обязательств, перед органами гос.власти и мест. самоуправления;

• обеспечение роста фин.ресурсов во всех сферах и звеньях фин. системы, обеспечение законного, эффективного и рационального использования;

• соблюдение фин. интересов всех эк.субъектов, усиление их ответственности за результаты своей деят-ти;

• предупреждение и пресечение правонарушений в фин. сфере;

• усиление результативности фин. политики гос-ва.

1законность(наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с целями и задачами); 2независимость(органов ФК (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим закон-вом. ); 3объективность(отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деят-ть субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий); 4гласность(общедоступность результатов ФК при соблюдении норм и правил, касающихся гос-ной и коммер-кой тайны.);5-ответственность(добросовестное отношение сотрудников органов ФК к своим обязанностям);-6результативность(зависит от проф. уровня гос. контролеров и независимых аудиторов.);7разграничение функций и полномочий(отсутствие дублирования в деят-ти органов ФК); 8системность(единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных фин. контрольных мероприятий).

Финансовый контроль, его место в управлении финансами

Контроль является одной из основных функций процесса управления и осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро– и микро– уровнях.

Цель финансового контроля реализуется путем решения определенных задач.

Основными задачами финансового контроля являются:

· обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы;

· создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования;

· обеспечение результативности финансовой политики государства;

· предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных основополагающих правил или принципов.

Основополагающие принципы финансового контроля, которые были положены в основу построения системы, прежде всего, государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской Декларация руководящих принципов контроля.

К основным принципам финансового контроля относится следующие принципы: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.

Исходя из субъектов, осуществляемых финансовый контроль, традиционно выделяют такие виды контроля, как государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контрольохватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ассигнований, а также целесообразности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Читайте так же:  Правила возврата подоходного налога

Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ведомственный (внутриведомственный) контроль.

Общегосударственный финансовый контрольпроводится президентом, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Главной целью общегосударственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе мобилизации и расходования государственных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, федеральных служб за деятельностью подотчетных им территориальных органов и учреждений.

Негосударственный финансовый контроль включает: аудиторский контроль, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудиторская деятельность) представляет собой деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями и аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Под достоверностью понимают степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют: обязательный и инициативный аудит.

Внутрихозяйственный контроль — это внутренний контроль,осуществляемый специальными подразделениями, предусмотренными управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также внутренними ревизорами и ревизионными службами.

Под общественным контролем понимают: в широком смысле — контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, то есть, без участия специальных государственных контрольных органов. Как правило, общественный контроль осуществляется на безвозмездной основе.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный (банковский) контроль, контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и другие виды.

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово–хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно–финансовым вопросам. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово–хозяйственных операций. Например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассовых расходов бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово–хозяйственных операций. Он отличается более глубоким изучением объекта контроля. Последующий контроль, например, осуществляется: в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов; аудиторская проверка, осуществляемая по результатам финансово–хозяйственной деятельности юридического лица за очередной финансовый год.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят: проверку, ревизию, надзор, другие методы.

Проверка — это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово–хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово–хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется, за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, а также органов, осуществляющих финансовый контроль и их должностных лиц.

При нарушении установленных норм права возникают такие виды ответственности, как: административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Важнейшим направлением совершенствования всех видов финансового контроля является повышение его эффективности.Необходимо разработать систему качественных и количественных показателей, которая позволит оценить эффективность формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также оценить эффективность деятельности контрольных органов.

Литература по теме:

1. Финансы : Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

2. Финансы : Учебник / С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2010.

3. Финансы, налоги и кредит : Учебник / Под общей ред. И.Д. Мацкуляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во РАГС, 2007.

4. Зиганшина Л.А. Использование системы индикаторов в бюджетном планировании // Финансы и кредит. — 2010. — № 12.

5. Золотарев С.Н. Зарубежный опыт бюджетирования как метода финансового планирования // Финансы. – 2009. – № 1. – С. 69-70.

6. Тихомиров Н.П. Бюджетное планирование в условиях риска // Финансы и кредит. — 2009. — № 22.

7. Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru.

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Каковы объективные предпосылки управления финансами?

3. Каковы объекты и субъекты управления финансами на макро- и микроуровне.

4. Охарактеризуйте функциональные элементы управления финансами.

5. Дайте определение финансового планирования. Чем финансовое планирование отличается от финансового прогнозирования?

6. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.

7. Дайте определение финансового прогнозирования. В чем заключается значение финансового прогнозирования?

8. Перечислите и охарактеризуйте методы финансового планирования.

9. Какие методы используются в процессе финансового прогнозирования?

Читайте так же:  Заявление о неуплате налогов физическим лицом

10. Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются на общегосударственном и территориальном уровнях? Охарактеризуйте назначение этих финансовых планов и прогнозов.

11. Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются коммерческими организациями?

12. Назовите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, охарактеризуйте их особенности.

13. Что такое оперативное управление финансами?

14. Дайте определение понятия «финансовый контроль». Каковы его цели и задачи?

15. Какие принципы лежат в основе финансового контроля?

16. Что такое «внешний» и «внутренний» финансовый контроль?

17. Что общего и различного между государственным финансовым контролем и аудиторским контролем?

к.э.н., доц. Киселева Т.Ю.

к.э.н., доц. Строков А.И.

к.э.н., доц. Шмиголь Н.С.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9661 — | 7398 — или читать все.

Discovered

Эффективность управленческого контроля

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, то есть обеспечить достижение целей организации, он должен соответствовать нескольким важным требованиям:

Тема 3. Управление финансами, финансовый контроль

Сущность и методы управления финансами

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

финансы организаций (предприятий, учреждений)

финансовые службы (отделы) предприятия

государственные финансы и финансы домашнего хозяйства

финансовые органы и налоговые инспекции

Важнейшие функциональные элементы: планирование, оперативное управление, контроль.

При планировании субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.

Федеральное Собрание рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его ис­полнении, рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, ус­танавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферу страховых отношений контролировали и надзирали: Федеральная служба страхового надзора (до 2011 г.), Федеральная служба по финансовым рынкам (до 1.09.2013 г.), Центральный банк России. Общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации осуществляет Министерство финансов РФ и его органы на местах

Важнейшим органом, осуществляющим управление финан­сами, выступает Министерство финансов Российской Федера­ции и его органы на местах.

Основные департаменты Министерства финансов РФ:

Департамент бюджетной политики и методологии;

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;

Департамент финансовой политики;

Департамент межбюджетных отношений;

Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности;

За кассовое исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейство

Контроль за правильным исчислением, полнотой и свое­временностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах – налоговые инспекции.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Объектом фи­нансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельно­го учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде­ленный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Коммерческие предприятия составляют балансы доходов и расходов; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов:

Метод экстраполяции (финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики);

Нормативный метод (основан на использовании установленных норм и нормативов);

Метод математического моделирования (построение финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов);

Балансовый метод (согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми­рования).

Сейчас важное значение имеет финансовый менеджмент — эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Его основная задача по мобилиза­ции и использованию денежных фондов состоит в максимизации реальных пассивов и активов предприятия.

Важнейшие вопросы финансового менеджмента:

планирование и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка фи­нансовых планов, прогнозов объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса и т.д.. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения;

принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования средств. Определение оптимальных темпов роста объема реализации, структуры привлекаемых средств, методов их мобилизации, способов инвестирования;

координация финансовой деятельности со всеми службами предприятий.

Содержание финансового контроля

Финансовый контроль — совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопро­сов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Читайте так же:  Ип на осно не сдавал отчетность

Он осуществляется законодательными и исполнительными ор­ганами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

контроль за соблюдением финансо­во-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Предметом проверок выступают показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС, отчисления на различные цели и в фонды.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания усло­вий для финансовой стабилизации.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

проверка эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов;

анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

финансовая оценка результатов инвестиционных проектов;

правильность и достоверность финансовой отчетности;

контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Виды, формы и методы финансового контроля

По субъектам проведения выделяют:

государственный (президентский, контроль представи­тельных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредит­ных органов);

ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления);

негосударственный (внутренний и внешний, аудиторский).

По сфере финансовой деятельности различают: бюджет­ный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестици­онный контроль и контроль за денежной массой.

По форме проведения подразделяют на:

Предварительный (проводится до совершения финансовых операций);

Текущий (оперативный) (производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций);

Последующий, (для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами)

По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследо­вания, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Система органов государственного финансового контроля и их функции

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федераль­ному Собранию РФ и Президенту РФ. Она осуществляет контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средст­вами. Контролю подлежат все юридические лица — государст­венные органы и учреждения, включая государственные вне­бюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации. Основные формы контроля — тематические проверки и ревизии..

Президентский контроль за финансами осуществляет­ся путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для на­значения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществ­ляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств фе­деральных внебюджетных фондов; участвует в проведении ва­лютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Органы Казначейства призваны управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий кон­троль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Центральный банк РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Аудиторский контроль — независимый вневедомствен­ный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых декла­раций и других финансовых обязательств и требований прове­ряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и кон­сультирование в вопросах финансово-хозяйственного законода­тельства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и ини­циативной. Инициативная проверка осуществляется по реше­нию самого хозяйствующего субъекта.

Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений; благотвори­тельные фонды; ОАО, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инве­сторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципаль­ных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государствен­ных органов — прокуратуры, Казначейства, налоговой службы.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Управление и контроль финансов

О финансах и не только…

Управленческий контроль

Контроль является одной из общих функций менеджмента, без которой практически не могут быть реализованы в полной мере другие функции внутрифирменного управления. В рамках внутрифирменного управления, реализующего сочетания принципа централизации и децентрализации такого управления возникает вопрос оптимизации контроля при централизованном и децентрализованном управлении одновременно. Этой цели служит управленческий контроль.

Управленческий контроль (контроль как функция внутрифирменного управления) является одним из главных инструментов выработки политики и принятия управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия и достижение его целей в долгосрочной перспективе и текущей операционной работе.

Читайте так же:  Заполнить 3 ндфл в программе декларация

Виды управленческого контроля

Выделяют 3 основных вида управленческого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль;
  • заключительный контроль.

Предварительный управленческий контроль характеризует контроль, проводимый до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в требуемом направлении. Основное внимание, как правило, уделяется контролю персонала, материальных и финансовых ресурсов.

Текущий управленческий контроль характеризует процесс контроля непосредственно в ходе выполнения работ по реализации принятых решений. Как правило, он осуществляется непосредственным начальником или сотрудником, наделенным соответствующими полномочиями. Организован данный контроль на измерении фактических результатов проделанной работы и соотнесения их с установленными стандартами, нормативами, показателями.

Заключительный управленческий контроль характеризует контроль, проводимый после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то его результаты учитываются при проведении последующих работ. Еще одной важной функцией заключительного контроля считается его определяющая роль при реализации функции мотивации. Последняя осуществляется по результатам контроля. Результаты управленческого контроля учитываются при принятии последующих решений, планировании и организации работ.

При моделировании управленческой функции контроля выделяют объект и субъект контроля, а также контрольную ситуацию. В зависимости от используемой модели процесса стратегического управленческого контроля по разному могут определяться стадии контроля.

Встречается также и такая классификация управленческого контроля:

  • предварительный контроль;
  • направляющий контроль;
  • фильтрующий контроль;
  • последующий контроль.

При направляющем управленческом контроле по его результатам могут быть предприняты действия, направленные па обеспечение выполнения плановых заданий. Для чего принятые ранее управленческие решения могут быть скорректированы. Фильтрующий управленческий контроль является своеобразным «ситом», не допускающим действий, ведущим к отклонению в выполнении плановых заданий. Задачи и возможности последующего контроля, по существу, совпадают с заключительным.

В зависимости от уровня централизации представлены следующие виды управленческого контроля:

  • централизованный контроль, включающий целенаправленную деятельность специальных контрольных служб, которая основана на применении строгих правил, инструкций, нормативов (последовательное влияние, направленное на субъект «сверху вниз», закрытая информация);
  • децентрализованный контроль, основанный на социальных нормах, ценностях, традициях, корпоративной культуре. Этот вид контроля ориентирован на самоконтроль, который проводится на базе социального взаимодействия. Характеристики децентрализованного контроля — прозрачность информации, обеспечение двустороннего воздействия.

Формы управленческого контроля

Функция контроля основана в первую очередь на организации системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа. Компании широко используют две формы контроля: финансовый (как основу общего управленческого контроля) и административный.

Финансовый контроль осуществляется получением от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она и служит основой сравнения фактических показателей с планируемыми.

В центре внимания оказываются такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно-хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по предприятию в целом.

Организационно-финансовый контроль осуществляется через подразделения на разных уровнях управления. В высшем звене управления он ведется через аппарат контролера (центральную службу). Контроль за деятельностью производственных отделений и дочерних компаний осуществляется через их бухгалтерию, финансовую службу, систему планирования, которые собирают и обрабатывают информацию, характеризующую фактические (в основном финансовые) результаты деятельности за определенный истекший период, отклонения от плановых показателей, в особенности от показателей по прибыли и затратам. Они также анализируют степень выполнения планов и причины отклонения. Поскольку система отчетности отделений и дочерних компаний обычно строится по такой же форме, что и система планирования, это облегчает осуществление контроля за выполнением плановых показателей.

Задачи управленческого контроля

Задачами управленческого контроля являются:

  1. корреспонденция деятельности организации целевым установкам, ориентирам и стратегии;
  2. финансовая устойчивость организации с экономической, рыночной и правовой позиции;
  3. нормативное использование и сохранность ресурсов и потенциала организации;
  4. соответствующий уровень и точность (правдивость) первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
  5. показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации — наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
  6. рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
  7. соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур — положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
  8. соблюдение требований законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Функции управленческого контроля

Одной из функций управления является управленческий контроль, без которого не могут быть реализованы в полной мере и другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности компании, а также изменяющиеся условия внутренней и внешней среды. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения коррективов в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей компании в целом. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

В функцию контроля входят:

  1. Сбор, обработка и анализ фактических результатов деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и причины этих отклонений. Управленческий контроль должен обеспечить фиксацию всех отклонений от намеченных планов (запланированных показателей работы) в любом из звеньев управления для принятия срочных решений, касающихся текущей деятельности конкретного подразделения.
  2. Анализ причин отклонений текущей деятельности от запланированного поведения предприятия и выявление возможных тенденций их развития.
  3. Разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей (желаемого результата деятельности) предприятия и принятие конкретных управленческих решений.
  4. Создание системы отчетности на предприятии, его отделениях и дочерних компаниях, проверка и анализ этой отчетности по результатам хозяйственной деятельности предприятия в целом и каждого отдельного подразделения.
Читайте так же:  Справка из банка для возврата налога

Особенности управления финансами

Финансовую систему любого уровня организации можно сравнить с кровеносной системой организма человека. Она проникает во все сферы жизни общества, охватывает практически все процессы и явления в ней, затрагивает жизнь каждого индивида, экономического субъекта. Текущее состояние финансов на национальном уровне сказывается на всех внутренних институтах и принципах функционирования. Любой дисбаланс моментально сказывается не только на определенной экономической системе, он начинает распространяться на любые субъекты взаимодействия. Ярким примером стал кризис 2008 года, когда дисбаланс внутри финансовой системы США привел к структурным изменениям во многих экономических системах мира. Именно поэтому, управление финансами является одной из важнейших сфер экономического знания.

Управление финансами представляет собой совокупность мероприятий, целью которых является обеспечение роста финансовых результатов и повышения эффективности работы системы экономики в целом. Оно делится в зависимости от объекта воздействия на управление государственными финансами, финансами предприятия и личными средствами.

Финансовый менеджмент, по сути, решает две задачи:

  • Обеспечение источниками финансирования и формирования финансовых резервов.
  • Поиск инвестиционных площадок.

Управление в финансовой сфере предполагает проведение комплекса мероприятий по прогнозированию, анализу, контролю, оперативному решению проблем и планированию. Стоит отметить, что каждый из элементов является важным и не может быть исключен из общей цепочки. При этом, они могут стать основой не только для эффективного управления финансовыми процессами, но и обеспечить базу для других сфер деятельности человека. Например, финансовая аналитика создает представление о текущем состоянии объекта или субъекта. Она позволяет разрабатывать и внедрять определенные управленческие решения в процесс деятельности. Кроме того, с ее помощью можно отследить негативные тенденции в социальной, производственной, экономической работе общества. То есть, функции финансового управления затрагивают интересы не только денежного обращения, но и всей хозяйственной структуры в целом.

Понятие финансов

Термин «финансы» берет свое начало из латинского языка и дословно переводится как «денежный платеж». Благодаря финансам формируется представление о движении товаров и услуг, об объеме их производства и потребления. Так же можно проанализировать работу государственной власти, наполненность бюджета страны и степень государственного воздействия на рыночную экономику.

Финансы, прежде всего, описывают хозяйственные связи между экономическими субъектами. Они формируются на основании создания, распределения и целевого использования накопленных частных и государственных фондов для того, чтобы обеспечить социальные, производственные и экономические нужды. Они влияют на воспроизводственные процессы, перераспределение общественного продукта, а также дают возможность отследить уровень удовлетворенности общества в предоставляемых товарах и услугах.

К специфическим особенностям финансов можно отнести их участие в перераспределении, обеспечение движения денежных потоков, формирование бюджета государства. Среди основных принципов финансов выделяют:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Обеспечение единого правового поля.
  • Передача информации и документооборот должны быть унифицированы.
  • Кредитная, денежная и налоговая система действуют согласовано.
  • Целевое применение денежных средств.
  • Постоянный поиск новых источников дохода и инвестирования.
  • Создание условий сбалансированности.

Финансы определяют деятельность денежной системы, но не охватывают ее полностью. Они описывают работу той ее части, где создаются накопительные фонды для частного и государственного пользования. То есть, финансы описывают отношения между субъектами, а не их самих.

Прежде всего, финансы позволяют распределять средства между территориальными образованиями, регионами, государствами. С их помощью обеспечивается равномерность распределения общественного продукта и общенационального дохода. Они дают возможность анализировать работу других рыночных структур, работу государственного аппарата управления и так далее, через реализацию контролирующей функции. Финансы лежат в основе государственных инструментов воздействия на экономику страны. Кроме того, они позволяют стабилизировать внутреннюю хозяйственную жизнь за счет воздействия на социальные, производственные и экономические процессы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Контроль финансов

Контроль финансов представляет собой один из элементов управления. Он позволяет отслеживать эффективность работы финансовой системы субъекта хозяйствования. На уровне государства он обеспечивает средством отслеживания законности работы правительственных органов управления. К задачам, выполняемым финансовым контролем, можно отнести:

  1. Исполнение финансовых обязательств перед государством.
  2. Соответствие потребности в финансах и их фактическому распределению.
  3. Целесообразность использования финансовых ресурсов.
  4. Соблюдение правил проведения финансовых операций.
  5. Поиск внутренних неиспользуемых резервов.
  6. Определение источников несоблюдения финансовой дисциплины.

Сущность финансового контроля заключается в определении принципов проведения финансовой проверки, а затем, в ее реализации. На предприятии контроль над финансовой сферой деятельности позволяет выявить неиспользуемые резервы, определить потребность в средствах на текущие и будущие периоды, рассчитать возможности возврата заемных средств, сформировать представление о потребностях в денежных средствах, рассмотреть инвестиционную деятельность. На уровне государства контроль над финансами позволяет укрепить финансовую дисциплину, то есть обеспечить соблюдение законности финансовых операций на всех уровнях взаимодействия. Кроме того, обеспечивается целесообразность и эффективность распределения финансовых средств внутри страны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Управленческий финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here