Субъекты валютного законодательства

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Субъекты валютного законодательства" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Основные понятия валютного законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации Федеральным законом 173-ФЗ определены основные понятия валютного законодательства.

Определения понятий приведены в соответствие с другими отраслями законодательства, такими как гражданское, таможенное и налоговое законодательство.

Закон 173-ФЗ определяет валюту Российской Федерации как (подпункт 1 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ):

· денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

· средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 140 ГК РФ, законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль.

Закон «О Центральном Банке Российской Федерации» от 10.07.2002 года № 86-ФЗ в свою очередь установил, что рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ и состоит из 100 копеек. Таким образом, наличные деньги, которые относятся к валюте РФ, должны быть выражены в рублях или его составных частях (копейках).

В подпункте 2 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ ) иностранная валюта определяется в виде денежных знаков (виде банкнот, казначейских билетов, монет), находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанные денежные знаки или средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Для целей применения валютного законодательства ценные бумаги подразделяются на внутренние и внешние ценные бумаги (подпункты 3,4 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

При этом определяются признаки только внутренних ценных бумаг. К ним относятся:

1. эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

2. иные ценные бумаги (не эмиссионные), удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не обладают признаками внутренних ценных бумаг.

Применим определение ценных бумаг с точки зрения валютного законодательства к облигациям государственного внутреннего валютного займа (ОВГВЗ).

Итак, выпуск облигаций зарегистрирован на территории РФ и удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации. Но номинальная их стоимость указана не в валюте России. Следовательно, с точки зрения валютного законодательства облигации государственного внутреннего валютного займа являются внешними ценными бумагами.

Правильно установить является ценная бумага внутренней или внешней особенно важно, для определения понятия – валютные ценности. По новому валютному законодательству под валютными ценностями понимает только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (пункт 5. части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

Из сферы валютного регулирования исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Теперь они не являются предметом валютных правоотношений, и на операции с ними не распространяется действие валютного законодательства.

Для квалификации валютных операций важно правильно определить участников валютных отношений в качестве резидента или нерезидента.

При этом резидентами могут выступать как физические и юридические лица, так и сама Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

К физическим лицам – резидентам относятся (подпункт 6 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ):

· граждане Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

· иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство получает иностранный гражданин или лицо без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ

Все остальные физические лица, не являющиеся резидентами с точки зрения валютного законодательства считаются нерезидентами.

К числу резидентов – юридических лиц относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов (пункт 6 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

Иные юридические лица, не указанные прямо как резиденты, считаются нерезидентами (пункт 7 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ).

К нерезидентам в частности относятся:

· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

· филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, которые находятся на территории Российской Федерации;

· организации не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

· дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, которые аккредитованы в Российской Федерации;

· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.

Валютным законодательством в определенных случаях предусмотрено открытие специального счета. Специальный счет это банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет инвалид 3 группы

Новое понятие в валютном законодательстве — валютные биржи.

Валютные биржи это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой. Порядок и условия биржевых торгов устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Проведение валютных операций могут осуществлять только уполномоченные банки, то есть те кредитные организации, которые:

— созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеют право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

— или действующие на территории России в соответствии с лицензиями Центрального банка филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Понятие валютной операции это основное понятие Закона 173-ФЗ. При этом важно отметить, что в подпункте 9 части 1 статьи 1 Закона дается не определение валютной операции, а перечень операций, отнесенных к числу валютных.

Рассмотрим такие операции.

1) Резидент приобретает у резидента и отчуждает резиденту валютные ценности или использует валютные ценности в качестве средства платежа.

Валютные операции между резидентами должны проводится на законных основаниях. Заметим, что по общему правилу установленному статьей 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами исключены. Законные основания оговариваются в этой статье особо, как исключение из правила.

2) Резидент приобретает у нерезидента либо нерезидент у резидента или резидент отчуждает в пользу нерезидента либо нерезидентом отчуждаются в пользу резидента иностранная валюта, внешние ценные бумаги, валюта Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа между резидентом и нерезидентом.

3) Нерезидент приобретает у нерезидента и нерезидент отчуждает в пользу нерезидента валютные ценности, валюту Российской Федерации и внутренние ценные бумаги на законных основаниях. Валютной операцией считается также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа между двумя нерезидентами.

Валютные ценности и валюта РФ может быть как предметом сделки, так и средством расчетов между участниками.

В отдельную группу валютных операций можно выделить операции с единственным участником.

Так признаются валютными операциями:

· ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

· перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации.

Для нерезидента такого типа операцией будет перевод валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со своего счета на свой же счет открытого на территории Российской Федерации.

Перечень валютных операций является закрытым. В связи с этим, хотелось бы привести примеры операций, которые не признаются валютными, в соответствии с Законом 173-ФЗ:

· нерезидент переводит иностранную валюту со своего счета из одного уполномоченного банка на свой счет в другой уполномоченный банк;

· резидент использует как средство расчета валюту РФ с другим резидентом;

· приобретение физическим лицом товара за наличный расчет за пределами таможенной территории Российской Федерации;

· резидент переводит иностранную валюту со своего транзитного счета на свой специальный счет.

3. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля

Важную роль в валютном регулировании играет Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О Центральном банке РФ (Банке России)»

Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. В частности, ЦБ РФ принято «Положение об установлении и опубликовании Центральным банком РФ официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю»(утв. ЦБ РФ 18.04.2006 N 286-П).

Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Субъекты валютных правоотношений:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

6) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Читайте так же:  Ип на осно не сдавал отчетность

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. «б» и «в» настоящего пункта;

Лекция18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

1. Понятие и сущность инвестиций

2. Правовая основа инвестиций и инвестиционной деятельности

3. Виды и формы инвестиций

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Инвестиционный процесс

5. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата и основные направления государственной инвестиционной политики

При изучении вопроса о понятии инвестиций следует выявить признаки инвестиций, уяснить при помощи какого правового средства придается статус инвестиций материальным и нематериальным ценностям, вкладываемым в объекты предпринимательской деятельности. Какой признак отличает инвестирование, финансирование и кредитование?

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле — основополагающий документ в блоке НПА, регламентирующем обращение валют в РФ. В статье дадим ответы на распространенные вопросы о системе валютного регулирования и роли закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в этой системе.

Как организованы валютные правоотношения в РФ в 2016 году

Правовое регулирование валютных операций в РФ осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1.

Как видно из схемы, участники валютных отношений — субъекты могут производить определенные операции с валютными ценностями — объектами и при этом приобретают права и обязанности, определяемые законодательством РФ в сфере валютного регулирования и контроля.

Итоги

Закон о валютном контроле и регулировании № 173-ФЗ является частью государственной системы регламентирования и контроля правоотношений в валютной сфере. Назначение закона — установка основных схем и аспектов взаимоотношений участников валютных операций. Кроме того, закон содержит большинство определений и понятий, которые фигурируют в других НПА, связанных с валютным законодательством РФ.

§ 1. Субъекты валютного регулирования: общее понятие, виды

Нормы валютного законодательства устанавливают правила поведения различных участников регулятивных и контрольных валютных правоотношений.

Первая группа — это собственно участники валютных операций. Именно для регулирования поведения этих лиц устанавливаются валютные ограничения и правила контроля (учета, отчетности). Они — участники первоначального частноправового отношения, трансформирующегося под воздействием валютных правил , и участники публично-правового отношения, сопутствующего проведению валютной операции в режиме валютного регулирования.

Если валютная операция запрещена, исходное правоотношение вообще не должно возникнуть. Если лицо тем не менее совершит запрещенную операцию, ей будет сопутствовать возникновение соответствующего контрольного правоотношения с последующим привлечением лица к ответственности.

Вторую группу составляют органы валютного регулирования, а также органы и агенты валютного контроля, участвующие в регулятивных и контрольных валютных правоотношениях для реализации своей компетенции. Они не становятся участниками валютных операций, не включаются в первоначальное частноправовое отношение, их задача сводится к выполнению властных (публичных) функций в валютной сфере. Устанавливая систему валютных ограничений и мер контроля, валютное законодательство не только предписывает определенное поведение непосредственным участникам валютных операций, но и определяет порядок действий субъектов второй группы, поскольку они реализуют свои функции не произвольно, а на основании закона. Так, органы Росфиннадзора — участники контрольных валютных отношений. Они реализуют возложенные на них валютным законодательством функции органов валютного контроля, наблюдая валютные операции и проверяя соблюдение валютного законодательства организациями и гражданами.

Важная особенность связана с правовым статусом банков . В зависимости от выполняемых функций банки могут подпадать либо под действие правил первой группы, когда они участвуют в совершении валютных операций, либо под действие правил, адресованных второй группе, когда они функционируют в качестве агентов валютного контроля. Поскольку в одной и той же валютной операции банк может выступать и ее участником, и агентом валютного контроля, он попадает сразу в обе группы субъектов. В рамках валютной операции он действует как собственно банк, кредитная организация, в рамках валютного контрольного правоотношения, сопровождающего ту же самую валютную операцию, он функционирует как уполномоченный банк — агент валютного контроля.

Для упрощения изложения здесь упоминаются именно банки, но речь идет о любых финансовых и кредитных организациях, на которых законодательством возлагаются функции агентов валютного контроля.

Например, банк, обслуживающий своего клиента-экспортера, при зачислении поступившей экспортеру валютной выручки действует как обычный банк, посредством которого совершается безналичная текущая валютная операция. Он обязан зачислить поступившую от банка плательщика сумму на счет клиента. Одновременно банк в этой же самой валютной операции выступает в интересах государства как агент валютного контроля: он проверяет своевременность поступления платежа по экспортному контракту, определенным образом учитывает информацию о валютной операции, в случае выявления нарушений передает информацию в Банк России для последующей передачи органам Росфиннадзора.

Чтобы подчеркнуть этот момент, в проводимом ниже перечислении уполномоченные банки указаны дважды.

К субъектам первой группы, или участникам валютных операций, относятся:

— резиденты (российские физические и юридические лица);

— нерезиденты (иностранные физические и юридические лица);

— резиденты — специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.

К субъектам второй группы, или участникам регулятивных и контрольных валютных правоотношений, выполняющих властные (публичные) функции, относятся:

— органы валютного регулирования;

— органы валютного контроля;

— уполномоченные банки — агенты валютного контроля, а также другие организации и государственные органы — агенты валютного контроля (агенты и «суперагенты»).

Правовой режим валютного регулирования предполагает установление особых правил для каждой группы и подгруппы субъектов валютного регулирования. Содержание этих правил определяется спецификой валютных операций. Но для каждого лица, имеющего отношение к валютной операции, набор его непосредственных прав и обязанностей будет зависеть как от вида валютной операции, так и от того, в каком качестве он в нее вовлечен.

Читайте так же:  Неотделимые улучшения налог на имущество

Объекты, субъекты и агенты валютного контроля

В статье разберем несколько понятий, которыми наполнен Федеральный закон №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Раскрытие терминов «уполномоченный банк», «субъект», «объект» валютного контроля содержится и подробно описываются в указанном законе. Но мы постараемся перевести канцелярский язык бюрократизма на русский, чтобы нормативный акт стал понятен даже тем, кто темой не интересуется.

Уполномоченные банки — это любые банки, которые могут проводить денежные операции: менять, переводить деньги, а также открывать вклады. Работают благодаря лицензии, которую выдает Центральный банк РФ.

Они же играют роль агентов контроля, следят за исполнением валютного законодательства и законностью операций, которые совершают клиенты.

Субъекты валютного контроля — это:

  • резиденты — граждане РФ, лица без гражданства, иностранные подданные, проживающие в России; юридические лица, которые учреждены в рамках российского права; консульства и посольства России за границей, а также муниципальные образования и субъекты нашей страны.
  • нерезиденты — иностранные подданные, лица без гражданства, которые не проживают в России; юридические лица, созданные по законам иностранных государств и иные организации и учреждения, которые не подпадают под определение «резидент».

Объект валютного контроля — это валютные операции, к ним относится:

  • торговля или расчеты между субъектами валютными ценностями;
  • приобретение и продажа российских или иностранных денег, внутренних ценных бумаг, а также их использование в качестве оплаты;
  • экспорт и импорт российских и заграничных денег, ценных бумаг;
  • денежные переводы резидентов в пользу нерезидентов, и наоборот, с зарубежных и российских банковских счетов.

Юристам и профессионалам международного рынка не потребуются расшифровки и разъяснения терминов, которым посвящена статья. Изучение законодательства и работа с иностранными партнерами — это их хлеб. Но начинающим бизнесменам, которые только приступают к покорению зарубежного рынка товаров и услуг, стоит изучить закон 173-ФЗ подробнее.

63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.

Валютный контроль – это контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства, один из видов финансового контроля при проведении валютных операций.

Являясь агентом валютного контроля, Федеральная таможенная служба не уполномочена выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и применять установленные законом меры ответственности за указанные нарушения. Федеральная таможенная служба, аккумулируя информацию о выявленных валютных правонарушениях в сфере её ведения, не управомочена при этом применять какие-либо меры ответственности в связи с данными правонарушениями. Эту функцию выполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Направления валютного контроля:

Определение соответствия проводимых операция действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и учета по валютным операциям;

Проверка выполнения резидентами обязательства в иностранной валюте.

Субъекты валютного контроля делятся на три категории – это Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. Правительство обеспечивает координацию деятельности в сфере валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся: Центральный Банк РФ, осуществляющий валютный контроль за операциями кредитных организаций и биржами; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного контроля и регулирования, а так же за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; Федеральная налоговая служба, осуществляемая контроль и надзор за валютными операциям между резидентами и не резидентами, не являющимися кредитными организациями.

К агентам валютного контроля относятся подразделения органов валютного контроля: таможенные органы, которые осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связаннее с перемещением товаров через таможенную границу; налоговые органы; территориальные подразделения Росфиннадзора.

Валютный режим – это совокупность правил регулирующих использование иностранной валюты и валютных ценностей внутри страны, их ввоз и вывоз за пределы государства. Виды режима: государственная валютная монополия, когда государство разрешает осуществлять валютные платежи, но регулирует их; режим валютного регулирования и контроля (РФ); режим свободного конвертирования валюты.

Субъекты валютных правоотношений: понятие, виды

Государство, осуществляя процесс по регулированию при помощи специальных норм юридического характера отношений, которые складываются в сфере валютного типа определяет субъектов права валютной направленности. Что касается точного определения субъекта валютного права, то оно имеет важное значение практического порядка, так как дает определенную возможность выявить круг граждан, которые в свое время вступают в валютные отношения правового характера и деяния которых влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев, которые позволяют относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъектам валютного права дает конкретную возможность установить какие конкретно лица и их деяния подпадают под юрисдикцию валютного законодательства. Только данные субъекты могут иметь конкретные права, а также нести обязанности, которые предусмотрены законодательством валютной направленности.

Субъектами права валютного характера являются определенные граждане (резиденты, а также нерезиденты), органы валютного регулирования, агенты, а также органы валютного контроля, за которыми специальным валютным законодательством признано особое юридическое свойство (которое еще называют качеством) правовой субъектности, которое дает определенную возможность принимать участие в совершенно различных валютных отношениях правового порядка.

Указанное выше определение содержит основной признак юридического характера субъекта валютного права – наличие правосубъектности, то есть признаваемой валютным законодательством способности быть участником каких-либо конкретных валютных отношений правового порядка. Понятие «валютная правосубъектность» включает понятия «валютная правовая способность», а также «валютная дееспособность».

Валютная правовая способность – это способность иметь определенные права, а также нести обязанности, которые в свое время были предусмотрены нормами валютного права.

Дееспособность валютной направленности – это специальная способность какого-либо субъекта самостоятельно либо через представителей получать, а также осуществлять, изменять и, что самое главное прекращать права, и различные обязанности в валютной сфере, а также нести определенную ответственность за их неправомерную реализацию.

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц консультант

Субъекты валютных правоотношений обладают определенными правами и несут конкретные обязанности, выполнение, и, что самое главное соблюдение которых дает гарантию на осуществление операций валютной направленности в соответствии с требованиями нормативного характера государства.

Специфика валютного законодательства

Специфика законодательства валютной направленности заключается именно в том, что каких-либо известных категорий общеправового типа субъектов вовсе не достаточно для того чтобы осуществить те или иные валютные отношения. Валютное законодательство по большей части применяет совершенно новые категории субъектов не известные российскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты. Выделение данных категорий субъектов в первую очередь обусловлено их отношением правового характера к государству – регулятору отношений валютной направленности. В зависимости от принадлежности лица к той или иной категории различается правовой режим осуществления ими операций валютного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень резидентов, а также нерезидентов установлена пунктом 6 частью 1 статьи 1 Закона о валютном контролировании. Согласно названной норме к резидентам имеют отношения:

Что касается нерезидентов, то к ним имеют отношения:

  • лица физического характера, которые не являются резидентами;
  • лица юридического характера созданные в соответствии с законодательством различных зарубежных государств и при этом имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • какие-либо организации, которые не являются лицами юридической направленности созданные в соответствии с законодательством зарубежных государств и при этом имеющие определенное местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • представительства дипломатического характера, которые являются аккредитованными в Российской Федерации, консульские учреждения зарубежных государств и постоянные представительства отмеченных государств при различных организациях межгосударственной или межправительственной направленности;
  • организации межгосударственной и межправительственной направленности, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • различные филиалы, которые находятся на территории Российской Федерации, представительства постоянного порядка и иные обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

Что представляют собой органы валютного контроля

Регулирование и контроль операций с валютой осуществляются в РФ на нескольких уровнях. На первом уровне находятся Правительство РФ и Банк России. Именно эти органы являются законодательными и издают нормативно-правовые акты общегосударственного уровня. На уровнях ниже в общей схеме контроля за регламентами в сфере операций с валютными ценностями находятся подконтрольные Правительству РФ структуры, связанные с движением средств и ценностей, выраженных в валюте. В ведении Банка России находятся агенты валютного контроля — банковские и аналогичные структуры, непосредственно осуществляющие обслуживание обращения валют и валютных ценностей. Вместе с тем на практике структуры более низких уровней, подотчетные правительству или Центробанку, могут взаимодействовать друг с другом и оказывать влияние на процесс работы по контролю и регулированию.

Детальнее система валютного контроля представлена на рисунке 3.

ВАЖНО! В 2017 году система будет изменяться.

Закон валютного контроля

Специальный закон о валютном контролировании называет права общего характера, а также обязанности всех резидентов и нерезидентов, которые тем или иным образом осуществляют в Российской Федерации валютные операции:

Комплексный характер права валютной направленности по большей части обуславливает именно наличие двух категорий субъектов: публичных и, что самое главное частных.

Субъектами частного характера в валютных отношениях правового порядка являются физические и юридические лица, которые в валютных правовых отношениях получают статус резидентов или нерезидентов.

Публичными субъектами в правовых отношениях валютной направленности выступают: органы валютного контролирования (Банк России, Правительство Российской Федерации); органы осуществляющие валютный контроль (Банк России, орган власти исполнительного характера, уполномоченный Правительством Российской Федерации, – Росфиннадзор); агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России; профессиональные участники рынка каких-либо ценных бумаг в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные органу федеральной направленности исполнительной власти по рынку ценных бумаг; органы таможенного порядка; налоговые органы); различные валютные биржи.

В качестве одного из самых главных критериев, который отличает рассматриваемых субъектов выступает характер реализуемых ими интересов в валютных отношениях правового порядка. Например, коммерческие лица юридического порядка, в большинстве случаев, вступают в валютные правовые отношения с конкретной целью удовлетворить собственные (то есть частные) имущественные интересы. В отличие от них Банк России или какие-либо органы таможенного порядка принимают участие в валютных правовых отношениях от имени и по поручению государства.

Поскольку публичные, а также частные субъекты имеют противоположные интересы, то выступают они в роли совершенно противоположных сторон валютного правоотношения.

В качестве самостоятельных субъектов валютного права выступают определенные уполномоченные банки, а также специальные валютные биржи. В большей мере их специфика кроется именно в том, что в валютных правоотношениях отмеченные субъекты вполне могут реализовывать как частный, так и публичный интерес.

Уполномоченными банками являются определенные организации кредитного характера, которые в свое время были созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и при этом имеющие определенное право на основании лицензий Банка России осуществлять операции банковского порядка со средствами в зарубежной валюте.

Различные банки уполномоченного порядка играют достаточно значимую роль в механизме валютного контроля Российской Федерации. Такие банки по большей части являются главными участниками внутреннего валютного рынка Российской Федерации, то есть основными участниками связанных с валютными ценностями операций, которые осуществляются на территории Российской Федерации.

Важность специального института уполномоченных банков по большей части кроется именно в том, что в России только через такие банки производится продажа, а также купля зарубежной валюты, а также чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в какой-либо зарубежной валюте. Но также кроме этого, операции валютной направленности проводимые между какими-либо уполномоченными банками и резидентами осуществляются без каких-либо ограничений. Что же касается нерезидентов, то они на территории Российской Федерации обладают специальным правом открывать как рублевые, так и валютные счета опять же только в уполномоченных банках.

Читайте так же:  Возмещение ндс ответственность

Приоритет специальных уполномоченных банков на внутреннем рынке валютного порядка Российской Федерации нашел юридическое закрепление в частности в 11 статье «Внутренний рынок валютного характера Российской Федерации» Закона о валютном контролировании, который предусматривает конкретную возможность купли-продажи зарубежной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в зарубежной валюте, в Российской Федерации исключительно через уполномоченные банки. Кроме того, при поставке товаров (услуг, а также работ) на экспорт или для того чтобы осуществить импорт товаров (услуг и работ) субъекты внешнеэкономической деятельности нуждаются в специальном банковском обслуживании своих валютных операций, так как при осуществлении экспортно-импортных операций расчеты осуществляются именно через обслуживающий его уполномоченный банк.

4 часть 22 статьи Закона о валютном контролировании предусматривает, что специальный контроль за осуществлением операций валютного характера кредитными организациями осуществляет именно Банк России. Но также важно заметить, что Банк России, согласно указанному Закону, является органом валютного контроля, а это в свою очередь говорит о том, что в его компетенцию входит:

  1. осуществление процесса по проведению различных проверок соблюдения резидентами, а также нерезидентами определенных документов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютных органов контролирования;
  2. проведение определенных проверок полноты, а также достоверности отчетности и учета по конкретным операциям валютной направленности резидентов, и нерезидентов;
  3. получение, а также запрос информации и актов, которые тем или иным образом связаны с проведением каких-либо валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления актов по конкретным запросам агентов, а также органов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней с момента подачи запроса;
  4. выдача специальных предписаний об устранении выявленных нарушений актов законодательства валютного характера Российской Федерации и документов органов валютного контролирования;
  5. использование установленных законодательством Российской Федерации определенных мер ответственности за нарушение определенных актов валютного законодательства Российской Федерации и документов органов валютного контролирования.

Что является основным нормативным актом, регулирующим валютные отношения: это закон 173-ФЗ или инструкции ЦБ по валютному регулированию?

Структура законов о валютном регулировании и валютном контроле является отражением схемы органов валютного регулирования и контроля, приведенной в предыдущем разделе.

Основным нормативным актом, составляющим законодательство о валютном регулировании, является закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, принятый Госдумой, или ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле. ФЗ содержит основные аспекты правового регулирования валютных операций в РФ, а также закрепляет основы изложенных выше схем отношений и взаимодействия различных участников валютного рынка.

Со своей стороны, Банк России тоже издает соответствующие регламенты — это различные распоряжения и инструкции ЦБ по операциям с валютой, обязательные для исполнения агентами валютного контроля и через них — субъектами валютных правоотношений.

Схематично нормативно-законодательная база представлена на рисунке 4.

Про закон о валютных операциях РФ и иных нормативных документах читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Правовое регулирование каких валютных операций предусмотрено в законодательстве

Регулируются, по сути, все операции с объектами, представленными на рисунке 1. Вместе с тем нюансы регулирующих нормативов могут зависеть от того, какой именно вид операций совершается: исходящий или входящий трансфер, переход имущественных прав на валютные ценности и т. п.

Наглядно виды регулируемых по валютному законодательству РФ 2016 операций представлены на рисунке 2.

Торговые организаторы

Одно из самых значимых положений среди субъектов отношений валютного типа правового характера занимают торговые организаторы (в т.ч. биржи), роль которых в большей мере определяется именно их влиянием на состояние системы денежно-кредитной направленности Российской Федерации в целом и на устойчивость валюты национальной направленности, состояние золотовалютных резервов государства в частности.

Торговый организатор – это конкретное лицо, которое определенным образом оказывает совершенно разные услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках (в т.ч. зарубежной валютой) на основании специальной лицензии биржи или лицензии торговой системы. Статус правовой направленности организаторов торговли и участников торгов, а также порядок в ходе которого осуществляется проведение организованных торгов устанавливаются законом Федеральной направленности от 2011 года 21 ноября № 325-Φ3 «Об организованных торгах».

Торговый организатор зарубежной валютой выполняет две главные функции:

  • организацию торгов, а также заключение сделок по купле и, что самое главное продаже иностранной валюты с участниками торгов;
  • проведение, а также организацию расчетов в зарубежной валюте и в рублях по сделкам, которые заключаются на бирже.

Значение торговых организаторов кроется именно в том, что они играют одну из самых важных ролей, предоставляя контролирующим органам возможность достаточно эффективно осуществлять действия по управлению курсом валютного характера при помощи рыночных методов.

На торгах организационного порядка осуществляется именно процесс свободной купли-продажи валют национальной направленности основываясь на курсовом соотношении между ними (котировки), складывающегося на рынке под воздействием определенного предложения, а также спроса. Котировка в большей мере зависит именно от покупательной способности обмениваемых валют, которая в свое время, определяется ситуацией экономической направленности в странах-эмитентах. Операции на каких-либо торгах организованного порядка в большей мере основаны на конвертируемости валют обмениваемых на них.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации осуществляют свои действия восемь специализированных межбанковских бирж валютного характера, которые осуществляют организованные торги зарубежной валютой: Московская межбанковская биржа валютной направленности (город Москва), Санкт-Петербургская биржа валютного порядка (город Санкт-Петербург), а также валютная биржа Уральского региона (город Екатеринбург), Сибирская валютная биржа межбанковского типа (город Новосибирск), межбанковская биржа валютного характера Азиатско-Тихоокеанского порядка (город Владивосток), Ростовская межбанковская валютная биржа (город Ростов-на-Дону), Нижегородская фондовая биржа валютной направленности (город Нижний Новгород), Самарская валютная межбанковская биржа (город Самара).

Источники

Субъекты валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here