Статья 101 нк рф камеральная налоговая проверка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Статья 101 нк рф камеральная налоговая проверка" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)

Оформление результатов налоговой проверки (ст. 100 НК РФ)

Составление акта
Выездная проверка Камеральная проверка при выявлении нарушений
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке* В течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки
Вручение акта
В течение пяти дней с даты этого акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 днейсо дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления налогоплательщиком возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 Кодекса, если вышестоящий налоговый орган не отменит указанное решение, оно вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе к привлечению к ответственности) налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение принятого решения (п. 10 ст. 101 Кодекса).

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

Если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с п. 3 ст. 32 Кодекса материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Форма налогового контроля – камеральная налоговая проверка (статьи 81, 88, 100, 101 НК РФ)

Форма налогового контроля – камеральная налоговая проверка

(статьи 81, 88, 100, 101 НК РФ)

Вручение акта камеральной налоговой проверки налогоплательщику

(не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта).

Одновременно вручение извещения о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки

Внимание: в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц содержание

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.

( ст. 100, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 01.01.2001 N 146-ФЗ (ред. от 01.01.2001) )

Налогоплательщик не согласен с содержанием акта камеральной налоговой проверки

Налогоплательщик согласен с содержанием акта камеральной налоговой проверки

Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15-дневного срока, отведенного на представление налогоплательщиком возражений на акт выездной проверки)

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (в срок

не более 1 месяца)

Решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки

(не более 30 дней)

Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого необходимо для их рассмотрения

(не более 30 дней)

В материалах камеральной налоговой проверки достаточно доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых

Итоговое решение по камеральной налоговой проверке (ст.101 НК РФ):

— решение о привлечении к ответственности

-решение об отказе в привлечении к ответственности

│ Итоговое решение по камеральной проверке :

Вручение решения по камеральной налоговой проверке

(не позднее 5 рабочих дней после вынесения решения)

Внимание: в случае невозможности вручения решения, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (ст.101 НК РФ).

Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем

Из Постановления Конституционного суда от 30.07.2001 (п. 4):
«. несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу. Конституции недопустимо».

Нередко бывает, что компанию или предпринимателя оштрафовали, а возразить по существу совершенного нарушения им нечего — да, виноваты. И вот тут-то и могут прийти на помощь смягчающие обстоятельства, ведь:

  • при наличии хотя бы одного такого обстоятельства налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в два раз Причем уменьшен может быть и минимальный штраф (как, например, 1000 руб. за просрочку сдачи деклараци с этим согласен даже Минфи На практике налоговики до сих пор либо предпочитают вообще «не замечать» смягчающих обстоятельств, либо снижают штраф строго на 50%. А вот суды, как правило, уменьшают размер штрафа значительно больше, чем инспекция, порой — в десятки, а то и в сотни

Внимание

Смягчающие обстоятельства не помогут вам снизить размер пене

  • тот факт, что смягчающие обстоятельства уже были учтены вышестоящим налоговым органом, для суда значения не имее
  • перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в не исчерпывающи поэтому таковыми может быть признано буквально все, что способно вызвать у налоговиков или судей сочувствие, жалость или ощущение, что наказание несоразмерно проступку.

Нужно помнить, что признание не указанных в п. 1 ст. 112 НК обстоятельств смягчающими — это право, а не обязанность суд или налогового органа;

  • наличие наряду со смягчающими отягчающих обстоятельств снижению штрафа не помех

Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф

Проанализировав арбитражную практику за последние 3 года, мы выявили часто встречающиеся смягчающие обстоятельства. При этом мы условно разделили их на три вида.

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, приятно удивляет своим многообразием

ВИД 1.

«Универсальные». На эти обстоятельства могут ссылаться абсолютно все — и организации, и ИП, независимо от вида совершенного нарушения. К универсальным обстоятельствам относятся:

  • привлечение к налоговой ответственности впервы
  • отсутствие умысла на совершение нарушени
  • раскаяние и признание своей вин
  • добросовестность налогоплательщика, заключающаяся в своевременной уплате всех налогов и представлении отчетност Правда, не все суды учитывают это обстоятельство как смягчающе справедливо замечая, что «добросовестность налогоплательщика является нормой поведения в налоговых правоотношениях
  • тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документальн в частности наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала признание компании банкрото либо нахождение в предбанкротном состояни (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала);
  • отсутствие у организации бухгалтера в момент нарушения (по причине болезни или отпуска

Однако учтите, что налоговики или судьи могут вам возразить: то, что главбух фирмы по какой-то причине отсутствовал, не является смягчающим обстоятельством. Ведь руководитель, будучи лицом, ответственным за состояние учета и отчетности, может привлекать других лиц для обеспечения соблюдения налогового законодательств

  • статус бюджетного учреждени или градообразующего предприяти
  • ведение социально-значимой деятельности, например, в таких сферах, как:

— строительство и ремонт социальных объекто

— поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пункто

  • оказание спонсорской и благотворительной помощи, финансирование общественно-культурных мероприяти

ВИД 2.

«Специфические». Эти обстоятельства характерны только для определенных налоговых нарушений.

* Некоторые суды считают, что если налог уплачен к моменту вынесения решения по проверке, то штрафа по ст. 122 НК быть не може Ведь эта статья не предусматривает ответственности за несвоевременную уплату налог

** Знайте, что вас не должны привлекать к ответственности по ст. 122 НК РФ, если в предыдущем периоде у вас переплата определенного налога, котора

  • перекрывает сумму налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей;
  • не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по этому налогу.

Ведь занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты этого налога.

*** Есть мнение, что в этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности за непредставление документов в связи с отсутствием вин

ВИД 3.

«Индивидуальные». Эти обстоятельства в свое оправдание могут приводить только предприниматели как физические лица:

  • нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (престарелых родителей, жены
  • наличие инвалидност
  • преклонный (пенсионный) возрас
  • серьезная болезнь самого ИП или его близких родственнико
  • тяжелое финансовое положение, отягощенное наличием кредитных обязательст

Ходатайствуем о снижении штрафа

Итак, теперь вы знаете, чем можно «давить на жалость». Но этого недостаточно. Нужно все имеющиеся смягчающие обстоятельства грамотно изложить в ходатайстве и своевременно направить его в инспекцию:

  • нарушение обнаружено в ходе выездной или камеральной проверки — в течение 15 рабочих дней со дня получения вами акта проверк
  • нарушение выявлено не в рамках проверки — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта об обнаружении факта правонарушени
Читайте так же:  Налоговая декларация ндс нулевая образец

По закону инспекция должна сама выявлять наличие смягчающих ответственность обстоятельст но уповать на ее сознательность не нужно.

Приведем примерную форму ходатайства об учете смягчающих обстоятельств при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности.

Начальнику ИФНС России № 21
от ООО «ФлешКо»,
ИНН 7721025156, КПП 772101001,
адрес: 109375, Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 64,
тел.:

Исх. № 39н от 30.11.2012

ХОДАТАЙСТВО
об учете смягчающих обстоятельств

ИФНС № 21 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС ООО «ФлешКо» за III квартал 2012 г., в ходе которой было установлено несвоевременное представление Обществом данной декларации (представлена 29 октября вместо 22 октября).

По результатам проверки составлен акт от 23.11.2012 в котором предлагается привлечь Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока сдачи декларации в виде штрафа в размере 8250 рублей.

Просим Вас при принятии решения по результатам проверки на основании подп. 4 п. 5 ст. 101, п. 4 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ снизить размер штрафа в связи с наличием следующих смягчающих обстоятельств:
1. Общество впервые привлекается к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
2. Правонарушение совершено неумышленно.
3. Общество признает свою вину в совершении правонарушения.
4. Просрочка допущена в связи с отсутствием в период сдачи декларации главного бухгалтера по причине болезни.
5. Период просрочки незначителен (5 рабочих дней). Ходатайствуя перед ИФНС или судом о применении смягчающих обстоятельств, заявляйте их «оптом», в совокупности. Чем больше обстоятельств вы укажете, тем выше шансы на то, что штраф будет снижен

Возможность учета вышеуказанных обстоятельств в качестве смягчающих подтверждается судебно-арбитражной практикой Московского региона (см., например, Постановления ФАС МО от 22.05.2012 от 11.07.2011 от 04.08.2011 10 ААС от 13.09.2011

Приложения:
1. Копия листка временной нетрудоспособности главного бухгалтера Курочкиной М.Н.
2. Штатное расписание
3. Приказ о назначении на должность главного бухгалтера Эти документы подтверждают, что бухгалтер в штате один. То есть в его отсутствие никто не мог выполнять его работу

Если ваша инспекция проигнорирует полученное ходатайство, не опускайте руки. Направьте в УФНС жалобу о том, что при вынесении решения о привлечении к ответственности не были учтены (хотя должны были!) заявленные вами смягчающие обстоятельства. Налоговая служба сама говорит, что в жалобе их нужно указывать, это необходимо «для правильного и своевременного рассмотрения дела

Если вышестоящий налоговый орган не внемлет вашей просьбе, а сумма штрафа значительная, целесообразно оспорить решение налоговой в суде. Судьи, как правило, охотно учитывают имеющиеся смягчающие обстоятельства.

Заявить в суде о смягчении ответственности можно и в том случае, когда ни в инспекцию, ни в УФНС вы ничего не заявляли.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правда, нам встретилось одно решение, где судьи остались холодны к просьбе налогоплательщика снизить штраф, сказав следующее: «Большой размер штрафных санкций является результатом противоправных действий самого Общества, в связи с чем оснований для его снижения. не установлено

Кстати, смягчающие обстоятельства обязательно должны учитываться и при назначении административного наказани Поэтому многие из приведенных нами обстоятельств могут «выстрелить» и в том случае, когда на организацию или ее должностное лицо (предпринимателя) наложили административный штраф (неважно, за какое правонарушение

Если административный орган или суд сочтут имеющиеся у вас обстоятельства смягчающими, то они назначат штраф по низшему пределу санкции, установленной соответствующей нормой поскольку уменьшить административный штраф ниже низшего предела нельз

Ст. 100 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 100 НК РФ регулирует порядок оформления результатов налоговых проверок. В нашей статье мы отвечаем на вопросы, которые чаще всего возникают у налогоплательщиков в связи с данной процедурой.

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Читайте так же:  Причины отказа в возврате налогового вычета

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

О последствиях нарушения сроков проверки читайте в материале «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?».

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

что понимать под днем (моментом) выявления налогового правонарушения в тексте ст. 101.4 НК РФ

Ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления налогового правонарушения. Нигде не могу найти ответ на вопрос: ЧТО СЧИТАТЬ ДНЕМ или МОМЕНТОМ выявления налогового правонарушения в ходе иных мероприятий налогового контроля? Может быть, кто-нибудь подскажет?

В ходе документальной (выездной) проверки таким днем будет оформление акта. Во всех остальных случаях — по ситуации. В НК не расписано, но часто встречается в решениях судов.
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
«Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким — либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, «если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному»

У меня похожая ситуация, как у автора НКБ.

В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2018 г. налоговая инспекция выставила требование о представлении пояснений. Срок ответа на требование (5 дней) истек 13.09.18. Вместо представления пояснений, организация подала уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2018 г. 15.10.18., т.е. с пропуском срока представления пояснений по требованию на 22 дня.

Практически спустя год налоговая составила акт об обнаруженных ею фактах, свидетельствующих о налоговом правонарушении В акте — штраф по ст. 129.1 п. 1 — 5000 руб.

Я подала возражения

В них основная мысль была следующая:

Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов(пояснений) в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ,ст. 129.1 так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.

ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 № КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 № 09-АП-28331/2010-АК).

К сожалению, налоговая признала их необоснованными и спустя 1, 5 месяца после акта прислала решение о привлечении к ответственности. Также вместе с возражениями я подавала ходатайство о смягчении ответственности, но налоговая его проигнорировала.

Читайте так же:  Водный налог кто должен платить

Прошу эксперного мнения стоит ли подавать апелляционную жалобу

Прошу прощения,закралась опечатка, решение налоговая прислала не спустя 1,5 месяца после акта, а спустя 2,5 месяца после даты рассмотрения дела (дата решения 26.09. 2019,эта дата совпадает с датой рассмотрения дела, а прислали его только 03.12.2019).

Я думаю, что жалоба бессмысленна. Сложившаяся за последнее время судебная практика, говорит о том, что при наличии налогового правонарушения позднее оформление налоговым органом акта и решения о привлечении к ответственности — не причина для отмены такого решения. Отменить решение по процедуре можно только в случае грубого нарушения прав налогоплательщика. Ну, например, не уведомили о рассмотрении материалов проверки, и, таким образом, налогоплательщик лишился возможности участвовать в рассмотрении и отстаивать свою точку зрения.

У вас нарушение на лицо: в установленный срок вы не представили пояснения или уточненку. На мой взгляд ссылка на отсутствие правонарушения с вашей стороны не имеет оснований.

По поводу представления документов по первоначальной декларации после подачи уточненки, мнение тоже изменилось, на прямо противоположное: уточненка не отменяет необходимость представления документов по требованию, направленному в ходе камералки первичной декларации.

Добрый день! Большое Вам спасибо за ответ. Если можно дайте, пожалуйста, ссылки на мнение, что уточненка не отменяет необходимость представления документов по требованию, направленному в ходе камералки первичной декларации.

И еще вопрос про хадтайство о смягчении ответственности, там я просила учесть, что подобное нарушение было впервые, неумышленно и оплата налога проведена в срок. Его просто проигнорировали. Это не является нарушением?

Определение ВС от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522 по делу № А65-27076/2014.

Вы можете подать в УФНС жалобу о том, что инспекция при принятии решения не учла заявленные вами смягчающие обстоятельства. Возможно ваше ходатайство было проигнорировано, поскольку вы одновременно оспаривали привлечение вас к ответственности. Т.е., вы одновременно просили снизить штраф и вынести решение об отказе в привлечении к ответственности, и налоговая не поняла, чего вы собственно хотите). Но, тем не менее, налоговики должны были дать оценку вашим смягчающим обстоятельствам и признать или не признать их таковыми.

Большое спасибо. А как вы считаете можно написать в жалобе и про сроки и про неучтение заявленных обстоятельств. От этого хуже не будет? Понимаю, что вы уже указали свое мнение по поводу сроков выше.

Но основываясь на своем опыте, могу сказать, что налоговая очень не любит апелляционные жалобы, в которых указаны их нарушения. Я подавала их дважды и оба раза звонили из налоговой и просили забрать жалобу в обмен на «аннулирование» акта.

Поэтому хочется все написать, чтобы как говориться «застращать»))

Нет, хуже не будет. Более того, в жалобе вы должны указать все обстоятельства дела, на которых основываются ваши доводы. Самое страшное, что может случиться, это ответ УФНС в стиле «ИФНС конечно статьи ХХ НК РФ, и мы их за это пожурим, но это не отменяет вашей вины».

Большое Вам спасибо за участие. Пойду подавать. О результатах напишу в эту тему.

А что именно не понятно? Довольно сносно все обьяснено. Бывает что и хуже. Деталей и допущений больше в разы. А в этом случае предельно понятно. Ну почти можно сказать

В ходе документальной (выездной) проверки таким днем будет оформление акта. Во всех остальных случаях — по ситуации. В НК не расписано, но часто встречается в решениях судов.
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
«Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким — либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, «если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках на сео соответствие и поисковые алгоритмя рунета и гугла в частности и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному»

Десять новых положений Налогового кодекса, значимых для бизнеса

Недавно писала краткий пост об изменениях ключевых для бизнеса положений Налогового кодекса, часть из которых вступит в силу уже в июне этого года (Федеральный закон № 130-ФЗ от 01 мая 2016 года). Напомню, что большинство поправок затрагивает порядок взаимодействия налогового органа и налогоплательщика. Также законодатели ввели новые положения в порядок проведения и обжалования налоговых проверок. На мой взгляд, это особенно важно, так как в данной сфере давно не было никаких новшеств. В этом посте — подробный обзор десяти главных изменений в Налоговом кодексе, которые заработают в 2016-2017 годах.

Первое. Налогоплательщик сможет лично участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы в налоговой инспекции (п. 2 ст. 140 НК РФ). Отмечу, что это будет касаться не всех решений по выездным проверкам, а только тех случаев, когда в случае рассмотрения апелляционной жалобы выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в материалах налогового органа, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщикам, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа. Напомню, что ранее апелляционные жалобы всегда рассматривались без участия налогоплательщика. Теперь налогоплательщик получит возможность лично высказаться в вышестоящем налоговом органе в защиту своей позиции. Есть надежда, что если этот новый механизм будет работать, то больше решений будет отменяться на стадии апелляционного обжалования.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл в эксель

Второе. Внесены изменения в ст. 101 НК РФ, которые затрагивают интересы налогоплательщика и его права на защиту своей позиции. Ранее четко в НК РФ не было прописано, что налогоплательщик вправе по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы) предоставить свои возражения, а налоговый орган обязан рассмотреть их, вместе с дополнительными материалами и актом проверки.

Третье. Теперь налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Положения пункта 6.1 статьи 101 НК РФ (в редакции ФЗ от 01.05.2016 N 130-ФЗ) применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу вышеуказанного закона, т.е. это нововведение начнет действовать после 2 июня 2016 года.

Четвертое. Кроме этого в соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 101 НК РФ в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым налогоплательщиком письменные возражения должны быть рассмотрены руководством налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения в течение 10 дней со дня истечения 10–ти дневного срока на написание возражений по результатам дополнительных мероприятий налоговой инспекцией принимается итоговое решение по результатам проверки.

Это очень важный момент для любого налогоплательщика в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, так как в результате дополнительных мероприятий налоговый орган обычно собирает новые доказательства, чтобы усилить свою позицию. Поэтому, зачастую на практике дополнительные мероприятия налоговики проводят в том случае, когда по итогам возражений понимают, что доказательств нарушений, вменяемых в акте налоговой проверки, для вынесения решения о виновности налогоплательщика оказывается недостаточно. Теперь и для новых доказательств законодатели предусмотрели процедуру возражения на них и рассмотрения этих возражений.

Таким образом, если вся вышеуказанная процедура будет нарушена, то в соответствии с пп. 14 ст. 101 НК РФ — это будет основанием для отмены решения налогового органа. Это важное изменение, которое даст больше возможностей налогоплательщикам для защиты своей позиции, а также дисциплинирует налоговых инспекторов и заставит их следовать предусмотренной законом процедуре.

Это нововведение будет действовать при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу закона № 130-ФЗ, т.е. после 2 июня 2016 года.

Пятое. Уточнен порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки (абз. 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ). Налогоплательщик вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений по акту проверки и по доп. мероприятиям налогового контроля. Налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.

Отмечу, что ранее срок исполнения обязанности налогового органа по ознакомлению с материалами звучал так: «не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки». Такая формулировка на практике вела к злоупотреблениям: налогоплательщик подавал заявление об ознакомлении заблаговременно, а налоговый орган тянул время, пока не оставалось два дня до дня рассмотрения материалов. Эта искусственно созданная налоговиками ситуация нарушала права налогоплательщика на предоставление возражений.

Также обратите внимание на новое положение, которое предписывает, как должно проводиться ознакомление с материалами (абз. 2 п. 2 статьи 101 НК РФ). Теперь ознакомление должно проходить путем визуального осмотра, возможно изготовление выписок и снятие копий. По окончанию ознакомления должен составляться протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

Ранее на практике налоговые органы знакомили налогоплательщиков с материалами так, как им было удобно: «это дадим, это не дадим, это у нас в электронном виде, можете сесть тут и посмотреть у нас в компьютере…» Такой подход зачастую лишал налогоплательщика возможности в спокойной обстановке и в полном объеме ознакомиться с материалами проверки и написать толковые возражения.

Шестое. Меняется порядок подачи пояснений на камеральных проверках по НДС – теперь их можно будет подавать только в электронном виде. Остается и другой вариант — компания сможет представить уточненную декларацию по НДС. Уже с 1 января 2017 года пояснения на бумаге налоговые инспекторы больше принимать не будут. Если налогоплательщик не представит нужные налоговикам документы, то компанию ожидает штраф: за первое нарушение оштрафуют на 5 тыс. рублей, за повторное нарушение в течение года — на 20 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Седьмое. Компании смогут подавать на проверку документы в виде подшивки. Сейчас налогоплательщики формируют пачки по 150 листов в каждой в соответствии с рекомендациями Минфина (письмо от 29.10.15 № 03-02-РЗ/62336). Новое положение о подшивке закрепят в НК РФ, а ФНС предстоит утвердить правила оформления подшивки и листов в ней. На мой взгляд, это долгожданное и правильное изменение, которое поставит точку в многолетнем споре, как правильно заверять предоставляемые по требованию налоговиков документы. Ранее многие налоговые инспекции просили заверять каждый лист! Это нововведение уменьшит подчас огромный объем бумажной работы для налогоплательщика.

Восьмое. Установлен срок, в течение которого недавно созданная компания должна наладить электронный документооборот с налоговой инспекцией. С 1 июля 2016 года на это будет отведено 10 рабочих дней после возникновения такой обязанности у организации.

Девятое. Со 2 июня 2016 года налоговые декларации и форматы к ним будут вступать в силу через два месяца после опубликования, а не как сейчас через 10 дней. Это плюс как для бизнеса, так и для налоговых органов: времени на изучение новой отчетности у налогоплательщика будет достаточно, сократится количество ошибок и уточненных деклараций.

Десятое. Если организация применяет льготы по налогам, то теперь ИФНС вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Ранее инспекторы имели право требовать у налогоплательщика только документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Со 2 июня 2016 года инспекторы смогут запрашивать в ходе камеральной проверки деклараций, в которых заявлены льготы, документы и пояснения к ним. Налогоплательщик должен предоставить пояснения в письменном виде в течение пяти дней с момента получения требования.

Источники

Статья 101 нк рф камеральная налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here