Статистика доначислений по выездным налоговым проверкам

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Статистика доначислений по выездным налоговым проверкам" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

98% компаний получают штрафы после выездной проверки

За пос­ледние пять лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Статистику налоговых проверок проанализировала ауди­торско-консалтинговая группа «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ». Эксперты напомнили, что прошлый год продемонстрировал рекордный прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 г. За 12 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., что на 23% выше показателей 2017 г.

Давление на бизнес остается высоким

Налоговая нагрузка на российский бизнес растет — ее текущий уровень составляет 19,9% к ­ВВП. При этом чиновники заявляют о снижении административного давления на налогоплательщиков. В качестве подтверждения ­ФНС приводит динамику выездных налоговых проверок. За по­с­ледние 10 лет налоговики сократили количество конт­рольных визитов на предприятия почти в четыре раза.

Выездной налоговой проверкой по результатам 2018 г. охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь двум из тысячи налогоплательщиков пришлось принимать на своей территории инспекторов. Для сравнения: в 2010 г. 11,5 предприятий из тысячи становились объектом выездного конт­роля.

Однако говорить о снижении административного давления на бизнес, по мнению экспертов, неверно. Во-первых, у предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и оправдать проводимую выездную проверку. Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов.

Во-вторых, помимо выездных проверок налоговая инспекция широко применяет камеральные проверки. Число камеральных проверок, которых в 5,8 тыс. раз больше, чем выездных, уменьшалось лишь до 2015 г. Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 г. непрерывно увеличивается. В 2018 г. 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекались для проведения камеральной налоговой проверки.

Растущее число вызовов бухгалтеров в инспекцию на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 г. было проведено 67,9 млн камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Если для решения о выездной проверке налоговики применяют риск-ориентированный подход, то в инспекцию приглашают всех подряд. В результате эффективность камеральных налоговых проверок составляет чуть более 5%. 95% ревизий проводятся безрезультатно, а значит, налогоплательщики зря тратят время на их прохо­ждение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются. К 2018 г. они упали до 600 руб. с одной камеральной налоговой проверки в среднем.

Всего за прошлый год по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд руб. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, так и другие платежи, с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ­ККТ. При этом 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (то есть 308 млрд руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

По данным группы «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ», в планах налоговых служб на 2019 г. — провести 15 тыс. проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн руб. Это означает дальнейшее ужесточение кон­троля за деятельностью крупных и средних предприятий.

Налоговики мечтают о непрерывном мониторинге предприятий

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточненных деклараций налогоплательщиками в 2018 г. было внесено всего 80 млрд руб., что составляет около трети всех доначислений налогов.

Некоторые крупные компании, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам. В таком случае налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обес­печивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

На очереди предприятия малого и среднего бизнеса. Например, с 2020 г. ­ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использую­щими ­УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового конт­роля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организация прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Контрагент сообщил вам, что налоговики запросили у него документы по вашим совместным сделкам? Это один из тревожных звоночков, свидетельствующих о приближающейся выездной проверке

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

Читайте так же:  Сколько длится валютный контроль

Мнение читателя

“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн

Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер,

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в России

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Налоговый контроль играет значительную роль в функционировании финансовой системы государства. Именно он позволяет максимально эффективно отслеживать налоговые поступления и выявлять налоговые правонарушения. Налоговые проверки выявляют проблемы текущего состояния нарушений и прогнозирования налогового контроля в РФ.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Для того чтобы определить наиболее эффективный вид налогового контроля, необходимо провести сравнительный анализ доначисленных сумм налогов и сумм начисленных из них налогов выездными и камеральными налоговыми проверками.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в Российской Федерации за 2013-2015 гг. (тыс. руб.)

p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

Доначисленная сумма налогов, тыс. руб.

Показатели

Из них начислено налогов, тыс. руб.

Составлено автором по данным ФНС, отчет № 2-НК за 2013-2015 гг.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Из таблицы 2 можно увидеть, что с каждым годом сумма доначислений по результатам проверок растёт.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Также можно наблюдать, что сумма доначисленных налогов выездными налоговыми проверками превышает сумму доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период. Сумма начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками так же значительно превышает сумму начисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Данная разница сумм доначисленных сумм налогов объясняется более объемной и расширенной процедурой проверки налогоплательщика органами выездных налоговых проверок: анализируются все аспекты финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, в то время как органы камеральных налоговых проверок анализируют исключительно документацию и отчетность налогоплательщика. Это говорит о том, что выездные налоговые проверки по этому показателю эффективнее камеральных налоговых проверок.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Причиной роста сумм доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками служит создание новых форм электронного взаимодействия с налоговой службой, значительно сократилось количество бумаг, которые необходимо предоставлять в инспекции. Данная динамика отражена на следующем графике.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

p, blockquote 11,1,0,0,0 —>

Рис. 2 Сравнение динамики доначисленной суммы налогов и начисленных из них налогов, %

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Анализ доначисленных сумм налогов на одну камеральную и одну выездную проверки в РФ за 2013-2015 гг., тыс. руб.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Показатели

Доначисленная сумма налогов на 1 камеральную проверку, тыс. руб.

Доначисленная сумма налогов на 1 выездную проверку, тыс. руб.

Составлено автором по данным ФНС, отчет № 2-НК за 2013-2015 гг.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Несмотря на сокращение налоговых проверок, количество сумм доначисленных налогов на одну выездную налоговую проверку намного превосходит количество сумм доначисленных налогов на одну камеральную налоговую проверку за весь анализируемый период.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Это обусловлено тем, что количество проведенных выездных налоговых проверок значительно уступает количеству камеральных проверок, а количество доначисленных сумм налогов выездных проверок опережает количество доначисленных сумм налогов камеральных налоговых проверок.

p, blockquote 17,0,0,1,0 —>

Причиной увеличения количества сумм доначисленных налогов является введение единого электронного ресурса и дополнительно разработанных программ, позволяющих налоговым органам более эффективно проводить налоговый контроль по камеральным налоговым проверкам.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Сравнительный анализ показал, что выездные налоговые проверки превосходят камеральные по большей части показателей. Несмотря на то, что темпы сокращения количества выездных налоговых проверок превышают темпы сокращения камеральных налоговых проверок, а количество выявленных нарушений камеральными налоговыми проверками уменьшается, в отличие от камеральных, количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками значительно превышает количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов камеральными налоговыми проверками. Количество доначисленных сумм налогов на одну выездную налоговую проверку так же значительно превосходит количество доначисленных сумм налогов на одну камеральную налоговую проверку.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Таким образом, выездные налоговые проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля. Текущее состояние налогового контроля в Российской Федерации не идеально и имеет ряд проблем, которые необходимо решать, чтобы повысить эффективность процесса сбора налогов. Правительству следует поддерживать тенденции развития выездных налоговых проверок, но в то же время ему необходимо в обязательном порядке совершенствовать процедуры камеральных налоговых проверок. Это позволит повлиять на отрицательные тенденции в динамике налоговых проверок, улучшая тем самым совокупное состояние налогового контроля в стране.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

В настоящее время практически не предусматривается анализ и оценка результатов проведенных налоговых проверок. В Федеральной налоговой службе оценка деятельности налоговых органов осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. По итогам контрольной работы налоговые органы формируют и публикуют отчет по форме 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов», который позволяет только по определенным критериям оценить результативность контрольных мероприятий:

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

  • количество проведенных камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе количество проверок, выявивших нарушения);
  • сумма дополнительно начисленных налогов, пени, санкций по итогам проверок.

Как видно, статистическая отчетность, публикуемая на сайте ФНС России, отражает отдельные результаты камеральных и выездных налоговых проверок, в то время как официальная отчетность, которая указывала бы на эффективность проводимых контрольных мероприятий, отсутствует. В связи с этим назрела необходимость разработки и внедрения системы показателей для оценки эффективности налогового контроля с целью принятия обоснованных управленческих решений по его дальнейшему развитию.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —> p, blockquote 23,0,0,0,1 —>

К.Н. Мордвинцева, С.К. Содномова ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Анализ выездных и камеральных налоговых проверок в России Что такое налоговая обязанность Определение недоимки Понятие налоговой задолженности и ее отличие от недоимки Причины налоговой задолженности

Читайте так же:  Как вернуть налоговый вычет за лечение пенсионеру

Во сколько обойдется компании налоговая проверка

Видео (кликните для воспроизведения).

Выездные налоговые проверки бизнеса значительно подорожали в 2019 году. На одной ревизии инспекторы уже сейчас доначисляют компаниям в среднем 40,4 млн руб. Как не разориться на проверке, рассказала Ольга Солдатова, ведущий эксперт «Актион 360»

Выездные проверки

Выездная проверка означает, что налоговики придут в офис компании и потребуют массу документов: за период от одного квартала до трех лет. Выездную проверку назначают, когда инспекторы подозревают серьезные нарушения. Именно по результатам таких проверок, как показывает практика, доначисляются самые большие суммы налогов, пени и штрафов.

По сравнению с прошлым, 2018 годом, суммы подобных доначислений выросли почти вдвое. Если за девять месяцев 2018-го налоговая в среднем выставляла компании счет на 24,5 млн руб., то за этот же период 2019-го «ценник» уже превысил 40 млн руб. По итогам года сумма может вырасти еще больше.

По регионам, впрочем, ситуация заметно различается (см. виджет в конце статьи). По аналитическим данным корпоративной справочно-образовательной системы «Актион 360», в двух регионах уже превышен психологический рубеж в 100 млн руб. Так, во Владимирской области сейчас доначисляют в среднем 162 млн руб., в Липецкой области — 115 млн руб. В ряде регионов стоимость проверки заметно ниже. Например, в Хакасии — 2,7 млн руб. Но это скорее исключение из общей тенденции.

Еще один тренд: налоговая стала чаще проводить комплексные проверки компаний. Для изучения требуются финансовые документы зависимых организаций, к примеру дочерних структур, а также крупных контрагентов.

Но, заметим, само проведение выездной проверки — исключительный вариант. К нему налоговая прибегает, если не удалось решить спорные вопросы в ходе камеральной проверки декларации или на комиссии, куда вызывают для пояснений руководство проверяемой организации.

Камеральные проверки

Каждая компания знает: после сдачи декларации ее ждет три нервных месяца, когда инспекторы будут проверять отчетность и требовать документы или пояснения. Этот период называется «камеральная налоговая проверка». Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральную проверку проводят по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Если в документах всплывут ошибки, неточности или расхождения в цифрах либо появятся сомнения в реальности данных, компанию попросят предоставить пояснения или исправить декларацию, то есть сдать так называемую «уточненку».

Если на камеральной проверке инспекторы нашли нарушения, то в среднем их сумма составляет 15 тыс. руб. То есть такую сумму инспекторы в среднем фиксируют в решении по итогам проверки. Однако по факту проверка обходится организациям дороже. Дело в том, что в ходе проверки инспекторы нередко требуют у компании сдать «уточненку» и показать в ней большую сумму налога.

К примеру, если инспекторы считают, что компания незаконно заявила вычеты НДС, они, скорее всего, пригласят директора на комиссию и потребуют убрать вычеты из декларации. Это означает, что компания должна сдать «уточненку» и доплатить налог в бюджет. Причем сдача «уточненок» может стоить компании значительно дороже, чем «камералка». Например, втрое — это среднее превышение по статистике первых трех кварталов 2019 года. Так, по итогам камеральных проверок в этот период инспекция доначислила бизнесу 27 млрд руб., а в «уточненках» компании увеличили налоги на 94 млрд руб.

Особый интерес у налоговиков к убыточным компаниям, которые в ходе проверки вполне могут перестать такими являться. Так, за девять месяцев этого года инспекторы уменьшили по актам проверок убытки компаний на 81 млрд руб. Но чаще инспекторы не пересчитывают убытки, а просто требуют, чтобы компания в «уточненке» сама уменьшила их. По итогам девяти месяцев компаниям пришлось признать «лишними» убытки на общую сумму 225 млрд руб. и исправить свои декларации.

Если не урегулировать спорные вопросы на камеральной проверке, есть риск, что налоговики назначат выездную ревизию. А доводить дело до выездной проверки себе дороже. И многие компании стараются ограничиться меньшим «злом», то есть сдать «уточненку» на камеральной проверке.

Выездная налоговая проверка: к кому приходит, что делать

Алена

Алена недавно публиковал (посмотреть все)

  • ЦБ впервые за 8 лет изменит правила блокировки счетов — 17.02.2020
  • ЦБ вернет нулевой тариф для банков в Системе быстрых платежей — 14.02.2020
  • Заказчик не подведет. Скоро введут штрафы за срыв сроков оплаты товаров СМП. — 14.02.2020

Выездная налоговая проверка одна из самых неприятных процедур, проводимых в отношении работы организации или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, данный способ является самым удобным для проверки налоговой. Если верить статистике, наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов осуществляются налоговиками именно по результатам выездной проверки. К кому приходит налоговая проверка и как подготовиться к этому мероприятию? Ответы на эти и другие популярные вопросы в нашей статье.

Что такое выездная налоговая проверка

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае – назначить выездную проверку.

Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Главная цель проверки – установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ). Основной документ, который подтверждает начало выездной налоговой проверки – это решение о ее проведении.

Ходят слухи, что налоговой нельзя осуществлять налоговую проверку в первые 3 года после регистрации, но это лишь домыслы незнающих людей. Налоговикам дано право приходить с проверкой даже на следующий день после регистрации. Если решение о проверке уже есть, то налоговая проводит проверку периода, не превышающего 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом, налогоплательщика могут проверить не больше одного раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. За календарный год допускается только 1 выездная проверка (исключение – есть решение о повторной проверке, которое принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ).

Читайте так же:  Налог на квартиру можно не платить

Какие мероприятия могут быть произведены в ходе проверки?

Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:

  • инвентаризация – необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
  • осмотр – в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
  • истребование документов – должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
  • выемка документов – необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
  • экспертиза – налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
  • допрос – могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
  • вызов в качестве свидетелей – налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
  • получение экспертного заключения;
  • привлечение переводчика.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Чтобы встреча с налоговой прошла успешно, к ней нужно подготовиться – привести все дела компании в порядок. На что необходимо обратить внимание в первую очередь? Мы составили небольшой чек-лист:

К кому может прийти налоговая проверка?

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:

1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.

В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.

2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки – это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.

3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали здесь.

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на Прибыль

5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.

6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.

  • годовой доход не более 150 млн рублей;
  • количество сотрудников не больше 150 человек;
  • остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не больше 25%.
  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • количество работников не более 100 человек.
  • доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.

7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.

8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.

9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.

10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.

11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.

12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры – решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.

С того момента, как проверяемый получит этот документ – можно будет говорить о начале выездной налоговой проверки. После этого налоговый орган получает доступ на территорию проверяемого и проводит все необходимые мероприятия.

Этот период длится обычно 2 месяца, но бывают исключения, об этом мы поговорим позже. Затем по окончанию налоговой проверки составляется справка о проведении выездной налоговой проверки. Она оформляется в последний день процедуры, а потом вручается проверяемому. В справке нет каких-либо сведений, связанных с выводами о проверке, в ней зафиксировано только ее окончание. После этого налоговики покидают помещение и прекращают все мероприятия.

Результаты, которые относятся к проверке, заносятся в акт налоговой проверки. Он должен быть составлен в любом случае, независимо от того, выявили нарушения или нет. Если их нет, в акте отражается их отсутствие. Акт должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки и вручен проверяемому в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения.

Бывает такое, что проверяемый не согласен с данными, занесенными в акт. В этом случае нужно будет составить письменное возражение на акт. При этом, предоставить возражение необходимо в течение месяца после получения акта в отделение налоговой органа, проводившего проверку.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.

Продлить выездную налоговую проверку инспекторы могут на 4(6) месяцев в следующих случаях:

  • проверяемый – крупнейший налогоплательщик;
  • налоговый орган получил данные, которые сообщают о возможном нарушении налогового законодательства и требуют дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у проверяемого несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставлены в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • другие причины.
Читайте так же:  Возврат налога на жилье какие документы

Налоговые проверки 2018

Автор: Иван Кузнецов, руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Комплаенс Решения»,
аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов.

Согласно статистике, опубликованной на сайте ФНС, за 4 месяца 2018 года было проведено 4000 выездных налоговых проверок. Среднее доначисление на одну проверку — 20,1 млн. рублей. За прошлый год средний размер доначислений составлял 16,1 млн., при этом за весь год было проведено больше 19 тыс. проверок. То есть тенденция прежняя: количество выездных налоговых проверок сокращается, а их эффективность – увеличивается. Но это вовсе не означает, что фискальный контроль за бизнесом слабеет, а налогоплательщики перестают использовать спорные или прямо незаконные способы оптимизации налогов. Тем более это не означает, что проверяют только крупный бизнес или совсем отчаянных «оптимизаторов», все проще – для того, чтобы доначислить налоги, выездная проверка теперь нужна далеко не всегда.

Конечно, статистика среднего размера доначислений по результатам выездной налоговой проверки во многом лукава – ведь это среднеарифметическое значение, на которое влияют лидеры доначислений. Так 01.06.2018 года Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение суда первой инстанции по делу А50-10718/2017 о доначислении организации 606 665 475 руб. по НДС; пени за неуплату в установленный срок НДС, налога на прибыль организаций в общей сумме 260 005 016 руб.; штрафы в общей сумме 32 164 264,90 руб. (при установлении смягчающих налоговую ответственность обстоятельств размеры штрафов снижены в 4 раза). Итого стоимость проверки – 898,8 млн. рублей — почти миллиард (связь с однодневками, вывод денег через Британские Виргинские острова и Белиз и т.д.).

Естественно, такие суммы оказывают значительное влияние на средний размер доначислений по результатам всех выездных налоговых проверок как в субъекте РФ, так и в целом по стране. Но растет эффективность не только выездных проверок, но и камеральных, по результатам которых с налогоплательщиков взыскиваются миллионы рублей.

Так 01.06.2018 года 8 арбитражный апелляционный суд по делу А70-810/2018 оставил без удовлетворения апелляционную жалобу налогоплательщика о взыскании с него штрафа в сумме 3 403 269 руб.; налога в сумме 17 016 346 руб.; пеней в сумме 1 112 565 руб. за несвоевременную уплату налога, выявленную в ходе камеральной налоговой проверки организации по НДС за квартал. ФНС в рамках камеральной проверки удалось доказать, что к вычетам НДС были поставлены суммы по взаимоотношениям с фирмами-однодневками.

Процесс доказывания незаконности вычетов по НДС был аналогичен указанному в решении АС Республики Коми 04.06.2018 по делу А29-17285/2017 (по результатам камеральной налоговой проверки доначислено 4,2 млн. рублей). На этом деле мы остановимся подробнее, так как оно типовое и раскрывает логику работы налоговиков. Доказательства необоснованности вычетов по НДС:

в договорах поставки не определен ассортимент товара;

отгрузка товара должна была осуществляться со складов поставщиков, которых у них не было ни в собственности, ни в аренде;

счета-фактуры были выставлены ранее даты заключения договоров;

в товарных накладных к счетам-фактурам отсутствуют сведения об отгрузке товара (не заполнены реквизиты «Отпуск груза произвел», отсутствуют номер и дата доверенности, кем и кому выдана), а также отсутствуют реквизиты транспортной накладной;

у поставщиков нет имущества и транспорта, а среднесписочная численность – один человек;

у поставщиков минимальная налоговая нагрузка, почти весь НДС заявляется к вычету;

руководитель поставщика сообщил, что деловая переписка с покупателем утеряна, при поставках товара он лично никогда не присутствует, объемы, качество закупаемого и затем реализуемого товара не контролирует. Владеет информацией о количестве фур, которыми поставляется товар и сроках поставки, датах перевозки товара только со слов руководителей покупателей, с которыми поддерживает телефонную связь. Сведений о марках транспортных средств, которыми перевозился товар, о водителях, кому принадлежат ТС, не имеет. Сведениями о местах погрузки товара не владеет. В ходе допросов пояснил, что владеет той информацией, которая расположена на сайте налоговой службы. От себя отметим, что это не самый худший вариант – руководитель поставщика не настаивал на своей номинальности;

данные ТТН и товарных накладных расходятся. При этом водители физически не могли осуществить перевозки, поскольку по данным ТТН, находились в других субъектах РФ;

сотрудник поставщика, якобы отпустивший товар, в указанные даты находился в другом регионе, что подтверждает протокол привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД;

машина перевозчиков не зарегистрирована в системе Платон и не предъявлена налоговому органу, что не позволяет установить ее фактическое наличие и техническое состояние;

ИФНС по месту регистрации поставщика составлен акт обследования, согласно которому он в юридическом адресе не располагается. Данный адрес является адресом массовой регистрации. Согласно базе данных Федеральных информационных ресурсов ФНС России поставщику присвоены риски: отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера, отсутствие по юридическому адресу, неисполнение требований налогового органа. Заметим, что сотрудники ФНС в качестве косвенных доказательств, все чаще предоставляют в суды данные своих информационных систем.

нализ движения денежных средств по счету поставщика говорит об их транзитном характере, остатки обналичивались через выдачу подотчет;

поставщика проверяемого налогоплательщика не было своих поставщиков товара, поэтому ему нечего было поставлять, что подтверждается в том числе данными АСК НДС-2;

уководитель поставщика сообщил, что он номинал и получал 10 т. р. за подписание каких-то документов. Подтверждение номинальности – показания брата директора, данные УЭБ и ПК МВД.

Все эти факты были установлены налоговиками не выходя из кабинета (задействованы были сотрудники полиции и налоговой инспекции в другом субъекте РФ), в рамках камеральной проверки, более того, необходимости в выездной проверки, вообще не было. Камеральщик, действуя в рамках ст. 88 НК РФ (камеральные проверки), в отличие от отдела выездных налоговых проверок ограничен сроками (3 месяца, вместо теоретически возможных 12 месяцев при выездной), не имеет возможности приостанавливать проверку, проверяет только текущий налоговый период и не может проводить выемку или инвентаризацию. Но имеющихся инструментов достаточно, чтобы выявить схемы «оптимизации» налогов с помощью фирм-однодневок.

В завершении еще немного статистики: за 4 месяца 2017 года было проведено 10,6 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков – 698 тыс.), а за 4 месяца 2018 года – 14,9 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков – 864 тыс.), то есть количество и эффективность проверок выросла. Правда, за первые четыре месяца 2017 года средний размер доначислений составлял 23 тыс. рублей, а в 2018 – 21 тыс. рублей, но это последствия среднеарифметического результата, так как доначисления по камеральным проверкам могут составлять и копейки, но формально попадать под проверки, выявившие нарушения.

По нашим прогнозам, эффективность камеральных проверок продолжит расти вместе с автоматизацией налогового контроля, что еще раз подтверждает: использование типовых примитивных способов налоговой «оптимизации» (в том числе популяризируемых раскрученными московскими налоговыми «специалистами» на семинарах), будет приводить к существенным доначислениям и это коснется всех независимо от системы налогообложения и размера бизнеса.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения налоговые вычеты

К вам едет ревизор: девять признаков выездной налоговой проверки

Во все кризисные времена налоговые органы активно пополняют бюджеты своих стран. Россия не исключение — сегодня налоговых проверок в нашей стране становится меньше, но размер доначислений и показатели по сбору налоговых недоимок растут. Цифры статистики таковы: более 99 % выездных проверок заканчиваются крупными доначислениями. Сегодня средняя «цена» выездной проверки в Москве обходится налогоплательщику почти в 42 млн рублей, в Санкт-Петербурге — в 72 млн рублей, а в Краснодарском крае —около 5 млн рублей.

В кризисное время размер доначислений всегда зависит от региона и его экономического положения. Оптовый продавец стройматериалов получил требование из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Москве предоставить сведения о своей деятельности. Продавец направил все свои силы на решение вопроса с правоохранителями, но не учел, что по правилам, установленным государством, информация из полиции будет обязательно передана в налоговую и исключений из этого правила нет. Выездная налоговая проверка оценила изысканные налоговые маневры поставщика стройматериалов и взыскала с бизнесмена 60 млн рублей.

Современному стилю проверок обязательно предшествует предпроверочный налоговый анализ, который длится до полугода. За это время налоговики всесторонне оценивают бизнес и приходят на проверку только к тем предпринимателям, от которых они гарантированно уйдут с «крупной добычей». Кроме того,на проверку сотрудники налоговой идут не только с цифрами доначислений, но и со знанием ваших слабых мест. Проверяющим останется только подтвердить собранную информацию и добыть некоторые доказательства.

Первое — в России налоговые органы теперь стали интересоваться малым бизнесом. В Москве под пристальным вниманием сейчас, например, находятся компании, годовой оборот которых больше 100 млн рублей. Раньше налоговые интересовались бизнесом покрупнее. Для попадания в список проверяемых имеет значение и период проведения проверки — если вашу компанию не проверяли больше трех лет и она имеет интересные с точки зрения налоговиков обороты, то с высокой вероятностью ваш бизнес станет реальным кандидатом на проверку.

Второе — вам отказали в возмещении НДС по итогам камеральной проверки. Это означает, что кто-то из ваших контрагентов является недобросовестным по версии налогового органа. Дальнейшая проработка этого контрагента станет основной причиной выездной налоговой проверки в вашей компании. Вы должны понимать причинно-следственные связи, которыми руководствуются сотрудники налоговой, и, по возможности, предпринять меры безопасности в ближайшее время.

Третье — вы получили письменный запрос от органов МВД о том, что вам необходимо предоставить документы и информацию о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании. На практике такой запрос обычно означает, что какой-то из ваших контрагентов попал в поле зрение правоохранительных органов. Они, в свою очередь, начали проверять тех, кто отправлял ему платежи. Как показывает практика, вне зависимости от того, как решится вопрос с правоохранительных органами, силовики обязательно отправят информацию в вашу налоговую, а сотрудники налоговой включат вас в план проверок.

Четвертое — вы узнали, что у ваших контрагентов идут массовые встречные проверки. Чаще всего это говорит о том, что по вашей компании ведется преданализ. Налоговики собирают всю доступную информацию о вашей деятельности, анализируют ее и делают вывод о целесообразности проведения выездной проверки. Продавец автохимии оказался именно в такой ситуации и мог бы догадаться, что по его бизнесу налоговая ведет преданализ. Он знал, что его контрагенты получают встречные проверки и имел возможность попросить всех контрагентов-поставщиков внимательно следить за проверками, не игнорировать запросы и отвечать на все своевременно и правильно. Он этого не сделал, в результате налоговые органы вычислили его проблемных контрагентов и собрали компромат с нужными показаниями свидетелей. За упущенное время и свою слабую реакцию на действия налоговиков предприниматель заплатил в бюджет 90 млн рублей недоимки.

Шестое — если налоговая потребовала от вас предоставить сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, акты взаиморасчетов с контрагентами, сведения о запасах и иных активах – это означает, что вы фактически уже отобраны в число кандидатов на проверку. Однако налоговики хотят убедиться в том, что компания на самом деле работает и у нее есть деньги для погашения недоимки. Ваша платежеспособность – это существенный плюс в глазах налоговиков. По нашей информации из налоговых органов, с 2017 года премия проверяющих инспекторов будет зависеть только от размера поступившей в казну недоимки, а не от размера начислений, как было ранее. Это тоже стоит учитывать.

Седьмое — ваша налоговая просит предоставить документы и объяснения. Обратите внимание на содержание таких требований, из них можно понять, что именно будут проверять налоговики. Кроме того, просьба предоставить документы и объяснения – это сигнал, что в отношении вашего бизнеса идет преданализ. Компания по продаже отделочных материалов получила такое требование из налоговой с просьбой предоставить аналитику по ценам. Руководство компании выполнило требования и этим очень помогло налоговому органу. С помощью предоставленных цифр специалисты из налоговой предположили, а потом доказали схему по занижению цен и ухода от налогов с помощью взаимозависимой компании.

Восьмое — вам следует насторожиться, если налоговики проводят выездную проверку компаний, входящих в одну «группу» с вами. Сейчас специалисты из налоговой определяют взаимозависимость компаний по нескольким критериям. Они проверяют не только наличие одних и тех же учредителей, но и поставщиков, покупателей, персонала. Чтобы доказать применение различных схем ухода от налогов, налоговая зачастую приходит с проверкой ко всем участникам «группы» одновременно.

Девятое — если вас вызывают на комиссию (убыточная, зарплатная, НДС-комиссия), это может быть предвестником проверки, особенно если вы не выполняете требования комиссии или на допросе дали налоговикам лишнюю информацию, которой впоследствии они воспользуются против вас.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы снизить вероятность выездной налоговой проверки, не забывайте регулярно проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, указанным в приказе ФНС России № ММ-3-06/[email protected] («Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Это, безусловно, не панацея, но и игнорировать эту концепцию не стоит. В нынешних экономических условиях надежды бизнесменов на справедливость и логичность работы государственной машины, в том числе судов, не оправдываются. Сегодня нужно идти на шаг впереди налоговиков, исправлять свои слабые места, чтоб избежать ненужных трат, доначислений и штрафов. Кроме того, после исправления ошибок новая стратегия ведения бизнеса должна быть не только продумана и менее уязвима, но и выстроена с учетом всех сегодняшних рисков.

Источники

Статистика доначислений по выездным налоговым проверкам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here