Становление и развитие финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Становление и развитие финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Основные этапы развития финансового контроля в России

Процесс становления российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и мер финансово экономической политики, органов государственного финансового контроля, как важнейшего экономико-правового института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное использование государственных финансовых средств.

Процесс формирования новой контрольной системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил бы государственную казну от любых посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве они ни занимали. Даже в условиях ограниченных возможностей, в которых государственный контроль находился, например, в первой половине XIX, сумма взысканий, поступивших в казну в результате предложений контрольного ведомства, превысила 108 млн. рублей. В последующие же годы эффективность контроля резко возросла. Так, с 1882 по 1894 год по замечаниям Государственного контроля и Министерства финансов были сокращены расходы и увеличены доходы по министерствам и главным управления на 240 млн. рублей.

В процессе своего развития государственный финансовый контроль в России претерпел существенные изменения, прошел ряд этапов, которые различаются по формам ведения контрольной деятельности и статусу контрольного органа [1, с.340]. В истории государственного финансового контроля в России можно выделить следующие периоды:

Первый период: вторая половина XVII века.

В этот период происходит зарождение государственного финансово го контроля, разрабатываются основополагающие идеи и принципы его организации. Важнейшим итогом этого этапа становится создание первой в истории страны государственной росписи (бюджета) 1680 года.

Второй период: XVIII столетие.

В этот исторический период разворачиваются поиски более эффективных путей к организации контроля. Контрольный орган постоянно меняет свой статус, то выходя из подчинения Сената, то временно находясь в его подчинении. Применяются централизованные и децентрализованные модели организации контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Третий период: первая половина XIX века.

В этот период, тесно связанный с реформаторской деятельностью М.М. Сперанского, отстаивавшего принцип независимости контроля, государственный финансовый контроль приобретает в России статус самостоятельного ведомства, подчиненного исключительно верховной власти. Однако его полномочия резко ограничиваются системой генеральной отчетности [2].

Четвертый период: вторая половина XIX века.

В эти годы в рамках государственной финансовой (бюджетной) ре формы происходит коренная реформа государственного финансового контроля в России, связанная с именем В.А.Татаринова. Созданная на основе лучших европейских образцов государственная контрольная система включала в себя как высший контрольный орган — Государственный контроль, так и контрольные органы на местах — контрольные палаты, подчиненные исключительно Государственному контролю. Вводится система единства касс, не только облегчавшая контрольную деятельность и общее регулирование финансовых потоков, но и положившая конец ведомственной разобщенности, свойственной дореформенной системе государственного управления в России. Контроль становится не только документальным, но и в известных случаях предварительным, а управление государственными финансовыми потоками конкретным.

Пятый период — начало XX века.

В этот период Россия обретает статус конституционной монархии, создается специфический российский парламент — Государственная Дума.

В эти годы деятельность финансового контроля становится подотчетной Государственной Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса государственного контроля и выводе государственного контролера из состава Совета министров, установление принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия.

Пятый период в истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного научного изучения и нуждается в подробном самостоятельном исследовании. Тем не менее, следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному обновлению и совершенствованию государственных контрольно-финансовых органов.

Исторический опыт государственного финансового контроля в досоветской России является важным исходным материалом для выработки современных концепций контрольно-финансовой деятельности.

Современная Россия в условиях формирования рыночной экономики и правового государства идет по пути создания необходимой правовой базы финансового контроля. В развитие положений Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон «О Счетной Палате Российской Федерации».

Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обуславливающих: нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм, несогласованность нормативно-правовых актов, отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. Наряду с этим следует признать, что за последние годы правовая база государственного финансового контроля несколько расширилась, отдельные его стороны освещают Бюджетный, Налоговый, Таможенный Кодексы Российской Федерации, законодательные акты о контрольных органах.

5. Особенности государственного финансового контроля в период 17-19 вв.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России — Большая Казна — действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России. Приложение № 1.

Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

Читайте так же:  Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются

В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.

Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.

http://megaobuchalka.ru/6/20596.html

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

магистрант, кафедра финансы и кредит ВСГУТУ,

канд. экон. наук, доцент ВСГУТУ,

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

Krasikova Anastasya Andreevna

Undergraduate, Department of «Finance and Credit» East-Siberian state University of technology and management,

Kuklina Sayana Kimovna

PhD in Economics, Associate Professor East-Siberian state University of technology and management,

Аннотация. Сегодня механизмы финансового контроля направлены прежде всего на выявление резервов для эффективного использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. Данная статья посвящена анализу развития и роли механизма государственного финансового и бюджетного контроля в современных условиях. За последние десятилетия механизм финансового контроля в Российской Федерации претерпел ряд существенных институциональных изменений.

Abstract. Today, financial control mechanisms are aimed primarily at identifying reserves for the effective use of budgetary funds at all levels of the budget system. This article is devoted to the analysis of the development and role of the mechanism of state financial and budgetary control in modern conditions. Over the past decades, the financial control mechanism in the Russian Federation has undergone a number of significant institutional changes.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, бюджет, механизм финансового контроля.

Keywords: state financial control, budgetary control, budget, mechanism of financial control.

На сегодняшний день в Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, создана и функционирует система государственного финансового контроля. Однако ее современное состояние является результатом долго и сложного периода становления и преобразования самого государственного финансового контроля, а также многих политических и экономических процессов.

Современный этап развития действующей системы государственного финансового контроля в РФ стартовал в 1991 году. Были сформированы различные ведомства по финансовому контролю всех направлений финансовой деятельности государства. Финансовый контроль строился исходя из структуры всей финансовой системы страны, структура которой представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации 8

Законом 2013 года предусматривалось введение понятий внешнего и внутреннего финансового контроля. Внешний контроль для правительства вменен в функции Счетной палаты РФ, внутренний – главного распорядителя бюджетных средств, т.е. Федерального казначейства. Кроме того, закон закрепил за Счетной палатой полномочия по проведению аудита эффективности расходования бюджетных средств. Общую структуру системы государственного финансового контроля можно представить в следующем виде (Рисунок 2).

Рисунок 2. Структура системы государственного финансового контроля

В период осуществления рыночных реформ в России активно развивался внутриведомственный финансовый контроль, созданный практически в каждом государственном учреждении и в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ уполномоченный оценивать эффективность и результативность расходования бюджетных средств. Одновременно с этим, учреждения, участвующие в формировании доходной части, осуществляют прямой или косвенный контроль поступлений средств в казну. К данным государственным органам относятся Минфин России, Федеральное Казначейство, Счетная Палата РФ и другие органы государственного управления финансами, в т. ч. государственные внебюджетные фонды. Последние выполняют функции контроля страхователей по начислению и уплате страховых взносов.

На сегодняшний день создано огромное количество контрольных органов финансовой системы страны. Они имеют статус независимых федеральных и территориальных структур, каждая из которых самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия (Рисунок 3).

Рисунок 3. Система органов государственного финансового контроля РФ

На рисунке 3 видно, что система государственного контроля в РФ представляет собой сложную структуру, разветвленную, как по типам контроля и уровню власти, так и по компетенции уполномоченных органов. При этом комплексный, системный подход к проведению государственного контроля на сегодняшний день не обеспечен.

Рассмотрим более подробно функциональные особенности построения системы ГФК. Задачей государства является контроль за соблюдением субъектами финансовой системы государства норм финансового и налогового права, прежде всего в части уплаты налогов, а также иных обязательных платежей в бюджет РФ и внебюджетные социальные фонды.

Следовательно, ГФК призван устранять и предотвращать ошибки в деятельности объектов контроля, выполнять следующие задачи:

  • контроль целевого и эффективного расходования денежных средств государственными и муниципальными организациями, находящихся в их оперативном управлении;
  • проверка соблюдения бухгалтерских и финансовых правил при совершения кассовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявление несоблюдений законодательства при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности субъекта проверки;
  • профилактика возможных нарушений финансового и налогового законодательства.

Основные положения и принципы проведения ГФК (независимости, гласности, законности, объективности, системности, сбалансированности и т.д.) были приняты еще в 1977 году. При практическом применении финансового контроля, наряду с перечисленными выше, законодательно закрепились и другие принципы, например, эффективность и оптимизация.

Рассмотрим современные модели систем финансового контроля в таких зарубежных странах, как США, Канада и Франция. Эти модели, по мнению экспертов, эффективны и имеют существенные отличия друг от друга.

На сегодняшний день в мировой практике выделяют две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Главные их отличия состоят в том, что в англосаксонской модели субъекты контроля осуществляют только непосредственно сам контроль, а полномочия наложения санкций делегированы исключительно административным и судебным государственным органам. Французская модель предоставляет возможность органам государственного контроля самостоятельно определять степень виновности лиц в нарушениях финансового законодательства, а также наделяет их полномочиями выставлять требования к возмещению ущерба.

Читайте так же:  Упрощенную систему налогообложения могут применять

Особенности ведения разными государствами финансово-хозяйственной деятельности явились причинами построения множества систем ГФК. Каждая из них, так или иначе, имеет черты англосаксонской или французской модели.

Как правило, создаются органы парламентского контроля, а также правительственного и президентского контроля, осуществляющих контроль по линии законодательной и исполнительной систем власти.

Данные системы контроля финансовых потоков государства характерны для каждой из рассматриваемых стран. В связи с разделением уровней власти на законодательную и исполнительную везде без исключения созданы соответствующие органы парламентского и правительственного контроля.

Современные мировые тенденции развития системы ГФК нашли свое отражение и в РФ, который также построен на международных принципах Лимской декларации и имеет органы парламентского и правительственного контроля.

Органами, осуществляющими в РФ парламентский контроль, являются Счетная палата РФ и территориальные контрольно-счетные органы.

Система правительственного контроля в РФ реализуется органы исполнительной власти — (Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Федеральное казначейство, таможенные и налоговый органы и т.д.) [1].

Рассуждая об уровне контроля за эффективным исполнением бюджета и расходованием государственных средств, правомерно заключить, что парламентский и правительственный контроль есть ничто иное, как системы внешнего и внутреннего ГФК [2]. Несмотря на наличие в системе внешнего финансового контроля нескольких контрольных структур, принято считать, что главным субъектом контроля единолично выступает Счетная палата РФ. Её деятельность регламентируется Федеральным законом (далее — ФЗ) от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Приоритетными задачами являются организация и осуществление финансового аудита, аудита эффективного использования средств федерального бюджета.

Счетная палата осуществляет путем проведения внешнего государственного аудита (контроля). Система внутреннего ГФК представлена Минфином России, Федеральным Казначейством, таможенными и налоговыми органами и т.д. До недавнего времени ключевым органом внутреннего контроля выступала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор). Однако с 2016 года осуществилась передача полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Федеральное казначейство. При этом органом валютного контроля были назначены Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) и Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).

Исходя из норм Положения о Росфиннадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор проводил контроль в форме ревизий и проверок, которые ныне проводит Федеральное казначейство. Аналогичный вид контроля используют также ФНС и ФТС.

Список литературы:

  1. Чепус А.В. Парламентская ответственность правительства Российской Федерации: современное состояние и перспективы // «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал». – М. : NOTA BENE, 2014. – С. 66-69.
  2. Юдина Я.Е. «Юридическая наука и правоохранительная практика», № 1 (19) / 2012, – С.114-117.
  3. Ильин А. Ю. Проблемы и перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля //Финансовое право. – 2017. – №. 10. – С. 12-16.
  4. Минитаева А. М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России //Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – №. 2. – С. 76-80.
  5. Носова Е. А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля //Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях. – 2017. – С. 172-175.

http://sibac.info/journal/student/41/120477

Становление и развитие финансового контроля

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Каширин Александр Александрович

студент, учётно-финансовый факультет, СтГАУ, г. Ставрополь

Глотова Ирина Ивановна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, кафедра «Финансы, кредит и страховое дело» СтГАУ, г. Ставрополь

Свою финансовую политику государство реализует через создаваемую им систему органов государственного финансового контроля. Образованные исполнительной властью и ей подотчетные органы государственного финансового контроля осуществляют внутренний финансовый контроль. Он играет важную роль в обеспечении эффективного государственного управления и проводится ими в рамках исполнительно-распорядительной деятельности.

В правовых демократических государствах с устоявшимся гражданским обществом интересы всего населения выражает законодательный орган страны — парламент. Именно он непосредственно и через специально создаваемые им для этой цели органы призван осуществлять контроль за эффективным и целевым использованием средств государственного бюджета, распоряжением государственной собственностью и природными ресурсами. Такой контроль со стороны парламенты по сложившейся практике принято называть высшим, поскольку он осуществляется как бы извне по отношению к органам исполнительной власти.

Особую роль в обеспечении законности и дисциплины играет государственный контроль. Контрольная деятельность является важной составляющей, частью органов исполнительной власти, государственного управления.

В России существует много проблем, которые решаются с использованием механизмов контроля. За последние годы созданы и создаются все новые и новые органы контроля и органы управления с большой долей контрольных функций. Счетная палата выступает номером один в системе контрольных органов. От Счетной палаты России идет мощный импульс развития контрольной деятельности и развития системы государственного контроля, отвечающей текущим и перспективным задачам.

На Руси первым специальным органом финансового контроля был Счетный приказ (создан в 1655 г.), куда воеводы (управляли уездами, в то время насчитывалось более 250 уездов) должны были представлять сметный список (отчет). В отчете указывались: остатки на начало финансового года; доходы, которые должны были поступить и фактически поступили; недоимки; произведенные за год расходы и остатки к концу года. За непредставление отчетов предусматривался штраф или иное наказание.

Начиная с 1719 г. финансовый контроль на всей территории Российского государства осуществляла Ревизион-коллегия.Как высшему контрольному органу страны, Ревизион-коллегии велено было «ведать счет» всех доходов и расходов, вершить суд над лицами, изобличенными при сборе доходов и производстве расходов.

Ревизионное дело было чрезвычайно централизовано, поскольку финансовая отчетность всех учреждений страны стекалась для ревизии в Ревизион-коллегиювМоскве и ее контору в Петербурге.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Ревизион-коллегию поступало огромное количество документов, но не всегда они в установленные сроки и качественно проверялись, накапливалась масса нерассмотренных документов. Чтобы ускорить их обработку, заставить чиновников Ревизион-коллегии с большим усердием относиться к своим обязанностям, Елизавета Петровна принимает чрезвычайные побудительные меры — приказывает прекратить отпуск из казны денег на выплату жалованья этим чиновникам, содержать их за счет начетов, которые контролеры наложили и сумели взыскать. Но такое «материальное принуждение» не привело к разительным переменам в работе. Ревизион-коллегия была упразднена в 1786 г., но окончательно завершила свою работу по ранее поступившим отчетам в 1809 г.

28 января 1811 г. было организованоГлавное управление ревизии государственных счетов, приравненное к министерству. Возглавлял управление генерал-контролер. В компетенцию главка входила ревизия доходов и расходов всех казенных средств и надзор за их движением.

Читайте так же:  Пакет документов для возврата подоходного налога

Для контроля не представлялось никаких первичных оправдательных документов (контрактов, приходно-расходных счетов, торговых листов).

Счетные отделения губернских казенных палат могли лишь убедиться в наличии распоряжения министерств на тот или иной расход. Поэтому против валовых израсходованных сумм писали: «Такое-то заготовление совершено с подряда, подряд заключен на законном основании, принятые цены не превышают цен справочных». Ревизия состояла в подсчитывании и сличении цифровых данных, а составление «Генерального отчета» — в переписывании сведений, представленных министерствами.

Контрольные органы не имели прав на применение никаких либо мер воздействия на министерства и их учреждения. Отчеты министерств поступали в Главное управление ревизии государственных счетов с опозданием в 5—6 лет.

С 1863 по 1917 г.Государственный контролер(на правах министра) возглавлял систему органов государственного контроля: центральный аппарат; губернские контрольные палаты; местные учреждения государственного контроля.

Все губернские и уездные казначейства, кассы специальных сборщиков, а также все распорядители денежных средств (т. е. министерства, их органы и учреждения) ежемесячно представляли отчетные ведомости о поступивших доходах и произведенных расходов вместе со всеми относящимися к ним оправдательными документами.

Губернские контрольные палаты осуществляли: документальные последующие ревизии; предварительные ревизии; фактический контроль.

При осуществлении документальных ревизий контрольные органы имели дело только с формальными данными, которые могли не соответствовать действительности.

Предварительные ревизии осуществлялись в отношении отдельных наиболее крупных расходов, связанных с постройкой и эксплуатацией казенных железных дорог, коммерческих портов, казарм, здания Московского университета и др.

Фактический контроль выражался во внезапных проверках казначейств и касс специальных сборщиков для удостоверения целостности казенных сумм. Контролеры имели право присутствовать наряду с чиновниками других ведомств при проверках наличия материальных ценностей на военных складах, в местах таможенного досмотра товаров, на винокуренных заводах, торгах при продаже, сдаче в аренду казенного имущества, при сооружении храма Христа Спасителя в Москве и др.

Некоторые учреждения и их расходы не подлежали государственному контролю: Министерство императорского двора и уделов; кредитные операции Министерства финансов за границей; хозяйственное управление при Св. Синоде по специальным средствам духовного ведомства; Министерство иностранных дел по расходам, известным Его Императорскому Величеству, и др.

Кроме того, в России финансовый контроль осуществляли: временные комиссии (создавались для проверки расходов военного ведомства и составления финансового отчета за войну); контрольные органы министерств и ведомств; должностные лица; специально создаваемые комиссии (внутри учреждений, предприятий, организаций, воинских частей).

В СССР стал налаживаться контроль финансово-хозяйственных операций в местах их совершения, т. е. непосредственно в организациях и учреждениях. Подверглась изменению и система органов контроля. С 1923 г. основные функции государственного финансового контроля были возложены на финансовые органы (Народный комиссариат финансов (Наркомфин), в дальнейшем Министерство финансов СССР). Кроме того, финансовый контроль осуществляли: органы законодательной и исполнительной власти; комитеты народного контроля; кредитные органы; министерства и ведомства (в собственных рамках); должностные лица; внутренние проверочные комиссии (внутри учреждений, предприятий, организаций, воинских частей).

В России, начиная с создания централизованной державы, важное значение придавалось контролю со стороны государства. Преимущества такого контроля видели в том, что он независим от должностных лиц проверяемых объектов и их высших органов, невозможно воздействие, «давление» на государственных контролеров, он позволяет получить объективные результаты, сделать правильные выводы о расходовании средств и добиться возмещения нанесенного ущерба.

Государственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Деятельность контролирующих органов широка, рассмотрим некоторые мероприятия. Министерство финансов, например, проводит круглые столы по обсуждению проектов правительственных информационных документов (стандартов учета и отчетности в государственном секторе)

Таблица 1.

График круглых столов [1]

http://sibac.info/studconf/econom/iv/29441

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

реферат Этапы становления финансового контроля Тип работы: реферат. Добавлен: 09.05.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: Введение

1 Этапы становления финансового контроля

1.1 Середина XIII — конец XV веков

1.2 Конец XV — начало XVIII веков

1.3 Начало XVIII — конец XIX веков

1.4 Начало XX — конец XX веков

Список использованной литературы

    Апель А.Л., Гунько В.А. Правовые основы деятельности федеральных налоговых органов. — СПб., 2003. — С. 312.
    Булат П.П. Финансовые проблемы. – М., 2005. — С. 204.
    Данилевский Ю.А. Становление государственного финансового контроля в России. — М., 2003.- С. 201.
    Милюков П.Н. Финансовое право — М., 2005.- С. 289.
    Плотников K.Н., Ровинский Н.Н. Система и организация финансов и кредита в СССР. — М, 2003. — С. 196.
    Понтович Э.Э. Указ. раб. -2004.- С. 186.
    Растеряева II. Государственное хозяйство: Курс финансовой науки. — СПб., 2007. — С. 211.
    Ровинский К. Податная инспекция в России. — СПб., 2003. — С. 283.
    Рудченко И.Я., Жданов И.И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России — СПб., 2004.- С. 301
    Смирнов И.Н., Оптовцев А.И., Кудряшов Р.А. Местный бюджет. — М., 2003. — С. 223.
    Студеникина С.С. Государственные инспекции в СССР. – М., 2006. — С. 215.
    Толкушкин А.В. История налогов в России. — М., 2003. — С. 323.
    У истоков финансового права М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов /Под ред. А.Н. Козырина. — М., 2003. — С. 254.
    Учреждение Министра полиции от 25.06.1811 г. / Полное собрание законов Российской Империи. — СПб., 2004. — Ст. 24.687.
    Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.- М., 2004.- С. 388.
    www.ach.gov.ru.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-30816

Читайте так же:  Валютный контроль за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде (XI в.). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица – князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (XII — XIV вв.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений – Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну – общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины XVI в. на Руси не существовало единой системы налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения – «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России – Большая Казна — действовал с конца XV в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие.

Лишь в XIX веке при реформах М.М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности.

Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля – В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу XIX века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль (Госконтроль) был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале XX века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В статьях 101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в статье 101 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Таким образом, с 1995 г. в соответствии с законодательством контрольно-счетные органы были образованы во всех субъектах Российской Федерации.

Читайте так же:  Налоги выплачиваемые ип

http://ksp.rkomi.ru/left/o_ksp/kr_ex/

Становление и развитие финансового контроля в России

Экономическая сущность, виды, формы, методы проведения финансового контроля. Органы финансового контроля, их задачи и функции. История развития финансового контроля в России. Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 18.03.2011
Размер файла 38,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом ; обеспечение возможности участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.

Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.

Поэтому важнейшей задачей финансового контроля выступает проверка строгого соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам.

Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.

В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.

Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.

Задача создания эффективного, работоспособного и действенного государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Создание системы государственного финансового контроля, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной экономической политики государства. Определение места и роли федеральных, региональных и местных контрольных структур с учетом развивающихся процессов бюджетно-налогового федерализма, выработка общей методологии и политики финансового контроля, принципов и механизмов его организации и функционирования будут способствовать созданию эффективной системы государственного финансового контроля с целью обеспечения выхода России на траекторию устойчивого социально-экономического роста.

1. Н.В. Милянов. Финансы. Курс лекций. М. 2002г.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит, /Под редак.проф.чл-корр.РАЕН Л.А. Дробозиной. М. 2000г.

3. О.Ю. Свиридов. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. — Ростов на Дону. 2004г.

4. Данилевский Ю.А., Мезенцева Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства. М. 1992г.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации

6. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4 — ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119- ФЗ «Об аудиторской деятельности»

8. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000

9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004- 607 с.

10.Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2006 — 504 с.

11. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалёва — М.: Проспект, 2001 — 478 с.

12. Финансы: Учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. — М.: Изд. Рос. экон. акад., 2000 — 492 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0b65635b2ac78b4d43a89421306c37_1.html

Становление и развитие финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here