Срок камеральной проверки по налогу на прибыль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Срок камеральной проверки по налогу на прибыль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Срок камеральной налоговой проверки

На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Например, если декларация сдана 25 апреля, ее проверка должна закончиться Также в пределах ­сячного срока должны быть проведены и все контрольные мероприятия, связанные с камералкой, в частности истребование у налогоплательщика документов и сведени осмотр помещения или территории (при камеральной проверке НДС-деклараци

Именно поэтому так важно правильно установить день представления отчетности. В зависимости от того, каким образом она была сдана, этот день определяется по-разном

День представления отчетности

Способ сдачи отчетности Что считается днем представления отчетности
Доставлена в ИФНС лично или через представителя Дата фактической сдачи.
Кстати, проследите, чтобы на титульном листе вашего экземпляра декларации инспектор проставил отметку о принятии и дату получени Также будет нелишним, если тот, кто будет ставить отметку, распишется и укажет свои фамилию и инициалы
Отправлена по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении Дата получения письма инспекцией.
Именно от этой даты налоговики будут считать сячный а не от даты отправки письма, как предписывает ФНС аргументирует это тем, что до получения отчетности инспекция не может начать ее проверк
Узнать дату вручения почтового отправления адресату можно с помощью сервиса «Отследить» на главной странице сайта Почты России
Передана по телекоммуникационным каналам связи Дата отправки отчетности, зафиксированная спецоператором связи в квитанции о прием

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Остановимся на наиболее важных моментах, имеющих место при проверке налога на прибыль у большинства организаций. Ссылки на строки декларации по прибыли мы приводим применительно к ее форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/[email protected]

1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, суммам, рассчитанным в соответствующих приложениях к листу 02. При автоматическом заполнении в бухгалтерской программе и в системах электронной сдачи отчетности такая проверка обычно присутствует.

2. Если заявлена льгота по налогооблагаемой базе или снижена ставка, налогоплательщик должен быть готов к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот.

3. Доходы от реализации в ходе проверки по налогу на прибыль обычно сверяются налоговыми органами с доходами, отраженными в декларации (или в декларациях – с учетом сопоставимости периодов) по НДС.

В сравнении с декларацией по НДС могут возникать вопросы в следующих случаях:

4. Пояснений потребует общий убыток отчетного периода и убытки, отраженные в приложении 3 к листу 02 (в частности, убытки от объектов обслуживающих производств и хозяйств, от реализации амортизируемого имущества, от реализации права требования долга).

5. При заполнении данных по начисленным за отчетный (налоговый) период авансовым платежам (строки 210, 220, 230 листа 02) необходимо проверить наличие уточненных деклараций, которые могут повлиять на сумму авансовых платежей.

6. Если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество), то по строке 041 в приложении 2 к листу 02 она должна отразить сумму начисленных за налогооблагаемый период налогов. Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости дополнительных пояснений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

7. Пояснения, скорее всего, будут затребованы налоговыми органами, если организация получает целевое финансирование и заполняет лист 07 декларации по прибыли, особенно в случае отражения в нем значительных сумм.

8. При составлении декларации по прибыли за налоговый период (год) необходимо проверить, увязываются ли данные декларации по прибыли с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о прибылях и убытках по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах.

9. При расчете распределения платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей между обособленными подразделениями (приложение 5 к листу 02) рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:

  • правильности расчета долей налоговой базы;
  • соответствию суммы налоговых баз подразделений общей налоговой базе по организации;
  • расчету авансовых платежей на следующий период, сумма которых для каждого обособленного подразделения определяется умножением общей суммы начисленных на следующий период авансовых платежей по организации на долю налоговой базы подразделения.

В большинстве случаев после исчерпывающих пояснений, не противоречащих данным декларации, вопросы налоговыми органами снимаются. При этом ошибки в заполнении декларации, связанные с неправильным отражением сумм по ее строкам, но не приводящие к искажению итоговой суммы начисленного налога, возможно также объяснить в пояснениях. Уточненная декларация в этом случае не потребуется (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Чтобы избежать неприятностей, декларацию перед подачей в ФНС РФ желательно тщательно проверить. Если вы заполняете её вручную, то убедитесь, что в расчёты не закрались арифметические ошибки. Плюс — все суммы, указанные в листе 02, должны совпадать с теми цифрами, которые идут в приложениях к нему. Если документ заполняется в одной из бухгалтерских программ, то подобные моменты обычно проверяются автоматически.

Все случаи, когда налогоплательщик заявляет льготы или снижает ставку, вызывают повышенный интерес со стороны инспекции. То есть, нужно заранее подготовиться к тому, чтобы отстоять свои права.

Инспекторы часто сверяют доходы, которые указаны по налогу на прибыль, с тем, что зафиксировано в отношении НДС.

И тут могут появиться следующие вопросы:

Если организация предоставляет полные и исчерпывающие ответы по всем возникающим вопросам, то проблем с ФНС РФ у неё не будет. При этом незначительные ошибки в отдельных строках, которые не влияют на правильность оформления декларации в целом, не требуют предоставления исправленного документа.

Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль в государственных учреждениях

Они также не влекут за собой составления акта по итогам камеральной проверки. То есть налогоплательщику достаточно будет предоставить пояснения, как правило, в письменном виде.

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца (2 месяца для НДС) после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2020, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2020.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день.

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой — снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.

1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.

3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

7. Если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за проверяемый период, то срок камеральной проверки начинает отсчитываться заново от даты представления уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

8. Если уточненная декларация представлена по истечении 2 лет после срока, установленного для сдачи этой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период, и налог в ней начислен в меньшей сумме или увеличена сумма убытка, то налоговый орган вправе истребовать не только пояснения, но и первичные документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

9. У налогоплательщиков, пользующихся льготами, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (пп. 6 и 12 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается без составления каких-либо дополнительных документов. Если же налоговики выявили в декларации ошибки и/или противоречия, далее применяется особый порядок взаимодействия контролеров и налогоплательщика (см. далее).

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца за исключением НДС-декларации (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
  • на проверку декларации по НДС у контролеров есть 2 месяца.

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки (п.4 ст.80 НК РФ).

При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2019-2020 годах — бланк и образец».

Что делать налогоплательщику при выявлении в декларации ошибок и противоречий

Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.

В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Читайте так же:  Судебный приказ о взыскании задолженности по налогам

С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.

Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.

Срок решения по камеральной проверке

Датой окончания камеральной проверки являетс

Правда, если в ходе камералки никаких нарушений выявлено не будет, то не будет и А сообщать вам о досрочном завершении проверки налоговики не обязаны.

Наличие налоговой декларации — условие проведения камеральной проверки

Порядок проведения налоговыми органами контрольных мероприятий (в том числе и КНП) достаточно подробно регламентирован НК РФ. Формулировка п. 1 ст. 88 НК РФ описывает возможность проведения КНП при наличии поданной налогоплательщиком декларации и, возможно, иных документов — как представляемых налогоплательщиком, так и полученных налоговыми органами из других источников. Следовательно, проведение КНП на основании только имеющихся у налогового органа сведений и документов в случаях, когда налогоплательщик не представил декларацию, невозможно — к данному выводу пришел Президиум ВАС (Постановление от 26.06.2007 N 1580/07). Судьи, руководствуясь принципом недопустимости расширительного толкования норм налогового законодательства, решили, что такая форма налогового контроля, как КНП, может проводиться только при наличии налоговой декларации, а в отсутствие декларации проведение КНП и доначисление по ее результатам налогоплательщику налога, пеней и штрафа невозможно.

Не стоит, конечно, думать, что можно безнаказанно в нарушение НК РФ не платить установленные налоги и не сдавать налоговые декларации. Если налоговый орган получит от других лиц (контрагентов, банков, таможенных органов и т.п.) такие факты, то привлечение к налоговой ответственности и доначисление налогов становится практически неизбежным — но уже в рамках выездной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Подача уточненки во время проверки

Учтите, что если до завершения камеральной проверки декларации (расчета) вы подадите уточненку, то с даты ее представления начинается новая проверка, то есть ­сячный срок надо отсчитывать заново. А камеральная проверка предыдущей декларации прекращаетс

Если после сдачи отчетности вы обнаружили там ошибки, не влияющие на исчисление налога, либо какие-нибудь опечатки, например в названии фирмы или в коде то подать уточненку вы можете, но не обязан

Срок камеральной проверки по налогу на прибыль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Организации поступило требование от 02.12.2016 о ходе проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль за 2014 год, 2015 год и 9 месяцев 2016 года, с представлением документов.
Требование направлено в рамках камеральной налоговой проверки за 9 месяцев 2016 года по налогу на прибыль (уточненные декларации не представлялись). В требовании со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ указано, что камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа. Налоговым органом запрошены документы, подтверждающие получение субсидий, в целях проверки правильности заполнения налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2014-2016 годы.
Законно ли налоговая служба в ходе камеральной проверки затребовала документы за 2014-2015 годы?

Читайте так же:  Местные органы финансового контроля
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Представление оправдательных документов при КНП

В соответствии с новой редакцией ст. 88 НК РФ в общем случае КНП должна проводиться сотрудниками налоговых органов на основании поданных налогоплательщиками деклараций и, как уже говорилось, документов, которые должны быть представлены в налоговый орган одновременно с декларациями в соответствии с требованиями НК РФ. В отношении налога на прибыль обязанность представить одновременно с декларацией «оправдательные» первичные документы НК РФ не предусмотрена. Ранее действовавшая редакция ст. ст. 88 и 289 НК РФ также не содержала положений, обязывающих налогоплательщиков представлять в ИФНС одновременно с декларацией по налогу на прибыль первичные документы.

Внимание! НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика предоставлять оправдательные документы вместе с декларацией по налогу на прибыль.

К сожалению, очень часто на практике налоговые органы обязывают налогоплательщиков в рамках камеральной налоговой проверки КНП представлять для проверок налоговых деклараций по налогу на прибыль все бухгалтерские и налоговые регистры и документы, на основании которых заполнены показатели этих деклараций. Делают они это, ссылаясь на системное применение норм ст. ст. 31, 88, 93 НК РФ, в которых установлено, что:

— налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);

— КНП проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ);

— должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Сложившаяся к настоящему моменту арбитражная практика касается КНП, проходивших в период до 01.01.2007, когда в ст. 88 НК РФ не было нормы п. 7 о том, что истребовать документы, представление которых одновременно с декларацией не предусмотрено налоговым законодательством, можно только в оговоренных в ст. 88 случаях (подробно мы их рассмотрим далее). То есть в действовавшей ранее редакции ст. 88 НК РФ не уточнялось, на основании каких именно документов должны проводиться КНП. Видимо, поэтому обширная арбитражная практика по представлению документов в рамках КНП сложилась не в пользу налогоплательщиков: суды подтверждали право налоговых органов истребовать в рамках КНП любые документы, обосновывающие отраженные в налоговых декларациях суммы. Так, в Постановлении ФАС ПО от 25.01.2007 N А65-7738/2006-СА1-42 суд сделал вывод, что нормы НК РФ не ограничивают права налогового органа на истребование документов при проведении камеральной проверки только случаями обнаружения ошибок и противоречий в уже представленных налогоплательщиком документах (аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС ЗСО от 13.02.2007 N Ф04-135/2007(31025-А27-6).

Судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 18.06.2007 N Ф04-3937/2007(35308-А27-26) указали, что правомерно осуществление налоговым органом полномочий по истребованию дополнительных документов не только в случаях обнаружения ошибок в заполнении декларации либо документов или противоречий между сведениями, содержащимися в них, а также во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов. Некоторым утешением для налогоплательщиков может служить тот факт, что, требуя оправдательные документы в рамках КНП, налоговый орган должен составить четкий перечень таких документов.

Если налогоплательщик не исполняет требование налогового органа о представлении документов в рамках КНП, ему вменяется налоговая ответственность по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Радует то, что в этом случае суды признают неправомерным в отсутствие оправдательных документов доначисление в рамках КНП налогов, пеней и штрафов по ст. 122 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЗСО от 01.10.2007 N Ф04-6754/2007(38686-А27-15) указано, что налогоплательщик, не представивший в ходе налоговой проверки документы, подтверждающие обоснованность формирования расходов при исчислении налога на прибыль, не лишается права учесть данные расходы, если фактически у него эти документы имеются, — и такие документы налогоплательщик вправе представить в суд. Иногда суду для принятия решения достаточно представления только регистров налогового учета по налогу на прибыль (Постановление ФАС ПО от 26.02.2008 N А55-3506/2007).

Конечно, отстаивание своих законных прав в судебном порядке — это, если так можно выразиться, крайняя мера, и не всегда налогоплательщикам хочется доводить дело до суда. Кроме того, нередко в частных беседах сотрудники налоговых органов заверяют налогоплательщиков, что если интересующие их документы не будут представлены в рамках КНП, то, скорее всего, в недалеком будущем к налогоплательщику придут с выездной проверкой, — и этот аргумент оказывается достаточно весомым.

Теперь, с введением нормы п. 7 ст. 88 НК РФ, ограничивающей права налоговых органов по истребованию документов в рамках КНП, положение налогоплательщиков должно улучшиться. К сожалению, автору не удалось найти судебных решений, учитывающих новые правила проведения КНП. Что касается разъяснений госорганов, то, например, УФНС по г. Москве, отвечая на вопрос налогоплательщика о праве ИФНС требовать дополнительные документы при проверке отчетности за отчетный период в Письме от 26.07.2007 N 18-12/3/[email protected], не дало ответа на заданный вопрос, ограничившись пересказом нормы п. 7 ст. 88 НК РФ и нормы п. 1 ст. 93 НК РФ. Представляется, что, цитируя таким образом НК РФ, налоговый орган несколько лукавит. Несмотря на то что п. 1 ст. 93 предусмотрено право налогового органа истребовать документы, это может быть сделано только в рамках налоговой проверки, а, как уже говорилось, п. 7 ст. 88 устанавливает ограниченный перечень случаев, когда оправдательные документы могут быть истребованы.

Читайте так же:  Как выплачивается налоговый вычет по ипотеке

Обратите внимание! После целого года действия новой редакции налоговых норм про КНП финансовое ведомство наконец указало, что налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 (п. п. 3, 6, 8 и 9) НК РФ (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209).

Некоторые процессуальные моменты КНП

В завершение хочется остановиться на порядке исчисления сроков при проведении камеральных налоговых проверок. Пунктом 2 ст. 88 НК РФ для проведения КНП установлен трехмесячный срок, который начинает течь с момента представления налоговой декларации и оправдательных документов в случаях, предусмотренных НК РФ (Письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69). Проведение повторной камеральной проверки незаконно (Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267), при этом, если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, налоговый орган имеет право провести КНП такой декларации и установленный Налоговым кодексом трехмесячный срок начинает течь с момента ее представления.

Спорным остается вопрос о законности проведения КНП и вынесения решения по ее результатам с нарушением установленного срока. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 24.07.2007 N Ф04-4768/2007(36383-А70-37) суд признал незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности за неисполнение требования о представлении документов, выставленного по истечении сроков для проведения КНП, а в Постановлении ФАС СЗО от 20.12.2007 N А56-45570/2006 суд указал, что решение о привлечении к ответственности, принятое инспекцией по результатам КНП, проведенной за пределами установленного НК РФ срока, является недействительным.

Однако есть и неблагоприятная для налогоплательщиков практика. Так, в Постановлении ФАС ПО от 04.10.2007 N А65-29298/06 указано, что трехмесячный срок проведения КНП является организационным, а не пресекательным, поэтому нарушение налоговым органом данного срока не является основанием для признания решения налогового органа незаконным.

Обратите внимание! Еще одно неблагоприятное для налогоплательщиков последствие, связанное с трехмесячным сроком проведения КНП, возникает в ситуации, когда в декларации по налогу на прибыль сумма налога исчислена к уменьшению. В этом случае срок возврата или зачета переплаты по налогу начинает отсчитываться со дня подачи соответствующего заявления, но не ранее чем с момента завершения КНП декларации либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ. К сожалению, судебная практика по данному вопросу складывается не в пользу налогоплательщиков (см. Постановления ФАС УО от 19.06.2007 N Ф09-11592/06-С3, ФАС ВВО от 25.01.2007 N А29-2728/2006а).

Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?

Проверка налога на прибыль – необходимое условие для успешной сдачи отчетности. Налоговые органы осуществляют камеральную проверку налога на прибыль не только логически, но и во взаимосвязи с другими отчетными материалами. Любые выявленные при проверке неувязки приводят к требованию о предоставлении дополнительных пояснений. Рассмотрим, на какие моменты при составлении декларации по прибыли необходимо обратить особое внимание и как подготовиться к камеральной проверке по налогу на прибыль.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Осуществление камеральной проверки достаточно подробно регулирует статья 88 НК РФ. И тут нужно учесть следующее:

Камеральная проверка заканчивается автоматически, если по её результатам никаких проблем не выявлено. Иногда обнаруживаются неточности, однако налогоплательщик предоставляет исчерпывающие пояснения или же вносит исправления. В таком случае ситуация исчерпывается, никаких дополнительных документов ФНС РФ не оформляет.

Однако если нарушения достаточно грубые, налогоплательщик не предоставил объяснения в течение 5 рабочих дней (или же те оказались недостаточными), то инспекция составляет соответствующий акт. Для налогоплательщика это означает штраф и пеню. Кроме того, если у инспекции возникли сомнения в добросовестности проверяемого лица, она может назначить уже выездную проверку.

Что делать, если нарушения, неточности и противоречия всё же обнаружены? Тогда ФНС РФ в рамках 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки обязан составить акт. И ещё в течение 5 рабочих дней после подписания данного документа его должны вручить налогоплательщику.

Дальше у проверяемого лица появляется по закону месяц на то, чтобы предоставить ФНС РФ возражения. Они оформляются в произвольной форме, но с учётом всех требований, которые сегодня предъявляются к деловой переписке как к таковой.

Все указанные в возражении факты должны иметь непосредственное отношение к начислению налога на прибыль, обосновывать правильность произведённых налогоплательщиком расчётов, его право на конкретную льготу и т. п. Крайне желательно сослаться на конкретные статьи законов и на подзаконные нормативно-правовые акты. Разумеется, все документы должны быть действующими.

Поскольку от правильности заполнения возражений зависит судьба штрафа, пени, а также других возможных негативных последствий для налогоплательщика, то при наличии пробелов в отношении данного вопроса лучше всего обратиться к юристам. Или же к налоговым консультантам, которые помогут быстро и грамотно оформить необходимые документы.

Дальше у руководителя конкретного регионального отделения ФНС РФ есть 10 рабочих дней на изучение возражения. По итогам всего выносится решение или об отказе о привлечении к ответственности или о привлечении к ней с указанием конкретных мер (штраф с точной суммой, пеня и т. п.). Помимо этого руководитель также вправе продлить проверку на ещё один месяц или же назначить проведение других мероприятий по налоговому контролю.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Осуществление камеральной проверки происходит в течение 3 месяцев. Причём отсчёт начинается с момента предоставления декларации. А вот день предоставления пояснений на сроки никак не влияет.

Как правило, камеральную проверку не продлевают. Исключения составляют только случаи выявления нарушений, когда по итогам рассмотрения возражения (если оно было предоставлено) руководитель выносит окончательное решение.

Читайте так же:  Новое в валютном законодательстве

Среди прочего он может продлить камеральную проверку ещё на 1 месяц. Однако чаще всего на практике ФНС РФ начинает углублённо изучать деятельность конкретного налогоплательщика, то есть назначается выездная проверка.

Что же касается камеральной, то не существует запрета на её повторное проведение. В частности, если налогоплательщик предоставил уточнённую декларацию, то в таком случае срок (3 месяца) будет отсчитываться заново с момента предъявления именно этого документа.

В ходе камеральной проверки основным документом, который изучает инспектор, является декларация. Вот почему привязка именно к нему имеет такое значение.

Камеральная проверка: готовим обоснованный ответ

Как уже и говорилось выше, при прохождении камеральной проверки принципиальное значение имеет грамотный и содержательный ответ. Обратите внимание на то, что ФНС РФ вправе затребовать исключительно то, что относится к налогу на прибыль, то есть документы о будущих сделках или же данные по другим сборам вы не обязаны предоставлять.

Ответ ФНС РФ, даже если налогоплательщик отказывается предоставлять данные (например, их у него нет), должен быть в любом случае обоснованным. Например, инспекция хочет от компании аналитику по рынку.

В этом случае следует указать, во-первых, что к камеральной проверке по налогу на прибыль подобные сведения отношения не имеют.

Во-вторых, что вы не обладаете возможностью дать эту информацию, так как не занимаетесь указанной аналитикой.

Защищать свои права стоит, основываясь на законах. Причём желательно указывать ещё и подзаконные акты, например, письма, опубликованные самим ФНС.

Если вы не понимаете, как подготовить обоснованный ответ инспекции, обратитесь к профессионалам. Наши налоговые консультанты внимательно изучат вашу ситуацию и сделают всё для того, чтобы защитить ваши интересы.

Камеральная проверка по налогу на прибыль

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ КНП проводится уполномоченными должностными лицами налоговых органов на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом имеются в виду документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). В п. 7 ст. 88 НК РФ указано, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Анализируя данные нормы, можно сделать следующие выводы:

— необходимым условием для проведения КНП является представление налогоплательщиком в налоговый орган декларации (расчета);

— налогоплательщик должен представить одновременно с декларацией «оправдательные» документы только в случаях, когда представление таких документов предписано НК РФ;

— дополнительные сведения и документы могут быть истребованы у налогоплательщика только в предусмотренных ст. 88 НК РФ случаях.

Рассмотрим подробнее предложенное толкование налоговых норм и их практическое применение.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.

Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Камеральная проверка по налогу на прибыль

Успешная сдача отчётности ФНС РФ всегда подразумевает прохождение камеральной проверки по налогу на прибыль без вопросов со стороны налоговых органов. Однако это означает, что соответствующая декларация должна быть заполнена налогоплательщиком верно и не вступать в противоречие с другими документами, которые есть у налоговой инспекции.

Представление документов по требованию налогового органа с учетом новых правил проведения КНП

С 01.01.2007 указанный выше порядок проведения КНП подробно описан в Налоговом кодексе, и налогоплательщики в любом случае имеют право представлять пояснения, документы и регистры бухгалтерского и налогового учета для обоснования сумм исчисленных налогов, а также участвовать в рассмотрении материалов КНП. Теперь, наоборот, подозрительной для сотрудников ИФНС станет ситуация, когда без объективных причин будут отсутствовать пояснения налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации.

Обратите внимание! Если при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль налоговым органом не обнаружено ошибок и противоречий, то он не вправе требовать от налогоплательщика представления любых оправдательных документов.

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы без проблем пройти камеральную проверку декларации по налогу на прибыль, заранее проверьте арифметические ошибки и основные контрольные соотношения. Кроме того, будьте готовы представить налоговикам пояснения и документы, если применяете льготы по этому налогу, получили целевое финансирование и др.

Источники

Срок камеральной проверки по налогу на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here