Совершенствование системы финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Совершенствование системы финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Государственный финансовый контроль играет особую значимую роль в управлении государством и отражает особую деятельность государственных органов с использованием специфических методов и форм, в рамках установленных полномочий, для подтверждения законности осуществляемых операций с использованием бюджетных средств, точности отражения финансовых показателей, а также повышения сохранности, эффективности использования имущества, увеличения поступления доходов в бюджет и оптимизации государственных расходов.

Под внутренним государственным финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений понимается контрольная деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства [1].

Современный этап развития финансовых отношений характеризуется комплексным реформированием системы государственного финансового контроля, направленного на:

1) организацию действенного контроля за эффективностью использования бюджетных средств;

2) уточнение полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению финансового контроля;

3) введение понятий внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, определение на законодательном уровне их форм, методов и объектов и др.


В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы внутреннего государственного контроля как эффективного механизма контроля управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы.

Следует отметить, что с 2013 г. начался процесс совершенствования законодательства, касающегося регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетной сфере.

В сентябре текущего года в первом чтении был принят закон об изменениях в Бюджетном кодексе, помимо всего прочего касающегося и совершенствования внутреннего финансового контроля и аудита российских органов федерального и муниципального уровня [1].

Согласно опубликованной на сайте Министерства финансов и утвержденной 14 ноября 2018 г. программе разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, предполагается подготовка девяти стандартов, регламентирующих:

определения, принципы и задачи осуществления ВФА;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

основания и порядок его организации;

реализацию результатов ВФА;

подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;

порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита [2].

Министерством финансов РФ подготовлены и представлены на общественное обсуждение проекты двух федеральных стандартов, касающиеся финансового контроля, применение которых планируется с января 2020 г.:

«Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»;

«Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» [2].

Первый стандарт устанавливает основные принципы контрольной деятельности внутреннего финансового контроля, а также закрепляет за органами полномочия по контролю за соблюдением положений и правовых актов в сфере бюджетных отношений, контролю за достоверностью данных отчетности, а также формы ее предоставления, контролю в сфере закупок. Также данным стандартом определены этические и профессиональные нормы для деятельности должностных лиц органов финансового контроля.

Второй стандарт устанавливает основные правила планирования контрольной деятельности органов внутреннего финансового контроля.

Для того, чтобы снизить контрольную нагрузку тех объектов, где отсутствуют существенные нарушений, и сосредоточить все усилия на наиболее значимых направлениях предполагается применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности. Порядок проведения внутреннего финансового контроля и выбор его объекта будет осуществляться в зависимости от того, к какой из шести категорий риска принадлежит объект контроля или его вид деятельности в бюджетной сфере. Также на основании поручений органа власти субъекта РФ, местной администрации или предложений финансового органа данных перечень может быть дополнен.

Корректировка планов возможна в случаях реорганизации, ликвидации, изменения организационно-правовой формы объектов контроля, изменения законодательства, а также в случаях выявления существенных обстоятельств, требующих проведения контрольных мероприятий, возникающих в том числе поступления запросов и обращений государственных и муниципальных органов, организаций и граждан.

Мероприятия по ВФК будут проводиться в виде плановых и внеплановых проверок, ревизий, обследований.

Немаловажным является вопрос цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере. В настоящее время данные по каждому объекту контроля нашли свое отражение в государственных информационных системах, владельцем или оператором которых является Казначейство России. Цифровизация контроля позволила приступить к осуществлению автоматического выявления нарушений и автоматического применения мер реагирования по отдельным статьям КоАП России.

В условиях цифровизации, которая обеспечивает дополнительные возможности использования всего объема информации, актуальной становится задача развития сервисных инструментов. В рамках ее решения в этом году проводится работа по созданию автоматизированного сервиса предупреждения объектов контроля о возникновении возможных рисков в их финансово-бюджетной деятельности — системы рейтингов Федерального казначейства. С помощью рейтингов Казначейством России будут обеспечены доступ объектов контроля к информации о рискоемких местах и возможность самостоятельного устранения нарушения или риска его возникновения. Также на основании рейтингов будет проводиться отбор объектов контроля для включения в план контрольных мероприятий, проведения внеплановых контрольных мероприятий и других задач [3].

Таким образом, переход на новую модель позволит значительно повысить эффективность контроля за счет внедрения единой методологии, исключения дублирования контрольных полномочий, а также автоматизации деятельности по управлению рисками и сокращения нагрузки на объекты контроля. Перспективная задача при реализации модели государственного финансового контроля — повышение степени вовлеченности объектов контроля в контрольную деятельность в рамках осуществления внутреннего контроля и аудита. Эффективно выстроенная система ВФК позволит, прежде всего, предотвратить нарушения и недостатки в деятельности объектов контроля.

Читайте так же:  Нужно ли платить налог при дарении автомобиля

Совершенствование системы финансового контроля в организации

Учреждения в системе госфинконтроля

Согласно дополнительной ст. 266.1 БК РФ государственные и муниципальные учреждения принадлежат к тем объектам госфинконтроля, в отношении которых проверки проводятся в обязательном порядке. Как и учреждения других типов, АУ в силу новой ст. 267.1 БК РФ будут контролироваться в форме:

  1. проверки, то есть действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период;
  2. ревизии — комплексной проверки деятельности объекта контроля в виде документального и фактического изучения законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
  3. обследования — анализа и оценки состояния определенной сферы деятельности объекта контроля;
  4. санкционирования операций — проставления разрешительной надписи после проверки документов, представленных для осуществления финансовых операций, на соответствие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Отметим, что в действующей редакции БК РФ методы контроля установлены не были. Их упорядочивание позволит органам внешнего и внутреннего контроля использовать единые форматы мероприятий.

Поправки в БК РФ также устанавливают общие требования к документам, которые составляются по итогам контрольных мероприятий. Результаты проверки и ревизии должны оформляться актом, а результаты обследования — заключением.

Новый механизм госфинконтроля

Поправки в БК РФ нацелены на то, чтобы бюджетные средства тратились в соответствии с принципом эффективности, под которым подразумеваются экономность и результативность расходов. В то же время большое значение в процессе контрольно-ревизионной деятельности будет придаваться соблюдению бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, созданными на базе государственного (муниципального) имущества (в данную группу входят автономные и бюджетные учреждения).

Все это обусловило необходимость разграничения полномочий в контрольно-ревизионной сфере. Согласно новой редакции ст. 265 БК РФ внешний госфинконтроль вправе проводить только Счетная палата и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, а внутренний — Росфиннадзор, контрольные органы, являющиеся органами исполнительной власти регионов (муниципалитетов), и Федеральное казначейство (либо финансовые органы субъектов РФ, муниципалитетов). Контрольно-счетные органы будут оценивать действенность внутреннего финансового контроля и аудита, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, и в дальнейшем смогут сосредоточить свое внимание на оценке эффективности реализации госпрограмм и использования государственных ресурсов. Росфиннадзор и соответствующие органы исполнительной власти будут контролировать полноту и достоверность отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении госзаданий (поправки в ст. 269.2 БК РФ).

Впрочем, часть полномочий в сфере соблюдения бюджетного законодательства, схожих для органов внешнего и внутреннего контроля, так и не получила четкого разделения. Как отмечается в п. 2.1.5 разд. 3 Подпрограммы 2, на практике это приводит к конфликту интересов, снижению эффективности контрольно-ревизионной деятельности. Поэтому работа по минимизации дублирования проверок (ревизий) в отношении одних и тех же предметов и объектов контроля и одинакового проверяемого периода должна быть продолжена.

Сущность, классификация и методы осуществления финансового контроля. Организационно-экономическая характеристика и финансовый анализ предприятия на примере ОАО «Вологдамашцентр». Пути совершенствования системы финансового контроля на предприятии.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.05.2010
Размер файла 62,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В целях предотвращения ухудшения финансового состояния организации вследствие роста просроченной дебиторской задолженности каждому заказчику (покупателю) в соответствии с категорией риска его заказа целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита (то есть определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования.

Установление параметров кредитования целесообразно возложить на руководителей сбытовой и финансовой служб. Параметры кредитования по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе «Положения о сбытовой политике». Принятие решения по превышению параметров кредитования по конкретным заказам должно входить в компетенцию заместителя директора по экономическим вопросам.

Метод 4. Внедрение системы бюджетирования.

Сутью системы бюджетирования являются планирование и учет денежных средств и финансовых результатов деятельности организации (по различным направлениям и сферам деятельности и в целом), оперативный контроль за соблюдением этих планов (то есть сравнение проектных (плановых) и отчетных (фактических) данных), а также оперативная корректировка планов по результатам анализа выявленных отклонений.

Как правило, вначале на основе анализа рыночной конъюнктуры, возможностей и целей организации составляется бюджет продаж. Далее на основе этого бюджета различными функциональными отделами составляются другие бюджеты по каждой сфере деятельности. Например, отделу сбыта при согласовании с ПЭО целесообразно составлять следующие подбюджеты (сметы): бюджет рекламы, смету расходов на маркетинговые исследования, смету коммерческих расходов (смету расходов на деятельность отдела сбыта).

Ответственность за организацию и контроль бюджетного управления (определение состава бюджетов и последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации; контроль за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием расходов утвержденным плановым лимитам, выполнением бюджетного регламента), а также за сведение всех подбюджетов в основной бюджет (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет по балансовому листу) целесообразно возложить на специально созданное бюро организации бюджетного управления, скомплектованное из наиболее квалифицированных работников финансового и экономического отделов.

При этом на начальных этапах внедрения бюджетирования оргструктура данного бюро может напоминать матричную, при которой его работники подчиняются как руководителям тех функциональных отделов, из которых они набраны (в которых они работают постоянно), так и руководителю проекта организации бюджетного управления, который обладает так называемыми «проектными полномочиями». По мере завершения поэтапной постановки бюджетного управления данное бюро выделяется в независимое подразделение.

Читайте так же:  Управление финансового контроля россии

Использование приведенных методов позволит существенно улучшить финансовый контроль на предприятии, и тем самым улучшить финансовое состояние самого предприятия.

Финансовый контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществить контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, который не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.

Объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности предприятия, но фактически — процесс производственно-хозяйственной деятельности.

Функционирование системы внутреннего контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности организации. Таким образом, основные цели функционирования системы внутреннего контроля:

1. сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;

2. своевременная адаптация организации к изменениям во внешней и внутренней среде;

3. обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости, а также максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Выделяют несколько классификаций финансового контроля, исходя из которых финансовый контроль бывает: государственный, негосударственный; предварительный, текущий, последующий; сплошной, выборочный; документальный, фактический.

Существует несколько методов, с помощью которых проводится финансовый контроль на предприятии (проверки, обследования, аудит, ревизии, анализ финансовой отчетности, надзор), среди которых наиболее распространены ревизия и аудит в силу свое эффективности и оперативности.

В аналитической части данной работы был проведен полный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2006-2008 гг. на примере ОАО «Вологдамашцентр». На основании анализа можно сделать следующий вывод: ликвидность предприятия достаточно низкая, но в перспективе ожидается улучшение платежеспособности. Финансовую устойчивость предприятие приобрело только к 2008 г. положительные изменения большинства показателей рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие стало в последние годы более эффективно использовать сои средства, как собственные, так и заемные, деятельность стала приносить больше прибыли, а также повысился уровень деловой активности.

Далее мною были рассмотрены пути совершенствования системы финансового контроля на предприятии. Подробно рассмотрены несколько методов оптимизации системы контроля, такие как: периодическое перераспределение обязанностей между работниками; совершенствование контроля планировании продаж; присвоение группы риска заказчику и определение параметров коммерческого кредита; внедрение системы бюджетирования. Данные методы являются наиболее эффективными, позволяют улучшить систему контроля на предприятии.

Также можно отметить, что дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественном уровне, присущем демократическому государству.

1. Гражданский кодекс РФ: части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 15 марта 2009 года. — М.: Эксмо, 2009. — 672 с.

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учебное пособие для вузов — СПб.: Химиздат, 2001. — 288 с.

3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2002. — 204 с. — (серия «Высшее образование»).

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. Учебник. — М.: Книжный мир. 2006. — 617 с.

5. Бурцев В.В. Об этике и принципах финансового контроля. // Финансы. — М., 2001. — №6.

6. Иванова Е.Л. Контроль и ревизия. Конспект лекций. 2007. — 160 с.

7. Ирвин Д. Финансовый контроль: пер. с англ. / под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 256 с.

8. Ковалев В.В. Финансы предприятий. — М., ТК Велби. — 2003. — 332 с.

9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. — М. Проспект. — 2004. — 103 с.

10. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 320 с.

11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 1999. — 688 с.

12. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. — М.: МЕЛГО. — 2007 г. — 639 с.

13. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2004. — 656 с.

14. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Баранов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.Л. Рыжкова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. — 432 с.

15. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. — М., 2001. — №1.

6.4 Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, более четко разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых ионятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности и разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

Читайте так же:  Когда подавать заявление на возврат налогового вычета

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является определение единых методологических основ финансового контроля в РФ, механизма взаимодействия органов ГФК.

В современных условиях отсутствует эффективный механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполни тельной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым
использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и вдачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

Читайте так же:  Оплатить долг по налогам по инн

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Совершенствование системы финансового контроля

«Руководитель автономного учреждения», 2013, N 8

В майском номере мы начали анализировать перспективы развития бюджетного сектора, которые определены в Государственной программе «Управление государственными финансами» . Сегодня мы продолжим разговор и остановимся на способах развития механизма финансового контроля, который действует в том числе в отношении учреждений. Что будет представлять собой система финконтроля в ближайшее время? О каких инструментах финансового менеджмента придется задуматься руководителям учреждений?

Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р.

Развитие системы государственного и муниципального финансового контроля стало одним из приоритетов указанной Госпрограммы, реализация которой продлится до 2020 г. О предстоящих изменениях говорится в Подпрограмме 2 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса» (далее — Подпрограмма 2), а также в Подпрограмме 3 «Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (далее — Подпрограмма 3).

Необходимость перемен вызвана тем, что существующий механизм контроля не ориентирован на оценку эффективности бюджетных расходов, следовательно, недостаточно действенен. Между тем, как сказано в п. 3.3 разд. 3 Подпрограммы 3, переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения госуслуг (в первую очередь, механизма государственного (муниципального) задания) требуют комплексного реформирования системы госфинконтроля. В связи с этим должны быть выполнены следующие задачи:

Приведенные и иные задачи предполагается решить с помощью принятия комплексных поправок в БК РФ и КоАП РФ, и этот шаг уже сделан. Государственная Дума 2 июля 2013 г. в окончательной редакции утвердила проект закона N 116783-6, который вносит изменения в Бюджетный кодекс и другие законодательные акты в части совершенствования механизма государственного (муниципального) финансового контроля. Совет Федерации 10 июля одобрил Закон и направил его на подпись Президенту РФ (Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ).

Документ вступит в силу в день его официального опубликования. Это значит, что уже в ближайшее время в отношении государственных и муниципальных учреждений (в том числе АУ) станет применяться обновленный механизм финансового контроля, а при выявлении бюджетных правонарушений будут использоваться административные наказания.

Нарушения и наказания

Еще одной законодательной новацией стало установление четкого соответствия между перечнем нарушений и мерами ответственности за их совершение.

Прежде всего, поправки в БК РФ устраняют правовой пробел и вводят понятие «бюджетное нарушение». Согласно дополнительной ст. 306.1 БК РФ им признается нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета соответствующего уровня. Правда, это определение, а также применение бюджетных мер принуждения распространяются только на органы власти и получателей бюджетных средств. Действия же юрлиц, которые не являются такими получателями, нарушающие бюджетное законодательство и иные принятые в его исполнение нормативные акты, влекут ответственность по КоАП РФ.

Читайте так же:  Федеральный закон о государственном финансовом контроле

Виды нарушений и меры административной ответственности, которые на основании принятых поправок в КоАП РФ вскоре начнут действовать в отношении автономных учреждений, представлены в таблице.

Правда, меры административной ответственности грозят не только учреждениям, но и вышестоящим органам власти. В частности, поправки в КоАП РФ предусматривают штрафы за нарушение главными распорядителями бюджетных средств условий предоставления бюджетных инвестиций и субсидий, а также порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения госзадания.

Финансовый менеджмент в учреждениях

Составной частью системы государственного (муниципального) финконтроля является внутренний финансовый контроль и аудит, осуществляемый прежде всего органами госвласти и местного самоуправления в отношении собственных процедур планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, формирования отчетности и т.д. Об этом говорится в дополнительной ст. 160.2-1 БК РФ.

Однако в названной выше Госпрограмме внутренний финансовый контроль выходит за рамки системы государственного контроля и, по сути, становится инструментом финансового менеджмента. Причем, как уточняется в п. 2.1.4 разд. 3 Подпрограммы 2, реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к таким инструментам и на ведомственном уровне, и на уровне государственных (муниципальных) учреждений.

Следовательно, в перспективе внутренний контроль в учреждениях должен представлять собой постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными лицами всех уровней в ходе оказания государственных (муниципальных) услуг. Благодаря этому процессу должны обеспечиваться:

  • соблюдение и качественное исполнение законодательных и иных нормативных актов, стандартов;
  • соблюдение принципов эффективности и результативности деятельности.

В свою очередь, роль внутреннего аудита должна сводиться к оценке надежности средств внутреннего контроля, подтверждению полноты и достоверности бухгалтерской отчетности и формированию рекомендаций по повышению эффективности деятельности учреждения.

Сформировать системы внутреннего контроля и аудита в органах власти и учреждениях планируется к 2015 г. Затем предполагается создать систему мониторинга качества финансового менеджмента государственных и муниципальных учреждений — чтобы учредитель имел возможность получить оперативную оценку качества их деятельности. По замыслу разработчиков Госпрограммы, такой мониторинг позволит объективно оценивать деятельность любого учреждения на основе показателей, перечисленных в п. 2.1.4 разд. 3 Подпрограммы 2 и характеризующих:

Однако планы по созданию системы мониторинга будут претворены в жизнь не скоро. Реализация этих мер намечена на 2015 — 2018 гг.

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Информация об изменениях:

Постановлением Администрации города Омска от 25 сентября 2013 г. N 1055-п в главу 7 настоящего приложения внесены изменения

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Направление «Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля» определяется следующей задачей — повышение эффективности муниципального финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Органом внешнего муниципального финансового контроля в структуре органов местного самоуправления города Омска является Контрольно-счетная палата города Омска. В ее компетенцию входят полномочия по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Омска, отчета о его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска.

Департамент финансов и контроля Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, на которое в соответствии с Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 года N 441 «О департаменте финансов и контроля Администрации города Омска» возложены функции по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета города Омска в части правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Анализ нормативного правового регулирования в сфере осуществления финансового контроля позволил выделить следующие аспекты, требующие совершенствования:

— отсутствие порядка осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

— отсутствие четких количественно-измеримых критериев эффективности и результативности использования бюджетных средств;

— отсутствие мер ответственности, закрепленных на федеральном уровне за недопущение случаев неэффективного использования бюджетных средств;

— требуется усиление координации и взаимодействия органов местного самоуправления города Омска в части осуществления муниципального финансового контроля.

Кроме того, в рамках проводимых бюджетных реформ развитие системы финансового контроля предполагает его реформирование в части осуществления органом исполнительной власти местного самоуправления внутреннего финансового контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.

Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы. Необходимо учесть, что данные мероприятия могут потребовать корректировки и логического завершения по мере корректировки и совершенствования норм федерального бюджетного законодательства.

>
Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Содержание
Постановление Администрации города Омска от 21 декабря 2011 г. N 1803-п «Об утверждении Программы повышения эффективности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники

Совершенствование системы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here