Совершенствование организации финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Совершенствование организации финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Совершенствование системы финансового контроля в организации (стр. 4 из 7)

Далее необходимо провести соотношение между активами и пассивами баланса предприятия. Баланс является абсолютно ликвидным, если выполняется следующее условие: А1>П1, A2>П2, A3>П3, A4 П2

А2 > П2 A3 > П3 A3 > П3 A3 > П3 А4 > П4 А4 > П4 А4 > П4

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что баланс предприятия не является абсолютно ликвидным.

2. Расчет абсолютных показателей ликвидности предприятия.

Данные расчета приведены в таблице 2.5.

Абсолютные показатели ликвидности

Показатели Расчет 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение
2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г.
Текущая ликвидность — 7 435 — 9 833 — 2 702 +7 131 +4 733
Перспективная ликвидность 6 870 8 757 2 681 -6 076 -4 189

Показатель текущей ликвидности должен быть положительным, но в нашем случае он является отрицательным, следовательно, это свидетельствует о неликвидности предприятия, но к 2008 г. произошло его повышение на 7 131 тыс. руб., это говорит о том, что возможно в ближайшем будущем предприятие станет ликвидным.

Показатель перспективной ликвидности положителен, но произошло его снижение в 2008 г. на 6 076 тыс. руб. Данный показатель свидетельствует о платежеспособности предприятия в перспективе.

3. Расчет относительных показателей ликвидности (таблица 2.6).

Относительные показатели ликвидности

Показатели Расчет 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение
2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г.
1) Коэффициент абсолютной ликвидности 0,20 0,13 0,18 0,05 -0,02
2) Коэффициент критической ликвидности 0,27 0,26 0,48 0,22 0,21
3) Коэффициент текущей ликвидности 0,94 0,92 2,11 1,19 1,17
4) Коэффициент обеспеченности собственными средствами -0,06 -0,09 -0,02 0,07 0,04
5) Коэффициент восстановления платежеспособности 0,54 0,46 1,35 0,89 0,81
6) Коэффициент утраты платежеспособности 0,51 0,46 1,20 0,74 0,69

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что в 2008 г. может быть погашено 18% краткосрочной задолженности ближайшее время за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Этот показатель менялся незначительно за рассматриваемый период.

Коэффициент критической ликвидности показывает, что в ближайшее время предприятие может погасить только 48 % краткосрочной задолженности в целом за 2008 г., что на 22 % больше, чем в 2007 г.

Коэффициент текущей ликвидности за 2006-2007 гг. меньше нормального значения, который равен 2, а в 2008 г. он равен 2,11, что свидетельствует об улучшении ситуации на предприятии. Это означает, что 211 % текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами отрицательный за данный период времени, что свидетельствует о недостатке собственных средств на предприятии, но в 2008 г. показатель увеличился по сравнению с предыдущими годами.

Коэффициент восстановления платежеспособности в 2006 и 2007 гг. меньше нормального значения, и только в 2008 г. он стал равен 1,35, поэтому можно говорить о том, что у предприятия в течение 6 месяцев есть возможность восстановить платежеспособность.

В течение 2006-2007 гг. у предприятия возникала возможность потери платежеспособности. Благодаря различным действиям со стороны руководства и персонала, коэффициент утраты платежеспособности в 2008 г. равен 1,2, что свидетельствует об улучшении платежеспособности на данном предприятии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2.3 Анализ финансовой устойчивости

Данный анализ основывается на анализе соотношения собственного и заемного капитала предприятия.

Существует 3 способа анализа финансовой устойчивости.

1. Использование простых соотношений.

Его суть состоит в том, что если собственный капитал больше половины размера валюты баланса, то предприятие является финансово устойчивым.

Произведем данное соотношение (таблица 2.7).

Соотношение между валютой баланса и собственным капиталом

2006 год 2007 год 2008 год
½ валюты баланса, тыс. руб. 9 049 12 963,5 14 064,5
Величина собственного капитал, тыс. руб. 7 911 12 562 17 015

Данное соотношение помогает определить, что предприятие стало финансового устойчивым лишь в 2008 г., поскольку только в этом году собственный капитал превысил величину, равную ½ валюты баланса.

2. Использование абсолютных показателей финансовой устойчивости.

Расчеты этих показателей оформлены в таблице 2.8.

Абсолютные показатели финансовой устойчивости

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение
2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г.
1) СОС 68 -769 -1 643 -874 -1 711
2) ФК 68 -769 4 257 +5 026 +4 189
3) ВИ 2 358 2 139 4 257 +2 118 +1 899
4) ЗЗ 6 987 9 701 8 670 -1 031 +1 683
5) Фс -6 919 -10 470 -10 313 +157 -3 394
6) Фк -6 919 -10 470 -4 413 +6 057 +2 506
7) Фо -4 629 -7 562 -4 413 +3 149 +216

Как видно из таблицы, величина собственных оборотных средств значительно сократилась (на 1 711 тыс. руб. по сравнению с 2006 г.). Функциональный капитал во много раз возрос по сравнению с 2007 г. и составил 4 257 тыс. руб. Возрастает и общая величина источников формирования запасов и затрат. Величина самих запасов и затрат сократилась в 2008 г. на 1 031 тыс. руб.

В ходе расчетов выявился недостаток собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат; недостаток функционального капитала для формирования запасов и затрат; недостаток общей величины источников для формирования запасов и затрат. Но нельзя не отметить тенденцию, возникшую в 2008 г., по улучшению данных показателей.

В итоге сформировалась трехмерная модель (0;0;0), которая свидетельствует о предкризисном состоянии предприятия.

3. Относительные показатели финансовой устойчивости, расчет которых приведен в таблице 2.9.

Относительные показатели финансовой устойчивости

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение
2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г.
1) Коэффициент финансовой независимости 0,44 0,48 0,61 +0,13 +0,17
2) Коэффициент самофинансирования 0,78 0,94 1,53 +0,59 +0,75
3) Коэффициент финансовой напряженности 0,56 0,52 0,40 -0,12 -0,16
Читайте так же:  Платить налог ип по регистрации

Расчет данных показателей подтверждает еще раз то, что ситуация в 2008 г. стала намного лучше, чем была раньше. Коэффициенты за 2008 г. превышают нормативные значения, что свидетельствуют о становлении финансовой устойчивости предприятия, возможности самофинансования, низкой финансовой напряженности.

Следовательно, предприятие можно назвать финансово устойчивым.

2.4 Анализ деловой активности

Анализ деловой активности основывается на анализе показателей оборачиваемости и рентабельности.

1. Показатели оборачиваемости (приложение 3).

Чем больше коэффициент оборачиваемости, тем меньше длительность оборота, следовательно, тем эффективнее используются средства на предприятии.

Из данной таблицы видно, что оборотные средства на предприятии стали использоваться менее эффективно; длительность оборота дебиторской задолженности возросла; денежные средства стали использоваться лучше; увеличилась длительность оборота запасов; собственный капитал стал использоваться менее эффективно, чем раньше, а вот заемный капитал наоборот; оборачиваемость кредиторской задолженности также увеличилась.

В целом можно отметить положительный рост данных показателей, а это означает, что большинство средств на предприятии стали использоваться более эффективно, повысилась деловая активность предприятия.

http://mirznanii.com/a/239290-4/sovershenstvovanie-sistemy-finansovogo-kontrolya-v-organizatsii-4

Совершенствование системы финансового контроля в организации (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета» в г. Вологде

Кафедра экономики и управления

по дисциплине: «Финансовый менеджмент»

«Совершенствование системы финансового контроля в организации»

ВведениеГлава 1. Теоретические основы системы финансового контроля в организации1.1 Понятие и сущность финансового контроля1.2 Классификация финансового контроля1.3 Методы осуществления финансового контроляГлава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия (на примере ОАО «Вологдамашцентр»)2.1 Виды деятельности и организационная структура2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности2.3 Анализ финансовой устойчивости2.4 Анализ деловой активностиГлава 3. Пути совершенствования системы финансового контроля на примере ОАО «Вологдамашцентр»ЗаключениеСписок литературыПриложение

В условиях рыночной экономики важное место в системе управления предприятием отводится контролю. Контроль выступает основой бизнеса и характерен для всех форм ведения и стадий управления. Эффективность контроля на предприятии обусловлена как уровнем его организации, так и степенью его методологического аппарата. В ранее сложившейся системе экономического контроля преобладал государственный контроль, который действовал эффективно в условиях плановой экономики. Сейчас в современных экономических условиях и растущей конкуренции значительно возрастает роль внутреннего контроля на предприятии. Контролю могут подвергаться различные сферы деятельности предприятия: финансовая, организационная, трудовая, производственная и другие. Но в системе внутреннего контроля в настоящее время большее внимание уделяется финансовому контролю, и это не случайно. От результатов контроля зависит эффективность и своевременность принимаемых управленческих решений, текущая и будущая деятельность работы предприятия.Целью курсовой работы является выявление путей совершенствования финансового контроля в организации.

Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1. раскрыть понятие финансового контроля, сформулировать цели и задачи финансового контроля;2. рассмотреть виды финансового контроля, методы его осуществления на предприятии;3. провести финансовый анализ деятельности предприятия на примере ОАО «Вологдамашцентр»;4. выявить возможные пути совершенствования финансового контроля на предприятии (на примере ОАО «Вологдамашцентр»).Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение соответствующей литературы, статей; аналитический метод.Информационной базой послужили учебная литература по данной теме, периодические издания экономических журналов, информационные сайты. Для выполнения аналитической части работы были взяты сведения и финансовая отчетность ОАО «Вологдамашцентр».

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля в организации

1.1Понятие и сущность финансового контроля

Контроль – это объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, то есть на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности – одно из условий эффективности всего общественного производства.

В современных условиях система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

-устойчивое положение организации на рынках;

-признание организации субъектами рынка и общественностью;

-своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней среде [4, с.329].

На любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений и необходим внутренний контроль. Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций.

Органиция эффективно функционирующей системы внутреннего контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

2. Разработка и документальное закрепление новой деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий, способного провести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке.

3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка.

4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций.

5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

Может быть и большее количество этапов оценки системы контроля в зависимости от индивидуальных особенностей экономического субъекта, подвергнутого проверке [10, с.115].

Критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации:

1) Принцип ответственности.

2) Принцип сбалансированности.

3) Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.

4) Принцип своевременного сообщения об отклонениях.

5) Принцип ущемления интересов.

6) Принцип интеграции.

7) Принцип заинтересованности администрации.

8) Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля.

9) Принцип соответствия.

10) Принцип постоянства.

11) Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля.

12) Принцип непрерывности развития и совершенствования.

13) Принцип приоритетности.

14) Принцип комплексности.

15) Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.

16) Принцип оптимальной централизации.

17) Принцип единичной ответственности.

18) Принцип функциональных потенциальных имитаций.

19) Принцип регламента.

20) Принцип разделения обязанностей.

21) Принцип разрешения и одобрения.

22) Принцип взаимодействия и координации.

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля [5, с. 19].

Читайте так же:  Основание налогового платежа при уплате штрафа

Цель внутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, достигается только на короткое время.

При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители.

В системе внутреннего контроля важная роль отводится финансовому контролю. Авторы дают различные определения финансового контроля.

Финансовый контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществить контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов [10, с. 131].

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов [6, с. 52].

Финансовый контроль – это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью [14, с. 267].

Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [15, с.25].

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственности и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товаро-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности предприятия, но, так как они регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, фактически объектом контроля становится процесс производственно-хозяйственной деятельности.

Постоянное адекватное функционирование органов финансового контроля позволяет вовремя предупреждать возможность возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять.

http://mirznanii.com/a/239290/sovershenstvovanie-sistemy-finansovogo-kontrolya-v-organizatsii

Совершенствование системы финансового контроля в организации (стр. 2 из 7)

Система финансового контроля должна быть построена таким образом, чтобы было гибко ее настраивать на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования государства, обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

Большое значение в организации финансового контроля имеет требование приоритетности, по которому в первую очередь проверяются наиболее важные объекты. Контрольному органу нужно охватить контролем те объекты, где он может проявить себя с наибольшей отдачей и максимально способствовать экономии государственных средств.

Можно обозначить следующие задачи финансового контроля:

1. обеспечение роста эффективности производства и расходования средств;

2. соблюдение действующего законодательства в области налогообложения;

3. правильность ведения бухгалтерского учета;

4. правильность составления и исполнения бюджета;

5. проверка состояния и эффективности использования ресурсов предприятия;

6. выявление резервов роста финансовых ресурсов;

7. правильность валютных операций.

Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля [7, с. 147].

Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия.

Контрольная среда – это осведомленность и практические действия контролеров, направленные на устранение и поддержание системы финансового контроля; включает в себя распределение ответственности и полномочий, порядок осуществления финансового контроля, внешние факторы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внешние факторы – случаи оказания давления на процесс проведения контроля, злоупотребления.

В систему финансового контроля входят:

1. управленческо-финансовый контроль, осуществляемый всеми структурными подразделениями предприятия;

2. отдельные независимые от учетно-финансовой службы специализированные подразделения внутреннего аудита.

Систему финансового контроля целесообразно рассматривать как систему внутреннего финансового контроля, принимая во внимание тот факт, что объектом совершения в данной работе выступает система финансового планирования, замкнутая в рамках предприятия.

К элементам внутреннего финансового контроля можно отнести:

-элементы входа (информационное обеспечение контроля);

-технику контроля (информационно-вычислительная техника и технология);

-элементы выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) [16].

Информационная база внутреннего финансового контроля создается в процессе финансового планирования и затем используется в целях контроля в ходе исполнения финансовых планов. Техника контроля представляет собой содержание, внутреннюю сторону системы финансового планирования, она должна подлежать реформированию в первую очередь. Процедуры финансового контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма:

1. определение и документальное закрепление порядка деятельности конкретного состава работников в процессе планирования и контроля на предприятии.

2. определение первичных документов, в которых отражаются данные об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации планов соответствующих финансовых или хозяйственных операций.

3. выбор порядка движения документов.

4. определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки наличия и состояния оценки ресурсов предприятия; установление контролируемых параметров объектов контроля, установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик.

5. выбор методов проведения контроля.

Среда внутреннего контроля определяется как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить следующие:

-стиль работы руководителей (включая конкретные действия по организации на предприятии системы внутреннего контроля);

-организационный статус отдела внутреннего контроля;

-определение и документальное закрепление процедур контроля;

-налаженность системы информационного обеспечения управления;

-изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям.

К внешним факторам, определяющим среду внутреннего финансового контроля на предприятии, относятся:

-уровень развития экономики;

-развитие законодательной базы;

-налоговая политика государства;

-соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;

-риск, присущий деятельности данного предприятия, и ряд других факторов.

Реформирование определенных элементов системы финансового контроля приводит к реформированию соответствующих составляющих финансового планирования, а поэтому имеет смысл эти две системы объединить в одну (рис. 1) [16].

Рис. 1. Система финансового планирования и контроля

1.2 Классификация финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Осуществляется государственными органами контроля и управления органов законодательной власти.

Проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведоств, осуществляя проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.

Проводится финансовыми службами предприятий и организаций, осуществляется проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его подразделений.

Осуществляется на общественно-добровольных началах физическими лицами.

Осуществляется независимыми аудиторскими фирмами.

В зависимости от времени проведения контроля различают:

Осуществляется до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Данный контроль носит профилактический характер.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты внешнему совместителю

— текущий (оперативный) контроль:

Представляет собой контроль в процессе совершения хозяйственных операций.

Данный контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций; применяется при проведении ревизии, при организации аудиторских проверок.

Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов.

В зависимости от источников информации выделяют документальный и фактический контроль. Такое деление контроля носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

— Источниками данных для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

— Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре, он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций.

По методам контроля выделяют:

Более подробно о методах, с помощью которых осуществляется финансовых контроль на предприятии, будет говориться в следующем пункте данной главы.

В зависимости от охвата данных различают:

1.3 Методы осуществления финансового контроля

Одна из важнейших задач финансового контроля – это проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Различают следующие методы проведения финансового контроля:

В процессе проверок на основании отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. Проверки подразделяются на тематические и документальные.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Следствие – это процессные действия, в ходе которых устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, должностных злоупотреблений.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Аудит представляет собой независимую экспертизу состояния бухгалтерского учета и отчетности предприятия.

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.

http://mirznanii.com/a/239290-2/sovershenstvovanie-sistemy-finansovogo-kontrolya-v-organizatsii-2

Совершенствование системы финансового контроля в организации

Сущность, классификация и методы осуществления финансового контроля. Организационно-экономическая характеристика и финансовый анализ предприятия на примере ОАО «Вологдамашцентр». Пути совершенствования системы финансового контроля на предприятии.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.05.2010
Размер файла 62,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В целях предотвращения ухудшения финансового состояния организации вследствие роста просроченной дебиторской задолженности каждому заказчику (покупателю) в соответствии с категорией риска его заказа целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита (то есть определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования.

Установление параметров кредитования целесообразно возложить на руководителей сбытовой и финансовой служб. Параметры кредитования по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе «Положения о сбытовой политике». Принятие решения по превышению параметров кредитования по конкретным заказам должно входить в компетенцию заместителя директора по экономическим вопросам.

Метод 4. Внедрение системы бюджетирования.

Сутью системы бюджетирования являются планирование и учет денежных средств и финансовых результатов деятельности организации (по различным направлениям и сферам деятельности и в целом), оперативный контроль за соблюдением этих планов (то есть сравнение проектных (плановых) и отчетных (фактических) данных), а также оперативная корректировка планов по результатам анализа выявленных отклонений.

Как правило, вначале на основе анализа рыночной конъюнктуры, возможностей и целей организации составляется бюджет продаж. Далее на основе этого бюджета различными функциональными отделами составляются другие бюджеты по каждой сфере деятельности. Например, отделу сбыта при согласовании с ПЭО целесообразно составлять следующие подбюджеты (сметы): бюджет рекламы, смету расходов на маркетинговые исследования, смету коммерческих расходов (смету расходов на деятельность отдела сбыта).

Ответственность за организацию и контроль бюджетного управления (определение состава бюджетов и последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации; контроль за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием расходов утвержденным плановым лимитам, выполнением бюджетного регламента), а также за сведение всех подбюджетов в основной бюджет (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет по балансовому листу) целесообразно возложить на специально созданное бюро организации бюджетного управления, скомплектованное из наиболее квалифицированных работников финансового и экономического отделов.

При этом на начальных этапах внедрения бюджетирования оргструктура данного бюро может напоминать матричную, при которой его работники подчиняются как руководителям тех функциональных отделов, из которых они набраны (в которых они работают постоянно), так и руководителю проекта организации бюджетного управления, который обладает так называемыми «проектными полномочиями». По мере завершения поэтапной постановки бюджетного управления данное бюро выделяется в независимое подразделение.

Использование приведенных методов позволит существенно улучшить финансовый контроль на предприятии, и тем самым улучшить финансовое состояние самого предприятия.

Финансовый контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществить контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, который не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.

Объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности предприятия, но фактически — процесс производственно-хозяйственной деятельности.

Функционирование системы внутреннего контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности организации. Таким образом, основные цели функционирования системы внутреннего контроля:

Читайте так же:  Возврат судебной госпошлины из налоговой

1. сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;

2. своевременная адаптация организации к изменениям во внешней и внутренней среде;

3. обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости, а также максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Выделяют несколько классификаций финансового контроля, исходя из которых финансовый контроль бывает: государственный, негосударственный; предварительный, текущий, последующий; сплошной, выборочный; документальный, фактический.

Существует несколько методов, с помощью которых проводится финансовый контроль на предприятии (проверки, обследования, аудит, ревизии, анализ финансовой отчетности, надзор), среди которых наиболее распространены ревизия и аудит в силу свое эффективности и оперативности.

В аналитической части данной работы был проведен полный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2006-2008 гг. на примере ОАО «Вологдамашцентр». На основании анализа можно сделать следующий вывод: ликвидность предприятия достаточно низкая, но в перспективе ожидается улучшение платежеспособности. Финансовую устойчивость предприятие приобрело только к 2008 г. положительные изменения большинства показателей рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие стало в последние годы более эффективно использовать сои средства, как собственные, так и заемные, деятельность стала приносить больше прибыли, а также повысился уровень деловой активности.

Далее мною были рассмотрены пути совершенствования системы финансового контроля на предприятии. Подробно рассмотрены несколько методов оптимизации системы контроля, такие как: периодическое перераспределение обязанностей между работниками; совершенствование контроля планировании продаж; присвоение группы риска заказчику и определение параметров коммерческого кредита; внедрение системы бюджетирования. Данные методы являются наиболее эффективными, позволяют улучшить систему контроля на предприятии.

Также можно отметить, что дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественном уровне, присущем демократическому государству.

1. Гражданский кодекс РФ: части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 15 марта 2009 года. — М.: Эксмо, 2009. — 672 с.

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учебное пособие для вузов — СПб.: Химиздат, 2001. — 288 с.

3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2002. — 204 с. — (серия «Высшее образование»).

4. Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика. Учебник. — М.: Книжный мир. 2006. — 617 с.

5. Бурцев В.В. Об этике и принципах финансового контроля. // Финансы. — М., 2001. — №6.

6. Иванова Е.Л. Контроль и ревизия. Конспект лекций. 2007. — 160 с.

7. Ирвин Д. Финансовый контроль: пер. с англ. / под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 256 с.

8. Ковалев В.В. Финансы предприятий. — М., ТК Велби. — 2003. — 332 с.

9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. — М. Проспект. — 2004. — 103 с.

10. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 320 с.

11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 1999. — 688 с.

12. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. — М.: МЕЛГО. — 2007 г. — 639 с.

13. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2004. — 656 с.

14. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Баранов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.Л. Рыжкова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. — 432 с.

15. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. — М., 2001. — №1.

http://knowledge.allbest.ru/finance/3c0b65625b3bc68b5c53b89521206d27_1.html

6.4 Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, более четко разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых ионятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности и разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является определение единых методологических основ финансового контроля в РФ, механизма взаимодействия органов ГФК.

В современных условиях отсутствует эффективный механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполни тельной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Читайте так же:  Торговый сбор должники

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым
использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и вдачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Видео (кликните для воспроизведения).

http://study-i.ru/economics/finance/topic.php?id=puti_sovershenstvovanija_finansovogo_kontrolya_v_rossii

Совершенствование организации финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here