Соотнесение двойного налогообложения с принципом однократности

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Соотнесение двойного налогообложения с принципом однократности" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Однократность налогообложения – спорный принцип российского налогового права

Д.В. Тютин,
заместитель председателя ФАС Волго-Вятского округа,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»,
канд. юрид. наук

Принцип однократности налогообложения вытекает из российского законодательства. При этом существуют налоги с полностью или частично идентичными объектами обложения. Рассматривая позицию КС РФ по этому вопросу, автор рассуждает о необходимости указанного принципа в российском налоговом праве

Уважаемые читатели!

Статья доступна только для подписчиков на электронную версию журнала «Налоговед».

Чтобы прочитать статью, вам необходимо оформить подписку на электронный журнал «Налоговед», или получить бесплатный демонстрационный доступ сроком на три дня, зарегистрировавшись на сайте электронного журнала

Ключевые слова: «принципы налогообложения» – «КС РФ» – «ВАС РФ» – «НДС» – «ЕСН» – «объект налогообложения» – «двойное налогообложение» – «НК РФ» – «акциз» – «НДФЛ

D.V. Tyutin
One-off taxation as a disputable principle of the Russian tax law

The principle of one-off taxation is based on Russian legislation. However, there are taxes the subject matter of which is fully or completely identical. The author analyses the position of the Russian Constitutional Court with regard to this issue and argues whether this principle is needed in Russian tax law.

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение (ДН) – специфический способ обложения активов налогами. При этом плательщику приходится платить налоги два раза. Этот вариант является крайне нежелательным. Для избегания двойного налогообложения были приняты различные международные соглашения.

Двойное налогообложение в России и механизмы его урегулирования

Одной из вех в эффективном развитии любой экономической системы является открытость, когда компании получают отличную возможность работать сразу в нескольких странах, активно используя их трудовые, природные, капитальные ресурсы и иной потенциал. Однако именно здесь большинство фирм оживает серьезная проблема, которая в экономической практике получила название феномена двойного налогообложения.

Для экономики России вопрос разрешения проблемы двойного налогообложения остается крайне актуальным, поскольку он способствует улучшению инвестиционного климата, что обеспечит масштабные вливания в национальную экономику, что не может не отразиться на ВВП. Тем не менее, отдельные вопросы в деле урегулирования экономического и юридического двойного налогообложения в РФ пока решены. В этом свете, стоит рассмотреть эти аспекты более подробно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Юридическое двойное налогообложение в России

В современном налоговом законодательстве РФ нет конкретных ограничений относительно двойного налогообложения. Однако можно заметить, что в старом ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» уже был определен принцип однократности налогообложения. Он состоял в том, что один объект может облагаться всего лишь одним видом налога и не более одного раза.

В действующем НК РФ статьи относительно однократности нет, более того, встречаются случаи обложения одного объекта двукратно. В частности, речь идет о транспортном налоге и налоге на имущество организаций. Это можно проследить в следующих статьях Налогового кодекса:

  1. 374 — устанавливает, что в качестве объекта налога на имущество компаний выступают движимые и недвижимые объекты, находящееся на балансе фирмы;
  2. 358 — определяет, что налогом на транспорт облагаются все виды транспортных средств.

Получается, что автомобили, находящиеся на балансе компаний облагаются дважды. Тем не менее, судебные инстанции устанавливают, что объект по обоим обязательным платежам проходит один и тот же, но налогооблагаемая база в обоих случаях разная. Так, налог на имущество компаний взимается исходя из стоимости автомобиля, а транспортный налог – в зависимости от его мощности. Однако в этом случае речь идет все же о двойном налогообложении, которое оказывает весьма негативное воздействие на бизнес.

Экономическое двойное налогообложение в российской экономике

Ныне Россия имеет ряд международных соглашений, которые помогают ей уладить вопрос двойного налогообложения с 79-ю странами мира. В обширный перечень входят все страны СНГ, а также государства Юго-Восточной Азии и ЕС.

В статье 15 Конституции РФ установлено, что при возникновении противоречий между внутренним законом и международным законодательным актом, нормы последнего признаются единственно правильными.

В то же время в 2010 году было установлено, что такая категория бизнеса, как иностранные ассоциированные предприятия облагаются на территории страны налогом по российским ставкам.

Одновременно с этим действуют и нормативно-правовые акты, которые устанавливают, что:

• Иностранная фирма в России не может облагаться большими налогами, чем резиденты страны;
• Перечисление средств за рубеж в форме процентного дохода не запрещается, но отслеживается соответствующими государственными органами.

Механизмы урегулирования двойного налогообложения в России

В настоящее время в стране приняты довольно прогрессивные с позиции урегулирования двойного налогообложения принципы в том числе:

  1. Установление резиденции налогоплательщика и формирование механизма взимания налогов с учетом данного фактора;
  2. Учет местонахождения покупателя товара, места совершения сделки или предоставления услуги;
  3. Определение режима деятельности (через деловое учреждение, независимого агента или по контракту);
  4. Полномасштабный учет налогов, уплачиваемых компанией за рубежом.

Целесообразно привести пример действия международного договора по устранению двойного налогообложения в России. В республике Коми одна из организаций осуществила процентные выплаты в размере 850 000 рублей своему зарубежному партнеру из Албании без исчисления, а, следовательно, без уплаты в бюджет налога на прибыль. Этот факт был установлен в ходе выездной налоговой проверки.

В итоге компании из Сыктывкара ИФНС начислила:

  • Налог на прибыль в размере 20% от суммы процентных выплат, что составило в рублях 170 000;
  • Пеня в размере 51 000 рублей (ст. 122);
  • Налоговая санкция за сокрытие от налоговых органов (ст.122) – 34 000 рублей.

Итоговая сумма составляет 225 000 рублей. Тем не менее, выяснилось, что в Албании ставка налога на процентный доход составляет 10%. В связи с этим сумма выплат была пересчитана с учетом пониженной ставки и составила в целом 170 000 рублей, уже с учетом пеней и штрафов.

Таким образом, Россия ныне стоит на пути формирования наиболее эффективной налоговой системы, которая исключает возможности, как юридического, так и экономического двойного налогообложения. Однако для достижения оптимального результата потребуется не только внести коррективы в национальное законодательство, но и уладить отдельные вопросы внешнеэкономического сотрудничества с отдельными странами.

Тема: Принцип однократности налогообложения

Опции темы
Поиск по теме

Что собой представляет двойное налогообложение

Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время. Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве. В рассматриваемом случае очень сложно определить налогооблагаемую базу. Для избегания ДН организации делятся на резидентов и ЮЛ, не являвшихся резидентами.

Существует ФЗ «О налогообложении». Согласно его пунктам, доход, приобретенный в других государствах, входит в состав налогооблагаемой базы в родной стране. Зарубежные средства засчитываются в объеме, который используется при расчете налогов. При этом нужно придерживаться некоторых правил. В частности, суммы, которые учитываются при налогообложении, не должны превышать сумму обязательного налога, перечисляемого в РФ.

Читайте так же:  Налоговый кодекс налоговый вычет на детей

Почему ДН настолько нежелательно? По сути, оно дискриминирует плательщика. Компании приходится уплачивать налог в удвоенном размере. Это препятствует нормальному ведению деятельности.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

Межгосударственные соглашения

Первое межгосударственное соглашение было подписано между Францией и Бельгией в 1843 году. На данное время существует более 400 подобных соглашений. Однако практически все эти нормативные акты базируются на принципах оптимума Парето. Основной критерий: оптимальным вариантом является тот, который несет пользу одной стороне, но при этом не причиняет вред другой стороне. На основании этого можно сказать, что межгосударственные соглашения не должны ухудшать положение страны-участницы. Именно на основании соглашения устанавливается налоговая юрисдикция.

На основании различных международных конвенций выделяются эти методы устранения двойного налогообложения:

  • Формирование точных понятий, которые используются в рамках нормативных актов. Интерпретация терминов.
  • Разработка схемы ликвидации ДН, при котором каждая страна выбирает отдельную налогооблагаемую базу. Налог взимается с конкретного дохода.
  • Формирование механизма ликвидации ДН в случаях, когда оба государства облагают налогами все доходы.
  • Ликвидация обложения налогами, которое дискриминирует плательщика, в другой стране.
  • Обмен актуальными сведениями, для того чтобы не допустить уклонения от обязательных плат или злоупотребления законом.
  • Установление оптимальных способов ликвидации ДН в отношении доходов резидентов.

Государства должны содействовать друг другу при налогообложении.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

Соотнесение двойного налогообложения с принципом однократности

Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность су­ществующих в данном государстве налогов, установленных законодатель­но и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Данное определение целесообразно рассматривать как совокуп­ность условий, при которых налоговая система может функциониро­вать эффективно:

— отлаженность налогового законодательства;

— однозначно оговоренный (закрытый) перечень видов налогов (сформированная система налогов);

— права и обязанности налогоплательщиков;

— способы защиты прав и интересов налогоплательщиков;

— функции, права, обязанности налоговых и таможенных органов;

— налоговые правонарушения и ответственность за их соверше­ние;

— порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;

— принципы налогообложения, лежащие в основе налоговой сис­темы.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформули­рованы Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 г. Согласно Смиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующие четыре «правила» («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно опреде­лены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для платель­щика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он при­носит казначейству государства.

Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обяза­тельность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (за­труднения уклонения от уплаты налогов, минимизация «теневой экономики»). Здесь должна действовать формула: «О налогах не договариваются».

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифи­цируются и контролируются два условия — горизонтальная справед­ливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в рав­ных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение пла­тежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть опре­делены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подра­зумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения (примат в удобстве за ними, а не за налоговыми службами).

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию на­логов превышают 7% от величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление ли­мита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способ­ность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвы­чайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к со­кращению при наличии возможностей государства и целей его соци­ально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности налогообложения.

Смысл принципа со­стоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообло­жения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действую­щей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической из­менчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3—5 лет).

Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке в налоговой калькулятор

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает опти­мальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социаль­ной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физи­ческих лиц. При этом реализация данного принципа зависит от орга­низационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов вла­сти по установлению, снижению, увеличению пли отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться.

Реальная действительность, состояние экономи­ки и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель.

Оптимизация налогов

Более 200 способов законного снижения налога на прибыль, имущество, транспорт, ЕНВД, УСН

Инструменты для устранения двойного налогообложения

Для устранения ДН пользуются двумя способами:

  1. Односторонним. Предполагает меры со стороны одного государства. При этом изменяются нормативные акты, касающиеся налогов, в одной стране. Первым методом одностороннего устранения ДН является налоговый кредит. Предполагает зачет налогов, выплаченных в другой стране, в счет обязательств плательщика внутри государства. Второй метод – налоговая скидка. Предполагает вычет из суммы налогов внутри государства сумму налогов, выплаченных в другой стране.
  2. Многосторонним. Предполагает заключение международных соглашений и конвенций. То есть для реализации этого способа нужны усилия двух государств. Наиболее актуальный метод – распределительный. При этом активы в одном государстве перестают облагаться налогом в пользу другой страны.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, для устранения двойного налогообложения применяются оба этих метода.

Принцип однократности налогообложения

Итак, раньше у нас было в законе «об основах налоговой системы»

сейчас у нас в статье 38 НК РФ есть фраза, что

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2003 г. N 129-О

Кроме того, в Постановлении от 30 января 2001 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положение индивидуального предпринимателя как плательщика налога с продаж (исходя из того, что под физическими лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации понимаются зарегистрированные в установленном порядке физические лица — индивидуальные предприниматели) не обеспечивает самостоятельность объекта налогообложения и противоречит сущности налога с продаж как налога на потребление, так как один и тот же продавец,

И нелюбимый I-van‘ом ФАС ЦО от 9 апреля 2003 г. N А09-11904/02-13:

Дык что же такое однократность обложения и самостоятельность объекта ?

А что означает «каждый налог имеет самостоятельный объект»?
Только то, что у двух разных налогов не может быть одинакового объекта или плюс к этому еще и то, что если есть объект налогообложения, то у него обязательно должен быть свой налог?

насчет самостоятельности..
— независимый, неповторяющийся, отличающийся от другого.

Юм
А если объекты пересекаются ? Налог на имущество и транспортный, т.е. объект-то не точь-в-точь, как например у НДС и Акциза или НПАДа и ЖКХшного

У НПАДа и ЖКХ-шного действительно один объект. Но тут можно сказать «поправились».
А вот у акцизов и НДС ИМХО нет! Потому как объект НДС = объект акциза + сам акциз! Круто?
А еще круче вот что: для соблюдения принципа избежания двойного налогообложения надо бы вычитать транспортный физлиц из . подоходного!

А вообще тему ты поднял хорошую, т.к. эта вроде бы чистая теория на самом деле позволяет обоснованно критиковать самые нелепые налоги, и (пример НсП. ) иногда совместному разуму плательщиков и победить (плюю, стучу по дереву) удается.

Юм
А вот у акцизов и НДС ИМХО нет! Потому как объект НДС = объект акциза + сам акциз! Круто
Не, это ты имхо базы сравниваешь, а объект у них — операция по реализации (нефтепродукты пока не берем). хотя меня тоже мучает вопрос, как может быть в базе одного налога сидеть другой, но это отдельная темка

да, согласен. Так усугубим глубину анализа: могут ли пересекаться объекты при разных базах? ИМХО база-то однозначно связана с объектом, согласно твоему примеру «операция по реализации объекта».

Я-то думаю, что в сложившейся судебной практике — принцип однократности налогообложения понимается как однократность взыскания налога за один налоговый период. Вот такое простое и очевидное житейское толкование.

Бедолага
Привет !
Я-то думаю, что в сложившейся судебной практике — принцип однократности налогообложения понимается как однократность взыскания налога за один налоговый период. Вот такое простое и очевидное житейское толкование.

Однократность взыскания налога или взыскания имущества налогоплатлеьщика с одного объекта ?

Вот то то и оно что взыскание налога. См. ФАС ЦО, ВСО и прочих.

Гыгыгы.
Дык ведь и правда — из закона исчезло, теперь трактуй , как хочешь.
Например , Lirik, предложил вариант — за самоотверженную торговлю образцовое предприятие награждается ретробонусом в виде бесплатных товаров.
Что имеем в итоге:
— оцениваем стоимость товаров и уплачиваем налог, как с безвозмездно переданного имущества,
— реализуем товары (нафига нам 100 баскетбольных мячей )) , но вычета в виде затрат на приобретение нету. Еще раз налог.
А где однократность? Денежный эквивалент как был один так и остался )

Хотя может загрубил пример , каюсь. Просто передаю привет, все знакомым лицам ) (почему то под «Мухой» меня регистрировать не хотят )

А распространяется ли из принцип однократности налогообложения на плату на землю? (земельный налоги или арендная плата)
Т.е. с учетом того, что речь идет об одном объекте (напр., земельном участке). за который уплачена арендная плата (кем-то), то взыскать налог с лица, фактически пользующего участком, нельзя?
Хотя, конечно, арендная плата — это не налог.
Почему их объединили-то?

Lucy
что речь идет об одном объекте (напр., земельном участке).
Это предмет один — участок, а объектов у него . Другое дело, что законоадтель не в курсе, что есть и предмет и объект
Козявкин
почему то под «Мухой» меня регистрировать не хотят
Привет !
Та муха плохо себя вела, пришлось ее прибить — оцениваем стоимость товаров и уплачиваем налог, как с безвозмездно переданного имущества,
Имхо, не факт, что это бевозмездно. В принципе можно обсудить в новой темке

Вернусь к первому посту ветки?
Заявление в суд: прошу признать транспортный налог не налогом, т.к. его объект (аль база?) совпадает с объектом налога на имущество на это имущество. Основание: ст. 38 НК РФ.

Это предмет один — участок, а объектов у него . Punisher, Сколько?
Например, предмет — участок, а объект — его (участка) использование.
Тоже один, как будто

Lucy
зачем же сразу в живот ? Я имел ввиду, что в принципе у одного предмета, может быть несколько объектов

Punisher тема такая непонятная Я ничего такого не имела в виду Я имел ввиду, что в принципе у одного предмета, может быть несколько объектов примером проиллюстрируете мысль? На примере участка земли, если можно

Lucy
примером проиллюстрируете мысль? На примере участка земли, если можно
Попробуем.
1. налог на землю. Предмет — участок земли. Объект — использование земли
2. налог на чернозем. Предмет — участок земли. Объект — наличие содержания в земле 30% чернозема в участке, принадлежащем на праве собственности

Только не надо говорить, что нет налога на чернозем

Только не надо говорить, что нет налога на чернозем

хорошо, не буду
В общем, учитывая отмену ст.6 закона об основах налоговой системы (почему такой нормы нет в ГК? Случайно или нет?), боюсь, что о принципе однократности говорить трудно. Разве что из какого-то общего смысла.
Ну еще может Конституцию почитать, всплакнуть

В НК, конечно
И где кнопка «исправить опечатку»? :cunfused:

Lucy
И где кнопка «исправить опечатку»? :cunfused
Над твоим постом, кнопка редактировать
что о принципе однократности говорить трудно. Разве что из какого-то общего смысла.Ну еще может Конституцию почитать, всплакнуть
Из КРФ-то имхо можно вывести, да и КС говорил про этот принцип

тут впору заводить подфорумы с темой
1. НПАД и ЖКХ
2. НСД и акциз
3. Транспортный и НДФЛ и т.д.

Читайте так же:  Налог на имущество на новую квартиру

а то ведь потонем. а тута стройность нужна. вот дать кому-нить домашнее задание описать НПАД и ЖКХ, а потом покритиковать/акцептнуть .

I-van
Привет !
а то ведь потонем. а тута стройность нужна. вот дать кому-нить домашнее задание описать НПАД и ЖКХ, а потом покритиковать/акцептнуть .
Ну я могу твое задание сюды скопировать, которое ты выкладывал. Ты как ?

а мы совсем забыли про классику жанра

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 1997 г. No. 16-П

Несоразмерность налогообложения усматривается и в том, что введение так называемого сбора за пограничное оформление порождает двойное налогообложение. Объект сбора за пограничное оформление — пересечение лицами, транспортными средствами, грузами Государственной границы Российской Федерации — по существу тождественен объектам налогообложения таможенной пошлиной. В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» оба эти налога относятся к одному и тому же виду — федеральным налогам. Между тем статья 6 того же Закона запрещает обложение одного и того же объекта налогом того же вида более одного раза за определенный Законом период налогообложения. Таким образом, в данном случае нарушены принципы справедливости и соразмерного налогообложения.

единственно настораживает термин «вид налога», поскольку по видом здесь КС понимает федеральный, региональный и т.п. Но ведь по идее какая разница какого уровня (вида) налог, раз два раза обложили.

Всем привет)))
Дим, пара мыслей относительно норм, предложенных к анализу.
Принцип однократности, на который сылается ФАС ЦО, не зафиксирован в ст. 3 НК РФ, как принцип, который должен соблюдаться законодателем при установлении налога, поэтому согласна с Бедолагой на 100 %, то о чем говорит ФАС ЦО, это защита налогоплательщика от повоторного исполнения обязанности по уплате налога, после того, как она уже была им исполнена, либо исключение возможности взыскания одного и того же налога налоговым органом одновременно различными способами, предоставленными налоргу. т.е толковани ст. ст. 44-48 НК РФ в прикладном применении, нежели чем в глобальном, ИМХО.
насчет самостоятельности объекта. согласись норма 38-ой — никакая.
операции по реализации — объект всех косвенных налогов и НДС и Акцизов и НсП. но каждый из этих налогов установлен отдельной главой, и объект описан вполне самостоятельно))) прямое нарушение ст. 38 НК РФ, с моей точки зрения, возникает в ситуации, когда в части второй НК в одной норме будет указано — «объект» — подлежит обложению налогом № 1, налогом № 2, налогом № 3″.
при этом, если мы эти три налога разведем по разным главам, то формально статья 38-ая соблюдается. мнение личное, на истинность не претендую.
С уважением

MaTan
Татьяна, привет
насчет самостоятельности объекта. согласись норма 38-ой — никакая
мейби, мейби, но ноги-то растут из КРФ (см. предыдущий пост)
операции по реализации — объект всех косвенных налогов и НДС и Акцизов и НсП. но каждый из этих налогов установлен отдельной главой, и объект описан вполне самостоятельно)))
Но согласись налог-то один и тот же, только бирки повесили как бы разные
Мне кажется, что больше нужно опираться на КРФ, чем на ст. 38 НК РФ. По любому однократность должна быть, и то что говорит ЦО тоже оттуда следует, только ЦО рассмотрел частный случай

Начал тут проникаться мудростью Канадского КС, так вот там Губернатор Квебека очень озабочен, что налог с продаж и акцизом одно и тоже облагается Как дочитаю, обязательно скажу результат, решение на 17 стр.

Воистину — много знаний — много горя. ИМХО, ему его Принстон сковывает воображение

Бедолага
Привет, Алексей !
А чего такая печаль насчет Губернатора-то, считаешь, он не прав ?

ЗЫж Воистину — много знаний — много горя
мне теперь новая поговорка нравится: и от полученных знанний скончался

Бедолага
Самый прикол, что Губернатор озабочен конституционностью поправок, которые предполагают внести, о как. Т.е. их Supreme Court даже поправки проверяет , а нам тут прихоится придумывать какие ПИЗи нарушены

Принцип однократности налогообложения и проблемы его реализации

«Налоги и налогообложение», 2007, N 5

Настоящая статья предоставлена для публикации оргкомитетом III Международной научной конференции «Правовая система и вызовы современности» (4 — 6 декабря 2006 г., г. Уфа, Институт права Башкирского государственного университета).

Под принципами права принято понимать закрепленные в законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений .

Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 70.

Правовые принципы принято подразделять на собственно принципы права и принципы-идеи, не отраженные еще в правовых нормах, но постепенно переходящие в область права из области правосознания . Налоговый кодекс устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах в ст. 3. Но нельзя признать, что этот перечень охватывает даже все собственно правовые принципы, не говоря уже о принципах-идеях, выделяемых учеными-правоведами .

Гриценко В.В. Теория российского налогового права: современные проблемы / Под ред. Н.И. Химичевой. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. С. 54 — 57.
Там же. С. 54 — 57.

Понятно, что только принципы права, непосредственно закрепленные в законодательстве, могут иметь практическое значение, так как только они имеют юридическую силу и обеспечиваются принудительной силой государства. Тем не менее число принципов налогообложения, выделяемых в науке налогового права, значительно больше, и можно предположить, что такое расширение не всегда бывает оправданным.

Так, например, в Налоговом кодексе РФ нет упоминания о принципе однократности налогообложения, который между тем преподносится некоторыми учеными как основополагающий .

См., напр.: Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. С. 23 — 24; Кашин В.А. Обзор фискальной налоговой политики в РФ и за рубежом в 2003 году. — М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. С. 19; Комментарий к Налоговому кодексу РФ (Часть первая) (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова // КонсультантПлюс, 2004; Разгулин С.В. Комментарий к положениям части первой Налогового кодекса РФ // КонсультантПлюс, 2004; Смирнов Д.А. Классификация принципов налогового права: постановка проблемы // КонсультантПлюс, 2004.

Читайте так же:  Купили квартиру возврат подоходного налога

Утратившая к настоящему времени свою силу ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы» прямо устанавливала принцип однократности налогообложения, указывая на то, что «один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения». При этом такая формулировка двойному налогообложению как таковому также ни в коей мере не препятствовала. Ведь один и тот же объект налогообложения может облагаться не одним налогом, а несколькими, что и происходит в настоящее время.

Следует обратить внимание также на то, что определения объекта налогообложения, предлагаемые как Налоговым кодексом РФ, так и Законом РФ «Об основах налоговой системы», жестко привязывают объект налогообложения к конкретному налогоплательщику, что может быть воспринято как основание считать одно и то же имущество, доход, прибыль и т.д. различными объектами налогообложения.

В пользу этой версии говорит и одна из норм ст. 38 Налогового кодекса РФ, согласно которой «каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения», а значит, два или более различных налога в принципе не могут иметь один и тот же объект.

Рассмотрим несколько примеров. Согласно п. 1 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются «расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения». Это значит, что с сумм начисленных дивидендов уплачивается налог на прибыль. С другой стороны, пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ указывает в числе доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, «дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации». Таким образом, с сумм начисленных дивидендов налоги уплачиваются дважды: сначала организацией, затем ее акционером.

Тем не менее такое положение вещей не нарушало бы принципа однократности налогообложения, так как два разных налога уплачиваются разными налогоплательщиками.

С другой стороны, формулировка «обложение налогом одного вида» не совсем ясна. Остается неясным, является ли она тождественной такой формулировке, как «обложение одним и тем же налогом». Если предположить, что две эти формулировки не тождественны, а под налогами одного вида понимаются, например, подоходные налоги, с одной стороны, и поимущественные — с другой, то налогообложение дивидендов является нарушением принципа однократности налогообложения даже в том виде, в каком он был закреплен в Законе РФ «Об основах налоговой системы».

Нелишним будет отметить, что в зарубежном законодательстве, например в США, именно такая ситуация существует в отношении так называемых Си-корпораций и вполне открыто признается двойным налогообложением .

Raymond S. Schimdgall. Hospitality industry managerial accounting. Lansing, Michigan, Educational Institute of the American Hotel and Motel Association, 1997. P. 603.

Не стоит говорить и об очевидной распространенности двойного налогообложения и при обложении поимущественными налогами. Законом не запрещается одновременное обложение владельца транспортного средства как транспортным налогом, так и налогом на имущество организаций или физических лиц.

Подводя итоги, можно сформулировать лишь одно предложение: пора исключить принцип однократности налогообложения из российской правовой доктрины. Он не нашел своего прямого отражения в законодательстве, да и робкое предположение о том, что он, несмотря на это, выводится из начал и смысла российского налогового права, представляется безосновательным. Этот принцип существовал в российском налоговом праве, но существовал относительно недолго (до 31 июля 1998 г.) и в своеобразном урезанном виде. Вопрос о том, почему он и сегодня продолжает выделяться некоторыми теоретиками, остается неясным.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Читайте так же:  Отмена налога на землю пенсионерам и льготникам

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Источники

Соотнесение двойного налогообложения с принципом однократности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here