Содержание земельного налога

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Содержание земельного налога" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Характеристика элементов налога. Экономическое содержание земельного налога, практическая реализация функций и принципов налогообложения земельных участков

Экономическое содержание земельного налога, практическая реализация функций и принципов налогообложения земельных участков

Земельный налог

— 1 –

Отличительной чертой современного периода является то, что в результате совершенствования подходов к недвижимому имуществу, в том числе и к земле, как основному виду недвижимого имущества, в России в настоящее время каждый объект недвижимости проходит кадастровый учет и юридическое оформление. Центральное место, в системе взаимосвязанных объектов недвижимости, занимает земельный участок, поскольку ни один другой объект недвижимого имущества не может физически существовать без неразрывной взаимосвязи с земельным участком. По своей природе земля является таким объектом налогообложения, который невозможно скрыть (при наличии соответствующей системы учета и регистрации, позволяющий индивидуализировать земельные участки).

Поступления от земельного налога являются фиксированными, они в меньшей степени зависят от экономической конъюнктуры рынка, поскольку связаны с использованием природного ресурса. Все это делает земельный налог удобным инструментом для реализации фискальной функции налоговой политики. В то же время собственные доходы местных бюджетов ежегодно снижаются. Учитывая данные положения, земельный налог может стать важным источником пополнения местных бюджетов.

Данный закон не учитывал ряда важнейших положений части первой НК РФ и вступившего в действие ЗК РФ. В частности, согласно НК РФ данный налог, будучи местным налогом, должен вводиться в действие решениями муниципальных образований. Фактически же он был установлен федеральным законом и действовал на всей территории РФ. Как уже отмечалось, практически все льготы по налогу были установлены федеральным законодательством, что недопустимо в отношении местного налога. В частности ЗК РФ основное несоответствие состояло в том, что установленные в нем категории земель никак не корреспондировались с установленными в Законе РФ «О плате за землю».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для исправления накопившихся недостатков действующей системы налогообложения земель и повышения доли поступлений в местные бюджеты платежей за использование земли было принято решение о введении новых перспективных методов налогообложения, учитывающих требования реальной экономики.

Одним из таких путей совершенствования налогообложения является система налогообложения земли в зависимости от ее кадастровой оценки. Частично решить назревшие в системе земельных платежей вопросы призвана гл. 31 «Земельный налог» НК РФ.

С 01.01.2005 г. вступила в силу глава 31 НК РФ, которая повсеместно «работать» начала лишь в 2006 г. Именно к этому сроку представительные органы муниципальных образований смогли принять соответствующие нормативные правовые акты для своих территорий, пройти все подготовительные землеустроительные работы, полностью завершить оценку земель

— 2 —

Плательщики налога

(п. 1 ст. 388 НК РФ) – это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Обязанность по уплате земельного налога организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

Не признаются налогоплательщиками

(п. 2 ст. 388 НК РФ) организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Переход на упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей, от уплаты земельного налога.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Объект налогообложения (ст. 389 НК РФ)

– это земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге – в пределах города), на территории которого введен налог.

Кадастровая стоимость земельного участка может изменяться в течение календарного года на основании решения уполномоченных государственных органов. Для целей определения налоговой базы по земельному налогу берется кадастровая стоимость по состоянию на начало налогового периода — 1 января соответствующего года.

Налоговая база (ст. 390 НК РФ)

определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них).

Ст. 66 ЗК РФ посвящена непосредственно оценке земли, в которой упоминаются два способа оценки земли:

1) установление рыночной стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

2) установление кадастровой стоимости земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил государственной кадастровой оценки земель». В целях установления кадастровой стоимости земельного участка государственная кадастровая оценка земель не проводится, если определяется рыночная стоимость земельного участка. В этом случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Читайте так же:  Бухгалтерский учет водного налога

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Сведения они представляют по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Результаты государственной кадастровой оценки земель, а именно кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, должна быть доведена до сведения налогоплательщиков. Порядок этой процедуры определяют органы местного самоуправления (исполнительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Содержание земельного налога

Оценка стоимости земельных участков проводилась с целью установления величины базы налогообложения, тем самым создания системы исчисления земельного налога. Идея налога на землю сформировалась к 17 в. Необходимость покрытия государственных расходов в условиях возрастания роли государства обусловило внимание к вопросу изъятия земельной ренты посредством земельного налога. Для практики государственного управления было предложено использовать налогообложение земли в качестве наиболее легкого и безболезненного способа покрытия расходов государства. Реализовать такой подход можно было двумя различными способами взимания налогов. Во-первых, выделить в натуре необходимую долю государственных земель из общего земельного фонда, доходы с которых покрыли бы эти расходы; во-вторых, обложить всех землевладельцев земельным налогом (примерно одну шестую часть всех доходов). Второй способ обеспечивал доход правителя, который в этом случае имел дело с большим числом ответчиков, если только трудности и издержки по сбору этого универсального налога не перевешивают его преимуществ. При этом взимание налога на недвижимость (домовладение) признавалось менее эффективным, так как доход с застройки более трудноопределим, чем с земельного участка.

Г.Джордж считал, что объектом налогообложения должен стать именно земельный участок без улучшений на нем. Земля, по его мнению, есть все естественные материалы силы и случайности, и, следовательно, ничто собственно дарованное природой не может быть классифицировано в качестве капитала. Предлагалось по мере введения налога на землю отменить все прочие налоги. Доказывая эффективность введения единого налога, Г. Джордж указывал на позитивное воздействие земельного налога на производство в случае отмены всех прочих налогов, а также на легкость и дешевизну сборов земельного налога, его достоверность. В работах неоклассиков (Дж. Кларк), происходит отрицание необходимости специального налогообложения земельных участков. Последствия специального налога на землю достаточно негативны, так как он будет стимулировать рост личного потребления земли самим собственником, войдя в противоречие со снижением ее стоимости, приведет к росту аренды и росту цен на продукцию.

В современных условиях экономических преобразований земля перестала восприниматься как средство производства и источник материальных благ. Она становится объектом правоотношений и рыночного оборота. Земля приобрела новые приоритеты — формирование механизма и построение эффективной системы налогообложения земли, и на этой основе повышение бюджетных доходов, привлечение инвестиций на рынок недвижимости. Неотъемлемой чертой налоговой политики государства в целом, и региональной в частности, является формирование рационального баланса бюджетно-фискального и инвестиционного процессов, обеспечивающих, с одной стороны, повышение земельных сборов, а с другой, активизацию инвестиционных процессов и развитие производства.

Мировая практика налогообложения земельных участков (или в широком толковании — налогообложение недвижимого имущества) достаточно многообразна. В решении этих вопросов в каждой стране в силу различия исторического опыта, сложившихся традиций и обычаев имеется много особенностей — как в определении самого объекта налогообложения, так и условий и конкретных ставок платежей применительно к различным субъектам рынка земли и недвижимости. Характерной чертой как имущественного налогообложения, так и налоговых систем в целом, является их постоянное изменение. В Европе, в частности, оно выражено процессами интеграции и создания единого рынка.

Доля налогов на недвижимое имущество составляет в современной экономике небольшую часть общих доходов в консолидированных бюджетах, но традиционно относится к наиболее стабильным источникам, используемым для финансирования мероприятий на уровне местных органов власти. В США доля поимущественных налогов составляет примерно 1% общих доходов штатов и 28% общих доходов местных бюджетов. Это составляет почти ¾ всех налоговых поступлений на муниципальном уровне. Значение поимущественного налога для органов местной власти не исчерпывается только его ролью источника поступлений в бюджет. Большинство ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти для финансирования капиталовложений, обеспечивается в качестве залога в основном будущими поступлениями данного налога.

В подавляющем большинстве стран объектом налогообложения является стоимость всего объекта недвижимости, включающего и земельный участок, и его застроенную часть (улучшения). Так среди государств, в которых действует единый поимущественный налог можно назвать такие, как США, Канада, Великобритания, Япония. В ряде стран мира объектом налогообложения определен собственно земельный участок.

В наиболее развитом виде система, где в качестве налогооблагаемой базы для застроенных и незастроенных земельных участков выбрана стоимость неулучшенного (необработанного) земельного участка или стоимость земельного участка, подготовленного под застройку, включая стоимость таких улучшений, как внешнее подключение и благоустройство, почвозащитные мероприятия, используется в Австралии.

Необходимо привести аргументы противников земельного налога. Один из них состоит в том, что введение единого налога на земельный участок и его застройку будет способствовать снижению цен на землю. Механизм снижения таков: так как предложение земли фиксировано, землевладельцы после введения налога, изымающего всю ренту или ее часть, не смогут повысить цены на землю благодаря снижению ее количества на рынке. Уменьшившиеся доходы землевладельца будут учтены покупателем земли при переговорах и приведут к падению цен на землю (эффект капитализации). Этот довод не вполне верен, так как если предложение земли не фиксировано, как это чаще всего бывает на практике, то при увеличении налога предложение земли сократится. Цены на нее вырастут и тем самым часть налога будет переложена на арендатора земли. Последнее опровергает еще один тезис сторонников единого налога — принципиальную невозможность переложения его на конечного пользователя.

Читайте так же:  Программа для подачи декларации 3 ндфл

Кроме нефиксированного предложения земли, существует еще ряд факторов, которые работают против эффекта капитализации. Во-первых, это предложение неверно для фирм, обладающих монополией на своем рынке — они смогут, увеличив цены на свою продукцию, переложить увеличившуюся ношу на конечного потребителя. Похожая ситуация наблюдается при монополии на некоторые факторы производства. Фирма может переложить налоговую ношу на рабочих в форме понижения заработной платы. В реальности чаще всего и рынок продукции, и рынок факторов производства не являются рынками совершенной конкуренции, поэтому при введении земельного налога будут задействованы оба механизма. Во-вторых, еще одним фактором является то, что земля рассматривается инвесторами как актив с очень низкой степенью риска при диверсификации вложений и хеджировании рисков. Этот спрос будет повышать цену на землю, даже если будет введен специальный налог на землю. Действует и стимулирующий эффект.

Сторонники земельного налога утверждают, что его введение приведет к активизации проведения улучшений земли и недвижимости. Однако автор полагает, что вероятность того, что в результате проведения капиталовложений увеличится налог на объекты, вовсе не является основной причиной отказа от капиталовложений. Капиталовложения не привлечет территория, где отсутствует налог на недвижимость, но все иные рыночные факторы негативны. Единый налог на недвижимость же, в свою очередь, обладает стимулирующим эффектом — он заставляет более эффективно использовать собственность, перестраивать не приносящие доходы здания. Против введения налога на земельный участок говорит и то, что при наличии множества диспропорций в экономике (например, налогов), устранение одного искажения не обязательно приведет к увеличению общественного богатства, и, напротив, возможно ухудшение ситуации. И, наоборот, внесение дополнительного искажения не обязательно приведет к ухудшению.

Тем не менее, подчеркнем, что разделение единого налога на земельный участок с застройкой на налог на улучшения и собственно земельный участок оказалось очень эффективным для системы налогообложения в период перехода от плановой к рыночной экономике во многих странах (Чехия, Словакия, Румыния, Эстония). Величина налога на земельный участок здесь зависела от двух факторов. Первый — это площадь земельного участка, второй — ставка налога, установленная центральным правительством или местными органами власти в зависимости от видов деятельности и типа административного образования, к которому относится данный земельный участок.

При выборе общих принципов налогообложения земли и связанной с ней недвижимостью, необходимо принимать во внимание геополитические интересы государства. Для России данные интересы должны быть связаны со следующими особенностями: сложные природно-климатические условия в большинстве регионов и наличие огромных малоосвоенных и малозаселенных территорий требуют повышенных затрат на освоение земельных участков и содержание зданий и сооружений; значительный разрыв между регионами по уровню их демографического, социального и экономического развития; сложная ситуация, связанная с изношенностью основных фондов в промышленности и социальной инфраструктуре, глубокими экологическими проблемами в большинстве промышленных регионов; исключительно сырьевая специализация в мировом разделении труда при слабом использовании значительного научного потенциала; отсутствие традиций и практики реализации законодательства в области земли и недвижимости создает дополнительные сложности в переходе на финансово-экономические методы управления в сфере землепользования.

Земельный налог для физических лиц и ИП в 2020 году

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2020 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Оплата земельного налога

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платежное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Льготы по земельному налогу

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2018 N ММВ-7-21/[email protected]

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Формула расчета

Обратите внимание! С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Читайте так же:  Премия облагается подоходным налогом

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Особенности исчисления и уплаты земельного налога

В ситуации, когда право на землю было приобретено или утрачено в течение года, налог рассчитывается особенно, исходя из числа месяцев владения участком. В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий:

Основание Период Учет при расчете
Появление права собственности включительно до 15 числа месяца учитывается после 15 числа месяца не учитывается Утрата права собственности включительно до 15 числа месяца не учитывается после 15 числа месяца учитывается

Пример расчета земельного налога при возникновении права собственности

На земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, получено право собственности 14 марта 2016 года. Стоимость участка по кадастру на начало 2016 года – 3650000 рублей. Ставка налога – 0,3 %.

Поскольку земельный участок находился в собственности неполный год, то в порядке исчисления земельного налога необходимо учитывать число месяцев владения участком. В расчете будет применяться коэффициент 10/12 (март учитывается в качестве полного месяца).

3650000 х 0,3 % х 10 / 12 = 9125 рублей.

Эту сумму налога необходимо оплатить за 2016 год. В случае, если владельцем земельного участка является юридическое лицо, то земельный налог распределяется на 4 квартала и уплачивается авансами.

Ставки земельного налога

Ставка земельного налога может составлять 0,01%, а может 1,5% – в зависимости от вида участка. Но не зная ставки, нельзя рассчитать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

Срок уплаты земельного налога

В 2020 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2020 года (для уплаты налога за 2019 год).

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными властями

Видео (кликните для воспроизведения).

Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований/законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (п. 1 ст. 394 НК РФ). Но, как мы уже сказали, эти ставки не могут быть выше уровня, установленного НК РФ.

Кстати, если местными законами не установлены размеры ставок земельного налога, то налог рассчитывается исходя из установленных Кодексом ставок (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2020 году за 2019 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2020 года.

Поэтому в случае неполучения уведомления ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на прием можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него земельного участка, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 НК РФ и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Как рассчитать земельный налог

Необходимость расчета налога на землю зависит от того, кто является владельцем участка земли. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается местными властями муниципалитетов.

Сумма налога на землю, подлежащая уплате за год, рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.

Базой для расчета выступает стоимость участка по кадастру на 1 января года, за который рассчитывается налог. Стоимость участка по кадастру на дату постановки на учет применяется в случае образования нового участка земли. Информацию о стоимости можно узнать через интернет-сайт Росреестра, выбрав сервис «Справочная информация по объектам недвижимости».

Налоговый кодекс предусматривает два размера ставок по земельному налогу:

Ставка налога Назначение земельного участка
0,3 сельскохозяйственное назначение
земли жилищного фонда и инфраструктуры; земли, предназначенные для строительства жилья
земли садоводства, огородничества, животноводства, дачного, подсобного хозяйства
земли, ограниченные в обороте для обеспечения таможенных нужд, безопасности и обороны 1,5 прочие земельные участки

Местные власти могут устанавливать ставки, отличные от указанных в НК РФ. Проверить порядок исчисления и уплаты земельного налога, а также ставку налога на землю позволяет сервис ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Читайте так же:  Порядок уплаты налога на землю

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Как уплатить налог на землю

Для предпринимателей и физических лиц налоговый орган самостоятельно производит расчет налога на землю на основании информации, переданной из Росреестра. Инспекция направляет гражданину извещение об уплате налога на почтовый адрес либо в личный кабинет налогоплательщика.

Организации обязаны самостоятельно производить расчет налога, уплачивать его частями в виде авансов и представлять налоговую декларацию по итогам года, подтверждающую правильность исчисленного и уплаченного налога.

Максимальная ставка земельного налога

Налоговым кодексом установлены следующие максимальные ставки налога на землю в 2019 году (ст. 394 НК РФ):

Вид земельного участка Налоговая ставка земельного налога
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства 0,3% Земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) Земельные участки, приобретенные/предоставленные для жилищного строительства Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд Все остальные земельные участки 1,5%

Примеры расчета

Пример 1. Расчет земельного налога за полный календарный год

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчет земельного налога за неполный календарный год

Объект налогообложения

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Пример 3. Расчет земельного налога за долю земельного участка

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Пример 4. Расчет земельного налога с учетом льготы

Объект налогообложения

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).

ВОПРОС: Экономическое содержание земельного налога и механизм взимания.

Земельный налог взимается ежегодно со всех видов собственности, находящейся на территории государства, кроме земель, не подлежащих обложению по земельному налогу, то есть с земельных участков лесного и водною фондов, земель запаса и земель особо охраняемых территорий.

Земельный налог с земель занятых строениями взимается со всех строений, находящихся на территории страны. Под строениями понимается любое сооружение, постоянно находящееся на одном месте. Соединение здания с землей должно быть таким, чтобы его отделение от места можно было бы произвести, только разрушив само здание. В качестве основных типов зданий можно привести: сооружения или укрытия для людей, оборудования и запасов (мастерские, ангары, промышленные помещения любого рода и пр.); складские помещения (резервуары, силосные хранилища и пр.); жестко и прочно сооруженные трубы; произведения архитектуры и искусства (мосты, набережные, тоннели и т.д.); площадки, используемые в производственных целях и для размещения рекламы. Исключением являются земли общего пользования (дороги, улицы, скверы, бульвары, кладбища и т.д.). Ставка земельного налога со строений устанавливается на основе кадастровой стоимости с учетом расходов на управление собственностью, страхование, амортизацию, уход и ремонт.

Основной целью введения земельного налога стало обеспечение экономическими методами рационального использования земель и формирования доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития регионов.

Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли), предоставленные налогоплательщикам в собственность, постоянное пользование или первичное безвозмездное временное пользование для различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектами обложения земельные участки общего пользования: населенные пункты, занятые сетью автодорог и объектов, находящихся на консервации, а также земли, приобретенные и используемые для реализации инвестиционного проекта.

Читайте так же:  Как подать заявление на подоходный налог

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, а также лица, имеющие в собственности, постоянном или первичном безвозмездном временном пользовании земельные участки. Не являются плательщиками земельного налога (ст.324 п.З):

участники ВОВ и приравненные к ним лица (по землям занятым жильем, дачей, огородом, гаражом); •

многодетные матери (по землям занятым жильем, дачей, огородом, гаражом); •

плательщики ЕЗН — единого земельного налога в рамках специальных налоговых режимов для сельхопроизводи гелей;

недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели (ст.283); •

государственные исправительные учреждения.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечеиия и установлены на единицу земельной площади — гектар, квадратный метр.

Базовые ставки устанавливаются законодательством республики. Максимальные ставки устанавливаются на земли населенных пунктов; эти ставки установлены за квадратный метр площади и дифференцированы по видам населенных пунктов: на земли, занятые нежилыми строениями сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами. Отдельные ставки применяются для площадей, занятых под жилой фонд. Ставки на земли сельскохозяйственного, промышленного и другого отраслевого назначения, для нужд обороны устанавливаются за гектар площади в зависимости от балла бонитета (показатель продуктивности, доброкачественности

земли) — от 5 до свыше 100 баллов. Минимальные ставки устанавливаются на неорошаемые земли пустынных, полупустынных, предгорно-пустынных и горных территорий.

Ряд категорий плательщиков с гуманитарным и социальным ‘ характером деятельности применяют к базовым ставкам коэффициенте), 1.

Исчисление налога производится налогоплательщиками юридическими лицами путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку.

Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка.

Юридические лица обязаны исчислять и уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу. Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями в сроки не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября налоговою периода. Расчет сумм текущих платежей по земельному налогу представляется не позднее 15 февраля текущего налогового периода. Окончательный расчет производится в срок не позднее десяти дней после наступления срока предоставления декларации за налоговый период. Декларацию по земельному налогу они предоставляют не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами, исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы не позднее 1 августа текущего налогового года. Физические лица производят уплату земельного налога в бюджет не позднее 1 октября отчетного налогового периода.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Земельный налог должны платить владельцы участков земли, а также те, кто имеет на них право пожизненного владения по наследству или право постоянного пользования. Порядок исчисления земельного налога установлен в гл. 31 НК РФ. Налог на землю должны платить юридические и физические лица, в том числе предприниматели, исходя из кадастровой стоимости и назначения участка.

Пример ставки земельного налога на 2019 год

Ставка земельного налога в Москве в 2019 году имеет следующие размеры (ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74):

Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2019 году
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025% Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1% Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3% Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений Все остальные земельные участки 1,5%

А вот, к примеру, в г. Санкт-Петербурге ставка земельного налога имеет чуть более широкий диапазон (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 ):

Вид земельного участка

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры)

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования

Земельные участки, предназначенные и используемые для ведения рыбного хозяйства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов образования

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов)

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных

Земельные участки, занятые городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов культуры, искусства, религии

Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения

Видео (кликните для воспроизведения).

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта

Источники

Содержание земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here