Система внутреннего контроля финансовой отчетности

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Система внутреннего контроля финансовой отчетности" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Система внутренних контролей финансовой отчетности

Нормативно-правовая база, регулирующая процесс построения СКВ ФО в Госкорпорации «Росатом» и ее организациях.
Цели, задачи, структура СВК ФО. Построение и реализация СВК ФО
Планирование мероприятий по совершенствованию СВК ФО. Формализация контрольных процедур СВК ФО. Тестирование эффективности контрольных процедур СВК ФО.
Предварительная оценка полноты матрицы контрольных процедур СВК ФО. Оценка недостатков контрольных процедур СВК ФО.
Выявление и оценка рисков искажения финансовой отчетности.
Инструменты формирования схем учетных процессов

Целевая аудитория: Руководители и специалисты бухгалтерии организации Госкорпорации «Росатом»

Продолжительность: 40ч

Сроки обучения: 11.02 – 15.02; 14.10 – 18.10

Место проведения: Обнинск

http://rosatomtech.ru/programmes/sistema-vnutrennih-kontrolej-finansovoj-otchetnosti/

Внутренний контроль – насущная необходимость любой компании

Бухгалтерский учет в ближайшие два года – одна из наиболее кардинально реформируемых областей. Так, с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон о бухгалтерском учете. Помимо этого, начиная с этого года существенные преобразования ждут ПБУ, а к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО.

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Этому роду деятельности посвящена отдельная ст. 19 нового Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания обязана проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440, Минфин России должен был разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности сразу после принятия закона № 402-ФЗ. Однако закон был принят еще в конце 2011 года, а таких рекомендаций на данный момент еще нет. Однако отсутствие рекомендаций Минфина России не освобождает компании от необходимости организовать внутренний контроль.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Итак, можно говорить, что новый закон обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.

Напомним, какие компании подлежат обязательному аудиту: (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • открытые акционерные общества;
  • компании, ценные бумаги которой обращаются на организованных торгах;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды или негосударственные пенсионные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • компании, объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей за предшествовавший отчетному год (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также сельскохозяйственных кооперативов и их союзов);
  • организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность);
  • другие компании в случаях, установленных законодательством РФ.

Новый Закон № 402-ФЗ выводит этот вопрос из разряда рекомендуемых на уровень обязательных.
Некоторые организации должны были организовать службу внутреннего контроля в рамках других законодательных актов. Например, компании, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно: кредитные организации, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды и т.п. (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с изменениями). С 2003 года указанные организации должны были разработать правила внутреннего контроля при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. А на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 указанные правила должны были быть приведены в соответствии с новыми требованиями в течение одного месяца.


Давно существуют другие нормативные документы, которые компании должны учесть в процессе организации работы службы внутреннего контроля. Одним из них является Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» с изменениями. В стандарте № 8 говорится, что система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из поставленных целей.

Организация службы внутреннего контроля в компании
На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.

Но есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Краеугольным мероприятием внутреннего контроля является внутренний аудит. Нормативные документы в отношении внешнего обязательного аудита мы можем применить и к организации внутренних контрольных мероприятий. Более того, в стандарте № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 описаны основы внутреннего аудита. Под ним понимается контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль должен рассматриваться не как однократные или периодические мероприятия, а чтобы иметь представление о состоянии дел на каждом участке работы, как постоянные процедуры. Частота проведения повторных аудитов зависит от масштабов организации и количества сотрудников в службе внутреннего контроля. Можно выделить предварительный, текущий и последующий виды контроля, что означает соблюдение непрерывности процесса аудита.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает экспертизу будущих результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение нарушений.

Читайте так же:  Подача нулевой декларации по отходам тко

При текущем контроле происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций. Он осуществляется на всех стадиях движения денежных средств компании.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем проверки бухгалтерских документов, регистров и отчетности. При текущем и последующем контроле выявляются допущенные нарушения и принимаются меры к их устранению.

Во время проведения внутреннего контроля проверяемые обязательно уделяют внимание следующим моментам:

  • Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
  • Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.
  • В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.
  • Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.
  • Обеспечена ли сохранность всех активов организации.
  • Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

По результатам проведения внутреннего контроля оформляется отчет. В нем по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранению недочетов, указывают сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены. Отчет, составленный по результатам внутреннего аудита, может быть использован при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если внешний аудитор будет уверен в эффективной организации системы внутреннего контроля.

Различают плановый и внеплановый контроль. При плановых проверках составляется график их проведения. В него включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица за ее проведение, методы проверки. График доводится до всех заинтересованных лиц. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Инициируется такая проверка, как правило, Приказом руководителя организации, с указанием предпосылок проведения внеплановой проверки.

А уже на основании отчета разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Причем проверка соблюдения данного графика также возлагается на службу внутреннего контроля.

Для организации эффективного внутреннего контроля крайне важно обеспечить его проведение методологически. Все инструменты, сроки, документация, особенности выборки должны быть отражены во внутреннем регламентирующем документе – стандарте проведения аудиторской проверки.

Результаты контроля служат предпосылкой для проведения других мероприятий внутреннего контроля: обучения сотрудников, консультационной поддержке и т.п.

Консультация и тренинг – инструменты службы внутреннего контроля
Оказание методологической и консультационной помощи сотрудникам бухгалтерской службы по разным направлениям учета, по вопросам постановки бухгалтерского и налогового учета, обеспечение единого подхода к отражению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета является одним из инструментов контроля, ведь сотрудник службы внутреннего контроля анализирует ситуацию и предоставляет готовое решение по спорному вопросу. Консультационная поддержка сотрудников требует определенной регламентации. Поступающие от бухгалтеров запросы необходимо фиксировать и анализировать для принятия дальнейших решений. При проведении аудиторских мероприятий в первую очередь стоит обратить внимание на запросы из разряда рисковых и сложных, также они послужат материалом для проведения обучающих мероприятий.

Таким образом, еще одним инструментом службы внутреннего контроля является обучение сотрудников бухгалтерской службы. Целью проведения обучающих мероприятий является своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в законодательстве, с новыми процедурами работы, обсуждение систематических ошибок или проблем, возникших в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, разрешение спорных вопросов.

К еще одному инструменту контроля можно отнести участие сотрудников службы внутреннего контроля в проведении инвентаризации имущества и прочих активов организации, в качестве членов инвентаризационной комиссии. Целью такого мероприятия является осуществление контроля за рациональным использованием и сохранностью имущества организации, выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактических данных с данными бухгалтерского учета, определения порядка отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Служба внутреннего контроля может привлекаться к участию в налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений в ходе проверки, а по ее окончании принимать непосредственное участие в подготовке возражений по акту проверки.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компании при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

http://www.garant.ru/article/433115/

Система внутренних контролей как инструмент повышения достоверности финансовой отчетности

Остренко Евгений Владимирович

АССА, директор департамента экономики и финансов ООО «УК Интергео».

Важно, чтобы финансовая отчетность была качественной и прозрачной. Для этого необходимо наличие в компании эффективной системы внутренних контролей (далее СВК).

В статье представлена общая информация об СВК и практические советы, которые помогут специалистам в решении вопросов, связанных с построением системы внутренних контролей, — как с точки зрения выполнения требований регуляторов и финансовых институтов к публичным компаниям, так и с точки зрения повышения прозрачности и эффективности бизнес-процессов.

Учитывая, что СВК — это целый комплекс, который затрагивает все основные бизнес-процессы компании, данной теме можно посвятить не одну статью. Рассмотрим те элементы СВК, которые непосредственно касаются финансовой отчетности компании.

Автор на примерах рассматривает:

  • СВК с точки зрения финансовой отчетности публичной компании;
  • нормативные основы СВК;
  • основные аспекты построения СВК;
  • организацию СВК в компании.

http://finotchet.ru/articles/97/

Внутренний контроль финансовой отчетности

В Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» прямо закреплена необходимость создания структуры финансового контроля на предприятии. Деятельность системы внутреннего контроля финансовой отчетности позволяет подтвердить достоверность имеющейся информации. Эта информация становится основой для принятия стратегически важных решений для руководителя. Важна она и инвесторам, которые планируют вложить в бизнес свои средства.

Контроль финансовой отчетности как часть СВК

С того момента, как разработка данной структуры стала обязательной для предприятий, прошло уже несколько лет. В течение этого времени система внутреннего контроля совершенствовалась. В результате сегодня она состоит из:

  • контрольной среды;
  • учетно-информационной системы;
  • контрольных процедур;
  • мониторинга.

Контрольная среда – это основа всей структуры. Она представляет собой поле для функционирования организации, включает коммуникационные взаимодействия и внутренний регламент, процесс документооборота, кадровую политику и практику.

Учетно-информационная система – инструмент в руках аудиторов. Она включает не только программные средства, но и базы данных, регламент действий персонала и учетную политику. Функции учетно-информационных системы заключаются в идентификации пользователей, учете хозяйственных операций и правомерных действий.

Контрольные процедуры с их последующим мониторингом направлены на выявление намеренного или случайного искажения данных об операциях в отчетности. Это целый комплекс мер, который включает в себя проверки выполнения процедур, обработки информации, наличия и состояния объектов. Осуществлять его может служба внутреннего аудита, а при ее отсутствии – внутренняя финансовая служба.

Мониторинг как замыкающее звено всей структуры заключается в осуществлении надзора со стороны руководства и аудиторов над своевременностью применения средств контроля и оценки работы структуры в целом. Мониторинговые процедуры необходимо документировать.

Читайте так же:  Ифнс долги по налогам физических лиц

В организации и контроле финансовой отчетности действует понятие дизайна. Оно обозначает механизм функционирования выстроенной структуры. Основная задача системы – предупреждение случайных или намеренных искажений данных финансовой отчетности. То есть она должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить вычленение ошибок и предотвратить их возникновение.

Финансовое планирование и контроль как залог эффективного развития

Для эффективного функционирования и развития организации в условиях постоянно меняющегося рынка важно разработать адекватную схему мер по реагированию на различные ситуации и структуру оценки показателей.

Организация финансового планирования и контроля способствует принятию грамотных и адекватных стратегических управленческих решений. Ведь на основании созданных прогнозов возможно разработать комплекс мероприятий для нормализации ситуации в зависимости от внешних и внутренних факторов. Контроль же становится эффективным инструментом, поддерживающим стабильность финансовой системы предприятия. Выявляя и предупреждая ошибки, он помогает в формировании достоверной и полной отчетности. Впоследствии полученная информация может использоваться при прогнозировании на будущий период.

В организации финансового планирования и контроля используются отдельные методы и их сочетания. Начальным этапом разработки структуры становится сбор данных и их доскональный анализ. Изучаются не только данные отчетности, но и бизнес-процессы.

При формировании системы внутреннего контроля важно обращать внимание на ее соответствие действующим нормативно-правовых актов. Не стоит забывать и о том, что основная цель ее создания заключается в сокращении рисков финансовой деятельности, выявлении ошибок и внедрении мер по их предупреждению.

http://hamiltonapps.ru/vnutrenniy-kontrol-finansovoy-otchetnosti/

Организация внутреннего контроля на предприятии

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.10.2019 2019-10-28

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Ковальчук М. В., Коновалов А. В., Пенкина А. М. Организация внутреннего контроля на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №43. — С. 175-177. — URL https://moluch.ru/archive/281/63339/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье рассмотрена организация системы внутреннего контроля на предприятии, которая применяется в ведущих мировых и российских компаниях, соответствует международным требованиям и раскрывает методы построения эффективного внутреннего контроля на предприятии, с целью повышения устойчивости организации и снижение рисков, полномочия и ответственность руководителей и подразделений, участвующих во внутреннем контроле, основные процедуры внутреннего контроля по бизнес-процессам.

Система внутреннего контроля является системой финансового и прочего контроля, организованная руководящим составом предприятия с целью осуществления эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики предприятия, сохранения активов, полноты и точности документов.

Система внутреннего контроля в организации распространяется на все возникающие бизнес-процессы, начиная с планирования деятельности и заканчивая составлением финансовой отчетности.

На любой стадии процесса управления могут возникнуть отклонения фактического состояния от планируемого. Для своевременного информирования руководства предприятия о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль.

Внутренний контроль организации — это осуществление подразделениями организации действий, направленных на: определение фактического состояния организации, сравнение фактических данных с планируемыми, оценка отклонений и степени их влияния на элементы функционирования предприятия, выявление причин отклонений.

Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных управленческих решений.

Согласно системе COSO внутренний контроль — это процесс, осуществляемый высшим органом организации, определяющим его политику, руководством предприятия и всеми другими подразделениями организации, обеспечивающий достижение предприятием следующих целей: контроль эффективности, достижения запланированных операционных и финансовых показателей, ведения учета и составления отчетности, а также соблюдения законодательства предприятием.

Отличие и особенности компонентов указанных систем изложены в приложении G Концепции COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.).

Система внутреннего контроля охватывает все направления деятельности организации, контрольные процедуры должны выполняться постоянно во всех процессах (направлениях деятельности) предприятия на всех уровнях управления.

Цели системы внутреннего контроля

Целью системы внутреннего контроля в организации является обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед ней следующих целей:

– операционные цели — относятся к результативности и эффективности операционной деятельности предприятия, включая цели по достижению ключевых показателей эффективности операционной деятельности, а также по обеспечению сохранности активов;

– цели комплаенс — соблюдение требований законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры;

– цели в области подготовки отчетности — относятся к подготовке внутренней и внешней финансовой и нефинансовой отчетности и включают задачи по обеспечению ее достоверности, своевременности и прозрачности или соответствия другим требованиям, предъявляемым регуляторами, органами, устанавливающими стандарты, или политиками предприятия.

Поскольку цели системы внутреннего контроля, закрепленные в системе внутреннего контроля, с целями внутреннего контроля, определенными Концепцией COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.), идентичны:

Цели системы внутреннего контроля (СВК)

Цели внутреннего контроля (ВК)

(Концепция COSO)

Операционные цели — относятся к результативности и эффективности операционной деятельности организации, включая цели по достижению ключевых показателей эффективности операционной деятельности, а также по обеспечению сохранности активов;

Цели комплаенс — соблюдение требований законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов предприятия, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Цели комплаенс (соответствия требованиям)

Цели в области подготовки отчетности — относятся к подготовке внутренней и внешней финансовой и нефинансовой отчетности и включают задачи по обеспечению ее достоверности, своевременности и прозрачности или соответствия другим требованиям, предъявляемым регуляторами, органами, устанавливающими стандарты, или политиками предприятия

Цели в области подготовки отчетности

В последнее время в России на предприятии в основном используется система контроля состояния — внешний или внутренний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации. На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности. Также на предприятиях может использоваться аудит систем менеджмента качества. Система менеджмента качества или же СМК- одна из главных частей системы управления компанией с ее помощью, можно обеспечить не только контроль финансово-хозяйственной деятельности организации, но и минимизация затрат на производство продукции и оказания услуг. Как не странно СМК не регламентируется ни федеральным ни международным законодательством. В связи с этим отсутствуют обязательные норм, проведения аудита. Поэтому добровольное желания предприятия проводить сертификацию систем качества или нет.

В заключение, можно сказать, что предприятие само решает, как именно проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности. Можно привлекать силы со стороны либо самим вводить систему внутренней проверки, дабы избежать ошибок. Усложнение хозяйственных процессов требует особенно тщательного проведения аудита системы внутреннего контроля. Необходимо понимать, что система внутреннего контроля может не с абсолютной уверенностью, но только лишь с определенной степенью подтвердить, что цели для которых была создана система были достигнуты.

http://moluch.ru/archive/281/63339/

Система внутреннего контроля и ее влияние на финансовую отчетность

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.12.2018 2018-12-23

Статья просмотрена: 333 раза

Библиографическое описание:

Латыпова М. А., Давлетбаева Н. Б. Система внутреннего контроля и ее влияние на финансовую отчетность // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 245-248. — URL https://moluch.ru/archive/237/55052/ (дата обращения: 18.02.2020).

Финансовая отчетность — это комплект документов, содержащих информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с МСФО (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности», полный комплект финансовой отчетности включает: отчет о финансовом положении на дату окончания периода; отчет о совокупной прибыли за период; отчет об изменениях собственного капитала; отчет о движении денежных средств; и примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации 1.

Читайте так же:  Ставка налогов ип упрощенка

Цель составления финансовой отчетности — это представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. То есть финансовая отчетность составляется не просто для внутреннего пользования, а для того, чтобы пользователь, прочитав ее, получил понимание того, что компания имеет и на какую сумму, что ему ожидать в будущем и он на основании этого будет принимать решение.

Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Ресурсы в финансовой отчетности представлены активами, обязательствами, капиталом, доходами, расходами и другими показателями. И результаты управления данными ресурсами влияют на принятие решения учредителей и инвесторов. Финансовой отчетности присущи фундаментальные характеристики, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Фундаментальные качественные характеристики финансовой отчетности

Уместность помогает пользователю оценивать прошлые, настоящие и будущие события. Внутри уместности находится характер и существенность. Характер информации должен помогать, пользователям принимать решения. Существенность, определяет значимость той или иной операции, если операция или событие существенны, то об этом пользователь обязательно должен знать, и наоборот если операции были мелкие то их описывать не обязательно, так как пользователь может в них «потеряться». Критерии и порог существенности, каждая компания определяет самостоятельно.

Достоверное представление включает в себя нейтральность, полноту и точность. Нейтральность означает, что компания должна адекватно раскрывать информацию ничего не приукрашать то, чего не надо, и ничего не прятать, если есть неблаговидные операции. Полнота характеризует то, что все требования по ведению учета выполнены в соответствии с МСФО и в полном объеме и это отражено в финансовой отчетности. Точность  это значит, что операции отражены в том периоде и в той сумме, в котором операция была совершена.

Таким образом, при ведении бухгалтерского учета и при составлении финансовой и налоговой отчетности должны соблюдаться эти принципы, и компания должна стремиться, максимально надежно представлять информацию, содержащуюся отчетах.

Но, к сожалению, случается, что финансовая отчетность содержит искажения, то есть она не достоверна и не справедлива, потому что это может быть связано элементарно с ошибкой, которая является не преднамеренной неточностью в финансовой отчетности. Искажение может выражаться в арифметической ошибке или описке в учетных записях, или это может быть неправильное применение и понимание учетной политики, или упущение фактов и их неверная интерпретация. То есть, если все это происходит, то это — ошибка, но есть и мошенничество. Мошенничество и недобросовестные действия отличаются от ошибки преднамеренностью и умышленностью действий.

МСА 240 «Ответственность аудитора в отношении мошенничества

в ходе аудита финансовой отчетности» дает определение мошенничеству как преднамеренному действию, совершенному одним или несколькими лицами из числа руководства субъекта, лицами, наделенными руководящими полномочиями, сотрудниками, имеющие признаки обмана с целью получения несправедливого или незаконного преимущества 2. Таким образом, можно сказать, что мошенничество — это неправильное отражение хозяйственных операций и предоставление на этой основе заранее искаженной, недостоверной отчетной информации ее пользователям.

Есть понятие корпоративное мошенничество — это когда идет искажение, присвоение активов компании, осуществляемое обманным путем и характеризующееся умышленным воздействием на финансово-хозяйственную деятельность компании. В корпоративном мошенничестве может быть несколько составляющих, имеющих отличительные признаки, такие как хищение активов компании и коррупционные действия.

Существует так же понятие мошенничество с финансовой отчетностью это схемы, которые позволяют фальсифицировать финансовую отчетность в целях, как ее улучшения, так и ухудшения, тем самым внося заблуждения в контролирующий орган, инвесторов банки т.д., то есть вноситься продуманная искаженная информация, и документы компании отражают эти искажения.

И еще один составляющий фактор — это неценовая коррупция, то есть использование персоналом компании своего служебного положения с целью личного обогащения, осуществляемое за вознаграждение, но без фактического изъятия активов у компании.

Все вышеперечисленные факторы составляют конструктор мошенничества. Эти схемы могут реализовываться как отдельно, так и во взаимосвязи, «помогая друг другу».

Таким образом для снижения риска искажения финансовой отчетности и предупреждения того или иного вида мошенничества, компании требуется сформированная и действующая система внутреннего контроля. Которая как часть современной системы управления позволяет вести упорядочено и эффективно финансово-хозяйственную деятельность компании.

В МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль»  определение «система внутреннего контроля» включает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а так же своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности 3.

То есть данные стандарты говорят, как компании необходимо действовать при формировании системы внутреннего контроля. Внутренний контроль должен включает в себя пять основных элементов: контрольная среда, оценка рисков, информационная система, деятельность по контролю и мониторинг. Вся эта система была отражена в модели COSO.

Модель COSO  модель риска и контроля были разработаны в США. Конец 80-х годов ХХ столетия был тяжелым для США. Крах сотен финансовых институтов принес миллиардные убытки инвесторам, дебиторам и правительству. Поэтому была создана специальная комиссия, в состав которой входили: бухгалтера, аудиторы и финансовые менеджеры. По результатам проведенной работы комиссия рекомендовала спонсирующим организациям разработать интегрированное руководство по внутреннему контролю. Для реализации был создан COSO комитет. Модели риска и контроля, предложенные COSO, послужили основой для ряда других моделей риска и контроля, разработанных в других странах, аналогичными COSO, и различными консультационными фирмами.

Пять элементов, из которых состоит внутренний контроль — модель COSO представлены на рисунке 2. Содержание элементов системы внутреннего контроля модели COSO представлены на рисунке 3.

Рис. 2. Модель COSO

Сущность модели COSO является то, что все пять аспектов должны, применятся, как на этапе операции, так и на этапе составления финансовой отчетности. То есть, когда каждый раз отражается хозяйственная операция, необходимо чтобы все эти пять аспектов нашли в ней отражение. Например, контрольная среда — это то как образовалась операция, есть ли основания для проведения операции, какие риски связаны с отражением данной операции, какие проводятся контрольные процедуры, подтверждается ли данная операция документально, каким образом передается информация от поставщика к покупателю или между подразделениями о данной операции и в конце мониторинг то есть, проверяется, что все эти четыре пункта выполняются в соответствии с требованиями бизнес-процессов. Точно так же данные аспекты применяются на этапе составления финансовой и налоговой отчетности, потому что искажение на одной из этих площадок, повлечет риск в финансовом и налоговом учете. На всех этапах, на всех моментах выполнения операции и отражения ее в бухгалтерском учете и финансовой отчетности все эти пять компонентов должны быть применены.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет до какого возраста

Модель COSO применяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров менеджментом и остальным персоналом компании, предназначенной для достижения «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях: эффективность и продуктивность операций; надежность финансовой отчетности; и соблюдение законов и правил. Разумная уверенность — это то, что есть понимание, что на сто процентов все не предусмотреть и все риски невозможно минимизировать, поэтому должны построить такую систему внутреннего контроля которые позволять максимально минимизировать основные риски.

При построении системы внутреннего контроля по модели COSO, необходимо получить информацию о деятельности компании ее среде, включая внутренний контроль и оценку риска существенных искажений финансовой отчетности. Понимание бизнеса предприятия  это общее знание экономики отрасли, в рамках которой действует субъект, а также более конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Целью знаний о бизнесе предприятия является выявление и понимание событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность.

В модели COSO самое первое это контрольная среда — это фундамент, так как она влияет на все оставшиеся процессы. Контрольная среда задает атмосферу в компании, влияя на контрольное сознание своего персонала. Она является основой для всех остальных компонентов внутреннего контроля, обеспечивая дисциплину и структуру. К факторам контрольной среды относятся целостность, этические ценности, стиль работы руководства, система делегирования полномочий, а также процессы управления и развития персонала в компании.

Процесс оценки рисков в компании  порядок выявления рисков менеджером компании, оценки их последствий и управления рисками. Для целей финансовой отчетности процесс оценки рисков включает: выявление руководством рисков в связи с подготовкой достоверной и объективной финансовой отчетности в соответствии с принципами подготовки финансовой отчетности; оценку вероятности возникновения рисков; оценку «значимости» рисков; принятие решения по управлению рисками. Целью оценки рисков искажения финансовой отчетности является определение состава, объема и временных рамок дальнейших процедур.

Информационная система охватывает бизнес-процессы, значимые для подготовки финансовой отчетности, а также систему коммуникаций между структурами юридического лица и непосредственно между его должностными лицами. К какой категории относится система бухгалтерского учета в компании, а именно процедуры, позволяющие инициировать и обработать их, обеспечить должный учет активов, обязательств и капитала, подготовить отчетность организации.

Процедуры контроля и контрольные действия должны быть направлены на компанию и поддержания таких областей внутреннего контроля, как: санкционирование операций; обзор результата деятельности компании; обработка информации; физические средства контроля; распределение обязанностей между должностными лицами компании; и другие действия.

Мониторинг средств контроля  это процесс оценки качества функционирования внутреннего контроля. Это сочетание постоянной и периодической оценок, а также управленческая и надзорная деятельность. Важно понять, каким образом компания осуществляет мониторинг и как при необходимости корректирует систему внутреннего контроля в части, относящейся к подготовке финансовой отчетности.

Таким образом, если внедряется система внутреннего контроля на основании модели COSO, то на каждом этапе происходит разделение полномочий, четко устанавливаются процедуры, вовремя обрабатывается информация, что снижает риски недостоверности финансовой отчетности.

Следовательно, эффективность деятельности компании зависит от компетентно сформированной системы внутреннего контроля, так как она способствует не только выявлять недостатки, искажения и мошенничество, но предупреждать и оперативно их устранять, что влечет к результативности и экономичности управления, а также снижает трудоемкость контрольной работы и как следствие повышает повышение устойчивости компании.

  1. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. МСФО Теория и практика: Справочное руководство. — Алматы: Изд-во LEM, 2007. — 568 с
  2. Ситнов, А.А. Международные стандарты аудита: Учебник — М.: ЮНИТИ, 2015. — 239 c.
  3. Тютюрюков, В.Н. Международные стандарты аудита: Учебник — М.: Дашков и К, 2014. — 200 c

http://moluch.ru/archive/237/55052/

Организация системы внутреннего контроля

В условиях нарастающей конкуренции существенно актуализируются проблемы повышения эффективности внутреннего контроля производственных предприятий, в т.ч. и мукомольных производств. Подтверждает это и вступающий в силу с 1 января 2013 г. Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Статья 19 закона прямо указывает, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [5].

Если же организация подлежит обязательному аудиту и функция ведения бухгалтерского учета не возложена на руководителя, то такие субъекты также обязаны организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В соответствии с глоссарием терминов стандартов аудиторской деятельности система внутреннего контроля представляет собой «процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности действующим нормативным правовым актам» [1].

В Международных стандартах аудита – МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» – термин «система внутреннего контроля» включает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Организация внутреннего контроля в процессе управления предприятием должна быть ориентирована на организационноправовую форму, размер предприятия и масштабы его деятельности. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Основой для принятия большинства управленческих решений служит информация, формируемая в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» система внутреннего контроля включает элементы, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Элементы системы внутреннего контроля

Важными функциями руководства предприятия являются надзор за эффективностью системы внутреннего контроля и принятие мер в случае обнаружения недостатков этой системы. Внедрение системы внутреннего контроля (СВК) позволит обеспечить надежность финансовой информации, а также снизить риски принятия ошибочных решений. Построение системы внутреннего контроля предполагает определение наиболее существенных рисков, разработку регламентных процедур, а также корректирующие действия, которые позволят исправить ситуацию. Затраты на предупредительный контроль могут быть более эффективными, т.к. помогут предупредить возникновение рисков. Внедрение системы внутреннего контроля на мукомольном предприятии необходимо для повышения эффективности работы его подразделений. При этом СВК позволит обеспечить достоверность информации, эффективно использовать ресурсы предприятия.

Внедрение системы внутреннего контроля начинается с определения подразделений, в которых возникают затраты и в которых будут разработаны регламентные процедуры. Заметим, что система внутреннего контроля будет эффективнее в том случае, если все сотрудники организации будут выполнять контрольные процедуры, причем делать это следует постоянно. По нашему мнению, в организации системы внутреннего контроля необходимо участие специалистов смежных служб (плановых, финансовых, экономических).

Следующим шагом в процессе построения системы внутреннего контроля становится выделение объектов контроля. При этом в организации должны быть разработаны схема технологического процесса, график документооборота, учетная политика, должностные инструкции, а контроль – осуществляться на всех уровнях управления предприятием.

На предприятиях мукомольной промышленности организация и эффективность функционирования системы внутреннего контроля напрямую зависят от технологического процесса. Мукомольное производство – сложный процесс, который требует точности расчетов на всех этапах производства продукции и правильного документального оформления всех фактов хозяйственной деятельности. Качество муки как готового продукта напрямую зависит от качества зерна, которое контролируется на всех этапах его переработки. В связи с этим в мукомольном производстве особое внимание уделяется количественнокачественному учету и документальному оформлению хозяйственных операций, что также является объектом контроля.

Читайте так же:  Социальный стандартный налоговый вычет на детей

По нашему мнению, внутренний контроль – это комплекс мер и процедур, организованный собственниками (руководством предприятия) для обеспечения достоверности показателей учета (оперативного, бухгалтерского, управленческого), предотвращения искажений и неправомерных действий, а также принятия наиболее оптимальных управленческих решений. Очень важно, чтобы организация системы внутреннего контроля была ориентирована на взаимосвязь «объект — субъект» и «субъект – субъект».

В таблице представлены основные центры, которые, по нашему мнению, необходимо выделить на мукомольном предприятии для наделения их контрольными действиями и ответственностью.

(Кликните по изображению для его увеличения)

(Кликните по изображению для его увеличения)

В таблице также отражено, какие корректирующие действия необходимо провести в рамках внутреннего контроля с тем, чтобы предупредить или устранить нарушения в системе, а также взаимодействие субъектов внутреннего контроля. Взаимодействие субъектов и возникающие при этом информационные потоки для наглядности представлены на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимосвязи субъектов внутреннего контроля

По нашему мнению, в основу формирования системы внутреннего контроля затрат на мукомольном предприятии должны быть положены структурированные элементы внутреннего контроля затрат и разработанные с учетом этого схемы взаимодействия объектов и субъектов контроля и субъектов контроля.

В условиях рыночной конкуренции мукомольные предприятия уделяют внимание не только политике ценообразования, но и качеству продукции. Одним из факторов, влияющих на предпочтения покупателей при выборе продукции мукомольных производств, является наличие сертификата менеджмента качества по системе ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества». Сертифицированная по данной системе продукция всегда имеет на упаковке знак соответствия. Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами Системы сертификации ГОСТ Р и указывающий, что система менеджмента качества организации соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [2].

Исследования показали, что у системы менеджмента качества имеются некоторые «точки соприкосновения» с системой внутреннего контроля – контрольная среда, контрольные процедуры и мониторинг. В связи с этим среди специалистов высказывается мнение, что система менеджмента качества является составной частью системы внутреннего контроля. Однако, в отличие от системы внутреннего контроля, система менеджмента качества не направлена на предотвращение рисков.

Вместе с тем, существует ряд требований, предъявляемых как к системе менеджмента качества, так и к системе внутреннего контроля, которые, по нашему мнению, являются тождественными.

На рис. 3 представлено соответствие требований к организации системы менеджмента качества требованиям к системе внутреннего контроля. В том случае, если какая-либо система уже внедрена на предприятии, можно установить взаимосвязь указанных требований, не допуская дублирования контрольных функций субъектами. Изучение опыта организации контроля основных мукомольных производств Оренбургской области показало, что все они имеют сертификаты качества на производимую продукцию, но многие предприятия не используют всех возможностей системы менеджмента качества.

Рис. 3. Взаимосвязь и взаимодействие требований к организации системы менеджмента качества и системы внутреннего контроля

В настоящее время деятельность подразделений внутреннего аудита российским законодательством не регулируется. Исключение составляют кредитные организации и организации – профессиональные участники фондовых рынков.

Единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита установлены Федеральным правилом (стандартом) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». В стандарте дано определение понятия внутреннего аудита: «Внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля» [4].

Основное отличие внутреннего и внешнего аудита состоит в том, что внутренний аудит отвечает целям руководства организации, в то время как цель внешнего аудита – получить уверенность в том, что финансовая отчетность достоверна и не содержит искажений. Отдельные направления внутреннего аудита могут быть полезны для проведения внешнего аудита. Согласно п. 11 ФПСАД № 29, при эффективном внутреннем аудите можно модифицировать характер и временные рамки, а также уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором, но нельзя полностью отменить их. Однако в некоторых случаях, рассмотрев деятельность службы внутреннего аудита, внешний аудитор может принять решение о том, что внутренний аудит не окажет никакого влияния на процедуры внешнего аудита.

Если аудитор полагается на эффективность службы внутреннего аудита, то это повлияет на аудиторский риск и его оценку.

Взаимодействие внутреннего и внешнего аудита возможно при соблюдении определенных условий. Так, например, внутренний аудитор должен быть профессионально компетентным, добросовестным и иметь возможность свободного общения с внешним аудитором. Внутренний аудитор должен предоставить внешнему аудитору свои программы, планы, отчеты, заключения и другую информацию, которая может повлиять на работу внешнего аудита. При использовании этой информации внешний аудитор дает оценку эффективности работы службы внутреннего аудита. На рис. 4 представлена схема взаимодействия системы внутреннего контроля и системы внутреннего аудита. По результатам такого взаимодействия внешний аудитор, основываясь на своем профессиональном суждении, делает выводы и документирует их.

Рис. 4. Схема взаимодействия системы внутреннего контроля затрат и внутреннего аудита

Отсутствие взаимодействия субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита на предприятии, а также игнорирование предварительного контроля приводят на практике к финансовым потерям, которые возникают в виде штрафов, пеней по результатам проверок со стороны налоговых органов.

Обязанностью службы внутреннего аудита является системный контроль за деятельностью структурных подразделений – объектов внутреннего контроля. Контролю подвергаются локальные документы, хозяйственные операции, первичные документы, обоснованность отнесения норм естественной убыли, распределения затрат, соответствие плановых показателей нормативным. Особое внимание уделяется уровню существенности: чем он ниже, тем больше аудиторских процедур необходимо и тем меньше аудиторский риск. При оформлении результатов внутренний аудитор руководствуется профессиональным суждением.

Четкое разграничение ответственности субъектов внутреннего контроля является одним из основных факторов, влияющих на эффективность работы системы внутреннего аудита.

Список литературы

1. Глоссарий терминов стандартов аудиторской деятельности (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 мая 2008 г., протокол № 66) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/07/glossary.doc

2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smk.nspu.ru/file.php/1/GOST_R_ISO/_9001-2008.pdf

3. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. постановлений Правительства РФ от 19.11.08 № 863, от 27.01.11 № 30) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/

5. Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».


http://www.cfin.ru/management/practice/flour-grinding.shtml
Система внутреннего контроля финансовой отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here