Штрафы при выездной налоговой проверке

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Штрафы при выездной налоговой проверке" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика. Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст. 93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб. штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

Можно ли игнорировать запросы налоговиков?

Как правило, инспекторы запрашивают у организаций объемную информацию, которую необходимо подготовить в очень сжатые сроки. Игнорировать требования ФНС не стоит, так как это грозит штрафными санкциями и привлечением к налоговой и административной ответственности. Налоговики имеют право затребовать у проверяемой организации документы, относящиеся к конкретному проверяемому периоду и налогу.

Штрафы при выемке документов налоговой

Выемка документов осуществляется сотрудниками ФНС в соответствии со ст. 94 НК РФ. Данная процедура проводится принудительно после отказа руководства организации добровольно выдать запрашиваемую документацию проверяющим. Изъятию подлежат только подлинники тех документов, которые относятся к предмету проверки. Иные документы изымать недопустимо.

Если проверяемая организация отказалась предоставить запрашиваемые бумаги – ей грозят штрафные санкции по ст. 126 НК РФ (200 руб. за каждый несданный документ).

Читайте так же:  Возврат госпошлины из налоговой по решению суда

Неповиновение должностных лиц законному распоряжению ФНС повлечет за собой административную ответственность. Виновным должностным лицам придется уплатить штраф от 2000 до 4000 руб., физлицам – от 500 до 1000 руб. Основание – ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Как наказать налогового инспектора за нарушение сроков проверки

Какой-либо ответственности для налоговиков за затягивание проверок в Налоговом кодексе нет. Основанием для отмены решения по проверке это также не является. Что и подтвердил ВС РФ в определении от 29.08.2019 № 305-ЭС19-13947, поддержав решение, которое последовательно приняли все три нижестоящие судебные инстанции.

Однако имейте в виду: если инспекция вынесла решение с просрочкой, у нее будет меньше времени на взыскание с налогоплательщика долгов. Ведь срок на взыскание должен исчисляться не с даты фактического завершения проверки, а с того момента, в который она должна была быть закончена согласно положениям НК РФ. На это указывала ФНС в письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55.

Возьмем камеральную проверку декларации, которая была подана 21.01.2019. Проверить ее инспекторы должны за три месяца, то есть до 20.04.2019 включительно. С 21 апреля начнется отсчет сроков (дни везде рабочие), а именно:

  • 10 дней на оформление акта по итогам проверки (крайний срок получится 08.05.2019);
  • 5 дней на его вручение налогоплательщику (до 17.05.2019 включительно);
  • 1 месяц на подачу налогоплательщиком возражений (до 16.06.2019);
  • 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения (до 28.06.2019);
  • 1 месяц на вступление решения в силу (28.07.2019, допустим, что допмероприятия не назначались, а налогоплательщик не стал обжаловать решение);
  • 20 дней на выставление требования на оплату задолженности (до 23.08.2019);
  • 6 дней на получение требования налогоплательщиком (до 02.09.2019);
  • 8 дней на его исполнение (до 12.09.2019).

Если в этот срок требование не оплачено, налоговики начинают процедуру взыскания за счет денежных средств. Принять решение о взыскании они должны в течение двух месяцев по истечении срока на оплату. Решение, принятое позднее, считается недействительным. В нашем примере крайним сроком для принятия такого решения будет 11.11.2019. После этого право на взыскание налоговая утрачивает. И даже если КНП фактически была завершена не 20.04.2019, а позже, уложиться с решением налоговики все равно должны к 11 ноября.

О сроках налоговых проверок читайте в статьях:

Штрафы при выездной налоговой проверке

Какая за это бывает ответственность

НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:

  • Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  • ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  • ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  • ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  • п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  • п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:

  • Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
  • П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
  • П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.

Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.

Ответственность при камеральной и выездной проверке

Камеральная проверка проводится без участия налогоплательщика в соответствии со ст. 88 НК РФ. Сотрудники ФНС проверяют документацию, предоставленную им. К нарушителям применяются штрафные санкции по ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ:

  • нарушение сроков или отказ от предоставления запрашиваемой у организации или ИП документации влечет за собой штраф в размере 200 руб. за один документ;
  • если руководство компании откажется предоставить информацию о деятельности, связанной с иными субъектами (контрагентами и др.) – ей придется уплатить штраф в размере 10 тыс. руб.;
  • предоставление требуемых документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом в 10 тыс. руб.

Не удастся избежать наказания и должностным лицам (руководителю, главному бухгалтеру, бухгалтеру, иным работникам, на которых возложена обязанность предоставлять сведения в налоговую службу). За отказ предоставить сотрудникам ФНС требуемые бумаги и сведения, а также подачу их в неполном объеме или искаженном виде нарушителям придется уплатить административный штраф, размер которого составит 300-500 руб. Основание – ст. 15.6 КоАП РФ.

На выездной проверке представители ФНС имеют право затребовать у ИП и юридических лиц пакет документов, но из-за слишком большого объема налогоплательщики не всегда успевают своевременно их подготовить. Если документы будут сданы с задержкой или вовсе не будут предъявлены, инспекторы имеют право выписать штраф.

Размер штрафа за непредоставление документов по требованию налоговой по п. 1 ст. 126 НК РФ может быть весьма существенным. В соответствии с ним нарушители должны уплатить по 200 руб. за каждый непредъявленный документ, а если таких документов не одна сотня, то штраф выльется в многотысячную сумму.

Читайте так же:  Какие документы нужны для налогового вычета

Во избежание таких санкций руководству организации, или ИП необходимо попросить ФНС продлить срок для сдачи документов. Для этого не позднее следующего дня после получения требования следует отправить уведомление в налоговый орган с указанием причин и срока, в который налогоплательщик сможет представить документы. ИФНС вправе как согласиться на отсрочку, так и отказать в ней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

Ответственность за налоговые правонарушения возникает в случаях, предусмотренных главами 16, 18 НК РФ. К ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица, но последние привлекаются только с шестнадцатилетнего возраста.

При этом наличие такого состояние надо подтвердить документально. Но это вовсе не значит, что ответственности можно избежать при наличии любого болезненного состояния.

Однако, если налогоплательщик представил неполную или недостоверную информацию, на основании которого выдано письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа, то избежать ответственности не получится. В другом судебном решении основанием для уменьшения размера штрафа послужило Постановление Арбитражного суда Московского округа от Значительный же срок просрочки играет против налогоплательщика. Кроме того, суд указал на систематическое нарушение налогоплательщиком сроков уплаты НДФЛ.

В следующем судебном решении также не учли деятельность организации Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от Насколько можно снизить штраф? При этом суду следует учитывать характер совершенного правонарушения, количество смягчающих ответственность обстоятельств, личность налогоплательщика, его материальное положение.

Как видим, если налоговый орган наложил на налогоплательщика штраф, то не надо безропотно соглашаться. Сначала надо оценить, по какой-причине допущено налоговое правонарушение. Например, вы руководствовались разъяснениями налоговых органов, данным неопределенному кругу лиц. Обязательно надо подать возражение, если нарушение совершено впервые, или сроки нарушены незначительно, или наказание несоразмерно ущербу бюджету. Все семинары по теме Нарушения налогового законодательства.

Мой профиль Избранное Биллинг Личный блог. ОФД Мнения Пользовательское соглашение Правила использования материалов.

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Размеры штрафов по разным статьям НК РФ

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок. Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую будет составлять 200 руб. за каждый неподанный документ. Отказ предоставить налоговикам декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), повлечет за собой взыскание штрафа в достаточно крупном размере – 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Применяется эта норма при «встречных» проверках. Размер штрафа налоговой инспекции для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб., для физлиц, которые не являются ИП – 1000 руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили сотрудникам ФНС необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию. В том числе норма применяется за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Нарушителям грозят штрафные санкции в размере 5000 руб. Если подобное нарушение повторится на протяжении одного календарного года – размер штрафа увеличится до 20 тыс. руб.

В каких ситуациях нельзя применять штрафы по ст. 126 и 129.1 НК РФ?

  • Во время проведения проверок налоговики имеют право истребовать у организации только те документы, которые относятся к проверяемому периоду и налогу. Нельзя штрафовать за непредоставление тех документов, которые ФНС не вправе требовать.
  • Представители налоговой службы не вправе повторно затребовать документы уже предоставленные им ранее. Соответственно, накладывать штрафные санкции за непредоставление в таком случае нельзя.
  • В п. 1 ст. 126 НК РФ прописано, что штрафы накладываются только за непредоставление документов, которые упомянуты в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Если ФНС запрашивает иные документы, но организация не подала их — это не является нарушением и не может наказываться штрафом. К такому выводу приходят судебные инстанции.
  • Если организация не предоставила запрашиваемые бумаги или сведения по той причине, что их у нее нет – оштрафовать ее тоже нельзя. Во избежание проблем с налоговиками необходимо своевременно письменно сообщить в ФНС об отсутствии нужных документов.

otvetstvennost_za_dokumenty_v_nalogovuyu.jpg

Похожие публикации

Сотрудники налоговой службы вправе требовать у организаций и ИП необходимые для контроля документы. Но бывают ситуации, когда налогоплательщики по тем или иным причинам не предоставляют запрашиваемые документы или сдают их с опозданием. Какова ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой при выездной или камеральной проверке? Какие штрафы грозят предпринимателям? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Классификация налоговых проверок ИП

Ревизия, проводимая по отношению к ИП, может относиться к деятельности предпринимателя прямо или косвенно.

Какие проверки могут быть у ИП:

Камеральная проверка ИП. Популярный и наиболее примитивный вид проверок, проводимый в процессе принятия или изучения налоговых деклараций налогоплательщика при их предоставлении в инспекцию. Данный вид аудита является невыездным. Ошибки и неточности, обнаруженные в процессе изучения документации, предоставляют возможность налоговым органам систематически пополнять федеральный и региональный бюджеты. Цель проведения – контроль за соблюдением со стороны налогоплательщика налогового законодательства и выявление фактов нарушений;

Выездная налоговая проверка ИП. Осуществляется с непосредственным выездом на объект. Цель – ревизия не только налоговых деклараций, но и всей бухгалтерской и финансовой отчетности, влияющей на формирование налогооблагаемой базы и начисление величины уплаченных налогов (см. сколько налогов платит ИП). Несмотря на использование широкого арсенала методов и способов, отличающихся от камеральной ревизии, цель выездной проверки аналогична: выявить факты нарушения действующего законодательства, определить соответствие деятельности нормам налогового законодательства;

Читайте так же:  Виды органов государственного финансового контроля

Встречная. Проводится не с целью выявить факты нарушения в деятельности проверяемого субъекта, а с целью аудита данных и сведений, представленных в документах других субъектов налогообложения. Часто встречная ревизия является одной из составляющих проверки камеральной или выездной.

Это основные виды ревизии со стороны фискальных органов. Но, если с камеральной проверкой в большинстве случаев не возникает проблем, то вот выездная заставляет ИП бояться. И связан такой страх не с тем, что что-то нарушено, а просто с незнанием норм действующего законодательства.

Штраф по налогам при выездной проверке

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

«1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.»

Если с решением о ВНП ознакомили, начисления в акте есть, то штраф по 122 при начислении будет в любом случае (если нет переплаты, превышающей начисление на дату за которую налог начислили (срок уплаты) , а не на дату вынесения решения).

Слышал, что если оплатить все налоги добровольно по акту выездной проверки, до вынесения решения, то штраф 20% от суммы налогов Инспеция не будет выставлять. Так ли это?

Видео (кликните для воспроизведения).

Уплата до решения будет одним из смягчающих обстоятельств, способствующих снижению штрафа, не более.
Так что платите и пишите ходатайство о снижении штрафа.

У нас проверяю 2009, 2010 Налог на прибыль доначисляют по 2009г. А на конец 2010г. у нас образовалась переплата по налогу на прибыль. В таком случае берется штраф 20%?

В полном размере, на всю сумму начисления за 2009. Важна переплата на дату уплаты налога за 2009 г., т.е. 29 марта 2010 г.

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Ответственность налогоплательщиков

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой несут ИП, фирмы, их руководители и должностные лица. Отказ от предоставления запрашиваемых документов во время проверок сотрудниками ФНС является налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой для субъектов предпринимательства определятся на основании двух статей НК РФ:

  • ст. 126 (непредоставление в ФНС документов и сведений);
  • ст. 129.1 (неправомерное (несвоевременное) несообщение информации налоговикам).

Итоги

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Читайте так же:  Заявление о неуплате налогов физическим лицом

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:  Как рассчитывается налог на роскошь автомобили

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Камеральные и выездные: различия

При камеральном контроле специалисты проверяют качество оформления отчетности, уделяя особое внимание сниженным тарифам и необлагаемым суммам. При камеральной проверке специалисты контролируют представляемую им отчетность и лишь в редких случаях могут затребовать интересующую их форму в ФСС или у предприятия, если будет в этом необходимость. Контроль осуществляется на территории регионального отделения ПФР, где зарегистрирован работодатель, и продолжается не более трех месяцев, до следующего отчетного периода. Проведение этого типа проверок регулируется Законом № 212-ФЗ, ст. 34.

Выездные проверки отличаются от камеральных не только местом проведения, но и объемом работы. Специалисты могут запросить документы за последние три года. Причем анализу подвергается не только отчетность, но и первичные формы. Ревизоры проверяют правильность исчисления облагаемых и необлагаемых сумм, взносов, сроки их уплаты. План проведения выездных мероприятий ПФР составляет заранее. В данный реестр попадают предприятия, которые вызывают особый интерес у камеральщиков.

Пенсионный фонд регулярно проводит сверку отчетности с ФСС, и если обнаруживаются расхождения, то у предприятия имеется большой шанс попасть в этот список. Еще один немаловажный момент, на который обращают внимание проверяющие – заниженный фонд оплаты труда и нулевая отчетность. Проведение выездных проверок осуществляется на основании Федерального закона № 212-ФЗ, ст. 35.

«Уточненка» после выездной проверки не станет поводом для штрафа

«О налоговых санкциях по результатам повторных выездных проверок» Письмо Минфина России от 07.11.06 № 03-02-07/1-308

В следующем году инспекторы при повторной выездной проверке не смогут оштрафовать компанию за выявленные нарушения. Даже если ошибки обнаружат в уточненной декларации, которой еще не существовало на момент первоначальной проверки. Такие выгодные компаниям разъяснения к поправкам в Налоговый кодекс, вступающим в силу 1 января 2007 года, дал Минфин России в письме от 07.11.06 № 03-02-07/1-308 в ответ на официальный запрос «УНП».

Штрафа по уточенной декларации не будет

Из-за поправок, которые Федеральный закон от 27.07.06 № 137-ФЗ внес в первую часть Налогового кодекса, изменились правила проведения повторных выездных проверок. Сейчас инспекторы могут перепроверить компанию только в случае ее реорганизации или ликвидации. Со следующего года налоговые органы получат возможность провести повторную ревизию, если компания представит уточненную декларацию на уменьшение налога к уплате (здесь и далее новая редакция п. 10 ст. 89 НК РФ).

В связи с этим возник вопрос. Смогут ли инспекторы оштрафовать компанию, если в результате повторной проверки не подтвердится заявленное в «уточненке» уменьшение налога? Ведь со следующего года налоговики в подавляющем большинстве случаев не смогут штрафовать компании по итогам повторных проверок. Штраф возможен, лишь если установят сговор между плательщиком и сотрудником инспекции, проводившим первую проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ). А это, по всей видимости, маловероятно.

Но при первоначальной проверке уточненной декларации еще не было. Стало быть, налоговики в принципе не могли найти в ней нарушения. Поэтому непонятно: лишает ли это правило возможности оштрафовать компанию и за неправильную, по мнению налоговиков, уточненную декларацию, которую они увидели впервые?

Как выяснилось, позиция Минфина по этому вопросу отвечает интересам компаний. В письме № 03-02-07/1-308 специалисты финансового ведомства сообщили, что и по уточненной декларации штрафа тоже не будет.

Неожиданная выгода разъяснений

Из таких разъяснений следует любопытный вывод. Одни дают новый внесудебный способ поспорить с результатами выездной проверки. Если компания не согласна с доначислениями, ей достаточно будет отправить уточненную декларацию, в которой не отражены оспариваемые суммы доначислений. Чтобы опровергнуть данные уточненной декларации, налоговикам придется провести повторную проверку. И очевидно, что это должна быть именно выездная проверка. Ведь поправки значительно урезали возможности инспекций при камеральной проверке. Перечень запрашиваемых ими документов будет ограничен (п. 7 ст. 88 НК РФ в новой редакции). Налоговики не смогут потребовать у компании никаких иных бумаг, кроме тех, которые кодекс предписывает представить вместе с декларацией. Только если организация заявит налоговые льготы или возмещение НДС, налоговики смогут попросить подтверждающие документы.

Если спорная сумма не слишком велика, вполне возможно, что до выездной проверки дело даже не дойдет. На такую перепроверку каждой «уточненки» у инспекции может просто не хватить времени и сотрудников. Но даже если дело дойдет до повторной выездной ревизии, штрафа можно не опасаться. Ведь Минфин считает, что по ее итогам штрафовать компании нельзя.

Насколько такой подход будет практически применим, ответит судебная практика. Но, тем не менее, уже сейчас можно сказать, что законодатели — намеренно или нет — дали компаниям неплохой козырь в борьбе с бесспорным взысканием штрафов, право на которое обретут налоговики.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение отметим, что новые правила нужно будет применять по следам первоначальных проверок, которые будут назначены после 1 января 2007 года.

Источники

Штрафы при выездной налоговой проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here