Штраф за неявку в налоговую по уведомлению

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Штраф за неявку в налоговую по уведомлению" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

26 .04.10 За неявку в налоговую — административная ответственность

Налогоплательщику грозит административная ответственность, если он не придет по требованию инспектора в налоговую. Минфин в своем письме от 09.04.10 № 03-02-08/21 напомнил, что налоговики имеют право в связи с проверкой компании вызывать представителей компаний в инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам. Налогоплательщик обязан выполнять требования инспектора. За неповиновение налоговому органу предпринимателю грозит административная ответственность по статье 19.4 КоАП часть 1.

Последние публикации

17 Февраля 2020

Правомерна ли уплата работодателем из своих средств НДФЛ за работника? Надо ли отражать доначисленный инспекцией налог в формах 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ? Какие разъяснения по данным вопросам представлены в Письме ФНС РФ от 10.01.2020 № БС-4-11/[email protected]?

Смена режима налогообложения (с общего на УСНО) возможна лишь с начала налогового периода (то есть с 1 января). Причем такой переход предусматривает обязанность восстановить НДС, ранее принятый к вычету по имуществу, используемому и в рамках УСНО. Вместе с тем нормы Налогового кодекса содержали (до 2020 года) ряд правил, которые теоретически позволяли налогоплательщикам обойти и обязанность по восстановлению НДС, и ограничение на переход на УСНО в середине года. Инструментом для этого является реорганизация (когда правопреемник применяет УСНО или переходит на нее с момента своего создания). Правда, желаемый результат получают не все и не всегда.

12 февраля начали действовать новые правила делопроизводства и архивного хранения документов (приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. № 236 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2020 г.)).

12 Февраля 2020

Традиционно в канун нового 2020 года был принят ряд законов (налоговых и неналоговых), которые непосредственно затрагивают деятельность хозяйствующих субъектов. О том, какие новые нормы нужно учитывать в работе, – в нашем материале.

Работодатели используют различные варианты стимулирования своих сотрудников. Но, безусловно, самым эффективным является материальное поощрение в виде различных премий. Согласно п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях применения гл. 25 НК РФ относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. При этом при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, а также в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений. Так какие же виды премий и в каком периоде можно учесть для целей исчисления налога на прибыль, а какие – нельзя?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Шесть советов тем, кто получил повестку на допрос в налоговую

Автор — управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам»

Вызов на допрос свидетеля — одно из популярных мероприятий налоговых инспекторов. Для любого собственника бизнеса или наемного работника получить звонок от налоговиков или повестку о вызове на допрос — настоящий стресс. Как быть? Можно ли не приходить? Что говорить? Ответов на эти вопросы в Налоговом кодексе не найти — про допрос свидетеля в нем только коротенькая статья с минимумом информации. Вот несколько советов, проверенных на практике.

Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Чрезвычайный и уполномоченный

Здесь стоит вспомнить, что помимо обязанностей у налогоплательщика еще есть и право участвовать в отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Для юридического лица им может быть, например, руководитель, действующий на основании Устава или доверенности.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, наделенное правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, а также иными участниками в рамках законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Однако не любое физическое лицо может выполнять такие функции. Не могут представлять интересы налогоплательщиков в отношениях с налоговыми органами должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Читайте так же:  Камеральная проверка земельного налога

Для того чтобы полноправно выступать от имени налогоплательщика, представитель обязан иметь доверенность, оформленную должным образом (п. 3 ст. 29 НК РФ). В ней и указываются полномочия, которыми он наделяется.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем или иным имеющим на это право лицом и заверена печатью организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Ее можно составить в произвольной форме, но, как правило, рекомендуемая форма доверенности размещается на информационных стендах в налоговых органах.

Не реагируйте на вызов по телефону

Согласно п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Налоговый кодекс никак не регламентирует порядок вызова свидетеля на допрос. На практике инспекторы пользуются этим и вызывают на допрос либо телефонным звонком, либо повесткой с требованием явиться для допроса в качестве свидетеля.

На звонок из налоговой смело можете не реагировать, потому что такой вызов на допрос вас ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Вы удивитесь, но угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае вашей неявки законом тоже не предусмотрены.

Налоговое законодательство до сих пор не определилось с формой документа, которым вас могут вызвать на допрос. Инспекторы налоговой службы заполняют свои повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с УПК незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет, по каким вопросам предстоит давать свидетельские показания, а кто-то действует наоборот — цель допроса свидетеля не уточняет. Такая расплывчатость создается специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было бы застать врасплох и получить нужную информацию. Зачастую свидетеля ожидает и еще один сюрприз — для более эффективного вытаскивания информации налоговики часто организуют «группы психологического давления» и, запугивая, вынуждают свидетеля давать показания.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected]). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Обязанности нет, а наказание есть

Тем не менее в случае неявки законного или уполномоченного представителя в налоговый орган налогоплательщик привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.4 КоАП РФ.

В ней-то и определено, что при неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф:

  • на граждан — в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц — в размере от 1000 до 2000 рублей.

После того как будет выявлен факт совершенного административного правонарушения, налоговый орган непременно составит протокол (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о юридическом лице, протокол может быть составлен в течение двух суток со дня выявления правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если же будет необходимость провести административное расследование, то протокол составляется по его окончании. Срок проведения такого расследования не может быть больше одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 28.5, п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу. Рассмотрение возможно и в его отсутствие, но только в случаях, если имеются данные о том, что названное лицо надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, а от него не поступило ходатайство отложить рассмотрение дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

внимание

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу.

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

Читайте так же:  Ответственность за неуплату налога ндфл

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Проверяйте протокол

Протокол допроса свидетеля составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338. Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений. Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе. Если у свидетеля есть какие-либо замечания по записи свидетельских показаний, он имеет право отразить их в соответствующем разделе протокола.

Особо обратите внимание на то, что нарушение налоговиками порядка сбора доказательств, проведения допроса и заполнение протокола может привести к тому, что они не смогут использовать эти доказательства в суде. Так, бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Если гора не идет к Магомету.

Анализ положений Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что прямой обязанности налогоплательщика явиться по вызову в налоговый орган для дачи пояснений не установлено. Не предусмотрено и привлечение налогоплательщика, а также его должностного лица к налоговой ответственности за неявку в налоговый орган по вызову.

Тем не менее налогоплательщик, игнорирующий вызов в налоговый орган, несет определенный риск.

Налоговыми органами разработан целый трактат, названный Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и утвержденный приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. В нем приведены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговики заботятся о процветании своего детища, поэтому недавно приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/[email protected] критериев стало на один больше (их теперь двенадцать).

Среди них есть и такой, как непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (п. 9 приказа ФНС России от 30 мая 2007 г.).

Поэтому если получивший уведомление налогоплательщик не придет для дачи пояснений, а тем более если проигнорирует приглашение от налоговиков неоднократно, то, скорее всего, в ближайшем будущем к нему придут незваные гости с выездной налоговой проверкой.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Как правило, допрашивают в качестве свидетелей либо директоров проверяемой организации, либо руководителей компаний-контрагентов. Допросы свидетеля налоговики чаще всего используют, когда хотят доказать работу организации с фирмами-однодневками. На таких допросах налоговики задают следующие группы вопросов:

1) каков порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно:

• как и когда был выбран данный контрагент,

• откуда получена информация о нем,

Видео (кликните для воспроизведения).

• как осуществлялись контакты,

• кто и как подписывал договор и прочие документы,

• какие имеются контакты, реквизиты и пр.

2) реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора:

• какие услуги оказывались, какой товар поставлялся,

• как товары передавались, транспортировались, где хранились и пр.

3) вопросы к руководителю: кто, когда и как назначил его на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и прочие документы от имени организации.

Идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Рядовые будни

В последнее время участились случаи вызовов налогоплательщиков в налоговые органы на заседания комиссий по легализации «теневой» заработной платы. Насколько правомерны подобные вызовы?

Читайте так же:  Вернуть подоходный налог за автомобиль

Слушание по такому вопросу проводилось ФАС Дальневосточного округа (постановление от 1 ноября 2007 г. по делу № Ф03-А51/07-2/4597). Судом установлено, что налоговый орган в почтовом отправлении сообщил организации о необходимости явки на заседание совместной комиссии по легализации «теневой» заработной платы. Планировалось рассмотреть вопросы состояния расчетов с персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами.

В процессе слушания налоговый орган указал на факт неявки руководителя организации на заседание комиссии. В связи с чем ему повторно было направлено приглашение для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на основании статьи 19.4 КоАП РФ.

Судом не были установлены факты нарушения налоговым органом налогового законодательства, а также прав и законных интересов организации.

Суд сделал вывод о том, что приглашение руководителя организации для дачи пояснений не может нарушать ее права и законные интересы, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий.

В результате избежать штрафов должностным лицам не удалось.

Так что не стоит пренебрегать налоговиками и уж тем более игнорировать их приглашения, ведь может сложиться так, что даже суд окажется не на вашей стороне.

В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

За неявку в налоговый орган после письменного уведомления предусмотрена административная ответственность

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогового органа вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Полученное налогоплательщиком уведомление о вызове, составленное по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], содержит законное требование налогового органа.

Вместе с тем, согласно ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы относятся к органам, осуществляющим государственный надзор.

Неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, неявка в налоговый орган налогоплательщика, вызванного на основании письменного уведомления, составленного по установленной форме, влечет применение административного наказания.

Оцените работу своей налоговой инспекции — «Анкетирование».

Может ли свидетель не ходить на допрос в ИФНС, если в повестке не указано, о каком налогоплательщике будут спрашивать?

Налоговые инспекторы не обязаны при вызове свидетеля на допрос сообщать наименование проверяемой организации. Если свидетель проигнорирует вызов лишь на том основании, что в повестке не указано, о ком конкретно пойдет речь на допросе, налоговики вправе оштрафовать его на основании статьи 128 НК РФ. Такой вывод следует из решения ФНС России от 05.12.18 № СА-2-9/[email protected], опубликованного на сайте налогового ведомства.

В решении описана следующая ситуация. Гражданин (пенсионер) получил повестку о вызове его на допрос в качестве свидетеля «для дачи пояснений в рамках проведения мероприятий налогового контроля». Гражданин в назначенное время в инспекцию не явился. За это он был привлечен к ответственности на основании статьи 128 НК РФ. Согласно указанной норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля влечет штраф в размере 1 000 рублей.

Налогоплательщик обратился в ФНС с жалобой на действия налоговой инспекции. По мнению заявителя, спорная повестка составлена безграмотно, так как в ней не было указано конкретное дело, по которому его вызывают. Гражданин письменно и устно сообщал инспекторам о готовности явиться на допрос при условии, если ему направят повестку с указанием конкретной причины.

Однако Федеральная налоговая служба отказалась поддержать физлицо, указав на следующее. Налоговые органы вправе вызывать в инспекцию налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, за исключением:

  • лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор).

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).

При этом Налоговым кодексом не предусмотрено при направлении повестки и вызове свидетеля на допрос указывать информацию о наименовании налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. Таким образом, оспариваемые заявителем действия инспекции по его вызову на допрос не противоречат законодательству РФ.

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Что грозит при неявке

На допрос в налоговую был вызван финансовый директор предприятия. Свидетель на допрос явился только потому, что старательный налоговый инспектор, пытаясь добиться его явки для получения нужных показаний, стал угрожать свидетелю уголовным преследованием. Такие угрозы налоговиков юридически незаконны и косвенно говорят о том, что у налоговой ничего серьезного на вас нет. Важно помнить: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

При этом свидетелю на допросе в налоговой инспекции следует помнить, что согласно ст. 51 Конституции вы имеете право не давать показаний. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно.

Иногда лучше промолчать

Протокол допроса в совокупности с другими доказательствами может служить в суде доказательством вашей недобросовестности. Нам известен случай, когда директор и бухгалтер транспортного предприятия путались, забывали и давали различные показания на допросе в налоговой, а потом и на допросе в суде. Все это оказало негативное влияние на мнение суда о налогоплательщике. Решение было вынесено в пользу налоговой инспекции. Если у вас нет стопроцентно надежной версии событий, вы не помните что-то или не можете пояснить, лучше вообще не идти на допрос в налоговую инспекцию. Стоит пожертвовать несколькими тысячами рублей на штраф, чтобы ваши слова не были использованы против вас. Лучше потратить это время на то, чтобы качественно подготовиться к судебному заседанию самому и подготовить своих сотрудников.

Читайте так же:  Льготы по ндфл для многодетных родителей

Автор — управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам»

А если я не приду по вызову налоговой?? Чё будет? Умоляю ответьте, так не хочется идти, а вызывают.

А если я не приду по вызову налоговой?? Чё будет? Умоляю ответьте, так не хочется идти, а вызывают они на сегодня на 4 вечера

Максимум штраф по КоАП от 500₽ до 1000₽.

А почему не хочется идти? Может быть все же стоит послушать что они будут говорить. Хотя это и так понятно.

M1lleN1uM, мое мнение, что лучше все-таки прийти. Вызов для дачи пояснений — это законный способ получить информацию для контроля налогов. Он закреплен в п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Проигнорируете вызов — могут оштрафовать на 2000 рублей. Но это штраф именно за неявку. Даже если вы просто придете в налоговую, сядете напротив инспектора и будете молчать, то его уже не будет. К тому же ответственности за отказ от дачи пояснений нет. Но лучше так не делать)))))). Налоговые инспекторы — это такие же люди, как и мы с вами, не вижу смысла их бояться. Им дают указания и от них требуют отчёты. Сказать что-нибудь всегда лучше, чем игнорировать вопросы.

Да, вопросы могут быть неприятными и даже провокационными. Вместо одного инспектора может быть несколько человек. Но это не значит, что они точно всё про вас знают и уверены, что вы ведете незаконную предпринимательскую деятельность. Главное, чтобы вы саму себя убедили в том, что вы невиновна и никаких тортов никогда не пекли, и уж тем более на заказ, да и вообще торты печь не умеете))).

Арона, по данной статье штраф до 1000₽.

И на практике бывали такие случаи, что налоговики штрафовали должностных лиц за отказ от дачи пояснений и ссылку на ст 51 Конституции. Но насколько это законно и на сколько это применимо к обычным физическим лицам неизвестно.

Точно, Roman, это для должностных лиц штраф 2000. А для физиков 500 — 1000 руб. Спасибо, что исправили. Статью вспомнила, а глянула не на ту строку

Типичные ошибки на допросах при вызове в налоговые органы

Допрос сотрудниками налоговых органов уже достаточно долгое время является одним из часто используемых методов получения информации в целях проведения налогового контроля и выявления различных нарушений в данной сфере. Как правило, допрос применяется для таких целей, как выявление признаков фирмы-однодневки в отношении конкретного юридического лица, определение «номинальности» руководителя организации, получение подробной информации о конкретных коммерческих операциях от контрагентов предприятия, в отношении которого проводится налоговая проверка, установление лиц, в действительности осуществляющих управление фирмой, а также конечных бенефициаров ее деятельности.

В качестве свидетеля в налоговый орган в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Нередко в качестве свидетеля сотрудники налогового органа вызывают директора того либо иного юридического лица.

5. Не пользоваться при очевидной необходимости правом, предоставленным статьей 51 Конституции РФ . Право не свидетельствовать против себя, своих близких родственников также является абсолютным конституционным правом, которое не может быть ограничено. Вопреки сложившемуся убеждению, использование данного права на допросе не повлечет для допрашиваемого привлечения к какой-либо ответственности или вывода налогового органа о совершении правонарушения. Однако это может дать им неформальный повод для проведения более подробной и тщательной проверки и применения дополнительных форм налогового контроля. Тем не менее, по мнению автора, в случае необходимости лучше воспользоваться данным правом, чем дать показания, которые очевидно могут повлечь для допрашиваемого неблагоприятные последствия. Таким образом, разумеется, данным правом нужно пользоваться в исключительных объективных случаях, когда лучшего варианта найти не удалось.

6. Бояться говорить о том, что допрашиваемый не помнит каких-то конкретных обстоятельств. Разумеется, это не касается информации, которую человек объективно должен знать и помнить ввиду занимаемой им должности руководителя организации. Однако в остальных случаях, когда вопрос касается каких-то обстоятельств, имевших место продолжительное время назад, либо касающихся одного из многих контрагентов, либо конкретных цифр и дат, весьма закономерным будет являться ответ о том, что сейчас допрашиваемый этого вспомнить не может и ему необходимо сначала изучить соответствующие документы, чтобы невольно не вводить сотрудников налогового органа в заблуждение. Данное решение будет наиболее правильным, так как с одной стороны, не позволит допрашиваемому предоставить возможно не вполне достоверную информацию, а с другой продемонстрирует его готовность и желание давать ответы на вопросы, но невозможность этого по объективным причинам.

7. Не проверять указанные в протоколе допроса показания перед его подписанием. Очевидно, что данный совет универсален: необходимо внимательно читать любые документы перед тем, как их подписать. Это замечание особенно справедливо по отношению к протоколу допроса, так как его содержание является изложением показаний конкретного человека и лишь он несет за него ответственность. Ознакомление с протоколом допроса в налоговом органе должно быть особенно внимательным и тщательным. Нередкими являются случаи, при которых инспектор записывает показания допрашиваемого, перефразируя его слова, добавляя какие-то детали, из-за чего, как это ни странно, весь смысл сказанного может поменяться. Это справедливо и по отношению к порядку изложения информации, используемым словам и выражениям, а также конкретным фактам: все должно быть изложено именно так и именно с тем смыслом, который вкладывал допрашиваемый, а не как его понял сотрудник налогового органа.

8. Не настаивать на исправлениях и дополнениях, если показания допрашиваемого, по его мнению, указаны некорректно. Данный пункт, безусловно, согласуется и вытекает из предыдущего, но не является менее важным. Очевидно, если в ходе ознакомления с протоколом допроса допрашиваемый обнаружил, что его показания записаны некорректно, необходимо настаивать на исправлении. В данном случае необходимо понимать, что сотрудник налогового органа лишь фиксирует показания допрашиваемого лица и не имеет права их каким-либо образом корректировать, дополнять, оценивать и тому подобное. Лишь сам допрашиваемый, а также адвокат (в случае его участия в допросе) может оценить, насколько верно показания были зафиксированы. Как правило, на просьбы исправить или дополнить протокол допроса сотрудники налогового органа реагируют адекватно и и исполняют их. В случае же, если этого не произошло, данный факт, безусловно, необходимо отразить в графе протокола, предназначенной для замечаний.

9. Не отражать в протоколе допроса замечания по поводу нарушений, допущенных в ходе его проведения. Данные нарушения могут носить различный характер. Например, в качестве таковых могут быть указаны такие, как: факт не разъяснения допрашиваемому перед началом допроса его прав и обязанностей, проведение допроса неуполномоченным лицом, участие в процедуре допроса лица, не указанного в протоколе, отказ допрашивающего исправить те либо иные моменты в показаниях, оказание на допрашиваемого психологического давления и тому подобное. Все нарушения, обнаруженные и не устраненные в ходе самого опроса, необходимо указать в протоколе в соответствующей графе. В случае, если данной графы не достаточно для указания и описания всех нарушений, необходимо их зафиксировать на отдельном листе бумаги и приобщить к протоколу допроса с обязательным указанием в нем на данный факт. При этом не нужно бояться какой-либо отрицательной реакции на это со стороны допрашивающего: данные действия находятся строго в рамках действующего законодательства и каких-либо юридических последствий допрашиваемый не понесет.

Читайте так же:  Закрытие ип переплата по налогам

10. Не получать копию протокола допроса после его составления. Пунктом 6 статьи 90 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность лица, производящего допрос, вручить копию протокола допроса после его составления допрашиваемому лицу. Следовательно, директор, допрос которого был произведен, имеет безусловное право на получение копии протокола допроса. Данным правом необходимо пользоваться и не идти на встречу сотруднику налогового органа, который может убеждать, что копия протокола допрашиваемому не нужна, так как это лишь его показания и ничего больше. Наличие данного протокола вкупе с другими документами может в дальнейшем оказать существенную помощь в оценке рисков несения юридическим лицом либо его руководителем каких-либо неблагоприятных последствий, рисков проведения в их отношении налоговой проверки.

2 5 .0 3 .09 Неявка в налоговую — штраф?

Приглашение в налоговую инспекцию, как правило, вызывает не самые лучшие чувства у предпринимателей. Однако у налоговиков есть такое право, поэтому вызываются и вызываются налогоплательщики по самым разным причинам. О том, как должен быть оформлен такой вызов, можно ли наказать налогоплательщика за неявку в налоговый орган и какие последствия грозят при этом фирме, и пойдет речь в этой статье.

Право вызвать налогоплательщиков предоставлено налоговым органам подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Так какова же процедура его реализации?

Форма для вызова

Приглашение налогоплательщика для общения с налоговыми инспекторами не может иметь произвольную форму. Вызов производится на основании письменного уведомления по строго определенным правилам.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] В данном документе налоговый орган должен подробно указать, с какой целью вызывается налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент).

Данное Уведомление вручается непосредственно налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или направляется ему по почте.

Как себя вести на допросе

Вы пришли по повестке на допрос в налоговую, и группа налоговиков начала оказывать на вас психологическое давление, требуя определенных пояснений, давать которые вы не готовы. В ст. 51 Конституции сказано, что каждый может воспользоваться своим правом не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба — это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Проверка закончена. Приходите!

Одной из причин вызова в налоговую может быть окончание проводимой в отношении налогоплательщика налоговой проверки.

Налоговым кодексом определено, что лицо, в отношении которого проводилась такая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения ее материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Порядок вручения ненормативных правовых актов определен в письме от 1 августа 2008 г. № ШТ-8-2/[email protected] В частности, в нем указано, что налогоплательщики имеют право получать, наряду с другими документами, и налоговые уведомления (подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Направляться такие документы должны:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации;
  • по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенных к категории крупнейших.

Копии ненормативных актов налоговых органов могут быть вручены законным представителям налогоплательщика либо его уполномоченным представителям.

В письме № ШТ-8-2/[email protected] особо отмечено, что направлять ненормативные правовые акты и иные документы по месту жительства уполномоченного представителя налогоплательщика не допускается.

это важно

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов

Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний обойдется дороже в 3000 рублей. Столько же будет «стоить» дача заведомо ложных показаний. При этом нужно помнить, что штраф могут наложить именно на свидетеля, допрашиваемого в ходе дела о налоговом правонарушении. Если никакого дела нет, то и штраф накладывать не за что.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Налоговые органы как раз и относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах…»). Причем уведомление о вызове для дачи пояснений является тем самым законным требованием. Следовательно, неявка на основании уведомления налоговиков для дачи пояснений грозит штрафом в соответствии с вышеуказанной статьей. Размер административного штрафа для граждан составляет от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Источники

Штраф за неявку в налоговую по уведомлению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here