Сбор налога на недвижимость

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Сбор налога на недвижимость" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З «О налоге на имущество организаций», налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Объекты налогообложения

Налоговым кодексом РФ в качестве объектов налогообложения определены:

единый недвижимый комплекс;

квартира, комната или иного рода жилое помещение;

жилой дом (к данной категории может быть причислено любое жилое строение, возведенное на территории, выделенной под личное подсобное или дачное хозяйство, занятие огородничеством или садоводством);

гараж или парковочное место;

недостроенный недвижимый объект;

прочие здания, строения и помещения, в том числе коммерческая недвижимость, если речь идет о юридических лицах – налогоплательщиках.

Не причисляется к объектам налогообложения имущество, которое является частью общего имущества, относящегося к многоквартирному дому.

Читайте так же:  Как найти подоходный налог

Порядок расчета налога

Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.

При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости:

  • 10 кв.м. в отношении комнаты,
  • 20 кв.м. в отношении квартиры,
  • 50 кв. м. в отношении жилого дома.
  • 1 миллион рублей — в отношении единого недвижимого комплекса с жилым домом.

В случае, если при применении налоговых вычетов, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Поправочные коэффициенты

В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты, применяемые при расчете суммы налога:

  • 0,2 – при расчете налога за 2015 г.;
  • 0,4 — при расчете налога за 2016 г.;
  • 0,6 — при расчете налога за 2017 г.;
  • 0,8 — при расчете налога за 2018 г..

Начиная с 2019 г. поправочный коэффициент не применяется.

При этом сумма налога рассчитывается по формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2, где

  • Н — сумма налога, подлежащая уплате;
  • Н1 — сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости без учета поправочного коэффициента;
  • Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
  • К – поправочный коэффициент.

Пример расчета

Рассчитаем сумму налога на квартиру общей площадью 70 кв. м., расположенную в г. Балашихе на проспекте Ленина с кадастровой стоимостью 6 млн. рублей. Сумма налога за 2014 г., исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, составляет 950 рублей.

Справочно: Узнать кадастровую стоимость квартиры (жилого дома) можно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request), а затем самостоятельно с помощью калькулятора рассчитать сумму налога на имущество.

1. Итак, налоговый вычет составляет 20 кв.м., то есть налоговая база равна:

6 000 000 / 70 кв.м. * 20 кв.м. = 1 714 285,71 рублей;

2. Ставка налога на данную квартиру составляет 0,1 %.

(6 000 000 — 1 714 285,71) * 0,1 % = 4 285,71 рублей.

Применяем формулу расчета налога с учетом поправочного коэффициента:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2

Сумма налога к уплате за 2015 г. = (4 285,71-950)*0,2+950 = 1617,14 рублей

Сумма налога к уплате за 2016 г. = (4 285,71 -950)*0,4+950 = 2284,28 рублей

Сумма налога к уплате за 2017 г. = (4 285,71 -950)*0,6+950 = 2951,42 рублей

Сумма налога к уплате за 2018 г. = (4 285,71 -950)*0,8+950 = 3618,56 рублей

Сумма налога к уплате за 2019 г. и последующие годы = 4 285,71 рублей.

Порядок расчета налога на недвижимость

Налог на недвижимое имущество рассчитывается сотрудниками ФНС, которые затем отправляют уведомление по месту жительства плательщика. Однако это касается исключительно физических лиц, поскольку юридических лиц законодательство обязывает самостоятельно производить расчет данного сбора, подавать декларацию и производить оплату.

Для того чтобы рассчитать общую сумму налога на недвижимость, надо:

Узнать кадастровую стоимость объекта.

Определить для каждого объекта налоговый вычет и уменьшить облагаемую налогом площадь на соответствующее значение.

Полученный результат умножить на ставку, определённую для конкретного вида строения.

Сроки уплаты налога на недвижимость и штрафные санкции

Законодательство обязывает производить уплату налога на недвижимость физическими лицами до наступления 1 декабря года, идущего за налоговым периодом.

Уплачивается налог на недвижимость по факту получения от ФНС налогового уведомления. Перечислить платеж нужно по реквизитам подразделения ФНС, отвечающего за налоговый контроль территории, на которой расположен объект недвижимости.

Для юридических лиц сроки уплаты устанавливаются каждым субъектом РФ по своему усмотрению. Налог на недвижимость входит в число обязательных платежей для всех физических и юридических лиц. Уклонение от уплаты налога на недвижимость влечет за собой применение штрафных санкций.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налог на недвижимость

Практически закончился год, в котором правительство Российской Федерации приняло решение о принципиальном изменении порядка расчета такого сбора, как налог на недвижимость. Согласно действующим правилам, оплата налоговых платежей производится в установленный срок по истечению соответствующего налогового периода. В данной статье будут рассмотрены основные моменты начисления и уплаты данного вида налога, а также главные изменения, которые он претерпел в последнее время.

Классификация налога недвижимость

Налоговым Кодексом РФ налог на недвижимость установлен как региональный налог.

Отметим, что региональным и муниципальным властям законодательство предоставляет право определять размер налоговой ставки, а также вводить дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков.

Виды налога недвижимость

Налог на недвижимость включает в себя отдельные налоги:

налог на имущество физических лиц.

Льготы по налогу на недвижимость в Балашихе

Льготы по уплате налога на имущество имеют категории граждан, перечисленные в Налоговом кодексе Российской Федерации (федеральные льготы). К ним относятся:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • чернобыльцы;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • пенсионеры по старости и другие.

Законодательством города Балашиха дополнительных льгот по уплате налога на недвижимость на местном уровне не предусмотрено, поэтому многодетные семьи, малоимущие граждане уплачивают налог на имущество в полном размере.

Новое: Если прежнее законодательство предусматривало полное освобождение от уплаты налога по всем видам объектов для льготной категории лиц, то с 2016 г. льгота предоставляется по выбору налогоплательщика на один объект одного вида: 1) квартира, комната; 2) жилой дом; 3) специально оборудованные творческие мастерские, ателье, студии; 4) гараж или машино-место и т.д.

Например, если у пенсионера в собственности имеется квартира, комната, жилой дом и гараж, то он имеет право на льготу: на один объект по выбору — квартиру или комнату (так как указанное жилье входит в один вид объектов), жилой дом и гараж. При этом кадастровая стоимость льготного объекта недвижимости не должна превышать 300 млн. рублей.

Для получения льгот необходимо обратиться с письменным заявлением (по ссылке можно скачать форму заявления на льготу) в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, и документы, подтверждающие право на льготу.

Налог на имущество организаций понизили в Подмосковье до 1,7%

Ставка налога на объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, в 2020 году в Подмосковье составит 1,7%, сообщает пресс-служба министерства экономики и финансов Московской области.

Читайте так же:  Срок возврата подоходного налога после подачи декларации

«Ставка налога на имущество организаций в размере 1,7% снизит нагрузку на бизнес. По предварительной оценке, в 2020 году эта налоговая ставка будет применима более чем для 3 тысяч объектов недвижимости, и сумма налоговых поступлений по ним может составить порядка 7 миллиардов рублей», — рассказала министр экономики и финансов Московской области Елена Мухтиярова.

Ранее в соответствии с законом Московской области данная налоговая ставка на 2020 год была установлена в размере 2%. По новым правилам эта величина ставки будет достигнута только в 2023 году.

Принятый законопроект также предусматривает, что в отношении нежилых помещений площадью от 1 тысячи квадратных метров, расположенных в многоквартирных домах и используемых или предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, налог на имущество организаций будет исчисляться по кадастровой стоимости, а не по остаточной.

Налог на недвижимость

Налог на недвижимость – это обязательный безвозмездный платеж в бюджет со стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности физического или юридического лица. Налогом на недвижимость облагаются здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.

Основные элементы налога на недвижимость

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ любой налог считается действующим, если для него определены такие элементы, как:

порядок исчисления и сроки уплаты.

В некоторых случаях для тех или иных налогов могут устанавливаться льготы (пункт 2 статьи 17 НК РФ).

Размер налога на недвижимость

Согласно нормам Налогового Кодекса Российской Федерации:

0,1% кадастровой стоимости взимается: с гаражных построек, помещений, приспособленных для жилья, недвижимых комплексов, машино-мест, зданий, не превышающих 50 кв. м, предназначенных под ИЖС (Индивидуальное жилищное строительство), ЛПХ (Личное подсобное хозяйство), содержание садов и огородов и дач, а также постройки, находящиеся в стадии строительства, если они в будущем будут использованы как жильё;

2% кадастровой стоимости взимается: имущества, оцененного более, чем на 300 млн. руб.;

0,5 % взимается со всех остальных объектов налогообложения.

Возникновение обязанности по уплате налог на недвижимость

Возникновение обязанности по уплате налога на недвижимость происходит в случае одновременного соблюдения нескольких условий:

признание имущества объектом налогообложения;

наличие у лица права собственности на конкретное имущество;

получение уведомления от налоговой инспекции на уплату налога на данный объект.

Освобождение от данной обязанности предусмотрено лишь при наличии у плательщика права на соответствующую льготу.

Кто обязан платить налог на недвижимое имущество

Физические и юридические лица, за исключением тех, которым предоставлены соответствующие льготы, обязаны производить своевременную уплату налога за ту недвижимость, которая находится в их собственности.

Налоговые вычеты и льготы, позволяющие уменьшить налог на недвижимость

Отметим, что действующим законодательством предусмотрены определённые налоговые вычеты и льготы, которые позволяют уменьшить общую сумму налога на недвижимость, подлежащего уплате в бюджет. Так, для каждого вида помещения или строения предоставляется налоговый вычет, который уменьшает общую площадь жилья, облагаемого налогом. Так Налоговый Кодекс РФ предусматривает возможность получения плательщиками налоговых вычетов, размер которых зависит от типа недвижимости:

стоимость 50 квадратных метров площади – для дома;

стоимость 20 квадратных метров площади – для квартиры;

Видео (кликните для воспроизведения).

цена 10 квадратных метров – для комнаты;

1 миллион рублей – для недвижимого комплекса с жилыми помещениями.

Кроме этого, льготные категории граждан (ветераны, пенсионеры, инвалиды 1, 2 групп и прочие) полностью освобождаются от уплаты налога на один объект каждого вида недвижимости по желанию владельца собственности.

Например, если гражданин владеет двумя квартирами и двумя гаражами, то льготой можно воспользоваться в отношении одной квартиры и одного гаража, а за прочие объекты недвижимости придётся заплатить на общих основаниях.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»;
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Читайте так же:  Расходы на строительство дома для имущественного вычета

Ставки налога на имущество в Балашихе

Налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения установлены в г. Балашихе в следующих размерах (исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения):

Ставка в размере 0,1 % от кадастровой стоимости установлена в отношении квартир, комнат.

По ставке в размере 0,3 % облагаются:

  • жилые дома;
  • объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражи и машиноместа.
  • хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

По ставке 2 % облагаются объекты налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объекты, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей.

Прочие объекты недвижимости облагаются по ставке, равной 0,5 %.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие «в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…». То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/[email protected] «О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные «налоговые» нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

В чем заключаются изменения метода, по которому рассчитывается налог на недвижимость?

Основное изменение затронула порядок исчисления стоимости имущества, которое находится в собственности гражданина. Если раньше для определения данного параметра применялась инвентаризационная стоимость, то с 2016 года было принято решение брать за основу так называемую кадастровую цену. Этот момент является принципиальным, так как именно стоимость объекта недвижимости облагается налогом, который составляет от нее 13 процентов. Следовательно, за счет того, что кадастровая стоимость (максимально приближена к рыночной цене) ощутимо выше, чем инвентаризационная цена (которая представляет собой цену застройщика, переоцененную с учетом износа), то и налог на недвижимость с 2016 года повысился. Следует отметить, что на кадастровую стоимость объекта недвижимость оказывает влияние ряд факторов, среди которых:

  • степень развития инфраструктуры;
  • район, в котором находится объект;
  • расположение по отношению к объектам, имеющим социальное значение;
  • наличие дополнительных удобств (таких как парковка, детская площадка, видеонаблюдение и охрана).

На данный момент новый налог на недвижимость рассматривается как пилотный проект и реализуется на территории 28 регионов России, жители которых уже оплатили налог на недвижимость по-новому за 2015 год. Полный переход на испытываемую методику проведения оценки стоимости недвижимости планируется произвести в течение следующих пяти лет (к 2020 году). Целью введения подобных изменений считается стремление увеличить сумму поступающих в бюджет налогов.

Налоговый период

Налоговый период по налогу на недвижимость составляет год.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Налог на имущество (недвижимость) в Балашихе в 2017-2016 годах

Порядок, ставки и сроки уплаты налога на имущество в г. Балашиха Московской области на 2017-2016 год установлены решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 21.10.2015 N 02/11 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Балашиха» (с изменениями, действующими в 2016 г.).

Порядок и сроки уплаты налога на имущество в Балашихе

В соответствии с новым порядком, действующим с 2016 г., в Московской области расчет налога на имущество осуществляется на основании кадастровой стоимости. Такой порядок уплаты налога распространяется на следующее имущество:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.
Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения единый сельскохозяйственный налог

Обратите внимание, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2016 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2017 г., за 2017 г. – до 1 декабря 2018 г.

Налоговая база и налог на недвижимость

Налог на недвижимость обязаны уплачивать все собственники имущества: квартир, дач, гаражей, торговых и офисных зданий и даже недостроенных объектов.

Налоговая база определяется в зависимости от стоимости имущества.

Причём, теперь в большинстве случаев налог на недвижимость будет рассчитываться с кадастровой стоимости, которая близка к рыночной цене.

Напомним, что ранее налог на недвижимость рассчитывался с инвентаризационной стоимости, которая была намного меньше кадастровой стоимости объекта.

Однако до 2020 года в некоторых регионах по-прежнему может сохраняться принцип расчета суммы налоговых отчислений исходя из инвентаризационной стоимости имущества, которая на практике оказывается существенно более низкой, чем рыночная стоимость.

Таким образом, налог на недвижимость в течение 2015–2019 годов может определяться как от инвентаризационной стоимости (если регион еще не отказался от такого расчета), так и от кадастровой (если решение о применении такой базы в регионе принято). С 2020 года расчет налога будет возможен только от кадастровой стоимости.

Как будет происходить расчет налога на недвижимость 2020 года?

Ставка налога на следующий год сохраняется на прежнем уровне и составляет 0,1% от стоимости недвижимости. Что касается облагаемых объектов, то налог на недвижимость физических лиц налог на недвижимость физических лиц взимается при наличии в собственности:

  • недостроенное жилое здание;
  • любые помещения жилого типа (в том числе отдельные комнаты, квартиры и дома);
  • постройки для хозяйственных нужд площадью не более 50 метров квадратных, которые находятся на дачном участке.

Имеется информация о том, что для таких городов как Москва и Санкт-Петербург планируется повышение налоговой ставки.

Обновленная редакция соответствующего законодательного акта не отменяет предоставление налоговых льгот определенным категориям граждан. К ним относятся главным образом пенсионеры, люди с инвалидностью, ветераны. Для них предусмотрен особый расчет налога, при котором из имеющейся площади производится определенный вычет, вследствие чего размер платежа снижается (так как он напрямую зависит от данного показателя). При этом минимального значения налога не установлено: если имеющаяся площадь меньше, чем размер вычета, который должен быть предоставлен, то это означает освобождение собственника от данного вида налога.

Следует подчеркнуть, что местные органы власти имеют полномочия самостоятельно устанавливать перечень лиц, которые могут претендовать на получение льгот, вследствие чего имеются персональные условия налогообложения для жителей каждого отдельного региона России.

Введенные изменения затрагивают и юридических лиц, так как принадлежащие им объекты недвижимости в виде офисных или торговых площадей отныне будут облагаться налогом также исходя из кадастровой стоимости (ранее за основу принималась балансовая цена). Однако здесь в расчет принимается площадь объекта – она должна превышать 3 тысяч метров квадратных.

Планируемый налог на недвижимость — первый, за которым придут прямо в ваш дом

Александр Сидоренко, партнер Грант Торнтон в России

Преждевременное введение налога на недвижимость для граждан несправедливо и общественно опасно, — считает партнер Грант Торнтон Александр Сидоренко.

В современной российской истории налоговая тема стала предметом всеобщего внимания граждан.

Большинство элементов налоговой системы только косвенно затрагивают мысли и чувства. Для большинства граждан перемены в этой системе не несут ничего личного. Подоходный налог удержит работодатель. Он же заплатит НДС. Акцизы платит производитель. Уплаченные налоги растворяются в растущих ценах. Налоговая нагрузка является предметом головной боли предпринимателей и интереса специалистов.

Пожалуй, только транспортный налог потревожил спокойствие автовладельцев. Напомню, что предлагала широкая общественность. Если нужен вам этот налог, засуньте его в топливный акциз. Повысится цена литра на рубль, стерпимся и привыкнем. В транспортном налоге один из самых неприятных моментов – достать деньги из своего кошелька и заплатить. Когда наступает момент расставания со своими деньгами, хочется припомнить все хорошее в нашем транспортном хозяйстве: пробки, качество дорог, их протяженность и доступность.

Планируемый налог на недвижимость, по-существу, первый, за которым придут прямо в ваш дом.

Обоснование налога

В странах, где такой налог имеет достаточную историю, как правило, он служит основой самостоятельности местных муниципальных органов управления, ответственных за функционирование жизненно важных систем территории, на которой собирается налог (школы, пожарная охрана, муниципальная полиция, благоустройство). Выплачивая налог, налогоплательщик инвестирует в свое же благосостояние, направляя средства налога в развитие территории своего проживания.

Налог на недвижимость также призван вводить важные корректирующие механизмы в развитие рынка недвижимости посредством оценки эффективности использования земель. Изъяны ошибок планирования городов будут выявляться и, по мере возможности, исправляться.

Попробуем составить перечень целевых задач при введении такого налога.

1. Поддержание баланса системы социального партнерства граждан, их объединений, юридических лиц, как налогоплательщиков, с государственными органами власти всех уровней (федеральных, региональных и местных) на основе экономической обоснованности внедряемого налогообложения недвижимости, соблюдения норм социальной справедливости и социальных гарантий при установлении принципов налогообложения, создания понятной и прозрачной системы сбора налога.

2. Обеспечение наполнения местных бюджетов средствами от сбора налога, с одновременным развитием системы органов местного самоуправления. Во главу угла должны быть поставлены принципы целевого использования полученных местным бюджетом средств на социальное развитие округа, эффективное формирование его инфраструктуры и другие нужды на благо проживающего в округе населения и расположенных в округе организаций и коммерческих структур (нет налога без представительства). Налог на имущество должен расцениваться налогоплательщиками как действительно местный налог, как с точки зрения его установления, администрирования и сбора, так и с точки зрения контроля за использованием собранных средств. Налог на недвижимость не должен «изгонять» из округа плательщиков налога за счет применимых ставок к базе налогообложения, а наоборот привлекать в соответствующий округ дополнительных налогоплательщиков и дополнительные инвестиции за счет взвешенной политики сбора налога, разумного, целевого и контролируемого бюджета округа, прозрачности и гласности при исполнении местного бюджета.

Читайте так же:  Налог на водную технику калькулятор

3. Введение налога на недвижимость никоим образом не должно способствовать созданию дополнительных предпосылок для таких явлений как массовое вытеснение жилого фонда из деловых и культурных центров крупных городов, или превращения отдельных районов в подобие «гетто» с ярко выраженным расслоением населения по признакам уровня доходов или другим социальным и национальным признакам.

4. Должна быть на основе современных технологий тщательно проработана вся система администрирования налога. Налоговые уведомления, порядок уплаты налога должны быть просты и понятны налогоплательщику. Затраты по внедрения налога и его администрированию не могут быть чрезмерными. Это сведет на «нет» эффект от внедрения налога.

5. Должен быть обеспечен эффективный механизм рассмотрения аппеляций налогоплательщиков, и возможный механизм рассрочки (отсрочки) уплаты налога по объективный основанием. В то же время, должны быть предусмотрены меры ответственности и обеспечительные меры по своевременной уплате налога.

6. Налоговые ставки должны быть гибкими, своевременно учитывающими все изменения базы для исчисления налога и тенденции рынка недвижимости, так и финансового положения плательщиков налога. В то же время, налог должен быть универсальным. Невозможно массовое освобождение от уплаты налога большей части налогоплательщиков по основаниям недостаточности доходов для его уплаты. В этом случае подменяется сама суть налога. Он превращается в разновидность подоходного налога.

Поставлены ли задачи своевременно? Можно ли их решить?

Обозначу сразу свою позицию: Введение налога на недвижимость граждан преждевременно, несправедливо и общественно опасно. О пасность крайне негативного восприятия налога на недвижимость связана с рядом фундаментальных для целей данного налога явлений.

Проблема 1.

Подавляющая доля жилого фонда обрела своих собственников на основе внерыночного механизма приватизации жилья, что вступает в противоречие с установлением основ налогообложения на базе оценки рыночной стоимости жилых объектов. Для значительной части населения может еще длительное время существовать дисбаланс между «богатством» определенным на основе рыночной стоимости принадлежащего жилья, и «богатством» на основе текущих доходов. Причем такое несоответствие практически невозможно справедливо учесть через механизм льгот и преференций по уплате налога.

Проблема 2.

Массовая приватизация жилья не сопровождалась одновременным процессом формирования кондоминиумов (товариществ собственников жилья). Процесс создания ТСЖ запоздал и в настоящее время идет трудно и во многих случаях конфликтно. В результате проводимая реформа коммунального хозяйства сопровождается потенциальным ростом социальной напряженности, поскольку плательщик коммунальных услуг не имеет своего должного представителя на рынке. Рост стоимости коммунальных услуг уже воспринимается многими как скрытый и тяжелый для домохозяйства налог. Не исключено, что в этих условиях введение налога на недвижимость усугубит ситуацию и вовлечет дополнительные слои населения в «протестный» контингент. Вводимый налог будет восприниматься как двойное налогообложение.

Проблема 3.

Не следует забывать и о том, что в скором будущем раскроется еще одна «тайна» для обладателей жилья. Дома требуют время от времени капитального ремонта. До настоящего времени не имеется механизма постепенной аккумуляции средств собственников жилья на эти цели. На горизонте – «тройное налогообложение».

Проблема 4.

Известно, что в ряде регионов, особенно в крупных городах, темпы роста стоимости жилья многократно превышали показатели уровня инфляции. В результате возникли серьезные основания к тому, что столь резкий рост стоимости в значительной части обусловлен нерыночными механизмами. В дискуссиях о природе существенных расхождений между расчетной стоимостью строительства и фактическим состоянием рынка такой разрыв находил свое объяснение во влиянии нерыночных факторов (политика распределения земельных участков под строительство, отсутствие развитых механизмов рыночного оборота земельных участков, монополизм на рынке строительства и т.д.).

Проблема 5.

Формирование системы местного самоуправления во многих регионах не имеет очевидных позитивных результатов. Население для решения своих насущных проблем чаще обращается к методам создания неформальных объединений граждан, чем к решению их на уровне органов местного самоуправления. Поэтому введение механизма насыщения местных бюджетов через сбор налога на недвижимость должно сопровождаться повышением уровня доверия граждан к местной власти и активным вовлечением в работу местного самоуправления. Должны быть реализованы хотя бы элементы принципа «Нет налога без представительства».

Проблема 6.

Социально-общественный фон для введения налога на недвижимость представляется неблагоприятным. Идея введения налога может без труда перерасти в требование перераспределения через налог «богатства и роскоши». Тем самым смысл и цели введения налога будут полностью изменены.

Проблема 7.

Нет механизмов общественного контроля и гарантий целевого использования средств налога. В условиях последних коррупционных скандалов нелишне будет хоть приблизительно оценить их размер. По делу Оборонсервиса озвучивались разные суммы убытков и хищений. Например, 4 млрд. рублей. Если предположить, что средняя годовая сумма налога с квартиры в городе N составить 8 тыс.рублей, и в этом городе 500 тыс.домовладений, то мы получим ровно искомую сумму в 4 млрд.рублей. То есть, это годовая сумма планируемого налога на город с населением более 1 млн.человек.

Проблема 8.

У российского гражданина еще не устоялась психика налогоплательщика. Возвращаюсь к тому, что было ранее отмечено. Налог на недвижимость – деньги (в отличие от многих других налогов), которые граждане должны извлечь из собственного кошелька.

Вводить налог, возможно, нужно; возможно, долго и поэтапно. Но, уверен, что нельзя вводить налог, не имея оснований к тому, что искомые цели будут достигнуты.

Таким образом, одновременное скоординированное по темпам и промежуточным результатам проведение системных реформ (системы самоуправления, жилищной реформы, системы коммунального хозяйства, налоговой реформы) является фактором, определяющим возможности, сроки и темпы внедрения налога на недвижимость.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтапность внедрения налога на недвижимость может означать (а) изменение со временем метода налогообложения; (б) временное применение комбинации различных методов налогообложения; (в) изменение методов определения налоговой базы в сочетании с изменением ставок. Первым этапом может быть вовсе не налогообложение владения недвижимостью, а налог на продажу/покупку объектов недвижимости. Этот вид налога, будет куда более понятен и приемлем для налогоплательщика.

Источники

Сбор налога на недвижимость
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here