Решение по акту выездной налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Решение по акту выездной налоговой проверки" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Вынесение решения по результатам налоговых проверок

Решение по результатам налоговой проверки должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного на подачу возражени Однозначно не стоит рассчитывать на то, что решение будет вынесено непосредственно в день рассмотрения материалов проверк

Крайнюю дату решения можно определить по следующей формуле:

Продление срока на вынесение решения

Руководитель ИФНС либо его заместитель может своим решением продлить срок для вынесения решения, но не более чем на меся Конкретного перечня оснований для продления такого срока нет. Чаще всего он продлевается, если:

Оформление результата рассмотрения материалов налоговой проверки (принятие решения). Процедура, порядок, последовательность

Согласно пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ по результатам налоговой проверки, не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке, составляется акт налоговой проверки. Акт составляется независимо от того, были ли установлены факты нарушения налогового законодательства или нет. Форма акта налоговой проверки и требования по его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/[email protected]

Акт налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Пункт 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ содержит конкретный перечень реквизитов и информации, которую должен содержать акт налоговой проверки, а именно:

Акт налоговой проверки не должен содержать помарок и исправлений, за исключением тех, что были оговорены и заверены подписями лиц, подписывающих такой акт. Также налоговое законодательство РФ устанавливает требования по обязательному изложению в акте налоговой проверки фактов каждого выявленного налогового правонарушения:

  • вид нарушения налогового законодательства, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому относится налоговое правонарушение;
  • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки;
  • ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения налогового законодательства;
  • квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса РФ, которые были нарушены проверяемым лицом;
  • ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В акте налоговой проверки должны быть отражены все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным налоговым правонарушениям, в частности:

  • сведения о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах);
  • правильность и полнота отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете;
  • об источниках оплаты произведенных налогоплательщиком затрат;
  • об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком налогового правонарушения нарушения.

К акту налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, должны быть приложены следующие документы:

Акт налоговой проверки подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и налогоплательщиком, в отношении которого она проводилась или его уполномоченным представителем. Если проверяемое лицо отказывается от подписания указанного акта, в нем должностным лицом налогового органа делается соответствующая запись в акте. Акт налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка или его представителю под роспись или передается иным способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом или его представителем. В случае, уклонения проверяемого лица от получения акта, этот факт заносится в акт налоговой проверки, а сам акт налоговой проверки направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом по месту нахождения (если проверяемое лицо – организация) или месту жительства (если проверяемое лицо – физическое лицо). В течение пятнадцати дней со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения на акт налоговой проверки или представить в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность своих возражений в виде заверенных копий.

Затем руководитель налогового органа или его заместитель, рассматривающий материалы налоговой проверки принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом указываются:

  • конкретные налоговые правонарушения, совершенные проверяемым налогоплательщиком;
  • статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за совершение выявленного налогового правонарушения, конкретные меры ответственности;
  • размер выявленной недоимки по налогам, суммы начисленных пеней, штраф, подлежащий уплате.

Если руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки будет принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в решении должны быть изложены обстоятельства, послужившие принятию такого отказа.

Важно! И в первом и во втором случае решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки должны содержать:

  • сроки и порядок обжалования принятого решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и место нахождения налогового органа, уполномоченного рассматривать дела по обжалованию вынесенных решений и иные необходимые сведения.

В решении излагаются обстоятельства налогового правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности налогоплательщиком, поскольку они установлены уже проведенной налоговой проверкой (п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ). В решении должны быть указаны:

  • ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства совершения налогоплательщиком налогового правонарушения;
  • доводы налогоплательщика, направленные на его защиту;
  • результаты проверки доводов налогоплательщика по фактам совершения налогового правонарушения.

Зачастую решение о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности по итогам выездной налоговой проверки выносится налоговым органом в день рассмотрения материалов такой проверки, несмотря на установленный пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ десятидневный срок, который начинает исчисляться после истечения пятнадцати дней, в течение которых налогоплательщик вправе представить свои возражения по акту налоговой проверки. После вынесения руководителем налогового органа или его заместителем решения о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в таком привлечении, оно должно быть передано проверяемому лицу не позднее пяти дней с момента его вынесения. При этом налогоплательщику вручается оригинал решения с подписью руководителя и печатью налогового органа (см. Письмо Минфина России от 07.07.2011г. № 03-02-08/72).

Читайте так же:  Налоговый штраф проверить

Допмероприятия при налоговой проверке

Перечень таких мероприятий закрытый и включает в

В ходе допмероприятий налоговики могут лишь собирать дополнительные доказательства по нарушениям, уже зафиксированным в акте проверки, а не искать новые.

Какие-либо иные контрольные допмероприятия, например осмотр помещений, инспекторы не имеют права проводить.

Порядок рассмотрения материалов

Процедура изучения материалов подразделяется на три этапа.

Первый этап

Сначала осуществляются подготовительные действия (пункт 3 статья 101 НК РФ):

  • Оглашение перечня материалов, которые будут анализироваться.
  • Проверка явки лиц, вызванных на заседание.
  • Проверка полномочий явившихся лиц.
  • Оглашение прав и обязанностей участников.

После этого начинается основной этап рассмотрения материалов.

Второй этап

Производится анализ материалов на основании статьи 101 НК РФ. Представитель налоговой, на основании пункта 5 статьи 101 НК РФ, должен установить следующие моменты:

  • Наличие нарушений налогового законодательства.
  • Наличие оснований для привлечения к ответственности.
  • Наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, связанных с обнаруженным нарушением.

Сначала представители оглашают акт проверки, а затем возражения на него. На заседании исполняются своего рода прения.

Третий этап

Руководитель налоговой выносит решение по итогам рассмотрения материалов. На налогоплательщика или накладывается ответственность, или нет. Сразу решение оглашаться не будет. Его подготавливают в письменной форме, а потом вручают налогоплательщику.

ВНИМАНИЕ! Иногда налоговой требуются дополнительные доказательства для наложения ответственности. В этом случае проводятся вспомогательные мероприятия. По их итогам проводится повторное заседание на основании Постановления Президиума ВАС №391/09 от 16 июня 2009 года.

Вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Если решение налогового органа по результатам налоговой проверки направлено по почте заказным письмом, датой его вручения считается шестой день со дня его отправки. Срок начинает исчисляться в рабочих днях начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (см. п.п. 2 и 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Также статьей 101.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены отдельные сроки вступления решения налогового органа в законную силу, если проверяемым лицом на такое решение подана апелляционная жалоба:

  • решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе;
  • в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия;
  • в случае если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Возражения на акт выездной налоговой проверки: Порядок составления и предоставления

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Уже более 7 лет действует обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным проверкам. О том, как и в какие сроки составить возражения на акт выездной налоговой проверки, пойдет речь в настоящей статье.

Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной налоговой проверки составляется акт, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется даже в том случае, если налоговая инспекция при проверке не выявила никаких нарушений. Форма акта утверждена приказом ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/[email protected]

Акт вручается должностному лицу (либо его представителю) в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка в течение пяти дней с даты его составления, а при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 10 дней со дня его составления (п.5 ст.100 НК РФ). В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

К акту налоговой проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п.3.1 ст.100 НК РФ).

Что взять на заседание

Сначала налогоплательщику направляется акт налоговой проверки. Руководитель или бухгалтер рассматривают его, после чего составляют письменные возражения, если они есть. Возражения направляются в ИФНС. На заседание рекомендуется взять копию этого документа. На основании уже сформированных возражений будет проще объясняться с представителями налоговой.

Если возражения не были подготовлены, имеет смысл предварительно составить письменный перечень претензий. На основании этого списка представитель компании будет выступать на заседании. В дальнейшем из него можно сформировать апелляционную жалобу.

Рекомендуется захватить с собой также Налоговый кодекс, чтобы можно ссылаться на определенные статьи при отстаивании своих интересов. Стоит взять акт налоговой проверки и предлагающиеся к нему документы.

Как правило, на заседании выступающий представляет свои претензии к налоговикам. Рекомендуется основывать их на документах. Если имеются письменные доказательства позиции компания, следует взять с собой их копии.

Ознакомление с материалами налоговой проверки. Нарушения при выездной налоговой проверке. Право на ознакомление с материалами проверки.

Всем известно, что в случае проведения выездной проверки, налогоплательщику предоставлена возможность получить материалы проверки, в том числе и те, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий контроля, а также снимать с них копии, делать выписки.

Налоговое законодательство устанавливает довольно жесткие требования к порядку осуществления налоговыми органами мероприятий проводимого контроля, однако НК РФ не содержит прямых указаний на объем и порядок ознакомления проверяемого со всеми материалами проверки, чем зачастую пользуются налоговые органы, доказывая, что несоблюдение обозначенного права само по себе не говорит о существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки.

Рассмотрим, какие нарушения порядка предоставления налогоплательщику материалов налоговой проверки могут быть расценены судами как существенные процессуальные нарушения, наличие которых может служить причиной признания принятого решения незаконным.

Читайте так же:  Номер квартала в единой упрощенной налоговой декларации

Фабула дела:

По итогам выездной проверки налоговый орган вручил представителю ООО экземпляр акта проверки с приложениями на 230 листах. Согласно описи к акту прилагались протоколы допросов, поручения об истребовании документов и сопроводительные письма инспекций в адрес контрагентов, ответы на требования части контрагентов, протоколы расчета пени, расчет штрафа по НДФЛ, расчет суммы задолженности по НДФЛ. Представителю был вручен протокол допроса свидетеля, полученный в ходе дополнительных мероприятий контроля, никакие иные документы с актом проверки не были представлены.

Решением налогового органа Общество было привлечено к ответственности по причине недоказанности наличия хозяйственных операций с контрагентами. Решением арбитражного суда решение налогового органа было оставлено в силе, поскольку налогоплательщиком не была подтверждена реальность хозяйственных операций.

Общество еще в период обжалования решения проверяющих в судебном порядке обращалось в инспекцию с заявлением о предоставлении возможности ознакомления с банковскими выписками или предоставлении их в суд.

Сославшись на то, что выписки по расчетным счетам контрагентов содержат налоговую, коммерческую и банковскую тайну, налоговая отказала в предоставлении банковских выписок в электронном виде.

ООО в суде заявило ходатайство об истребовании доказательств (банковских выписок, документов по взаимоотношениями с контрагентами) у проверяющих, суд в удовлетворении ходатайства отказал, но обязал налоговую ознакомить заявителя с документами, установив для этого соответствующий срок.

Обществу были предоставлены материалы проверки в объеме более 5 тысяч документов, результаты ознакомления отражены в соответствующем протоколе, который подписан ООО с возражениями о том, что изучение документов проводилось визуально, вручную переписывались выписки по 3 банкам, по причине отказа в предоставлении копий указанных документов. На изучение документов заявителю было дано 2 дня.

В связи с ограничением времени на ознакомление с большим объемом документов, ООО обратилось в налоговую с заявлением о предоставлении материалов проверки, на что получило ответ с предложением самостоятельно сделать копии документов, дополнительно согласовав время ознакомления. Налогоплательщик обжаловал действия в Управление ФНС РФ, но жалоба не была удовлетворена.

Бездействие налоговой, выразившееся в непредставлении в полном объеме материалов проверки, подтверждающих факты налоговых нарушений, отказ в предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки, а также действия по ограничению выбора способа ознакомления с материалами проверки, выразившиеся в запрете делать копии документов послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд.

Судебный акт: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2019 г. по делу №А60-28780/2019

Выводы суда:

1. Статья 102 НК РФ об информации, содержащей налоговую и иную тайну, не исключает сбор и использование налоговым органом в качестве доказательств документов, свидетельствующих о фактах нарушений законодательства. Данная норма не препятствует выполнению налоговым органом положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ.

2. Положения НК РФ не содержат ограничений по представлению налогоплательщику документов, собранных инспекцией при проверке, в том числе содержащих налоговую или банковскую тайну. Поскольку аргументы проверяющих основаны (в том числе) на анализе выписок по счетам контрагентов в банках, они в обязательном порядке должны быть приложены к акту проверки.

3. Не только полное отражение в акте проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него является обязательным условием осуществления процедуры привлечения к ответственности. Предоставление права на ознакомление с материалами проверки в период производства по делу о налоговом правонарушении является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

4. Непредоставление полного пакета документов налогоплательщику для ознакомления является нарушением права на участие проверяемого в рассмотрении материалов проверки, поскольку это лишает плательщика права обладать полной информацией о вменяемых ему нарушениях, не позволяет обеспечить возможность защиты своих прав и интересов. Последующие ознакомления с материалами проверки также не свидетельствуют о предоставлении полного пакета документов.

5. Налоговый орган отрицал факт ограничения налогоплательщика в выборе способа ознакомления с материалами проверки, однако это не было зафиксировано в протоколе ознакомления. Суд учел показания представителя ООО, подтверждающие запрет делать копии выписок банка даже на телефон (нотариально заверенный протокол допроса свидетеля, в присутствии представителя налоговой).

6. Суд удовлетворил заявленные требования, поскольку предоставление права на ознакомление с материалами проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

Комментарии:

1) Как видим, попытка налоговой сослаться на налоговую тайну не помогла отстоять законность решения налогового органа в суде. Суд еще раз обратил внимание на то, что законодательство не предусматривает обстоятельств, при которых налоговый орган может быть освобожден от обязанности вручить проверяемому материалы проверки в полном объеме.

2) Из сложившейся судебной практики следует однозначный вывод о том, что плательщик имеет право на ознакомление с материалами проверки с использованием технических средств для формирования схемы защиты своих прав. В случае запрета на использование таких средств важно зафиксировать данный факт в соответствующем протоколе. От того, насколько полно заполнен протокол и отражены все замечания проверяемого, зависит судебная перспектива при оспаривании действий проверяющих.

3) Ранее проверяющие могли откладывать момент ознакомления с материалами проверки вплоть до их рассмотрения. Но с недавних пор ситуация изменилась — материалы проверок, завершенных после 03.09.2019, надлежит предоставлять налогоплательщику строго до рассмотрения дела и не позднее двух дней с даты подачи заявления о желании ознакомиться с материалами. Новшества напрямую направлены на то, чтобы обеспечить полноценное участие компании в рассмотрении материалов проверки и предоставить ей возможность подготовить обоснованные возражения.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл без налога

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес [email protected]

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу

Порядок вынесения руководителем налогового органа решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен статьей 101 Налогового кодекса РФ. Согласно пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки должно быть вынесено руководителем налогового органа или его заместителем в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного налогоплательщику для представления возражений. Следует учитывать, что рассчитывать вынесение решения непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки не стоит (см. п. 43 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013г. № 57). Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007г. № ММ-3-06/[email protected]

Обязанности налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки и принятии решения о привлечении к ответственности

Перед началом рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа или его заместитель, прежде всего, обязан:

  • объявить лиц, рассматривающих материалы налоговой проверки и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки всех лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Если лица, приглашенные для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки не явились в налоговый орган в назначенный день, руководитель налогового органа или его заместитель:

  • устанавливает факт извещения в установленном законом порядке участников проверки, принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц, либо об отложении такого рассмотрения;
  • проверить полномочия представителя налогоплательщика, в случае его участия от имени проверяемого лица (п.5 ст. 185, п. 1 ст.186 Гражданского кодекса РФ);
  • разъяснить права и обязанности всем лицам, участвующим в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, чье участие в данной процедуре необходимо (п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки при неявке проверяемого налогоплательщика составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.03.2007 года № ММ-3-06/[email protected] При отложении рассмотрения материалов налоговой проверки проверяемый налогоплательщик обязательно должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте нового рассмотрения. Все вышеперечисленные процессуальные действия подготовительного характера руководитель налогового органа или его заместитель должен выполнить с целью соблюдения условий рассмотрения материалов налоговой проверки. После этого руководитель налогового органа приступает к непосредственному рассмотрению материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа должно оглашается:

  • акт налоговой проверки;
  • иные материалы мероприятий налогового контроля;
  • письменные возражения налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Если проверяемый налогоплательщик по каким-то причинам не представил свои письменные возражения на акт налоговой проверки, он может их заявить устно непосредственно при рассмотрении материалов налоговой проверки, на котором он будет присутствовать. На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом исследуются:

  • представленные доказательства;
  • документы, ранее истребованные у налогоплательщика;
  • документы, представленные в налоговые органы при проведении проверки налогоплательщика;
  • иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Согласно пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящей статьей, является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки служит основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в этом.

Результаты рассмотрения материалов

Решение заседания составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС №ММ-3-06/[email protected] от 31 мая 2007 года. В документе прописываются обстоятельства нарушения, установленные в ходе проверки (пункт 8 статьи 101 НК РФ). В решении должны содержаться эти сведения:

  • Ссылки на бумаги, подтверждающие обстоятельства совершения нарушения.
  • Доводы, приведенные плательщиком в защиту своих интересов.
  • Итоги рассмотрения этих доводов.

Следующий пункт – решение о привлечении фирмы к ответственности. Оно сопровождается такой информацией, как:

  • Указание совершенных правонарушений.
  • Положения статей НК РФ, которые были нарушены.
  • Вменяемые меры наказания.
  • Размер обнаруженной недоимки.
  • Объем начисленных пени.
  • Штраф.

ВАЖНО! Решение обязательно должно сопровождаться указаниями на нарушенные законодательные акты. В обратном случае решение отменяется на основании пункта 10 Информационного письма Президиума ВАС №71 от 17 марта 2003 года.

Если плательщик не будет привлекаться к ответственности, также составляется решение. В нем указывается эта информация:

  • Размер недоимки, если она была обнаружена.
  • Сумма начисленных пеней.
  • Срок для обжалования.
  • Название и адрес налогового органа, рассматривающего дела по обжалованию.
  • Прочая нужная информация.

Решение об отказе в наложении ответственности не исключает материальную ответственность плательщика за правонарушения. Как правило, это пени.

Обжалование решения

Решение комиссии не сразу вступает в юридическую силу. Плательщику предоставляется срок для обжалования. Составляет он месяц. Оспаривание производится в апелляционном порядке. Для обжалования можно направить жалобу через структуру, которая приняла решение. Возможно частичное удовлетворение возражений налогоплательщика. Решение также может быть отменено.

Если на апелляцию поступил отказ, плательщик может направить исковое заявление в суд. Иск подается в суд, располагающийся по адресу органа, принявшего решение.

Читайте так же:  Налог на проданную квартиру полученную по наследству

Для повышения шансов на удачное рассмотрение иска нужно правильно его составить. Линия защиты может предполагать указание процессуальных нарушений, попрание прав налогоплательщика. К примеру, если проверка проводилась с ошибками, можно указать на них. Решение отменяется и в том случае, если к ответственности за нарушение привлечено ФЛ.

Решение по результатам налоговой проверки

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Обстоятельства, принимаемые во внимание на заседании

Как уже упоминалось, на решение о наложении ответственности могут влиять дополнительные обстоятельства. Они могут как смягчать, так и отягощать вину налогоплательщика. Перечень обстоятельств приведен в статьях 111 и 112 НК РФ. Рассмотрим смягчающие факторы (статья 112 НК РФ):

  • Нарушение, вызванное тяжелыми личными или семейными условиями.
  • Преступление, совершенное под влиянием угроз или принуждения. К примеру, это может быть принуждение, связанное с финансовой или служебной ответственностью.
  • Прочие обстоятельства, признанные судом или налоговой.

Обстоятельство, отягчающее ответственность – совершение аналогичного нарушения ранее.

После этого приводится содержательная часть:

конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;

законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);

сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу.

Последний пункт содержательной части возражений является очень важным, поскольку налоговой службе при рассмотрении возражений на акты налоговых проверок и жалоб на решения, рекомендовано учитывать сложившуюся в регионе арбитражную практику по данной тематике (письмо ФНС РФ от 11.05.2007 г. №ШС-6-14/[email protected]).

Решение по результатам налоговой проверки

Что касается вариантов итогового решения, то их всего

Какое именно из этих решений принято в отношении вас, вы, скорее всего, узнаете, только получив свой экземпляр решени

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

Проверка налоговой инспекции предполагает анализ целого ряда документов. Мероприятие, на основании пункта 6 статьи 100 НК РФ, включает в себя рассмотрение материалов, полученных в ходе проверки.

Какие сроки есть у налогоплательщика для составления возражений на акт налоговой проверки?

Письменные возражения к акту налоговой проверки налогоплательщик должен представить (по акту в целом или по его отдельным положениям):

в течение одного месяца со дня получения акта;

в течение 30 дней со дня получения акта (по консолидированной группе налогоплательщиков).

Пример №1

Налогоплательщик получил акт выездной налоговой проверки 30 мая 2016 г. Предельный срок представления возражений по полученному акту — не позднее 30 июня 2016 г.

Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.6 ст.100 НК РФ).

Письменные возражения и документы к ним направляются в ту налоговую инспекцию, которая проводила проверку (п.6 ст.100 НК РФ).

Возражения можно вручить лично или отправить по почте. Тогда срок (месяц) будет отсчитываться с седьмого дня с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Оформление возражения на акт выездной налоговой проверки

Законодательно установленной формы для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, как нет и четких требований к содержанию возражений. Однако следует соблюдать сложившийся на практике определенный порядок.

Вступление решения в силу

Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.

  • Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
  • Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
  • Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).

После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Налоговиков нельзя насильно заставить вынести решение по выездной проверке

Суды, включая ВС, не поверили, что затягивание «вердикта» вредит деловой репутации фирмы и отвлекает сотрудников от прямых обязанностей.

ИФНС провела выездную проверку фирмы и составила акт в феврале 2018 года. Подумав еще «немного» – примерно 2,5 месяца – налоговая в мае вынесла решение о проведении допмероприятий налогового контроля, длиться которые должны были 1 месяц.

Но по его истечении фирма не дождалась «приговора». Более того – все лето налоговики гоняли свидетелей на допросы, и в организацию поступали лишь протоколы допросов (последний пришел аж в ноябре).

А в сентябре фирма уже подала в суд, попросив признать незаконным бездействие налоговой, выразившееся в непринятии решения по проверке, и обязать инспекцию исправить это (дело № А40-222695/2018). Первая инстанция под Новый год отказала в удовлетворении требований, далее то же самое сделали апелляция и окружной суд, а в конце августа этого года истец получил «отворот-поворот» и от ВС (определение 305-ЭС19-13947). Кстати, ни одна инстанция не указала, что спорное решение к моменту рассмотрения уже вынесено – возможно, его не существует и по сей день.

Все к лучшему, решили суды

Аргументируя свою позицию, суды отмечали, что срок на вынесение налоговой решения, хоть и установлен НК, но не является пресекательным. Нарушение этого срока не влечет изменения порядка исчисления сроков на взыскание налога, пеней и штрафа, что «гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Налоговая тянет время не просто так, а в надежде составить адекватную картину нарушений, отметили суды. Истец вправе ознакомиться с результатами допмероприятий и подать возражения. Ранее этого момента решение не может быть вынесено, также подчеркнули суды. Иное привело бы к нарушению прав налогоплательщика. История умалчивает, что же там на самом деле произошло – налоговая не назначила рассмотрение материалов? Или руководство инспекции признало обязательным присуствие налогоплательщика, а тот уклоняется? В противном случае его неявка на рассмотрение не мешала бы налоговикам принять решение.

Читайте так же:  Какой максимальный налоговый вычет

Побочные эффекты

Уже в первой инстанции истец жаловался, что подвешенное состояние сказывается на его деловой репутации – контрагенты отказываются от сделок или требуют дополнительных гарантий. В том числе потому, что на допросах свидетелей налоговики высказываются об истце как о сомнительной фирме. Суд с полным непониманием отнесся к этому, поскольку согласно нормам НК все налогоплательщики «обязаны претерпевать мероприятия налогового контроля», а отказы контрагентов, по мнению судп, противоречат закону и обычаям делового оборота.

Также не приняты во внимание жалобы на то, что налоговики загружают сотрудников организации лишней работой – ведь, опять же, подвергаться проверкам – это святая обязанность налогоплательщиков.

Предоставление документов по налоговой проверке

Сроки рассмотрения материалов

На рассмотрение материалов выделяется 10 суток по истечении срока подачи возражений налогоплательщиком. Последний составляет 15 суток с даты получения акта проверки. Срок рассмотрения может быть продлен при наличии весомых обстоятельств. К примеру, налоговой потребовались дополнительные доказательства. Максимальный срок продления проверки составляет месяц.

В письменных возражениях приводится общая часть:

реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);

дата и место представления возражений;

даты начала и окончания проверки;

период проведения проверки;

наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.

Получив акт, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования актов выездной налоговых органов является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (решение АС Хабаровского края от 15.02.2016 г. №А73-17478/2015, определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).

Таким образом, перед судебными баталиями налогоплательщик должен пройти досудебную процедуру обжалования.

Что указывается в документе

В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
  • доводы компании в свою защиту;
  • результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
  • меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
  • размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
  • срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
  • наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.

В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Вручение решения

Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Возражения на акт выездной налоговой проверки: сроки и порядок

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, то на первом этапе ему необходимо составить письменные возражения к указанному акту (п.6 ст.100 НК РФ, письмо ФНС РФ от 07.08.2015 г. №ЕД-4-2/13890).

Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Может ли плательщик присутствовать на рассмотрении материалов?

Налогоплательщику обязаны направить уведомление, в котором указаны дата и место рассмотрения материалов. Если это уведомление направлено не будет, фирма сможет легко оспорить свое привлечение к ответственности. По сути, этот документ позволяет вызвать плательщика на мероприятие.

Если плательщик, получивший уведомление, не является на заседание, оно проводится без его участия. Однако руководитель имеет право отложить рассмотрение материалов в том случае, если участие налогоплательщика является обязательным.

Подготовка доверенности

Кто именно должен явиться на заседание? Не обязательно делать это именно руководителю фирмы. Более того, это даже нежелательно по следующим причинам:

  • Руководитель обычно не ориентируется в учете и исчислении налогов.
  • Из-за недостатка знаний управленец вряд ли сможет правильно ответить на все вопросы.

Можно направить на заседание бухгалтера. В этом случае на него составляется доверенность.

Привлечение к ответственности

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Сроки рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки

Письменные возражения по акту налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (а не со дня фактического представления налогоплательщиком возражений по акту проверки).

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

Видео (кликните для воспроизведения).

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

Источники

Решение по акту выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here