Реэкспорт валютный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Реэкспорт валютный контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Реэкспорт валютный контроль

Вопрос по реэкспорту.
Ввезен на территорию РФ импорт, лежит на СВХ. Получить разрешительный документ по нетарифке не представляется возможным. Продавец в Европе получать обратно свой товар и возвращать деньги не желает. Решили оформить реэкспорт в третью страну. Вроде бы не запрещено. Делаем тройственное соглашение в качестве дополнения к имеющемуся импортному контракту, где получатель в третьей стране подписывается тоже о согласии получить этот товар. Как быть с деньгами за товар, возможно ли обойтись без перечисления денег от импортера в третьей стране ? Можно ли им отправить этот груз бесплатно или по сниженной цене, так как эта отправка вынужденная ?

Не факт, что государство примет этот товар.

Нельзя — есть нетарифное регулирование

нет.
ст.310 ТК ТС

Нельзя — есть нетарифное регулирование

Статья 310. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства

1. Отказ в пользу государства — таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства — члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.2. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.

Это понятно, просто один из выходов. Ежели гос-во брать не согласится 🙂

Вопрос по реэкспорту.
Ввезен на территорию РФ импорт, лежит на СВХ. Получить разрешительный документ по нетарифке не представляется возможным. Продавец в Европе получать обратно свой товар и возвращать деньги не желает. Решили оформить реэкспорт в третью страну. Вроде бы не запрещено. Делаем тройственное соглашение в качестве дополнения к имеющемуся импортному контракту, где получатель в третьей стране подписывается тоже о согласии получить этот товар. Как быть с деньгами за товар, возможно ли обойтись без перечисления денег от импортера в третьей стране ? Можно ли им отправить этот груз бесплатно или по сниженной цене, так как эта отправка вынужденная ?

можно еще сгноить на СВХа, через 4-месяца государство само конфискует

Это понятно, просто один из выходов. Ежели гос-во брать не согласится 🙂

Реэкспорт валютный контроль

Подскажите, пож-ста, осуществляется ли валютный контроль, если товар ввезен в РФ по выпуску в свободное обращение и потом вывезен по реэкспорту по причине , например, брака- т.е. была предоплата, товар вовремя ввезли, в банке закрыли сделку, а потом этот товар вывезли- банк или финнадзор следит за возвратом денег или новым ввозом товара и каким образом?
И при ввозе товара на сумму менее 50000 долларов без открытия паспорта сделки, в какой форме осуществляется валютный контроль? Т.е. если оплатили 40000долл, а ввезли на 30000, банк или финнадзор контролирует каким-то образом, что 10000 надо вернуть или ввезти на них товар?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Подскажите, пож-ста, осуществляется ли валютный контроль, если товар ввезен в РФ по выпуску в свободное обращение и потом вывезен по реэкспорту по причине , например, брака- т.е. была предоплата, товар вовремя ввезли, в банке закрыли сделку, а потом этот товар вывезли- банк или финнадзор следит за возвратом денег или новым ввозом товара и каким образом?
Если по контракту Был ПС, то обе декларации автоматом упадут в банк и он будет знать обо всём и соответственно, если не предоставите СПД, СВО или не поступила валюта / не был ввезён товар, на конец года или на момент завершения контракта + 180 дней сдаст Вас в Росфиннадзор.

И при ввозе товара на сумму менее 50000 долларов без открытия паспорта сделки, в какой форме осуществляется валютный контроль? Т.е. если оплатили 40000долл, а ввезли на 30000, банк или финнадзор контролирует каким-то образом, что 10000 надо вернуть или ввезти на них товар?
Банк как налоговый агент вправе запросить у Вас документы.
Если Вы не предоставляете, может настучать в Росфиннадзор.
Формально за непредоставление документов по запросу, ответственность небольшая, но за этим последует наверняка разбор полетов по полной.

Подскажите, пож-ста, осуществляется ли валютный контроль, если товар ввезен в РФ по выпуску в свободное обращение и потом вывезен по реэкспорту по причине , например, брака- т.е. была предоплата, товар вовремя ввезли, в банке закрыли сделку, а потом этот товар вывезли- банк или финнадзор следит за возвратом денег или новым ввозом товара и каким образом?

Если вернете товар, банку это фиолетово.
Если Вам придут деньги, то попадут исключительно на Ваш транзитный счет. И не будут зачислены на расчетный счет, пока не сообщите банку основание платежа, например, что это возврат денег по контракту.

И при ввозе товара на сумму менее 50000 долларов без открытия паспорта сделки, в какой форме осуществляется валютный контроль? Т.е. если оплатили 40000долл, а ввезли на 30000, банк или финнадзор контролирует каким-то образом, что 10000 надо вернуть или ввезти на них товар?

Если у Вас предоплата, то при сумме менее 50000USD ПС не оформляется и СПД не предоставляется. Т.е. Вы никак не отчитываетесь за платеж. При каком-либо возврате денежных средств, см. выше.
При постоплате, СПД не предоставляется, даже при оформленном ПС.

Если по контракту Был ПС, то обе декларации автоматом упадут в банк

Если постоплата и нет ПС, то ДТ в банк не упадет. Совсем.

Реэкспорт как возможность реализации товара без ввоза в страну

Кожан Виктория Игоревна, аспирант факультета экономики; преподаватель экономических дисциплин Красногорского колледжа, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Изначально все внешнеэкономические отношения с зарубежными партнерами носили либо экспортный, либо импортный характер. При вступлении России в Всемирную Торговую организацию (ВТО) 22 августа 2012 года значительно изменилась актуальность внешнеэкономической деятельности и адаптация страны к условиям мирового рынка. Если изначально частные и государственные предприятия во внешнеэкономических связях были ориентированы на экспорт и импорт, то в связи с быстрым развитием рынка стало необходимостью использование более гибкой системы – реэкспорта товаров и продукции или международной посреднической торговли.

Читайте так же:  Реквизиты для уплаты торгового сбора

В научной, учебной и нормативно-правовой литературы в интернет-источниках дано несколько определений понятия «реэкспорт». Так, в соответствии с главой 40 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, реэкспорт – таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В международной практике реэкспорт делится на две основные группы:

— прямой реэкспорт – предполагает, что товар завозится на территорию страны-резидента;

— косвенный реэкспорт – предполагает, что товар не завозится на территорию страны-резидента, а напрямую отправляется к третьему лицу.

Существует так называемый «сборный» реэкспорт. Он предполагает, что фирма-производитель для сокращения денежных потерь распределяет производство по разным странам (где определенная часть производства стоит значительно дешевле), а затем ввозит все, как комплектующие изделия или детали для дальнейшей сборки.

Возможность осуществлять реэкспорт в РФ появилась после того, как в 1994 г. государства – члены СНГ подписали Соглашение о реэкспорте продукции и основных порядках выдачи разрешений на него. Для регулирования тарифного и нетарифного состояния при реэкспорте товаров двойного применения были предоставлены экономические льготы. В Таможенном кодексе не определен ряд товаров, разрешенных к реэкспорту, но есть 15 наименований, запрещенных к свободной реализации (например, драгоценные камни и металлы, вооружение, рентгеновское оборудование и т.д.). Товар, который разрешен к реэкспорту, должен иметь ряд признаков:

— должен быть иностранного производства;

— не быть использованным (за исключение случаев обнаружения дефектов) ;

— должен пройти идентификацию по документам;

— не должен модернизироваться и ремонтироваться.

При фактическом реэкспорте продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации, не заявляется как предназначеннае напрямую и исключительно для реэкспорта.

Так как реэкспорт – это вывоз продукции иностранными поставщиками с территории государства, то возникает необходимость рассмотрения оформления операции по реэкспорту.

Поставщикам необходимо оформить груз при пересечении границы в соответствии с теми требованиями, которые соответствуют таможенному режиму страны, на которой осуществляется реэкспорт: это оплата таможенных пошлин, налоговых сборов. Непосредственно в Российской Федерации можно выделить 4 вида таможенного режима:

— основные режимы: экспорт, транзит, производство для внутреннего потребления;

— экономические режимы: свободный склад, таможенный склад, временный ввоз, внутренняя и внешняя переработка;

— завершающие режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение или отказ в пользу государства;

— специальные режимы: беспошлинная торговля.

При этом использование реэкспорта с точки зрения экономической выгоды для предприятия имеет два направления. Во-первых, снижение налогового бремени. Так, при косвенном реэкспорте товары, не ввозимые на территорию страны-резидента, не подлежат начислению НДС. При реэкспорте ввезённые товары вывозятся без погашения таможенных платежей или с возвратом. Во-вторых, значительно уменьшаются транспортные расходы на перевозку товара от поставщика к покупателю, что влечет увеличение экономической выгоды.

Реэкспорт возможен с разрешения Таможенного органа Российской Федерации в порядке, представленном и определяемом Государственным Таможенным комитетом либо нормативно-правовым актами (законодательными) или международными договорами. Сам реэкспорт имеет ограничения по сроку нахождения на территории РФ и возможен не более чем на 1 год, а возврат таможенных пошлин оформляется сроком не позднее 6 месяцев.

Одним из видов регулирования реэкспортных операций является валютный контроль, который четко регламентирован и описан. В основном он сводится к осуществлению регулирующих и контрольных действий в части осуществления безналичных расчетов по внешнеторговым операциям, которые осуществляются в иностранной и рублевой валюте. Валютное регулирование – это форма государственного воздействия на стороны-участники внешнеэкономических действий для защиты национальных интересов.

Методом валютного регулирования являются так называемые «валютные ограничения»: государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Правильность исчисления суммы стоимости товара, предназначенного для реэкспорта, определяется исходя из заключенного договора или контракта поставки. А саму операцию купли-продажи рекомендуется консультировать в уполномоченном банке, который может отказать в контроле операций по ней, если документы для предстоящей сделки не надлежаще оформлены или содержат ошибочные сведения сторон-участников внешнеэкономической сделки.

В Российской Федерации понятие «реэкспорт» для простых обывателей громко прозвучало в августе 2014 года. Связано это было с Указом Президента РФ от 06 августа и Постановлением Правительства РФ от 07 августа 2014 года, в котором было решено ввести эмбарго на поставку ряда продовольственных товаров из стран, вводивших экономические санкции против физических и юридических лиц РФ, сроком на 1 год.

Данное решение было ответным жестким ходом против ранее введенных экономических санкций против физических и юридических лиц Российской Федерации. Под действие эмбарго попал ряд товаров и продукции, произведенных в странах Европейского Союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Данный шаг имел безпереходный период, поэтому на границе с Российской Федерацией застряла вереница колон с сотнями тысяч тонн продуктов (к переходу границы допускалась только та продукция, у которой по документам срок закупки стоял до 07 августа и имелась 100%-ная предоплата).

При введении таких мер было решено ввести импортозамещение запрещенных товаров из других дружественных стран, таких как Белоруссия, Казахстан, Турция, а также предполагало развитие отечественного агропромышленного комплекса за счет вытеснения расширения рыка сбытов и вытеснения конкурентов из-за рубежа. Как показало время, такое замещение носило как положительную, так и отрицательную динамику.

Ярким негативным моментом стало повышение цен на продукцию, в частности на свинину и рыбу, при этом были проведены проверки по возможным картельным сговорам и возбуждены административные дела на продовольственных спекулянтов. Отрицательным стало и изменение ассортимента продукции на прилавках.

Уже к сентябрю множество российский предприятий производителей приспособились к измененной ситуации и стали извлекать повышенную прибыль, а страны, осуществляющие импортозамещение, увеличили свой экспорт. Однако данные Министерства сельского хозяйства РФ по импорту существенно занижены по ряду номенклатурных наименований по сравнению с данными научно-исследовательских институтов.

Читайте так же:  Подоходный налог с карты сбербанка

Такое несоответствие привело к размышлению о «серых» схемах в экспорте товаров из стран, которые занимаются импортозамещением. Так, в средствах массой информации в конце августа появились сообщения о «Белорусском продовольственном оффшоре», а именно о реэкспорте зарубежных запрещенных товаров через территорию Белоруссии (так, польские яблоки были перемаркированы на белорусские и ввезены в Россию). Чем же плоха данная схема для российского потребителя? Получается, что за счет них пытаются обнулить эффект от санкций для стран Евросоюза, так как избранный сценарий ограничивает конкуренцию и провоцирует рост цен на продукцию и ни к коем случае не является законным реэкспортом, который составил около 10% от ввозимой продукции из Белоруссии.

Вследствие подрыва «авторитета» белорусской стороны и уличения реэкспорта запрещенных продуктов, которого они обещали не допускать, 21 ноября 2014 года глава Россельхознадзора РФ обозначил ужесточенные требования к продукции растительного происхождения, ввозимой через белорусско-русскую границу, и привлечению белорусских предпринимателей к ответственности. Так, уже 30 ноября весь транзит товаров через РФ из Белоруссии невозможен без досмотра, а незаконный груз утилизируется после решения суда. 01 и 02 декабря 2014 года российские службы работали на территории республики Беларусь для выявления интересующих их производителей и получения полной информации о них.

Стоит отметить, что все проведенные действия носят правовой характер, так как в соответствии с заключенным соглашением стран СНГ о реэкспорте (статья 6,7) существует ответственность за несанкционированный реэкспорт. Так, в случае несанкционированного реэкспорта страна, в которой создан товар, может потребовать возмещения компенсации по нанесенному ущербу или применить санкции. Государство может приостановить или вообще прекратить поставки таких товаров в ту страну, предприятия которой совершили несанкционированный реэкспорт, или применить другие санкции, которые прописаны в нормах международного права.

1. Реэкспорт является самостоятельным таможенным режимом, который предполагает вывоз с территории РФ товара, несопряженного для сторон внешнеэкономической деятельности какими-либо обязательствами перед таможенными органами.

2. Существуют определенные требования как к самому товару, подлежащему реэкспорту, так и к самому процессу реэкспорта. Важным требованием к сделке по реэкспорту является отсутствие какой-либо переработки или доработки товаров, участвующих в реэкспорте. Возможны только незначительные изменения, не меняющие номенклатурного наименования товара.

3. Операции по реэкспорту чаще всего возникают по заказу конечного импортера, это связано с его экономическими выгодами, если он не имеет внешнеэкономических связей со страной-экспортером или он не хочет нести затраты, связанные с такими операциями и ему проще обратиться к реэкспортеру. В настоящее время причиной возникновения реэкспортных операций в Российской Федерации связаны с торгово-политическими условиями и введенными экономическими санкциями заинтересованных сторон.

4. Существует вероятность возникновения «торговой войны» между Россией и Белоруссией. Это связано с возникновением претензий государств друг к другу. Так, Россия вводит запрет на поставку некоторых видов продукции в связи с недобросовестной поставкой продуктов и незаконным реэкспортом, в ответ Белоруссия считает, что Россия нарушает нормы Таможенного союза и создает неудобства самой Белоруссии из-за своих недобросовестных перекупщиков.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Что такое косвенный реэкспорт и чем он отличается от обычного

Подробнее о вопросах, связанных с косвенным реэкспортом, вы можете прочитать в нашей новой статье .

Реэкспорт в практике внешнеэкономической деятельности делится на две категории, а именно, на прямой (обычный) и косвенный. В сфере таможенного дела понятие “косвенный реэкспорт” не существует. В связи с этим возникает путаница.

Например, Ваша фирма зарегистрирована в России, а вы хотите продать товар в рамках трехсторонней сделки из Китая в Германию. Первый путь — товар ввозится из Китая в Россию и перепродается в Германию. В этом случае при перемещении товара через границу РФ будет проходить полноценное таможенное оформление в таможенных органах. При вывозе товара конечному покупателю в Германию товар будет помещен под таможенную процедуру реэкспорт (глава 40 ТК ТС).

Если же вы отправляете товар из Китая напрямую в Германию, не ввозя его на территорию РФ, то мы имеем дело с косвенным реэкспортом. Товар отправляется напрямую к третьему лицу, минуя условие пересечения границы страны-резидента. В этом случае полностью исключается участие в процессе таможенных органов РФ.

В чем плюсы косвенного реэкспорта:

— снижение расходов на доставку товара, проще логистика, а значит, продавец может снизить цену на товар;
— возможность снизить цены становится конкурентным преимуществом для участника ВЭД;
— при косвенном реэкспорте не нужно платить налог на добавленную стоимость, в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ

Валютный контроль косвенного реэкспорта

Валютный контроль косвенного реэкспорта представляет собой валютный контроль безналичных расчетов, как в иностранной валюте, так и в рублях РФ, согласно Федеральному закону № 173-ФЗ “О валютном регулировании и контроле”.

Видео (кликните для воспроизведения).

Документом, подтверждающим реэкспортную сделку, считается договор поставки или контракт. Подтвердить правильность оформления документов рекомендуется в уполномоченном банке, который будет осуществлять контроль валютной операции.

Особенности валютного регулирования косвенного реэкспорта

Участник ВЭД, осуществляющий косвенный реэкспорт, не должен собирать для банка строго регламентированный пакет документов. Это может быть договор поставки, акт выполненных работ, CMR, инвойс или товарная накладная по форме ТОРГ-12.

Согласно Инструкции Центрального Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» осуществление сделки в рамках косвенного реэкспорта проходит без оформления паспорта сделки.

Также в случае косвенного реэкспорта валютные контролеры не следят за сроками исполнения контракта и зачисления валютной выручки. Это не фиксируется, как нарушение. Для валютных контролеров важен факт передачи товара от продавца к покупателю.

Таким образом, косвенный реэкспорт имеет значительные преимущества для участников ВЭД, в том числе с точки зрения сокращения расходов, времени транспортировки и документооборота, но требует предварительной подготовки, в том числе дополнительного ознакомления с действующими законодательными актами, и тщательного составления контракта.

Читайте так же:  Налог на водную технику калькулятор

Подробнее о косвенном реэкспорте

Косвенный реэкспорт — понятие, принятое в международной торговле, но не имеющее никакого отношения к таможенному делу. Это связано с тем, что при косвенном реэкспорте товар, приобретенный у иностранного продавца, не пересекает таможенную границу страны покупателя, а сразу же перепродается в третьи страны. Например, если в сделке подобного рода в качестве «посредника» выступает российский предприниматель, товар не будет въезжать на территорию РФ, то есть будет осуществлена так называемая «продажа товара в пути».

Получается, что груз не проходит таможенного оформления на границе России, и данный формат движения товара не описан в ТК ЕАЭС. Поэтому, несмотря на обилие информации в сети, у участников ВЭД возникает масса вопросов по данной теме. Ниже мы постараемся осветить наиболее существенные моменты по этой теме.

Заключение договора при косвенном реэкспорте

Первый вопрос, с которым сталкивается предприниматель, планирующий осуществить перепродажу товара без фактического ввоза в РФ – как документально оформить сделку?

Оптимальным в данном случае будет заключение двух договоров: первый – с зарубежным продавцом, второй – с зарубежным покупателем. В отличие от трехстороннего контракта, это позволит скрыть данные своего поставщика и цену первоначальной закупки от конечного покупателя. При этом необходимо правильно выбрать условия поставки Инкотермс. От иностранного поставщика желательно получить уже оформленный на экспорт груз, то есть базис EXW исключается. Чаще оговаривается доставка груза до указанного российской фирмой склада зарубежного перевозчика, на котором, в случае необходимости, закрывается TIR первого контракта. На этом обязательства продавца считаются выполненными.

Далее начинается поставка товара конечному покупателю, открывается новый документ международной перевозки, сопровождаемый обновленными в соответствии со вторым контрактом документами. Таким образом, иностранный получатель не увидит первоначальную стоимость товара, уплаченную российской компанией.

Важно понимать, что в данном договоре лучше не использовать базис поставки DDP, поскольку в этом случае продавец обязан самостоятельно осуществить все операции и платежи, связанные с таможенным оформлением в стране покупателя. Для российского юридического лица сделать это будет проблематично, поскольку оплатить НДС за рубежом сможет только резидент этой страны. В итоге, придется договариваться с иностранным покупателем об уплате НДС с их стороны и разбираться с вопросом – когда и в каком порядке это должно произойти.

В данной ситуации российская компания вынуждена будет заключить договор с иностранным брокером, поскольку отечественные компании таможенных представителей не имеют право работать в данной сфере за рубежом, за исключением случаев наличия официально зарегистрированных иностранных филиалов.

Также возможен следующий вариант: российская компания заключает договор поставки, включающий несколько приложений, согласно которым часть товара будет поставляться в рамках классической процедуры экспорта (или реэкспорта), а часть товара – по схеме косвенного реэкспорта. В приложениях могут быть описаны разные условия поставки, сроки оплаты и так далее, но следует помнить, что договор единый и правила валютного контроля в части предоставления подтверждающих документов и соблюдения сроков зачисления валюты распространяются на все его части.

Заключение договора с участием компании-резидента стран ЕАЭС

Особо следует остановиться на ситуации с оформлением сделки в том случае, если в качестве конечного получателя груза выступает, например, компания из Белоруссии или Казахстана, то есть из одной из стран Евразийского Союза. Согласно ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом может выступать лицо государства-члена, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, либо от имени или по поручению которого заключена сделка, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу. По сути российский и, например, белорусский контрагенты являются друг для друга иностранными компаниями, и в теории применима схема с двумя контрактами, описанная выше.

На практике, с учетом особых условий торговли между странами — участниками Евразийского экономического союза (пошлина 0%, оформление статистических форм ДТ), сотрудники таможни с трудом воспринимают такую схему. Ведь в договоре значится только российская и белорусская компании, а товар при этом следует не с территории РФ, а ввозится из-за пределов Союза. Для таможенного оформления поставки запрашивают трехсторонний договор и, в результате, конечный покупатель получает всю информацию о совершенной сделке, в том числе данные поставщика и закупочные цены.

Валютный контроль при косвенном реэкспорте

С учетом общих положений гл. 4 инструкции 181 ЦБ РФ общий порядок учета договоров и предоставления подтверждающих документов к контрактам, заключенным в рамках схемы косвенного реэкспорта, не применяется, так как в этом случае внешнеторговая деятельность осуществляется без ввоза или вывоза товаров с территории России. Для документального закрепления этого момента имеет смысл включить в договор фразу о том, что товар не предназначен для ввоза и реализации на территории РФ.

По сути, весь контроль сводится к проверке безналичных валютных расчетов между участниками сделки. Движение денежных средств обосновывается и подтверждается собственно договором, инвойсами, CMR и так далее. При этом к данному типу контрактов не применяются временные ограничения по срокам зачисления денежных средств. В любом случае, по данному вопросу желательно предварительно проконсультироваться в вашем уполномоченном банке.

Уплата НДС в случае косвенного реэкспорта

Согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является реализация товаров на территории России. При проведении сделки по схеме косвенного реэкспорта, в соответствии со ст._147 НК, местом продажи продукции территория РФ не является, поскольку он физически не находится на территории нашей страны. Поэтому сама реализация товара не облагается НДС, на нее не выставляются счет-фактуры. Налогообложению подлежит исключительно прибыль российского юридического лица, полученная в процессе перепродажи.

Все расходы, связанные с проведением сделки (транспортировка, страхование груза, возможные платежи при таможенном оформлении за рубежом), подтвержденные официальными документами, должны приниматься налоговыми службами РФ к вычету, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу. К остальным документам, которые могут понадобиться бухгалтерии, можно отнести инвойсы, CMR с отметками о доставке груза, таможенные декларации, оформленные за рубежом продавцом и конечным получателем грузов.

Также следует помнить, что при покупке товара у иностранного контрагента с НДС, возместить его в России не получится, ведь вы, по сути, уплачиваете этот налог в бюджет другой страны.

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет на лечение сумма

В итоге следует отметить, что использование схемы косвенного реэкспорта несет для участника ВЭД множество преимуществ, позволяя становиться более конкурентоспособным на рынке. Однако это требует от предпринимателя предварительной проработки вопроса и подготовки к работе в данном режиме юридического и бухгалтерского отдела компании.

Валютный контроль при экспорте

Сделки, связанные с внешнеэкономической деятельностью, стоят на особом контроле государства — за их проведением следят и налоговые, и таможенные органы, а также Центробанк и уполномоченные агенты. Чтобы не потерять времени и не попасть на штрафы, необходимо строго соблюдать основные положения законодательных актов, в частности «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Валютный контроль при экспорте товаров и услуг

Согласно законодательству РФ, участники ВЭД при продаже товаров или услуг за границу, обязаны:

  • обеспечивать своевременное зачисление дохода, полученного в ходе экспортных операций, на рублевые или валютные счета на территории РФ;
  • контролировать соблюдение сроков подачи документов по основным контрактам для осуществления валютного контроля;
  • регулярно предоставлять отчетность в контролирующие органы о проведенных сделках.

При этом процедура валютного контроля для экспортеров выглядит следующим образом:

  • оформляется декларация на совокупность товаров — на этом этапе за ВК отвечает таможенная служба;
  • после поступления оплаты за товар в течение 15 дней предоставляется справка о подтверждающих документах;
  • банк осуществляет контроль и проверку средств, поступивших от иностранного партнера.

До 1 марта 2018 года для сделок, превышающих размер в $50 000, требовалось оформлять паспорт сделки. Процедура считалась довольно сложной и часто вызывала критику со стороны экспертов. Сегодня для экспорта товаров ПС уже не нужен. Вместо этого банк самостоятельно регистрирует договор (с присвоением уникального номера), если сумма сделки составляет более 6 миллионов рублей.

Рублевый эквивалент рассчитывается исходя из текущего курса ЦБ на день обращения в банк.

Как избежать рисков

Необходимость валютного контроля обусловлена несколькими причинами. В частности, государство пытается таким образом пресечь фиктивные ВЭД-контракты, целью которых является вывод денег за границу без осуществления поставок реального товара.

По закону вся валютная выручка должна быть возвращена в Россию на счета банков, зарегистрированных на территории нашей страны. Штраф за нарушение сроков репатриации (или и вовсе за невозврат денег «на родину») прописан в ст. 15.25 КоАПП. Если сумма контракта превышает 9 миллионов рублей, то в дело вступает и УК РФ — в зависимости от тяжести правонарушения суд может назначить крупный штраф, принудительные работы или даже тюремное заключение.

Агентами валютного контроля при экспортных сделках выступают таможенная и налоговая службы, а также уполномоченный банк. Все они могут заявить о нарушении закона, если отметят наличие оснований для подозрений в незаконной финансовой деятельности.

Избежать штрафов легко — достаточно правильно оформлять документы и не нарушать сроки их представления. Еще один важный момент — соблюдение сроков поступления денег, предусмотренных контрактом. Штраф начисляется, даже если задержка произошла по вине зарубежного контрагента. Если такое произошло, эксперты рекомендуют составить и отправить партнеру претензию — в дальнейшем она станет доказательством невиновности экспортера.

После этого есть два варианта:

  • получение письменных объяснений от иностранного покупателя с указанием новых сроков отправки денег на счет — в этом случае заключается дополнительное соглашение, о чем незамедлительно информируется банк;
  • если покупатель отказывается платить деньги или вовсе не выходит на связь, следует обратиться в суд — и снова уведомить об этом банковское учреждение.

Эти действия позволят избежать штрафа, сумма которого на сегодняшний день может доходить до однократной стоимости всего контракта.

Важно! Пока идет судебное разбирательство, штрафы начисляться не могут.

Валютный контроль при импорте товаров и услуг

Игнорирование или нарушение валютного законодательства влечет для импортеров серьезные риски. Помимо трудностей с оформлением товара на таможне, оплаты за поставку, предприниматель получит и штрафы от агентов валютного контроля. В связи с последними изменениями КоАПП их размер существенно вырос.

Цель валютного контроля при импорте

«Правила игры», установленные государством, необходимы для контроля финансовых средств, уходящими за рубеж. Агенты валютного контроля должны отслеживать обоснованность каждой финансовой транзакции, чтобы пресечь фиктивные деньги и попытки вывода денег по подставным документам (когда товар оплачивается, но не поставляется).

Именно для этого при сумме сделки более 3 миллионов рублей (для сравнения: при экспорте «порогом» считаются 6 миллионов рублей) необходимо ставить контракт на учет в уполномоченном банке. И уже банк, в свою очередь, сверяет сумму, отправленную за рубеж (и дату платежа) с информацией от таможенной службы о стоимости импортируемых товаров, сроках их доставки в Россию. Любые расхождения – повод для подозрений в нарушении валютного законодательства.

Процедура валютного контроля при импорте товаров и услуг рассмотрена в инструкции Центробанка № 91-И. Она включает в себя все операции, связанные с импортом, за исключением:

  • поставок товара на условиях лизинга, если контрагент не является резидентом РФ;
  • ввоза товара на условиях строительного подряда, когда стоимость материалов включается в стоимость работ (то есть оплачиваются услуги, а товар отдельно – нет);
  • финансовых операций с участием векселей, которые не касаются поставок товаров.

Каждый этап имеет свои особенности. Информирование о процедуре валютного контроля позволяет не совершать ошибок при проведении внешнеторговых сделок.

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.
Читайте так же:  Налоговая база по водному налогу определяется

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

Документы для постановки на учет контракта

Если экспортерам разрешается представлять в банк сначала выписку по контракту, а сам документ – в течение 15 дней, то импортерам предписывается сразу предъявлять контракт. Вместе с ним подается заявление, где указаны:

  • вид контракта, его реквизиты (дата заключения, номер);
  • сумма контракта с указанием наименования валюты;
  • сроки выполнения обязательств;
  • реквизиты зарубежного контрагента, включая полное наименование компании и указание страны регистрации.

Разрешается представлять в банк проект контракта (то есть официальный документ, пока еще не подписанный сторонами). Однако по закону импортер обязан в срок до 15 дней представить оригинальный договор со всеми необходимыми подписями и печатями.

Важно! Если документ составлялся на иностранном языке, необходимо приложить к нему официально заверенный перевод (у нотариуса) каждой страницы. Если нет возможности привезти в банк оригинал документа, можно предъявить копию. В этом случае каждый лист заверяется подписью ответственного лица, после чего контракт прошивается и снова заверяется – но уже на последнем листе (с указанием общего количества страниц).

Чтобы банковские служащие смогли удостовериться в подлинности подписей и печатей, следует также предъявить карточку подписей с образцами росчерка всех ответственных лиц.

Справка о подтверждающих документах

Порядок оформления этой бумаги предусмотрен Приложением № 6 к Инструкции Центробанка от 16 августа 2017 года №181-И. В нем оговаривается, что при импорте товаров на территорию РФ подтверждающими документами считаются транспортные, перевозочные или сопроводительные бумаги.

Справка о подтверждающих документах не нужна, если:

  • по контракту предполагается передача имущества в аренду, а не в собственность;
  • речь идет о поставках товара по условиям лизинга;
  • договор заключался на поставку услуг связи или страхования;
  • контракт снимается с учета из-за уступки требований другому резиденту.

Конкретный перечень подтверждающих документов можно уточнить в уполномоченном банке.

Как поставить контракт на учет в уполномоченном банке

Законом предусматривается, что практически все действия по постановке на учет договоров выполняет сам банк. От экспортера требуется представить сам контракт, по которому осуществляется продажа за рубеж товаров или услуг, а также подтверждающую документацию.

Для экспортеров предусмотрена возможность отсрочки представления контракта: сначала можно подать сведения о будущей сделке, заполнив специальную форму, полученную от сотрудников банка, а затем в 15-дневный срок предъявить и сам контракт.

Как только все документы окажутся в руках банкиров, договор ставится на учет, ему присваивается номер. По срокам это занимает не более одного дня. Столько же времени по закону отводится банку для того, чтобы сообщить учетный номер компании-экспортеру.

Раньше процедура была более длительной: до трех дней банк оформлял паспорт сделки, потом еще два дня давалось на отправку документов резиденту. Сейчас весь процесс не только упростили, но и ускорили.

Итак, чтобы поставить на учет договор или контракт, в банк представляют сам документ, а при невозможности — заверенную выписку из него. В последнем случае необходимо убедиться, что выписка содержит всю информацию, необходимую для осуществления валютного контроля:

  • вид экспортного контракта и его реквизиты;
  • наименование валюты;
  • сумма контракта;
  • сроки внесения денег на расчетный счет;
  • реквизиты иностранного партнера.

Подтверждающие документы, представляемые вместе с контрактом, определяются каждым конкретным случаем. Чаще всего, банку необходимы:

  • счет на оплату товаров;
  • документы, подтверждающие факт отгрузки товара или полного выполнения услуг;
  • заверенный перевод документов, если они составлены не на русском языке.

Последние правки к закону не предусматривают объективных причин, по которым банковское учреждение может отказать экспортеру в регистрации контракта. Если все документы представлены вовремя (и составлены правильно), банк обязательно зарегистрирует контракт с оформлением соответствующей ведомости.

Требования к документам

Все официальные бумаги, представляемые в банк, должны быть с действующими сроками. Допускается заменять оригиналы документов копиями, если они заверены подписью ответственного лица и печатью компании.

Обратите внимание! Заверить придется каждую страницу, после чего документы прошивают и еще раз заверяют на последнем листе.

Если используются типовые формы (инвойсы, акты, CMR) на иностранном языке, то переводить каждый такой документ не нужно — достаточно перевести один образец и отправить в банк.

Для того чтобы банк мог сверять подписи на документах, необходимо предоставить сотрудникам учреждения карточку подписей с образцами росчерков всех должностных лиц, а также печатей организации.

Санкции за нарушение валютного контроля

Законодательством предусмотрены четыре вида нарушений, за которые могут быть введены санкции (вплоть до тюремного заключения):

  • отклонение от сроков, установленных законом для подачи в контролирующие органы отчетов и уведомлений по внешнеторговым сделкам;
  • фальсификация сведений, содержащихся в документах, ошибки заполнения;
  • несоблюдение сроков перевода денежных средств, указанных в контракте, а также нарушение условий поставки товаров по контрактам импорта;
  • сокрытие доходов, зачисление выручки на счета иностранных государств (игнорирование требований репатриации финансовых средств).

За нарушение сроков перевода денег по договору сумма штрафов может составить до 100% от стоимости контракта. Аналогичные санкции придется выплатить, если импортер перевел деньги (в том числе в качестве аванса), а поставки товара так и не произошло – в этом случае деньги нужно вернуть как можно скорее, чтобы избежать подозрений в незаконных валютных операциях.

Нарушение сроков подачи отчетных документов (в том числе в налоговые органы) влечет за собой штрафы в размере до 100 000 рублей (для юридических лиц), при повторных нарушениях – до 600 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если сумма сделки превышала 9 миллионов рублей, то помимо гражданской и административной ответственности, импортера могут привлечь и к уголовной. За нарушения валютного контроля суд может назначить штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или тюремное заключение сроком до 4 лет.

Источники

Реэкспорт валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here