Разрешение налоговых споров в россии

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Разрешение налоговых споров в россии" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Некоторые аспекты досудебного разрешения налоговых споров в России и Бельгии (К. Демейер, И.А. Хаванова, «Налоговый вестник», N 3, март 2010 г.)

Некоторые аспекты досудебного разрешения налоговых споров в России и Бельгии

В определенные периоды интерес к теме совершенствования внесудебного порядка разрешения налоговых споров возрастает в силу объективных причин. До прошлого года в России досудебное обжалование не было обязательным и, как показывала практика, налогоплательщики предпочитали обращение к судебной защите*(1) без предварительной подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.

В такой ситуации отсутствие надлежащей регламентации досудебного производства не вызывало особых проблем. По той же причине административная процедура была слабо отработана на практике, что не могло не сказаться на качестве и полноте нормативного регулирования. В письме ФНС России от 02.06.2008 N ММ-9-3/63 обоснованно отмечено, что Налоговый кодекс РФ не дает ответы на целый ряд существенных вопросов, среди которых — процессуальное оформление начала (окончания) производства по рассмотрению жалобы; процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе досудебного производства и т.д.

Введение российским законодателем требования об обязательном досудебном обжаловании решений о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) увеличило число жалоб в вышестоящие налоговые органы и актуализировало поиск эффективных решений процессуальных вопросов. Это, в свою очередь, повысило интерес к опыту европейских стран, раньше России сделавших акцент на развитие внесудебного разрешения налоговых конфликтов, закрепивших обязательность досудебного обжалования.

В Бельгии обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов было введено в 1999 году. Бельгийские законы о реформе налоговых процедур от 15.03.1999 и от 23.03.1999 предусматривают две последовательные стадии разрешения споров (досудебное обжалование и обращение в суд)*(2).

Правило действует в отношении большинства налогов, перечень актов, для которых досудебное обжалование обязательно, достаточно широк — не только решения по результатам налоговых проверок, но и иные решения, акты налоговых органов (например, налоговый счет и др.). Решения об отказе в зачете налога и о взыскании налога, как и в России, могут быть обжалованы без предварительного обращения в вышестоящий налоговый орган.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В отличие от НК РФ, не регламентирующего содержание административной жалобы, бельгийским Законом от 15.03.1999 (ст. 371-373 Кодекса Бельгии о налоге на доходы (the Belgian Income Tax Code)) установлен ряд требований. Жалоба налогоплательщика должна быть обоснованной, включать в себя правовое обоснование, все существенные обстоятельства и факты (при этом на любой стадии административной процедуры возможно представление дополнительной аргументации).

Анализ действующих в Бельгии правил демонстрирует большую по сравнению с Россией продолжительность процессуальных сроков и меньшую их вариативность.

В России на рассмотрение жалобы вышестоящему налоговому органу отводится один месяц, срок может быть продлен на 15 дней для получения у нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы. В Бельгии действует правило, согласно которому решение по жалобе должно быть принято в разумные сроки (на практике — не превышающие шесть месяцев) по истечении которых налогоплательщик вправе обратиться непосредственно в суд.

До 1 августа 2006 года срок на подачу административной жалобы в Бельгии составлял три месяца и впоследствии был увеличен до шести месяцев по причине недостаточности для изучения содержания обжалуемого решения и подготовки аргументированной жалобы. В России также длительное время действовал единый трехмесячный срок на подачу жалоб, который с 2007 года претерпел существенные изменения. Правда, совершенствование правил прошло по отличному от бельгийского сценарию: были установлены сразу три срока на обжалование — 10 дней, три месяца и один год.

Российский законодатель посчитал целесообразным «отодвинуть» дату вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.

В Бельгии такое решение вступает в силу незамедлительно, и налоговый орган вправе сразу же его исполнить, что на практике случается редко, поскольку в период обжалования, как правило, взимание доначисленной суммы налога не осуществляется. В России согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, решения по результатам налоговых проверок вступают в силу по истечении 10 дней с даты вручения. На решение, не вступившее в силу, в тот же 10-дневный срок может быть подана апелляционная жалоба, до рассмотрения которой решение не вступает в силу и не может исполняться налоговым органом в принудительном порядке. Если 10-дневный срок пропущен, налогоплательщик вправе обжаловать уже вступившее в силу решение в течение года со дня его вынесения. Срок на обжалование остальных актов, действия (бездействие) налоговых органов остался прежним — три месяца.

Один из важных вопросов досудебной стадии рассмотрения налогового спора — участие налогоплательщика в рассмотрении материалов жалобы.

Налоговый кодекс РФ предписывает извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако такого же прямого требования об обеспечении участия налогоплательщика в рассмотрении жалобы в Кодексе нет. Министерство финансов РФ в письмах от 03.06.2009 N 03-02-08/46, от 24.06.2009 N 03-02-07/1-323 отметило: обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении его жалобы законом не предусмотрена. Аналогичной точки зрения придерживается

Федеральная налоговая служба. Российской судебной практике еще предстоит выработать позицию по данному вопросу*(3). Необходимо, однако, отметить, что во многих случаях налогоплательщик заинтересован в устном обсуждении доводов жалобы.

Более определенно и последовательно, как представляется, данный вопрос разрешен в бельгийском законодательстве. Налоговая администрация при досудебном рассмотрении налогового спора руководствуется рядом принципов. Один из них — право на слушание.

В Законе от 15.03.1999 (ст. 374(3) Кодекса Бельгии о налоге на доходы (the Belgian Income Tax Code)) закреплена обязанность налоговой администрации по приглашению налогоплательщика на рассмотрение жалобы при наличии с его стороны соответствующей просьбы.

В ходе слушания бельгийский налогоплательщик имеет возможность представить аргументы и доказательства, у него есть право на получение доступа к любым документам по делу, включая информацию, поступившую в налоговый орган от третьих лиц. Исключение составляют документы, идентифицирующие лицо, информация которого стала поводом для проведения расследования в отношении данного налогоплательщика. Действуют также общие ограничения, обусловленные международными отношениями, общественной безопасностью и т.д.

Представляются важными и другие принципы и права, признаваемые за налогоплательщиком:

Читайте так же:  Срок исковой давности по оплате налогов

право на надлежащую административную процедуру;

принцип правовой определенности и законности ожиданий;

право на получение разъяснения по решению; получение решения в разумные сроки и др.

Данные подходы демонстрируют, с одной стороны, большую открытость налогового органа, с другой — большую значимость и нацеленность административной процедуры на полноценное рассмотрение и в конечном итоге урегулирование спора. Можно предположить, что развитие досудебного порядка обжалования в России по мере накопления опыта также будет двигаться от фактически письменного производства к порядку, создающему достаточные условия для разрешения налогового спора без суда.

Еще одно важное правило: решение по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика не может увеличивать налоговые обязательства, установленные обжалуемым актом (решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый счет и др.).

Данное правило действует в Бельгии. Президиум ВАС РФ сформулировал его в постановлении от 28.07.2009 N 5172/09: поскольку вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе, он не вправе по итогам ее рассмотрения принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не полученных на основании оспариваемого решения налогового органа. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения.

В условиях обязательности досудебной стадии рассмотрения налогового спора важны последствия несоблюдения налоговыми органами сроков рассмотрения жалоб. Сам по себе пропуск срока (это общее положение для обеих стран) не влечет неблагоприятные последствия для налогового органа. Решение по жалобе, вынесенное с пропуском срока, не считается недействительным.

Однако представляющим интерес последствием истечения шестимесячного срока рассмотрения жалобы в Бельгии является право налогоплательщика на обжалование оспариваемого акта в суде, не дожидаясь вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

В обеих странах не существует специализированных судов для рассмотрения налоговых споров.

Срок на обращение в суд составляет три месяца. В отличие от Бельгии, где восстановление пропущенного срока не предусмотрено, Арбитражный процессуальный кодекс РФ предоставляет налогоплательщику такую возможность — пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Это важная гарантия, и налогоплательщики при обращении в суд достаточно активно пользуются своим правом на заявление ходатайств о восстановлении срока.

Совершенствование порядка разрешения налоговых споров требует выработки взвешенных, эффективных решений. Анализ зарубежного опыта в данной сфере способствует взаимному обогащению практик, позволяя совершенствовать действующие правовые нормы и избегать ошибок при разработке новых.

юридическая компания Nauta Dutilh,

руководитель департамента налоговых исследований

Палаты налоговых консультантов, Моста

«Налоговый вестник», N 3, март 2010 г.

*(1) Если в 1992 году доля административных споров в общем объеме дел, рассмотренных арбитражными судами, составляла менее 2%, то в 2006 году — 60%. В основном, это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза (итоговый доклад Председателя Высшего арбитражного суда РФ А. Иванова, посвященный 15-летию образования системы арбитражных судов Российской Федерации // www.arbitr.ru/as/assys/15ann/index.htm).

*(2) Законами внесены поправки в Кодекс Бельгии о налоге на доходы (the Belgian Income Tax Code)

*(3) Высший арбитражный суд РФ в определении от 24.06.2009 N ВАС-6140/09 признал, что в НК РФ содержится пробел в части определения порядка рассмотрения апелляционных жалоб вышестоящим налоговым органом и поддержал судебные инстанции, применившие нормы п. 7 ст. 3 НК РФ, истолковав все неустранимые сомнения, противоречия и неясности акта законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Налоговый вестник»

Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ

Издатель ИД «Налоговый вестник»

Свидетельство о регистрации N 016790

Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1

Разрешение налоговых споров: тенденции и практика

Ведущий юрист отдела налогового права
Дорофеев С.Б.

За последние годы количество рассматриваемых т.н. «налоговых дел» в арбитражных судах РФ последовательно снижалось (с 31514 в 2010 г. до 19276 в 2013 г. по справке с сайта ВАС РФ). Как видно, снижение составило более 30% от уровня 2010 г.

Кроме того, по словам главы ФНС Мишустина М.В. в 2013 г. произошло также снижение количества выездных проверок налогоплательщиков (на 29% по сравнению с 2012 г.).

В самой ФНС РФ объясняют эти факты улучшением качества администрирования, другим подходом к принципам организации и планирования проверок, а также стремлением к разрешению налоговых споров в административном порядке.

Следует отметить, что отчасти это действительно так — по крайней мере складывающуюся судебную практику по вопросам налогообложения инспекции ФНС РФ на местах теперь не имеют права не только игнорировать, а обязаны руководствоваться ею даже в случаях, когда она идет вразрез с разъяснениями самой ФНС РФ. На это прямо указал Минфин РФ в Письме от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики».

При этом многие практикующие в области налогообложения юристы отмечают существенно возросший уровень качества составляемых по результатам проверок актов и принимаемых на их основе решений.

Здесь необходимо отметить, что в последние годы высшие должностные лица государства неоднократно заявляли о необходимости снижения административного давления на налогоплательщиков в целом и снижения количества споров с инспекциями в частности, о приоритете административного порядка разрешения налоговых споров. Заявлялась необходимость, используя досудебные налоговые споры, процедуры медиации и иные способы максимально быстро и удобно для всех сторон регулировать конфликты.

В этой связи представляется, что, наконец-то, государство не ограничилось только лишь обсуждением проблемы разрешения налоговых споров, но и предприняло определенные меры к ее решению. Первые ощутимые результаты предпринятых действий, в целом, видны из представленных данных.

Судебная практики по налоговым спорам объективно снижается, чему способствуют также законодательные новации в НК РФ.

Как известно, с 03.08.2013 г. абсолютно все ненормативные акты, действия и бездействия инспекций прежде судебного оспаривания должны разрешаться в административном порядке (т.н. «досудебные налоговые споры»).

При этом в гл. 19 и 20 НК РФ внесены существенные поправки, детализирующие порядок обжалования, порядок рассмотрения жалоб, многие иные процедурные моменты, что, как предполагается, также позволит налогоплательщикам использовать досудебные налоговые споры для более эффективной защиты своих прав.

Читайте так же:  Валютный контроль паспорт сделки сумма

Однако, в данном случае нельзя не заметить, что одновременно с мерами по улучшению качества администрирования государство ужесточает правила контроля за налогоплательщиками.

Самое главное нововведение, вызывающее серьезные споры за последние 2 года – это новый раздел V.1 в НК РФ, устанавливающий правила контроля за трансфертным ценообразованием. Стоит ли говорить о его роли для системы налогообложения РФ, если данной главой введен новый вид проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, которые будет проводить специально созданные для этого структурные подразделения ФНС.

После введения данного раздела НК РФ налогоплательщики, в особенности крупный бизнес, а также любители работать с офшорными контрагентами судорожно ищут в своей деятельности признаки контролируемых сделок, а некоторые и вовсе пытаются оспорить установленный Минфином РФ порядок уведомления инспекций об их совершении.

Говоря об усилении контроля можно упомянуть и многие иные, менее значимые принятые или возможные к нововведения (например, об обязанности банков сообщать сведения о банковских счетах граждан, о необходимости граждан самостоятельно сообщать ИФНС РФ об имеющихся у них объектах налогообложения, о возможности органов внутренних дел возбуждать уголовные дела в отсутствие материалов налоговых проверок (еще не принято) и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Судебная практика по налоговым спорам также не стоит на месте. Высший Арбитражный Суд РФ в последнее время с завидной регулярностью «радует» налогоплательщиков (и налоговые органы тоже) новыми разъяснениями относительно применения НК РФ. Чего стоит только Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», по объему сравнимое с некоторыми налоговыми кодексами не очень развитых стран мира. Этот настоящий сборник судебных толкований налогового законодательства, пожалуй, впервые обсуждался максимально открыто и долго еще на этапе проекта, что позволило учесть мнение самых разных специалистов и выработать подходы к проблемам в разрешении налоговых споров, копившихся годами. Однако, такое долгое обсуждение тоже сыграло с ВАС РФ злую шутку: в момент публикации указанного Постановления некоторые его разъяснения (например, п. 66) основывались на к тому моменту уже утративших силу нормах НК РФ.

Применительно к судебной практике по налоговым спорам можно также привести мнение многих, включая наших, специалистов, отмечающих более жесткий подход судов к налогоплательщикам. В частности, можно отметить, что суды иногда и часто трактуют правила о распределении бремени доказывания при разрешении налоговых споров не совсем в пользу налогоплательщика (при том, что в этой категории дел ИФНС РФ обязана доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия ненормативного акта, совершения действия, бездействия), особенно, когда идет речь об изъятии крупных сумм из бюджета. Судя по всему, теперь судебная практика по налоговым спорам имеет тенденцию к тому,что рассчитывать на активную лояльность судей налогоплательщикам не стоит.

Обобщая вышесказанное — то есть, и досудебные налоговые споры и судебная практика по налоговым спорам, — можно отметить «взросление» отношений государства и бизнеса в РФ, характеризующееся принципом: больше свободы, но и больше ответственности.

Так, налогоплательщикам предоставляется относительно больше свободы, выражающейся в увеличении количества норм, дающих право на тот или иной выбор, определяющий различные налоговые последствия (для примера можно взглянуть на скорость, с которой «утолщается» учетная политика любого налогоплательщика). Вопросы улучшения качества администрирования и ставка на досудебные налоговые споры и снижение количества проверок были освещены выше.

С другой стороны, сами правила контроля, его новые формы и судебная практика по налоговым спорам становятся для налогоплательщиков более жесткими.

Досудебное урегулирование налоговых споров – простой и эффективный способ разрешения проблем

Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Республике Татарстан , в рамках постоянной действующей Комиссии по легализации теневой заработной платы, проведено совещание с налогоплательщиками, в повестку дня которого включено информирование о действующей процедуре досудебного урегулирования налоговых споров.

В проведении комиссии приняли участие заместитель начальника инспекции Н.Г.Гущина, начальник отдела камеральных проверок №4 Р.Р.Зарипов, заместитель начальника правового отдела М.В.Ясафова, заместитель начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками инспекцииЛ.Р.Демидова.

На запланированное мероприятие были приглашены 7 налогоплательщиков — юридических лиц.

Заместитель начальника правового отдела инспекции М.В.Ясафова проинформировала присутствующих представителей организаций о праве налогоплательщиков, в соответствии с пунктом 6 статьи 100, пунктом 4 статьи 101, пунктами 5 и 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае несогласия с врученным им актом налоговой проверки или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, представить в течение месяца со дня получения акта письменные возражения, а также, при отсутствии письменных возражений, давать объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (акта).

Также представители налогоплательщиков проинформированы о порядке и сроках подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, о порядке и сроках обжалования вступивших в силу указанных решений налогового органа, в случае пропуска срока подачи апелляционной жалобы, о порядке и сроках подачи жалобы на иные акты, действия (бездействие) налогового органа; о форме и содержании жалобы (апелляционной жлобы); возможности рассмотрения жалобы с участием подавшего ее лица, в случае выявления в ходе рассмотрения жалобы противоречий либо несоответствий в сведениях заявителя и налогового органа; об основаниях оставления жалобы без рассмотрения и т.д.

В ходе проведения комиссии обращено внимание налогоплательщиков на обязательное предварительное досудебное урегулирование всех налоговых споров и о преимуществах досудебного урегулирования, которое приводит к минимизации издержек налогоплательщиков на урегулирование конфликтов, поскольку нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, оплатой услуг представителей в суде; к ускорению разрешения налоговых споров, поскольку жалобы рассматриваются в значительно более короткие сроки, нежели судебные иски.

До сведения налогоплательщиков доведена информация о возможности использования электронных сервисов размещенных на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru: «Узнать о жалобе», где можно получить оперативно сведения о поданной жалобе и «Решения по жалобам», где можно ознакомиться с позицией Федеральной налоговой службы по тем или иным спорным вопросам.

С начала 2017 года проведено 16 комиссий, на которых налогоплательщиков информировали о действующей процедуре досудебного урегулирования налоговых споров. Положительным результатом проводимых в течение всего налогового периода комиссий, семинаров по разъяснению налогового законодательства в части досудебного урегулирования налоговых споров налогоплательщиков, является снижение количества исковых заявлений в суд.

В ходе встречи, проведена презентация электронных сервисов размещенных на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, в том числе «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», с помощью которого юридическое лицо может обмениваться с ИФНС документами в электронном виде и отслеживать состояние расчетов по налогам, заменив личный визит в налоговый орган дистанционному общению.

Читайте так же:  Как вернуть налог на доходы физических лиц

Разъяснялся также порядок заполнения платежных документов, в том числе по страховым взносам, доведена информация о возможности сформировать платежные документы на уплату налогов и осуществить оплату в режиме онлайн с помощью электронного сервиса «Заплати налоги».

Всем налогоплательщикам были вручены памятки по досудебному урегулированию налоговых споров, по заполнению платежных документов, о сроках предоставления налоговой отчетности, о порядке направления документов в электронном виде по ТКС, реквизиты налоговой инспекции, перечень КБК, информационное письмо о возможностях интернет – сервиса «Личный кабинет юридического лица», электронные сервисы сайта ФНС России.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:

  • Гражданский кодекс;
  • Гражданский процессуальный кодекс;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Кодекс административного судопроизводства;
  • иные законодательные акты.

При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:

  • Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 годы, утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/[email protected];
  • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ» от 30.07.2013 № 57;
  • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утв. Президиумом Верховного суда 21.10.2015;
  • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» от 30.05.2014 № 33.

Понятие налоговых споров

Понятие термина налоговый спор приводится в статье 2 Налогового кодекса РФ, и определяется как правоотношения, которые носят властный характер и связаны с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и страховых взносов на территории РФ. Помимо этого, осуществление налогового контроля, обжалование актов или действий (бездействий) должностных лиц также можно отнести к налоговым правоотношениям. К налоговым спорам относятся следующие ситуации:

  • споры, связанные с оспариванием актов, регулирующих налоговые правоотношения как нормативного, так и ненормативного характера;
  • взыскание налоговым и таможенным органом обязательных платежей и санкций.

Исходя из содержания статьи 9 Налогового кодекса РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Указанные субъекты налоговых правоотношений являются инициаторами и соответственно участниками налоговых споров. При этом исходя из особенностей содержания налоговых правоотношений, как они определены в статье 2 Налогового кодекса РФ, налоговые споры могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с одной стороны, и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов, с другой стороны. Кроме того, по делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут выступать лица, которые в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), и, как следствие, являться ответной стороной по делам об оспаривании принятых ими нормативных правовых актов.

Особенности рассмотрения налоговых споров: досудебный механизм

С 1 июля 2016 года предварительный претензионный механизм урегулирования несогласий является непременным для большинства гражданско-правовых споров в арбитражном процессе. Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение исковых документов судом либо (в случае принятия заявления к производству) оставление его без рассмотрения. Так, обязательный претензионный механизм предусмотрен для разрешения налоговых споров следующих видов:

  1. По получению задолженности по налогам с физлиц (п. 1 ст. 48 НК РФ).
  2. По взысканию налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).
  3. Спорные вопросы по взысканию таможенных платежей (п. 3 ст. 150 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
  4. Обжалование документов фискальных органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).
  5. Обжалование отказов в госрегистрации юрлиц и ИП (п. 1 ст. 25.2 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Досудебный порядок разрешения налоговых споров представляет собой механизм передачи жалобы или претензии вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий госорган и рассмотрение этой претензии. При этом нормативные требования налогового законодательства четко разграничивают подведомственность направления жалобы. Так, претензия на работу налоговой службы подается в вышестоящую инстанцию, а жалоба на несоответствующее поведение должностного лица — вышестоящему должностному лицу. Длительность разбора таких жалоб в некоторых случаях прямо установлена законодательно. К примеру:

  1. На рассмотрение жалобы на решения налоговой службы дается 1 месяц.
  2. Жалоба на отказ в госрегистрации юрлица или ИП должна быть разобрана в течение 15 дней.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения налоговые вычеты

Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

Особенности разрешения налоговых споров

Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье.

Обжалование действий и актов налоговых органов

Досудебная процедура разрешения налоговых споров возможна в следующих формах:

    Возражения на акт проверки фискальной службой. В этом случае, в соответствии с нормами п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК РФ, проверяемый субъект или его представитель может на протяжении месяца с даты получения акта проверки направить письменные возражения на него в налоговую службу, приложив при наличии документацию в подтверждение своей позиции. Возражения можно представить как на весь документ целиком, так и на отдельные его положения.
    Кроме того, в 10-дневный срок после окончания периода, отведенного для проведения дополнительных проверочных мероприятий, можно предоставить письменные возражения и на их результаты (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
    Возражения подаются через канцелярию соответствующего налогового подразделения или по почте.
  • Обжаловать решения налоговой службы о привлечении к ответственности (п. 2 ст. 138 НК РФ) можно через апелляционную жалобу (по не вступившим в силу решениям) и жалобу (по вступившим в действие актам).
  • По нормам п. 2 ст. 138 НК РФ обжалуются действия (бездействия) и ненормативные акты налоговых органов. К ним, к примеру, относятся:
    • отказ в возврате налогового перечисления;
    • решение о блокировке счета;
    • отказ в предоставлении налогового вычета и т. п.
  • Решение налоговых споров в суде

    Важнейший вопрос, который требует прояснения присудебномразрешении налоговых споров, —подсудность. При этом следует иметь в виду, что вид налогового конфликта не имеет значения при определении суда, в который следует направлять исковое заявление.

    Характеристики, по которым возможно определить подсудность налогового конфликта, следующие:

    1. Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской деятельности, то рассмотрение его производится арбитражным судом. Следовательно, арбитражному суду подсудны фискальные споры, стороной которых является коммерческая компания, а также гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если разногласия связаны с коммерцией.
    2. Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело должно разбираться судом общей юрисдикции. Соответственно, иск к налоговой по первой инстанции подается в районный суд. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 245 ГПК РФ, заявление может быть подано как по месту нахождения налоговой службы (ответчика), так и по месту жительства гражданина (истца). Выбирает в этом случае истец.

    За подачу иска уплачивается госпошлина в размерах, установленных положениями подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ:

    • для граждан — 300 рублей;
    • для предприятий — 2000 рублей.

    Необходимо обратить внимание, что досудебный механизм обжалования по фискальным спорам является обязательным.

    Ключевые моменты при разрешении налоговых споров

    Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно остановиться на нескольких ключевых моментах, связанных с процедурой разрешения конфликтов в сфере налогообложения. А именно:

    1. Законодательная база, применяемая при решении налоговых разногласий, достаточно обширна, поэтому ограничиваться нормативными рамками Налогового кодекса нецелесообразно.
    2. Досудебный порядок разрешения налогового конфликта является не только обязательным, но и разумным, так как:
      • не требует уплаты госпошлины;
      • необременителен в оформлении (образцы жалоб есть на сайте ФНС);
      • имеет сжатые сроки рассмотрения вопроса и исполнения решения по жалобе.
    3. Судебное решение спора в некоторых случаях эффективнее, хотя и невозможно без досудебных процедур. При этом особое внимание стоит уделить правильному определению того судебного органа, который будет рассматривать дело.

    Таким образом, налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены как в досудебном порядке, так и в суде. В зависимости от субъектов спора и характера правоотношений порядок разрешения спорной ситуации будет различен.

    Налоговые споры

    Налоговый спор – это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности статьей 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Прежде, чем боле подробно рассматривать вопрос о налоговых спорах и особенностях их рассмотрения, следует уточнить, что законодатель определяет виды налоговых споров и их классификацию.

    Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой, может быть:

    • доначисление налогов и сборов
    • требование об уплате штрафов и пени
    • предписания по устранению выявленных нарушений

    Если Вы, как собственник бизнеса, не согласны с результатами налоговой проверки, Вы имеете полное право в досудебном порядке обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган. Для этого необходимо подать соответствующие заявление (жалобу), в котором грамотно обосновать свою позицию. О том, как обжаловать решение налогового органа в досудебном и судебном порядке, читайте в настоящей статье.

    Рассмотрение жалобы по существу

    Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

    Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

    Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

    • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
    • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
    • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
    • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

    Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

    Налоговые споры: стороны, предмет и виды

    Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:

    • налогоплательщики — предприятия и граждане;
    • налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
    • налоговые органы;
    • таможенные органы.

    Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов. При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.

    Читайте так же:  Дата оплаты земельного налога

    Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:

    1. Исходя из предмета:
      • дискуссии правового характера;
      • конфликты по процедурам;
      • споры о фактах.
    2. По инициатору разбирательства — споры, начатые:
      • плательщиком налоговых сборов;
      • налоговым органом;
      • таможенным органом.
    3. Исходя из механизма разрешения налогового спора:
      • в досудебном порядке;
      • в суде.

    Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов.

    Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

    Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

    • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
    • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
    • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
    • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
    • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
    • непосредственное рассмотрение;
    • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
    • вручение письменного решения заявителю.

    Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

    Налоговые споры — виды и их классификация

    Из всех существующих категорий судебных дел налоговые споры относятся, пожалуй, к числу самых сложных. Чтобы разрешить налоговый спор, важно отчетливо квалифицировать определенный спор. От этого будет зависеть правильность использования той или иной нормы права. На законодательном уровне налоговые споры и их классификация определены достаточно четко, при этом основными актами, на которые стоит обратить внимание, являются Налоговый кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также Кодекс административного судопроизводства.

    Налоговые споры можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой государственный орган рассматривает спор. К первой группе можно отнести основные способы обжалования актов и действий (бездействий) налоговых органов в судебном порядке:

    • предъявление исков о признании недействительными актов налогового органа, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
    • предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению;
    • предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
    • предъявление иска о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

    Ко второй группе относятся основания для обращения налоговых органов в суды, для взыскания налога:

    • с налогоплательщиков — физических лиц — в соответствии со ст. 48 и ст. 104 Налогового кодекса РФ;
    • с организаций или индивидуальных предпринимателей — в соответствии с п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ (которым открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более 3-х месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
    • с налогоплательщиков, у которых возникла обязанность по уплате налога на основании изменения налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

    В судебной практике налоговых правоотношений часто возникают следующие налоговые споры:

    • о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
    • об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;
    • об обязательном представлении налоговой декларации;
    • связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
    • о сроках давности взыскания налоговых санкций;
    • в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
    • в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
    • вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании.

    Виды налоговых споров определяются теми видами налоговых правоотношений, которые составляют предмет налогового права. По данному критерию налоговые споры подразделяются на споры, возникающие:

    • при исполнении обязанности по уплате налогов;
    • в связи с реализацией налогоплательщиками права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени;
    • при осуществлении мероприятий по учету налогоплательщиков;
    • в связи с осуществлением налоговыми органами камеральной и выездной налоговой проверки;
    • при привлечении к налоговой ответственности, а также споры по возмещению вреда, причиненного неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля и т.д.

    Из анализа судебной практики выделяют три основные категории налоговых споров, это:

    • споры по вопросам права – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием или применением отдельных норм налогового, гражданского и иного законодательства;
    • споры по вопросам факта – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
    • процедурные споры – это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер, то есть содержат разногласия, как по вопросам права, так и по вопросам факта, и по процедурным вопросам.

    Источники

    Разрешение налоговых споров в россии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here