Пути совершенствование финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Пути совершенствование финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

6.4 Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, более четко разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых ионятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности и разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является определение единых методологических основ финансового контроля в РФ, механизма взаимодействия органов ГФК.

В современных условиях отсутствует эффективный механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполни тельной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым
использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и вдачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Читайте так же:  Действующий налог на имущество

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

http://study-i.ru/economics/finance/topic.php?id=puti_sovershenstvovanija_finansovogo_kontrolya_v_rossii

Пути совершенствование финансового контроля

Введение

Система государственного финансового контроля выступает одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и является важным фактором социально-экономического развития государства. Так, эффективное использование контроля в управлении государственными финансовыми ресурсами способствует созданию необходимых предпосылок для осуществления в Украине эффективной экономической политики.

В современных условиях социально-экономического развития Украины необходимо внедрение новых направлений и методов осуществления контрольных функций, одной из которых является аналитическая работа по проведению анализа эффективности использования бюджетных средств на предмет выявления основных факторов, приводящих к неэффективному использованию финансовых ресурсов.

Читайте так же:  Расчет налога на имущество недвижимость

Из-за низкого уровня аналитической работы в звеньях государственной контрольно-ревизионной службы полностью определяются причины нарушений и, соответственно, не принимаются меры по их устранению. В то же время серьезным препятствием для осуществления анализа материалов ревизий и проверок является отсутствие единой методологической базы.

Так, существует острая необходимость в разработке обоснованных путей совершенствования системы государственного финансового контроля.

Также следует отметить, что совершенствование действующей в Украине системы финансового контроля необходимо для обеспечения своевременных поступлений в бюджет налогов, сборов и обязательных платежей, улучшения состояния финансовой дисциплины в использовании бюджетных средств, снижения количества и объемов бюджетно-финансовых преступлений и злоупотреблений, усиления ответственности участников бюджетного процесса и др.

Среди весомых научных исследований и проблем разработки теоретических основ формирования и функционирования системы государственного финансового контроля в условиях трансформации экономики можно назвать труды таких зарубежных и отечественных ученых, как Л. Андросова, А. Анисимова, А. Барановского, М. Белухи, И. Белобжецького, С. Булгаковой, О. Василик, Е. Ведунга, Ю. Воронина, Е. Вознесенского, Л. Гончаренко, Л. Дробозина, Е. Калюга, Д. Олейника, К. Павлюк, В. Родионовой, Н. Рубан, И. Стефанюка, С. Степашина, И. Чугунова, В. Шевчука, С. Шохина, С. Юргилевича и др.

Также необходимо отметить наличие классификации органов финансового контроля в практике других государств мира и их функции в исследовании И. Иванова.

В работах И. Дрозда, В. Шевчука, Л. Савченко, Л. Тикань, В. Карпова, Е. Калюги научно обоснован вопрос развития систем внутреннего контроля как элемента системы целостного государственного внутреннего финансового контроля [4].

При этом концепция построения единой системы государственного финансового контроля отсутствует, а пути совершенствования системы финансового контроля не имеют достаточной научной разработанности.

Цель исследования

Разработать пути совершенствования системы финансового контроля.

Изложение основного материала

Большое количество отечественных и зарубежных ученых приводят определение понятия «государственный финансовый контроль», но, по моему мнению, наиболее полное определение приведено в исследовании А. Ларионова.

Ученый определяет финансовый контроль как самостоятельный элемент процесса государственного управления, имеет свою специфику, целевую направленность, определенное содержание, формы и способы осуществления.

Также финансовый контроль, согласно утверждению ученого, относится к одной из основных форм государственного контроля, способствующей обеспечению законности, охране собственности, правильному и эффективному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающих предотвратить и вскрыть нарушения финансовой дисциплины.

Поэтому совершенствование системы государственного финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как элемент в системе мер по реформированию экономики, финансов и управления ими [2].

Поэтому считаю, что государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью управления экономическими объектами и процессами и заключается в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия объекта наблюдения желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами.

Далее следует рассмотреть особенности осуществления государственного финансового контроля на современном этапе в Украине. Отмечу, что место, роль и иерархию органов государственного финансового контроля в соответствии с их статусом, функциями и полномочиями, их подконтрольность и механизм взаимодействия между этими органами определяет система субъектов государственного финансового контроля.

В Украине государственный финансовый контроль осуществляется следующими органами в соответствии с действующим законодательством: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Национальным банком, Министерством финансов, Фондом государственного имущества, Счетной палатой, Государственной налоговой службой и другими государственными органами.

При этом Государственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения министерств и других центральных органов исполнительной власти относятся к органам внутреннего финансового контроля.

Относительно объектов системы государственного финансового контроля, то на макроуровне — это деятельность субъектов хозяйствования или органов государственной власти или местного самоуправления, а на микроуровне — это определенные отдельные хозяйственные операции, соответствующие принципам бухгалтерского учета.

Также к объектам системы государственного финансового контроля в Украине относят подконтрольные объекты, которые участвуют в формировании, распределении, владении, использовании и отчуждении активов, принадлежащих государству, средств, остающихся в их распоряжении в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджеты или государственные внебюджетные фонды и получением кредитов под гарантии Кабинета Министров Украины, а также операции, проводимые подконтрольными объектами с такими активами [1, 6].

В то же время предметом государственного финансового контроля являются непосредственно активы, принадлежащие государству, в формировании, распределении, владении, использовании и отчуждении которых участвует подконтрольный объект, а также средства, остающиеся в распоряжении подконтрольного объекта в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджеты или государственные внебюджетные фонды, кредиты, полученные под гарантии Кабинета Министров Украины, а также нормативно-правовая деятельность подконтрольных объектов [3].

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогу нерезидента казахстана

На современном этапе социально-экономического развития для Украины характерны определенные проблемы, которые способствуют снижению производительности функционирования системы государственного финансового контроля, основными из которых являются [5, 7]:

Учитывая наличие значительных проблем в функционировании системы государственного финансового контроля, становится актуальным поиск путей совершенствования деятельности этой системы. Считаю, что целесообразно использовать такие способы повышения эффективности отечественной системы государственного финансового контроля:

Для того чтобы улучшить систему государственного финансового контроля Украины, также необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, а именно:

  • для нормализации государственного финансового контроля (разграничение органов правительственного финансового контроля и органов парламентского финансового контроля, определение круга субъектов государственного финансового контроля, иерархии органов, осуществляющих финансовый контроль, формы их организации и взаимодействия и др.) необходимо принять Закон Украины «О государственном финансовом контроле»;
  • разработать комплексную программу совершенствования законодательства в сфере финансового контроля с установлением сроков разработки и принятия законов и установить контроль за выполнением этой программы;
  • усовершенствовать Закон Украины «О Счетной палате»;
  • проводить парламентские слушания по обсуждению проблем функционирования системы государственного финансового контроля и поиска путей совершенствования этой системы;
  • предложить Министерству финансов Украины ввести Порядок доведения до бюджетных учреждений, исполнителей различных государственных программ паспортов, в которых бы значились условия эффективного использования бюджетных средств;
  • разработать эффективную методику оценки эффективности работы органов государственного финансового контроля и др.

Выводы

Как оказалось, производительность системы государственного финансового контроля зависит от его качественного производства на всех этапах и от адекватного своевременного реагирования контролирующих органов на результаты контроля (например, на выявление нецелевого использования бюджетных средств).

Так, эффективность предложенных направлений совершенствования отечественной системы финансового контроля зависит от постепенности и взвешенности их внедрения.

Усовершенствованная система государственного финансового контроля будет способствовать нейтрализации потенциальных угроз экономической безопасности Украины и обеспечит улучшение финансово-бюджетной дисциплины за счет образования эффективной системы ответственности в финансовой сфере, восстановления координирующей роли государства в осуществлении финансового контроля, в результате чего произойдет увеличение объемов налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Украины.

Рецензенты:

Куц Ю.А., доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий кафедрой регионального развития и местного самоуправления Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.

Майстро С.В., доктор наук по государственному управлению, профессор, профессор кафедры экономической политики и менеджмента Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.

http://science-education.ru/ru/article/view?id=12093

Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Статья просмотрена: 9944 раза

Библиографическое описание:

Горбунова И. Е., Папоян С. А. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/357/ (дата обращения: 18.02.2020).

Похожие статьи

Совершенствование системы государственного финансового.

Видео (кликните для воспроизведения).

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Актуальные проблемы развития государственного финансового.

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Оценка эффективности финансового контроля | Молодой ученый

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная система, Россия, перечень нарушений, финансовая сфера, неэффективное использование. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Система государственного финансового контроля за рубежом

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Бюджетный кодекс РФ не определяет.

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти.

Направления совершенствования муниципального финансового.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования.

Государственный финансовый контроль за исполнением.

Вопрос методического обеспечения государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — ГФК за исполнением бюджетов субъектов РФ).

Похожие статьи

Совершенствование системы государственного финансового.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Читайте так же:  Ип на усн доходы уплата и отчетность

Актуальные проблемы развития государственного финансового.

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Оценка эффективности финансового контроля | Молодой ученый

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная система, Россия, перечень нарушений, финансовая сфера, неэффективное использование. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджетное законодательство, орган, правовое регулирование, нецелевое использование.

Система государственного финансового контроля за рубежом

государственный финансовый контроль, бюджетное законодательство, финансовый контроль, эффективная система, орган, Россия, Бюджетный кодекс РФ, нецелевое использование, единая концепция, разработка стандартов.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Бюджетный кодекс РФ не определяет.

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти.

Направления совершенствования муниципального финансового.

государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования.

Государственный финансовый контроль за исполнением.

Вопрос методического обеспечения государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — ГФК за исполнением бюджетов субъектов РФ).

http://moluch.ru/conf/econ/archive/9/357/

Пути совершенствования государственного финансового контроля Российской Федерации

3. Пути совершенствования государственного финансового контроля Российской Федерации

3.1 Оценка состояния государственного финансового контроля РФ

В результате произошедших реформ, Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной на решение новых задач. Отсутствие правильной и четкой стратегии реформирования органов контроля, непоследовательность действий и прямые ошибки не позволили создать эффективно функционирующую в условиях перехода к рынку государственную систему контроля в Российской Федерации.

Следует заметить, что в последние десятилетия значение государственного финансового контроля явно недооценивалось. Хотя отдельные ученые обращали внимание на необходимость реструктуризации и усиления государственного контроля, приведения его в настоящую упорядоченную систему, но комплексных предложений на этот счет не выдвигалась, кардинальных системных мер по совершенствованию государственного контроля не принималось.

Примеров неэффективности деятельности организации и функционирования органов государственного финансового контроля, можно привести множество.

При этом среди основных причин неэффективности деятельности органов государственного финансового контроля можно выделить следующие:

· отсутствие базового федерального закона о системе органов государственного контроля с четким обозначением их обязанностей и ответственности;

· низкий уровень правовой культуры должностных лиц контролирующих органов;

· неприменение в полном объеме предоставленных законодательством контрольным органом полномочий (не выдерживается периодичность контроля, проверки зачастую проводятся от случая к случаю по указанию вышестоящих органов, органы контроля не всегда владеют информацией.

· Минфин России, налоговая служба России, государственный таможенные комитет России и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению доходной части бюджета (не принимаются исчерпывающих мер по сбору налогов и сборов (в результате чего растет дотационность региональных и местных бюджетов), не правомерно устанавливают различные льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей, не принимают должностных мер по ликвидации растущей задолженности перед бюджетом);

· Минфину России не удалось сформировать единую систему органов федерального казначейства с ведением счетов по учету доходов и средств федерального бюджета в Банке России;

· органы исполнительной власти субъектов РФ и Минфин России имеет место практика использования бюджетов на основе использования денежных суррогатов, бартерных операций и применения зачетных схем (при этом допускаются нарушения самими налоговыми органами;

· работа по мобилизации налогах платежей и сборов «живыми» деньгами проводится неудовлетворительно;

· не выполнены в полном объеме бюджетные задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

· в ряде субъектов РФ, несмотря на сложное социально-экономическое положение, допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;

· в нарушении указов Президента РФ органы исполнительной власти регионов оказывают финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, имеющим бюджетную задолженность;

· органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления зачастую нормативные акты, не соответствующие общим федеральным принципам налогообложения в России;

· Минфин России, налоговые службы России, государственный таможенный комитет России, другие федеральные органы, осуществляющие финансовый контроль, недостаточно используют предоставленные им полномочия по выявлению и пресечению имеющихся нарушений. Их деятельность плохо скоординирована, сфера компетенции четко не разграничена;

· серьезные недостатки выявлены в деятельность по привлечению и использованию иностранных кредитов и займов;

· неэффективно расходуются средства, выделенные на развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг, нарушаются права акционеров при ведении реестров, допускаются факты безлицензированной деятельности регистративов и т.д.;

· неудовлетворительное выполнение налогового законодательства;

Читайте так же:  Новое в возврате подоходного налога

· на балансах бюджетных учреждений числятся значительные остатки дебиторской и кредиторской задолженности. В составе задолженности значатся суммы, по которым истекли сроки исковой давности, а инвентаризации финансовых обязательств не проводятся

· заказчики республиканских целевых программ, как правило, не обеспечивают выполнение своих контрольных функций за движением бюджетных средств и достижением социально значимых результатов. Зачастую средства, выделенные на реализацию республиканских целевых программ, идут на оплату расходов по текущему содержанию учреждений;

· имеет место завышении должностных окладов, установление неправомерных надбавок, введение дополнительных ставок без правого основания;

· нередко производится списание материальных ценностей с нарушением требований законодательства, без оформления соответствующих документов;

· большое количество нарушений допускается главами администраций городов и районов при принятии ими единоличных распоряжений по вопросам использования дополнительных доходов бюджетов;

· многочисленные нарушения выявляются в постановке бухгалтерского учета.

Особенно сейчас, в условиях, когда состояние отечественной экономики на протяжении многих лет остается напряженным, особо приоритетными являются мероприятия по укреплению контроля за исполнением доходной и оптимизацией расходной частей бюджета, т.е. вопросы усиления и совершенствования контроля за поступлением и расходованием государственных средств. В целом же, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее вопросов и реальные действия, связанные с формированием прочной нормативно-правовой базы государственного финансового контроля, его современного методологического, инструктивного и материально-технического обеспечения, с созданием условий комплектования органов государственного финансового контроля высококвалифицированными и надежными кадрами. Должна решаться и проблема социального развития контрольного аппарата, стимулирования труда государственных контролеров (например, уровень оплаты их труда должен быть достаточно высок, чтобы гарантировать их независимость и результативность), обеспечения их физической защиты.

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.

Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.kazedu.kz/referat/164528/5

Пути совершенствование финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here