Публичный финансовый контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Публичный финансовый контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль

Субъекты финансового права:

а) публично-правовые (публично-правовые образования в лице их органов-РФ, субъекты Федерации, муниципальные образования). Основные характеристики:

· наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера, например РФ, как субъект финансового права имеет суверенные правомочия: право денежной эмиссии; устанавливает федеральные, региональные и местные налоги; полномочия в сфере бюджетного права и процесса; право на государственный кредит, где государство выступает как в роли кредитора, так и в роли заёмщика;

· финансово-правовая деятельность публично-правовых образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю, как законодательных, так и исполнительных органов власти

б) частно-правовые (физические лица и организации)

· объединяющего понятия финансовой правосубъектности не существует, она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов (эмиссионная, валютная, налоговая правосубъектность)

· законодатель «дифференцированную правосубъектность» коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубъектностью, либо с административной правосубъектностью.

В теории финансового права существуют два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль – это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие ученые придерживаются другой позиции, утверждая, что не существует некоего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью, составляющей конкретных институтов, подотраслей Особенной части финансового права.

Первая точка зрения: законодатель должен принять единый нормативный акт (ФЗ о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему органов финансового контроля, перечень полномочий, формы финансового контроля (проверки, ревизии), результаты (будут привлекать к ответственности или нет). Попытка создать такой закон предпринималась, но законопроект не прошел. На уровне СНГ В 2004г. был принят Модельный закон СНГ «О финансовом контроле», т.е. участникам Содружества на базе этого модельного закона иметь такой же.

Вторая точка зрения: каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, отсюда нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных специальных нормативных актов

В настоящее время в ГД РФ одерживают верх сторонники именно второго подхода. На международном уровне преимущество у первого подхода. М.В. Лушникова придерживается первого подхода.Сформировать своё отношение к этой проблеме

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Финансовый контроль в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на:

1)публичный (государственный и муниципальный)

3)аудиторский (ФЗ Об аудиторской деятельности)

При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие же придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль (контроль по бухгалтерскому учету) и аудиторский – это сфера административного права

Согласно ФЗ Об аудиторской деятельности выделяется два вида аудита:

б) обязательный (сфера финансового права, разновидность финансового контроля). КС в постановлении от 01.04.2004 причисляет обязательный аудит к форме публичного финансового контроля, аргументируя это следующими доводами:

· -обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы

· -именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные финансовые функции по контролю

Публичный финансовый контроль

– это регламентированная нормами права деятельность государственных и муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого, эффективного их использования

Классификация видов финансового контроля

По органам, осуществляющим финансовый контроль:

а) финансовый контроль представительных органов власти

· независимый финансовый контроль (это контроль, который осуществляет счетная Палата РФ, счетные органы субъектов РФ)

· парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета

б) финансовый контроль исполнительных органов власти (парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета

-финансовый контроль органов общей компетенции

· финансовый контроль Контрольного управления Президента

· уполномоченные представители президента в федеральных округах

*контроль на уровне Правительства РФ

-финансовый контроль органов специальной компетенции

*финансовый контроль ЦБ

*Федеральной таможенной службы

· Федеральными службами в структуре министерства Финансов: Федеральная Налоговая Служба (ФНС), Федеральная Служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»), Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное казначейство

К практическому занятию составить таблицу:

Наименование органа финансового контроля

Нормативно-правовая основа контрольной деятельности

Формы финансового контроля (ревизии, проверки)

результаты контроля (привлекают к ответственности, наблюдают)

В зависимости от времени проведения:

1. предварительный контроль

2. текущий финансовый контроль

3. последующий финансовый контроль

В зависимости от предмета финансового контроля:

1. бюджетный контроль

2. налоговый контроль

3. валютный контроль

4. банковский контроль (пруденциальный)

5. контроль в сфере денежного обращения

В зависимости от формы проведения финансового контроля:

1. обязательный финансовый контроль (коммеральная налоговая проверка)

2. инициативный финансовый контроль (выездная налоговая проверка)

По методу проверки:

1. сплошной финансовый контроль

2. выборочный финансовый контроль

В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:

1. документальный контроль

2. фактический контроль

3. финансовый мониторинг (информацию контрольный орган получает от финансовых информаторов, например, органы госавтоинспекции являются налоговыми информаторами)

По периодичности проведения:

В зависимости от способа организации контрольных действий (мероприятий)

3. наблюдения (мониторинг)

Тема 2. Налоговая система Российской Федерации

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.1)
  • Постановление Пленума ВАС №5 от 28.12.2001г. «О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ»

Налоговая система РФ

– это совокупность налогов и сборов, установленных налоговым законодательством в порядке и в соответствии с принципами налогового права.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за брекеты ребенка

Налоговая система выполняет две функции:

1. фискальная функция (сбор налогов в бюджетную систему)

2. регулирующая функция:

· стимулирующая (чаще всего находит отражение в налоговых льготах)

· дестимулирующая (с помощью налогов ограничить той или иной вид предпринимательства, например налоги с игорного бизнеса)

Эффективной признаётся только та налоговая система, где указанные 2 функции оптимально согласованны, сбалансированы. Соответственно, смещение в ту или иную функцию неизбежно приведут к сбоям в регулировании правовых отношений. Так, в Российской налоговой системе отсутствует довольно распространённый в зарубежной практике налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Мотивы законодателя следующие: он уповал на регулятивную функцию налоговой системы, её социальный характер.

Структура налоговой системы РФ.

Структура сложная и включает в себя общую систему налогообложения и специальные налоговые режимы. В свою очередь, общая система включает в себя 3 уровня налогообложения: федеральные, региональные и местные налоги. Перечень этих налогов установлен соответственно ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Этот перечень закрытый.

Специальные налоговые режимы – это особый порядок уплаты единого налога, а также освобождение от уплаты федеральных, региональных и местных налогов. Закрытый перечень специальных налоговых режимов установлен ст. 18 НК РФ, и к ним относятся упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог, налогообложение при заключении соглашений о разделе продукции.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1578 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_21237_publichnie-sub-ekti-finansovogo-prava-i-finansoviy-kontrol.html

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

Внешний финансовый контроль

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами.

Внешний контроль (например, за деятельностью какого-либо органа исполнительной власти и др.) осуществляют специально созданные для этого (или специализированные) государственные контрольные органы, функционально и организационно независимые от него (например, Счетная палата РФ). Иными словами, внешний контроль – это контроль со стороны внешней по отношению к данному органу власти (государственной организации) или не входящей в его структуру государственной организации. Внешний контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.[6]

Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство.[7]

К основным задачам государственного финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое поведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль реализации механизма межбюджетных отношений и др. Непосредственным предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса, поступление налогов и других платежей в бюджет; отчисления во внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии и др.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными органами местного самоуправления и финансовыми органами местного самоуправления.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему РФ; разобщенность и неупорядоченность действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.[8]

К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Аудиторы занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель – укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются в основном централизованные финансы, аудита – преимущественно децентрализованные финансы.

Читайте так же:  Должно ли снт платить водный налог

Финансовый контроль компетентных государственных органов направлен «на интересы государственной казны», функции муниципального контроля аналогичны, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности. Для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них – кредитные, страховые организации, организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, и др., т.е. субъекты, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц. [9]

Внутренний финансовый контроль в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Внутренний контроль состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля. Его цель: изучение и предоставление информации по корректировке ошибок, искажений, ранее принятых решений.[10]

Внутренний контроль:

1) обеспечивает надежной информацией руководство о финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

2) обеспечивает сохранность документов, актов, имущества, предотвращая хищение, злоупотребления, порчу, уничтожение, разглашение, нецелевое использование;

3) исключает непроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляет дисциплину и оптимизирует налоговые платежи;

4) обеспечивает выполнение персоналом организации внутренних локальных нормативных актов, приказов, распоряжений, инструкций, положений;

5) обеспечивает условия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству.

Внутренний контроль предполагает выполнение контрольных процедур, способствующих выявлению ошибок, сравнению динамики показателей и выяснению причин расхождения, а также настраивает сотрудников министерства на добросовестное выполнение своих обязанностей.

Под внутрихозяйственным риском понимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и в целом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

Оценку внутрихозяйственному риску контролер-ревизор дает на стадии планирования, учитывая систему внутреннего контроля, используя свое профессиональное суждение. При оценке необходимо учитывать такие факторы, как:

1) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли;

2) специфика деятельности субъекта;

3) опыт и квалификация персонала организации, ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;

4) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целях достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности;

Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Проанализировать систему риска можно, разработав мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности.

Критерием эффективности системы внутреннего финансового контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля:

1. Принцип ответственности.

2. Принцип сбалансированности.

3.Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.

4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.

5. Принцип ущемления интересов.

6. Принцип интеграции.

7. Принцип заинтересованности администрации.

8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля.

9. Принцип соответствия.

10. Принцип постоянства.

11. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля.

12. Принцип непрерывности развития и совершенствования.

13. Принцип приоритетности.

14. Принцип комплексности.

15. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.

16. Принцип оптимальной централизации.

17. Принцип единичной ответственности.

18. Принцип функциональных потенциальных имитаций.

19. Принцип регламента.

20. Принцип разделения обязанностей.,

21. Принцип разрешения и одобрения.

22. Принцип взаимодействия и координации.

Важным аспектом функционирования системы внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля.[11]

Внутренний финансовый контроль осуществляется во всех подразделениях МЧС РФ.

Заключительная часть.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание

Вопросы на самостоятельную работу:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Контроль, осуществляемый представи­тельными органами государственной власти.

2. Контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти.

3. Ведомственный фи­нансовый контроль.

4. Аудиторский кон­троль.

5. Общественный финансовый контроль.

Вопросы для подготовки к семинару:

1.Финансовый контроль: понятие, значение, виды.

2.Органы финансового контроля.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 7098 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_121215_vneshniy-finansoviy-kontrol.html

Понятие и виды финансового контроля

План

Тема 1.3. Финансовый контроль

1. Понятие и виды финансового контроля

2. Методы государственного финансового контроля

3. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

4. Таможенный и валютный контроль

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и муниципальных образований.

По сути, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними воп­росов деятельности субъектов хозяйствования и управления в области финансовой деятельности государства с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами всех уровней, а также специально созданными учреждениями[15].

Финансовый контроль содействует успешной реализации финансовой политики государства, эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он присущ всем финансово-правовым институтам.

Основными направлениями финансового контроля является проверка:

1) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

Читайте так же:  Енвд элементы налога

3) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

4) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Задачами контроля являются:

— обеспечение соблюдения действующего законодатель­ства и нормативных актов;

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фон­дов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, резервов снижения себе­стоимости и повышения рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;

— правильность ведения бухгалтерского учета и отчетно­сти;

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятия;

правильность ведения валютных операций;

— увеличение доходных поступлений в бюджет и сохранность государственной собственности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от субъектов различают следующие виды финансового контроля: государственный (президентский контроль, представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов), внутрихозяйственный, ведомственный, общественный, аудиторский, контроль финансово-кредитных органов.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, и он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, госкомитетов и других органов государственного управления.

Муниципальный – осуществляется органами муниципальных образований

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами, службой финансового менеджмента). Объектом здесь служат структурные подразделения своего же предприятия – цеха,участки, отделы, филиалы.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на добровольной и безвозмездной основе.

Аудиторский финансовый контроль – негосударственный контроль. Осуществляется специальными субъектами, обладающими лицензией на осуществление аудиторской деятельности.

По времени проведенияфинансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значе­ние для предупреждения финансовых нарушений. Он пре­дусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного рас­ходования средств. Примером такого контроля на макро­уровне является процесс составления и утверждения бюд­жетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показате­лей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий(оперативный) финансовый контроль про­водится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он пре­дупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующийфинансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контрольза финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контрольне вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По сфере проверяемой финансовой деятельности финансовый конт­роль бывает: бюджетный, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_66759_ponyatie-i-vidi-finansovogo-kontrolya.html

Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль

Субъекты делятся на 2 категории:

¢ Публично-правовые субъекты – публично-правовые образования в лице их органов (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования). Характеристика:

¤ Наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера. Например, РФ имеет суверенные полномочия:

¥ Только РФ обладает правом денежной эмиссии;

¥ Устанавливает федеральные, региональные, местные налоги. Субъект федерации только вводит налоги на своей территории;

¥ Полномочия в сфере бюджетного права и процесса;

¥ Право на государственный кредит, где государство как в роли кредитора, так и в роли заемщика.

¤ Финансово-правовая деятельность публичных образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю как законодательных, так и исполнительных органов власти. Объединены полномочия по финансовой деятельности и финансовом контролю. Например, Госдума в сфере бюджетного права принимает закон о бюджете и она же осуществляет финансовый контроль за использованием средств. Минфин осуществляет специальную финансовую деятельность, определяет общие правила финансовой политики государства, осуществляет текущую финансовую деятельность. А в структуру минфина есть налоговая служба, которая отслеживает поступление налоговых платежей в казну.

¢ Частные лица и организации. Нет общего понятия финансовой правосубъектности. Она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов финансового права, видов отношений например, налоговая, эмиссионная, валютная правосубъектность.

Зачастую законодатель дифференцируемую финансовую правосубъектность коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубхъектностью, либо с административной правосубъектностью.

Финансовый контроль. В теории финансового права два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие утверждают, что не существует некого общего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью (составляющей) конкретных институтов, подотраслей особенной части финансового права.

Если побеждает первая концепция, то на практике законодатель должен принять единый нормативный акт – закон о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему контроля, органы, перечень их полномочий, формы финансового контроля (его проверок, ревизий) и результаты. Такая попытка создания закона предпринималась, но законопроект не прошел. Зато на уровне СНГ сторонники этой концепции в большинстве и межпарламентским комитетом СНГ принят (2004) модельный закон СНГ о финансовом контроле. Участникам предлагается иметь такой общий закон на фоне модели. Лушникова считает, что он более приемлем.

Читайте так же:  Уплата налога за проданную квартиру

Согласно второму подходу каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, следовательно нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных нормативно-правовых актов. Они должны остаться там. Например, в налоговом кодексе есть специальная глава, посвященная налоговому контролю. Если убрать налоговый контроль, то в налоговом кодексе ничего не останется. Применяется на уровне РФ.

Финансовый контроль –в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на

¦ Публичный (государственный и муниципальный);

При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль и аудиторский – это сфера административного права.

ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому выделяется 2 вида аудита: добровольный и обязательный (принудительный). Что касается обязательного аудита, то считается, что это сфера финансового права, разновидность финансового контроля. Сомнительная постановка контроля, но Конституционный суд РФ в постановлении от 1 апреля 2004 года причисляет обязательный аудит по закону «Об аудиторской деятельности» к форме публичного финансового контроля. Аргументы: во-первых, обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы, во-вторых, именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные функции по контролю.

Публичный финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий, своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого эффективного их использования.

Классификация видов финансового контроля:

I.По органам, осуществляющим финансовый контроль:

a. Финансовый контроль представительных органов власти:

i. Независимый финансовый контроль (контроль, который осуществляет счетная палата РФ, счетно-контрольные органы субъектов федерации и публичных образований);

ii. Парламентский контроль, который осуществляет сам законодательный орган, например, контроль государственной думы при утверждении отчета об исполнении бюджета.

b. исполнительных органов власти:

i. Финансовый контроль органов общей компетенции:

1. Президентский контроль:

o Контрольное управление Президента;

o Уполномоченные представители Президента в федеральных округах;

2. Контроль правительства РФ.

ii. Финансовый контроль органов специальной компетенции:

1. Финансовый контроль центрального банка,

2. Федеральной таможенной службы

3. Министерства финансов. Осуществляется федеральными службами, в структуре Минфина:

o Федеральная служба страхового надзора

o Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

o Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 7 августа 2001 года №115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.)

o Федеральная служба по финансовым рынкам

o Федеральное казначейство.

Наименование органа контроля Нормативно-правовые основы контрольной деятельности Формы финансового контроля Результаты финансового контроля.

II.В зависимости от времени:

a. Превдварительный контроль;

b. Текущий финансовый контроль;

c. Последующий финансовый контроль;

III.В зависимости от предмета финансового контроля:

a. Бюджетный контроль;

b. Налоговый контроль;

d. Банковский (пруденциальный)

e. Контроль в сфере денежного обращения;

IV.По форме проведения финансового контроля:

b. Инициативный (выездная налоговая проверка).

V.По методу проверки:

VI.В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:

a. Документальный (наиболее часто распространен)

b. Фактический (при проведении выездной проверки может происходить контроль помещений);

c. Финансовый мониторинг (получает информацию контрольный орган от так называемых информаторов. Например на цучет поставлен автомобиль, человек стал плательщиком транспортного налога. Появляется налоговое уведомление, благодаря информаторам);

VII.Пол периодичности проведения:

VIII.В зависимости от способа организации контрольных мероприятий:

c. Наблюдения (мониторинг).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8627 — | 8186 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_173463_predmet-finansovogo-prava.html

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка допрос сотрудников

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

Публичный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here