Проверка бухгалтерской отчетности налоговыми органами

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Проверка бухгалтерской отчетности налоговыми органами" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Проверка бухгалтерской отчетности налоговыми органами

Попадают-ли балансы под глубину их проверки в 3 года как и другие документы? Верно-ли , что по истечение трех лет с года проверки налоговая не сможет требовать оплаты любых видов налогов, которые были не уплачены организацией (с 2011 г. и ниже, включая 2003 год ) ?
Может-ли при проверке в 2015 г.налоговая может требовать документы на кредиторку от 2003 г. Ведь глубина проверки лишь 3 года. Под проверку подает максимум 2012 г. ?! К этому времени документы все списаны с хранения. И может-ли налоговая предъявить санкции (налог на прибыль ,штрафы,пени) , начиная с 2006 г (2003+3), опираясь только на записи о кредиторке в балансах? Или исходя из глубины возможной проверки в три года такие налоговые санкции
налоговая сможет начислить только с 2018 г. (2015+3 г.исковая давность для списания кредиторки)?

Бухгалтер ООО ошибочно в 2003 г.поставила в бух.балансе запасы (товар к реализации) и кредиторскую задолженность . Документов в подтверждение этих записей нет. Как признать эти записи ошибкой и исключить их из баланса без списывания кредиторки и товаров в доходы?

С какого года налоговая может начислить организации налог на прибыль (от не списания кредиторки в доход) , штрафы, пени ?

С уважением, Владимир.

Штрафы, пени, иные санкции могут быть начислены только за последние 3 года деятельности организации. По поводу списания, обсуждалось выше. Либо пишите письмо в ФНС с уточнением баланса, либо списывайте по сроку давности.

ВАШ ВЫВОД ОТНОСИТСЯ К СТ. 87 НК .
А НЕ МОЖЕТ-ЛИ НАЛОГОВАЯ КРОМЕ ПРОВЕРОК ПРИМЕНИТЬ ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ ?

С уважением, Владимир.

. Вы списываете задолженность не на нынешний период, а на период срок исковой давности по которому давно прошел. В соответствии с п.1 ст.271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли. В данном случае таким периодом является период, в котором истек срок исковой давности по кредиторской задолженности.

ЭТО ПЕРИОД 2006 г. (2003+3)?!

В последний день этого периода сумму просроченной кредиторской задолженности, подтвержденную документально, необходимо включить в состав внереализационных доходов ( в том периоде, в котором истек срок исковой давности по невостребованной кредиторской задолженности независимо от того, проводилась ли инвентаризация задолженности и составлялись ли распорядительные документы о ее списании.
Исходя из вышесказанного, в дальнейшем уточните баланс за 3 крайних года и все.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ПРАВИЛЬНО-ЛИ Я ПОНЯЛ, ЧТО МОЖНО УЖЕ НЕ СПИСЫВАТЬ КРЕДИТОРКУ, А ПРОСТО ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ ПУТЕМ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЕЕ В БАЛАНСЕ 2015 г?!
НО КРЕДИТОРКУ НЕ СПИСАЛИ 2006 г. НЕ БУДЕТ-ЛИ НАЛОГОВАЯ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ПРЕТЕНЗИИ НАЧИНАЯ С 2006 ПО 2015 гг ?!

За какой период налоговая может провести проверку

Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.

По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 ).

Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ). Далее речь пойдет о ней.

За какой период налоговая может провести выездную проверку

Максимальный период налоговой проверки (выездной) – 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть при вынесении решения в 2017 году налоговики могут проверить период в рамках 2014-2016 гг. А за какой период налоговая может запросить документы? Контролеры могут истребовать любые документы, непосредственно связанные с проверяемым периодом и, естественно, проверяемым налогом (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). То есть период «истребования» документов определяется периодом проверки.

Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом выездную проверку могут:

  • продлить на 2 месяца (4 месяца в исключительных случаях) (п. 6 ст. 89 НК РФ; Приложение N 4 к приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] );
  • приостановить на 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • приостановить еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев налоговая не смогла получить запрошенные сведения от иностранных государственных органов и ведомств (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Соотношение «бухгалтерской» выручки и облагаемых доходов

Чтобы выяснить, достоверна ли бухотчетность, инспекторы проанализируют два показателя.

  1. Выручку за отчетный год по данным бухучета. Эта цифра отражена в графе 4 строки 2110 отчета о финансовых результатах.
  2. Доходы, облагаемые налогом в рамках той или иной налоговой системы. Этот показатель указан в соответствующей строке декларации (см. табл.).

Далее первый показатель разделят на второй. Полученное число должно быть меньше 100. Проще говоря, выручка по данным бухучета не может превышать облагаемый доход более, чем в 100 раз. В противном случае налоговики признают отчетность недостоверной.

Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

Важная деталь: использовать приведенную в письме формулу допустимо лишь в случае, когда второй показатель (то есть облагаемый доход) не равен нулю, ведь на ноль делить нельзя.

Где отражен показатель облагаемых доходов для разных налоговых систем

Налоговая система

Соответствующая строка декларации

стр. 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/[email protected]).

Если годовая отчетность не сдана, следует использовать данные из отчетности за 9 месяцев

УСН с объектом налогообложения «доходы»

стр. 113 раздела 2.1.1 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.16 № ММВ-7-3/[email protected])

УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»

стр. 213 раздела 2.2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.16 № ММВ-7-3/[email protected])

стр. 010 раздела 2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением ЕСХН (утв. приказом ФНС России от 28.07.14 № ММВ-7-3/[email protected])

Читайте так же:  Налога идет на имущество

Кто вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

В части 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную бухотчетность вправе:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

Подробностям упрощенного бухучета посвящена Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Из пункта 17 этого документа следует, что обязательными формами упрощенной бухотчетности являются баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств. А отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств нужно сдавать только в том случае, если без них невозможно оценить финансовое положение компании.

В комментируемом письме № БА-4-1/[email protected] приведены все без исключения формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год. Кроме того, в письме содержатся контрольные соотношения, которые рекомендуется использовать при проверке упрощенных форм. Рассмотрим наиболее важные соотношения.

Код вида экономической деятельности

В «шапке» каждой формы упрощенной бухотчетности есть поле, предназначенное для кода вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2. Авторы комментируемого письма подчеркнули: показатель в этом поле должен совпадать с аналогичным кодом, который указан в сведениях об основном виде экономической деятельности в Едином государственном реестре юрлиц. В случае, когда код в бухгалтерской отчетности отличается от кода в ЕГРЮЛ, инспекторы сделают вывод о недостоверности представленных сведений.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Читайте так же:  Налоговый вычет через приложение

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В соответствии с НК РФ документы бухгалтерского и налогового учета, а также первичку организации и ИП должны хранить в течение 4 лет с момента окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался при расчете налога или составлении отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2012 N 03-11-11/104 ).

Вместе с тем Закон «О бухгалтерском учете» требует хранить первичку, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение срока, установленного правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ , раздел 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Вот на эти сроки и нужно ориентироваться налогоплательщику.

Налоговая проверка

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Видео (кликните для воспроизведения).

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.

О балансе и не только. Взгляд налогового чиновника

Можно ли в октябре сдавать баланс по старой форме? Как проводятся камеральные проверки? Будет ли инспектор сравнивать различные отчетные документы? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Ольги Евдокимовой отвечает руководитель УМНС России по Нижегородской области, государственный советник налоговой службы РФ III ранга Николай Поляков.

– Недавно Минфин России разработал новые формы бухгалтерской отчетности. Обязаны ли все организации в октябре отчитываться по этим формам?

– Полагаю, что этот вопрос должен решать сам плательщик. Давайте вспомним приказ Минфина России от 22 июля 2003 года № 67н, которым утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. В соответствии с пунктом 6 приказа их вводят начиная с отчетности за 2003 год. На первый взгляд кажется, такая фраза позволяет предположить, что впервые отчетность на измененных бланках будет представляться в марте 2004 года. Однако многие специалисты Минфина утверждают, что новый отчет о прибылях и убытках и баланс придется применять уже при составлении отчетности за 9 месяцев текущего года. Вероятнее всего, до появления официальных распоряжений Минфина бухгалтеры будут решать самостоятельно, как им сдавать отчетность. Тем более что существует ряд проблем. Изменения в отчетности в основном связаны с изданием ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», а основная масса предприятий не готова к применению вышеуказанного ПБУ. Поэтому возможно неправильное заполнение новых документов.

– Станет ли инспектор, получив отчетность, сравнивать различные показатели, в частности следить за соответствием строки «Текущий налог на прибыль» формы № 2 и суммы налога, показанной в декларации по налогу на прибыль? Какие дополнительные показатели отчетности будут сравниваться?

– При камеральной налоговой проверке ИМНС обязательно сопоставляет отчетную информацию. Во-первых, мы сравниваем показатели текущей налоговой отчетности с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода. Значительные расхождения (допустим, существенное снижение выручки в третьем квартале по сравнению со вторым) – одна из причин для проведения дополнительного контроля. Во-вторых, мы оцениваем достоверность показателей налоговой отчетности, используя имеющуюся у нас информацию о налогоплательщике. В-третьих, сопоставляем проверяемую декларацию с показателями других отчетов. Например, при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль доходы, показанные в строке 010 декларации, могут сравниваться с общей суммой доходов, приведенной в отчете о прибылях и убытках. Такая проверка эффективна, если организация определяет прибыль по методу начисления, в этом случае разница между бухгалтерскими и налоговыми доходами обычно незначительна или ее нет вообще. Кроме того, у любой фирмы мы можем сравнить текущий налог на прибыль, показанный в форме № 2, с налогом, который она начислила по декларации (строка 250). То, что такие суммы должны быть равными, следует из пункта 21 ПБУ 18/02 и примеров в приложении к этому ПБУ.

Есть и другие способы контроля. Если предприятие одинаково определяет выручку для расчета налога на прибыль и НДС, то ему «грозит» сверка доходов из деклараций по прибыли за 9 месяцев и по НДС (выручка по ним определяется нарастающим итогом).

Опять-таки подчеркну, что мы обращаем внимание только на существенные расхождения. А вот если сравнить декларацию по налогу на прибыль и расчет ЕСН, там две пары показателей часто бывают абсолютно одинаковы (опять же, из этого правила есть исключения). Во-первых, это суммы по строке 1000 расчета ЕСН и общая сумма по строкам 251 и 261 приложения 3 к листу 02. Во-вторых, суммы по строке 0100 расчета ЕСН и строке 090 приложения 3 к листу 02 (у торговых организаций эта же сумма показывается в строке 050 приложения 2 к листу 02). Замечу, что последнее равенство не будет соблюдаться, если предприятие включает в фонд оплаты труда выплаты, не облагаемые ЕСН.

Сначала принимай, потом проверяй

– Может ли инспектор отказаться принять баланс и декларацию, если, на его взгляд, там допущены явные ошибки?

– В пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса сказано, что инспектор не вправе отказаться принять декларацию и обязан проставить на ее копии отметку о принятии и дату представления документов. А потом в соответствии со статьей 88 НК РФ проводится камеральная проверка 1 .

– Если инспектор предполагает, что предприятие допустило ошибки, и требует от фирмы принести дополнительные документы, то как оформляется это требование? Надо ли выполнять устные просьбы инспектора?

– Требование направляется налогоплательщику в письменной форме, примерный образец которого приведен в одной из наших внутренних инструкций. Если налогоплательщик откажется представить запрашиваемые документы или отдаст их не вовремя (установленный срок – пять дней), его оштрафуют по статье 126 НК РФ (на 5000 рублей). Для директора или главбуха предусмотрен еще один штраф – от 300 до 500 рублей по статье 15.6 КоАП РФ. Отмечу, что при проверке мы не только можем затребовать документы, но и письменным уведомлением вызвать налогоплательщика и его представителей в инспекцию 2 .

– Допустим, предприятие сдало декларацию по НДС 20 октября, а дополнительные документы, которые инспектор затребовал для проверки, – 1 ноября. С какого дня будет определяться трехмесячный срок, отведенный для камеральной проверки, – с 20 октября или с 1 ноября?

Читайте так же:  Налоговый вычет военнослужащим на детей как получить

– По статье 88 кодекса срок проведения камеральной проверки отсчитывается с даты представления декларации в налоговую инспекцию. Данная позиция поддерживается сложившейся арбитражной практикой. В частности, можно привести в пример обзор налоговых споров, прилагаемый к информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71.

Об отчетности подразделений

– Вправе ли ИМНС, принявшая налоговую отчетность филиала, провести камеральную проверку? Если да, то какие документы может затребовать инспекция – только подразделения или головной организации?

– Да, инспекция вправе провести такую проверку и в соответствии со статьей 88 НК РФ она выполняется на основе налоговых деклараций. Если это декларации по налогам, которые исчисляются централизованно головной организацией, то проверяют ее. При расчете налогов в децентрализованном порядке в инспекцию по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения сдаются налоговые декларации, имеющие отношение к деятельности. Следовательно, при проведении камеральной проверки этих деклараций истребуются документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов по конкретному обособленному подразделению.

– Будут ли штрафовать фирму, которая поздно сдала декларацию по налогу на прибыль в ту ИМНС, где зарегистрировано подразделение? Если да, то как рассчитываются санкции – в проценте от общей суммы налога, которую надо доплатить по декларации, или в проценте от налога, который нужно перечислить там, где находится подразделение?

– Да, штраф будет, поскольку по статье 289 Налогового кодекса декларацию по налогу на прибыль предприятия сдают по месту нахождения и головной организации, и обособленных подразделений.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ. Хотел бы заметить, что санкции рассчитываются исходя из суммы, подлежащей к уплате на основании этой декларации. Как ее оформляет фирма, сдающая отчетность по месту нахождения подразделения, сказано в пункте 1.5 раздела 1 инструкции по заполнению декларации (утверждена приказом МНС России от 29 декабря 2001 года № БГ-3-02/585. – Примеч. ред.). Декларация, сдаваемая в инспекцию, где отчитывается подразделение, включает титульный лист и расчет суммы налога, который надо заплатить по месту нахождения данного обособленного подразделения (выписка из приложения 5а к листу 02). В такой декларации показывается только налог подразделения, и расчет санкций будет производиться на основании этой суммы. (В приложении 5а не отражается налог, уплачиваемый в федеральный бюджет, и он не учитывается при расчете штрафа. – Примеч. ред.).

1 Отказаться принимать бухгалтерскую отчетность инспектор тоже не может (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). – Примеч. ред.

2 Чиновник не стал прямо оценивать законность устных требований, но из его слов следует, что их не должно быть. Такая позиция соответствует НК РФ, где говорится лишь о письменных требованиях и уведомлениях.

Упрощенная бухгалтерская отчетность за 2019 год: что проверят налоговики

ФНС России опубликовала машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности за 2019 год (письмо от 31.07.19 № БА-4-1/[email protected]). В этом же письме содержатся контрольные соотношения, которые ФНС рекомендовала инспекциям применять при проверке бухгалтерской отчетности. Для тех, кто сдает упрощенную бухотчетность, разработаны отдельные формы и контрольные соотношения. О них и пойдет речь в сегодняшней статье.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Показатель выручки для «упрощенщиков»

Среди организаций, которые используют упрощенные способы ведения бухучета, значительное число применяет УСН. Проверяя их бухгалтерскую отчетность, налоговики обратят особое внимание на показатель выручки за отчетный год, который указан в графе 4 строки 2110 отчета о финансовых результатах.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ, доходы «упрощенщика» за отчетный (налоговый) период не должны превышать 150 млн. рублей, иначе право на спецрежим теряется. На этом основании авторы комментируемого письма утверждают, будто годовая выручка по данным бухучета, превышающая 150 млн. рублей, — это признак недостоверной отчетности.

На наш взгляд, подобный подход не вполне корректен. Дело в том, что «бухгалтерская» выручка и облагаемый доход — это два разных показателя. И, как говорилось выше, в письме № БА-4-1/[email protected] отмечено, что выручка по данным бухучета может отличаться от облагаемого дохода, а именно превышать его. Следовательно, не исключена ситуация, когда выручка в отчете о финансовых результатах будет более 150 млн. рублей, а облагаемый доход менее или равен этой цифре. Остается лишь надеяться, что на практике организациям, которые оказались в таком положении, удастся убедить проверяющих в своей добросовестности.

Как проверяют налоговики бухгалтерскую отчетность

РУБРИКИ » Новости

Газета «Учет.Налоги.Право» сделал обзор методических рекомендаций, которыми пользуются налоговые инспекторы в ходе проверок. Ими поделился с изданием журнал «Практическое налоговое планирование».

Документ предназначен для регулирования аналитической работы перед проверками. По итогам этой работы назначаются (или не назначаются) контрольные мероприятия в отношении организации. Инспекторы вычисляют отклонения показателей отчетности от предыдущих и отклонение их от среднестатистических данных. Если внимательно посмотреть на направления, интересующие налоговиков, можно избежать многих неприятностей при проверках. Вот как их представила газета.

Сопоставление показателей бухотчетности

Налоговики начинают деятельность с переноса показателей бухгалтерской отчетности в специальные таблицы в программе Excel. Берутся по два года – так проще сравнивать. Кроме того, показатели бухгалтерского баланса вносятся в программный комплекс ЭОД (электронной обработки данных).

Читайте так же:  Налоги на землю льготы военным пенсионерам

Инспекторы выбирают и разносят по графам размер выручки, себестоимость товаров или услуг, величину расходов, прибыли, выплачиваемых и получаемых процентов по займам, доходов от участия в иных компаниях. Особое внимание должно уделяться при этом затратам – материальным, амортизации, по оплате труда, отчислениям на социальные нужды и т.д.

Изучение имеющихся данных производится в абсолютном и процентном выражении относительно предшествующего налогового периода. Таким путем налоговики сразу могут получить представление о динамике изменений. А самое главное: согласуются ли разницы цифр в расходных статьях с отклонениями в доходах.

Анализ затрат

Указанные показатели в итоге дают представление о структуре расходов организации. Внимательно просматривается, как влияет тот или иной элемент затрат на их общую сумму. Чем больше у элемента удельного веса, тем больше шансов, что он попадет в отдельный список. У промышленных предприятий это могут быть расходы на сырье, энергоресурсы или амортизацию оборудования, у компаний, подвизающихся в сфере услуг – это чаще всего расходы по оплате труда и т.д.

В свою очередь, структура таких расходов анализируется за последние три года (предназначенных для проверки). Присутствие значительного всплеска почти точно означает, что здесь будет углубленная проверка. А если из-за скачка изменилась структура затрат, то вероятность контрольных мероприятий возрастает до 100%.

Источники информации

Вообще инспекторов нацеливают на использование максимально возможного количества источников информации. Сначала все разнесенные показатели сравниваются с налоговой отчетностью, проверяются движения по счетам, а затем переходят к поиску несоответствий. Так, чтобы проверить достоверность сведений о лицах, связанных с проверяемым налогоплательщиком, инспекторы берут сведения из баз данных Росрегистрации, ГИБДД, Таможенной службы и даже энергопоставщиков. Если сведений не хватает, налоговики могут обратиться и к органам статистики, торгово-промышленной палате, биржам и интернету.

В методичке не раскрывается, как сопоставляются полученные показатели, что существенно затрудняет изданию выдачу рекомендаций налогоплательщику. Дело в том, что, например, себестоимость продукции формируется по-разному в бухгалтерском и налоговом учете. В принципе, почти невозможно перечислить все суммы, из которых возникают разницы. Нереализованная продукция или незавершенные работы – лишь часть причин их появления. Пояснительная записка, в которой раскрываются суммы активов и обязательств, полностью раскрыть все нюансы не способна.

Далее налоговики рассчитывают рентабельность продаж. Причем делают это по обычной методике: методом деления суммы прибыли от реализации на сумму выручки. С учетом того фактора, что прибыль характеризует лишь основные виды деятельности, с помощью найденного коэффициента рентабельности налоговикам удастся вычислить лишь эффективности лишь этих видов деятельности. Но и это позволяет провести некий анализ: сравнить рентабельность со средней по отрасли.

Выручка, а также уплаченные налоги и сборы позволяют сформировать индекс налоговой нагрузки. Его тоже сравнивают со среднеотраслевыми значениями.

Исследование финансовой устойчивости компании

Эта, казалось бы, далекая от налоговиков сфера тоже их интересует. Инспекторы на этом этапе определяют, в какой мере соотносятся собственные и заемные средства. Сначала рассчитывается так называемый коэффициент автономии, который отражает структуру средств. Вычисления проводятся путем деления собственных средств – суммы раздела III («Капитал и резервы»), показателя по «Доходам будущих периодов» и «Оценочных обязательств» – на показатель валюты баланса («Актив» или «Пассив»). В результате у проверяющих появляется число, обозначающее, насколько обязательства обеспечены собственными средствами.

Авторы методических рекомендаций установили, что критический уровень этого показателя равен 0,6. Это жестче, чем в системе ЭОД. Там критический коэффициент автономности не может быть менее 0,5.

А вот показатель финансовой зависимости сомнений не вызывает. Рассчитывая его, налоговики стремятся понять, насколько зависим налогоплательщик от внешних источников финансирования. Данный показатель представляет собой разность между единицей и уровнем собственных средств. Если полученное число не превышает 0,5, то такой показатель считается положительным. Далее инспекторы проведут в соответствие с рекомендациями комплексную оценку зависимости. В методичке даже приведен конкретный пример анализа.

У организации в связи с низким коэффициентом автономии возник убыток. Одновременно значительно возросла валюта платежа. В «Пассиве» это объяснило приход заемных средств, а в «Активе» уравновешивание баланса произведено за счет краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной же дебиторской задолженности. Проверяющим для изучения причин обнаруженных колебаний предлагается проанализировать операции по расчетным счетам. Для этого они должны будут запросить выписки из всех обслуживающих организацию банков. Примечательно, что изъятие выписок считается чуть ли не основным действием при проверке. Обозреватели «УНП» удивляются, как движения по счетам могут повлиять на рентабельность?

Анализ привлекаемых заемных средств

Методы проверки привлекаемых кредитов раскрывается в методичке в последней ее части. Инспекторам предписано оценить целесообразность займов, проанализировать процентные ставки и даже проверить целевое использование привлеченных средств.

Особое внимание при этом уделяется источнику выплат дивидендов. Если в этом качестве выступали заемные средства, то с особой тщательностью проверят, не пошли ли проценты по этому кредиту на уменьшение базы по налогу на прибыль. Кроме того, налоговая служба сильно возражает против того, что в дальнейшем эти же акционеры будут ссужать компании деньги примерно в таком же размере, что и полученные дивиденды.

Эта часть рекомендаций показывает, что ФНС по-прежнему считает своим делом оценку эффективности и целесообразности хозяйственных операций налогоплательщиков. Причем налоговики упорствуют, несмотря на позицию Конституционного суда.

Поиск признаков банкротства

«УНП» проанализировав методичку, делает вывод, что такое внимание к устойчивости предприятия объяснить нельзя ничем иным, кроме как желанием подстраховаться на случай банкротства. И, естественно, потерь бюджета в таком случае. И действительно, теме прогнозирования банкротства посвящен целый раздел.

Для оценки возможности негативного развития событий налоговики будут использовать несколько моделей. Методика исследований описана выше. После анализа компанию должны будут включить в одну из пяти групп – по степени угрозы банкротства. Особенное внимание будет уделяться динамике финансовых показателей, свидетельствующих о преднамеренном банкротстве.

В методичке присутствуют и отдельные рекомендации, которые тоже могут повлиять на оценку. Так, инспекторам предписано обращать внимание на налогоплательщиков, участвующих в холдингах, работающих с постоянными убытками или на тех, кому оказана антикризисная поддержка.

Особо внимательно проверяющих просят отнестись к компаниям, созданным исключительно для минимизации налогов.

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

Читайте так же:  Налоговая декларация 3 ндфл бланк бесплатно

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Источники

Проверка бухгалтерской отчетности налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here