Процент водного налога

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Процент водного налога" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

КБК для уплаты водного налога

КБК для уплаты водного налога

НАЛОГ КБК
Водный налог 182 1 07 03000 01 1000 110

3. Сроки оплаты, сдачи и способы передачи декларации по водному налогу

Готовая декларация сдается в ИФНС, в зависимости от того к какой категории относиться налогоплательщик.

Декларацию можно сдать электронно через ТКС, используя электронно-цифровую подпись. Предусмотрена и сдача в ИФНС на бумажном носителе лично или по доверенности при условии, что за предыдущий год средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя не превышала 100 человек. Можно отправить заказным письмом с описью вложения.
Декларация по водному налогу сдается ежеквартально. Форму декларации необходимо предоставить в ИФНС и оплатить налог не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Водный налог в 2017 году

Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ. Он уплачивается организациями, ИП и физлицами, которые на основании лицензии занимаются водопользованием, а именно:

  • производят водозабор из водных объектов,
  • используют акватории водных объектов,
  • используют водные объекты для гидроэнергетики без водозабора,
  • сплавляют лес.

Все это образует объект водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Если водопользование осуществляется на основании договоров, или решений о предоставлении в пользование водных объектов, заключенных после введения нового Водного кодекса РФ 01.01.2007г. — налог не платится.

Налоговая база зависит от вида водопользования и по каждому из них определяется отдельно. Чтобы рассчитать водный налог, необходимо учесть:

  • при водозаборе – объем забранной воды за налоговый период; если измерительные приборы отсутствуют, то объем рассчитывается из времени работы и мощности технических средств, либо применяются установленные нормы потребления;
  • для акваторий – площадь предоставленного водного пространства, согласно лицензии, или договора;
  • для гидроэнергетики – количество электроэнергии, произведенной за налоговый период;
  • при лесосплаве — объем сплавляемой древесины в тыс. куб. м, умноженный на расстояние сплава в км, поделенные на 100.

Ставки налога

Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2017 г. действует коэффициент 1,52.

Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:

  • 5-кратный – при водозаборе сверх установленного лицензией лимита,
  • 10-кратный – при добыче подземных вод с целью их продажи, кроме минеральных, термальных и промышленных,
  • коэффициент 1,1 – если налогоплательщики не имеют измерительных средств для учета объема водозабора.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2017 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2018 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование. После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию. Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование. В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Водный налог 2018

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Читайте так же:  Как получить подоходный налог с ипотеки

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Декларация по водному налогу

Бланк декларации по водному налогу и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС РФ от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497.

Форма содержит титульный лист и два раздела: в разделе 1 указывается сумма налога к уплате, в разделе 2 производится расчет водного налога, причем для расчета налога при водозаборе выделен отдельный подраздел 2.1, а все остальные виды водопользования отнесены к подразделу 2.2.

Если водных объектов несколько, то для каждого из них, и для каждой лицензии заполняется отдельный подраздел 2.1 и 2.2.

Кто платит, кто не платит и особенности уплаты водного налога

Все водоемы принадлежат государству. На праве собственности оно может передать только водный объект небольшого размера, не имеющий влияния на общую водяную систему страны. Так, нельзя продать кому-либо реку или море (можно лишь получить разрешение на их использование), а вот пруд или карьер с водой вполне можно купить.

Водный налог – федерального значения, является прямым.

С 2005 года он заменил собой налог «На пользование водными объектами», который утратил силу. Теперь уплата за использование водоемов на договорной основе отнесена к неналоговым платежам. А водный налог должны платить те физлица и юрлица, которые по лицензии занимаются:

  • забором воды из водоемов (учитывается объем);
  • лесосплавом (налог зависит от объема древесины и расстояния, на которое она сплавляется);
  • гидроэнергетикой (рассчитывается объем полученной электроэнергии);
  • эксплуатацией акватории (используемая площадь).

За пользование какими водоемами берется налог?

Водные запасы страны и их ресурсы, используемые предпринимателями подлежат налогообложению за производимую с ними деятельность. К таким водоемам закон относит:

  • моря и их части (проливы, бухты, лиманы);
  • реки;
  • озера;
  • болота;
  • родники;
  • ледники;
  • гейзеры.

Кому не надо беспокоиться

Не относятся к базе плательщиков водного налога предприниматели, чья деятельность:

  • неотъемлема от водной стихии (рыболовство, судоходство, разведение рыбы, орошение. Купание, катание на водном транспорте и т.п.);
  • подпадает под другой налог (например, использование полезных ископаемых);
  • имеет отношение к водоохране;
  • может претендовать на льготы (оборонные нужды, отдых детей, инвалидов и др.).

Если вода берется для полива, тушения пожара или ликвидации других стиийных бедствий, конечно, о налоге речь не пойдет.

Обратите внимание: льгот по водному налогу нет.

Особенности уплаты

Сумму налога нужно вычислить самостоятельно, перемножив налоговую ставку и соответствующую ей базу.

ВАЖНО! Если плательщик производит разные виды деятельности, облагаемые водным налогом, то по каждой нужно брать свою ставку и базу, а полученные суммы сложить.

Перечислять деньги нужно раз в квартал, не позже 20 числа следующего месяца.

Заполняем поле 104 корректно

Цифры КБК для уплаты водного налога 182 1 07 03000 01 1000 110

Для того, чтобы перечислить пени, которые будут начисляться, если вы просрочили этот платеж, нужно вписать КБК 182 1 07 03000 01 2100 110.

Штрафы за недоимку по этому виду налога платятся с КБК 182 1 07 03000 01 3000 110, а проценты – 182 1 07 03000 01 2200 110.

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

Водный налог: ставки

Как рассчитать водный налог

По всем видам водопользования налог исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, скорректированные на повышающие коэффициенты. Расчет производится в декларации по водному налогу.

Рассмотрим пример

ООО «Бриз» производит водозабор из артезианской скважины, оборудованной учетными приборами и расположенной в Центральном экономическом районе (бассейн прочих рек). Лимит водопользования, согласно лицензии – 100 тыс. куб. м. В 1 квартале 2017г. объем водозабора составил 110 тыс. куб. м, из них 10 тыс. куб. м – сверхлимитные.

По объектам водозабора расчет водного налога производится в подразделе 2.1 декларации. В пределах лимита было забрано 100 тыс. куб. м воды. Ставка налога составляет 336 руб. за 1 тыс. куб. м (п. 1 ст. 333.12 НК РФ), повышающий коэффициент в 2017 г. – 1,52:

100 тыс. куб. м Х 336 руб. Х 1,52 = 51 072 руб.

Для водозабора сверх лимита налог считается по 5-кратной ставке, а сумма налога со сверхлимитного объема равна:

10 тыс. куб. м Х (336 руб. Х 5) Х 1,52 = 25 536 руб.

Общая сумма налога за водозабор из скважины составляет 76 608 руб. (51 072 руб. + 25 536 руб.).

Допустим, что у ООО «Бриз» есть еще один объект водопользования: акватория озера в Центральном экономическом районе. Согласно лицензии, площадь объекта – 3 кв. км. Рассчитаем налог в разделе 2.2 декларации.

Налоговая ставка – 30,84 тыс.руб. за 1 кв. км акватории, она годовая (п. 2 ст. 333.12 НК РФ), поэтому полученную сумму налога нужно разделить на 4:

3 кв. км Х 30 840 руб. Х 1,52 : 4 = 35 158 руб.

Сумма водного налога к уплате за 1 квартал 2017 г.: 111 766 руб. (76 608 руб. + 35 158 руб.).

Пример заполнения декларации по водному налогу:

Водный налог. Декларация 2019 – 2025 год

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
Читайте так же:  Проверка ограничений по счетам на сайте налоговой

4. Бланк декларации и инструкция к заполнению

Водный налог

Похожие публикации

Уплачивать водный налог и отчитываться по нему нужно ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 20 апреля 2017 г. налогоплательщики должны уплатить водный налог за 1 квартал 2017 г. в ИФНС по месту водопользования, а также подать декларацию за этот период.

Кто обязан платить налог и отчитываться по нему, как рассчитать водный налог, каковы его ставки в 2017 году и как заполнить декларацию – обо всем этом расскажем в нашей статье.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • термальных вод;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • пожарной безопасности;
  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыболовства и охоты;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

КБК для уплаты пени по водному налогу

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ КБК
Пени, проценты, штрафы по водному налогу пени 182 1 07 03000 01 2100 110
проценты 182 1 07 03000 01 2200 110
штрафы 182 1 07 03000 01 3000 110

2. Объекты налогообложения по водному налогу

Согласно статье 333.9 ч.2 НК РФ объектами налогообложения считается:
– забор воды из водных объектов;
-использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
– использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
– использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Читайте так же:  Енвд с какой площади начисляется налог

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Порядок исчисления водного налога

Видео (кликните для воспроизведения).

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Кто признается плательщиком водного налога

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года. После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору. До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица .

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Читайте так же:  Налоговые вычеты за лекарства неработающим пенсионерам

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий. До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии ?

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды . Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями. Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта ?

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ). А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица .

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности , грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до шести месяцев.

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

5. Порядок исчисления налога. Ставка и база водного налога. Его особенности

Налог исчисляется согласно статье 333.12 НК РФ.
НАЛОГ = НБ * НС * k, где
НБ – налоговая база
НС – налоговая ставка
k – коэффициент

Налоговая база водного налога

Налоговая база (НБ) определяется:
– отдельно для каждого объекта водопользования;
– для каждой налоговой ставки, если для объекта водопользования их несколько.
Налоговая база равна объему воды, изъятой из водного объекта за отчетный период. Определяется по показаниям водоизмерительных приборов, документально зафиксированных.
Если по какой-либо причине нет специальных водоизмерительных приборов, то объем забранной воды рассчитывается на основании норм потребления или же по времени работы и производительности используемой техники.
Если в эксплуатации находится акватория водных объектов, то налоговая база равна площади предъявленного водного пространства (прописана в лицензии, договоре или же в технических и проектных документах). Исключением является сплав древесины в плотах и кошелях. В их случае

НБ = Vдревесины, тыс. м3 * L, км (расстояние сплава) : 100

Читайте так же:  Налог на пользование объектами водных биологических

Для гидроэнергетики НБ равна количеству электроэнергии, произведенной за отчетный период.

Налоговая ставка (НС) водного налога

А. Для бассейн рек, озер, морей и экономическим районам:

1) при заборе воды из:
поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

2) при использовании акватории:
поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

3)при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Налоговая ставка округляется по правилам математики до целого числа.

Б. При сверхлимитах водопотребления налоговая ставка с учетом коэффициентов увеличивается пятикратно. Это касается и водопользования подземных вод. Если у налогоплательщика установлен только годовой лимит, то квартальный рассчитывается как ¼ годового лимита.

В. Размер ставки водного налога для обеспечения населения водными ресурсами при изъятии из водных объектов:

2019 год – 141 руб. за 1 тыс. м3
2020 год – 162 руб. за 1 тыс. м3
2021 год – 186 руб. за 1 тыс. м3
2022 год – 214 руб. за 1 тыс. м3
2023 год – 246 руб. за 1 тыс. м3
2024 год – 283 руб. за 1 тыс. м3
2025 год – 326 руб. за 1 тыс. м3

При отсутствии средств измерений объемов изъятых водных ресурсов применяется дополнительный коэффициент 1,1. Для добычи подземных вод (исключение промышленные, термальные, минеральные) с коэффициентом 10.

А вот что ещё можно почитать:

1. Кто сдает декларацию по водному налогу

Любые организации с различной правовой формой и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности водные ресурсы, подлежащие лицензированию, обязаны сдавать декларацию по водному налогу. Данный вид налога – налог федерального значения, который регламентируется статьями 333.8-333.15 НК РФ.
ВАЖНО! Компании и ИП не признаются налогоплательщиками по данному виду налога если она заключили договора водопользования после введения Водного Кодекса Российской Федерации.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период Срок уплаты водного налога
I квартал 2018 г. Не позднее 20.04.2018 II квартал 2018 г. Не позднее 20.07.2018 III квартал 2018 г. Не позднее 22.10.2018 IV квартал 2018 г. Не позднее 21.01.2019

КБК водного налога в 2018 году – 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

2 Комментарий(я) “Водный налог. Декларация 2019 – 2025 год”

Садоводческие общества (СНТ) при добыче до 100 куб.м в сутки не платят налог за пользование водой.
Налоговая прислала “Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых” В лицензии указано, что 21,0 куб м в сутки
Вопрос: Надо ли сдавать декларацию в налоговую? Если да, то какие графы заполнять. (Лицензия получена 20.11.19 года. Учет воды не вели, поставили новый счетчик с января 20 г

Обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков такого налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в случае наличия у организации лицензии на пользование недрами, предусматривающей возможность забора воды из водных объектов, организация является плательщиком водного налога и обязана представлять декларацию по водному налогу, в том числе в случае отсутствия факта забора воды из водных объектов в налоговом периоде. Позиция ФНС подтверждена Минфином в письме от 18.04.2016 № 03-06-05-02/22123.

Источники

Процент водного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here