Принципом финансового контроля является

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Принципом финансового контроля является" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Принципы финансового контроля

Понятие финансового контроля

Контроль — непременная составляющая управленческого процесса. Он обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Фи­нансовый контроль — это проверка специально уполномоченными ор­ганами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, ус­тановленных государством и собственниками.

Финансовый контроль возникает потому, что движение финансо­вых потоков имеет определенные общественные последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов — го­сударства, корпораций, частных граждан — перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную кар­тину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельнос­ти экономических субъектов.

Порядок осуществления финансового контроля, его правовые ос­новы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномо­чия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полно­мочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рас­сматривать как систему финансового контроля.

В системе финансового контроля на практике и в теории различа­ют внешний и внутренний контроль.

Внешним называют контроль, который осуществляют специаль­ные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или неза­висимые от него органы финансового контроля. Под внутренним кон­тролем понимают контроль в пределах одной организации или отрас­ли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

Оба вида финансового контроля важны и необходимы. Но глав­ным средством обеспечения финансового порядка в стране следует считать внешний государственный финансовый контроль, независи-

мый от экономических субъектов и органов власти, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем обществом.

При формировании и в деятельности системы финансового кон­троля соблюдаются некоторые общие принципы, без следования ко­торым результативность финансового контроля невозможна. Эти принципы выработаны многолетней мировой практикой.

Эффективные системы финансового, в том числе государственно­го финансового, контроля существуют сейчас практически во всех экономически развитых странах. С 1953 г. действует Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), объединяю­щая более 120 стран-членов. В ее состав входит и Счетная палата Рос­сийской Федерации. Существует принципиально важный методоло­гический документ, получивший по месту его принятия конгрессом ИНТОСАИ название Лимской декларации руководящих принципов контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Декларация закрепила признанное в большинстве стран мирового сообщества мнение, что финансовый контроль — не самоцель, а не­отъемлемая часть системы регулирования, осуществляемого государ­ством в финансовой сфере рыночной экономики. Задача контроля — «вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принци­пов законности, эффективности и экономии расходования матери­альных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

К общим принципам финансового контроля, способствующим ре­шению его задач, относятся:

• разграничение функций и полномочий между различными орга­
нами финансового контроля;

1 подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;

Эти принципы являются выражением объективности происхожде­ния и действия финансового контроля, а в более широком смысле контроля как обязательной функции управления.

Законность — фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансо­вого контроля законность означает прежде всего, что содержание кон­троля определяется Конституцией страны, законодательными и дру­гими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отно­шений, банковской деятельности. В свою очередь, полномочия кон­трольных органов также устанавливаются законом и конкретизируются нормативно-правовыми актами, принимаемыми в развитие законов. Органы контроля не могут самостоятельно превышать или ограничи­вать свои полномочия.

Законность финансового контроля с точки зрения общества про­является и в том, что документы, создаваемые органами контроля по результатам проверок, имеют юридическое значение для всех участни­ков финансовых отношений, для организаций, властных структур, су­дебных органов. По ним судят о результатах использования тех или иных средств, правомерности действий юридических лиц, оценивают состоятельность собственников, возможность взаимодействия с ними.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценива­ет их всесторонне и беспристрастно. Проверяющим запрещается вме­шиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта. Их зада­ча — оценить эту деятельность с точки зрения закона и финансовых правил.

Принцип объективности определяет высокие требования к подго­товке и компетенции работников контрольных органов. Их квалифи­кация и опыт должны быть таковы, чтобы не давать повода усомнить­ся в способности контролеров выполнять свою работу на требуемом уровне. В целях объективности обязательным является привлечение к участию в контроле экспертов соответствующей компетентности в случаях, когда проверяющие не располагают необходимыми узкими специальными знаниями.

Важным условием объективности контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, направленная на то, чтобы мак­симально снизить риск возможной дорогостоящей ошибки. Этому же требованию отвечает принцип двух подписей под документом о ре­зультатах проверки — проверяющей и проверяемой стороны.

Независимость финансового контроля гарантируется Конститу­цией и соответствующими законами. Она состоит прежде всего в том, что органы контроля, их руководители и работники должны быть мак-

симально ограждены от возможного влияния на результаты их дея­тельности со стороны проверяемых. Органам финансового контроля в пределах их компетенции должны быть подконтрольны все органы власти, начиная с парламента и правительства. С другой стороны, сами органы контроля, в первую очередь их высшие инстанции, под­чиняются только закону и отвечают только перед законом.

Читайте так же:  Узнать кбк налог для ип

Организационно независимость обеспечивается тем, что кон­трольный орган формируется и комплектуется на длительный срок таким образом, чтобы органы власти и контролируемые объекты не могли влиять на его состав и направления работы. Во многих странах полномочия руководителей и членов учреждений контроля продол­жительнее полномочий членов парламента и руководителей прави­тельства, их нельзя освободить от должности по чьему-либо желанию. Основные объекты контроля и периодичность проверок устанавлива­ются и могут изменяться только законом. В свою очередь, контроль­ный орган самостоятелен в определении объема и способов проверки, а также в выборе объектов, не зафиксированных в законе.

В обеспечении самостоятельности и независимости органов кон­троля важна финансовая составляющая. Они получают из государст­венного бюджета целевым назначением средства, необходимые и до­статочные для выполнения возложенных задач, и используют выде­ленные суммы без ограничений.

Принцип разграничения функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно не­сколько органов. Поэтому важно, чтобы они не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивали возможно большую полноту контроля. Для этого органы финансового контроля координируют свои действия в установленном законом по­рядке или по согласованию между собой. Предусматриваются также возможности использования в интересах общества и государства од­ними органами результатов проверок других органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что госу­дарственная власть, как правило, делится на законодательную и ис­полнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть со­зданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность. Существуют ведомственные органы финансового кон­троля, которыми, естественно, руководят сами ведомства. Те органы финансового контроля, которые обслуживают интересы собственни­ков, отчитываются перед собственниками.

В большинстве развитых стран есть орган финансового контроля,

торый имеет статус высшего или фактически является таковым. Это

не значит, что он руководит всеми остальными органами контроля, а

предполагается, что он решает основную задачу финансового контро­ля, определяемую конституцией страны. Таким органом является обычно общегосударственная Счетная палата, в деятельности которой принципы контроля реализуются с наибольшей полнотой.

Может возникнуть впечатление, что принцип подотчетности противоречит принципам законности, объективности и независи­мости. Это не так. Каждый следующий принцип действует только в рамках, ограниченных предыдущим. Но тут, действительно, имеют­ся и сложности. Для их разрешения требуются продуманное и де­тальное законодательство, опыт и гибкость государственного управ­ления.

Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность, если речь идет о государственных средствах, обеспечивается обычно двумя способами: представлением докладов контрольных органов соответствующим структурам для обсуждения и принятия мер по устранению наруше­ний и публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печа­ти. В отношении частных средств, охраняемых коммерческой тайной, применяется публичное подтверждение законности их образования и использования, если такое подтверждение получено проверкой, пуб­ликуемое в средствах массовой информации.

Понятно, что здесь также возможны трудности, поскольку некото­рые результаты финансовых проверок в интересах принятия реальных мер по возмещению ущерба не могут быть преданы гласности неза­медлительно. Важно другое. Государство обязано исключить исполь­зование для сокрытия от общественности злоупотреблений, выявлен­ных контролерами, под разными благовидными предлогами типа ссы­лок на коммерческую и банковскую тайну.

Дата добавления: 2014-11-09 ; Просмотров: 2366 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/12_16081_printsipi-finansovogo-kontrolya.html

Финансовый контроль

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой полити­ки на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

К задачам финансового контроля относятся:

— обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

— обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

— создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового финансового права;

— контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

— повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

— оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов государственной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях.

Читайте так же:  Льготы ндфл земля

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля вы­ражена в его праве самостоятельно определять: а) пред­мет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

Принцип гласности. Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступ­ность обеспечивается обычно двумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы; 2) публикацией резуль­татов ревизий и проверок в открытой печати.

Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать за­конам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении кон­тролируемых субъектов.

Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред­взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обосно­ваны и подтверждены соответствующими данными, мате­риалами, содержащими качественную информацию.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как мини­мум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответ­ственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансо­вого контроля, его работник) за ненадлежащее выполне­ние возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, адми­нистративную и дисциплинарную). Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных оши­бок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени вли­яния допущенных ими незаконных иди неадекватных дей­ствий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт­роля, которые, в свою очередь, должны нести ответствен­ность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя пред­писывать контрольные функции, не обеспеченные сред­ствами для их выполнения. Иными словами, при определе­нии обязанностей субъекта контроля должен, быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансо­вого контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, об­разуемых по линии ветвей власти.

http://www.funansust.ru/financemainmenu/finansovyj-kontrol/157-sushhnost-zadachi-funkczii-i-princzipy-finansovogo-kontrolya.html

Принципы осуществления финансового контроля

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конститу­ции РФ и иных нормативно-правовых актах. Условно эти принципы можно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим принципамотносятся: законность, гласность, федерализм, плановость и др.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами фи­нансового права, соблюдение которых обеспечивается возможно­стью применения к правонарушителям мер государственного при­нуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и ис­пользования фондов денежных средств может повлечь нестабиль­ность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельно­сти проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в веде­нии Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кре­дитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, феде­ральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации от­несено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура ко­торых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляют­ся в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов; финансово-плановым актом бюджетной ор­ганизации — смета, баланс доходов и расходов — финансово-пла­новый акт производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на cooтветствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы орга­низации государственного финансового контроля, к реализации ко­торых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (меж­дународная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансо­вой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительны­ми по сравнению с парламентскими сроками полномочий руково­дителей органов контроля; в) закреплением в конституции их ста­туса.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения и вмененный доход

Объективность и компетентность подразумевают неукоснитель­ное соблюдение контролерами действующего законодательства, вы­сокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информа­ции.

Из этих базовых принципов вытекают специальные принципы, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и ло­гичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информа­ции, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контроли­рующих органов и др.

2. Виды государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется системой органов, функционирующих на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на уровне муници­пальных образований.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоо­хранительные органы;

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, та­моженные и иные правоохранительные органы;

3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

4) валютный контроль — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Фе­деральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные ор­ганы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;

5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;

6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможен­ным комитетом.

Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено фи­нансовой деятельностью государства и муниципальных образова­ний, и разнообразием ее сфер. Выделяют раз­личные виды государственного и муниципального финансового контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами мест­ного самоуправления в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный

финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им ор­ганизациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведом­ствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

Внутрихозяйственный

финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами) Государственный и финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государствен­ной собственностью. Правовой базой такого контроля является Фе­деральный закон «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер предприятия обеспечи­вает соответствие хозяйственных операций законодательству Рос­сийской Федерации и контролирует движение имущества и вы­полнение обязательств. Это достигается, в частности, через обя­зательность подписи главного бухгалтера на денежных и расчет­ных документах, финансовых и кредитных обязательствах (ст. 7).

В зависимости от времени проведения финансовый кон­троль подразделяется на: предварительный, текущий, после­дующий.

Предварительный

государственный и муниципальный фи­нансовый контроль производится соответствующими государст­венными органами и органами местного самоуправления до со­вершения финансовых операций, непосредственно обеспечиваю­щих образование, распределение и использование государствен­ных и муниципальных фондов денежных средств. Этот вид кон­троля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Пред­варительный финансовый контроль осуществляется в процессе разработки финансовых планов и смет, обоснованности расчетов прибыли и т.д.

Текущий

(оперативный) государственный и муниципаль­ный финансовый контроль производится ежедневно финансовы­ми службами в момент совершения финансовых операций, а имен­но: в процессе расходования организациями бюджетных средству совершения иных операций бухгалтерами предприятий и т.д.

Предварительный и текущий финансовый контроль осущест­вляются исключительно путем визуальных проверок, т.е. главные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоряже­ния, приказы в устной или письменной форме о приостановлении финансовых операций, совершаемых с нарушением установлен­ного порядка. Актами и справками такой контроль не оформля­ется.

Последующий

финансовый контроль осуществляется после со­вершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предваритель­ного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля государство и муниципальные образования проверяют законность использо­вания управомоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; со­блюдение правил при ведении организациями кассовых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Результаты последу­ющего финансового контроля со стороны государства и муници­пальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисцип­лины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведения на обязательный и иници­ативный.

Обязательный

финансовый контроль производится компетент­ными органами в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязатель­ный финансовый контроль за налогообложением осуществляют органы Министерства по налогам и сборам РФ. Обязательный фи­нансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный финансовый контроль назна­чается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является го­сударственной и муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на отдельные виды в зависимости от сферы финансовой деятельности:

= бюджетный,

= налоговый контроль;

= контроль за денежной массой,

= валютный,

= страховой контроль

.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на виды и в зависимости от органов, его осущест­вляющих. В этом случае выделяется финансовый контроль:

= пред­ставительных органов власти и местного самоуправления;

= Прези­дента РФ;

= исполнительных органов власти: общей и специальной компетенции;

Читайте так же:  Акции ростелеком привилегированные выплата дивидендов

= ве­домственный финансовый контроль;

= внутрихозяйственный фи­нансовый контроль

.

3. Органы финансового контроля

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1361 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_122659_printsipi-osushchestvleniya-finansovogo-kontrolya.html

11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации

Финансовый контроль это совокупность действий и опера­ций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и ор­ганами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финан­совых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, и принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном по­лучении всей информации о ходе процесса управления финанса­ми на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для при­нятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

обеспечение финансовой безопасности государства и фи­нансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной влас­ти и органами местного самоуправления;

рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финан­совой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяй­ствования, усиление их ответственности за результаты своей дея­тельности;

повышение эффективности финансовой политики госу­дарства.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процес­сы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государствен­ной власти и местного самоуправления, характеризующиеся сис­темой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Субъектами финансового контроля являются специально упол­номоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствова­ния и органах государственной власти и местного самоуправле­ния; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, глас­ности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой ба­зы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами.

Независимость органов финансового контро­ля (организационная, функциональная, финансовая) гарантиру­ется действующим законодательством.

Под объективностью по­нимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оператив­ную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприя­тий.

Принцип гласности предполагает общедоступность резуль­татов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.

Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.

Реализация принципа разграниче­ния функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.

Принцип сис­темности означает единство правовой базы, установление пери­одичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

http://studfile.net/preview/435481/page:5/

Принципом финансового контроля является

Смагулова Асель Сериковна

магистр юриспруденции, КЭУК, г. Караганда, Республика Казахстан

Финансовый контроль как таковой исторически возник как негосударственный финансовый контроль, а уже с появлением государства появился новый вид — государственный финансовый контроль. По своей экономической сущности финансы — объективная категория. В практике хозяйствования они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития. Возможность подобного использования финансов заложена в их экономической природе, причем более глубокое познание сущности категории позволяет полнее и активнее использовать финансы в общественном воспроизводстве.

Финансовый контроль, являясь составной частью контроля, вообще, обладает определенной спецификой. Финансовый контроль представляет собой результат наложения контрольной функции как разновидности управленческой функции на контрольную функцию финансов как экономической категории. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией финансов и носит объективный характер, а форма финансового контроля устанавливается посредством контрольной функции как разновидности управленческой функции и поэтому носит субъективный характер. В экономической литературе даются определения финансового контроля в двух аспектах. При этом определения финансового контроля через деятельность контролирующих органов можно рассматривать как определения не финансового контроля как такового, а государственного финансового контроля. В юридической литературе финансовый контроль понимается или как контроль, осуществляемый государственными органами, или же финансовый контроль ограничивают государственными финансами.

Финансовый контроль следует рассматривать как управленческую деятельность вне зависимости от государства. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ [2]; в их числе такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Например, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет органам контроля работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый работник органа контроля любой ветки власти должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство.

Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Читайте так же:  Налог на дарение на украине

Принцип гласности.Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается обычно двумя способами: представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в выше стоящие органы; публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати.

Гласность финансового контроля — необходимый атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые контролером ошибки в их деятельности.

Реализация принципа гласности сопряжена с известными трудностями, и зачастую затруднительна в странах переходной экономики. Понятно, что некоторые результаты финансовых проверок не могут быть немедленно преданы гласности, если предстоит дальнейшее расследование силами правоохранительных органов причин нарушений, выявление виновных, наказание их судом.

Принцип законности.Принцип законности гласит, что деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны, и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов.

Принцип законности предусматривает следующее:

  • качество нормативно-законодательной базы финансового контроля и законодательства в целом, отвечающее требованиям демократичности общества, т. е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;
  • соблюдение норм права органами финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями.

Законность финансового контроля для общества реализуется в том, что создаваемые документы — акты по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, имеют юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти, судебных органов.

Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т. п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам проверок должны быть обоснованны и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию, о которой можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Существенной гарантией объективности финансового контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, с помощью которых требования законодательства трансформируются в действия ревизоров и других финансовых контролеров.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнением каждой контрольной функции, ясно выраженной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Ответственность способствует более обоснованным, практичным и действительно необходимым и полезным рекомендациям по совершенствованию объектов контроля. Ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом. Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий на государственные финансы.

Третьи лица — это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую конструкцию подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

В Казахстане принципы финансового контроля нашли свое законодательное закрепление. Например, статья 135 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года [1] закрепляет следующие принципы государственного финансового контроля: независимость, объективность, достоверность, прозрачность, компетентность, гласность с учетом обеспечения режима секретности. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» в качестве основных принципов аудиторской деятельности называет: независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность [3].

Необходимо отметить, что всеми учеными признаются в качестве принципов финансового контроля одни и те же положения с некоторой их вариацией. В логическом смысле совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля развитых стран.

Таким образом, главное условие эффективности организации финансового контроля — это обеспечение доступа к любой необходимой для этого информации. Кроме того, система финансового контроля должна отвечать требованию экономической эффективности, т.е. расходы на ее функционирование не должны превышать ожидаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/conf/law/xi/27227

Принципом финансового контроля является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here