Повторность налогового правонарушения

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Повторность налогового правонарушения" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Повторность налогового правонарушения

Согласно п. 2 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В соответствии с п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Указанной нормой определен срок, в течение которого лицо считается подвергнутым соответствующей налоговой санкции.

Согласно п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ , размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При этом, в силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исходя из данных норм, повторность налогового правонарушения имеет место при выполнении следующих условий:

— налогоплательщиком вновь совершено налоговое правонарушение после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение;

— с момента вступления в силу ранее вынесенного решения не истекли 12 месяцев;

— не истек срок давности привлечения к ответственности.

Положения п. 4 ст. 114 НК РФ распространяются на нормы, устанавливающие ответственность за любые нарушения, предусмотренные главами 16 и 18 Кодекса.

Кроме того, п. 2 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством это лицо должно сообщить налоговому органу. Данной нормой определено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут наказание в виде штрафа в 4 раза больше, чем за то же деяние, совершенное впервые.

При этом, по смыслу указанной нормы, повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения. В данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два и более раз в течение календарного года, она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, применительно к данному правонарушению, основания применения более жестких санкций зависят от того, каким образом устанавливается повторность деяния: п. 4 ст. 114 НК РФ или конкретно п. 2 ст. 129.1 НК РФ .

Обращаем внимание, что установление факта повторности совершения налогового правонарушения не препятствует установлению также и смягчающих ответственность обстоятельств, и, соответственно, снижению налоговых санкций в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 114 НК РФ .

Обращаем внимание, что за повторное совершение налогового правонарушения санкции будут строже

Согласно п. 2 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В соответствии с п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Указанной нормой определен срок, в течение которого лицо считается подвергнутым соответствующей налоговой санкции.

Согласно п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При этом, в силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исходя из данных норм, повторность налогового правонарушения имеет место при выполнении следующих условий:

— налогоплательщиком вновь совершено налоговое правонарушение после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение;

— с момента вступления в силу ранее вынесенного решения не истекли 12 месяцев;

— не истек срок давности привлечения к ответственности.

Положения п. 4 ст. 114 НК РФ распространяются на нормы, устанавливающие ответственность за любые нарушения, предусмотренные главами 16 и 18 Кодекса.

Кроме того, п. 2 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством это лицо должно сообщить налоговому органу. Данной нормой определено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут наказание в виде штрафа в 4 раза больше, чем за то же деяние, совершенное впервые.

При этом, по смыслу указанной нормы, повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения. В данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два и более раз в течение календарного года, она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение.

Таким образом, применительно к данному правонарушению, основания применения более жестких санкций зависят от того, каким образом устанавливается повторность деяния: п. 4 ст. 114 НК РФ или конкретно п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Обращаем внимание, что установление факта повторности совершения налогового правонарушения не препятствует установлению также и смягчающих ответственность обстоятельств, и, соответственно, снижению налоговых санкций в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 114 НК РФ.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет ограничения

Налоговые правонарушения: понятие, признаки, состав

Понятие и признаки налогового правонарушения отражены в ст. 106 НК . Здесь налоговым правонарушением признается противоправное (нарушающее налоговое законодательство) деяние (действие либо бездействие) налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, фискальных агентов и прочих лиц, совершенное виновно, ответственность за которое устанавливает НК .

Рассматриваемое нарушение обладает следующими признаками:

  • противоправность;
  • фактичность;
  • вредоносность;
  • виновность;
  • караемость.

Состав налогового правонарушения состоит из следующих элементов:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Таким образом, понятие и состав налогового правонарушения схожи с понятием и составом любого другого правонарушения, будь то, скажем, административное либо уголовное, которые, по сути, обладают аналогичным составом, да и признаки у них сходны.

Что означает каждый из признаков налогового правонарушения (НПН)

Теперь подробнее о каждом из признаков, указанных в предыдущем разделе.

Противоправность — это несоблюдение актуальных норм фискального законодательства. Когда деяние, которым общественным отношениям причинен ущерб, отсутствует в НК , за его совершение не последует фискальной ответственности.

Фактичность означает наступление ответственности лишь за деяния, которые фактически совершены. Причем НПН может иметь две формы выражения (бездействие и действие). Первое состоит в неисполнении обязанностей, второе в несоблюдении запретов.

Вредоносность — государственным фискальным интересам причиняется вред (падает доходность казны).

Виновность — лицо в сфере налогообложения умышленно (когда оно понимает противоправность своих действие и желает аналогичных результатов или допускает их) либо по неосторожности (наоборот, не осознает противоправности свих действий и не желает аналогичных результатов, хотя осознавать их могло и должно было) ведет себя противоправно.

Караемость — НПН признается только нарушение запретов или неисполнение обязанностей, после совершения которых применяют фискальные санкции, которые налагают в режиме, предусмотренном НК.

Что означает каждый из элементов состава НПН

Теперь подробнее о каждом из элементов состава, указанных в первом разделе статьи.

Объект — общественные отношения, которым нарушением причинен ущерб (уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов).

Объективная сторона характеризует нарушение, т. е. говорит о времени, месте, орудии, способе, обстановке его совершения, размере плюс характере последствий, причинной связи между нарушением и его последствиями.

Составы, в чьей объективной стороне присутствуют три элемента:

  1. Противоправное деяние.
  2. Вред.
  3. Причинная связь между первыми двумя, —

именуются материальными (полная или частичная неуплата обязательных платежей).

Составы, где отсутствует непосредственная причинная связь и хватает лишь факта осуществления противоправного деяния, называются формальными (скажем, когда эксперт или специалист отказываются участвовать в проведении налоговиками проверки).

Субъект — физические, юридические лица, ИП, которые совершили фискальное нарушение и могут за него отвечать, т. е. осознают свои поступки и могут руководить ими. Физическое лицо (с 16 лет) признается субъектом при условии вменяемости, а юридическое лицо и ИП — после приобретения соответствующего статуса.

Субъективная сторона характеризует сознание и волю нарушителя. Здесь присутствуют его вина (см. признак виновности), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). В зависимости от вины должностных лиц организации (либо ее представителей) определяется вина юридического лица.

Что не является НПН и что освобождает от налоговой ответственности

К налоговым правонарушениям не относятся деяния в сфере налогообложения, чье совершение приводит к административной ответственности ( гл. 15 КоАП РФ ). Налоговым правонарушением не является также то или иное деяние в сфере налогообложения, после совершения которого наступает уголовная ответственность ( ст. 198 УК РФ ).

Фискальная ответственность исключается при минимум одном из следующих факторов:

  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК );
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • лицо безвинно в совершении НПН;
  • отсутствует событие подобающего НПН.

Вину нарушителя исключают следующие обстоятельства:

  • предоставление нарушителем каких-либо письменных разъяснений компетентного госоргана (такие разъяснения устанавливаются соответствующей бумагой этого органа, которая касается расчетных периодов, когда произошло подобающее нарушение, независимо от даты ее издания) и(или) предоставление лицом мотивированного мнения фискальщиков, поступившего ему в ходе соответствующего наблюдения. Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • заболевания, которые не позволяют лицу управлять своими действиями. Они доказываются документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • стихийные бедствия, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не требуют специального подтверждения, так как они устанавливаются через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • суд или налоговики при рассмотрении дела могут признать в качестве исключающих вину и другие обстоятельства.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

В настоящей статье читатель найдет краткий обзор налоговых правонарушений, а также изложение некоторых основных понятий, связанных с налоговой ответственностью.

Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

  • Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
  • Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.
  • Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
  • Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности абсолютно исключается.

В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Читайте так же:  Контрольные мероприятия финансовый контроль

Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.

Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).

Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа удваивается.

Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.

Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.

Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года). Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. В случае совершения указанных действий умышленно размер штрафа удваивается. Такие санкции установлены статьей 122 НК РФ.

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка внешнему совместителю

Следует заметить, что совсем недавно Конституционным Судом РФ было вынесено Определение, фактически запретившее одновременное привлечение к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 3 ст. 120, а также п. 1 ст. 122 НК РФ. Сделано это в связи с недостаточной разграниченностью между собой составов установленных указанными нормами правонарушений. При этом не исключается возможность самостоятельного применения этих составов на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Для налоговых агентов, неправомерно не перечисляющих (или перечисляющих не в полном объеме) суммы подлежащего удержанию и перечислению налога, статьей 123 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от подлежащей перечислению суммы.

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов (а также — в пределах своей компетенции — органов внебюджетных фондов и таможенных органов) в соответствии со ст. 91 при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Воспрепятствование такому доступу, в случае проведения должностным лицом налоговой проверки, является согласно статье 124 НК РФ правонарушением и наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 рублей, а в случае отказа представить истребованные сведения или предоставления заведомо недостоверных данных — 5000 рублей (для физических лиц . 500 рублей). Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний. Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Повторность и неоднократность налоговых правонарушений:

разница существенна – целых 100%!

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Налоги и Право

Виды НПН

Налоговые правонарушения НК РФ предусматривает в главах 16 , 18 . Причем их можно классифицировать по различным признакам. Например, по характеру нарушения:

  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях ( ст. 125 НК );
  • допускаются в процессах по делам о НПН ( ст. 128 НК );
  • затрагивают обязанность по уплате тех или иных обязательных платежей ( ст. 123 НК );
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности ( ст. 129.4 НК );
  • препятствуют фискальному контролю ( ст. 119 НК ).

По видам нарушителей:

  • лишь юридические лица (неплательщики налога на прибыль организаций);
  • только физические лица ( ст. 129 НК );
  • организации и ИП (неплательщики торгового сбора в границах Москвы, СПб, Севастополя);
  • организации, ИП и физлица (предоставление деклараций с нарушением сроков). Существуют и другие классификации.

Что касается ответственности нарушителей налогового законодательства, эта тема подробно рассмотрена нами в статье «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение». Здесь же скажем только, что такая ответственность может быть:

  • налоговой;
  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

повышение юридических знаний

Повторное нарушение налогового законодательства

Автор: Екатерина Шестакова 8 сентября 2015

Согласно п. 2 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В соответствии с п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Указанной нормой определен срок, в течение которого лицо считается подвергнутым соответствующей налоговой санкции.

Согласно п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При этом, в силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Читайте так же:  Налоговые льготы по оплате ндфл

Исходя из данных норм, повторность налогового правонарушения имеет место при выполнении следующих условий:

— налогоплательщиком вновь совершено налоговое правонарушение после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение;

— с момента вступления в силу ранее вынесенного решения не истекли 12 месяцев;

— не истек срок давности привлечения к ответственности.

Положения п. 4 ст. 114 НК РФ распространяются на нормы, устанавливающие ответственность за любые нарушения, предусмотренныеглавами 16 и 18 Кодекса.

Кроме того, п. 2 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством это лицо должно сообщить налоговому органу. Данной нормой определено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут наказание в виде штрафа в 4 раза больше, чем за то же деяние, совершенное впервые.

При этом, по смыслу указанной нормы, повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения. В данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два и более раз в течение календарного года, она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение.

Таким образом, применительно к данному правонарушению, основания применения более жестких санкций зависят от того, каким образом устанавливается повторность деяния: п. 4 ст. 114 НК РФ или конкретно п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Обращаем внимание, что установление факта повторности совершения налогового правонарушения не препятствует установлению также и смягчающих ответственность обстоятельств, и, соответственно, снижению налоговых санкций в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 114 НК РФ.

Энциклопедия решений. Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Законодательством устанавливается только одно обстоятельство, отягчающее ответственность, — повторное совершение аналогичного налогового правонарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ).

При наличии такого обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ, письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-01-11/12773).

НК РФ не разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением.

Исходя из арбитражной практики, аналогичность определяется не только с учетом статьи НК РФ, предусматривающей налоговую ответственность, но и исходя из аналогичности действий, образующих объективную сторону налоговых правонарушений и указанных в конкретных статьях НК РФ, предусматривающих ответственность за их совершение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2010 по делу N А33-10481/2009).

То есть под аналогичным налоговым правонарушением следует понимать правонарушение, предусмотренное не только той же статьей НК РФ, но и тем же пунктом статьи, что и правонарушение, за которое лицо привлекается к увеличенной на 100% ответственности.

Однако основанием увеличения штрафных санкций в связи с наличием отягчающих ответственность обстоятельств является совершение налогоплательщиком аналогичного правонарушения повторно. При этом повторным будет считаться правонарушение, совершенное в течение периода, равного 12 месяцев, исчисляемого с момента вступления в силу решения суда или налогового органа по первоначальному нарушению до даты совершения повторного правонарушения (п. 3 ст. 112 НК РФ; постановление ФАС Московского округа от 27.07.2012 N Ф05-8190/12).

За пределами этого срока (до или после принятого решения) основания для увеличения штрафных санкций отсутствуют (постановление Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 15557/07, постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2011 N Ф09-6007/11).

При этом ответственность, предусмотренная за повторное нарушение, связана с самим фактом совершения такого нарушения в пределах указанного срока, а не со сроком принятия последующего решения налоговым органом, т.е. имеет значение дата совершения повторного правонарушения, а не дата привлечения к ответственности за него (постановления Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 1400/10, ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-3445/08-С3, п. 14 «Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Пример

Например, первоначально организация привлекалась к ответственности за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2015 года решением налогового органа от 15.01.2016, вступившим в силу 11.02.2016.

Декларация по транспортному налогу за 2015 представлена в налоговый орган 08.02.2016, в то время как срок ее представления — 01.02.2016.

Следовательно, нарушение срока представления декларации по транспортному налогу образует повторность факта совершения правонарушения, что повлечет за собой увеличение штрафных санкций в два раза.

Факт неуплаты штрафных санкций нарушителем либо непринятие налоговым органом мер принудительного взыскания штрафа не исключают признания факта повторности совершения налогоплательщиком аналогичного неправомерного действия (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3003/12).

Не являются повторными:

— несколько аналогичных правонарушений, совершенных одновременно (в течение одного дня) (постановление Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 15557/07). Такой признак образует лишь повторность факта совершения лицом правонарушения (постановления Девятого ААС от 26.04.2012 N 09АП-7514/12, Тринадцатого ААС от 22.08.2012 N 13АП-12193/12);

— если более раннее правонарушение обнаружено контролирующим органом позднее второго (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08).

Таким образом, на момент совершения нового правонарушения в отношении лица уже должно быть принято и вступить в силу решение налогового органа или суда о привлечении его к ответственности за прежнее аналогичное нарушение (постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08, ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2010 N Ф07-1387/2010).

В ином случае правовых оснований для взыскания с налогоплательщика сумм налоговых санкций, увеличенных на 100 процентов, у налогового органа не имеется (постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 1400/10).

Указанная позиция ВАС РФ включена ФНС России в Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, принятым за период с 2010 года по первое полугодие 2011 года включительно, который направлен территориальным налоговым органам для использования в работе (п. 52 письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/[email protected]).

Читайте так же:  Проверка правильности начисления налогов

Могут ли налоговые правонарушения быть длящимися

«Главная книга», 2010, N 21

Все когда-то что-то слышали про то, что правонарушения бывают длящиеся и. не длящиеся. И зачастую бухгалтеры спрашивают: «А неуплата налога — это длящееся нарушение? Ведь фирма не платит налог в течение какого-то времени».

Нет — вот единственно правильный ответ на такой вопрос.

А знаете, откуда вообще возникают такие вопросы?

Дело в том, что НК установлен срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Никто не может быть оштрафован, если к моменту вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года :

(или) со дня совершения правонарушения;

(или) со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Считать же отдельные налоговые правонарушения длящимися придумали некоторые налоговые инспекторы для того, чтобы продлить эти сроки давности и штрафовать, когда это делать уже нельзя.

Статья 113 НК РФ.

Все налоговые правонарушения — не длящиеся!

Как-то в светлые головы налоговых инспекторов пришла идея рассматривать правонарушения, предусмотренные ст. ст. 116 и 117 (тогда еще не отмененной) НК РФ, как длящиеся . Помните? Это статьи про нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Так вот, налоговики предлагали считать срок давности по этим правонарушениям так, как это делается в административном законодательстве: с момента их обнаружения, а не совершения . Именно для этого они называли их длящимися. Аргументация сводилась к тому, что длящееся правонарушение имеет место при длительном постоянном невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Кстати, если так рассуждать, то и неуплата налога, и непредставление декларации — длящиеся правонарушения. А это неправильно.

Во-первых, НК РФ вообще не делит правонарушения на длящиеся и не длящиеся, и исчисление сроков давности от характера правонарушения не зависит. Для налоговых правонарушений установлен свой особый порядок исчисления сроков давности . А когда все сказано в НК, у нас нет причин обращаться к нормам КоАП .

Во-вторых, даже в отношении административных правонарушений Верховный Суд РФ прямо указал, что невыполнение законных обязанностей к установленному сроку не является длящимся правонарушением . Таким образом, следуя логике Верховного Суда РФ, все налоговые правонарушения — не длящиеся, потому что они всегда заключаются в невыполнении законной обязанности в определенный момент или к определенному сроку, независимо от того, указано это в Налоговом кодексе напрямую или нет. Посудите сами.

Надеемся, мы дали исчерпывающий ответ на вопрос, почему налоговые правонарушения не являются длящимися. И теперь при необходимости вы всегда сможете правильно объяснить налоговым инспекторам, с какого момента надо считать срок давности привлечения к ответственности за любые нарушения налогового законодательства.

А как правильно посчитать срок давности привлечения к ответственности? Ответ на этот вопрос вы найдете в следующих номерах нашего журнала.

За повторное совершение налогового правонарушения санкции будут строже

Согласно п. 2 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В соответствии с п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Указанной нормой определен срок, в течение которого лицо считается подвергнутым соответствующей налоговой санкции.

Согласно п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При этом, в силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исходя из данных норм, повторность налогового правонарушения имеет место при выполнении следующих условий:

— налогоплательщиком вновь совершено налоговое правонарушение после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение;

— с момента вступления в силу ранее вынесенного решения не истекли 12 месяцев;

— не истек срок давности привлечения к ответственности.

Положения п. 4 ст. 114 НК РФ распространяются на нормы, устанавливающие ответственность за любые нарушения, предусмотренные главами 16 и 18 Кодекса.

Кроме того, п. 2 ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством это лицо должно сообщить налоговому органу. Данной нормой определено, что те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут наказание в виде штрафа в 4 раза больше, чем за то же деяние, совершенное впервые.

При этом, по смыслу указанной нормы, повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения. В данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два и более раз в течение календарного года, она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение.

Таким образом, применительно к данному правонарушению, основания применения более жестких санкций зависят от того, каким образом устанавливается повторность деяния: п. 4 ст. 114 НК РФ или конкретно п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращаем внимание, что установление факта повторности совершения налогового правонарушения не препятствует установлению также и смягчающих ответственность обстоятельств, и, соответственно, снижению налоговых санкций в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 114 НК РФ.

Источники

Повторность налогового правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here