Порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В организации (ООО) проводится выездная налоговая проверка. Налоговым органом предъявлено уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ).
В какой срок налогоплательщик обязан представить документы по указанному уведомлению для ознакомления (в требовании о представлении таких документов установлены сроки, а в уведомлении нет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает для налогоплательщиков срок представления подлинников документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, на ознакомление налоговому органу, проводящему выездную налоговую проверку. По нашему мнению, такие документы должны представляться проверяющим по их просьбе (устному требованию) в ходе (в период) проведения выездной проверки.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Документы, проверяемые в ходе выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки предоставления истребуемых налоговым органом документов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Право на ознакомление с материалами налоговых проверок

«Налоговая проверка», 2011, N 3

Действующее налоговое законодательство дает право налогоплательщику, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Чтобы подготовить такие возражения, нужно владеть информацией, а она содержится в материалах проведенной проверки, которых у налогоплательщиков нет. Имеют ли налогоплательщики право на доступ к материалам проведенной проверки? Нет ли в действующем законодательстве несоответствия правовых норм в отношении возможности налогоплательщика ознакомиться с материалами проведенной налоговой проверки? Давайте разбираться.

В чем проблема?

В ст. 21 НК РФ среди прав налогоплательщиков закреплено право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Более подробно данное право регламентировано в ст. 100 «Оформление результатов налоговой проверки» НК РФ.

Так, в соответствии со ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение десяти дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого она проводилась, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Сразу скажем, что положения п. 3.1 ст. 100 НК РФ действуют только со 2 сентября 2010 г. До этого момента никаких положений относительно документов, прилагающихся к актам налоговой проверки, в налоговом законодательстве не было. Таким образом, налогоплательщик на руки получал только акт проверки. Изменения были внесены Федеральным законом N 229-ФЗ .

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

Согласно действующему законодательству лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Читайте так же:  Закон о налоге на землю

Таким образом, действующий НК РФ устанавливает, что налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право на получение акта налоговой проверки с приложением к нему документов, которые подтверждают выявленные в ходе проверки нарушения, за исключением тех документов, которые были получены непосредственно от самого налогоплательщика. Документы, содержащие охраняемую законом тайну, прилагаются в виде выписок. Все эти документы являются приложением к акту налоговой проверки, то есть представляют собой его неотъемлемую часть, и, соответственно, должны вручаться вместе с ним.

Но на руки налогоплательщику выдают акт проверки, в котором указывается только то, по какому налогу, за какой период и в какой сумме произошла неуплата данного налога. И никаких материалов проверки вместе с актом по-прежнему не выдают. Почему же так происходит?

Вопросы оформления результатов налоговых проверок и ознакомления с ними налогоплательщика регулируются также Требованиями к составлению акта налоговой проверки, утвержденными Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению акта налоговой проверки» (далее — Требования).

Пункт 1.12 данного документа устанавливает, что акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), а третий направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки. При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа проверяющими составляется три экземпляра акта (при участии сотрудников органа внутренних дел — четыре экземпляра).

Акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений.

Согласно п. 1.14 Требований к акту выездной налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:

В соответствии с п. 1.15 Требований все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования.

Соответственно, доступ к ним налогоплательщика невозможен. Налоговые органы работают согласно данным Требованиям, которые действуют с 06.04.2007, и в них не вносились никакие изменения, несмотря на изменения налогового законодательства. По мнению налогоплательщиков, названные пункты Требований нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ограничивают права участников налоговых правоотношений на мотивированное опровержение обстоятельств, изложенных в акте налоговой проверки, что препятствует реализации прав налогоплательщика на опровержение результатов налоговой проверки.

Из этой ситуации выход только один — суд.

Уклонение от получения акта

Если вы откажетесь расписываться в акте либо будете иным образом уклоняться от его получения, инспектор сделает на последней странице всех экземпляров акта соответствующую запись, заверив ее своей подпись И тогда акт проверки вам направят по почте заказным письмо

Сделать это должны также в течение 5 рабочих дней со дня составления В этом случае датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день, исчисляемый со дня, следующего за днем отправки письм

Избегать получения акта или отказываться от его подписания смысла нет. На дальнейшее рассмотрение материалов проверки это никак не повлияет, а вот вызвать негативную реакцию со стороны налоговиков может.

Однако если ИФНС направит вам акт письмом, не имея доказательств того, что вы уклонялись от его получения, и, например, плохой работы почты вы не получите акт либо получите его слишком поздно, суд может признать решение по проверке незаконны Ведь было нарушено ваше право на ознакомление с актом проверки и представление на него возражени.

Каков порядок ознакомления с материалами проверки?

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ государственное (муниципальное) учреждение имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В случае если учреждение не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки оно вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или его отдельным положениям. При этом к письменным возражениям можно приложить или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Также право государственных (муниципальных) учреждений на ознакомление с собранными в ходе проверки документами (информацией) на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки прямо предусмотрено п. 4 ст. 101 НК РФ.

Как мы отмечали выше, в течение пяти дней с даты составления акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки, передаваемому учреждению, должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от учреждения, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Читайте так же:  Как приходит налоговая проверка

Вместе с тем п. 1.15 Требований было предусмотрено, что все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования.

Напомним, что порядок обращения с информацией, предназначенной для служебного пользования, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Положение). Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица разглашению (распространению) не подлежит. Кроме того, к обращению с документами с пометкой «Для служебного пользования» применяются следующие ограничения (п. 2.5 Положения):

  • они должны печататься в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка указывает количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;
  • их учет должен вестись отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка «ДСП»;
  • они передаются работникам подразделений под расписку;
  • они пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;
  • они размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;
  • они хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

Налоговые органы, ссылаясь на данные требования, нередко отказывали в представлении вместе с актом проверки документов, перечисленных в п. 3.1 ст. 100 НК РФ.

Из-за их несоответствия НК РФ вопрос разбирался в ВАС РФ. В Решении от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 арбитры указали, что с момента введения в действие положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в НК РФ без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки, назначенной после указанной даты (02.09.2010), документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случае необходимости сохранения охраняемой законом тайны.

Из этого также следует, что с введением в действие данных изменений п. 1.15 Требований не может служить обоснованием непредставления документов. Толкование этих положений, оставшихся в неизменном виде, применявшееся при мотивировании отказа заявителям при их обращении к налоговым органам за выдачей документов с целью реализации права на подготовку аргументированных возражений, не соответствует положениям п. 3.1 ст. 100 НК РФ.

Принимая во внимание данные обстоятельства в совокупности, суд пришел к выводу, что п. 1.15 Требований подлежит признанию недействующим в той части, в которой положения пункта по сложившейся практике его применения использовались для обоснования отказа в предоставлении проверяемому налогоплательщику документов, подтверждающих факт совершения налогового правонарушения.

Решения ВАС РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ).

Таким образом, в настоящее время не может быть никаких ограничений для ознакомления учреждения с материалами налоговой проверки.

Знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно

Ранее сотрудники налоговой службы могли откладывать момент ознакомления налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, с материалами проверки и дополнительных мероприятий вплоть до рассмотрения. Но с недавних пор ситуация изменилась – материалы проверок, завершенных после 3 сентября 2020 года, должны будут предъявляться налогоплательщику строго до рассмотрения дела. С этих пор знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно.

Какое решение принял суд?

Данную правовую коллизию рассмотрел ВАС и вынес Решение от 24.01.2011 N ВАС-16558/10. Сразу два общества с ограниченной ответственностью (ООО) из Московской области обратились в ВАС с заявлением о признании недействующим п. 1.15 Требований в части, не соответствующей положениям п. 3.1 ст. 100 НК РФ в редакции, предусмотренной п. 37 ст. 1 Федерального закона N 229-ФЗ.

По мнению заявителей, закрепление в п. 1.15 Требований обязанности относить к документам служебного пользования остающиеся у налогового органа экземпляры акта выездной налоговой проверки, а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, собранные по перечню, приведенному в п. 1.14 Требований, означает неправомерное установление ограничений для проверяемого налогоплательщика по ознакомлению с материалами налоговой проверки и оспариванию принимаемого налоговым органом решения по результатам рассмотрения этих материалов. Заявители также указывают на то, что данное ограничение означает нарушение их права, закрепленного в п. 3.1 ст. 100 НК РФ.

Эти ООО пытались отстоять свои права в досудебном порядке, обратившись в управления ФНС по Московской области с апелляционной жалобой, но отказ со стороны налогового органа в предоставлении обществам вместе с актами налоговых проверок копий приобщенных к ним документов, подтверждающих выявленные факты налоговых правонарушений, был признан правомерным со ссылкой на п. 1.15 Требований.

Интересно, что ФНС в представленном письменном отзыве на заявление указала, что утверждения заявителей о несоответствии п. 1.15 Требований положениям п. 3.1 ст. 100 НК РФ ошибочны, поскольку предметами регулирования данных правовых норм являются разные вопросы. Требования, являющиеся Приложением к Приказу, относятся к документам внутреннего пользования, и содержащиеся в них предписания адресованы сотрудникам налоговых органов. Ограничение доступа к документам, оставляемым у налогового органа, не касается процедуры рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, не препятствует приложению документов к экземпляру акта, направляемому налогоплательщику.

Суд, изучив заявление, отзыв на него, представленные с ними документы, заслушав выступления представителей участвующих в деле лиц, пришел к выводу, что заявление о признании п. 1.15 Требований недействующим в части несоответствия п. 3.1 ст. 100 НК РФ подлежит удовлетворению.

Читайте так же:  Сумма возврата подоходного налога за обучение ребенка

Судьи при вынесении Решения исходили из следующих положений.

Обращение заявителей за защитой права путем оспаривания п. 1.15 Требований обосновывается тем, что их права на защиту своих интересов путем подачи письменных возражений на акты налоговых проверок нарушаются, поскольку на отнесение проверочных материалов к документам служебного пользования и невозможность доступа к ним в связи с этим широкого круга лиц налоговые органы ссылались при аргументировании отказа в их предоставлении до рассмотрения акта.

Из текстов письма и решения управления ФНС, направленных заявителям на их обращения по поводу незаконности отказа налогового органа в предоставлении испрашиваемых документов, действительно следует, что отказ признан управлением ФНС правомерным, поскольку на основании п. 1.15 Требований все документы, полученные проверяющими в ходе проверочных мероприятий налогового контроля, подлежат признанию документами для служебного пользования, в связи с чем они не могли быть выданы заявителям.

ВАС, принимая во внимание в совокупности данные обстоятельства, пришел к выводу, что п. 1.15 Требований подлежит признанию не действующим как противоречащий НК РФ в части, допускающей неприложение налоговой инспекцией к экземпляру акта налоговой проверки для проверяемого налогоплательщика заверенных налоговым органом выписок из документов, содержащих не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, и иных документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное Решение ВАС означает победу всех налогоплательщиков, поскольку рано или поздно с такой проблемой сталкивались все субъекты хозяйственной деятельности. Особенно болезненно это отражалось на представителях малого и среднего бизнеса. Конечно, было бы логично изначально предусмотреть, что для написания возражений по акту налоговой проверки необходимо знать суть претензий проверяющих, то есть ознакомиться непосредственно с материалами проверки, а не только с актом. Но по неведомым нам причинам этого сделано не было. Радует, что здравый смысл восторжествовал и были приняты поправки в НК РФ, в том числе в ст. 100 НК РФ, которые фактически заработают только после данного Решения ВАС. Жаль, что для налоговых органов федеральные законы не указ, они все равно работают по своим приказам, даже если эти ведомственные документы противоречат действующему законодательству. Теперь налогоплательщики вместе с актом проверки получат документы, подтверждающие факт совершения налогового правонарушения, выявленного в ходе проверки, хотя отстаивать свои права пришлось в суде.

Вручение акта налоговой проверки

Итак, налоговая проверка завершилась. То есть истекли 3 месяца со дня представления отчетности, если речь идет о камералке, или вы получили на руки справку о проведенной выездной налоговой проверке (ВНП).
По итогам проверки инспекция составляет Причем если при ВНП акт оформляется всегда, независимо от результатов проверки, то при камералке — только если в ходе нее были выявлены нарушения налогового законодательств
Именно из акта вы узнаете, что же налоговикам удалось «накопать», и уже на его основе будете готовить возражения.

Что включают в себя материалы проверки?

Материалы проверки состоят из акта проверки, а также различных приложений к нему. В частности, к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки прилагаются (п. 1.14 Требований):

Каков порядок оформления результатов проверки?

Результаты проведенной налоговыми органами проверки должны быть оформлены актом проверки по форме, приведенной в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» (далее — Приказ ФНС России N САЭ-3-06/[email protected], Требования), который составляется:

  • по результатам выездной налоговой проверки — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
  • в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых и выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

Акт налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой (п. 1.6 Требований).

Общие требования к содержанию акта проверки приведены в п. 3 ст. 100 НК РФ, согласно которому он должен в обязательном порядке содержать следующие сведения:

Более подробные сведения о том, какую информацию должен содержать акт налоговой проверки, содержатся в Требованиях.

В течение пяти дней с даты составления акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и последний направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно

В отношении налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2020 года сотрудники ФНС налогоплательщиков знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно. Ранее налоговики могли откладывать ознакомление проверяемого лица с материалами проверки вплоть до начала рассмотрения дела. Но теперь оттягивать предъявление материалов до последнего момента налоговые органы не смогут. В случае, если предъявленные в ходе исследования доказательства не предоставлялись налогоплательщику до начала рассмотрения, материалы исследоваться не будут. Такое положение содержит пп. 2, 4 ст. 101 НК РФ в новой редакции Федерального закона от 03.08.2020 № 302-ФЗ.

Важно! Если речь идет о налоговых проверках, проведенных до 3 сентября 2020 года (завершенных ранее указанной даты), положения пп. 2, 4 ст. 101 НК РФ в новой редакции на них не распространяются.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто подписывает акт налоговой проверки

По общему правилу со стороны инспекции акт должен быть подписан теми должностными лицами, которые проводили соответствующую проверк Например, в случае с выездной проверкой это все инспекторы, указанные в решении о проведении в составе проверяющей группы.

Читайте так же:  Налог ипотека возврат срок давности

Однако подписание акта инспектором, не участвовавшим в проверке, — это малозначительный недочет. Ведь он никак не нарушает ваших прав как налогоплательщика и не мешает участвовать в процессе рассмотрения материалов проверк Так же как и отсутствие в акте выездной проверки подписей всех инспекторов, принимавших в ней участи Поэтому такие нарушения со стороны ИФНС вы вряд ли сможете использовать как повод для отмены решения по проверке.

Право налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговых проверок

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2011, N 8

Налоговые органы в целях осуществления мероприятий по проверкам соблюдения государственными (муниципальными) учреждениями законодательства о налогах и сборах проводят в отношении их налоговые проверки, по результатам которых учреждения могут быть привлечены к ответственности. Вместе с тем при несогласии учреждения с выводами должностных лиц налоговых органов указанные выводы могут быть оспорены в установленном законодательством РФ порядке. В целях подготовки аргументированных возражений у учреждения может возникнуть необходимость в ознакомлении с материалами налоговой проверки. О том, что включают в себя указанные материалы и в каком порядке учреждение может с ними ознакомиться, мы поговорим в данной статье.

Законодательные акты по теме

пп. 2, 4 ст. 101 НК РФ Об ознакомлении налогоплательщика с материалами налоговых проверок
Федеральный закон от 03.08.2020 № 302-ФЗ О внесении изменений в пп. 2, 4 ст. 101 НК РФ, согласно которым знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно

Уточнен порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки

Порядок ознакомления проверяемого лица с материалами выездной проверки налоговиками приведен в тексте абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ. Изменения были приняты по причине того, что ранее налогоплательщики не имели возможности в полном объеме и в спокойной обстановке ознакомиться с материалами налоговых проверок и составить толковые возражения к моменту проведения исследования. Специалисты налоговой службы могли знакомить проверяемых лиц с материалами проверок на свое усмотрение. Какие-то материалы могли быть предоставлены, какие-то не предъявлялись по различным причинам (например, по причине отсутствия бумажной версии заключения). Иногда с материалами разрешали ознакомиться «здесь в отделении у нас на компьютере».

После внесения изменений, перечисленных в тексте Федерального закона от 03.08.2020 № 302-ФЗ, налогоплательщик получил право на ознакомление с материалами недавней налоговой проверки (дополнительных мероприятий, касающихся налогового контроля) в течение срока, установленного для представления письменных возражений по акту проверки и по другим мероприятиям мониторинга ФНС. Сотрудники ФНС теперь обязаны предоставить проверяемому лицу материалы завершившейся проверки на территории отделения налоговой службы не позднее двух дней с даты подачи налогоплательщиком заявления о желании ознакомиться с материалами.

Важно! Порядок ознакомления с материалами налоговых проверок изложен в тексте абз. 2 п.2 ст. 101 НК РФ. Ознакомление проводится путем визуального осмотра. Налогоплательщик имеет право делать выписки и снимать копии. Когда ознакомление завершится, составляется протокол (ст. 99 НК РФ).

Ранее налоговая служба имела возможность тянуть время до момента предоставления налогоплательщику материалов, потому что формулировка закона относительно сроков предъявления материалов проверки звучала следующим образом: «Материалы проверки необходимо предоставить заявителю не позднее 2 дней с даты рассмотрения материалов налоговой проверки». То есть, у сотрудников ФНС имелась возможность не передавать материалы для ознакомления налогоплательщика, пока до изучения материалов не оставалось 2 дня, даже если проверяемое лицо подавало заявления о желании ознакомиться с документами заблаговременно. Так постоянно нарушались права налогоплательщиков на подготовку возражений.

Вручение акта

На то, чтобы составить акт проверки, у инспекторов

В течение 5 рабочих дней после даты составления акта его экземпляр должны вручить руководителю или ИП либо их уполномоченному представителю лично под расписк Запись о получении акта делается на последней странице того экземпляра, который останется у налоговиков, и заверяется вашей подписью. Заметьте, что подписание вами акта вовсе не означает, что вы выразили свое согласие с теми фактами, что в нем изложены. Ваша подпись — лишь доказательство того, что акт вам вручен.

Как правило, налоговики заранее уведомляют налогоплательщика о возможности прийти и получить акт. Например, такое уведомление они могут вручить вместе со справкой о

Ответы на распространенные вопросы на тему « Знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно»

Вопрос №1: Как скоро налоговая служба должна предоставить налогоплательщику, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалы по итогам проверки?

Ответ: На то, чтобы предоставить материалы налоговой проверки налогоплательщику, налоговой службе дается не более 2 дней с даты получения заявления о его желании ознакомиться с материалами. Ранее материалы можно было предоставить за 2 дня до их рассмотрения.

Вопрос №2: Может ли налогоплательщик распечатать материалы налоговой проверки при ознакомлении с ними в отделении ФНС?

Ответ: Да, делать выписки и снимать копии с материалов налоговой проверки позволяет закон.

Об ознакомлении с материалами дела налоговой проверки

Типичные ошибки

Ошибка: Налогоплательщик требует отменить результаты рассмотрения материалов налоговой проверки на том основании, что он не был ознакомлен с доказательствами, представленными налоговой инспекцией. Проверка завершись ранее 03.09.2020 г.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения ндс не облагается

Комментарий: Ранее принятые решения по материалам налоговых проверок, завершенных до 3 сентября 2020 года, не могут быть отменены. Нормы пп. 2, 4 ст. 101 НК РФ действуют в отношении проверок, проведенных до упомянутой даты.

Ошибка: Налогоплательщик ждет, когда придет письмо от ФНС с вложенными материалами налоговой проверки.

Комментарий: Чтобы ознакомиться с материалами налоговой проверки, необходимо подать заявление и явиться в отделение налоговой службы.

В п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными налоговым органом в рамках проводимых ими проверок в отношении налогоплательщика.

Налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе знакомиться со всеми материалами дела вплоть до вынесения решения налоговым органом.

Это право на ознакомление является неотъемлемым правом налогоплательщика, которое не должно нарушаться налоговыми органами.

Налогоплательщики, которые сталкивались с проведением камеральной или даже выездной налоговой проверки, знают насколько важно при подготовке возражений обладать достоверной и полной информацией о документах и их содержании, использованных проверяющими, в качестве доказательств наличия фактов совершения налоговых правонарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки.

Без знания этих материалов просто невозможно подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки или на акт камеральной налоговой проверки.

Ведь только обладая всей полнотой информации о данных фактах и подтверждающих их доказательствах, налогоплательщик может подготовить качественные возражения на акт налоговой проверки, позволяющие максимально защитить его интересы на стадии досудебного урегулирование налоговых споров, либо в процессе обжалования решения налогового органа в суде.

Как правильно воспользоваться своим правом на ознакомление с материалами налоговой проверки?

Для этого необходимо подготовить и передать в налоговый орган соответствующее письменное обращение, содержащее в произвольной форме запрос на ознакомление с материалами делами.

Ниже публикуется примерное содержание такого письменного обращения:

Заявление об ознакомлении с материалами дела налоговой проверки

В период с 15 июля по 11 сентября 2016 года ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа проводила выездную налоговую проверку нашей организации по вопросу правильности исчисления НДС в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года.
В соответствии с порядком, предусмотренным абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ, просим предоставить доступ к материалам налоговой проверки для ознакомления.

Данное обращение должно быть составлено на фирменном бланке налогоплательщика, с указанием, разумеется, всех необходимых исходных данных для идентификации налогоплательщика и контактных данных, подписанное законным представителем налогоплательщика (т.е. руководителем организации или самим ИП).

Данное обращение может быть передано на бумажном носителе в приемный покой налоговой инспекции ( в этом случае, обращение должно быть распечататно в двух экземплярах: один сдается в налоговую, другой экземпляр с отметкой налоговой органа возвращается налогоплательщику), либо направлено в надлежаще отсканированном виде по ТКС.

Налоговый орган не только должен фактически ознакомить налогоплательщика со всеми материалами проверки, приложениями к акту, результатами мероприятий дополнительного налогового контроля, но и дать возможность представить свои возражения.

Доказывание факта ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки либо предоставление такой возможности возложено на налоговый орган.

В течение двух рабочих дней после подачи письменного обращения с нашим запросом налоговая инспекция обязана обеспечить визуальный осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий с материалов.

После ознакомления с материалами будет составлен протокол.

Налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с Налоговым кодексом. Причем извещение налогового органа должно быть подтверждено налогоплательщиком.

Если налоговый орган не сообщит налогоплательщику о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (или сообщит ненадлежащим образом), то тем самым она нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Такого нарушения достаточно, чтобы вышестоящий налоговый орган или суд отменили решение по налоговой проверке. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, если невозможно вручить извещение лично налогоплательщику, налоговый орган направит его заказным письмом с уведомлением о вручении по местонахождению налогоплательщика-организации и по месту жительства налогоплательщика-ИП.

Кроме того, по месту жительства руководителя организации-налогоплательщика налоговая инспекция может направить телеграмму с указанием времени и места рассмотрения материалов налоговой проверки.

После того как в инспекцию поступит уведомление о вручении письма или телеграммы адресату, требования об извещении организации о месте и времени рассмотрения материалов проверки инспекция сочтет исполненными.

Приложение N 30. Протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (форма по КНД 1165063)

Приложение N 30
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Форма по КНД 1165063

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организации.

(3) Заполняется в случае проведения процедуры ознакомления с участием представителя.

(4) Нужное указать.

(5) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Кодекса, дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

(6) Заполняется при наличии приложений.

(7) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

(8) Заполняется в случае уклонения от получения документа и подтверждается подписью должностного лица налогового органа.

>
N 31. Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи.
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных.
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источники

Порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here