Подведомственный финансовый контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Подведомственный финансовый контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Внутренний финансовый контроль и аудит. Региональный опыт

Введение в действие Закона № 252‑ФЗ положило начало организации на всех уровнях бюджетной системы страны внутреннего финансового контроля и аудита (далее — ВФК и ВФА). В настоящей статье затронуты основные вопросы, возникающие при осуществлении ВФК и ВФА.

Вячеслав Витальевич СОРОКИН, начальник контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области

До 4 августа 2013 года возможность организации финансового контроля и аудита в структуре органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных полномочиями главных администраторов бюджетных средств (ГАБС), была предусмотрена статьей 270.1 Бюджетного кодекса, но выполнение ее положений не было обязательным. ГАБС самостоятельно решали, реализовывать или нет внутри своих исполнительных органов такие функции. Необязательность осуществления внутреннего финконтроля и аудита привела к тому, что за весь период действия статьи 270.1 БК РФ, а это более шести лет, лишь в незначительной части субъектов РФ и муниципальных образований была организована работа по осуществлению ВФК и ВФА. С введением в действие Федерального закона № 252‑ФЗ организация и осуществление внутри органов государственной власти и органов МСУ, наделенных полномочиями ГАБС, внутреннего финконтроля и а­удита стали обязательными.

Важно понимание

Препятствием на пути организации в регионах эффективно функционирующих систем ВФК и ВФА является непонимание значительной частью руководителей органов исполнительной власти и их сотрудниками необходимости ведения данной работы. Поэтому в регионах необходимо разъяснять смысл проводимых преобразований в системе финансового контроля вообще и создания ВФК и ВФА в частности. Также целесообразно определить в каждом регионе координирующий орган, который будет вести вышеуказанную разъяснительную (методическую) работу. В Волгоградской области эти функции возложены на региональный комитет финансов.

Ранее руководитель любого органа госвласти и органа МСУ оценивал работу своих сотрудников на основе различной, чаще всего эпизодической, а значит, бессистемной, информации об их деятельности. При этом, чем меньше по штатной численности был орган, тем больше у руководителя было возможности иметь информацию о качестве исполнения подчиненными своих должностных обязанностей. Руководитель крупного по штатной численности и количеству подведомственных бюджетополучателей органа производил оценку качества исполнения его сотрудниками своих обязанностей исходя из результатов внешних и внутренних контрольных мероприятий и внутренней, в основном устной, информации о состоянии дел в том или ином структурном подразделении. Такой контроль позволял иметь объективную картину деятельности подведомственных бюджетополучателей, но не предоставлял возможности системно оценивать работу каждого сотрудника организации и, что самое главное, предотвращать и устранять финансовые нарушения до их выявления в рамках мероприятий последующего финансового контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Создание системы ВФК в организации позволяет наладить текущую деятельность как простых сотрудников, проводящих те или иные бюджетные процедуры, так и их непосредственных начальников (руководителей структурных подразделений) по текущему финансовому контролю за выполняемой в этих структурных подразделениях работой. При этом одним из инструментов осуществления такой деятельности является организация документирования работы по ВФК в картах и журналах внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый аудит в этом случае призван оценивать надежность действующей системы внутреннего финансового контроля путем осуществления периодических контрольных мероприятий. Сотрудник, осуществляющий ВФА, должен докладывать о результатах контрольных мероприятий непосредственно руководителю главного администратора бюджетных средств и вносить предложения по устранению имеющихся несоответствий и повышению качества осуществления внутреннего финансового контроля.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Управленческий контроль не путать с финансовым

Организация в ГАБС внутреннего финансового контроля не требует создания отдельных структурных подразделений. Даже при наличии большого числа подведомственных бюджетополучателей контроль за их деятельностью, с точки зрения контроля по подведомственности, может осуществляться путем создания контрольных групп из числа сотрудников структурных подразделений, ответственных за организацию и исполнение определенной бюджетной процедуры. Если исходить лишь из бюджетных полномочий, определенных для ГАБС в части внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита стать­ей Бюджетного кодекса, то складывается впечатление о сокращении возможностей ГАБС по осуществлению контрольной деятельности.

Это действительно так, но сокращение контрольных полномочий коснулось лишь их деятельности в рамках бюджетной сферы. При этом органы государственной власти и органы МСУ наряду с осуществляемыми ими полномочиями ГАБС наделены в отношении подведомственных им государственных и муниципальных учреждений полномочиями учредителей, которые также предусматривают определенный перечень контрольных функций. Однако их осуществление не нужно путать с ВФК и ВФА. Проведение такого контроля необходимо реализовывать по отдельным планам и на основании соответствующей методики, позволяющей разграничить предметы контроля и обязанности должностных лиц, его осуществляющих.

Периодичность проведения проверок

Периодичность внутренних проверок утверждена в Указе Президента РФ от 25.07.1996 (в ред. Указов от 25.07.2000 № 1358, от 18.07.2001 № 872). Так, для получателей средств федерального бюджета ведомственный государственный финансовый контроль проводится раз в год, а для распорядителей средств федерального бюджета — раз в два года. Причем внеплановые проверки в данные условия не включаются. Незапланированные контрольные мероприятия могут быть проведены при смене руководства, материально-ответственных лиц или главного бухгалтера.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета по ипотеке

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Особенности организации внутреннего финансового контроля

Финконтроль должен быть организован не только на уровне министерств, ведомств и госструктур, но и на уровне каждой государственной (муниципальной) организации.

В учреждении для организации ФК создается специальная комиссия, члены которой обязаны осуществлять контрольные мероприятия. Чтобы регламентировать деятельность комиссии в госучреждении, следует разработать и утвердить положение о финконтроле.

Результаты проверок должны быть оформлены отдельным актом, в котором отражены не только выявленные нарушения и отклонения от установленных стандартов, но и рекомендации по повышению качества учета, снижения количества нарушений и исправлению выявленных недостатков. Причем устранить все недостатки придется в установленный срок.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Как проходит внутриведомственный финансовый контроль

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Читайте так же:  Ип сдают отчетность в фсс

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Приемлемый уровень зарплаты

Следует иметь в виду, что должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый аудит, должно обладать значительными знаниями в вопросах, связанных с функционированием соответствующего ГАБС. И особенно углубленными эти знания должны быть в бюджетно-финансовой сфере. Для осуществления качественного контроля необходимо разбираться в его предмете не хуже тех должностных лиц, деятельность которых предстоит проверять. Это, в свою очередь, предполагает высокую степень квалификации соответствующего сотрудника и, следовательно, соответствующий квалификации уровень оплаты труда. В Волгоградской области в структурах ГАБС разрешено создавать секторы внутреннего финансового аудита, состоящие из одного штатного сотрудника, что позволяет обес­печить приемлемый уровень оплаты труда для аудиторов.

Взаимодействие ВФК и ВФА с внутренним государственным контролем

Дополнительно хотелось бы остановиться на взаимодействии и взаимосвязи внутреннего государственного финансового контроля, ВФК и ВФА. Организация в том или ином субъекте эффективного взаимодействия между органами государственного финансового контроля, ВФК и ВФА позволяет достичь полного охвата контрольными мероприятиями всех участников бюджетного процесса и при этом избежать дублирования проверок по одним и тем же вопросам и периодам деятельности. С этой целью в статье 157 БК РФ предусмотрено право органов внутреннего государственного финансового контроля проводить анализ осуществления ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Кроме того, важным вопросом взаимодействия органов внутреннего государственного финансового контроля, ВФК и ВФА является их сотрудничество на стадии реализации материалов контрольных мероприятий.

Комитет финансов Волгоградской области, являясь одновременно финансовым органом и органом внутреннего государственного финансового контроля, наделен полномочиями по применению бюджетных мер принуждения и мер административной ответственности за правонарушения в бюджетной сфере. ГАБС информируют Комитет финансов Волгоградской области обо всех выявленных бюджетных нарушениях и административных правонарушениях. На основании этих данных комитет финансов формирует решение по применению мер бюджетного принуждения или мер административной ответственности к нарушителям. В настоящее время в целях повышения эффективности взаимодействия ГАБС и Комитета финансов Волгоградской области рассматривается вопрос о заключении между ними типовых соглашений о взаимодействии при реализации материалов контрольных и аналитических мероприятий.

Что такое ведомственный контроль организации

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Содержание и основные задачи

Внутриведомственный финансовый контроль — это специфическая система сбора, обобщения и анализа информации о финансово-экономической деятельности подконтрольного объекта. Его целью является определение законности проведенных операций, а также полноты и достоверности учета, отчетности и отдельных социально-экономических показателей. Причем выполняется он внутри конкретного ведомства или министерства.

Основные задачи внутриведомственного финконтроля детализированы. Помимо соблюдения действующего законодательства и оценки правильности ведения учета и составления отчетов, к задачам относят:

  • выявление фактов хищения, недостач и нецелевого использования средств;
  • принятие мер по возмещению причиненного ущерба ответственными лицами;
  • надзор за своевременностью внедрения профессиональных стандартов, их исполнением;
  • разработка и усовершенствование действующих методик, стандартов и правил с учетом особенностей специфики деятельности ведомства, учреждения;
  • разработка предложений, направленных на снижение количества нарушений, исключения факторов, повлекших эти нарушения.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства ( статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Читайте так же:  Налог на недвижимость определяется организациями

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

К вопросу о независимости

Важным вопросом организации ВФА внутри органов госвласти и органов МСУ является обеспечение его функциональной независимости от объектов контроля, к числу которых могут быть отнесены структурные подразделения этих органов и подведомственные им бюджетополучатели. На региональном уровне эта задача является, наверное, одной из самых сложных. Еще сложнее реализовать ее на муниципальном уровне.

Обеспечение функциональной независимости подразумевает не только независимость структурного подразделения (должностного лица), осуществляющего внутренний финансовый аудит, от объектов проверки, но и подчинение его непосредственно руководителю ГАБС. В связи с тем, что в числе ГАБС Волгоградской области преобладают небольшие по штатной численности, количеству структурных подразделений и подведомственных бюджетополучателей органы, создание в них дополнительного структурного подразделения, осуществляющего внутренний финансовый аудит, нецелесообразно. Такое структурное подразделение просто невозможно обеспечить постоянной занятостью.

Возложение обязанностей по проведению ВФА на должностное лицо также не везде может быть реализовано, поскольку есть настолько малочисленные ГАБС, что даже одному сотруднику в них невозможно будет обеспечить достаточный объем работы по внутреннему финансовому аудиту. В этом случае решением может стать возложение на должностное лицо, осуществляющее функции внутреннего финансового аудита, исполнение дополнительных обязанностей из числа тех, что не связаны с осуществлением бюджетных процедур, являющихся предметом ВФК и ВФА. К числу таковых, например, могут быть отнесены обязанности по осуществлению внутриведомственного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Как один из вариантов организации работы по ВФА можно рассматривать возложение обязанностей по его осуществлению на заместителя руководителя ГАБС, если такой заместитель не возглавляет одновременно структурное подразделение этого главного администратора, осуществляющее бюджетные процедуры.

Вневедомственный финансовый контроль

Одним из видов государственного финансового надзора является вневедомственный или внешний контроль. Особенность данного подвида государственного надзора заключается в организации контрольно-ревизионных мероприятий специальными финансово-кредитными организациями, которые не связаны с их ведомственной принадлежностью.

Примером внешнего общегосударственного контроля могут быть камеральные проверки Налоговой инспекции по своевременной уплате налоговых обязательств и предоставления отчетности.

Внешний госконтроль имеет систематический, повседневный и регулярный характер, то есть осуществляется постоянно, независимо от ведомственной принадлежности, объемов и методов ведения учета, организационно-правовой формы, статуса и прочих факторов.

Энциклопедия решений. Внутренний (ведомственный) финансовый контроль

Ведомственный внутренний финансовый контроль

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний ведомственный финансовый контроль непрерывно осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств:

1) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;

2) главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов;

3) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

При этом контрольные функции могут осуществляться руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На федеральном уровне подобный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Принятие Правил N 193 позволило реализовать новые инструменты финансового менеджмента в секторе государственного управления как на ведомственном уровне, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений. Напомним, что мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля главными администраторами средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать положения, регламентирующие механизм передачи материалов, свидетельствующих о выявленных в ходе проверок признаках нарушений законодательства (в том числе нецелевого использования бюджетных средств), в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-10-10/16621). В целях информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля по госконтрактам на конкурсной основе могут привлекаться сторонние исполнители (письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-11-06/19504).

Примечание

Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению внутреннего финансового контроля приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение требований правовых актов соответствующего органа власти (местного самоуправления), в которых описаны внутренние стандарты и процедуры:

1) составления и исполнения бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета;

2) составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (включая порядок ведения учетной политики).

Главной целью мероприятий внутреннего финансового контроля является профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.

Внимание

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в рамках соответствующего ведомства, включает контроль за расходами на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ). Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объектами внутреннего финансового контроля являются структурные подразделения:

— главного администратора (администратора) бюджетных средств;

— соответствующих получателей бюджетных средств.

Формами проведения внутреннего финансового контроля на федеральном уровне являются следующие контрольные действия (п. 5 Правил N 193):

Читайте так же:  Организация применяет упрощенную систему налогообложения задача

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Согласно п. 7 Правил N 193 все контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные. А в соответствии с п. 8 Правил N 193 возможно применение следующих способов проведения контрольных действий:

— сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;

— выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.

В соответствии с п. 6 Правил N 193 методами внутреннего финансового контроля являются:

— контроль по уровню подчиненности (подведомственности);

Примечание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана соответствующая Методика (письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284).

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Ведомственный финансовый контроль на современном этапе

Родион КОЗИКОВ, аспирант Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ

Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.

Рекомендуем посмотреть

Финансы

«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

Выставки, форумы, конференции

Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию

Финансовый контроль

Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых

Финансы

Доходы федерального бюджета пересмотрены в сторону увеличения

Финансы

Ключевая ставка снижена до 6%

Финансы

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2019 год

Законы

Премьер-министр озвучил первоочередные меры по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Государственный финансовый контроль

Классификация финансового контроля проводиться по различным основаниям:

1) в зависимости от органов, его осуществляющих:

· Внутрихозяйственный – осуществляется на предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями. Объект контроля – производственная и финансовая деятельность предприятия и входящих в него структурных подразделений;

Читайте так же:  Имущественный вычет сотруднику заявление

· Аудиторский – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

2) по времени осуществления финансовый контроль делиться на:

· Предварительный финансовый контроль – до совершения операции по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов и других финансово-плановых актов, а также при приеме финансовых заявок;

· Текущий контроль осуществляется во время проведения финансовой операции;

· Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансовой или хозяйственной операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств;

3) в зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений:

· Обязательный финансовый контроль проводиться в силу требований законодательства или по решению компетентных государственных органов;

· Добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов;

4) по содержанию финансовый контроль делиться на:

· Бюджетный финансовый контроль проводит Федеральное собрание, Счетная палата, Правительство РФ и правоохранительные органы;

· Налоговый контроль осуществляет Минфин в лице Федеральной налоговой службы;

· Банковский контроль Проводит ЦБ РФ, аудиторские фирмы с лицензией РФ, правоохранительные органы;

· Валютный контроль проводит Правительство РФ, Минэкономразвития;

· контроль за страховой деятельностью проводит Федеральная служба страхового надзора;

· Таможенный контроль осуществляет Федеральная налоговая служба.

Государственный контроль делиться на общегосударственный, вневедомственный и ведомственный контроль.

Общегосударственный финансовый контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. В РФ данный контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ (Госдума и Совет Федерации), Правительство РФ, а также Минфин РФ (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Финансовая служба по финансовым рынкам), Президент РФ, Департамент финансового контроля, ЦБ РФ, Счетная палата, правоохранительные органы (судебная система, прокуратура, МВД, Минюст). Общегосударственный контроль направлен на объекты, подлежащие контроль вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль – это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже 1 раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Указом Президента РФ от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению гос. финансового контроля в РФ» установлено, что финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставления финансовых налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством РФ указываются конкретные Субъекты государственного финансового контроля: Счётная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно статье 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Госдума образуют Счетную Палату. Госдума назначает на должность председателя Счетной Палаты, также освобождает его от должности, назначает и освобождает от должности половину состава аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя председателя Счетной Палаты и оставшуюся половину состава аудиторов.

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Полномочия Счетной Палаты:

· осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

· осуществляет финансовую экспертизу проектов нормативных актов органов государственной власти, предусматривающую расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета

· осуществляет контроль за управлением и обслуживанием государственного долга (как внутреннего, так и внешнего)

· осуществляет контроль за законностью, рациональностью и эффективным использованием иностранных кредитов и займов и др.

Минфин России осуществляет государственное регулирование в области финансов, координацию и контроль деятельности находящихся в его введении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юр. лиц, физ. лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств и обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.

Источники

Подведомственный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here