Подделка даты акта на валютный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Подделка даты акта на валютный контроль" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Обновлен порядок передачи банками органам валютного контроля информации о нарушениях валютного законодательства

Устанавливается, в частности, что при наличии информации о нарушении клиентом требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», уполномоченный банк должен передать в территориальное учреждение Банка России в электронном виде соответствующую такому поставленному на учет ведомость банковского контроля для последующего ее направления органам валютного контроля.

Устанавливается, что информация о нарушениях в составе электронного сообщения в территориальное учреждение Банка России должна быть передана не позднее 2-го рабочего дня декады, следующей за отчетной декадой, в которой уполномоченным банком выявлено нарушение.

При нарушении клиентом сроков представления справки о подтверждающих документах, уполномоченный банк должен передать копию принятой банком справки о подтверждающих документах для последующего ее направления органам валютного контроля.

Правила составления и представления информации, утвержденные настоящим Указанием, применяются с 1 марта 2018 года. Изменения в правила составления и представления информации в электронном виде должны применяться по истечении 30 календарных дней после дня их размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Утратившими силу признается Положение Банка России от 20.06.2007 N 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» с внесенными в него изменениями.

Подделка даты акта на валютный контроль

СПАМЕРАМ ЛЮБЫХ МАСТЕЙ Я КРАЙНЕ НЕ РАДА И ВЕЖЛИВОСТЬЮ ИХ НЕ ПООЩРЯЮ.

Если Вы не считаете себя спамером, это еще не означает, что донимаемые Вашими звонками с Вами согласны.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Шпаргалки по составлению договоров

В соответствии с действующим законодательством, а именно Законом 173-ФЗ Федеральный законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (Далее Закон 173-ФЗ) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкцией Банка России № 138-И от 04.06.2012 «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Далее Инструкция 138-И) резидент при проведении валютных операций предоставляет в банк, где этот резидент проводит эти валютные операции, комплект документов, включающий:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

· документы валютного контроля;

· информацию, связанную с проведением валютных операций;

· расчетный документ по валютной операции (распоряжение о переводе денежных средств), заполненный в соответствии с требованиями Инструкции 138-И.

Комплект документов зависит от типа проводимой валютной операции.

ДОКУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Предоставляется по форме 1, установленной Приложением № 4 к Инструкции 138-И, в установленные Инструкцией 138-И сроки в случае заключения контракта с нерезидентами в иностранной валюте или рублях РФ на сумму равную или превышающую 50 000 долларов США (или эквивалент данной суммы в другой валюте), предусматривающего:

· экспорт или импорт товаров, в том числе и в рамках агентских договоров, договоров поручения, договоров комиссии;

· договоры на поставку топлива и иных припасов для транспортных средств;

· оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и в рамках агентских договоров, договоров поручения, договоров комиссии;

· договоры аренды недвижимости, а также финансовой аренды (лизинга).

За нарушение сроков предоставления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст.15.25 КоАП).

Предоставляется по форме 2, установленной Приложением № 4 к Инструкции 138-И, в установленные Инструкцией 138-И сроки в случае заключения Контрактов с нерезидентами в иностранной валюте или рублях РФ на сумму равную или превышающую 50 000 долларов США (или эквивалент данной суммы в другой валюте), предусматривающего:

· предоставление, получение, возврат, иные операции по кредитам и займам.

За нарушение сроков предоставления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст.15.25 КоАП).

3. Заявление о переоформлении Паспорта сделки

Предоставляется по форме, установленной банком в установленные Инструкцией 138-И в случае:

· внесения изменений или дополнений в контракт или кредитный договор, по которому оформлен Паспорт сделки;

· изменения иной информации, указанной в оформленном Паспорте сделки.

За нарушение сроков предоставления предусмотрена административная ответственность — штрафы (ст.15.25 КоАП).

4. Заявление о закрытии Паспорта сделки

Предоставляется по форме, установленной банком в установленные Инструкцией 138-И сроки в случае:

· исполнения сторонами обязательств по контракту (кредитному договору);

· перевода Паспорта сделки из одного банка в другой;

· уступки права требования или переводе долга по контракту (Кредитному договору).

За нарушение сроков предоставления предусмотрена административная ответственность — штрафы (ст.15.25 КоАП).

Предоставляется по Форме, установленной Приложением 1 к Инструкции 138-И, в установленные Инструкцией 138-И сроки в случае:

· проведения валютных операций в иностранной валюте;

· проведения валютных операций в рублях РФ если расчеты производятся в рамках оформленного Паспорта сделки;

· проведения валютных операций через счета за рубежом если расчеты производятся в рамках оформленного Паспорта сделки;

· проведения валютных операций с использованием банковских карт если расчеты производятся в рамках оформленного Паспорта сделки;

· проведения валютных операций 3-м лицом если расчеты производятся в рамках оформленного Паспорта сделки;

· изменения сведений, ранее указанных в справке о валютных операциях.

Читайте так же:  Налог на земельный участок вид налога

За нарушение сроков предоставления предусмотрена административная ответственность — штрафы (ст.15.25 КоАП).

Предоставляется по Форме, установленной Приложением 5 к Инструкции 138-И, в установленные Инструкцией 138-И сроки в случае:

· предоставления в банк документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности по контракту если по этому контракту оформлен Паспорт сделки;

· предоставления в банк документов, подтверждающих иное исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору);

· изменения сведений, ранее указанных в справке о подтверждающих документах.

За нарушение сроков предоставления предусмотрена административная ответственность — штрафы (ст.15.25 КоАП).

При предоставлении в банк, документы валютного контроля подписываются со стороны резидента:

· лицами, наделенными правом подписи, в соответствии с карточкой с образцами подписей, и заверяются оттиском печати, заявленной в карточке образцов подписей, при предоставлении на бумажном носителе;

· электронной подписью в соответствии с договором дистанционного банковского обслуживания при предоставлении в электронном виде.

При возврате резиденту оформленных документов валютного контроля, документы подписываются со стороны банка:

· на каждой странице подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка при предоставлении на бумажном носителе;

· электронной подписью ответственного лица при предоставлении в электронном виде.

Резидент может запросить копии документов валютного контроля у банка и банк обязан предоставить копии документов в течении 3 рабочих дней, после получения запроса.

В случае отказа в оформлении документов валютного контроля, банк информирует об этом резидента с указанием причин отказа и возвращает резиденту представленный комплект документов и информации с указанием даты их возврата.

(п. 4 ст. 23 Закона 173-ФЗ)

В качестве подтверждающих документов для осуществления валютного контроля предоставляются:

1. Документы, подтверждающие факт заключения сделки, исполнения(изменения, прекращения) обязательств по сделке:

· договор (контракт) на поставку товаров;

· договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности;

· агентский договор, договор поручения, договор комиссии;

· договор аренды недвижимости, договор финансовой аренды (лизинга);

· документ, подтверждающий изменение в заключенный договор (контракт);

· документ, подтверждающий факт передачи обязательств, права требования по договору (контракту);

· документ, подтверждающий прекращение обязательств по договору (контракту).

2. Документы, подтверждающие факт предоставления, получения, возврата, и иные операции по кредитам и займам:

· договор предоставления займа (кредита);

· договор получения займа (кредита);

· договор рефинансирования займа (кредита);

· документ, подтверждающий передачу обязательств, права требования по договору займа (кредита);

· документ, подтверждающий изменение в заключенный договор займа (кредита);

· документ, подтверждающий прекращение обязательств по договору займа (кредита);

· документ, подтверждающий начисление, выплату процентов, комиссий и иных платежей по договору займа (кредита).

3. Документы, подтверждающие факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности:

· грузовая таможенная декларация;

· товаро-транспортная накладная, транспортный (перевозочный), коммерческий или иной документ, оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота, если оформление таможенной декларации не предусмотрено;

· статистическая форма учета перемещения товаров (Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами — членами Таможенного союза);

· акт приема-передачи услуг, выполнения работ, получения прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· иной коммерческий документ, оформленный в соответствии с обычаями делового оборота.

4. Документы, подтверждающие неторговые, некоммерческие операции:

· договор безвозмездного финансирования;

· договор на оказание благотворительной помощи;

· договор на оплату труда;

· договор получения (предоставления) гранта;

· документ на оплату налогов, пошлин и иных сборов.

Документы должны быть действительными на день представления в банк (п. 5 ст. 23 Закона 173-ФЗ).

Документы представляются в подлиннике или в виде надлежащим образом заверенной копии (п. 5 ст. 23 Закона 173-ФЗ).

Документы, составленные на иностранном языке, представляются одновременно с заверенным переводом на русский язык (п. 5 ст. 23 Закона 173-ФЗ).

Если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него (п. 5 ст. 23 Закона 173-ФЗ).

Одни и те же документы представляются резидентами в банк однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах (п. 5 ст. 23 Закона 173-ФЗ).

У резидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (п. 5 ст. 23 Закона 173-ФЗ).

РАСЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ВАЛЮТНОЙ ОПЕРАЦИИ

(распоряжение о переводе денежных средств)

Расчетный документ по валютной операции (распоряжение о переводе денежных средств) заполняется в соответствии с требованиями п. 3.2 Инструкции 138-И.

В расчетном документе по валютной операции перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа» должен содержаться код вида валютной операции из перечня, приведенного в Приложении 2 к настоящей Инструкции 138-И, который соответствует назначению платежа, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением указанной валютной операции

Информация о коде вида валютной операции должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Символ «VO» указывается прописными латинскими буквами Например- .

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Читайте так же:  Налог на землю тверская область

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Читайте так же:  Проводки бюджет возврат госпошлины

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль 2019: что нужно знать

Автор: Екатерина Кищук
Помощник юриста

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за лекарства список документов

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Должностные лица и ИП

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Законодательная база в 2019 году

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Импорт или кредитование

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Читайте так же:  Оформить декларацию на налоговый вычет за лечение

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Вывод

Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).

Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.

Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского облуживания . Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.

Подтвердить факт оказания услуг для целей валютного контроля можно счетом (инвойсом)

ikinciadres / Depositphotos.com

Даны рекомендации по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в них на учет контрактам (методические рекомендации Банка России от 12 сентября 2018 г. № 22-МР).

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что для подтверждения фактов (например, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и РИД, в том числе исключительных прав на них) у резидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. По общему правилу, составление отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется.

Так, при экспорте услуг в области информационных технологий исходя из условий заключаемых в этой сфере контрактов, правил бухучета и обычаев типовые документы, подтверждающие факт оказания резидентом нерезиденту услуги, например, акт об оказанных услугах, акт сдачи-приемки и т. п., не оформляются. Поэтому в данном случае документом, подтверждающим факт оказания услуг для целей валютного контроля, может являться счет (например, инвойс, счет-оферта и т. п.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Уполномоченным банкам рекомендовано принимать такой счет в качестве документа, подтверждающего факт оказания услуг, выполнения работ, передачи информации и РИД, включая исключительные права на них. Если такой счет уже был представлен в уполномоченный банк ранее, то его повторное направление одновременно со справкой о подтверждающих документах не требуется.

Источники

Подделка даты акта на валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here