По результатам проверок налоговыми инспекциями

Предлагаем ознакомиться со статьей: "По результатам проверок налоговыми инспекциями" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

По результатам проверок налоговыми инспекциями

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внес многочисленные изменения и дополнения в первую часть Налогового кодекса РФ. Ниже рассмотрим подробнее нововведения в отношении организаций и предпринимателей, которые уже вступили в силу или вступят 01.01.2020.

Кроме того, многие поправки, внесенные Законом № 325-ФЗ в первую часть НК РФ, начнут действовать с 01.04.2020. Они будут освещены в наших следующих публикациях. Следите за новостями.

Физлица (в т.ч. ИП) смогут подавать документы в налоговую инспекцию через МФЦ

Такое будет возможно, если:

  • случаи представления налогоплательщиками-физлицами в инспекцию и получения от нее документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) предусмотрены НК РФ;
  • в конкретном МФЦ организована возможность представления и получения указанных документов.

Днем представления физлицом указанных документов (сведений) будет считаться дата их приема специалистом МФЦ, что подтвердит соответствующая расписка или иной документ. Датой получения документа физлицом считается день, следующий за днем его получения МФЦ от налоговой инспекции.

Данные правила действуют с 29.10.2019 (п. 2, 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Случаи, когда физлица (в т.ч. ИП) могут взаимодействовать с налоговой инспекцией через МФЦ, установлены тем же законом. Например, с 1 января 2020 г. граждане смогут представлять через МФЦ налоговые декларации по НДФЛ на бумажном носителе (пп. «а» п. 24 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Кроме того, с 1 апреля 2020 г. появится возможность подавать через МФЦ заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе, а также получать через МФЦ свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (пп. «д» п. 26 ст. 1, п. 4 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Выездные налоговые проверки на территории субъекта РФ могут проводить специализированные инспекции

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения (месту жительства). Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа, в котором такое обособленное подразделение состоит на учете по месту своего нахождения. Это следует из п. 2 ст. 89 НК РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

С 29.09.2019 проводить указанные проверки на территории конкретного субъекта РФ может налоговый орган, специально уполномоченный на это ФНС России. Такие инспекции вправе проверять налогоплательщиков (а также филиалы и представительства организаций), которые находятся (проживают) на территории этого региона (п. 31 ст. 1, ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

ИФНС обязана уведомить отделение ПФР о регистрации физлица в качестве самозанятого

Как известно, вознаграждение, выплаченное самозанятому гражданину, с которого он уплачивает налог на профессиональный доход (далее – НПД, спецрежим), не облагается страховыми взносами (ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). ИП, применяющие НПД, не признаются плательщиками страховых взносов «за себя» в фиксированном размере за период применения этого спецрежима (ч. 11 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

При этом физлица (в т.ч. ИП), изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика НПД. Снятие с налогового учета по этому основанию осуществляется в случае отказа от применения спецрежима, а также в случаях, когда гражданин не соответствует необходимым требованиям (ч. 1, 12 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Причем налоговые инспекции обязаны теперь уведомлять территориальные органы ПФР о постановке граждан на учет (снятии с учета) в качестве плательщиков НПД (в течение трех рабочих дней). Такая обязанность действует с 29.10.2019 (п. 8 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Установлен момент, с которого налог, не удержанный налоговым агентом, считается уплаченным в бюджет

Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в п. 3. ст. 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В то же время по разным причинам налоговый агент может не удержать налог (или удержать не полностью) и выплатить налогоплательщику начисленный доход в полной сумме. Если налоговый агент не сообщит в инспекцию о неудержании налога (как того требует пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ), данный факт может выявиться во время налоговой проверки. В такой ситуации ИФНС в любом случае вправе взыскать с налогового агента штраф по ст. 123 НК РФ и пени, начисленные на сумму недоимки, а в отдельных случаях – еще и саму недоимку (п. 9 ст. 226 НК РФ (в редакции пп. «в» п. 16 ст. 2 Закона № 325-ФЗ), п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Причем пени начисляются до момента уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в п. 3 ст. 45 НК РФ не установлен момент исполнения обязанности по уплате налога в рассматриваемой ситуации.

Комментируемый закон исправил этот пробел. Если факт неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом выявит налоговая проверка, налог будет считаться уплаченным со дня предъявления налоговым агентом в банк соответствующего платежного поручения (при наличии на расчетном счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа). Дополнение вступает в силу 1 января 2020 г. (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

На плательщиков УСН и ЕСХН больше не распространяются особые правила определения даты начала и окончания налогового периода

Налоговым периодом по ЕСХН и УСН признается календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря года (ст. 346.7, 346.19 НК РФ). Однако организация может быть создана, ликвидирована или реорганизована (госрегистрация физлица в качестве ИП осуществлена или прекращена) в течение календарного года. В таких случаях для налогов, у которых налоговый период составляет календарный год, нормы п. 2, 3 ст. 55 НК РФ устанавливают особые правила определения даты начала и окончания налогового периода. По этим правилам налоговый период уже не равен календарному году.

Читайте так же:  Подать документы на возврат налога за лечение

Например, если организация создана (ИП зарегистрирован) в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то согласно п. 2 ст. 55 НК РФ первым налоговым периодом в этом случае будет период со дня создания организации (регистрации ИП) по 31 декабря календарного года, следующего за годом создания организации (регистрации ИП).

Если организация прекращает деятельность путем ликвидации или реорганизации (гражданин прекращает деятельность в качестве ИП), то согласно п. 3 ст. 55 НК РФ последним налоговым периодом в такой ситуации будет период с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (утратила силу госрегистрация ИП), до дня госрегистрации прекращения деятельности организации (утраты силы госрегистрации ИП).

Согласно изменениям, внесенным в п. 4 ст. 55 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона № 325-ФЗ), вышеуказанные правила определения налогового периода не применяются в отношении налогов, уплачиваемых при применении ЕСХН и УСН. Раньше особые правила определения даты начала и окончания налогового периода не распространялись только на плательщиков ПСН и ЕНВД.

На практике указанные нововведения означают, что для плательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, налоговый период в любом случае составляет календарный год (период с 1 января по 31 декабря года) и налоговые декларации по его итогам нужно представлять не ранее 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом поправки вступили в силу 29.09.2019 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. (п. 1, 10 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Получается, что до опубликования Закона № 325-ФЗ налогоплательщик, созданный (зарегистрированный) в декабре 2018 г. и применяющий УСН или ЕСХН, должен был отчитаться по доходам (расходам) за этот месяц только в составе налоговой декларации за 2019 г. (согласно ст. 346.10, 346.23 НК РФ не позднее 31.03.2020, для ИП на УСН – не позднее 30.04.2020). Теперь же у него появилась обязанность представить две отдельные декларации – за 2018 г. (по доходам и расходам декабря 2018 г.) и за 2019 г.

При этом сроки представления налоговых деклараций за 2018 г. согласно ст. 346.10, 346.23 НК РФ вышли, а в Законе № 325-ФЗ какие-либо указания на этот счет отсутствуют. В связи с этим декларацию за 2018 г., по нашему мнению, можно подать в любой день в пределах срока сдачи декларации за 2019 г.

Ответственность по ст. 119 НК РФ за несвоевременную сдачу этой декларации наступать, на наш взгляд, не должна, поскольку это произошло не по вине налогоплательщика (при этом новый срок подачи декларации в Законе 325-ФЗ не установлен). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение лица к ответственности за его совершение.

Кроме того, если по итогам декабря 2018 г. у плательщика образуется налог к уплате, то на эту же сумму возникает переплата по авансовому платежу за первый квартал 2019 г. В этой связи декларации за 2018 и 2019 г. рекомендуется представить одновременно, а также вместе с ними подать заявление на зачет переплаты за 2019 г. в счет уплаты налога за 2018 г.

Порядок оформления результатов налоговой проверки

Оформление результатов налоговой проверки — ее завершающий и очень важный этап. Как оно происходит, какие документы составляются, какие действия стоит предпринять перед обжалованием окончательного решения налоговиков и в ходе него, узнайте из материалов данной рубрики.

Порядок оформления результатов налоговой проверки

Порядок оформления результатов налоговой проверки зависит от 2 факторов:

  • вида проверки: камеральная или выездная;
  • собственно результата проверки: есть нарушения или нет.

Вся результирующая процедура четко прописана в ст. 100 НК РФ.

Полный текст статьи, а также комментарии по основным вопросам, которые вызывают ее положения, ищите здесь.

А сейчас вкратце остановимся на основных аспектах.

Виды налоговых проверок

Формально по НК РФ налоговые проверки бывают только 2 видов:

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Третье контрольное мероприятие, которое мы привыкли именовать встречной налоговой проверкой, правильно называется истребованием документов или информации о налогоплательщике.

Если вам нужна более подробная информация по видам проверок, ищите ее здесь.

Где найти более подробные разъяснения по каждой разновидности налоговых проверок, расскажем далее.

А если вам нужно узнать какие-либо нюансы их проведения, сразу переходите к рубрике «Проведение налоговых проверок».

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).

Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.

Подробнее о том, что он должен содержать, как выглядит и каковы последствия того, что он не был составлен, читайте в этой статье.

Обратите внимание! На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.

О том, как грамотно использовать уточнения и в чем можно поспорить с налоговиками, читайте в статьях:

Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный. Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений. А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.

О том, как они оформляются, читайте в данной публикации. Там же есть готовый образец возражений на акт КНП.

Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок. О них расскажем далее.

Камеральная налоговая проверка — в списке каждый

Камеральной налоговой проверке подвергается почти вся налоговая отчетность (декларации и расчеты), которая попадает к инспекторам. Порядок проведения проверки закреплен в ст. 88 НК РФ.

Читайте так же:  Налоговая декларация по водному налогу сроки сдачи

Ответы на самые острые вопросы по проведению камеральных налоговых проверок ищите здесь.

Проходит такая налоговая проверка в инспекции, начинается без какого бы то ни было решения. На начальном этапе проверяется:

  • соблюдение срока подачи декларации;
  • корректность отражения показателей (происходит в автоматизированном режиме, в том числе с использованием контрольных соотношений, при этом выявляются ошибки, нестыковки, противоречия и т. п.);

О положительном результате камеральной налоговой проверки свидетельствует молчание налоговиков. Если 3 месяца (установленный срок проверки) истекли, а из инспекции вас не потревожили, значит, декларация прошла камеральный контроль.

Камеральная налоговая проверка может закончиться и до истечения 3 месяцев. Об этом см. здесь.

Если что-то пошло не так, например, вы ошиблись в декларации или ваша информация не стыкуется с той, которой владеют налоговики, ИФНС запросит у вас пояснения или потребует исправить отчет. Пояснения сняли все вопросы? Проверка заканчивается без последствий. А если нет?

О планах Госдумы в отношении камеральных проверок узнайте из сообщения.

О негативном варианте развития камеральной налоговой проверки читайте здесь.

В отдельных случаях в рамках камералки налоговики могут истребовать у вас документы. Например, при подаче декларации по НДС с налогом к возмещению, использовании льгот, нестыковке данных из вашей НДС-декларации с декларациями ваших контрагентов и др. Истребование — процесс сложный, и споры здесь нередки. Поэтому так важно знать порядок.

Все о том, как истребуются документы для налоговых проверок, вы можете найти в рубрике «Документы для налоговой проверки».

Камеральная налоговая проверка по разным налогам имеет особенности. В данном разделе сайта вы можете узнать:

  • как подготовиться к камералке по прибыли;
  • как проверяют декларации упрощенцев;

Плановые проверки налоговой инспекции на 2018–2019 годы: список организаций

Планирует ли инспекция налоговые проверки? Конечно! Существует целая концепция такого планирования (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). В ней же приведены и критерии, используя которые сами налогоплательщики могут попытаться оценить риск попадания в план налоговых проверок. Всего таких критериев 12. Среди них:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
  • продолжительная убыточность;
  • большие НДС-вычеты;
  • низкие зарплаты;
  • миграция между инспекциями и др.

Чем больше совпадений, тем выше риск попасть в контрольный список.

Критерии, конечно, штука полезная. Но все же они дают только вероятность налоговой проверки. Гораздо лучше знать о ней наверняка, к примеру, с точностью до квартала. Поэтому желание найти план-график налоговых проверок своей ИФНС и заглянуть в него свойственно практически каждому налогоплательщику.

Возможно ли это? А если возможно, то как это сделать?

Прочтите данную статью и будете знать, реально ли это — подсмотреть план налоговых проверок.

А мы продолжим рассказывать о налоговых проверках дальше. Какие же они бывают?

Выездная налоговая проверка: действуем по плану

Если так случилось, что к вам пришла выездная налоговая проверка, не паникуйте. Для начала ознакомьтесь с ее общими правилами: где и кем она проводится, как начинается и т. п.

Как проходит налоговая проверка такого типа, читайте в этом материале.

Затем определите, сколько будет продолжаться выездная налоговая проверка. Общий срок — 2 месяца. Однако она может приостанавливаться и продлеваться.

В каких случаях возможно изменение срока выездной налоговой проверки и каков его максимум, мы рассказываем здесь.

Подготовьтесь к истребованию документов — в данном случае оно неизбежно.

Помните, что потребовать бумаги контролеры могут вплоть до последнего дня налоговой проверки.

Можно ли не исполнять такое требование, узнайте из публикации.

А о том, как реагировать, если для выездной налоговой проверки ИФНС просит расшифровку строк бухочетности, читайте здесь.

Окончанием выездной налоговой проверки является день, когда составлена справка о ней. Вы получите от контролеров акт, из которого узнаете, что не понравилось налоговикам в вашем учете, что они считают нарушением и что нужно поправить.

Подробнее об акте выездной налоговой проверки читайте в статье.

Составьте возражения и подайте их в инспекцию.

Но это еще не итог выездной налоговой проверки. Ее результаты будут определены в ходе рассмотрения руководителем ИФНС (или его замом) всех материалов, включая акт и возражения. По окончании вы получите решение, которое и должны будете исполнить. Или обжаловать, если не согласны с ним.

Все нюансы рассмотрения материалов налоговых проверок ищите в рубрике «Результаты налоговых проверок».

Документы для налоговой проверки

Мы уже говорили, что при камеральной налоговой проверке истребование допускается лишь в строго ограниченных ситуациях, а при выездной проверке от него никуда не деться. И в том и в другом случае представление документов по требованию является вашей безусловной обязанностью, а за отказ назначается штраф.

Учитывая всю важность этой процедуры, мы посвятили ей отдельную рубрику.

Вы знаете, в каком виде сдавать истребуемые документы в ИФНС? А как правильно их заверить перед отправкой? Все рекомендации вы найдете в этой рубрике нашего сайта.

Прочтите, например, эту публикацию и узнаете, когда документы можно сдать в виде сканированных копий.

Из этой заметки вы узнаете, когда документы можно подать в электронном виде.

Здесь есть ответ на вопрос о том, в каких случаях допускается представлять документы в виде подшивки.

А в этой статье мы приводим подробные разъяснения Минфина о том, как такую подшивку правильно сформировать и заверить.

Все это чрезвычайно важно при налоговой проверке. Ведь неправильно заверенные копии документов налоговики могут счесть непредставленными и оштрафовать вас. Если объем истребуемой документации велик (а при налоговых проверках, как правило, так и бывает), сумма штрафа будет существенной. А лишние траты вам ни к чему.

Что еще важно знать при истребовании? С недавних пор Налоговый кодекс предусматривает запрет на повторное истребование у налогоплательщика документов, которые он уже представлял инспекции для камеральной или выездной налоговой проверки либо для налогового мониторинга.

С камеральной и выездной налоговыми проверками тут все понятно. А как быть со встречной налоговой проверкой? Например, при повторном истребовании для камералки тех документов, которые вы когда-то подавали для проверки встречной. Или наоборот, если для встречки просят документы, сданные в рамках прошлых камеральной и выездной налоговых проверок.

Читайте так же:  Кбк пени торговый сбор

В одном из этих случаев требование можно не исполнять. О нем читайте здесь.

В другом подать документы придется — см. эту публикацию.

И таких нюансов при истребовании масса.

Еще партия неоднозначных вопросов об истребовании документов для налоговых проверок ждет вас в этой статье.

Следите за материалами данной рубрики и всегда будете в курсе всех новостей и разъяснений.

Встречаем встречку во всеоружии

Видео (кликните для воспроизведения).

Если 2 предыдущие налоговые проверки проводятся непосредственно в отношении самого налогоплательщика, то встречная налоговая проверка касается его контрагентов — поставщиков, покупателей, заемщиков, займодавцев и пр.

Проверяют в данном случае этих лиц, а чтобы убедиться в том, что их налоги посчитаны верно, данные их учета сопоставляют с документами или сведениями других участников сделок. Отсюда и название «встречная проверка».

Подробнее о встречных налоговых проверках узнайте из этой статьи.

В то же время истребовать у вас документы будет не чужая ИФНС. Она будет действовать через вашу. Именно от нее вы получите требование и именно ей должны будете сдать документы или сообщить об их отсутствии. Отдельный случай — если у вас с контрагентом одна инспекция на двоих.

Ответить на требование следует обязательно. Отказ, в том числе молчание, от представления документов является нарушением и будет караться штрафом.

О том, по какой статье и в каком размере штрафуют за непредставление документов по встречной налоговой проверке, рассказывает данный материал.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

По итогам выездной проверки акт составляется всегда, независимо от того, были обнаружены нарушения или нет. Однако окончание проверки фиксируется не в нем, а в справке о проведенной ВНП. Именно со дня ее составления идет отсчет срока, отведенного на оформление акта.

О том, кто, когда и как его оформляет, рассказывает эта статья.

Так же как и при камералке, в случае несогласия с налоговиками можно подать возражения на акт выездной проверки.

Составить их вам поможет данная статья.

Однако и акт без замечаний, который вроде бы должен означать, что вы все делаете верно, еще не гарантия от санкций в будущем.

Удивлены? Прочтите данную публикацию и узнаете, что мы имеем в виду.

Обжалование результатов налоговой проверки

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит в 2 этапа:

  • сначала вы жалуетесь в вышестоящий налоговый орган;

Подробнее см. здесь.

О судебном обжаловании читайте эту статью.

И не забывайте: залог успеха при обжаловании — в последовательном доказывании своей позиции и дискредитации доказательств оппонента. Ознакомьтесь с нашими материалами и узнайте, какие доказательства налоговиков удастся опровергнуть (см. здесь), а какие вряд ли (см. здесь).

Налоговые проверки и их виды в 2019-2020 годах

Налоговая проверка — это словосочетание вызывает волнение даже у опытных специалистов. Что уж говорить о тех, кто сталкивается с ней впервые. Но налоговой проверки не нужно бояться. Следует представлять, как она проходит, знать свои права и обязанности и в случае чего отстаивать свою позицию перед проверяющими. А помогут вам материалы этого раздела нашего сайта.

Решение налогового органа по результатам проверки

Акт составлен, возражения поданы. Что дальше? А дальше — процедура рассмотрения материалов проверки, предусмотренная ст. 101 НК РФ.

О некоторых спорных ее аспектах рассказывает эта статья.

Ее проводит руководитель проверявшей вас ИФНС или его заместитель.

Обратите внимание! Налоговики обязаны известить вас о времени и месте рассмотрения. Причем сделать это они должны в разумные сроки, чтобы у вас была реальная возможность присутствовать.

Подробнее см. здесь.

Результатом рассмотрения материалов будет итоговое решение по проверке. Контролеры укажут, были нарушения или нет, и решат, привлекать или не привлекать вас к ответственности. Вот это уже обязательный к исполнению документ, в отличие от акта.

О том, исполнять ли решение, если инспекция не вручила его в установленные сроки, вы узнаете из данной публикации.

До вынесения решения вы можете ознакомиться со всеми материалами проверки и даже скопировать их.

Об этом см. здесь.

Это поможет вам лучше подготовиться к дальнейшему обжалованию.

Налоговая проверка — важен не столько процесс, сколько результат

Рано или поздно любая налоговая проверка завершается, и вы остаетесь один на один с ее результатом. Сначала это только акт проверки. О нем самом и о способе выразить несогласие с позицией контролеров мы уже говорили выше.

Еще несколько интересных вопросов, связанных с оформлением результатов налоговых проверок, рассмотрены здесь.

Но вот акт получен, возражения поданы. Что же дальше? А дальше следующий и тоже очень ответственный этап — рассмотрение материалов налоговой проверки.

Об отдельных спорных моментах процедуры мы рассказываем в этой статье.

На этом этапе повлиять на итоговый результат по существу уже практически невозможно. Все, что могли, вы уже должны были сделать до рассмотрения. Однако это не значит, что следует просто плыть по течению.

Участвуйте в рассмотрении. Кстати, известить вас о его месте и времени — прямая обязанность налоговиков, за неисполнение которой они могут поплатиться последующей отменой решения по налоговой проверке.

Один довольно показательный случай рассмотрен здесь.

Причем вы можете не просто присутствовать при рассмотрении, но и выражать свою позицию, давать пояснения.

О том, можно ли копировать материалы налоговой проверки при рассмотрении, узнайте из данной публикации.

В общем, здесь, как и при любом взаимодействии с контролирующими органами, главное — активная позиция и участие. Фиксируйте нарушения, которые контролеры допускают на всем протяжении налоговой проверки. Впоследствии они могут пригодиться вам при обжаловании. Это, к слову, уже завершающая, но не обязательная стадия налоговой проверки. Скажем и о ней пару слов.

Обжалование решений по итогам налоговых проверок происходит в 2 этапа. Сначала досудебный, посредством подачи:

  • жалобы — если решение вступило в силу;
  • апелляционной жалобы — если обжалуется не вступившее в силу решение по налоговой проверке.

Рассматривает обе жалобы вышестоящий налоговый орган. Но подаете вы их через свою ИФНС, а она уже двигает их далее по инстанциям.

Хотите оценить перспективу обжалования — загляните в этот материал.

Если результат по жалобе вас не удовлетворил — дорога в суд.

Читайте так же:  Документы необходимые для подачи имущественного вычета

О порядке обжалования решений по налоговым проверкам в суде читайте здесь.

Аргументы для него в материалах данного раздела сайта тоже найдутся.

Решение. По результатам проверок налоговыми инспекциями установлено, что в среднем каждое второе малое предприятие региона имеет нарушение финансовой дисциплины

Пример 24

По результатам проверок налоговыми инспекциями установлено, что в среднем каждое второе малое предприятие региона имеет нарушение финансовой дисциплины. Найти вероятность того, что из 1000 зарегистрированных в регионе малых предприятий имеют нарушения финансовой дисциплины:

а) 480 предприятий;

б) наивероятнейшее число предприятий;

г) от 480 до 520

Решение

а) По условию р = 0,5. Так n = 1000 достаточно велико (условие npq = 10000*0,5*(1-0,5) = 250 ≥ 20 выполнено), то применяем локальную формулу Муавра-Лапласа. Вначале по (2.9) определим

затем по формуле (2.7)

б) По формуле (2.6) наивероятнейшее число 1000*0,5-0,5 ≤ m ≤ 1000*0,5+0,5, т.е. 499,5≤m≤500,5 и целое m = 500.

Теперь по (2.9) определим

в) Необходимо найти

P1000(m≥480) = P1000(480 ≤ m ≤ 1000). Применяем интегральную формулу Муавра-Лапласа (2.10), предварительно найдя по формуле (2.12)

г) Вероятность Р1000(480 ≤ m ≤520) можно было найти по той же интегральной формуле Муавра–Лапласа (2.10). Но проще это сделать, используя следствие (2.13), заметив, что границы интервала 480 и 520 симметричны относительно значения пр = 1000*0,5 = 500:

Если налоговая инспекция затягивает выездную проверку

Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Казалось бы, простой вопрос. В ст. 89 Налогового кодекса говорится: два месяца на проверку с возможным продлением до полугода. Плюс еще шесть месяцев на все возможные приостановления. Получаем год. Если среди контрагентов или учредителей налогоплательщика есть иностранные компании, о которых проверяющие могут попытаться получить информацию от иностранных налоговых органов, к получившемуся году можно смело добавить три месяца. По закону получается максимум 15 месяцев. Но на практике часто выходит иначе.

После выездной налоговой проверки налогоплательщик получает акт проверки, в котором описываются все выявленные налоговиками нарушения. В установленный законом срок (месяц с момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщику) компания готовит возражения на акт проверки, а затем представители налогоплательщика приглашаются на обсуждение материалов проверки. В принципе, после этого налоговый орган должен вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе от привлечения) или же о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Почему так происходит? Причин несколько. Ресурсы налоговых инспекций ограничены, и порой уход в отпуск даже 2–3 специалистов становится непреодолимым препятствием для подготовки решения по итогам выездной налоговой проверки. Часто рассмотрение материалов проверки откладывается, потому что налоговая инспекция должна согласовать позицию, например, с позицией управления ФНС в регионе. Но основная причина все же в том, что, откладывая рассмотрение материалов проверки, налоговый орган выигрывает время, чтобы продолжить изучение деятельности компании. Формально никаких мер налогового контроля в период рассмотрения материалов проверки проводить нельзя (налоговый орган не направляет требований налогоплательщику, не приходит с выемкой и не допрашивает свидетелей), но ничто не мешает инспекции изучать уже полученные документы и обращаться с запросами информации в другие компании и государственные органы (в том числе иностранные).

В моей практике рассмотрение материалов проверки по крупной компании откладывалось восемь раз, из-за этого решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик ждал почти два года.

Налоговый кодекс никак не регламентирует процедуру отложения рассмотрения материалов проверок и не устанавливает никаких ограничений относительно количества таких отложений.

Что же делать налогоплательщику? Обжалование неоднократно отложенных рассмотрений в вышестоящий налоговый орган ничего не дает, как ничего не дает и их обжалование в суде. Суды исходят из того, что чем дольше проверяется налогоплательщик, тем качественнее будет принятое налоговым органом решение.

Так, в областном арбитражном суде розничная сеть пыталась оспорить в суде неоднократные продления рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение продлевалось, потому что инспекция ожидала ответа от налоговых органов Швейцарии на запрос об операциях двух аффилированных с компанией офшорных фирм по счетам в Credit Suisse AG. Ответ получен не был, и ФНС даже обратилась в Федеральный административный суд Швейцарии. Изучив представленные документы, арбитражный суд указал, что соблюдение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки или дополнительных мер налогового контроля не является существенным условием процедуры рассмотрения. Иными словами, суд фактически дал налоговому органу возможность рассматривать материалы проверки сколь угодно долго.

Тем не менее в суд обращаться нужно. Если налогоплательщик добивается признания недействительными решений инспекций, принятых по итогам выездных проверок, в исковом заявлении в суд следует указать, сколько времени длились проверки и сколько раз откладывалось рассмотрение материалов. Аргумент о неоднократно отложенных проверках не станет в суде решающим, но может оказаться существенным в общей массе доказательств незаконности решения инспекции.

Решение по результатам налоговой проверки

Советы юристов:

5.1. Здравствуйте! Да, должна дать вам мотивированный ответ в течении месяца. Удачи Вам!

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Читайте так же:  Срок выплаты дивидендов башнефть

5.2. • Здравствуйте, Налоговая инспекция вам ничем не обязана, но если жалобу подавали именно вы, вам должны ответить на нее в течение месяца

Почему налоговая проверка перестала быть неизбежной

Долгое время налоговые проверки были тем бременем, которое налогоплательщикам приходилось нести хотя бы раз в три года, и это нерушимое «правило» укоренилось в сознании среднего и крупного бизнеса. Обязательная проверка приобрела в некотором роде ритуальный характер, крайне важный для внутренних процессов и отчетности. Для налоговых специалистов и бухгалтеров компаний налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки. Любая задержка визита инспекции вызывала недоумение, а зачастую и опасения: не копит ли силы налоговый орган, перед тем как обрушится с доначислениями?

Но за последние годы ситуация изменилась кардинально – без проверки можно работать и пять, и даже больше лет. ФНС снижает давление на бизнес, в том числе сокращая количество налоговых проверок.

Однако не стоит обольщаться. Упрощение налогового администрирования в первую очередь связано не с желанием угодить налогоплательщикам, а с целью повысить бизнес-эффективность – достигнуть максимального результата с минимальными затратами. К чему тратить ресурсы и время на проверку, которая может окончиться ничем?

Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.

Добиться этого ФНС помогло внедрение риск-ориентированного подхода. По результатам предпроверочного анализа или камеральной проверки налоговые органы стали активно убеждать налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги, называя это «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Так, согласно отчету ФНС за 2018 г., по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб.

Налоговые органы начали более активно практиковать «разделение труда»: конкретные инспекции фокусируются на отдельных отраслях, что закономерно повышает отдачу от контроля. Сотрудники инспекции теперь зачастую в курсе «кухни» конкретных рынков, индустрий и специфических способов налоговой оптимизации.

Именно это изменение модели налогового контроля натолкнуло нас на идею создать тест, который покажет налогоплательщикам, что вероятность проведения проверки зависит в первую очередь от них самих. Их отношения с контрагентами, финансовые результаты, рисковые сделки – вот на основании чего налоговый орган решит, тратить свои трудовые и временные ресурсы на проверку или ограничиться предложением подать уточненную декларацию.

При составлении теста мы в первую очередь отделили малый бизнес от среднего и крупного. Вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, очень невелика. Исключением, конечно же, является «номинальный» малый бизнес, который уже давно вырос до среднего или крупного, но продолжает применять упрощенные режимы, стремясь избежать роста налоговой нагрузки. В такой ситуации «дробление бизнеса» может стать поводом для проверки. В декабре 2018 г. ФНС поручила усилить работу с компаниями, которые прибегают к такому способу налоговой экономии. Подобные дела привлекают внимание даже Конституционного суда.

Классическим поводом для проверки остаются подозрения в необоснованном возмещении НДС. Если кто-то из налогоплательщиков полагает, что его реальные цепочки продаж или оказания услуг остаются тайной для налоговых органов, то он глубоко заблуждается. Уже давно в полную силу работает автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), которая позволяет быстро проверить цепочку контрагентов, выявить, где произошел разрыв, кто не заплатил налог, а кто предъявил его к возмещению. ФНС остается только принять решение, кто из участников цепочки контролирует однодневку, не рассчитавшуюся с бюджетом, и кто должен сделать это за нее. Поменялся подход и к возмещению НДС. Если раньше оно происходило по схеме – «декларация – камеральная проверка – отказ – судебное обжалование», то теперь налоговики могут возместить НДС по итогам камеральной проверки, для того… чтобы затем доначислить налог по итогам выездной. Благо это позволяет позиция высших судов.

Отдельный риск таят в себе льготы – и не только из-за пристального внимания налоговых органов, но по причине нестабильности судебной практики. Сколько штыков было сломано в спорах об одной только льготе для энергоэффективного имущества.

Особняком стоит вопрос налоговой нагрузки. Так называемые «комиссии по убыточности» никуда не делись и продолжают жить и здравствовать. И далеко не всем удается убедить налоговые органы в том, что низкая рентабельность связана с объективными экономическими факторами, а не с потенциальными нарушениями.

Триггером остается применение соглашений об избежании двойного налогообложения – налоговые органы обязательно проверят обоснованность льгот при выплате дохода иностранным компаниям.

При подготовке теста мы в том числе руководствовались разработанными ФНС и находящимися в свободном доступе критериями, которые позволяют оценить риски налогоплательщиков. Мы не ставили перед собой цель переписать эти 12 критериев и с предельной точностью рассчитать реальную вероятность проведения выездной проверки конкретной организации. Нашей задачей было дать пищу для размышлений об аспектах хозяйственной деятельности, которые могут вызвать интерес налоговых органов.

Подводя итог, хочется дать несколько советов. Чтобы минимизировать риски, необходимо:

• следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельности, распространенными подходами к налогообложению.

• иметь в виду, что обзоры практики, рассылаемые ФНС, предназначены не только для инспекций, но и для налогоплательщиков. Очень многих проблем можно избежать, понимая подход налоговых органов.

• предоставлять налоговым органам информацию, которая поможет убедить их в консервативном отношении компании к налоговым обязательствам.

Видео (кликните для воспроизведения).

• если все же налоговики начали проверку, то компания должна стремиться доказать, что у спорных операций были бизнес-цели, они были экономически оправданны и необходимы.

Источники

По результатам проверок налоговыми инспекциями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here