Плательщиками земельного налога признаются

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Плательщиками земельного налога признаются" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Земельный налог: объект налогообложения

Налогоплательщики часто сталкиваются со сложностями при оценке своих налоговых обязательств, в том числе в отношении региональных и местных налогов. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим объекты обложения по земельному налогу.

Какие участки признаются объектами обложения

Под объектами налогообложения понимаются земельные участки. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, являющихся объектом налогообложения, и, несмотря на то, что земельный налог признается местным налогом, муниципальные образования ни при каких обстоятельствах не вправе вводить новые объекты налогообложения.

Положениями пункта 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения земельным налогом. Например, если Вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Кроме того, исключены из объектов налогообложения земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, а также изъятые из оборота.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога

Плательщики земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица (определяемые в соответствии со ст. 11 НК РФ), обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— на праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ). Юридические лица (за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ) обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Право пожизненного наследуемого владения в отношении находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сохраняется за гражданами, получившими такое право до введения в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документам в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).

Следовательно, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения (см. также письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66, от 11.07.2008 N 03-05-05-02/49, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 08.11.2007 N 03-05-06-02/125).

Примечание

Несовершеннолетние лица, законно владеющие земельными участками, не освобождаются от уплаты земельного налога. Физические лица, признаваемые налогоплательщиками, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении принадлежащих им земельных участков. Родители как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (см. письмо Минфина России от 15 января 2018 г. N 03-05-06-02/1076).

В случае отсутствия в ЕГРН информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-05-06-02/79, определение ВАС РФ от 11.08.2011 N ВАС-10252/11).

Не признаются налогоплательщиками в соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ организации и физические лица в отношении земельных участков:

Читайте так же:  Если продаешь квартиру нужно платить налог

— находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования;

— переданных им по договору аренды.

Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), УСН, систему налогообложения в виде ЕНВД, патентную система налогообложения не освобождаются от уплаты земельного налога (см. также письмо Минфина России от 11.04.2012 N 03-05-06-02/29).

Плательщики земельного налога по НК РФ

Налоговая база имеет жестко установленные рамки, соблюдение которых обязательно как для физических, так и для юридических лиц. Владение и пользование землей налагает на собственников и арендаторов определенные обязательства. Ежегодно к 1 февраля должны совершаться установленные платежи за принадлежащие участки. Размер сбора определяется НК РФ и принятыми локальными властями законодательными актами.

Плательщики

В ст. 388 НК РФ выделены следующие категории плательщиков земельного налога (которые одновременно являются также его субъектами):

  • физические лица (это могут быть как частные собственники земли, так и зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предприниматели);
  • организации (то есть юридические лица, причем их форма собственности не играет никакой роли при установлении налога).

Главным требованием при этом является наличие у них земельных участков, принадлежащих им на одном из следующих прав:

Все остальные формы владения земельной недвижимостью (а именно аренда и безвозмездное срочное пользование) освобождаются от взимания этого налога.

Что касается предпринимателей и организаций, то при отнесении их к категории плательщиков существуют некоторые особенности. В частности, делается это только в отношении тех наделов, которые используются ими в предпринимательских целях (у юр лиц они должны состоять на балансе). При этом базой для расчета налога будет так же, как для граждан, кадастровая стоимость имущества (а не балансовая, как это было прежде).

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Документы, необходимые для получения налоговой льготы

Автоматически льготы применяться не могут, поэтому для применения установленных льгот налогоплательщики обязаны подать заявление в любой налоговый орган. Помимо заявления необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующей льготы:

  • инвалиды подтверждают право на льготу путем представления справки медицинского учреждения установленного образца;
  • пенсионеры представляют пенсионное удостоверение;
  • многодетные семьи – справку управления социальной защиты населения администрации города или удостоверение многодетной семьи.

Полный перечень документов для разных категорий граждан размещен на сайте Федеральной налоговой службы.

Глава 31. Земельный налог (ст.ст. 387 — 398)

Глава 31. Земельный налог

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 31 НК РФ

>
Общие положения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налоги

Земельный налог является имущественным сбором, то есть его установление связано с фактом обладания плательщиком определенного вида имущества, а именно земельного участка.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Одним из трех имущественных сборов, предусмотренных в действующем налоговом законодательстве РФ, является земельный налог, который устанавливается в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок. Он характеризуется определенными особенностями, которые касаются как порядка его установления и расчета, так и процедуры уплаты.

    Далее будут более подробно рассмотрены эти особенности и основные характеристики данного налога, а также условия его уплаты и возможности получения определенных льгот.

    Особенности налогообложения общей земли

    Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

    • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
    • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

    Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

    Важные моменты

    2 декабря 2019 года — крайний срок оплаты транспортного налога. Как.

    Налог на землю для физических лиц: как рассчитывается и какие изменения.

    Налог на землю и льготы в Санкт-Петербурге

    К каким налогам относится земельный?

    Проверка земельного налога по кадастровому номеру

    Оплата налога на землю и на земельные участки общего пользования

    Удобный калькулятор для расчета земельного налога

    Как проверить правильность расчетов земельного налога?

    Как проверить задолженность по земельному налогу?

    Онлайн-калькулятор для исчисления пени за несвоевременную уплату земельного налога

    Онлайн-калькулятор для расчета налога на дом и другие постройки

    Какими налогами облагается дачный участок?

    Налогоплательщик земельного налога: кто им признаётся, кто не платит налог, какие.

    Как рассчитать налоги для разных категорий земельных наделов?

    Процедура сдачи декларации по земельному налогу

    Налоги на земли общего пользования в садовом некоммерческом товариществе (СНТ)

    Неуплата земельного налога: штраф, пеня и другие виды ответственности

    Основные положения об объекте земельного налога

    Налог на землю в Московской области

    Различные способы и варианты уплаты земельного налога

    Земля на Дальнем Востоке — всё о налогах

    Как правильно рассчитать налог на участок с домом и другими постройками?

    Особенности уплаты земельного налога земель сельскохозяйственного назначения

    Особенности объектов имущественного налога: распространяется ли этот вид налога на землю

    Уплата налога на землю пенсионерами: законодательство и порядок проведения процедуры

    Как заплатить земельный налог по интернету?

    Причины неполучения квитанции по земельному налогу и действия плательщика в такой.

    Срок уплаты земельного налога и налоговый период

    Что такое КБК при уплате земельного налога?

    Декларация по земельному налогу: форма, содержание и правила заполнения

    Законодательство о земельном налоге

    Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

    • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
    • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
    • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.
    Читайте так же:  Сколько раз можно подавать декларацию 3 ндфл

    Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

    • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
    • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

    ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

    Законодательная база

    Поскольку земельный налог характеризуется множеством особенностей и индивидуальных правил установления и уплаты, его законодательное регулирование осуществляется отдельной главой Налогового кодекса, а именно гл. 31 НК РФ. Статьи, которые содержатся в этой главе, посвящены, в частности, следующим вопросам:

    Стоит отметить, что Налоговой кодекс как основной нормативно-правовой акт, является в отношении платы за землю федеральным регулятором. Кроме него, законодательное регулирование осуществляется еще и рядом местных нормативных актов, которые разрабатываются и утверждаются в отдельных субъектах РФ.

    Понятие и основные характеристики

    Земельный налог является, как уже было отмечено, имущественным сбором, то есть его установление связано с фактом обладания плательщиком определенного вида имущества, а именно земельного участка.

    Земля исторически является одним из наиболее распространенных и важных источников налогообложения, и поэтому даже в современных условиях этот процесс осуществляется отдельно от других видов имущества (для них используется один налог на недвижимость). Роль данного вида сбора чрезвычайно важна в общей системе поступлений в местный бюджет, что связано, в частности, с большими территориями, которые заняты земельными участками (а, следовательно, и большим количеством объектов для обложения налогом).

    Зависимость величины налога от кадастровой стоимости участка (на которую существенно влияет конкретный регион) позволяет получать различные суммы поступлений, достаточные для того или иного субъекта РФ. Как правило, доля поступлений за счет земельного налога в общем местном бюджете в большинстве случаев довольно существенная.

    При этом некоторые из них из перечня налогооблагаемых объектов исключены, в частности:

    • ограниченные в обороте земли или изъятые из него;
    • входящие в состав лесного фонда;
    • занятые ценными культурными объектами;
    • относящиеся к водному фонду;
    • входящие в состав совместного имущества многоквартирного дома.

    Кроме этого, освобождение отдельных категорий земельных участков от налогообложения возможно и в рамках действующих льгот, о которых будет рассказано далее.

    Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2011 г. N 03-05-04-02/32 О налогообложении земельным налогом публично-правового образования

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение по вопросу взимания земельного налога, поступившее из Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (письмо от 30.03.2011 N 3.7-26/149), и сообщает следующее.

    В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

    На основании статьи 387 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

    Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса).

    Читайте так же:  Статус декларации 3 ндфл в личном кабинете

    Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

    Понятия «организации» и «физические лица» для целей актов законодательства о налогах и сборах определены пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российская Федерация не может рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанное публично-правовое образование не может быть признано налогоплательщиком земельного налога.

    Поэтому, если земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами, либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога.

    Учитывая изложенное, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом может быть признано налогоплательщиком земельного налога только в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Директор Департамента И.В. Трунин

    Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2011 г. N 03-05-04-02/32

    Текст письма официально опубликован не был

    Кто является плательщиком земельного налога?

    Налоговый кодекс действует на территории РФ и является основным для сбора пошлин документом. Но российское законодательство позволяет субъектам федерации вносить поправки в налоговые законы на региональном уровне.

    Согласно НК РФ юридические и физические лица, являются плательщиками земельного налога, если:

    • Территория находится в полном, совместном или долевом владении;
    • Надел передан в бессрочное владение;
    • Земля досталась по наследству.

    Объект, находящийся во владении частично, оплачивается в соответствии с той долей, которая определена документально.

    Кто не признается плательщиком земельного налога?

    В кодексе также обозначены группы лиц, которые не обязаны оплачивать пошлину на имеющейся надел земли или оплачивают ее на льготных условиях.

    Не являются плательщиками земельного налога собственники, у которых:

    • Имеется безвозмездное право на пользование;
    • Участки не находятся в общем обороте, то есть изъяты из него;
    • Наделы, предназначенные для выращивания леса с дальнейшей его заготовкой;
    • Участки, находящиеся под многоквартирными домами.

    В статьях НК РФ отдельно приводится перечень физических лиц и организаций, освобожденных полностью или частично от уплаты пошлины.

    Является ли плательщиком земельного налога прокуратура?

    Статья 395 НК РФ приводит перечень юридических организаций, которые не облагаются налогами на землю.

    К списку освобожденных от пошлин территорий относят:

    • Организации, которые выполняют уголовно — исполнительную функцию. В том числе речь идет и о прокуратуре;
    • Участки, находящиеся под дорогами для автомобилей, муниципального пользования;
    • Земли, на которых выстроены здания, имеющее религиозное назначение;
    • Наделы, находящиеся под помещениями, в которых располагаются общественные объединения инвалидов;
    • Территории под зданиями народно — художественных промыслов;
    • Свободные экономические зоны или зоны особого назначения;
    • Земля, находящаяся под инновационным центром Сколково.

    Обращаясь к пункту первому, узаконенного списка, можно с уверенностью сказать, что прокуратура не облагается ежегодными сборами на землю. Соответствующее учреждение выступает в качестве государственного института и не принадлежит отдельно взятому лицу. Ввиду этого прокуратура не является плательщиком земельного налога и выплата сбора не предусматривается.

    Является ли предприятие, арендующее здание плательщиком земельного налога?

    По закону налогоплательщиками это те, кто обладает землей в пожизненной собственности или имеет права на пользование ею бессрочно. Вне зависимости от оформленного договора аренды или субаренды, именно собственник признается ответственным плательщиком земельного налога.

    Глава арендованного учреждения может добровольно, по предварительной договоренности, взять на себя ответственность по выплате пошлины каждый год. Однако, это условие не является обязательным, а носит сугубо договорной характер.

    Являются ли пенсионеры плательщиками земельного налога?

    Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков. Этот вопрос определен однозначно в кодексе РФ. Однако, некоторые налогоплательщики могут частично или полностью освобождаться от выплат.

    Пенсионеры могут рассчитывать на налоговый вычет при уплате пошлины за землю. Для этого они должны иметь определенные уровни доходов, которые зависят от конкретного региона и принятого в нем закона. Налоговый вычет позволяет уменьшить объем выплат или полностью их убрать. Все зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения. Сумма вычета равняется 10 тысяч рублей.

    СНТ является ли плательщиком земельного налога?

    Объектом постоянного налогообложения являются и садоводческие товарищества. По закону они признаны полноправными налогоплательщиками земельного налога, по отношению к которым не применяются налоговые льготы.

    Пошлина для СНТ начисляется на всю, переданную в собственность, землю. В налогооблагаемую площадь входят и участки общего пользования. Управляющие СНТ делят общую сумму сбора на количество собственников, участвующих в хозяйстве. Сумма пошлины имеет пропорциональное отношение к имеющейся доле участка СНТ.

    Является ли индивидуальный предприниматель плательщиком земельного налога?

    • ИП обязан выплачивать ежегодные сборы за имеющиеся участки, если:
    • Наследовал объект;
    • Территория дана в пользование на неограниченный период;
    • Участок был приобретен на правах постоянного владения.

    При аренде участка выплаты пошлины не производится, а ложится на фактического собственника. Следует обратить внимание, что ИП приравниваются к физическим лицам, поэтому уплата сборов производится аналогичным образом. В случае, если частное лицо использует надел для получения прибыли, то оно приравнивается к организациям.

    Законом определен список лиц, которые в обязательном порядке должны производить налоговые выплаты за пользование землей. Следует знать, что только граждане, обладающие льготными условиями могут быть освобождены от данного обязательства.

    Читайте так же:  Заполнение нулевой декларации по осно

    Плательщиками земельного налога признаются

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Когда возникает обязанность платить за землю?

    Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

    • собственности;
    • пользования без установления срока;
    • владения по праву наследства.

    Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

    Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

    О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

    Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

    В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

    Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

    Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

    По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

    Возможные льготы по объекту земельного налога

    Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

    Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

    • учреждений уголовно-исполнительной системы;
    • автомобильных дорог общего пользования;
    • религиозных сооружений;
    • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
    • организаций народных художественных промыслов;
    • особых и свободных экономических зон;
    • объектов инновационного центра «Сколково».

    Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

    Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

    При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

    Налоговые льготы по земельному налогу

    Законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога: освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом, снижение налоговой базы по налогу или применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

    Для определения права на применение льгот необходимо понимать, на территории какого муниципального образования располагается земельный участок. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе местные налоги устанавливаются на уровне города без разделения на муниципальные образования.

    Несмотря на то, что муниципальные образования не вправе дополнять перечень объектов земельного налога, они могут устанавливать налоговые льготы и изменять налоговые ставки. Например, нормативными правовыми актами муниципального образования в отношении отдельных объектов налогообложения налоговые ставки могут быть снижены до нуля. Именно поэтому, чтобы понять, в отношении каких именно объектов земельного налога у налогоплательщика нет обязанности по уплате налога, одних норм НК РФ недостаточно и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать Решение Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187.

    В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего это связано с необходимостью поддержать социально не защищенные слои населения.

    Некоторые нормативные правовые акты муниципальных образований предусматривают особые льготы. Например, решениями представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, Новосибирской области и Челябинской области установлено, что жители, земли которых попадают в зону затопления, не уплачивают земельный налог в отношении таких земель.

    Порядок уплаты

    В частности, для первой группы землевладельцев эта процедура будет более сложной, поскольку они должны самостоятельно рассчитывать его величину и уплачивать всю сумму не сразу, а частями (а именно ежеквартально).

    Еще одной особенностью, которая предусмотрена для данной группы плательщиков, является тот факт, что, помимо непосредственной уплаты налога в их обязанности входит еще и сдача соответствующей отчетности, а именно декларации. Это должно быть сделано не позднее 1 февраля того года, который следует за налоговым периодом.

    Что касается физических лиц, то для них порядок уплаты является намного более упрощенным. Ежегодно до конца октября они получают уведомление из налоговой инспекции с уже рассчитанной суммой налога к уплате и реквизитами, по которым данная оплата должна быть произведена. Далее им отводится месяц на внесение указанной в уведомлении суммы по соответствующим реквизитам.

    Читайте так же:  Порядок ознакомления с материалами выездной налоговой проверки

    Причем для последней группы данный порядок установлен относительно недавно (в 2016 года), до этого они уплачивали налог так же, как и юридические лица.

    Стоит учитывать, что организации и ИП обязаны уплачивать налог в любом случае при наличии у них участка, даже если фактически предпринимательскую деятельность они не осуществляют и доходы не получают. Подобного рода аргументы основанием для освобождения от уплаты земельного налога не являются.

    Сам порядок расчетов налога и необходимые для этого данные не зависят от того, к какой категории относится плательщик — формула одинакова для них всех. Определенное влияние могут оказывать только различные корректирующие коэффициенты и другие факторы (наличие льгот, срок владения землей в течение одного года, полная или частичная собственность и т. п). Базовыми же показателями для расчетов выступают кадастровая стоимость и ставка налога.

    Таким образом, очевидно, почему потребовалось выделение земельного налога как отдельного вида сбора, установленного для большинства собственников данного вида имущества. Особенности его установления, расчета и взимания с плательщиков очень различаются в зависимости от конкретной ситуации и поэтому требуют отдельного законодательного регулирования. Данный налог является очень весомым в местном бюджете практически каждого региона и формирует значительную часть денежных поступлений в него.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Объект налогообложения земельного налога

    Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

    Ставки налога и особенности их установления

    Поскольку земельный налог является местным сбором, устанавливать конкретные ставки по нему имеют право только местные органы законодательной власти. Однако на федеральном уровне (а именно в ст. 394 НК РФ) установлены максимальные пределы, выше которых эти ставки установлены быть не могут.

    Они зависят от типа земельного участка и составляют:

    • 0,3% — эта ставка является пониженной и применяется только в отношении тех видов земель, которые четко обозначены в законодательстве (к ним, в частности, относятся земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для садоводства и огородничества, ведения ЛПХ или государственных оборонных целей);
    • 1,5% — данный показатель используется при расчетах налога в отношении земельных участков всех прочих типов.

    Если местными властями данные ставки не установлены, то они автоматически приравниваются тем, что закреплены в НК РФ.

    Как правило, ставки более низкого уровня, чем перечисленные в Кодексе, применяются в качестве льготных — как в отношении отдельных групп плательщиков, так и в отношении конкретных видов земельных наделов. В любом случае принятие решение о том, кому и какие именно размеры этих ставок будут установлены, предоставляется исключительно региональной администрации населенного пункта.

    Возможные льготы

    Предоставление льгот по земельному налогу является одной из мер государственной поддержки, предоставляемой представителям отдельных категорий населения. В отношении данного вида сбора льготы устанавливаются на двух уровнях:

    Федеральный

    В НК РФ, а именно в ст. 391 и 395, закреплены две группы мер поддержки, которые могут предоставляться плательщикам земельного налога:

    • полное освобождение от его уплаты (ст. 395 НК РФ) — предоставляется в основном юридическим лицам, которые владеют земельными участками строго установленного в НК РФ типа (например, используемых в благотворительных целях или для деятельности религиозных организаций, расположенных в пределах инновационного центра «Сколково» или на территории свободной экономической зоны и т. д.);
    • предоставление скидки в виде снижения налоговой базы для отдельных категорий плательщиков (ст. 391 НК РФ), также четко обозначенных в Кодексе (к ним относятся ветераны, инвалиды, герои РФ и СССР, чернобыльцы).

    Данный перечень лиц слишком мал для того, чтобы говорить о действительном наличии серьезных льгот для многих нуждающихся, поэтому основная задача по их установлению возлагается все-таки на следующий уровень власти.

    Местный

    Основная часть действующих льгот вводится в действие именно местными властями, причем они могут как предоставлять абсолютно новые виды подобных мер, так и существенно расширять те, которые уже установлены на федеральном уровне, например:

    • предоставлять полное освобождение от уплаты налога дополнительным категориям лиц;
    • давать некоторым из них скидку на его величину в определенном размере (чаще всего это 50%);
    • предоставлять налоговый вычет гораздо большего размера (вплоть до 1 млн. руб., если речь идет о крупных городах с дорогой недвижимостью);
    • несколько снижать ставку налога по сравнению с общими условиями.

    Обзор документа

    Согласно разъяснениям публично-правовое образование не признается плательщиком земельного налога.

    Поэтому земля, находящаяся в собственности Российской Федерации, не облагается налогом. Освобождение действует, пока она не будет приобретена организацией или физлицом либо предоставлена на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В связи с этим Росимущество может быть признано плательщиком земельного налога только в отношении участков, принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Источники

    Плательщиками земельного налога признаются
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here