Периодичность проведения выездной налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Периодичность проведения выездной налоговой проверки" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

Читайте так же:  Задолженность по налогу на прибыль счет

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Энциклопедия решений. Периодичность проведения выездных налоговых проверок

Периодичность проведения выездных налоговых проверок

Налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных проверок на регулярной основе. В настоящее время такие проверки проводятся в соответствии с годовым планом проведения выездных налоговых проверок, который ежегодно формируется налоговым органом на основании всестороннего анализа деятельности налогоплательщиков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 (см. письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62). Перечень критериев, которые могут использоваться налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведен в разделе 4 Концепции. Концепция общедоступна, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик.

Периодичность проведения выездных налоговых проверок законодательно не определена. Вместе с тем НК РФ установлен ряд ограничений по количеству таких проверок.

Так, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ). То есть, например, правильность исчисления и уплаты НДС за 1 квартал 2016 года в рамках выездных налоговых проверок может быть проверена только один раз.

Также не допускается проведение более двух выездных налоговых проверок в отношении одного налогоплательщика в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Проведение в течение одного года двух выездных налоговых проверок в отношении одних и тех же налогов, но за различные налоговые периоды, законом не запрещено (см., например, определение ВАС РФ от 19.06.2014 N ВАС-7021/14).

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Учитывая такое ограничение, налоговые органы ориентируются на проведение выездных налоговых проверок по всем налогам и сборам (комплексные выездные налоговые проверки). В исключительных случаях могут проводиться выездные налоговые проверки по отдельным налогам (тематические выездные налоговые проверки).

Внимание

Камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. Запрета на проведение выездной проверки после камеральной проверки по одним и тем же налогам и за один и тот же период нормы НК РФ не содержат (см. определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 3103/09).

Также законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. письмо ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529).

Ограничения по количеству выездных проверок, установленные в п. 5 ст. 89 НК РФ, не распространяются на следующие случаи:

1. При назначении повторной выездной налоговой проверки, проводимой независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период:

— вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку;

— налоговым органом, ранее проводившим проверку — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

При проведении такой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 10 ст. 89 НК РФ).

2. При назначении проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Такая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

3. При назначении проверки резидентов, исключенных из единого реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области в части правильности исчисления и полноты уплаты:

Читайте так же:  Узнать по инн задолженность по налогам физических

— суммы налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта;

— суммы налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта.

В этом случае не действуют ограничения не только по количеству проводимых проверок, но и по охватываемому проверкой периоду (не более трех лет), установленные п. 5 и абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, но при условии, если решение о назначении проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанных сумм налогов (см. п. 16.1 ст. 89, п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ).

Внимание

При проведении налоговых проверок не действуют ограничения в отношении порядка организации и проведения проверок, предусмотренные Законом N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

Периодичность проведения выездной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки организации?
Каковы последствия того, что выездная налоговая проверка завершена за пределами сроков, установленных для ее проведения?

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Периодичность налоговых проверок

Ограниченное число проверок

Исключения

Видео (кликните для воспроизведения).

Пункты 10, 11 ст.89 Налогового кодекса РФ закрепляют возможные исключения при проведении проверки за один и тот же налоговый период. Закреплено два случая, при наступлении которых, допускаются повторные проверки:

— допускается проведение повторной проверки при осуществлении проверки вышестоящим налоговым органом действий нижестоящего подразделения, а также во время подачи уточненной декларации;
— повторная проверка за тот же период времени и по тому же налогу допускается в случае ликвидации и реорганизации компании.

Читайте так же:  Расчет суммы налога на имущество

Новые правила проведения налоговых проверок

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302‑ФЗ внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Новшества применяются с 03.09.2018. Рассмотрим их подробнее.

О сокращенных сроках «камералки» декларации по НДС

Если до окончания «камералки» инспекция установит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства, то срок проведения проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС.

Об ознакомлении с материалами проведенной проверки

Так, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Наличие у налогоплательщика права на ознакомление с материалами проверки, включая материалы, полученные при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и, как следствие, наличие у налогового органа соответствующей обязанности по обеспечению данного права вытекают из системного толкования норм, закрепленных в Конституции РФ и Налоговом кодексе (ст. 100 и 101 НК РФ).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки, поэтому налогоплательщик имеет право на ознакомление с документами и материалами, полученными при проведении данных мероприятий.

Ранее налоговые органы знакомили налогоплательщиков с материалами проверки именно в ходе их рассмотрения, что приводило к судебным спорам. Проверяемые лица заявляли, что у них нет достаточного времени для ознакомления, поскольку в ходе проверки возражения инспекции не заявлялись (см., к примеру, Постановление ФАС ВСО от 13.06.2012 № А19-12548/2011).

Теперь же с 03.09.2018 абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ закреплено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, знакомиться с ее материалами, а также с материалами допмероприятий налогового контроля до рассмотрения материалов проверки.

На ознакомление отводится тот же срок, что и на представление письменных возражений – один месяц со дня получения акта или 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки.

Инспекция обязана обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с названными материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

Новые правила применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.

Выездная налоговая проверка: какие периоды проверяю

Выездная налоговая проверка – это один из вида налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Всего за календарный год в компании может быть проведено не более двух выездных налоговых проверок (п.5 ст.89 НК РФ). При этом, инспекция не может проводить выездную проверку более двух раз по разным налогам. Например, если в начале года налоговики провели выездную проверку по налогу на прибыль, а в конце года по НДС, проведение третьей проверки (на любых основаниях) будет неправомерна. Однако не учитывается количество самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств компании (если таковые имеются).

ФНС России в письме от 17.04.2019 г. № ЕД-4-2/7305 разъясняет, что в ходе выездной налоговой проверки инспекторы могут проверить деятельность налогоплательщика за три предыдущих года и истекшие отчетные периоды текущего года. Так как Налоговый кодекс РФ не запрещает налоговикам включать в проверяемый период отчетные периоды текущего года.

В статье 89 Налогового кодекса РФ установлены правила проведения выездных налоговых проверок. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об организации проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

В ФНС России считают, что данный пункт не запрещает проведение выездных проверок по отчетным периодам того календарного года, в котором принято решение о проведении проверки. И вместе с прошлыми годами налоговики могут проверить и текущий год деятельности налогоплательщика. Позицию налоговиков разделяют и в Минфине России (письмо Минфина России от 26.07.18 № 03-02-07/1/52519).

В комментируемом письме налоговики ссылаются еще и на определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 № 304-КГ14-737, в котором суд подтвердил, что осуществление выездной проверки в отношении отчетных периодов текущего года не нарушает норм налогового законодательства.

ФНС России обновила показатели рентабельности и налоговой нагрузки, которые используют налоговики при включении компаний в план выездных налоговых проверок (Информация ФНС России от 23.05.2019 г.)

О повторном представлении документов в ИФНС

В случае если налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы на протяжении установленного срока, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представления в обозначенные сроки документов с указанием соответствующих причин, а также о сроках, в которые истребуемые документы могут быть представлены.

Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В указанных случаях налоговики вправе произвести выемку необходимых документов в порядке, оговоренном в ст. 94 НК РФ.

С 03.09.2018 ранее представленные в ИФНС документы независимо от оснований для их подачи могут не представляться при условии уведомления налогового органа о том, что истребуемые документы были представлены ранее. (Приведенное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее подавались в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в ИФНС, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.)

Читайте так же:  Задолженность бюджету по налогам и сборам

При этом нужно указать реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который были представлены документы.

Данное уведомление подается в течение 10 дней со дня получения требования контролеров.

Повторная проверка вышестоящего налогового органа

Повторная выездная проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа (в силу того, что перечень возможных мероприятий, а также способ, методы и порядок их проведения аналогичны элементам выездной проверки, проводимой в общем порядке) является повторной проверкой по отношению к деятельности налогоплательщика и соблюдению именно им законодательства о налогах и сборах.

Конституционный суд в Определении от 28.01.2010 № 138‑О-Р указал на двуединую природу повторной выездной проверки, которая выражается в осуществлении контрольных мероприятий в отношении как налогового органа, так и самого налогоплательщика.

В результате не исключаются – на основе повторного изучения тех же документов, исследования тех же фактических обстоятельств – переоценка выводов, сделанных в ходе первоначальной выездной проверки, и, соответственно, принятие акта, которым по‑новому определяются конкретные права и обязанности налогоплательщика применительно к тому же налоговому периоду, в том числе могут быть выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени. На вышеуказанную позицию КС РФ ссылается и АС СКО в Постановлении от 13.06.2017 № Ф08-3534/2017 по делу № А15-2703/2016.

В рамках повторного мероприятия вышестоящие налоговики также вправе запросить и проверить документы и хозяйственные операции, которые ранее не подвергались контролю со стороны инспекции.

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, то к нарушителю налоговые санкции не применяются. Исключение составляют случаи, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Приостановление проверки

Выездная проверка начинается в тот день, когда руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) вынес решение о ее назначении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается проверка составлением справки о ее проведении. Проверяющие должны вручить справку в последний день проверки.

Выездная проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции (или его заместителя). Решение о приостановлении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит руководитель (или его заместитель) налоговой инспекции, вынесшей решение о проведении такой проверки (п. 6 ст. 89.1 НК РФ). Перечислим причины, по которым может произойти приостановление проверки:

  • необходимо получить у контрагента проверяемой компании документы, которые касаются ее деятельности (договоры, платежные документы и т. п.);
  • необходима дополнительная информация от иностранных государственных органов;
  • нужно провести экспертизу;
  • требуется перевести на русский язык документы, представленные фирмой на иностранном языке.

У приостановки налоговой проверки по первому основанию есть ограничение. А именно: инспекторы могут, прервав проверку, обратиться к одному и тому же контрагенту только один раз. Приостановить проверку из-за этого же партнера второй раз они не вправе.

Обратите внимание: на то время, пока проверка приостановлена, налоговики обязаны вернуть все оригиналы документов, которые им передали. Исключение составляют бумаги, которые были получены контролерами во время выемки. Кроме того, если проверяющие находились на территории проверяемой фирмы, они должны ее покинуть, прекратив все действия, связанные с ревизией.

При этом в период приостановления проверки налоговики могут допрашивать сотрудников проверяемой компании и вызывать ее представителей для дачи пояснений. Такие действия законны, если осуществляются не на территории налогоплательщика.

Общий срок приостановки проверки не может быть больше шести месяцев. Но есть одно исключение. Если в течение этого срока проверяющим не удалось получить ответ от иностранного государства, срок приостановки может быть продлен еще на три месяца.

Возобновляется проверка решением руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Повторная проверка ИФНС при представлении «уточненки»

Редакция названной нормы, действовавшей до 03.09.2018, предписывала налоговикам в рамках повторной проверки проверять период, за который представлена уточненная декларация.

Однако с указанной даты п. 10 ст. 89 НК РФ изменен. Теперь согласно новшествам, внесенным Федеральным законом № 302‑ФЗ, предметом проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей «уточненки», повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка). При этом данные, которые не изменялись налогоплательщиком, налоговый орган проверять не вправе.

Отметим, что данную позицию занимали ранее как контролирующие, так и судебные органы (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09, Письмо ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).

О допмероприятиях налогового контроля и их оформлении

С 03.09.2018 по итогам допмероприятий налогового контроля инспекция обязана оформить дополнение к акту проверки. В нем по правилам п. 6.1 ст. 101 НК РФ ревизоры фиксируют:

– начало и окончание дополнительных мероприятий;

– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении допмероприятий;

– полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых;

– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

– ссылки на статьи Налогового кодекса в случае, если законом предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Дополнение к акту должно быть составлено и подписано должностными лицами ИФНС, проводящими дополнительные мероприятия, в течение 15 дней со дня их окончания.

В случае если проверяемый уклоняется от получения дополнения к акту проверки, такой факт должен быть в этом акте отражен. В подобной ситуации дополнение к акту направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Важно: новые правила применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 03.09.2018.

Читайте так же:  Ндфл сумма налоговых вычетов ребенка

О сроке представления документов по конкретной сделке

Документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ. Указанное же уведомление подается в порядке, установленном п. 3 ст. 93 НК РФ.

До 03.09.2018 срок представления документов по конкретной сделке равнялся пяти дням.

Продолжительность проверки

Выездная проверка не может продолжаться больше двух месяцев. А если речь идет о самостоятельной проверке филиала или представительства, то не больше одного месяца (п. 7 ст. 89 НК РФ).

Срок выездной проверки может быть продлен с разрешения регионального управления налоговой службы до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести. Вот эти случаи:

  • если налоговики проверяют крупнейших налогоплательщиков;
  • если у компании есть обособленное подразделение;
  • если налогоплательщики не представляют в срок документы, необходимые для проведения выездной проверки;
  • если возникают форс-мажорные обстоятельства (наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проводится проверка.

Этот перечень не исчерпывающий. Какое обстоятельство считать исключительным, а какое – нет, в каждом конкретном случае решает управление ФНС по региону.

Если проверка затягивается, нужно потребовать от проверяющих предъявить решение регионального управления ФНС о ее продлении.

Когда налоговики придут повторно?

Кроме того, инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года. (При определении количества проверок не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных проверок его филиалов и представительств.)

Однако данные ограничения не действуют в случае назначения повторной выездной проверки. Таковой в соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться:

– вышестоящим налоговым органом (Управлением ФНС по субъекту РФ) – в порядке контроля за деятельностью территориальной налоговой инспекции, проводившей проверку;

– налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, который меньше ранее заявленного.

О вручении свидетелям протокола допросов

Налоговый кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. Контролеры, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки считают себя вправе исследовать документы, полученные до момента начала соответствующей налоговой проверки. Их действия получают поддержку в суде (Письмо ФНС России от 23.04.2014 № ЕД-4-2/[email protected], постановления АС ЗСО от 26.01.2016 № Ф04-28564/2015 по делу № А45-19355/2014, от 26.09.2017 № Ф04-3446/2017 по делу № А27-19003/2016, АС ДВО от 20.12.2017 № Ф03-4923/2017 по делу № А73-16425/2016).

Однако имеются судебные акты, согласно которым протокол допроса свидетеля, составленный вне рамок налоговой проверки, не может являться доказательством по делу о налоговом правонарушении (постановления АС ПО от 13.02.2017 № Ф06-7969/2016 по делу № А55-11768/2015, АС ЦО от 03.06.2016 № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015).

За отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет налоговую ответственность по ст. 128 НК РФ. Об этом должностное лицо налогового органа обязано предупредить свидетеля перед получением показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

До 03.09.2018 положения НК РФ не обязывали налоговиков представлять копию протокола допроса самому свидетелю. С указанной даты по правилам п. 6 ст. 90 НК РФ копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Повторная выездная проверка

В налоговом кодексе приведено понятие повторной выездной проверки (ВНП) и особенности ее проведения (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается ВНП, которая проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При проведении ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной ВНП.

Запрещается проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Если налоговая нарушит это требование, налогоплательщик может оспаривать законность проверки в суде.

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная ВНП по тем же самым вопросам может проводиться:

  • если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы;
  • если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;
  • если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Повторной считается только та проверка, которая проводится по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). А это значит, что налоговая инспекция вправе провести две выездные проверки в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности компании. Такие проверки повторными не будут.

Эксперт “НА” Е.П. Абрамова

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Видео (кликните для воспроизведения).

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источники

Периодичность проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here