Ответственность за нарушение требований валютного законодательства

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Ответственность за нарушение требований валютного законодательства" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Ответственность за нарушение требований валютного законодательства

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 194-ФЗ)

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 140-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 140-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 315-ФЗ.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 238-ФЗ.

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 212-ФЗ)

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

5.1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 311-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

Читайте так же:  Возврат ндфл за проценты по ипотеке документы

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.4 в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 60-ФЗ)

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.5 введена Федеральным законом от 30.03.2015 N 60-ФЗ)

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 236-ФЗ)

5. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 настоящей статьи, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 312-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 30-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

6. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 настоящей статьи, при возврате в Российскую Федерацию соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

(п. 6 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 30-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным банком РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:

— приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;

— лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.

Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства

1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Читайте так же:  Камеральная проверка земельного налога

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ:

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля в РФ является Государственный таможенный комитет РФ. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля и подотчетны Государственному таможенному комитету РФ.

При осуществлении валютного контроля функции таможенных органов определяются в пределах компетенции таможенных органов РФ в области валютного контроля:

Статья 199. Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ должны осуществлять валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и Таможенным кодексом РФ.

На основании статьи 201 Таможенного кодекса РФ при выявлении таможенными органами РФ нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютная политика России направлена, в т.ч., на обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д. Нормами российского законодательства установлен ряд правил, запретов и ограничений, составляющих основу регулирования в этой сфере правоотношений. Установлена государством и ответственность за нарушение валютного законодательства. Составы нарушений и виды соответствующей ответственности рассмотрим в данной статье.

Нарушение валютного законодательства

Главами 2 и 3 Закона от 10.12.2003 установлены основные правила в части валютного регулирования. В их числе ограничения и запреты, направленные на:

  • предотвращение истощения золотовалютных резервов;
  • сильной волатильности (скачков) курса рубля;
  • стабильное состояние платежного баланса страны и др.

Неисполнение этих правил влечет ответственность. В России за нарушение валютного законодательства установлены штрафы, а за отдельные виды уголовных правонарушений (преступлений) ответственность вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Рассмотрим виды ответственности более подробно.

Как оспорить штраф – возможно ли это?

Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:

  • апеллирование к малозначительности нарушения;
  • указание на смягчающие факторы.

Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.

Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:

  • безупречная репутация организации;
  • непростое финансовое положение;
  • факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
  • т.д.

Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

За преступления в рассматриваемой сфере правоотношений помимо штрафов предусмотрены и более суровые меры ответственности.

Часть 1 статьи 193 УК РФ за невыполнение обязанности по зачислению валюты на счет в уполномоченном банке и другие нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений, совершенные в крупном размере (т. е. свыше девяти миллионов рублей), предусматривает такие виды ответственности, как:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Частями 1.1 и 2 указанной статьи установлены квалифицирующие признаки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, властные полномочия государства в рассматриваемой сфере правоотношений реализуются, в т.ч., через применение различных мер ответственности к нарушителям.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты несут ответственность:

— за отсутствие учета валютных операций;

— ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;

— непредоставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации (в том числе за представление недостоверных документов или информации).

Ответственность установлена в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке (были представлены недостоверные документы и информация).

Повторное нарушение валютного законодательства, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля является основанием для приостановления действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, включая уполномоченные банки, или нерезидентам, либо для лишения их таких лицензий и разрешений. Все полученное резидентами и нерезидентами по недействительным сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных сделок, подлежит взысканию в доход государства.

Уполномоченные банки несут ответственность в соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, Банк России вправе потребовать устранения выявленных недостатков, а также право взыскивать штраф в размере суммы совершенной операции, но не более одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, установленного на момент нарушения для вновь создаваемых кредитных организаций, либо — ограничения проведения отдельных операций на срок до шести месяцев за совершение следующих нарушений валютного законодательства:

— при совершении уполномоченным банком перевода валюты Российской Федерации на счета типа «К», «Н», «Ф» со счета резидента с нарушением режима счета нерезидента;

— при нарушении уполномоченным банком порядка открытия счетов типа «К», «Н», «Ф»;

— при совершении уполномоченным банком кассовой операции по счетам типа «К» и «Н», а также операции по зачислению наличной валюты РФ на счет типа «Ф» с нарушением установленного действующим законодательством порядка;

— при выполнении уполномоченным банком поручения на покупку иностранной валюты за счет средств на счетах типа «Н» с нарушением установленного законодательством порядка;

— при нарушении уполномоченным банком порядка осуществления контроля за расчетами резидентов с нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также за расчетами в валюте Российской Федерации между нерезидентами;

— за открытие нерезидентам счета типа «К», «Н», «Ф» кредитной организацией, не являющейся уполномоченным банком;

Читайте так же:  Проводки по начислению налога енвд

— за осуществление перевода валюты Российской Федерации со счета, открытого в кредитной организации, не являющейся уполномоченным банком, на счета типа «К», «Н», «Ф».

Действующим законодательством предусмотрена также ответственность уполномоченных банков и нерезидентов — владельцев счетов типа «С» — за нарушение порядка открытия и ведения счетов типа «С» в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании в валютном контроле», в частности за такие нарушения как:

— совершение по счетам типа «С» сделок, не предусмотренных действующим законодательством;

— совершение сделок с использованием денежных средств и ценных бумаг, учитываемых на счетах типа «С», с нарушением порядка их совершения;

— нарушение правил учета сделок с использованием денежных средств и ценных бумаг, учитываемых на счетах типа «С»;

— недостоверное или несвоевременное предоставление уполномоченным банком отчетности об операциях нерезидентов по данным счетам;

— несоответствие уполномоченного банка требованиям к банкам для предоставления разрешений на открытие и ведение вышеуказанных специальных счетов.

В случае выявления указанных нарушений Банк России направляет уполномоченному банку предписание об устранении нарушений с указанием срока их устранения. Неустранение нарушений в течение срока, установленного предписанием Банка России, является основанием для приостановления операций по данным счетам на срок, не превышающий 3 месяцев. При неустранении нарушений в течение срока свыше 3 месяцев, либо повторном совершении уполномоченным банком аналогичных нарушений, Банк России вправе отозвать разрешение на открытие и ведение специальных счетов типа «С».

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии с которой осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Взыскание сумм штрафов производится органами валютного контроля с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном.

На основании ст. 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, уполномочены органы валютного контроля, в частности:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Система и направления валютного контроля. Место Банка России и уполномоченных банков в системе валютного контроля

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

1) Правительством Российской Федерации;

2) органами валютного контроля: Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ;

3) агентами валютного контроля, которыми являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Основным органом валютного контроля в РФ является Центральный банк РФ, в компетенцию которого входит:

— определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

— издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

— проведение всех видов валютных операций;

— установление правил проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

— установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

— установление общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий;

— установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

— подготовка и публикация статистики валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

— выполнение иных функций, предусмотренных действующим законодательством.

Определенными правомочиями по осуществлению валютного контроля на территории Российской Федерации обладают также Министерство финансов РФ (Департамент валютного контроля Минфина РФ, территориальные органы валютного контроля МФ РФ); ГТК РФ МНС РФ; Минэкономразвития РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля:

— открывают и ведут счета резидентам;

— осуществляют продажи обязательной части валютной выручки;

— осуществляют сделки с нерезидентами по продаже им валюты РФ;

— осуществляют контроль за обоснованностью оплаты импортируемых товаров.

С указанной целью банки ведут паспорта импортных сделок — документы валютного контроля, содержащие необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом-предпринимателем) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. По каждому паспорту оформляется досье по импортной сделке — подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт.

Читайте так же:  Ип на осно какую отчетность надо сдавать

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

Банковский валютный контроль: нарушения и санкции

За что могут оштрафовать резидента, заключившего контракт с нерезидентом

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом, мы уже разобрались. Теперь на повестке дня вопрос, что грозит резиденту, если он, скажем, несвоевременно оформит паспорт сделки или несвоевременно отчитается за совершенную валютную операцию.

Штраф за поданные с опозданием «валютные» справки и документы взыскивает Росфиннадзо Сведения о нарушениях он получает от Центрального банка, который, в свою очередь, информируют уполномоченные банк

Для наглядности приведем размеры штрафов в таблице.

Нарушение валютного законодательства Размер штрафа
для организации для руководителя (предпринимателя)
Нарушения:
  • порядка представления форм учета по валютным операциям (то есть справок по валютным операциям и справок о подтверждающих документа например указание в справке неверных сведений;
  • порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, например их непредставление;
  • правил оформления паспортов сделок, например неоформление или несвоевременное оформление паспорта сделки, невнесение необходимых изменений
В первый
Повторно до истечения года со дня исполнения постановления о назначении штрафа за аналогичное нарушени
Нарушение сроков представления:
  • справки по валютным операциям и справки о подтверждающих документах;
  • подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
Не более чем на 10 рабочих
  • предупреждение;
  • предупреждение;
Более чем на 10, но не более чем на 30 рабочих
Более чем на 30 рабочих

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

  • операции в валюте других государств вне уполномоченных банков;
  • ненаправление или нарушение срока направления резидентом сообщения о счете или вкладе в банке другого государства;
  • нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;
  • невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);
  • нарушение порядка отчетности за валютные операции;
  • рецидивы вышеуказанных правонарушений.

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Рассмотрим для примера две ситуации.

Ситуация первая. Организация выдала иностранным работникам заработную плату, минуя банковский счет в уполномоченном банке. Подобные действия нарушают запрет, установленный ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003, и влекут ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление АС ВСО от 25.08.2016 по делу N А78-1056/2016 ).

Ситуация вторая. Российский институт взимает плату за участие в конференции. Нерезидент — представитель иностранного ВУЗа внес плату в кассу института, минуя уполномоченный банк. Подобная ситуация не является нарушением валютного законодательства, т.к. в данном случае плату внесло физическое, а не юридическое лицо, что допускается (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 по делу N А51-5126/200820-90 ).

Последние законодательные изменения

Все последние перемены в сфере валютного регулирования были реализованы в период с 2017 по 2018 гг. Причём большая их часть пришлась именно на 18-ый год.

Сегодня не является тайной, кто в государстве занимается обеспечением валютного контроля. За финансовыми операциями как резидентов, так и нерезидентов наблюдают налоговая и таможенная службы, Центробанк и агенты ВК (т.е. банковские компании).

Вся новизна реалий валютного контроля введена в действие в стране с 2018-го. В предыдущие годы законодательство по части данной сферы предъявляло особенно строгие требования к юридическим лицам, а ещё точнее – к руководительскому штату. Причина в том, что высокие должностные лица не просто определяют для компаний порядок ведения внешнеэкономического бизнеса, но ещё и большую часть времени находятся за рубежом.

Примечание 4. С 01.2018 претерпел изменения валютный статус резидента РФ. Для российских граждан, большую часть времени проживающих в другом государстве (более 183 дн. в году), установлен режим льгот – с модернизированными правами по поводу управления расчётным счетами.

Изменения, касающиеся штрафных санкций и взыскиваемых сумм, отражены в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Данный акт определил ряд корректировок в связи с законами о валютном контроле.

Пример 3. Штрафные санкции для юридических лиц за нелегальные операции с использованием иностранной валюты и платежи, совершаемые в обход агентов валютного контроля, ныне не рассчитываются на основании платёжной суммы, а фиксируются в конкретных цифрах – от 20 000 до 30 000 руб. Те же юрлица, что повторно в срок не вернут деньги, выплаченные нерезидентами в счёт не предоставленных товаров и услуг, будут под угрозой отстранения от своей деятельности на 6 месяцев – 3 года.

Можно ли оспорить штраф

Если Росфиннадзор вас оштрафовал, вы можете попробовать обжаловать постановление в суде или добиться хотя бы минимального размера санкции.

СПОСОБ 1.

Заявите в суде о малозначительности нарушения. То есть о том, что нарушение, с учетом размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношения К сожалению, никаких четких критериев малозначительности нет. В каждом конкретном случае суд признает (или не признает) нарушение малозначительным, оценивая конкретные обстоятельства его совершения. И даже в двух схожих ситуациях решения суда могут оказаться прямо противоположными. Но если вам повезет, то суд отменит штраф. Приведем несколько примеров.

Как правило, шансы на признание нарушения малозначительным существенны, если нарушение связано с техническими ошибками в заполнении справок о валютных операциях, о подтверждающих документах. Например, указан не тот код операции. Или, скажем, по контракту с отсрочкой платежа в справке не указана через разделительную черту сумма, на которую предоставлена отсрочка, а проставлена лишь общая сумма контракт Кстати, в отношении таких ошибок вы вообще можете заявить в суде, что неправильное заполнение справки нельзя рассматривать как «несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям». И суд может согласиться с тем, что штрафовать вас не за

А вот связи между длительностью просрочки и малозначительностью нарушения нет. В каких-то ситуациях суды, например, освобождают организации от штрафов при нарушении срока подачи справок о подтверждающих документах на 13 рабочих дней и даже на И в то же время при просрочке всего в 3 дня никакой малозначительности не усматриваю Отказывая, суды часто аргументируют свое решение тем, что фактор продолжительности просрочки уже учтен в размере санкций. Или же ссылаются на «пренебрежительное отношение» организации к обязанностям в сфере валютного контрол

СПОСОБ 2.

Обратите внимание суда на смягчающие обстоятельства. Например, на то,

  • вы подали все документы еще до привлечения вас к ответственности;
  • ранее нарушений у вас не было;
  • у вас тяжелое финансовое положение (штрафы в назначенном размере приведут к убыткам и долгам).
Читайте так же:  Сколько нужно платить налог за квартиру

Суд может принять во внимание такие обстоятельства и снизить штраф до минимальног

«Пренебрежительное отношение» к обязанностям в сфере валютного контроля может обойтись организации очень дорого. Поэтому советуем вам не затягивать с представлением документов валютного контроля.

Штрафы за нарушение валютного контроля – законодательные основы

Вопросы валютного контроля и связанных с ним штрафов за нарушения стоят ребром для юридических лиц. Непредоставление справок и прочих документов, просрочки по выплатам – всё это приводит к тем или иным санкции. Разберём законодательные основы проблемы и ряд нюансов – вроде исковой давности и обжалования назначенного наказания.

Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля

Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.

Пример 1. Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.

В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.

Таблица 2. Уголовные последствия.

Сумма, руб. Размер штрафа, руб. Срок лишения свободы
> 9 000 000 От 200 000 до 500 000 До трёх лет. В качестве альтернативы могут назначаться исправительные работы

До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц

> 45 000 000 До 1 000 000 До пяти лет

Пример 2. Статья 193.1 – “Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов” – предусматривает штраф на сумму 200 000 – 500 000 руб. или заключение в тюрьму на срок до трёх лет за предоставление заведомо неправильных данных при переводе денег. Если речь о преступлении, совершённом группой лиц, крупной сумме или применении подставной компании, время пребывания в местах лишения свободы вырастает до 10 лет, а штраф – до 1 000 000 руб.

Исковая давность

Если в связи с валютным законодательством компанией допущены нарушения, опасность привлечения к ответственности для бизнесмена сохраняется на протяжении двух лет.

На сегодняшний момент данный период актуален для любых нарушений, учитываемых статьёй 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Сама статья носит соответствующее название – “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”.

Примечание 3. До 2016 г. срок исковой давности был меньше на один год. Решение об увеличении периода было обусловлено низкой скоростью документооборота между Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и банковскими учреждениями. Из-за этого обстоятельства многим юрлицам удавалось избежать штрафов благодаря апеллированию к истечению сроков исковой давности. Теперь же такой исход стал редкостью.

Штрафы

Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.

Общие сведения

Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.

В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:

  • отчётности по передвижению валютных средств;
  • паспортов сделки;
  • информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
  • других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.

Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.

Таблица

Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.

Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.

Вид нарушения Статья КоАП РФ Штраф, руб.
Неполучение резидентом оплаты за реализацию товарных единиц и оказание услуг зарубежной партнёрской организации, а также невозвращение денег за товары, не попавшие в Россию Пункты 4 и 5 0,75 суммы – полная сумма контракта
Игнорирование сроков оформления паспорта сделки (то же касается и переоформления) П.6 40 000 – 50 000
Несвоевременная подача справок об операциях с валютой и подтверждающих документов 5 000 – 50 000
Отказ в предоставлении бумаг по банковскому запросу 40 000 – 50 000
Повторяющееся в течение года нарушение порядка или временных рамок подачи документации 400 000 – 600 000
Непредоставление бумаг по изменениям в связи со счетами в зарубежных банковских компаниях П.2 800 000 – 1 000 000
Несвоевременное предоставление информации об открытии и закрытии счетов П.2 50 000 – 100 000
Нарушение порядка ведения счетов, открытых в валюте П.1 0,75 суммы – полная сумма нелегальной транзакции

В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.

Разновидности нарушений валютного законодательства и ответственность

Все нарушения, касающиеся сферы валютного контроля, делятся на такие направления, как:

  1. Несоблюдение установленных сроков подач отчётных документов. В первую очередь сюда относятся справки.
  2. Подача некорректных или откровенно ложных сведений. Такое происходит как преднамеренно, так и по ошибке.
  3. Неправильное заполнение бумаг. Здесь имеется в виду внесение неполных данных или данных, содержащих неактуальную информацию.
  4. Несоблюдение временных рамок перевода валюты на счёт. Специфика состоит также и в том, что бизнесмен будет вынужден заплатить штраф в любом случае – даже если задержка произошла по причине несвоевременной оплаты зарубежным партнёром выставленных счетов.
  5. Игнорирование обязательства по возвращению в Российскую Федерацию тех денег, что были выплачены нерезидентами.

В рамках темы, разумеется, интересен вопрос ответственности за нарушение порядка работы с валютными транзакциями. В этом случае речь идёт об ответственности:

  • административной (подразумевает штрафные санкции);
  • гражданско-правовой (приводит к аннулированию сделки);
  • уголовной (чревата наказанием вплоть до лишения свободы).

Кто в России занимается штрафным воздействием при нарушении ВК? Ведущие госорганы, организующие мониторинг всех операций, проводимых между российскими и иностранными кредитно-финансовыми учреждениями, – это:

  • Центральный Банк РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная таможенная служба.

Примечание 1. Что касается санкций, их применяет в большинстве случаев именно налоговая. Таможня же штрафует за те нарушения, что были допущены при таможенных операциях.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение валютного законодательства приводит не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последнее подразумевает вкупе с большими штрафами лишение свободы. Отсюда следует, что халатно относиться к вопросу никак нельзя. Самый верный путь – вовремя подавать все документы и делать выплаты.

Источники

Ответственность за нарушение требований валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here