Оспаривание земельного налога

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Оспаривание земельного налога" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Земельный налог: как добиться справедливости налогообложения

Наступил срок уплаты земельного налога. Однако жители Подмосковья в этом году не спешат выполнять свою, предусмотренную 57 статьей Конституцией Российской Федерации, обязанность по уплате этого налога, поскольку суммы, которые они увидели в полученных налоговых уведомлениях, ввергли всех в шок.

Ситуацию с земельным налогом комментирует председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной думы Алексей Юрьевич Русских.

— Алексей Юрьевич, земельный налог в связи с его многократным увеличением для огромного количества жителей Московской области стал неподъемным бременем, что в свою очередь грозит возникновением социальной напряженности в регионе. Каким Вы видите выход из этой ситуации, что можно сделать?

А.Ю. — Обращениями граждан и организаций, не согласных с размером земельного налога завалены органы государственной власти, муниципалитеты, прокуратура, суды. Письма на эту тему поступают в Государственную Думу, Правительство и даже Президенту Российской Федерации. В конце октября мы провели в Госдуме парламентские слушания на тему «Земельный налог: современное состояние законодательства и направления совершенствования», где обсуждались основные болевые точки законодательства, регулирующего земельное налогообложение.

— Вообще, налоговые вопросы сложны для понимания простым человеком. Это специалист знает, что земельный налог зависит от ряда факторов, регулируемых не только земельным, но и налоговым законодательством. Он включает в себя ставку налога, кадастровую оценку, льготы для отдельных лиц. А человека интересует только сумма, которую он видит в квитанции. Он не понимает, откуда она взялась, почему стала в разы выше?

А.Ю. – Знаете, я считаю, что одним из ключевых аспектов земельного налога должна быть ответственность перед налогоплательщиками. А сейчас получается, что гражданин находится в неравном положении с государством. Для органов местного самоуправления земельный налог является одним из немногих источников пополнения местных бюджетов, что приводит к тому, что муниципалитеты устанавливают максимальные ставки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Люди недоумевают: почему инфраструктура муниципального образования не изменилась, характеристики участка остались прежними, рыночные цены на землю тоже значительно упали, а кадастровая стоимость увеличилась в десятки раз. Зачастую адекватного ответа налогоплательщики получить не могут.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— Люди жалуются, что кадастрового оценщика они даже в глаза не видели…

А.Ю. — Институт кадастровой оценки зарекомендовал себя далеко не с лучшей стороны. Мы видим, что в нынешних условиях он не способен обеспечить соблюдение основных принципов налогового законодательства, таких как равенство и всеобщность налогообложения, а также фактическая возможность уплаты налога налогоплательщиком. Вот и получается, что одинаковые участки могут иметь в разы отличающуюся кадастровую оценку, а некоторые из них под тем или иным предлогом вообще не попадают под налоговое обложение. Участники парламентских слушаний сошлись во мнении, что оценку должны проводить специально уполномоченные государственные органы, а не выбранные на рынке за наименьшую цену оценщики.

— Алексей Юрьевич, чрезвычайно важным является информирование населения о том, как же защитить свои налоговые права и добиться справедливости налогообложения. Что Вы посоветуете?

А.Ю. – Мы подготовили пошаговую инструкцию для жителей Подмосковья, с чего начинать, куда обращаться.

Шаг 1. Вы получили налоговое уведомление
— в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
размер земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Министерством экологии и природопользования Московской области, и ставки земельного налога, установленной органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

Во-первых, необходимо проверить сведения о самом объекте налогообложения и, прежде всего, сопоставить эти сведения с документами о правах на землю, которые имеются у Вас. В рамках этого шага Вы должны определить, принадлежит ли Вам объект, указанный в налоговом уведомлении, совпадают ли сведения о кадастровом номере, площади и адресе земельного участка, в отношении которого Вам пришел налог, с имеющимися у Вас документами.

Во-вторых, требуется сопоставить сумму налога и налоговый период (календарный год), которые указаны в налоговом уведомлении, с имеющимися у Вас платежными документами по ранее уплаченному земельному налогу для того, чтобы определить, не начислен ли Вам земельный налог за предыдущие годы, за которые такой налог был Вами уже уплачен.

В-третьих, следует установить, применены ли имеющиеся у Вас льготы (если Вы имеете на них право) при расчете земельного налога.

Если Вам не известно о том, относитесь ли Вы к какой-либо льготной категории граждан, данный вопрос следует уточнить в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Кроме того, как правило, решения органов местного самоуправления об установлении земельного налога имеются в открытом доступе в сети «Интернет». Здесь же следует уточнить, совпадает ли ставка земельного налога, указанная в налоговом уведомлении, со ставкой, установленной органом местного самоуправления.

В-четвертых, желательно удостовериться, верно ли указана кадастровая стоимость принадлежащего Вам земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости и могут предоставляться органом кадастрового учета бесплатно любому лицу в виде кадастровой справки. Предоставление иных документов государственного кадастра недвижимости, из которых можно получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка, таких как кадастровый паспорт и кадастровая выписка, осуществляется за плату. Получить кадастровую справку можно через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

В случае, если какие-либо из сведений, указанных в налоговом уведомлении, являются недостоверными или неточными, либо в случае, если при расчете земельного налога не учтены имеющиеся у Вас льготы, требуется направить соответствующее обращение в налоговые органы посредством личного обращения, почтовой связи, по электронной почте или с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (доступ к сервису необходимо получить в налоговой службе), в котором указать на допущенные ошибки и потребовать внести в налоговые сведения необходимые исправления.

Шаг 2. Вы не согласны со ставкой земельного налога

В большинстве случаев муниципалитеты устанавливают максимальные ставки земельного налога, однако они вправе своим решением установить и пониженную ставку земельного налога.

Налоговые ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Вы вправе обратиться в соответствующий орган местного самоуправления с просьбой об установлении пониженной ставки земельного налога. Однако следует учитывать, что снижение ставок не является обязанностью органов местного самоуправления, а установление земельного налога является полномочием, реализуемым исходя из социально-экономического положения муниципального образования.

Шаг 3. Вы не согласны с кадастровой стоимостью

Напомню, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Читайте так же:  Выплата дивидендов российской организации

Оспорить результаты кадастровой стоимости можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области либо в суде. При этом в случае судебного оспаривания соответствующее заявление направляется в Московский областной суд, а не в районный или мировой суд.

А.Ю. — Хотел бы отметить, что в Правительство Московской области, понимая, взрывоопасность ситуации с земельным налогом, предлагает, параллельно с установленными законом процедурами по оспариванию кадастровой стоимости, воспользоваться и такой возможностью:
на сайте Правительства Московской области размещены:
— калькулятор расчета земельного налога;
— портал приема жалоб на завышенную кадастровую стоимость
— почта министра имущественных отношений ([email protected])

Данный способ является более простым и не требующим каких-либо затрат для заявителей.

— Алексей Юрьевич, благодарю Вас за предоставленную информацию, уверен, что жителям Подмосковья теперь понятно, с чего начинать, и как отстаивать свои интересы.

Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства

Добрый день, уважаемые участники Регфорума!

Длинный пост про кадастровую стоимость. Пройдемся по основам и углубимся в детали.

Ну а в следующем посте разберем все более подробно.

Узнайте, как привести кадастровую стоимость в соответствие с рыночной. В этой статье расскажем о порядке осуществления процедуры оспаривания, необходимых документах, установленных сроках. Все сведения собраны с учетом последних законодательных изменений в Налоговом кодексе и Кодексе административного судопроизводства.

Содержание:

Как происходит оспаривание кадастровой стоимости в 2020 году?

Кадастровая стоимость является основой для исчисления налога на имущество, земельного налога и арендных платежей. Но, к сожалению, она часто бывает завышенной. В то же время владельцы недвижимости заинтересованы в справедливой оценке. По этой причине оспаривание кадастровой стоимости зданий, помещений, земельных участков является популярной услугой в Москве, Московской области и многочисленных иных городах РФ. Если и вы планируете прибегнуть к данной процедуре, рекомендуем ознакомиться с ее тонкостями и нюансами, о которых узнаете из этой статьи.

Какие объекты имеют кадастровую стоимость?

земельные участки;административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;нежилые помещения, используемые или предназначенные под размещения офисов; торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Этот перечень отражен в ст. 378.2 НК РФ

В целях снижения налогового бремени может быть осуществлено оспаривание кадастровой стоимости жилого и коммерческого недвижимого имущества. Эта процедура подразумевает корректировку официальной оценки с целью перерасчета налоговой базы, а значит, и налогового платежа.

Основания для оспаривания

Кадастровая стоимость нередко оказывается значительно выше рыночной. Это связано с многочисленными факторами:

  • наличие неучтенных особенностей объекта недвижимости;
  • ошибки, допущенные в расчетах;
  • падение рыночной цены объект.

Физические и юридические лица проводят оспаривание кадастровой стоимости имеющегося недвижимого имущества с целью сокращения размера выплачиваемых налогов еще до плановой переоценки, которая проводится один раз в 3-5 лет, в городах федерального значения один раз в 2-5 лет (ст. 11 Федерального закона N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

При инициировании данной процедуры нужно убедиться в том, что есть законные основания для оспаривания текущей кадастровой стоимости. Ими могут стать:

  • установленная разница между рыночной ценой и той, что содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
  • недостоверность сведений об объектах недвижимости.

Чаще всего оспаривание кадастровой стоимости личного или арендованного земельного участка/иного объекта недвижимости требуется ввиду ошибок, допущенных оценщиком. Специалисты могут не учитывать аварийное состояние объекта, его местоположение, назначение, нахождение в области санитарно-защитных зон и иные важные условия. Нередко разница с реальной рыночной ценой является следствием использования неточных данных в первоначальных расчетах.

Обратите внимание, что оспаривание кадастровой стоимости имеющейся недвижимости на основании возникшей разницы с рыночной ценой обладает некоторыми ограничениями. Так, для сравнения берутся данные, сформированные на одну дату. Это значит, что если рыночная стоимость снизилась после определения кадастровой, то такой факт не может считаться основанием для оспаривания.

Как узнать текущую оценку?

Перед тем как начинать оспаривание кадастровой стоимости, нужно обратиться в Росреестр. Здесь можно получить информацию о том, какие сведения были использованы для оценки недвижимого имущества. Кроме того, Росреестр на своем сайте содержит отчеты о цене зарегистрированного имущества, которые могут понадобиться в деле по оспариванию кадастровой стоимости.

Куда обращаться?

Законодательством предусмотрено два пути, по которым осуществляется оспаривание кадастровой стоимости, в том числе и в 2020 году.

  • Рассмотрение вопроса специальной комиссией.
  • Судебное разбирательство (ст.245 КАС РФ).

Физические лица и юридические лица вправе самостоятельно определять через какой орган будут осуществлять оспаривание кадастровой стоимости собственной или арендованной земли, или иной недвижимости. Часто собственники и арендаторы прибегают к оспариванию через комиссию, так как берут во внимание следующие преимущества:

  • Оперативность. ОКС (или оспаривание кадастровой стоимости) осуществляется всего за 1 месяц.
  • Отсутствие лишних затрат. За оспаривание кадастровой стоимости через комиссию госпошлина не взимается, а также нет необходимости нести расходы на судебную экспертизу.
  • Возможность оспорить решение. Результаты комиссии по оспариванию текущей кадастровой стоимости могут быть обжалованы. Эта процедура уже требует судебного разбирательства.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (т.н. комиссия по оспариванию кадастровой стоимости) есть при каждом региональном Росреестре.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Для инициации процесса необходимо подать соответствующее заявление с отчетом об оценке и иными документами на объект. После его получения у сотрудников комиссии есть 7 рабочих дней для отправки уведомления о дате рассмотрения дела. Такое извещение составляется в двух экземплярах:

  • для органа местного самоуправления, на чьей подведомственной территории расположен недвижимый объект;
  • для собственника имущества/арендатора недвижимого имущества.

После принятия решения уведомление о нем отправляется тем же лицам в течение 5 рабочих дней.

Если процедура оспаривания текущей кадастровой стоимости была инициирована по причине использования для оценки недостоверных сведений, комиссия имеет право отклонить заявление из-за недоказанности ошибочной информации (отчет в таком случае не требуется). Такое решение, как и другие, может быть обжаловано в суде.

Порядок судебных разбирательств

Оспаривание кадастровой стоимости регламентировано 25-ой главой КАС РФ. Согласно статьям кодекса определяется подсудность, сроки и порядок рассмотрения данных вопросов.

Иск об оспаривании текущей кадастровой стоимости может содержать одно из следующих требований.

  • Установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объекта недвижимости.
  • Перерасчет кадастровой стоимости на основании выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости.
  • Оспаривание решения комиссии.

Иные требования не могут быть включены в заявление. Объясняется это тем, что у вопросов перерасчета налога и других операций иная подсудность, нежели у дел об оспаривании кадастровой стоимости.

После получения административного искового заявления назначается время и место рассмотрения дела (судебное заседание). Стороны процесса об этом извещаются в письменной форме или по телефону. Однако неявка одного из участников не помешает проведению заседания, если при этом лицо было должным образом извещено (статья 247, пункт 4 КАС РФ).

Читайте так же:  Имеющих задолженность по уплате налогов

Чтобы заявление было принято, важно правильно определить подсудность дел по оспариванию кадастровой стоимости. Согласно статье 20, пункту 15 КАС РФ эти вопросы рассматриваются верховными судами следующих субъектов:

  • республики;
  • края;
  • области;
  • города федерального значения;
  • автономной области и округа.

Чтобы точно определить, какой суд рассматривает вопросы оспаривания кадастровой стоимости в вашем регионе, можно обратиться за юридической консультацией или запросить такую информацию в местном отделении Росреестра.

Ответчиками по иску выступают органы, утвердившие оценку.

Согласно процессуальному законодательству РФ оспаривание текущей кадастровой стоимости в суде требует от каждой из сторон сбора доказательств в обоснование своей позиции. Однако не исключены ситуации, в которых самостоятельно предоставить требуемые сведения невозможно. В этом случае необходимо подать ходатайство об истребовании нужных данных для оспаривания некорректной кадастровой стоимости в судебном порядке. Суд может запросить недостающую информацию и по собственной инициативе (статья 247, пункт 6 КАС РФ).

Возможно оспаривание кадастровой стоимости сразу нескольких объектов в одном иске, что существенно снизит расходы на оценку, юристов и судебную экспертизу. Также возможно рассмотрение вопроса по инициативе одного из долевых собственников. В этом случае пересматривается общая цена недвижимости. Другие ее собственники должны быть обязательно уведомлены о судебном процессе и могут выступить в качестве соистцов или заинтересованных лиц, что позволяет им предоставлять собственную доказательную базу.

Согласно КАС РФ при удовлетворении требований об оспаривании кадастровой стоимости в резолютивной части решения должно быть указано принятое значение. При необходимости решение суда обжалуется в апелляционном порядке. Для этого есть 1 месяц.

Документы для оспаривания кадастровой стоимости в суде или комиссии

Кроме заявления, нужно приложить следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
  • Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений.
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект.
  • Отчет об установлении рыночной цены для оспаривания кадастровой стоимости здания, помещения или участка в бумажном и электронном виде.

Теперь нужно рассмотреть вопрос о том, какие документы нужны для оспаривания некорректной кадастровой стоимости в суде. Описанный выше пакет документов необходимо дополнить уведомлениями о вручении копий иска сторонам дела, а также квитанцией об уплате установленной государственной пошлины.

Сроки оспаривания кадастровой стоимости

Согласно требованиям Закона о государственной кадастровой оценке комиссия рассматривает данный вопрос в течение 1 месяца после получения соответствующего заявления. У суда есть 2 месяца. При рассмотрении сложных дел сроки оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть продлены. В этом случае суд располагает еще 2 месяцами для рассмотрения материалов дела (статья 141 КАС РФ), также стоит учитывать, что на период проведения судебной экспертизы дело приостанавливается и исчисление срока тоже.

Оспаривание архивной оценки кадастровой стоимости

Законом установлены некоторые ограничения на рассмотрения подобных дел. Так, ОКС возможно в течение 5 лет с момента внесения данных в ЕГРН.

Если же на дату обращения в суд или комиссию собственник имеет возможность использования новой оценки в целях налогообложения, допускается оспаривание архивной (уже измененной в плановом порядке) кадастровой стоимости земельного участка или здания/помещения. Об этом свидетельствует Постановление Пленума ВС РФ №28 от 30.06.2015.

Госпошлина за оспаривание кадастровой стоимости объекта капительного строительства или земельного участка

Данный вопрос рассматривается в некоторых постановлениях ВС РФ, а также в статье 333 НК РФ. Размер госпошлины при оспаривании некорректной кадастровой стоимости зависит от характера требований истца. Для физических лиц сумма составляет 300 рублей, а для организаций варьируется в пределах от 2 000 до 4 500 рублей за каждый объект.

Перерасчет налога

Согласно требованиям статьи 378.2 и 403 НК РФ для определения налоговой базы возможно применение новой кадастровой стоимости после оспаривания. Уведомление для физических лиц (индивидуальных предпринимателей) с актуальными данными рассчитывает ФНС (статья 409 пункт 2 НК РФ). Однако в случае отсутствия извещения, налогоплательщик должен сам сообщить о наличии изменений в ЕГРН. Юридическое лицо подает уточненную налоговую декларацию самостоятельно.

Ранее закон не содержал возможность перерасчета налога за истекшие периоды. В 2019 году были приняты поправки. Согласно новым правилам (п.15 ст.378.2 НК РФ) налог пересчитывается на основании новой, установленной судом или комиссией стоимости с даты внесения/применения прежней кадастровой стоимости (то есть период пересмотра может охватить до 3 лет).

Проблемы процессов оспаривания кадастровой стоимости

Несмотря на высокий уровень актуальности данного вопроса, для его решения граждане и организации вынуждены проходить большое количество бюрократических этапов. Основная проблематика процессов заключается в том, что оценка кадастровой стоимости земельных участков и зданий осуществляется рядом должностных лиц и включает множество ступеней, каждая из которых может стать предметом оспаривания.

При этом собственники/арендаторы сталкиваются и со следующими трудностями:

  • Сложность подготовки документов.
  • Обилие требуемых справок и документов.
  • Необходимость проведения судебной экспертизы.

Одна ошибка может стать поводом для растягивания процесса или вовсе приведет к отказу в рассмотрении заявления. Кроме того, судебная практика об оспаривании кадастровой стоимости неоднозначна и регулярно становится поводом для применения новых законодательных изменений.

Чтобы избежать непредвиденных сложностей, обращайтесь за помощью профессиональных юристов. На первичной консультации вы можете изучить образец договора на оспаривание текущей кадастровой стоимости, а также получить ответы на такие сложные вопросы, как «Законно ли повторное ОКС участка?», «Что делать, чтобы доказать недостоверность сведений и инициировать оспаривание кадастровой стоимости?». Юрист с многолетним опытом и глубоким знанием судебной практики поможет разработать наиболее эффективную стратегию поведения и подготовит все требуемые документы.

Оспаривание земельного налога

Введите ваш e-mail:

29.02.2016

К.И.Русакомский, управляющий партнер , Юридическая группа «PARADIGMA», prlex.ru

Канцелярские штучки

Для многих «новая» кадастровая стоимость объектов недвижимости и рассчитанная на ее основании налоговая нагрузка стали неприятной неожиданностью. Процедура проведения государственной кадастровой оценки земли (далее – ГКО) в соответствии с законодательством об оценочной деятельности непрозрачна, и повлиять на ее результаты во время оценки собственники не могут. Но данное неудобство с лихвой покрывается отличной возможностью с помощью механизма кадастровой оценки обслуживать фискальную функцию государства, и, как показала практика, весьма успешно.

В связи с этим перед владельцами встал вопрос об изменении кадастровой стоимости земельных участков (далее – ЗУ), для чего необходимо оспорить результаты ГКО.

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости ЗУ создаются специальные комиссии (Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») (далее – Закон № 135-ФЗ). Правила их создания и принципы деятельности описаны в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263). Функционирование комиссий не препятствует непосредственному обращению собственников в суды. Однако для юридических лиц обращение в указанную комиссию перед подачей искового заявления обязательно.

Законодатель предусмотрел два основания для обжалования результатов определения кадастровой стоимости (ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ):

Читайте так же:  Уголовная ответственность учредителя за неуплату налогов

— недостоверность сведений об объекте недвижимости;

— установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости.

Именно последнее основание предоставляет собственникам шансы для уменьшения налогового бремени. В соответствии с земельным законодательством кадастровая стоимость ЗУ устанавливается на основании результатов ГКО земель, но при наличии сведений о рыночной стоимости кадастровая признается равной ей. Порядок доведения до государственных органов информации о рыночной стоимости земли реализован в механизме рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Инициировать пересмотр кадастровой стоимости могут физические и юридические лица, если «результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц». Это собственники, лица, владеющие объектом недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28) (далее – Постановление № 28). К последним могут быть отнесены бывшие собственники объектов недвижимости в случае предъявления им налоговых требований за период нахождения соответствующего объекта недвижимости в их собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данным правом обладают арендаторы, которые могут подать требование о пересмотре кадастровой стоимости в случае установления арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости недвижимости, а также при наличии письменного согласия собственника объекта на пересмотр кадастровой стоимости. Это правило относится только к объектам, находящимся в собственности физических или юридических лиц.

Итак, собственники и заинтересованные лица вправе обратиться в комиссию, если результаты определения кадастровой стоимости недвижимости затронули их права и обязанности. Увеличение налоговой нагрузки – безусловное основание для оспаривания. Помимо заявления для рассмотрения комиссией необходимо представить пакет документов:

— справку о кадастровой стоимости ЗУ;

— заверенную копию правоустанавливающего документа;

— отчет или заключение эксперта об определении рыночной стоимости ЗУ;

— положительное экспертное заключение по проверке отчета об определении рыночной стоимости ЗУ на соответствие законодательству.

Отказ не приговор

Напомним, что юридические лица могут обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости лишь после отказа комиссии в ее пересмотре или истечения положенного срока для рассмотрения заявления собственника. При этом предметом судебного оспаривания не может быть решение комиссии об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Из этого положения иногда делают ошибочный вывод о невозможности оспаривания решения комиссии об отказе.

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого станет изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (п. 1 Постановления № 28). Другое дело, что подача заявления об установлении кадастровой стоимости позволит быстрее внести изменения в государственный реестр, минуя процесс вынесения комиссией нового решения на основании вступившего в силу решения суда.

Практическое исполнение

По данной проблеме уже сложилась судебная практика. В большинстве случаев суды удовлетворяют требования заявителей. Но есть нюансы, о которых собственники должны знать. Отдельно заметим, что в связи с вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ все дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции, хотя ранее они могли рассматриваться и арбитражными судами.

Практически по всем изученным делам, в которых требования заявителя были удовлетворены, проводилась судебная оценочная экспертиза (решения ВС Республики Татарстан от 17.03.2015 по делу № 3-25/2015, ВС Республики Башкортостан от 15.04.2015 по делу № 3Г-146/2015, Волгоградского областного суда от 28.04.2015 по делу № 3-178/2015, Московского областного суда от 02.07.2015 по делу № 3-19/15, М-277/2014, 3-151/2014). Ее инициатором чаще всего были именно заявители, на которых и возлагались расходы по проведению экспертизы. Таким образом, затраты заявителей (особенно юридических лиц, которым предварительно надо обратиться еще и в комиссию) могут быть значительны. Помимо проведения судебной экспертизы им надо оплатить услуги по составлению отчета об оценке и экспертного заключения по его проверке на соответствие законодательству. Непроведение заявителями обязательных мероприятий некоторые суды расценивают как неисполнение возложенных на них обязанностей, что лишает их права на возмещение судебных расходов на проведение экспертизы.

Требования заявителя об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с рыночной были удовлетворены. Однако во взыскании судебных расходов по проведению судебной оценочной экспертизы с ответчика отказано по той причине, что заявитель при обращении в комиссию не провел экспертизу отчета об оценке и определении кадастровой стоимости (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2015 № Ф02-2628/2015, Ф02-2633/2015 по делу № А74-4468/2014).

Затрудняет процесс и неопределенность ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ в части перечня субъектов, обязанных предварительного обращаться в комиссию. В норме указано, что физические лица могут напрямую обращаться в суды с заявлениями об оспаривании, а юридические лица предварительно подают заявление в комиссию. До выхода в свет Постановления № 28 суды придерживались мнения о распространении обязанности предварительного обращения в комиссию и на индивидуальных предпринимателей. Но формулировка п. 10 Постановления № 28 однозначна: обязательность досудебного обжалования на ИП не распространяется.

В ряде случаев суды не удовлетворяли требования из-за того, что рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная судебной экспертизой, превышает требуемую заявителем. Но подобная практика была признана не соответствующей законодательству (Постановление АС Московского округа от 22.10.2015 № Ф05-2497/2015 по делу № А40-146057/13).

Наиболее распространенные причины отказа:

— несоответствие отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости законодательству (Решение Ленинградского областного суда от 02.03.2015 по делу № 33-АПГ15-11);

— несоответствие экспертного заключения о соответствии отчета об установлении рыночной стоимости требованиям закона (Решение Иркутского областного суда от 09.02.2015 по делу № 66-АПГ15-11).

Вредная инициатива

Примечательна в этом отношении практика Московского городского суда. В отчетах об определении рыночной стоимости объектов недвижимости выискиваются противоречия и спорные положения (это достаточно легко с учетом их значительного объема). На основании самостоятельно выявленных судьей недостатков делаются выводы о необоснованности представленных отчетов для определения рыночной стоимости объектов недвижимости. При этом меры к назначению судебной экспертизы не принимаются (решения Московского городского суда от 13.08.2015 по делу № 3-444/2015, от 18.08.2015 по делу № 3-481/2015, от 19.08.2015 по делу № 3-475/2015).

При таком подходе сама процедура судебного оспаривания кадастровой стоимости превращается в фикцию. Любой отчет, содержащий оценочные суждения и оперирующий специальной терминологией, может быть произвольно признан необоснованным. Для предотвращения отказа в удовлетворении заявления по данному основанию заявителям придется прибегать к проведению судебной экспертизы.

Цена незнания

Сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости учитываются при определении налогооблагаемой базы с 1 января года, в котором было подано заявление об оспаривании кадастровой стоимости. Следовательно, новый размер кадастровой стоимости не будет учитываться при определении налогооблагаемой базы за предыдущий налоговый период (как правило, это календарный год). Для налогоплательщика это означает, что при подаче заявления не в том календарном году, за который исчислена сумма налога, придется уплатить налог в повышенном размере в соответствии с кадастровой стоимостью, определенной в результате ГКО.

Читайте так же:  Участие овд в налоговых проверках

Большинство налогоплательщиков – физических лиц зачастую просто не знают об изменении кадастровой стоимости, а норма о дате учета определенной рыночной стоимости сформулирована лукаво и с явным расчетом на подобную неосведомленность.

Таким образом, по милости государства собственники оказались в довольно неприглядной ситуации. Фактически на них возложено бремя исправления государственных ошибок, которое к тому же сопряжено с существенными издержками. И что самое печальное, издержки придется нести с завидной регулярностью. Законодательством устанавливается периодичность проведения ГКО не реже одного раза в пять лет. Но выбор невелик: смириться либо попытаться оспорить кадастровую стоимость и платить меньше налогов до следующей переоценки. А потому перспективы и способы обжалования в каждом случае необходимо оценивать индивидуально.

Как в 2019-м пересчитать налоги по пересмотренной кадастровой стоимости

С 1 января 2019 изменились правила применения кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда, в целях налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

В чем принципиальная разница по сравнению с ранее действующими положениями?

До 1 января 2019 г. измененная комиссией или судом кадастровая стоимость могла быть применена в целях налогообложения, начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. Под датой подачи заявления понималась дата обращения в первый орган.

Например, обратились в комиссию, комиссия отказала в пересмотре, в итоге кадастровая стоимость была изменена только в судебном порядке. В этом случае датой подачи заявления будет считаться дата обращения в комиссию. При этом рыночная стоимость объектов недвижимости и земельных участков устанавливалась комиссией или судом на дату, по состоянию на которую была ранее установлена кадастровая стоимость (дата массовой оценки в субъекте РФ).

Например, заявление в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в сентябре 2017. Отрицательное решение комиссии пришлось обжаловать в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу в марте 2018 г. При этом рыночная стоимость устанавливалась на 01.01.2015 (дату определения кадастровой стоимости). Соответственно, для целей налогообложения кадастровая стоимость применялась с 01.01.2015.

Как снизить налог на землю физическому лицу

Этот налог исчисляется по общей формуле: база × ставка. К некоторых ситуациям применяются коэффициенты — иногда понижающие, иногда повышающие (например, на земли, на которых ведется ИЖС, налагается повышающий коэффициент). Но в целом сумма к уплате от базы. Базой обложения на сегодняшний день является кадастровая стоимость участка.

Кадастровая стоимость — это итог оценки участка техниками-инженерами. Росреестр нанимает частных оценщиков, работающих согласно закону об оценочной деятельности, — они считают стоимость земельных участков по методике Росреестра. Эта методика отличается от порядка назначения рыночной цены. Кадастровая стоимость в большинстве случаев меньше рыночной на 1,5-2 раза, но бывают случаи, когда превышает ее или суммы равны.

Кадастровая стоимость образуется исходя от:

  • целевого назначения участка;
  • площади;
  • отдаленности или приближенности к инфраструктуре и социальным объектам;
  • экономического положения на территории и т.д.

Раз в 3 года Росреестр пересматривает кадастровую стоимость — она может увеличиваться или уменьшаться. По этой причине ваш налог за один и тот же участок может каждые 3 года становится больше или меньше. Другая причина изменения — ставка. Муниципальные органы вправе менять ее — повышать и понижать. Но если снизить налоговую ставку на земельный участок вы не способны, т.к. это императивное установление, то кадастровую стоимость можно оспорить, если вы считаете ее завышенной или неверной.

Что можно еще делать, если завышен налог на землю:

  • рассмотреть возможность получения льготы;
  • использовать законные способы освобождения от обложения.

Как оспорить кадастровую стоимость земли для уменьшения налога

Если пришел большой налог на землю, первое, на что нужно обратить внимание, — это база обложения. Она будет указана в уведомлении.

Вы можете запросить отчет о порядке определения кадастровой стоимости на сайте Росреестра и узнать, по каким же параметрам оценивался ваш участок. Также можно заказать выписку из ЕГРН, чтобы иметь под рукой подробную информацию о своей собственности.

Как пользоваться сервисами Росреестра:

  1. Откройте сайт Росреестра.
  2. Спуститесь вниз по странице и откройте раздел сервисов.
  3. Здесь найдите сервис для запроса выписки об основных характеристиках. Обратите внимание, что здесь же можете заказать отдельную информацию о кадастровой стоимости.
  4. Выбрав услугу, заполняйте графы по своим документам и формируйте запрос. За выписку нужно заплатить — это можно сделать с помощью своей карты.

Если неправильно начислен налог на землю из-за кадастровой стоимости, в чем вы убедились, проверив информацию в ЕГРН, можно подать заявление на оспаривание.

Куда его подать:

  • в специальную комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости;
  • в региональный суд.

В первом случае вам не нужно платить пошлину и ждать рассмотрения дела так долго, как в суде. Также преимущество первого варианта — возможность оспорить решение комиссии и укрепить свою аргументацию, опираясь на мотивированный отказ комиссии.

Основания для оспаривания 2:

  • рыночная стоимость участка ниже кадастровой на одну и ту же дату;
  • кадастровая стоимость определена исходя из недостоверной информации.

При первом варианте заявление принимается, если на дату назначения кадастровой стоимости цены на рынке недвижимость стоила дешевле. А если кадастровая стоимость, к примеру, установлена в начале года, а осенью спрос на землю упал и рыночная стала ниже, то оспаривание необоснованно.

Неверными сведениями признаются как технические и расчетные ошибки, так и недостаточность сведений у инженера при оценке — возможно, он не учил индивидуальные характеристики участка.

Какие документы вам понадобятся:

  • правоустанавливающий договор;
  • справка о кадастровой стоимости из ЕГРН — заказать можно в МФЦ;
  • документы об использовании неверных сведений или о наличии ошибки либо отчет об определении рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости;
  • заключение экспертного оценщика, состоящего в СРУ.

Если вы подаете заявление в суд, то также нужна квитанция об оплаченной пошлине.

Комиссия рассматривает вашу жалобу в течение 1 месяца. Будет назначен день заседания, о чем вас уведомят. В течение 5 дней с даты принятия решения вы получите его в письменном виде.

  • приравнивание кадастровой стоимости к рыночной;
  • пересмотр кадастровой стоимости;
  • мотивированный отказ.
  • Решение можно обжаловать в суде. В суд вы можете обратиться и сразу, миновав этап комиссии.

Важно!

Суд примет к рассмотрению иск, если с даты установления неправильной кадастровой стоимости не прошло 5 лет или она не была изменена.

Если стоимость обновлена и изменилась, то оспорить предыдущую уже нельзя, даже если за тот период вы платили повышенный налог. Обновление производится раз в 3 года, так что учтите это при принятии решения.

Если постановление суда первой инстанции вас не удовлетворило, вы вправе подать апелляционную жалобу во вторую инстанцию. Если ваш иск будет удовлетворен, вы можете подать на возврат излишне уплаченных сумм земельного налога.

Как сейчас?

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Читайте так же:  Организация применяет упрощенную систему налогообложения задача

Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Это правило распространяется, в том числе, на ситуации, когда заявление о пересмотре подавалось до 01.01.2019. Важно, чтобы основание для внесения изменений возникло после 01.01.2019.

Применительно к судебному акту датой возникновения основания будет считаться дата вступления в силу судебного акта. В связи с этим, если решение суда оспаривалось в апелляционном порядке, то для применения новых правил достаточно, чтобы апелляционное определение было вынесено после 01.01.2019.

Как пересчитать налог, если изменилась кадастровая стоимость земли

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости регулируется ст.391 НК РФ. Так, земельный налог при изменении кадастровой стоимости в середине года из-за изменения количественных или качественных характеристик участка пересчитывается с даты внесения в ЕГРН записи об этом изменении.

Если изменение кадастровой стоимости произошло из-за исправления ошибки, решения комиссии при оспаривании кадастровой стоимости или судебного постановления, то перерасчет производится с даты, когда неправильная кадастровая стоимость стала использоваться для расчета, т.е. за весь период неверных данных.

Если кадастровая стоимость изменилась из-за приравнивания ее к рыночной стоимости по решению комиссии или суда, то также перерасчету подлежит весь период применения этой стоимости для расчета.

Эти правила применяются с 2019 года и для правоотношений, возникающих с 2019 года.

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды

Перерасчет земельного налога за 3 года правомерен и, более того, регламентирован ст.52 НК РФ — инспекция вправе формировать единое уведомление за 3 года и высылать его, следовательно, охватывать больший период ИФНС не может, и вам не пересчитают налог за более ранние годы, но, с другой стороны, и кадастровая стоимость меняется раз в 3 года, поэтому и вы не можете претендовать на перерасчет за более длинный отрезок времени.

Как платить налог при изменении кадастровой стоимости земли — в высланном вам уведомлении будет указана сумма и срок. В этот срок необходимо произвести транзакцию. Вы можете сделать это частями, главное, к указанному сроку перевести последнюю часть суммы.

Другие законные способы уменьшить налог на землю:

  • оформить участок на близкого, доверенного человека — адресата льгот; в ст.395 НК РФ среди физических лиц льготниками являются только жители Крайнего севера, Сибири, Дальнего востока, поэтому ориентируйтесь на местное законодательство — каждый муниципалитет устанавливает свой перечень льготных лиц; посмотреть нормы своего местного закона можно с помощью сервиса ФНС;
  • с 2017 года пенсионеры и другие категории граждан из ст.391 НК РФ получают скидку на 6 соток земли; вы можете разделить участок и подарить доли родственникам — пенсионерам, чтобы каждый получил вычет на 6 соток.

Пример 2

Пример 3

Что такое перерасчет земельного налога

Уменьшение земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости повлечет перерасчет платежа. Перерасчет — это новое исчисление с применением изменившихся исходных данных.

Пример 1

На тот момент Арсеньева получила уведомление о рассчитанном налоге исходя из 1 000 000 рублей. Она подала в ИФНС заявление о перерасчете, и инспектор смог рассчитать налог на землю при изменении кадастровой стоимости согласно новым данным — платеж был 3 000 рублей, а стал 1 500 рублей.

Пример

В рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет возможность пересмотреть свои налоговые обязательства по земельному налогу не только за 2018 (год, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но и за прошлые налоговые периоды. Однако некоторые ограничения для него все-таки имеются.

Следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты.

Таким образом, в приведенном примере налогоплательщик-организация сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты. Т.е., подавая заявление в мае 2019 г., максимально можно вернуть налог, уплаченный в мае 2016 г.

Как уменьшить налог на землю физическому лицу: перерасчет

Последнее обновление 2018-12-17 в 12:44

Чтобы уменьшить налог на землю физическому лицу в 2019 году, необходимо хорошо знать действующее налоговое законодательство, изучить закон об оценочной деятельности и процессуальное право в деле обжалования стоимости недвижимого имущества. Опираясь на ст.395 и ст.391 Налогового кодекса России, вы сможете облегчить нагрузку на свой личный бюджет и даже довести ее до нуля.

Образец заявления о перерасчете земельного налога

В законодательстве специальное заявление в ИФНС о перерасчете налога на землю не предусмотрено, т.е. вы пишите его в свободной форме, максимально подробно и информативно изложив причины для перерасчета. Скачать примерную форму заявления можно здесь.

Можно подать онлайн-заявку:

  • в «Личном кабинете налогоплательщика»;
  • либо через сервис сайта ФНС «Обратиться в ФНС России».

Инструкция для ЛКН:

  1. В ЛКН откройте раздел жизненных ситуаций.
  2. Здесь вы увидите кнопку для перехода к заполнению онлайн-заявки.
  3. Выберите причину обращения.
  4. В произвольной форме опишите свое ходатайство.

Если у вас нет ЛКН, то просто откройте сайт ведомства, спуститесь в самый нижний раздел главной страницы и перейдите по кнопке обратной связи.

Заполните обращение и подайте.

Если ни один из способов вам не подходит, позвоните по номеру, который указан в уведомлении, высланном вам, — там будет указан инспектор и его рабочий телефон. Если и этого телефона у вас нет, то позвоните по единому номеру ФНС 8-800-222-22-22. Срок рассмотрения заявления также строго не регламентирован, как и форма, поэтому ждать придется от нескольких недель до нескольких месяцев.

Итоги

  1. Если вы считаете, что земельный налог на вас завышен, вы вправе оспорить кадастровую стоимость своего участка, имея обоснованные аргументы и доказательства ошибочных данных в ЕГРН.
  2. Оспаривание можно произвести в специальной комиссии и в суде.
  3. Если ошибка Росреестра будет подтверждена, то перерасчет охватит период последних 3 лет.
  4. Перед тем, как уменьшить земельный налог на участок в собственности с помощью судебных споров, подумайте о варианте использования льгот и вычетов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

Видео (кликните для воспроизведения).

(7 оценок, средняя: 4,86)

Источники

Оспаривание земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here