Особенности рассмотрения налоговых споров

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Особенности рассмотрения налоговых споров" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговые споры

Налоговый спор – это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом, в частности статьей 138 Налогового кодекса РФ, главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Прежде, чем боле подробно рассматривать вопрос о налоговых спорах и особенностях их рассмотрения, следует уточнить, что законодатель определяет виды налоговых споров и их классификацию.

Большая часть налоговых споров происходит после завершения налоговой проверки, результатом которой, может быть:

  • доначисление налогов и сборов
  • требование об уплате штрафов и пени
  • предписания по устранению выявленных нарушений

Если Вы, как собственник бизнеса, не согласны с результатами налоговой проверки, Вы имеете полное право в досудебном порядке обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган. Для этого необходимо подать соответствующие заявление (жалобу), в котором грамотно обосновать свою позицию. О том, как обжаловать решение налогового органа в досудебном и судебном порядке, читайте в настоящей статье.

Понятие налоговых споров

Понятие термина налоговый спор приводится в статье 2 Налогового кодекса РФ, и определяется как правоотношения, которые носят властный характер и связаны с установлением, введением и взиманием налогов, сборов и страховых взносов на территории РФ. Помимо этого, осуществление налогового контроля, обжалование актов или действий (бездействий) должностных лиц также можно отнести к налоговым правоотношениям. К налоговым спорам относятся следующие ситуации:

  • споры, связанные с оспариванием актов, регулирующих налоговые правоотношения как нормативного, так и ненормативного характера;
  • взыскание налоговым и таможенным органом обязательных платежей и санкций.

Исходя из содержания статьи 9 Налогового кодекса РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Указанные субъекты налоговых правоотношений являются инициаторами и соответственно участниками налоговых споров. При этом исходя из особенностей содержания налоговых правоотношений, как они определены в статье 2 Налогового кодекса РФ, налоговые споры могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, с одной стороны, и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов, с другой стороны. Кроме того, по делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут выступать лица, которые в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), и, как следствие, являться ответной стороной по делам об оспаривании принятых ими нормативных правовых актов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Обжалование действий и актов налоговых органов

Досудебная процедура разрешения налоговых споров возможна в следующих формах:

    Возражения на акт проверки фискальной службой. В этом случае, в соответствии с нормами п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК РФ, проверяемый субъект или его представитель может на протяжении месяца с даты получения акта проверки направить письменные возражения на него в налоговую службу, приложив при наличии документацию в подтверждение своей позиции. Возражения можно представить как на весь документ целиком, так и на отдельные его положения.
    Кроме того, в 10-дневный срок после окончания периода, отведенного для проведения дополнительных проверочных мероприятий, можно предоставить письменные возражения и на их результаты (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
    Возражения подаются через канцелярию соответствующего налогового подразделения или по почте.
  • Обжаловать решения налоговой службы о привлечении к ответственности (п. 2 ст. 138 НК РФ) можно через апелляционную жалобу (по не вступившим в силу решениям) и жалобу (по вступившим в действие актам).
  • По нормам п. 2 ст. 138 НК РФ обжалуются действия (бездействия) и ненормативные акты налоговых органов. К ним, к примеру, относятся:
    • отказ в возврате налогового перечисления;
    • решение о блокировке счета;
    • отказ в предоставлении налогового вычета и т. п.
  • Судебное рассмотрение конфликтов

    Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

    Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

    Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

    Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

    • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
    • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
    • закрытии организации;
    • установлении недействительности в отношении сделки.

    Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

    Читайте так же:  Налоги выплачиваемые ип

    Определение категорий и понятий

    Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

    Субъекты разделяются на

    • публичные (структуры ФНС или таможенные)
    • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

    Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

    К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

    • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
    • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
    • структуры ФНС;
    • таможенные структуры.

    Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

    Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

    Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

    Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

    Последствия несоблюдения порядка обжалования налоговых решений и актов

    Согласно п. 2. ст. 138 НК РФ, право на разрешение налоговых споров в суденалогоплательщик приобретает лишь после прохождения процедуры обжалования решения фискального органа в вышестоящих органах налоговой службы. В случае несоблюдения указанного порядка, а также завершения срока его апелляционного обжалования решение налогового органа вступает в силу (ст. 101.2 НК). Причем такое решение, согласно п. 1 ст. 101.3 НК, сразу же подлежит исполнению.

    На основании вступившего в силу решения налогоплательщику оформляется соответствующее налоговое требование (п. 3 ст. 101.3), под которым понимается извещение об уплате доначисленного налога, пеней и штрафов (п. 1 ст. 69 НК). На уплату недоимки, согласно абз. 4 п. 4 этой статьи, обычно дается 8 дней с момента получения уведомления. В случае неуплаты в отведенный срок налоговый орган может применить обеспечительные меры согласно гл. 11 НК.

    Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

    Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:

    • Гражданский кодекс;
    • Гражданский процессуальный кодекс;
    • Кодекс об административных правонарушениях;
    • Кодекс административного судопроизводства;
    • иные законодательные акты.

    При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:

    • Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 годы, утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/[email protected];
    • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ» от 30.07.2013 № 57;
    • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утв. Президиумом Верховного суда 21.10.2015;
    • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» от 30.05.2014 № 33.

    ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

    Лектор:

    Павленко Николай Анатольевич — адвокат, судебно-экономический эксперт, председатель совета Фонда независимых консультантов и экспертов, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы (в отставке)

    Форма участия:

    • Очное участие в Москве
    • Очное участие в региональном отделении ИРСОТ
    • Трансляция на ПК

    Особенности урегулирования налоговых споров

    В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

    Судебная практика рассмотрения налоговых споров в 2016-2017 годах

    Обзор практики по налоговым спорам в судепоможет налогоплательщиками сориентироваться при выборе стратегии защиты своих интересов. Компаниям действительно нередко удается отменить результаты налоговой проверки или хотя бы снизить размер доначислений, поэтому важно знать, какова должна быть тактика в налоговых спорах в суде. При этом юристы не рекомендуют уклоняться от получения акта проверки, т. к. в этом случае налоговая может наложить штраф на юрлицо, согласно ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП России, в размере до 50 000 руб. (письмо ФНС «О мероприятиях налогового контроля» от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

    Практика рассмотрения в 2016-2017 годах налоговых споров в судах, показала, что в такой ситуации стоит обратить внимание на следующие моменты:

    В заключение осталось сказать, что основная особенность налоговых споров в судах 2016–2017 годов (после внесения изменений в процедуру обжалования в 2014 году) заключается в том, что право на судебное обжалование налогоплательщик получает лишь после того, как обратится для пересмотра решений во все инстанции по иерархии налоговой службы. Обзор судебной практики подсказывает, что у плательщика есть много шансов получить положительное решение суда при оспаривании налоговых решений даже на основании таких ошибок, как неправильное оформление акта проверки.

    Судебный порядок рассмотрения налоговых споров и обжалование судебных решений: практические аспекты

    Критерии и классификация налоговых разногласий

    В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

    • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
    • структур таможни или ФНС.
    Читайте так же:  Налог на землю садовых участков

    По основанию (предмету) выделяют типы споров:

    • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
    • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

    По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

    • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
    • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

    Предметом требований может служить заявление о:

    • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
    • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
    • обеспечении мер;
    • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
    • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

    По способу разрешения ситуации делят на:

    • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
    • решаемые административным (досудебным) порядком.

    Досудебный способ урегулирования

    С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

    Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

    Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

    Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

    • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
    • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

    Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

    Особенности досудебного обжалования

    Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

    В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

    В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

    • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
    • в части или в полном объеме изменено или отменено;
    • отменено, но принято новое решение;
    • отменено, а производство по делу прекращается.

    Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

    Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

    • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
    • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
    • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
    • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

    Предмет обжалования

    Процессуальным законодательством, НК РФ не ограничен предмет обжалования, однако стоит выделить наиболее актуальные споры:

    • О признании недействительным ненормативного/нормативного акта налогового органа.
    • О признании незаконным действия/бездействия должностного лица налогового органа.
    • О возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
    • О возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

    Бремя доказывания

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Также важную роль при распределении бремени доказывания играет презумпция невиновности налогоплательщика, в связи с чем, налоговым органам требуется доказать:

    • Обстоятельства и основания принятия оспариваемого акта.
    • Соответствие действий/ бездействий налоговых органов закону.
    • Наличие полномочий на совершение тех или иных действий, проведение мероприятий.
    • Факт наличия налогового правонарушения.
    • Вину налогоплательщика.

    Принимая во внимание действие презумпций, тем не менее, ряд обстоятельств и фактов, исходя из судебной практики, подлежат доказыванию налогоплательщиком:

    • Достоверность хозяйственных операций.
    • Объемы понесенных убытков.
    • Правомерность и обоснованность вычетов, льгот.
    • Соблюдение срока давности при подаче заявления в суд.

    Также, суды нередко при обобщении практики указывают, что суд, давая оценку добросовестности налогоплательщика, должен установить такие факты, как: отсутствие деловой цели, открытие счета в банке с заведомо нестабильной финансовой репутацией и иные вопросы, которые могут ставить под сомнение добросовестность налогоплательщика.

    Налоговые споры — виды и их классификация

    Из всех существующих категорий судебных дел налоговые споры относятся, пожалуй, к числу самых сложных. Чтобы разрешить налоговый спор, важно отчетливо квалифицировать определенный спор. От этого будет зависеть правильность использования той или иной нормы права. На законодательном уровне налоговые споры и их классификация определены достаточно четко, при этом основными актами, на которые стоит обратить внимание, являются Налоговый кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также Кодекс административного судопроизводства.

    Налоговые споры можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой государственный орган рассматривает спор. К первой группе можно отнести основные способы обжалования актов и действий (бездействий) налоговых органов в судебном порядке:

    • предъявление исков о признании недействительными актов налогового органа, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
    • предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению;
    • предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
    • предъявление иска о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
    Читайте так же:  Возврат налога перевод

    Ко второй группе относятся основания для обращения налоговых органов в суды, для взыскания налога:

    • с налогоплательщиков — физических лиц — в соответствии со ст. 48 и ст. 104 Налогового кодекса РФ;
    • с организаций или индивидуальных предпринимателей — в соответствии с п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ (которым открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более 3-х месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
    • с налогоплательщиков, у которых возникла обязанность по уплате налога на основании изменения налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

    В судебной практике налоговых правоотношений часто возникают следующие налоговые споры:

    • о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
    • об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов;
    • об обязательном представлении налоговой декларации;
    • связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
    • о сроках давности взыскания налоговых санкций;
    • в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
    • в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
    • вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании.

    Виды налоговых споров определяются теми видами налоговых правоотношений, которые составляют предмет налогового права. По данному критерию налоговые споры подразделяются на споры, возникающие:

    • при исполнении обязанности по уплате налогов;
    • в связи с реализацией налогоплательщиками права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени;
    • при осуществлении мероприятий по учету налогоплательщиков;
    • в связи с осуществлением налоговыми органами камеральной и выездной налоговой проверки;
    • при привлечении к налоговой ответственности, а также споры по возмещению вреда, причиненного неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля и т.д.

    Из анализа судебной практики выделяют три основные категории налоговых споров, это:

    • споры по вопросам права – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием или применением отдельных норм налогового, гражданского и иного законодательства;
    • споры по вопросам факта – это споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
    • процедурные споры – это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.

    Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер, то есть содержат разногласия, как по вопросам права, так и по вопросам факта, и по процедурным вопросам.

    Особенности разрешения налоговых споров

    Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье.

    Решение налоговых споров в суде

    Важнейший вопрос, который требует прояснения присудебномразрешении налоговых споров, —подсудность. При этом следует иметь в виду, что вид налогового конфликта не имеет значения при определении суда, в который следует направлять исковое заявление.

    Характеристики, по которым возможно определить подсудность налогового конфликта, следующие:

    1. Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской деятельности, то рассмотрение его производится арбитражным судом. Следовательно, арбитражному суду подсудны фискальные споры, стороной которых является коммерческая компания, а также гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если разногласия связаны с коммерцией.
    2. Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело должно разбираться судом общей юрисдикции. Соответственно, иск к налоговой по первой инстанции подается в районный суд. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 245 ГПК РФ, заявление может быть подано как по месту нахождения налоговой службы (ответчика), так и по месту жительства гражданина (истца). Выбирает в этом случае истец.

    За подачу иска уплачивается госпошлина в размерах, установленных положениями подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ:

    • для граждан — 300 рублей;
    • для предприятий — 2000 рублей.

    Необходимо обратить внимание, что досудебный механизм обжалования по фискальным спорам является обязательным.

    Налоговая выгода

    Названное понятие весьма актуально и широко истолковано ВАС РФ, подразумевает под собой любые действия налогоплательщика, направленные на уменьшение налоговой обязанности, получение льгот, применение более низкой налоговой ставки, получение права на возмещение налога из бюджета. Наличие налоговой выгоды в арбитражном процессе обязан доказать налоговый орган (Постановление ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.). При этом налоговая выгода не считается обоснованной, если налогоплательщик получил выгоду не в связи с осуществлением предпринимательской или экономической деятельности. Также налоговым органам следует доказать умысел, принимая во внимание тот факт, что сама налоговая выгода не является деловой целью. Чаще всего для получения налоговой выгоды налогоплательщики используют операции с аффилированными и взаимозависимыми лицами, однако обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капиталов. Наличие выгоды, исходя из судебной практики, должен доказать налоговый орган, так как эта категория граничит с презумпцией добросовестности, однако это не исключает право налогоплательщика предоставлять доказательства.

    Читайте так же:  Имущественный вычет решение суда

    Рассмотрение дела

    Существенным отличием рассмотрения дела в административном порядке является действие ряда презумпций, которые формируют особенности процесса: презумпция добросовестности налогоплательщика, презумпция невиновности налогоплательщика, презумпция цены товаров.

    Предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговой декларации, а также иная документация экономически оправданы и достоверны. Также налогоплательщик не несет ответственности за надлежащее исполнение налоговой обязанности иных лиц, в частности своих партнеров, контрагентов по сделкам. Важной презумпцией является экономическая оправданность цены сделки, а также тот факт, что налоговые органы не вправе давать оценку разумности, понесенных расходов налогоплательщиком (например, Постановление ФАС Уральского округа от 22 июля 2009 г. по делу № А60-38244/2008-С6). Названная презумпция часто используется в делах об оспаривании взаимозависимости лиц, цены контролируемой сделки.

    Особо важна презумпция правоты налогоплательщика, которая выражается в том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика (ст. 3 НК РФ). Сложность заключается в том, что, как правило, споры между налогоплательщиком и налоговым органом возникают в отношении применения норм одного-двухлетней давности, по которым у налогового органа на тот момент отсутствовала единая практика применения, но сформировалась на момент судебного разбирательства.

    Судебный порядок обжалования актов и решений налоговых органов

    Завершив процедуру обжалования налогового решения в вышестоящих органах, налогоплательщик получает право на использование судебного порядка разрешения налоговых споров. В связи с тем, что решение фискального органа вступает в силу сразу после завершения процедуры апелляционного обжалования и, соответственно, приближается дата получения уведомления о недоимке, начинать готовить документы в суд стоит заблаговременно, несмотря на то что на обжалование решения налогового органа в судепредоставляется 3 месяца (ч. 1 ст. 219 КАС).

    Практика рассмотрения споров такого рода в суде показывает, что налогоплательщики при подаче в суд искового заявления о признании налогового акта/решения недействительным одновременно подают и ходатайство о применении мер предварительной защиты по ст. 86 КАС в виде приостановления исполнения решения налогового органа.

    Ключевые моменты при разрешении налоговых споров

    Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно остановиться на нескольких ключевых моментах, связанных с процедурой разрешения конфликтов в сфере налогообложения. А именно:

    1. Законодательная база, применяемая при решении налоговых разногласий, достаточно обширна, поэтому ограничиваться нормативными рамками Налогового кодекса нецелесообразно.
    2. Досудебный порядок разрешения налогового конфликта является не только обязательным, но и разумным, так как:
      • не требует уплаты госпошлины;
      • необременителен в оформлении (образцы жалоб есть на сайте ФНС);
      • имеет сжатые сроки рассмотрения вопроса и исполнения решения по жалобе.
    3. Судебное решение спора в некоторых случаях эффективнее, хотя и невозможно без досудебных процедур. При этом особое внимание стоит уделить правильному определению того судебного органа, который будет рассматривать дело.

    Таким образом, налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены как в досудебном порядке, так и в суде. В зависимости от субъектов спора и характера правоотношений порядок разрешения спорной ситуации будет различен.

    Налоговые споры в арбитражном суде и их особенности

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Налоговые споры в судерассматриваются по процедуре, прописанной в КАС России. О том, какой в 2017 году действует порядок обжалования ненормативных налоговых актов и решений в суде и какая имеется судебная практика по налоговым спорам, читайте далее в нашей статье.

    Налоговые споры: стороны, предмет и виды

    Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:

    • налогоплательщики — предприятия и граждане;
    • налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
    • налоговые органы;
    • таможенные органы.

    Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов. При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.

    Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:

    1. Исходя из предмета:
      • дискуссии правового характера;
      • конфликты по процедурам;
      • споры о фактах.
    2. По инициатору разбирательства — споры, начатые:
      • плательщиком налоговых сборов;
      • налоговым органом;
      • таможенным органом.
    3. Исходя из механизма разрешения налогового спора:
      • в досудебном порядке;
      • в суде.

    Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов.

    Особенности рассмотрения налоговых споров: досудебный механизм

    С 1 июля 2016 года предварительный претензионный механизм урегулирования несогласий является непременным для большинства гражданско-правовых споров в арбитражном процессе. Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение исковых документов судом либо (в случае принятия заявления к производству) оставление его без рассмотрения. Так, обязательный претензионный механизм предусмотрен для разрешения налоговых споров следующих видов:

    1. По получению задолженности по налогам с физлиц (п. 1 ст. 48 НК РФ).
    2. По взысканию налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).
    3. Спорные вопросы по взысканию таможенных платежей (п. 3 ст. 150 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
    4. Обжалование документов фискальных органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).
    5. Обжалование отказов в госрегистрации юрлиц и ИП (п. 1 ст. 25.2 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    Досудебный порядок разрешения налоговых споров представляет собой механизм передачи жалобы или претензии вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий госорган и рассмотрение этой претензии. При этом нормативные требования налогового законодательства четко разграничивают подведомственность направления жалобы. Так, претензия на работу налоговой службы подается в вышестоящую инстанцию, а жалоба на несоответствующее поведение должностного лица — вышестоящему должностному лицу. Длительность разбора таких жалоб в некоторых случаях прямо установлена законодательно. К примеру:

    1. На рассмотрение жалобы на решения налоговой службы дается 1 месяц.
    2. Жалоба на отказ в госрегистрации юрлица или ИП должна быть разобрана в течение 15 дней.

    Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

    Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

    Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

    При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

    Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

    Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

    Особенности рассмотрения налоговых споров

    Дипломная работа посвящена особенностям разрешения налоговых споров российскими арбитражными судами. Вместе с тем, в рамках дипломной работы невозможно рассмотреть все особенности наиболее распространенной и сложной категории споров с участием государственных органов. Так, в данной работе проводится исследование процессуальных особенностей налоговых споров, в частности, различий между спорами в сфере налогообложения и другими категориями споров, разрешаемыми российскими арбитражными судами, а также в судах общей юрисдикции.

    Целью данной работы является выявление процессуальных особенностей налоговых споров, которые обуславливают установление особого процессуального статуса сторон в споре, а также применение ими особых процессуальных институтов. Кроме того, в рамках исследования также рассматривается вопрос соотношения рассмотрения и разрешения налоговых споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. В рамках дипломной работы анализируются нормы процессуального и материального права, материалов судебной практики, достижений юридической науки.

    Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

    Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

    Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

    ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

    В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

    Особенности налоговых споров

    Налоговый кодекс РФ не конкретизирует порядок рассмотрения налоговых споров в суде. Собственно, налоговые споры регулируются положениями АПК РФ и КАС РФ, поэтому особенностей в части порядка подачи заявления, принятия не предусмотрено. Также ст. 137-138 НК РФ регламентировано право и установлен порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий). При этом, в обязательном порядке судебному рассмотрению налоговых споров предшествует административное производство рассмотрения спора в вышестоящих налоговых органах, где налогоплательщик пользуется всеми основными процессуальными правами, предусмотренными АПК РФ: право на представителя, назначение экспертизы, переводчика, предоставление возражения, отзыва, вызов свидетеля, предоставление доказательств.

    Судебная защита интересов по объективным причинам имеет ряд преимуществ, и при наличии обязательного административного порядка урегулирования спора остается актуальной:

    — возможность принятия обеспечительных мер, если это позволяет предмет спора;

    — объективность как следствие рассмотрения дела вне рамок системы налоговых органов;

    — упорядоченность и урегулированность всех стадий судопроизводства.

    Услуги юридической фирмы «BRACE»

    Преимущественная часть налоговых споров связаны с НДС, контролируемыми сделками, оспариванием актов налоговых проверок. Так или иначе, рассмотрение дел в административном порядке отличается динамичностью судебной практики и законодательства. Специалисты фирмы «BRACE» на протяжении долгого времени оказывают юридические услуги по финансовым и налоговым вопросам, в частности:

    • Консультирование налогоплательщиков, поиск альтернатив решения спора.
    • Правовой анализ (устный, письменный).
    • Подготовка заявления в арбитражный суд, ходатайств, жалоб.
    • Правовая помощь в анализе доказательств.
    • Представительство интересов в суде.

    Источники

    Особенности рассмотрения налоговых споров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here