Органы внешнего государственного муниципального финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Органы внешнего государственного муниципального финансового контроля" с полным описанием проблематики и комментариями профессионалов. В случае возникновения вопросов - обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 268.1

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 268.1 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

направляются объектам контроля представления, предписания;

направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

СТ 265 БК РФ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Читайте так же:  Понятие земельный налог

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарий к Ст. 265 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья 265 БК России включена (как и следующие ст. ст. 266 — 273) в главу 26 «Основы государственного и муниципального финансового контроля» в раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль», однако законодатель не дает определения финансового контроля. В юридической и экономической науках под финансовым контролем преимущественно понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово — хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансово — контрольная деятельность нацелена на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Непосредственно комментируемая статья 265 БК РФ (пункт 1) устанавливает формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля, и классифицируются по времени его осуществления.

Предварительный контроль проводится:

А) в ходе обсуждения и утверждения законов (решений) о бюджете;

Б) в ходе обсуждения и утверждения иных проектов законов (решений) по бюджетно — финансовым вопросам.

Это может позволить лоббирование узкокорпоративных интересов определенных групп, выявить еще на стадии проектов законов и решений дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Текущий контроль осуществляется:

А) в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;

Б) в ходе парламентских слушаний;

В) в связи с депутатскими запросами.

Иными словами, текущий контроль проводится в процессе исполнения бюджета.

Поэтому этой форме контроля присущи гибкость и оперативность. Ошибки, просчеты, попытки злоупотреблений, не выявленные на стадии предварительного контроля, могут быть обнаружены депутатами законодательных (представительных) органов в ходе текущего контроля.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Следует отметить, что в соответствии с Российским законодательством Федеральное Собрание РФ участвует в осуществлении финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, слушания отдельных вопросов, связанных с исполнением бюджета и утверждением (неутверждением) отчета о его исполнении.

Пункт 2 комментируемой статьи 265 БК устанавливает права законодательных (представительных) органов Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

Во-первых, они имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, приводится в статье 182 комментируемого Кодекса.

Во-вторых, они имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении. Согласно ст. 241 Бюджетного кодекса РФ порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

В-третьих, это право на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета.

Например, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта РФ (ст. 5, п. 2, пп. «а» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 08.02.2001) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В-четвертых, это право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В целях непосредственного проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются соответственно собственные контрольно — счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ. Однако до настоящего времени сохраняется проблема координации действий в области финансово — бюджетного контроля между Счетной палатой РФ и аналогичными органами субъектов Российской Федерации, которая временно разрешается заключением между ними соглашений о совместных действиях в данной сфере.

Читайте так же:  Оспаривание земельного налога

Сохраняются и другие, не менее актуальные проблемы. Некоторые специалисты бьют тревогу по поводу того, что из года в год использование большей части бюджетных средств просто не контролируется, принимается как должное по отчетам. «Считается, в частности, — отмечается далее, — что Счетная палата ежегодно ревизует исполнение федерального бюджета. Фактически производит всего лишь изучение документации, имеющейся в Минфине. Еще хуже контролируются бюджеты субъектов Федерации. Требования Бюджетного кодекса в части обязательной ежегодной проверки дотируемых бюджетов по разным причинам не соблюдаются. Более чем в 20 республиках, краях и областях собственных контрольно — счетных органов вообще нет, причем преобладают в их числе территории депрессивные, дотационные, живущие за счет федеральной помощи» .

В-пятых, это право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 комментируемой статьи 265 БК РФ обязывает органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля.

Вся необходимая информация должна предоставляться законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.

Стандарты

Стандарт 1.4.

Стандарт 1.4. «Общие правила проведения контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 2 «Акт по фактам непредставления или несвоевременного представления информации, документов и материалов»
Файл: Загрузить

Приложение 3 «Распоряжение о проведении контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 4 «План-задание на проведение контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 5 «Программа контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 6 «Уведомление о проведении контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 7 «Акт по факту отказа в допуске на территорию и в помещения, занимаемые проверяемой организацией»
Файл: Загрузить

Приложение 8 «Акт о фактах отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, которые препятствуют проведению контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 9 «Обращение в правоохранительные органы»
Файл: Загрузить

Приложение 10 «Уведомление о применении бюджетных мер принуждения»
Файл: Загрузить

Приложение 11 «Уведомление по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов»
Файл: Загрузить

Приложение 12 «Акт по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов»
Файл: Загрузить

Приложение 13 «Акт изъятия документов и материалов»
Файл: Загрузить

Приложение 14 «Предписание по фактам нарушений, требующих безотлагательного применения мер по их пресечению и предупреждению»
Файл: Загрузить

Приложение 15 «Предписание по фактам создания препятствий проведению контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 16 «Акт по результатам контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 17 «Заключение по результатам внутренней экспертизы»
Файл: Загрузить

Приложение 18 «Сопроводительное письмо с уведомлением о направлении акта контрольного мероприятия на ознакомление»
Файл: Загрузить

Приложение 19 «Справка по результатам анализа пояснений, замечаний, представленных проверенной организацией по итогам ознакомления с актом»
Файл: Загрузить

Приложение 20 «Представление по результатам контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 21 «Информационное письмо в проверяемую организацию (вышестоящую организацию по отношению к проверяемой организации) о результатах контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 22 «Сопроводительное письмо в проверяемую организацию (вышестоящую организацию по отношению к проверяемой организации) о результатах контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 23 «Сопроводительное письмо в Московскую городскую Думу»
Файл: Загрузить

Приложение 24 «Информационное письмо Мэру Москвы»
Файл: Загрузить

Приложение 25 «Итоговая информация по результатам контрольной деятельности»
Файл: Загрузить

Приложение 26 «Протокол по результатам контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 27 «Отчет о результатах контрольного мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение 28 «Информация о результатах контрольного мероприятия на сайт»
Файл: Загрузить

Приложение 29 «Справка о выполнении предложений и рекомендаций Контрольно-счетной палаты Москвы»
Файл: Загрузить

Видео (кликните для воспроизведения).

Приложение 30 «Информация о принятых решениях и мерах по выполнению предложений и рекомендаций Контрольно-счетной палаты Москвы по результатам проведенного контрольного мероприятия на сайт»
Файл: Загрузить

Стандарт 3.6.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета и экспертиза проекта закона об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования
Файл: Загрузить

Стандарт 3.10.

«Экспертиза проекта решения о бюджете внутригородского муниципального образования в городе Москве»
Файл: Загрузить

Общие требования к стандартам

Общие требования к стандартам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в городе Москве
Файл: Загрузить

Стандарт 1.6.

«Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий»
Файл: Загрузить

Стандарт 3.1.

«Экспертиза проекта закона о бюджете города Москвы и его изменений»
Файл: Загрузить

Стандарт 3.8.

«Экспертиза проектов нормативных правовых актов города Москвы»
Файл: Загрузить

Стандарт 1.5.

Стандарт 1.5. «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия»
Файл: Загрузить

Приложение «Протокол по результатам экспертно-аналитического мероприятия»
Файл: Загрузить

Стандарт 1.1.

«Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы»
Файл: Загрузить

Полномочия контролирующих органов

Информацию о том, кто согласно п. п. 2, 3 ст. 265, ст. ст. 268.1, 269.1, 269.2 БК РФ относится к органам контроля и какими полномочиями они наделены, приведем в таблице.

Стандарт 2.2.

Стандарт 3.5

«Экспертиза проекта закона о бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и вносимых в закон изменений»
Файл: Загрузить

Стандарт 1.2.

«Планирование контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Москвы»
Файл: Загрузить

Читайте так же:  Срок вынесения решения по выездной налоговой проверки

Стандарт 3.11.

«Мониторинг бюджетных показателей, содержащихся в формах бюджетной отчетности внутригородских муниципальных образований в городе Москве»
Файл: Загрузить

Вопрос 1. Виды, формы, органы государственного (муниципального) финансового контроля, объекты контроля

Цель государственного (муниципального) финансового контроля — обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В зависимости от того, какие органы осуществляют контроль, государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, а по форме проведения – на предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами государственного (муниципального) финансового контроля субъектов РФ, местных администраций, Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований).

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

— финансовые органы в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

— государственные (муниципальные) учреждения;

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и государственные компании;

— хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;

— юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

-юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

— кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РоФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль над достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— контроль над соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

— контроль над наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— контроль над полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все.

Внешний и внутренний финансовый контроль

В письме Минфина России от 22 ноября 2018 г. № 02-09-09/84223 даны разъяснения по вопросу о контроле за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств является одним из принципов бюджетной системы РФ и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Государственный (финансовый) контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний финансовый контроль осуществляет Счетная палата России, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний контроль осуществляется Казначейством России, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований).

Полномочия органов внешнего финансового контроля следующие:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности ГРБС, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
  • контроль в других сферах, установленных Законами от 05.04.2013 N «О Счетной палате России» и от 07.02.2011 N «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
Читайте так же:  Ооо выплата дивидендов непропорционально между двумя собственниками

Полномочиями органов внутреннего контроля являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Кроме того, Казначейство России (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований), осуществляет полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю при санкционировании операций, к которым в том числе относятся:

  • контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
  • контроль за соответствием содержания проводимой операции КВР бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Казначейство России получателем бюджетных средств;
  • контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
  • контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по госконтракту сведениям о данном госконтракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 268.1

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 268.1 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

направляются объектам контроля представления, предписания;

направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 9

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 252-ФЗ в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, усилены меры государственного (муниципального) финансового контроля. В чем заключается такой контроль? Кем и в отношении кого он проводится? Какие нарушения могут быть выявлены по результатам проведения государственного (муниципального) контроля, а также какие меры бюджетного принуждения и административного наказания предусмотрены за такие нарушения? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Учитывая, что изменения, касающиеся обеспечения государственного (муниципального) финансового контроля, вступили в силу с 4 августа 2013 г., материал, представленный в данной статье, составлен на основании новых (обновленных) норм Бюджетного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль (далее — контроль) осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Различают следующие виды такого контроля:

  • внешний контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов внешнего контроля;
  • внутренний контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов внутреннего контроля, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований);
  • предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Читайте так же:  Организовать проверку налоговой

Контроль может осуществляться следующими методами (ст. 267.1 БК РФ):

а) проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Различают следующие виды проверок:

  • камеральные проверки, проводимые по месту нахождения контрольного органа на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу;
  • выездные проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов;
  • встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля;

б) ревизия — комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

в) обследование — анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, результаты которых оформляются заключением;

г) санкционирование операций — совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Санкционирование операций проводится при осуществлении полномочий по внутреннему контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований).

Стандарт 1.3.

«Годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы»
Файл: Загрузить

Стандарт 3.9.

«Экспертиза проектов государственных программ города Москвы»
Файл: Загрузить

Стандарт 3.2.

«Мониторинг исполнения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве»
Файл: Загрузить

Стандарт 3.7.

«Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования в городе Москве»
Файл: Загрузить

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение

Федеральным законом N 252-ФЗ изменено не только название части IV БК РФ, определяющей виды нарушений бюджетного законодательства и меры принуждения за их совершение, но и сам текст данной части полностью изменен. А точнее, гл. 28, составляющая часть IV БК РФ, теперь отменена, вместо нее введены в действие следующие главы:

  • гл. 29 «Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения»;
  • гл. 30 «Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение».

Статьей 306.1 БК РФ вводится новое понятие «бюджетное нарушение», под которым подразумевается действие (бездействие) лица, являющегося участником бюджетного процесса (финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета), совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ. За совершение бюджетного нарушения предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, установленных гл. 30 БК РФ. Уточнено, что применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ. По мнению автора, под «законодательством РФ» в первую очередь подразумеваются нормы КоАП РФ.

Действие (бездействие) лица, не являющегося участником бюджетного процесса (бюджетного учреждения, автономного учреждения), совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (КоАП РФ, иными кодексами и нормативными актами, предусматривающими ответственность за нарушения бюджетного законодательства).

Учитывая сказанное, теперь необходимо разделять следующие моменты:

  • бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения за их совершение устанавливаются Бюджетным кодексом и действуют только в отношении участников бюджетного процесса;
  • в отношении лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, виды нарушений бюджетного законодательства и ответственность за их совершение устанавливаются КоАП РФ (иными нормативными актами, предусматривающими ответственность за нарушения бюджетного законодательства).

Стандарт 3.3.

«Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета и экспертиза проекта закона об исполнении бюджета города Москвы»
Файл: Загрузить

Объекты контроля

Перечень объектов, которые подлежат контролю, приведен в ст. 266.1 БК РФ. Среди них упомянуты, в частности, государственные (муниципальные) учреждения.

Таким образом, законодатели четко установили, что контролю подлежат не только учреждения, являющиеся участниками бюджетного процесса, но и бюджетные (автономные) учреждения.

Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения за их совершение, установленные Бюджетным кодексом

Видео (кликните для воспроизведения).

Приведем в таблице виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения за их совершение, предусмотренные гл. 29, 30 БК РФ.

Виды нарушений бюджетного законодательства и ответственность за их совершение, установленные КоАП РФ

Приведем в таблице виды нарушений бюджетного законодательства, установленные КоАП РФ, и размеры административных штрафов за их совершение.

Источники

Органы внешнего государственного муниципального финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here